Автор Тема: Действия властей в области образования - это вредительство  (Прочитано 87016 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
Здесь интересна не сама заметка, а комментарии к ней
https://politics.dirty.ru/degradatsiia-rossiiskogo-obrazovaniia-v-tsifrakh-i-faktakh-1191242/

Правда, есть лексика весьма неделикатного свойства.

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 275
Ссылка на сайт PISA здесь, там результаты по России в целом. Думаю, что результаты по регионам тоже можно откопать, если есть такое желание. И там можно сравнить с любой другой страной.
http://www.compareyourcountry.org/pisa/country/RUS

Разночтений с информацией по Москве не вижу. В целом значительное улучшение в сравнении с 2012 г. именно по указанным направлениям.

А в комментариях по ссылке в сообщении выше отчего-то пишут уверенно, что Россия вообще в исследовании не участвовала.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
Насколько я знаю, не участвовала.
Наши отказались, заявив, что их не устраивают критерии.
Где-то была об этом статья, года 3 назад. Я поищу в выходные.

Последние исследования были в 12-ом году. Верней, их итоги. Потом были долгие оправдания по поводу низкого места. Заявления, что мы не будем участвовать.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2016, 01:22:05 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
Что интересно: заметка на сайте ДОГМ от сентября-месяца. А результаты PISA опубликованы 6 декабря.
https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 275
Насколько я знаю, не участвовала.
Ну, раз на сайте PISA есть результаты России за 2015 год, то сложно себе представить, что PISA их выдумала. Логичнее предположить, что Россия все-таки участвовала в исследовании, а авторы статей, где утверждается обратное, ошибались.

Вообще, я не хотела вмешиваться в этот разговор, хотя категорически не согласна с изначальной статьей об "элитных" школах. Я знаю о школах с отбором не понаслышке, и то, что описывает автор статьи (школа с отбором для детей чиновников и прочих родителей "с ресурсом", которую к тому же осыпает деньгами государство) характерно только для упомянутой здесь школы 57, да и то с оговорками.
В школе, где сын учился свои последние три школьных года, поступление зависело исключительно от сданных экзаменов, родителей звали только на праздники, ни копейки за все годы ни с кого не взяли, репетиторство крайне не приветствовалось. И дети были из совсем небогатых семей, в основном. А гранты тратили на лаборатории, на поездки детей в зарубежные школы и на конференции, на свой театр, а не на бассейны и пафосную ерунду.
И примерно так же обстоит дело в большинстве других школ этого рода, они ж все общаются между собой - летние школы, олимпиады, конференции. Друзей много, информация "с мест" доступна. 
Но есть и иные школы, где обучение стоит невероятно дорого, там другие принципы отбора детей. Эти школы редко попадают в рейтинг.
И еще о рейтинге. Напрасно упрекать Департамент образования (Роскомнадзор тут вообще ни при чем) в том, что критерии рейтинга непрозрачны. Я сама знакомилась, пока сын учился, все было опубликовано. Помимо олимпиад там, например, учитывается количество выпускников, сдавших три ЕГЭ в среднем на 220 баллов. Такой выпускник дает столько же баллов, сколько призер олимпиады. То есть, если школа не штучно готовит олимпиадников, а массово прилично учит, то у нее все шансы попасть в рейтинг есть. Хотя верхушка рейтинга, конечно состоит из школ с отбором. Так они реально лучшие. Я сыну завидую по хорошему, что он учился в таком месте.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
По первому вопросу -- видимо, участвовала. Но данных по Москве я не нашла.

По второму вопросу. К сожалению, вес рейтингового балла за победителя Всеросса или Московской олимпиады не равен весу балла за 3 ЕГЭ в сумме.
Не говорю уже о том, что в школе с 4000 детей олимпиадников заведомо больше.
Критерии далеко не прозрачны, потому что хотя они и публикуются, сами подсчеты "не в пользу" обычных школ. http://dogm.mos.ru/main/raiting_vklada.php
Собственно, тут можно все проанализировать.

Могу только сказать, что многие хорошие московские школы, находящиеся на задворках официального рейтинга, по неофициальному рейтингу находятся на верхних позициях. Что это за "неофициальный рейтинг", о котором знают педагоги и родители? Количество учащихся, сдавших ЕГЭ на приличный балл (больше 70-ти) -- и без плюсования сюда призеров Всеросса, каких-то странных конкурсов типа "Музеи. Парки. Усадьбы" и пр.

Школа должна учить и готовить к экзаменам. Это ее главная задача. А не воспитывать нездоровое честолюбие и претензии на элитарность.

Что до "конкурса родительских кошельков" при зачислении, я об этом не писала ни слова. Говорила только о несправедливости того, что некоторым школам разрешен отбор, а остальным -- нет. И о следствиях этого.

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 275
Критерии далеко не прозрачны, потому что хотя они и публикуются, сами подсчеты "не в пользу" обычных школ. http://dogm.mos.ru/main/raiting_vklada.php
Собственно, тут можно все проанализировать.

Прозрачность рейтинга налицо. Критерии опубликованы, поддаются пересчету, это и есть прозрачность. Другое дело, что методика подсчета несовершенна, дает преимущество определенной группе. Но это свойство любого рейтинга, абсолютно объективных не существует, в этом смысле, что PISA, что TIMSS, что многочисленные рейтинги вузов, что рейтинг Депобраза далеки от совершенства.
В нормальных школах, кстати, относятся к рейтингам сдержанно, без восторгов.

Школа должна учить и готовить к экзаменам. Это ее главная задача. А не воспитывать нездоровое честолюбие и претензии на элитарность.
Что до "конкурса родительских кошельков" при зачислении, я об этом не писала ни слова. Говорила только о несправедливости того, что некоторым школам разрешен отбор, а остальным -- нет. И о следствиях этого.

Согласна, главная задача школы - учить. Она и учит, только разных детей по-разному. Я очень хорошо помню, что сказал директор школы, куда сын поступал в 9 класс, еще до экзаменов, на дне открытых дверей: "Подумайте хорошо и обсудите с детьми, нужно ли вашему ребенку столько, сколько мы будем давать. Мы рассчитываем на тех, кому обычной школы слишком мало". Шесть дней в неделю по 5 пар, иногда больше. Плюс с 10 класса день в неделю - работа в лаборатории РАН, плюс  защиты работ, плюс сессии дважды в год (весьма сложные), плюс практика. Учиться в такой школе можно только если очень хочется побольше определенного предмета. Иначе это будет каторга неподъемная. Тем не менее, желающие так пахать находятся.
Кстати, всякие претензии на элитарность строжайшим образом пресекались, если возникали в чьих-то головах. Но так не везде, насколько я знаю, есть школы, где это приветствуется, увы.
И еще. Учить этих детей совсем не так уж легко и приятно. Они сложные во всех отношениях. Там и характеры ого-го, и бывает аутичные черты, и чего только нет. А уж спорить с ними...

А про конкурс кошельков я писала относительно статьи, с которой началось обсуждение, у Вас об этом действительно ни слова.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Студентов отчислили вместе с вузом

Дзержинский райсуд и Рособрнадзор остановили работу Европейского университета в Санкт-Петербурге

Лицензия одного из ведущих негосударственных учебных заведений страны, Европейского университета (ЕУ) в Санкт-Петербурге, «полностью приостановлена» Рособрнадзором. До среды ЕУ должен передать студентов в другие университеты города. После обращения к президенту ситуация стала причиной экстренного совещания в правительстве. В числе версий, обсуждаемых как причины проблем ЕУ,— будущая реконструкция исторического дворца Кушелева-Безбородко, арендуемого университетом, и участие экспертов ЕУ в работе Центра стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина по темам реформы правоохранительных структур.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3168792

Европейскому университету разморозили лицензию

http://m.fontanka.ru/2016/12/13/136/

Заколотить окно

Что не так с Европейским университетом в Санкт-Петербурге

https://m.lenta.ru/articles/2016/12/18/evroagenty/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 637
Я как-то перестала читать эту ветку. Но сообщаю вкратце для тех, кому интересно. PISA  бывает раз в три года, последний раз она была в 2015 году, наши участвовали, результаты опубликованы были в начале декабря этого года. Все желающие могли их увидеть.  Я лично видела.
PISA  не бывает для всех школ, у них своя выборка, т.е. они сами решают, кто и где пишет. Исследование в Москве ( то, о котором шла речь)  было другое, т.е. называемое PISA для школ. Она бывает по городам. Т.е. эти тесты могут писать все.
Я бы вот что ещё хотела отметить. В этой самой PISA   видно различие подходов. Там много прагматического знания, т.е применения каких-то знаний в реальной жизни. Это и хорошо, и плохо одновременно. На мой взгляд.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 637
http://www.businessinsider.com/pisa-worldwide-ranking-of-math-science-reading-skills-2016-12
Общие результаты по РФ и пр. за прошлый год, опубликованы в декабре 2016

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Родители учеников московской школы добились отмены курса «Истоки»

https://takiedela.ru/news/2016/12/26/istoki/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
Рядом с элитными гимназиями множатся школы-отстойники для фриков

Оценки ЕГЭ в разных школах различаются в разы
http://www.mk.ru/social/2016/12/25/ryadom-s-elitnymi-gimnaziyami-mnozhatsya-shkolyotstoyniki-dlya-frikov.html

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Мне кажется, логика поддержки преимущественно хороших школ лежит на поверхности. В этих школах, благодаря директорам и сложившемуся учительскому коллективу, уже отлажены и процессы управления, и процессы обучения. От Департамента образования ничего по сути не требуется: вливай туда понемногу денег — и будет как минимум не хуже. Хорошие школы — это уже, так сказать, успешно работающие механизмы.

Но чтобы поднять так называемые плохие школы, уже от Департамента образования понадобятся титанические усилия, основанные на грамотном менеджменте, экспертной (а не бытовой, как это обычно бывает у чиновников) компетенции, результатах широких экспертных и общественных дискуссий (а не как обычно — междусобойчик) и главное непреодолимом желании сделать школы действительно лучшими, а детей самыми образованными. Пусть даже и в мире.

Я не слышал, чтобы об этом шла речь хотя бы на декларативном уровне. Задачей Департамента образования и города Москвы в области образования, сколько я помню себя как родителя школьников, была чисто утилитарной — оптимизация (читай минимизация расходов на школу, чисто с целью сэкономить — на что? зачем? — непонятно). Это в управлении. А в самом образовании во главу угла поставлена проверка знаний, на которую и положена большая часть усилий. Т.е. второстепенные вещи поставлены на первое место явно не от избытка профессионализма (делаем, что полегче, что умеем) и желания заняться именно улучшением образования (ибо задалбывание и недофинансирование к улучшению точно не ведут).

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
Формально так называемое "слияние" школ было направлено на выравнивание возможностей педагогических коллективов и нивелировку контингента. Подсоединяли слабые школы к сильным. Добились ли толку -- непонятно, потому что с правдивостью рейтингов в Москве очень плохо. Но тут хотя бы пытались. А других регионах и этого не делали.

Семимильными шагами идет процесс уничтожения советской системы образования, которая полностью упразднила когда-то сословность и денежный ценз: хорошее образование было доступным для всех слоев населения.

Это очень печально. Не все "завоевания советской власти" были плохими.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 637
А что, Департамент должен повышать уровень образования? А я думала, что учителя и школа.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Формально так называемое "слияние" школ было направлено на выравнивание возможностей педагогических коллективов и нивелировку контингента. Подсоединяли слабые школы к сильным. Добились ли толку -- непонятно...
Ну в короткой перспективе (в которой мы существуем сейчас), насколько я понимаю, нет.
Ибо, совершенно очевидно, что выравнивание возможностей в случае чисто административных действий по слиянию общий уровень только снижает: в слабой школе, возможно, что-то становится лучше (и это можно только приветствовать), но сильная (особенно если это не «мастодонт» из первых десятков рейтинга) автоматически снижает свой, уровень, превращаясь из сильной, обычную. Что вынуждает сильных детей искать другие школы (что автоматически приводит к снижению рейтинга, ибо некому показывать высокие результаты).

Поднятие уровня слабых школ — это требуют спецусилий, а не только административной реформы. Ведь речь идет не только о слабости самих школ, а о слабости определенных групп учеников, в частности детей мигрантов, детей с отклонениями в развитии. К ним нужен особый подход. Не тот, что для гениев-олимпиадников.

Цитировать
Семимильными шагами идет процесс уничтожения советской системы образования
Я бы не обольщался насчет советской системы образования. Рулят образованием (и всем остальным) в основном продукты того самого советского образования. Результат на лицо.

Но доступность, да, это правильное завоевание. Которое упраздняют с особым рвением. Высшее-то переходит на платную основу уже  семимильными прыжками.
« Последнее редактирование: Декабрь 28, 2016, 13:14:18 от Александр П. »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
А что, Департамент должен повышать уровень образования? А я думала, что учителя и школа.
Пока Вы думаете, за повышение уровня образования у нас отвечают в основном репетиторы. :)

Департамент должен заниматься этим на уровне менеджмента, т.е. заниматься организацией образовательного процесса в данном регионе. Причем с целью организовать этот процесс так, чтобы учителя и школа могли обеспечить разным категориям учеников максимально возможный уровень образования, желательно конкурентоспособный на мировом уровне (благо потенциал для этого окончательно не растерян). Т.е. глобальная цель такого менеджмента — именно повышение уровня образования путем создания максимально способствующих для этого условий работы школ и учителей.

Однако у меня складывается ощущение, что у нас не образование является целью Департамента, а деятельность Департамента является самоцелью организуемого им образовательного процесса. Т.е. они считают, что мы все — учителя, родители, ученики — жить исключительно их какими-то внутренними интересами (на которые нам глубочайше наплевать). Хочется им с удобством проверить результаты обучения — все с головой погружаются в проблемы ЕГЭ, хочется им поменять на школах вывески и номера — все на ушах по поводу «слияний и поглощений», взбрело им в голову получать больше отчетных данных о работе учителей — учителя в ущерб своей основной деятельности и/или здоровью занялись писаниной. В результате, как говорит Ямбург, «школа стала местом, где дети мешают администрации и педагогам работать с документами».


Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 637
Это всё маниловские мечтания. Это как если бы вы себе поставили задачу, чтобы все стали мастерами спорта. Без исключения. Обратите внимание - не выигрывали чемпионаты России, Европы  и мира, а только мастерами спорта.
Нет, все не будут учиться хорошо, хоть направь на это 10 процентов национального бюджета. В способностях люди не равны от природы. Из дурака вы умного не сделаете.
Задачи департамента совершенно другие. Они опубликованы и давно определены.
Другое дело, что наша школа и европейская тож учит всех подряд  математике, физике, химии и пр. А человек, может, по природе своей хорошо может работать руками, например, кинестетик он. А вот до определённого уровня абстракции подняться он не может.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Это всё маниловские мечтания. Это как если бы вы себе поставили задачу, чтобы все стали мастерами спорта. Без исключения. Обратите внимание - не выигрывали чемпионаты России, Европы  и мира, а только мастерами спорта.
Нет, все не будут учиться хорошо, хоть направь на это 10 процентов национального бюджета. В способностях люди не равны от природы. Из дурака вы умного не сделаете.
Я не говорю об одном уровне для всех. У меня написано про разные категории учеников. Для каждой из них повышение уровня образования понимается по-своему.

Цитировать
Задачи департамента совершенно другие. Они опубликованы и давно определены.
Я рад за департамент. Только тот факт, что они там что-то себе определили (никого не спросив) и что-то опубликовали, меня умиляет самым минимальным образом.

Хотел сейчас посмотреть, что же именно они там наопубликовывали — сайт не работает. Вопросов, как говорится, больше не имею. :)

Цитировать
Другое дело, что наша школа и европейская тож учит всех подряд  математике, физике, химии и пр. А человек, может, по природе своей хорошо может работать руками, например, кинестетик он. А вот до определённого уровня абстракции подняться он не может.
Это тоже тема для организации образования в современной школе. Если она и решается, то только энтузиастами в отдельно взятых и крепко стоящих на ногах образовательных центрах, у того же Ямбурга, возможно.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
К этому всему надо добавить, что учитель -- главное лицо в образовании наряду с учеником -- совершенно дезориентирован. То он -- сфера услуг, то (по словам нового министра) учитель -- это миссия, а не услуга. То он должен всех готовить к ЕГЭ, то совсем даже не должен, а обязан давать только программу.
Ко всему прочему, вот-вот ему на голову свалится профстандарт, по которому он навсегда должен все и всем: на высочайшем уровне прививать компетенции, воспитывать то, другое, третье, повышать, совершенствоваться, быть финансово грамотным, владеть основными программами компьютера, внедрять, обобщать...

Он, бедный, должен будет соответствовать этому профстандарту, иначе уволят.

Причем ни в одной развитой стране никакого профстандарта педагога нет. Зато есть профсоюз, который своих членов защищает. Что-то я не слыхала за последнее время вообще об учительском профсоюзе.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Ко всему прочему, вот-вот ему на голову свалится профстандарт, по которому он навсегда должен все и всем: на высочайшем уровне прививать компетенции, воспитывать то, другое, третье, повышать, совершенствоваться, быть финансово грамотным, владеть основными программами компьютера, внедрять, обобщать...

Он, бедный, должен будет соответствовать этому профстандарту, иначе уволят.

Уже не вот-вот, а с 1 сентября 2019 г. ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
Это общий, а по предметам -- раньше. "Учитель физики", "учитель биологии" -- и т д. Для каждого свой. И в свой срок (отдельный).
А 2019 -- это граничная дата, к которой все должны уже освоить профстандарт.

Не говоря о том, что, как говорят, учителей массово отправили на курсы по изучению этого стандарта: http://www.mioo.ru/?show=11112
Представляете, сколько товарищей из МИОО, детей и близко никогда не видевших, обучают учителя этому стандарту?

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 637
Ну учительский профсоюз должны учителя создавать. Иначе не бывает

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 161
Это общий, а по предметам -- раньше. "Учитель физики", "учитель биологии" -- и т д. Для каждого свой. И в свой срок (отдельный).
А 2019 -- это граничная дата, к которой все должны уже освоить профстандарт.
А этот профстандарт будет как-то принципиально отличаться от того, что учителя и так знают и умеют (или должны по идее знать и уметь)?

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 036
Сейчас основанием для приема на работу является диплом о высшем образовании. А тогда, когда примут профстандарт, основанием для приема или увольнения будет служить соответствие знаний и умений педагога профстандарту. И уволить педагога будет гораздо легче (тогда как сейчас, насколько мне известно,  это почти невозможно -- можно только "вынудить уйти")