Автор Тема: Юрий Башмет (р.1953 г.) - великий альтист современности (дирижёр, организатор)  (Прочитано 31346 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
От Москвы до Сочи
День рождения Юрий Башмет отметит в Зале Чайковского

http://www.rg.ru/2011/01/24/bashmet.html

Татьяна Эсаулова
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5388 (12) от 24 января 2011 г.

 
Юрий Башмет готовится не только ко дню рождения, но и к "Зимнему фестивалю искусств" в Сочи

Сегодня по сложившейся традиции именинник Юрий Башмет выйдет на сцену в окружении известных музыкантов и своих коллективов - Камерного ансамбля "Солисты Москвы" и Государственного симфонического оркестра "Новая Россия".

На этот праздник в Зале Чайковского, по словам маэстро, практически невозможно попасть: все билеты уже раскуплены. Сам же маэстро активно готовится не только к дню рождения, но и к своему "Зимнему фестивалю искусств", стартующему через несколько дней (с 4 по 13 февраля) в Сочи. Накануне этих музыкальных событий Юрий Башмет дал интервью для читателей "Российской газеты":

Российская газета: Ясно, что на ваш концерт в Зал Чайковского практически не попасть, но расскажите, что вы задумали?

Юрий Башмет: Идея концерта состоит в том, чтобы представить в программе все мои фестивали. А их у меня пять! И на концерте выступят артисты, участвующие в этих фестивалях: моя дочь - Ксения, белорусский пианист Ростислав Кример (с 2006 года мы с ним проводим ежегодный Международный фестиваль в Минске). Между прочим, это первый фестиваль, который образовался на постсоветском пространстве, а параллельно с ним возникла и Академия с мастер-классами. На концерте выступят музыканты, участвующие в "Декабрьских вечерах", в Международном фестивале в Ярославле, в музыкальном фестивале на острове Эльба. Наконец, приедут сочинцы и весь Олимпийский комитет!

Такой вот будет день рождения: "я" и мои фестивали!

РГ: Что вам дарят в этот день близкие?

Башмет: Они всегда в замешательстве, но выходят из положения очень интересно. Например, у меня образовалась небольшая коллекция зажигалок одной и той же фирмы. И они втайне от меня приобрели золотую зажигалку и выгравировали на ней мою факсимильную подпись (с альтовым ключом). Думаю, и в этот раз они придумают что-то оригинальное.

РГ: Вы представите на дне рождения свои фестивали. Один из них - Международный зимний фестиваль искусств в Сочи, который пройдет в этом году уже в четвертый раз. Для вас он уникален?

Башмет: Он уникален, и мы не пошли по пути: "Ах, вот выбрали Сочи местом проведения Олимпийских игр, и они вовремя подсуетились..." История такова: у нас был тур с "Солистами Москвы", проходивший по 39 городам регионов России. Первый концерт был в Сочи. Там присутствовали претенденты на проведение Олимпиады: Корея и Зальцбург. Там же были Михаил Швыдкой, Ирина Роднина и Вячеслав Фетисов. Концерт прошел с большим успехом, и после концерта, на банкете, Швыдкой, поднимая тост, сказал: если мы не выиграем, опять скажут, что культура виновата. Когда же через несколько месяцев случилось, что Сочи победили, я не поленился, позвонил Швыдкому и сказал: "Вот пусть теперь говорят, что культура виновата!" Так и возникла идея фестиваля в Сочи.

РГ: А у вас лично какие отношения со спортом? Каким видом спорта занимались в детстве?

Башмет: В детстве я был очень большим сорванцом, уличным мальчишкой. Но мама считала, что меня нужно развивать разносторонне. И решила учить меня музыке. Скрипка была тогда самым дешевым инструментом. И как-то раз после школы, она встретила меня и долго готовила к тому, что сейчас объявит про скрипку. Когда мы вошли в дом, на голом столе лежала скрипочка. Я не мог обидеть маму, но я понял, что моя жизнь - улица, велосипед, футбол, коньки - кончена! И все-таки у меня есть юношеский разряд по фехтованию, который меня не раз выручал. Так вот возьмешь палку в руки, и абсолютно защищен!

РГ: В этом году вы значительно расширили границы фестиваля: он превратился из музыкального в фестиваль искусств.

Башмет: Мы давно уже заявили о разножанровости, будем и дальше двигаться в этом направлении. Конечно, нам нужен больший бюджет, чтобы пригласить знаменитых музыкантов из-за рубежа, чтобы Зимний фестиваль в Сочи прозвучал на весь мир. Я, например, могу Стинга привезти лично, без менеджеров. Но надо и свои лучшие силы показать: например, Ульяну Лопаткину.

РГ: 4 февраля телеканал "Культура" будет транслировать в прямом эфире торжественное открытие IV Фестиваля в Сочи. В чем для вас сложность выступления при трансляции?

Башмет: Это во многом зависит от состояния, формы и профессионализма музыканта. В принципе - это всегда дополнительный нерв. Музыкант стремится качественней сыграть, но может лишиться "полета". А с другой стороны - запись, как гениально сказал Давид Ойстрах, это документ, который с годами превращается в обличительный. Правда, все, что я у него слышу, записанное в разные периоды, - звучит фантастически. Но в чем прелесть живого концерта? Люди, которые присутствуют на концерте, его соучастники! Мы только что в Перми делали сюрпризы для зрителей: немножко хулиганили, импровизировали. И в этом смысле театр выигрывает у кино. А в чем-то другом кино выигрывает у театра.

РГ: А как вы относитесь к соединению разных жанров в музыке? Хворостовский записал альбом с Игорем Крутым, Анна Нетребко спела с Филиппом Киркоровым. Нужны ли такие эксперименты?

Башмет: Отношусь к таким экспериментам с удовольствием! С Ларисой Долиной я давно это сделал. Мне как раз нравятся неуловимые мостики между жанрами: сыграть Yesterday Битлз как симфоническую поэму или сделать проект с Игорем Бутманом. Для нас Игорь Райхельсон даже написал джазовую сюиту. Я играл и со Стивом Уандером в Карнеги Холл. И это было событие!

РГ: Вы как-то сказали, что ваш идеал - "большой музыкант-исполнитель". В современном мире вы видите такой идеал?

Башмет: На этот вопрос нет однозначного ответа. Есть, скажем, музыкант, который несет в своем искусстве стиль, вкус, но не соответствует колебаниям окружающей среды. Он оказывается в какой-то изоляции, хотя у него есть своя публика, его уважают, почитают, а слава достается более дешевому мыслителю. Есть что-то еще, что работает на популярность. Лично для меня изумительные, несущие правду, честность в искусстве - это Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Виктор Третьяков. Из молодых - Алена Баева. Есть играющий только в Питере Григорий Соколов, есть Владимир Спиваков, есть Михаил Плетнев. Я верю в Дениса Мацуева.

РГ: Вы как-то сказали, что "все будет хорошо на земном шаре, если человечество будет любить классическую музыку, верить в бога и заниматься самосовершенствованием". Почему на первое место вы ставите любовь к классической музыке?

Башмет: Потому что она обращена к душе человека, и это уже подтверждено практикой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.lenta.ru/news/2011/05/10/mouse/

10.05.2011, 12:59:51


Юрий Башмет получил орден Мыши
 
Знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет получил орден Мыши первой степени и звание почетного жителя города Мышкин Ярославской области, сообщает ИТАР-ТАСС. Орденом Мыши награждаются люди, внесшие значительный вклад в развитие города Мышкина.
Администрация Мышкина отметила заслуги музыканта во время ежегодного международного музыкального фестиваля, который Башмет организует в Ярославле и Ярославской области уже в третий раз. В этом году Башмет и его оркестр "Солисты Москвы" исполнили в Мышкине "Польку" Альфреда Шнитке.

За три года проведения международного музыкального фестиваля Юрий Башмет привозил в Ярославль ГСО "Новая Россия", и ансамбль солистов оркестра Берлинской филармонии. Кроме того, на концертах фестиваля выступали солисты Большого и Мариинского театров.

Юрий Башмет является художественным руководителем и главным дирижером камерного ансамбля "Солисты Москвы" и одним из наиболее востребованных российских музыкантов за рубежом. Башмет - лауреат премии "Грэмми", офицер ордена Искусств и Литературы и ордена Почетного легиона Франции, двукратный лауреат Государственной премии России, а также обладатель многих других российских и зарубежных наград.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
8 мая 2011, 19:19

Башмету вручили «Орден Мыши» и сделали почетным жителем города Мышкина

http://www.baltinfo.ru/2011/05/08/Bashmetu-vruchili-Orden-Myshi-i-sdelali-pochetnym-zhitelem-goroda-Myshkina-203732

Москва, 8 мая. К многочисленным наградам Юрия Башмета прибавилась еще одна - «Орден Мыши» Первой степени. Как сообщили ИТАР- ТАСС в Русском концертном агентстве, на международном музыкальном фестивале, который Юрий Абрамович традиционно проводит в Ярославле и Ярославской области, прославленному альтисту и дирижеру присуждено также звание «Почетного Мышкинца».

Башмет с благодарностью принял из рук местной администрации награду на торжественной церемонии в городе Мышкин (Ярославская область) и преподнес слушателям свой музыкальный подарок. Под его руководством камерный ансамбль «Солисты Москвы» исполнил «Польку» Альфреда Шнитке.

Маэстро уже не в первый раз выступил в городе Мышкине, где у него множество поклонников. Мышкинцы с радостью показали маэстро достопримечательности своего сказочного городка. По словам руководителям пресс-службы организатора фестиваля - Русского концертного агентства Лады Меркуловой, орден Мыши имеет четыре степени отличия. Им награждаются почетные жители Мышкина, а также люди, внесшие особый вклад в развитие этого замечательного города. В их числе - губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.

Третий международный музыкальный фестиваль, возглавляемый Юрием Башметом, открылся в Ярославле 1 мая. Праздник, уже полюбившийся жителям Ярославля и близлежащих городов, традиционно проводится в мае. Он отмечен яркими выступлениями и запоминающимися премьерами. Концерты форума проходят с неизменными аншлагами. В разные годы в фестивальной программе участвовали ансамбль «Солисты Москвы», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», солисты Большого и Мариинского театров, ансамбль солистов оркестра Берлинской филармонии, а также другие исполнители.

Юрий Башмет - руководитель и постоянный участник праздника - выступает здесь в качестве солиста и дирижера. В этом году маэстро пригласил на свой смотр скрипача Вадима Репина (Россия – Бельгия), пианистку Елизавету Леонскую (Россия – Австрия), ансамбль «Хортус Музикус» (Эстония), скрипачку Алену Баеву (Россия), других коллег из Ирландии и Норвегии.

Фестиваль проводится при поддержке администрации Ярославской области и Министерства культуры РФ.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Победный альт Башмета

http://www.rg.ru/2011/06/09/nominant.html

Татьяна Хорошилова
"Союз. Беларусь-Россия" №506 (22)
09.06.2011

Одному из лучших музыкантов мира, народному артисту России вручен специальный диплом номинанта премии Союзного государства в области литературы и искусства

- Премии Союзного государства вручаются раз в два года, - пояснил журналистам заместитель Госсекретаря Союзного государства Иван Бамбиза на специально созванной пресс-конференции. - Размер каждой из них равен более пяти с половиной миллионов рублей.

Среди лауреатов прежних лет - Алексей Петренко, Ростислав Янковский, Александра Пахмутова, Александр Калягин, Михаил Финберг, Владимир Гостюхин...

На премии за 2011-2012 годы номинировано пять произведений: коллекции павловопосадских шалей "Наследие", поэтический цикл, поэма и стихотворения росийского поэта Глеба Горбовского, серия работ белорусского художника Георгия Поплавского. Кроме этого, номинантами стали российско-белорусский спектакль "Свадьба" и концертные программы народного артиста России Юрия Башмета в рамках авторского музыкального фестиваля в Беларуси в 2006-2009 годах.

- Я хотел бы вручить специальный диплом Юрию Башмету, - сказал Иван Бамбиза, - и пожелать ему победы в этом соревновании, ведь из пяти номинантов будут выбраны лишь три победителя. Юрий Абрамович занимает активную позицию по пропаганде молодежного искусства, поддержке талантливой белорусской молодежи...

В знак благодарности Юрий Башмет пригласил членов Постоянного комитета Союзного государства на концерт государственного симфонического оркестра "Новая Россия", руководителем которого он является с 2002 года. В Московской консерватории в этот вечер звучали симфонии Гектора Берлиоза и Петра Чайковского.

=========================
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Станет ли Юрий Башмет почетным строителем

Всемирно известный музыкант, номинант премии Союзного государства дал эксклюзивное интервью газете "СОЮЗ"

http://www.rg.ru/2011/06/09/bashmet.html

Татьяна Хорошилова
Сергей Михеев, фото
"Союз. Беларусь-Россия" №506 (22)
09.06.2011

Юрий Башмет исполнил на альте всё, что возможно, и то, что казалось невозможным. Он первым в исполнительской практике дал сольные альтовые концерты в крупнейших залах мира. В 2008 году его камерный ансамбль "Солисты Москвы" стал лауреатом премии "Грэмми". Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный столь престижной премии за всю ее 50-летнюю историю. Специально для Башмета написаны десятки произведений, в честь него проводится не один фестиваль, в том числе фестиваль Юрия Башмета в Минске. Указом Президента Республики Беларусь "за значительный личный вклад в развитие белорусско-российских культурных связей" Юрий Башмет награжден белорусским орденом Франциска Скорины.

Поводом для этой беседы стало присуждение Юрию Башмету специального диплома номинанта премии Союзного государства в области литературы и искусства 2012 года.

- Юрий Абрамович, как вы восприняли выдвижение вас на премию Союзного государства?

- Во-первых, очень приятно, когда тебя хвалят. Сам себя критикуешь сильнее любого критика. Во-вторых, похвала придает силы продолжать свое дело и открывает новые пути. Мы всегда накануне нашего фестиваля в Минске получаем приветствие от Президента Беларуси Александра Лукашенко. И это нас еще больше вдохновляет.

- Почему один из ваших многочисленных фестивалей проходит именно в Минске?

- Это не голые слова, но с тех пор, как мы стали независимыми, друг по дружке скучаем. У меня фестиваль в Италии, несколько - в России. В Минске фестиваль поддержали Министерство культуры Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь.

- Состоится ли фестиваль в этом году?

- Да, он будет в первой декаде октября, когда в Минске наступает "бабье лето", устраиваются народные гулянья в парках, выступления фольклорных народных коллективов из России и Беларуси. В Минске отремонтировали театр, где мы выступаем, в нем хорошая акустика. У меня в Беларуси - уже своя преданная публика.

- Юрий Абрамович, вас выдвигают на премию за концертные выступления 2006-2009 годов. Что в них особенного?

- Один фестивальный день, например, по традиции посвящался смешению стилей: такая программа называлась "Классика встречает джаз", "Классика - джаз - популярная музыка". Необычным был проект с группой "Браво", с Игорем Бутманом на одной сцене.

Закрытие одного из фестивалей проходило с участием Президентского оркестра Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарыкина, с "Тенорами ХХI века", солистами Большого театра и театра "Ла Скала"... В фестивале принял участие знаменитый скрипач Гидон Кремер, обладатель "Грэмми", приезжали лучшие музыканты мира. Ассоциация Страдивари привозила знаменитые скрипки. Играли на них молодые белорусские музыканты. Удача для молодого музыканта - услышать, как звучит такой уникальный инструмент, сыграть на нем. За годы существования фестиваля мы выросли качественно и количественно, создали Молодежную музыкальную академию в Минске. Дело это хлопотное.

- Как идет работа академии?

- В Минск приезжают известные музыканты, профессора из разных стран мира. Они дают мастер-классы, Виктор Третьяков и я в том числе. Мастер-классы проходят с полным аншлагом. Сначала звучат вопросы и ответы, затем молодой альтист играет произведение перед аудиторией, а я с ним работаю, подсказываю, как лучше играть, и т.д. У нас впервые на постсоветском пространстве через мастер-классы организуется общность молодых талантливых людей, выходцев из бывших республик СССР. Но даже им приехать и поступить в Московскую консерваторию, которая раньше собирала отовсюду таланты, сегодня не так просто. А если поступил, плати деньги за учебу.

- Союзное государство позволяет белорусам учиться в России за счет бюджета.

- За это честь и хвала Союзному государству. И все же вести молодежную академию в Минске нам показалось уже маловато. Мы решили открыть Детскую музыкальную академию в Новокуйбышевске, это - рядом с Самарой. Так что скоро в России появится младшая сестра минской молодежной академии.

- Как пришла к вам эта идея?

- Ко мне обратились с просьбой дать мое имя новокуйбышевской детской музыкальной школе. Я согласился. Это - первая музыкальная школа моего имени. Мы приехали в Новокуйбышевск на гастроли, я пошел в школу, чтобы познакомиться. Стоит абсолютно разрушенное здание, вся улица - словно после войны, но зато на фасаде школы висит золотая табличка с моим именем. Я сказал, что либо снимите табличку, либо отремонтируйте здание. Школу отремонтировали. Через год снова побывал в школе, теперь она уже с евроремонтом. Говорю, что теперь контраст только увеличился, так как школа стоит на разрушенной улице. Власти пообещали отремонтировать и улицу, а мне дать звание почетного строителя. Вдогонку я им напомнил, что у них также плохой железнодорожный вокзал. Теперь в школе - два новых рояля. Министр связи России прислал два стационарных компьютера. На базе этой детской школы мы открываем детскую академию, куда, я думаю, будут приезжать и белорусские ребята.

- Альт - очень скромный инструмент, но вы превратили его в солирующий. Как это удалось?

- Важно, что ты хочешь и можешь сказать.

- Помните свой первый инструмент?

- Это был фабричный альт за 90 советских рублей.

- Сегодня перед концертом вы репетировали часа два. И так всегда?

- Сегодня мы исполняли два очень больших произведения: четвертую симфонию Чайковского и симфонию Берлиоза "Гарольд в Италии" с солирующим альтом. Поэтому без подобной репетиции не обойтись.

- Юрий Абрамович, хотели бы вы выступить на "Славянском базаре" в Витебске?

- Я уже выступал. Впервые сыграл там настоящую импровизацию. От злости. Было очень холодно. Лил дождь. Зал был открытым.

- Сегодня летний амфитеатр, где проводится фестиваль, - под крышей, и мы надеемся, что вы его посетите в следующем году уже в качестве лауреата.

- Конечно, надо только обозначить дату.

- Что еще в планах?

- Завтра улетаю во Львов к отцу. В Воронеже будет симфонический концерт, потом - в Стамбуле. Приеду на два концерта в академию в Минске...

============================
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Интересную ссылочку мне прислали, решил поделиться:

http://sgaf.tv/2011/10/21/1349

концерт Евразийского фестиваля!

22 сентября 2011

Вечер камерной музыки

Алена Баева (скрипка)
Юрий Башмет (альт)
Александр Бузлов (виолончель)
Василий Лобанов (фортепиано)

Брамс. Трио для фортепиано, альта и виолончели ля минор, ор. 114.
Трио для фортепиано, скрипки и альта ми-бемоль мажор, ор. 40.
Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели № 1 соль минор, ор. 25


--------------------


СМИ о концерте:
--------------------

Юрий Башмет впервые выступит в Екатеринбурге в составе камерного квартета - ИТАР-ТАСС

Такого выступления Башмета Екатеринбург еще не видел – Вечерние Ведомости

Концерт Юрия Башмета в Екатеринбурге украсил Евразийский фестиваль – Комсомольская Правда
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
7 декабря 2012, 15:32   |   Культура   |   Виктория Иванова

С новым законом об охране детей всего Пушкина придется запретить
Юрий Башмет — о том, в каких случаях полезны возрастные ограничения и почему обучение музыкантов нельзя откладывать
 
http://izvestia.ru/news/540871

В рамках Культурной олимпиады «Сочи-2014» в Сочи дебютировал Первый Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета. О своем новом проекте маэстро рассказал корреспонденту «Известий».


— Как возникла идея Всероссийского юношеского оркестра?

— Она зарождалась постепенно, из деталей. Первая из них — это юбилейный тур «Солистов Москвы». Тогда я впервые задумался, что хорошо бы сбалансировать количество концертов «Солистов» в правильном для меня соотношении: сыграть больше концертов в России, чем в Европе. До этого момента у нас было 80% выступлений за границей и максимум 20% — в России. Сперва это вызвало непонимание. Никто не спорил, но удивление моя идея вызывала.


— Странно. Вы же не на Марс едете играть.

— Это идет еще с советских времен. Тогда время нахождения за границей на гастролях было лимитировано, чтобы больше служили отечеству. На самом же деле все было чуть иначе. Лимит пребывания за границей был 60 дней. Тому, кого хотели за границей, тихонько разрешали пробыть за пределами СССР 90 дней. Тому же, кого очень хотели за рубежом, разрешали 120 дней, но это было буквально несколько имен.
Помню, однажды Рихтер задержался на гастролях на 10 дней, а я подвозил его супругу Нину Львовну в Министерство культуры. И там одна дама, высокопоставленный работник, сказала: «Нина Львовна, вас ведь не поймут». И Нина Львовна с серьезным и трагическим лицом ответила: «Да, я понимаю. Но ведь Славочка тоже этого не поймет». Жена была буфером в его отношениях со всей советской властью. Так вот, моя идея была изменить эту пропорцию наоборот.


— В итоге вы проехали 39 русских городов.

— Да, мы с «Солистами» дали 41 концерт в юбилейном туре, во всех регионах, и я узнал страну. Хотя я и раньше бывал в разных городах. Но тут в каком-то городе, в Сибири, у артистического входа столпились молодые люди. Они встали грудью у дверей: «Юрий Абрамович, помогите, у нас нет билетов, мы — студенты и преподаватели, и не можем попасть на концерт». Я сказал, что попробую что-нибудь сделать. А играли тогда в здании драматического театра. Исполнительный директор там далекий от музыки человек, и когда я попросил его впустить молодежь, он отрезал, что и речи об этом быть не может, у них нет ни одного свободного места. Мне так не понравился его тон, что я попросил ему передать: о начале концерта тоже речи быть не может, если мы с ним не начнем эту тему обсуждать. Он влетел взъерошенный. А я ему сказал: вон из этой комнаты, я свое высказал. Одумаетесь — будем говорить.
Минут через 10 он вернулся, шумел в коридоре, но в итоге мы договорились, что студентов посадят на лестницу в проходе. Те были счастливы и попросили меня о творческой встрече. Так начались бесконечные мастер-классы, почти в каждом городе. Это нормальное явление: приезжаешь давать концерт, а в итоге появляется миссионерская цель. Потом уже возникла музыкальная школа моего имени в Новокуйбышевске, Академия стран СНГ. И выяснилось, что все это вызывает бешеный интерес, и мы решили объявить годовой конкурс в оркестр.


— Что является главной задачей оркестра?

— Представить уровень музыкального образования по России. В целом теперь я могу сказать, что есть хорошие экземпляры. Есть серьезные, профессиональные линии по стране. Нужна только поддержка, оживают целые регионы. Некоторые губернаторы благодаря этому событию в Сочи вообще узнали, что у них в регионах есть музыкальные школы. Хотя вообще тема с музыкальным образованием — больная.


— Вы имеете в виду упразднение музыкальных школ?

— Да. То, что пытаются перевести музыкальное образование в общее и сделать его специальным только в пятом классе, после того как выяснится, насколько талантлив человек. Сколько я когда-то ни объяснял, что так нельзя, — ничего с места не сдвинулось. Сейчас эту же тему толкает Денис Мацуев в Общественном совете при Минкульте. Я тоже состою в Совете по культуре президента, в секции детского специального образования. Это мне кажется наиболее интересным. Когда-то я уже приводил пример на высоком собрании, где обсуждалась эта тема. Мы часто бываем в Китае и научились есть палочками. Кто-то из нас даже умеет делать это хорошо. Но если взять трехлетнего ребенка-китайца, то он все равно ест палочками лучше, чем любой из нас, и в 5–10 лет будет делать это еще лучше. Также и с музыкой.
Сейчас предлагают до пятого класса оставить из музыкальных предметов только хор. Но потом, если ребенок будет хорошо петь, пойди попробуй научить его играть на скрипке. В пять, шесть лет, максимум восемь — еще можно. Сейчас из Франции приехал скрипач Ролло Ковак и сказал: «Юрка, у меня новый ученик! Ему уже два года». Правда, это его внук. В конце концов, считайте, что через 5–7 лет случится незаметная музыкальная диверсия в лучших американских оркестрах: там половина струнных — представители русской школы.


— Что будет дальше с Всероссийским оркестром? Планируются ли еще концерты до Олимпиады в Сочи?

— Пока точных планов нет, но есть идеи. Прекращать этот проект нельзя, потому что это будет выглядеть обманом, для детей — прежде всего. А для нас это будет глупо — такую красивую и важную тему самим же погубить. В следующий раз, вероятно, это будет что-то типа турне. Один концерт они уж очень боятся играть.


— На афишах ваших концертов стоит возрастной маркер «0+». Как вы относитесь к этой идее?

— Кто-то же об этом задумался. Когда этот закон приняли, то не задали никаких критериев. Где грань, ставить плюс шесть или плюс семь? Но тогда можно пойти и дальше, и какие-то знаменитые человеческие трагедии, психологические драмы, например «Ромео и Джульетту», тоже запретить. Хотя там, с одной стороны, ничего запрещенного нет, но есть убийство. Пушкин — вообще весь попадает под запрет. Куда Онегина девать? Мне кажется, что травинка все равно пробьется меж камней. Все равно в возрасте от 10 до 15 лет тема секса интересовать не перестанет. Но есть вещи, с которыми я могу согласиться.
Например, в опере Штрауса «Саломея» есть сцена, где героиня должна быть без одежды. А есть такие маразматические постановки, куда и взрослым не стоит ходить. Например, была постановка «Онегина» в Берлине, где должен был дирижировать Юрий Темирканов. Он приехал к генеральной репетиции, готовился войти в постановку, но когда увидел происходящее, то сказал: «Спасибо, это без меня», развернулся и уехал. А там в сцене письма Татьяна занимается онанизмом. «Онегин» — вообще многострадальная опера. У нас однажды в Ярославле во время слов Татьяны «кончаю, страшно перечесть» вдруг завыла уличная собака. А в Зальцбурге как-то Онегин вовсе вышел на сцену с ружьем: артист мысленно поставил запятую после слова «охота» во фразе «Мной овладело беспокойство, охота, к перемене мест». И ведь ничего, режиссер пропустил.


Музыканты русских городов, объединяйтесь


Южная олимпийская столица встречает Юрия Башмета как родного — маэстро уже провел здесь пять именных фестивалей. Местных жителей уже не удивить ни огромными афишами, ни очередями на вход в концертные залы. Единственное исключение — количество молодежи, каждый день следовавшей по набережной к Зимнему театру.
Репетиции Всероссийского оркестра начались незадолго до прибытия маэстро в Сочи: 79 юных музыкантов, многие из которых вовсе не имели опыта оркестровой игры, неделю занимались по группам, разучивая партии. Некоторые, впрочем, продолжали заниматься и после репетиций: в гостинице то и дело требовали «прекратить безобразие» — из-за смены часовых поясов оркестранты заигрывались в номерах до трех часов ночи.
Дебютный концерт оркестра прошел при полном аншлаге. Кажется, на мероприятия Башмета в Сочи уже давно приходит исключительно своя публика. В программе — самые популярные, но уже довольно трудные для молодого оркестра сочинения: Симфония № 40 Моцарта, «Вариации на тему рококо» Чайковского. Среди солистов — как любимцы сочинской публики Александр Бузлов и Валентин Урюпин, так и новые для города имена. В частности, из Франции прилетел скрипач Мохамед Ибер.
Сам Юрий Башмет тоже традиционно взял в руки альт. Однако, в отличие от концертов с «Новой Россией» или «Солистами Москвы», маэстро побоялся оставлять оркестр без присмотра, и за пульт встал Валентин Урюпин. Под его же руководством прошло вокальное отделение концерта с участием артистов Молодежной программы Большого театра Нины Минасян и Алексея Стражевича. Завершился концерт Адажио и вальсом из «Спящей красавицы» Чайковского.
Маэстро перед концертом признался, что немного нервничает, однако после с удовольствием выходил на бис, принимал цветы и даже вывел на авансцену двух самых младших участниц оркестра, близняшек лет девяти.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Подарком Юрию Башмету на 60-летие стал концерт с сюрпризами
25.01.2013

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1014359

В четверг 60 лет исполнилось Юрию Башмету, пожалуй, самому известному альтисту в мире. Музыкальный инструмент, который еще несколько десятилетий назад редко выступал иначе как в составе оркестра, благодаря Башмету не просто стал сольным, но и получил новую жизнь. Теперь специально для маэстро альтовые произведения пишут лучшие композиторы мира. Отмечали юбилей с размахом – концертом в столичном зале имени Чайковского. Кто был приглашен?

Пока не прозвенел третий звонок, на юбилейном вечере Юрия Башмета сюрпризы должны оставаться сюрпризами. Прежде всего, для самого музыканта. Как в детстве: клоуны с красными носами, праздничная музыка, вокруг – близкие и друзья. Они и позаботились о том, чтобы о программе концерта Юрию Башмету практически ничего не было известно. Знаменитый скрипач Виктор Третьяков специально не пришел на генеральную репетицию. Мелодию, которую он исполнил, можно было узнать по первым аккордам – Happy Birthday.

Настоящий звездный фейерверк и вечер импровизаций. Константин Хабенский – в амплуа ведущего-лицедея. Чулпан Хаматова и Евгений Миронов – в роли музыкантов "из народа" поют частушки. Определить жанр этого концерта невозможно, говорят артисты. Представлено всё, кроме скучного.

"Мы делаем поздравление в стиле старика и старухи из рассказов Шукшина, из народа. Я обалдел от программы, от такого количества имен музыкантов. Мы все его обожаем, такое всеобъемлющее слово, так что каждый – кто что может", — говорит народный артист России Евгений Миронов.

Выдумщик и экспериментатор, он не боится удивлять и пробовать новое. На открытии Олимпиады в Ванкувере Юрий Башмет впервые дирижировал балетным спектаклем. Солировала Ульяна Лопаткина. Поздравить маэстро она приехала из Петербурга. Подарок юбиляру – снова эксперимент.

"Будет сотворчество под голос альта, — обещает балерина Ульяна Лопаткина. — Умирающий лебедь под голос альта – это редкое явление, и для меня это тоже особое ощущение, потому что я абсолютно завишу от голоса инструмента, от интерпретации музыканта, который ведет свою речь в произведении".

Праздновать юбилей на сцене – уже традиция, говорит Юрий Башмет. У нее много плюсов. Главный – все музыкальные подарки можно услышать сразу. В том числе и мировые премьеры. Их в программе гала-концерта две. Оскароносный китайский композитор Тан Дун написал для Юрия Башмета пьесу. Один из самых известных джазовых скрипачей француз Жан-Люк Понти – аранжировку джазового произведения для альта и симфонического оркестра.

Лучший альтист мира, тот, кому рукоплескали в залах Парижа и Милана, Нью-Йорка и Вены, меценат и организатор фестивалей, руководитель оркестров "Солисты Москвы" и "Новая Россия" Юрий Башмет говорит, где-то на шестом десятке понял – все в жизни неслучайно. В том числе и то, что родители хотели отдать его в музыкальную школу по классу скрипки, но там не было свободных мест. Были – в классе по альту.

В детстве инструмент привлекал будущего музыканта по одной причине – заниматься на нем нужно было по 3-4 часа в день. А значит, оставалось время, чтобы играть в собственной рок-группе и слушать любимых Beatles. Впрочем, тогда Юрий Башмет и не подозревал, что перевернет мир классической музыки. Как когда-то "ливерпульская четверка" перевернула мир музыки современной. Его долго не отпускали со сцены. После очередного выхода на бис Юрий Башмет напомнил гостям, как звучит название вечера — "Первые шестьдесят лет" — и пообещал – концерт на "вторые" обязательно будет еще масштабнее.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вчера Башмет побывал в передаче В.Познера.
Башмет и Познер - старые приятели, друг с другом на "ты" и вообще довольно мило беседовали, что не мешало им исповедовать абсолютно разные, в частности, политические взгляды. Как выяснилось, при всём своём приятельстве они во многих областях антагонисты.
Как известно, в конце своей передачи Познер предлагает слюнявый опросник Пруста - "какой ваш любимый цвет, какой нелюбимый, что вы любите, что не любите" и прочий вздор. Но там был вопрос:
- Когда окажешься перед Богом, что ты ему скажешь ?
Башмет ответил:
- Что я был уверен, что мы встретимся и я его увижу.
Но Башмет на этом не остановился - неожиданно он обратился с абсолютно гениальным встречным вопросом к Познеру:
- А когда ты увидишь дьявола, что ты ему скажешь ?
Вот это да !
Познер захихикал и сказал, что он в него не верит, но было заметно, что такого меткого контрудара он не ожидал !
Какой всё-таки Башмет молодец, умница - умеет ответить без скандала, без драки, без обид, и при этом в самое яблочко попасть.
Великолепно.
« Последнее редактирование: Январь 28, 2013, 13:22:42 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Юрий Башмет: «Я не верю в демократию, она надуманная»

Опубликовано 30 января 2013 г.

http://www.aif.ru/culture/article/59602

Знаменитый музыкант - о сильной руке, грамотной оппозиции и КГБ

«Нам нужны организованность, дисциплина - а дальше пусть будет свобода. Законность должна стать точкой отсчёта в нашей стране».

Непревзойдённый альтист Юрий Башмет отпраздновал свой юбилей, как и полагается маэстро, на сцене.
Башмет по-прежнему любит эксперименты. Например, сейчас думает над предложением своего друга, знаменитого иностранного композитора, сделать фестиваль... в кратерах спящих вулканов.


«Нас вновь зауважали»

«АиФ»: - Юрий Абрамович, вы - «альтист № 1 в мире», «русский Паганини». «Гордишься своей страной», «Жить хочется», - говорят люди после ваших юбилейных концертов. А вот самому Башмету что даёт жизненную энергию?

Ю.Б.: - Патриотизм, творчество и любовь.


«АиФ»: - То, что приток сил дают творчество и любовь, - ответ, вполне ожидаемый от музыканта. Но вот патриотизм… Он разве может быть аккумулятором вдохновения?

Ю.Б.: - Дерево не может быть без корней. Без роду, без племени ты не можешь быть счастлив. Патриотизм даёт цельное ощущение жизни. К счастью, сегодня наши люди начинают понимать: строить, творить, улучшать надо здесь, дома, в России. Я - патриот. Патриот-оптимист.


«АиФ»: - А когда было время развала, жуткой неразберихи, всеобщей анархии, неужели это не вызывало у вас чувства отторжения и горького стыда?

Ю.Б.: - Мне было очень стыдно, когда у нас пошла перестройка. Я ведь начал гастролировать ещё при Брежневе. Прекрасно помню ощущение тыла, когда за твоей спиной многомиллионная мощная держава. Для кого-то - устрашающая. Советский Союз - это была единственная страна в мире, которая конкурировала с Америкой в военном деле, в космическом. Было приятное чувство гордости, что ты из великой страны.
И ещё тебя уважают, что ты приехал и - уехал. (Улыбается.) Потому что если приехал и там остался, то занимаешь место в социальном обеспечении. А так ты гастролирующий, известный музыкант, да ещё за твоей спиной такая держава.
А потом начался переходный период, перестройка… Мы упали тогда в глазах мировой общественности. Упали, потому что начали поносить самих себя, вывалили своё грязное бельё на обзор Европы и Америки. Мне тогда было очень не по себе. Но потом ситуация стала постепенно выправляться. А когда появился Путин, всё вообще выстроилось в стройную систему. Мы вновь сильная страна, внушающая уважение.
Меня спрашивают: «А что, вы любите Путина?» (С вызовом.) Да, я люблю Путина! А что?! А почему не надо его любить, когда это ответственный и порядочный человек, любящий свою страну?!


«В демократию я не верю!»

«АиФ»: - Но, Юрий Абрамович, нынешнюю власть зачастую сравнивают с советским правящим органом - Политбюро ЦК КПСС. Многие критикуют современных руководителей страны и видят в их стиле управления страной признаки возрождения авторитаризма. Вас не смущает такая оценка?

Ю.Б.: - А нам обязательно нужна сильная рука! Мы такая нация - в широком смысле этого слова, - которая может раскачать, раскочегарить всё не задумываясь. У нас в крови бесшабашность. Тем более что мы теперь самая молодая нация в историческом плане.
Но, кстати, идеологическая атака, которая всегда велась против СССР, активно культивируется и сегодня против России. Куда ни приедешь - везде разговоры о КГБ. Представляете, они до сих об этом говорят! Я всем объясняю: «А у вас что, нет организации государственной безопасности - в вашей Америке, Франции или в Израиле?!»
И ещё, что касается сильной руки... Я лично вообще не верю в демократию! Что вы на меня так удивлённо смотрите? Я серьёзно. Демократия - это надуманная история такая... Иллюзорная. Компьютерная. Книжная. Ещё какая-нибудь - но только не реальная.
Я сталкивался с проявлениями, мягко скажем, не совсем демократии в странах, где считается, что она, эта демократия, на высоте. Та же Америка. Я не вижу там демократии! Я вижу только внешние проявления. Любой американец внешне настолько свободен, настолько раскрепощён. Но под всем этим кроется такое, что ну никак нельзя назвать демократией!


«АиФ»: - И какую тогда модель развития может предложить для нашей страны дирижёр и руководитель оркестра Башмет? Вы считаете, что свобода русским не нужна?

Ю.Б.: - Нам нужны организованность, дисциплина, законность - а вот дальше пусть будет свобода. Свобода для меня - как Вселенная. Говорят, она бесконечная. Но если ты знаешь, что нет конца, то ты должен от чего-то отсчитывать. Всегда нужна точка отсчёта! Иначе это анархия. А я не верю в анархию в построении Вселенной. Понятно, что какой-то высший разум создал её с чего-то.
Поэтому и в молодой России должно быть что-то, что будет считаться точкой отсчёта. Мне кажется, что ею должна стать абсолютная законность. А дальше  - занимайтесь творчеством, бизнесом, политикой, кто чем хочет. Но только не надо нарушать законы. Правила для всех едины.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Очень толковые ответы.
Отличное интервью.

nnygra

  • Гость

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
«Музыка делает людей лучше»
5 февраля 2013

http://www.nvspb.ru/stories/muzyka-delaet-lyudey-luchshe-50501

Знаменитый альтист Юрий Башмет уверен: когда есть что сказать людям, можно играть хоть на балалайке, хоть на губной гармошке

Произнося слова «лучший в мире», мы всегда имеем в виду одно и то же: добившийся первенства в каком-либо виде деятельности. Выдающийся. Классический. Превосходнейший. Непревзойдённый. Определение трактуется однозначно, и человек, к которому оно применяется, как правило, вызывает у нас восхищение, восторг, уважение. Но при этом мало кто задумывается: а как живётся этому самому «лучшему в мире» человеку? Не ложатся ли титулы на его плечи тяжким грузом? Не преследует ли его страх все их однажды потерять? С такими вопросами «НВ» решило обратиться к «первому альтисту мира» Юрию БАШМЕТУ.


– Вы, Юрий Абрамович, даёте по двести концертов в год, и чаще всего зал аплодирует вам стоя…

– Это потому, что, исполняя шедевры классической музыки, мы говорим с людьми о главном.


– Разумеется! Но я хотел спросить о другом: о чём вы думаете, когда, стоя на сцене, в буквальном смысле слова купаетесь в аплодисментах?

– Честно говоря, даже и не знаю… Конечно, всегда приятно, когда тебя хвалят. Расскажу вам один случай. В Якутске после концерта ко мне подошла красивая девушка в чёрном вечернем платье. Смотрю – у неё на ногах пимы. Но как-то сначала даже и не очень взял это в голову – Якутск всё-таки, мороз 40 градусов. А потом вижу – местное начальство общается с ней с каким-то невероятным уважением. Я сначала удивился. И только позже узнал почему. Она из деревни Иенгра Нерюнгринского района и, чтобы попасть на концерт, четыре часа ехала до аэродрома на оленях, а потом ещё два часа – на самолёте. Представляете?


– Да уж…

– И эта девушка просила у меня автограф! Вы понимаете, насколько важно это для меня как для артиста? Да ведь именно такие истории и открывают пути в творчестве! Ну а что я сам думаю на сцене?.. Во всяком случае, никогда не даю себе высокую оценку. Это очень опасно. Такие вещи негативно влияют на творческое эго.


– Ещё как влияют! Наши артисты, едва став сколько-нибудь популярными, сразу же начинают «бронзоветь». Как, кстати, вам удалось избежать такой напасти?

– Всё объясняется просто. Во-первых, я сам себя критикую сильнее любого критика. А во-вторых, в этом деле мне очень помогают молодой состав обоих оркестров и мои студенты.


– Возможно, Юрий Абрамович, мой вопрос покажется вам не совсем корректным, но всё-таки скажите честно: вы действительно не опасаетесь, что благодаря вашим же собственным стараниям в мире когда-нибудь появится второй Башмет?

– Можно, конечно, пошутить и сказать: «Имидж – сильная вещь!» или «Поживём – увидим». Но в действительности дело обстоит следующим образом. Мне очень радостно, что сегодня есть люди, которым я могу передать эстафету. Во всяком случае, меня в этом убедил конкурс, который только что закончился (VII Международный конкурс альтистов Юрия Башмета. – Прим. ред.). Впредь я обязательно собираюсь сотрудничать со всеми финалистами, буду включать их выступления в концерты оркестров «Солисты Москвы» и «Новая Россия». Кстати, я очень рад, что конкурс в год моего юбилея получился самый крутой по уровню за всё время.


– Вы извините, маэстро, что я не поздравил вас с юбилеем сразу, просто хотелось сделать это в конце интервью, чтобы расспросить, к слову, о ваших планах…

– Это было бы гениально!


– Не смейтесь, Юрий Абрамович, вы же знаете, как все ждут от вас удивительных сюрпризов. Я, например, был абсолютно потрясён, когда вы работали с Ларисой Долиной.

– Ну это – да. Мне очень нравятся неуловимые мостики между жанрами, такие как, скажем, проект с Игорем Бутманом или выступление со Стивом Уандером. Я уверен: музыка делает людей лучше. И если говорить о разнице в её восприятии, лучший, по-моему, пример – Ванесса Мэй. Её многие ругают, да я и сам, когда увидел её клип «Времена года», был просто в шоке. Вы же помните – мокрые волосы, прилипшая к телу одежда и вдобавок странная манера игры. Но потом подумал и понял: ведь если бы не она, многие молодые люди вообще не узнали бы, что помимо рэпа и рока существует ещё и классика! Так что привлекать внимание к классической музыке можно и нужно всеми возможными средствами. А вы знаете, кстати, какое классическое произведение сегодня является самым любимым в России?


– Хм… Ленинградская симфония Шостаковича?.. Или «Лебединое озеро»?..

– Нет! «Маленькая ночная серенада» Моцарта! И именно потому, что она попала в мобильники Nokia.


– Забавно. Но вот ещё вопрос. Почему некоторые по-настоящему одарённые музыканты, работая всю жизнь, так и остаются безвестными, а на выступления других публика валит валом? Я не говорю о шоу-бизнесе, где погоду делает менеджмент. Речь опять-таки о серьёзной музыке.

– Что вам сказать… Однозначного ответа на этот ваш вопрос у меня нет. Бывает так, что музыкант несёт в своём творчестве стиль, вкус, но при всём этом его видение искусства не вполне соответствует «колебаниям» окружающей среды. И даже если у него есть своя публика, ему никогда не добиться такой славы, какую имеет его коллега, тоже талантливый, но не слишком глубокий мыслитель. В общем, существует нечто, работающее на популярность.


– Интересно бы узнать, что именно…

– Это очень точно определила моя дочь. Когда шестнадцатилетней кореянке Хва Юн Ли вручали Гран-при на последнем конкурсе альтистов, она сказала: «Здесь столкнулись чудо и совершенство».


– Первую премию, если не ошибаюсь, тоже завоевала кореянка?

– Да, Юра Ли. Они обе играли не просто талантливо, но ещё, я бы сказал, человечно. И та и другая хотя и совсем молодые, но уже по-настоящему большие музыканты.


– Не сомневаюсь. Но тем не менее обидно, что наши музыкальные педагоги работают не дома, а в Китае, Корее, Японии, и в результате тамошние исполнители занимают первые места на конкурсах, а нашим одарённейшим ребятам такое и не снилось.

– Это правда. Конечно, обидно и очень грустно, что мы не можем дать хорошему педагогу такие условия для работы, которые ему необходимы, и поэтому многие уезжают. Но давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Возьмём, к примеру, Паганини. Разве он участвовал хотя бы в одном конкурсе?


– Ой, ведь и правда…

– Вот видите! Но его и при жизни все знали, и до сих пор помнят.


– Ну, современных будут, скорее всего, помнить ещё дольше. После них останутся диски, кассеты, разные электронные носители. Вот только, мне кажется, ни одна аудиозапись не может сравниться с живым исполнением.

– Тут такая же ситуация, как в случае с театром и кино. Вы же согласитесь, что кинематограф почти всегда проигрывает сцене? К тому же, как сказал Давид Ойстрах, любая запись – это документ, который со временем превращается в обличительный. Одним словом, сколь бы фантастически не был сделан диск, он не даёт эффекта соучастия, который присутствует на концерте.


– А как вы относитесь к электроинструменам?

– Вы знаете, когда-то я купил в Токио электроскрипку Yamaha. Купил просто так, чтобы была. А теперь играю на ней концерты.


– Вы, насколько известно, играли на инструменте самого Моцарта?

– Я был первым музыкантом, для которого в Зальцбурге достали из шкафчика его альт. До меня к нему никто не прикасался двести лет! Больше вам скажу: я им тогда заявил, что Моцарт писал только для альта и скрипки, поэтому мне нужна ещё и скрипочка! Они тут же достали из того же шкафчика второй инструмент, и мы с моим покойным другом Олегом Каганом, который был уже смертельно болен, играли на инструментах Моцарта и в его доме!


– Удивительная история! А это правда, что вы много лет играли на обычном фабричном альте?

– Да. На обычном, за 90 советских рублей. Вы поймите – не важно, на каком инструменте ты играешь. Когда у тебя есть что сказать людям, можно играть хоть на балалайке, хоть на губной гармошке!


– Безусловно! Но почему вы всё-таки выбрали альт?

– Потому что он для меня – сердце, основа, центр в семействе скрипичных струнных инструментов! Причём, честно говоря, поначалу мне было непросто играть соло на альте – до меня же этого никто не делал. Но потом оказалось, что альт очень и очень востребован. И знаете почему? Потому что альт необычен! А это тоже способ привлечь внимание.


– И какое внимание! Я помню, как вас называли и Паганини, и Юрием Гагариным, и даже демоном.

– Главное для меня – это прорыв альта в сольную жизнь. А то, что обзывают по-всякому, – ну что с этим поделаешь? Раз это работает, да и пусть… Да и ради бога…

--------------------------------------
 

Четыре главных принципа в жизни маэстро Юрия Башмета:

Не тратить время впустую.
Дорожить родными людьми и друзьями.
Заниматься любимым делом.
Счастье – это любовь. А любовь – это счастье.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
14 февраля 2013, 19:10   |   Культура  |   Ярослав Тимофеев
 
Юрий Башмет: «Главное для жюри — проснуться с чистой совестью»


О конкурсе альтистов, флюидах Владимира Путина и вреде курения
  
Почти без паузы после масштабного юбилейного марафона Юрий Башмет открывает следующий проект — Шестой зимний фестиваль искусств в Сочи, последний перед Олимпиадой. Самый известный альтист рассказал «Известиям» о том, как пережил торжества и почему опасается за будущее своего конкурса.

 
— Как минимум в одном отношении ваш юбилей стал революционным: впервые за много лет «Первый канал» показал концерт классической музыки.
 
— Это прорыв, конечно, но всё равно на телевидении будут побеждать деньги. Я убедился в этом на своем опыте: моя программа «Вокзал мечты» много лет шла на «Первом канале», но в итоге не выдержала конкуренции с более массовыми проектами.

 
— Вам не обидно, что главные награды вашего конкурса альтистов уехали в Корею?
 
— Нет, тем более что обеих победительниц я знал раньше, давал им уроки. И подозревал, что они могут оказаться в лидерах. Тут, как сказала моя дочь, «чудо столкнулось с совершенством». Взрослая кореянка Юра Ли, получившая первую премию, играла великолепно. А у 16-летней Хва Юн Ли просто какое-то подключение к небу. Она может несколько фраз сыграть так, что после этого жюри зачеркивает все свои замечания. У нас в бюджете изначально было заложено Гран-при, но я всегда говорил: вручать его нужно, только если будет какое-то волшебство. И вот впервые за семь конкурсов такое случилось.

 
— Судя по вашему состязанию, альтисты играют все лучше?
 
— У Большого зала Московской консерватории есть свойства, затрудняющие для альтиста возможность по-настоящему звучать. Раньше считалось, что преодолеть эти трудности нереально. Сейчас их преодолела как минимум половина финалистов. Конкурс всё время рос и по качеству, и по количеству, и наконец пришел к кульминации. Я был очень счастлив, но тут же промелькнула грустная нотка: а что будет через три года? Мне кажется, этот конкурс достиг предела.

 
— Почему сейчас не было русских, достойных первого места? Случайность или тенденция?
 
— Это волны. Посмотрим через три года. Я специально увеличил «шаг» конкурса с двух лет до трех, чтобы успевало появляться новое поколение. Так мне посоветовал Ростропович.

 
— Вы не скрываете, что знакомы с победительницами, и тем самым даете почву для подозрений со стороны проигравших.
 
— Я вам расскажу историю. Жил-был альтист Даня Гришин из Нижнего Новгорода. Решил участвовать в моем конкурсе. Его все отговаривали: «Тебе ничего не светит, потому что на конкурсе Башмета премии получают только его ученики или ассистенты». К тому же он был молодоженом с грудным ребенком на руках. И он решил не ехать. Но в последнюю ночь жена переубедила: дескать, до первого тура тебя точно не выгонят. Он прошел на второй тур, третий, четвертый и взял первую премию.
Сколько я сидел в жюри в своей жизни! Самое главное — проснуться на следующий день с ощущением чистой совести. А это вопрос музыкальной и человеческой честности и ничего больше. Поэтому если кто-то у меня начнет кого-то тащить, то это не сработает.

 
— Немало людей, далеких от музыки, узнали о вашем юбилее из-за демарша Сергея Никитина после ваших высказываний о «законе Димы Яковлева» и о Владимире Путине.
 
— Когда-то Никитин сам меня пригласил на юбилей Окуджавы, где мы вместе выступили. Честно говоря, до тех пор я не знал его фамилию — знал некоторые песни, которые мне нравились. Он отнесся к делу очень серьезно, несколько раз приезжал ко мне домой, мы репетировали. Мне было нелегко, потому что бардовский жанр — такой, где нельзя отклониться ни на шаг. Чуть-чуть сюда — слишком академично, чуть-чуть туда — уже ресторан. Потом мы много лет не виделись. В огромном списке, который я предложил организаторам юбилея, был в том числе и Никитин. Но лично я его не приглашал.
В день репетиции помощник вдруг мне говорит, что у Никитина срочный разговор. Я долго не мог дозвониться. Наконец он перезвонил. Объяснил, что для него очень важно это выступление, но он по своим убеждениям не сможет принимать участие. Я не стал его уговаривать. Я почувствовал такой негатив по отношению к Путину, что подумал: как мы будем стоять на сцене рядом? Единственное, что неприятно, — Сергей мне не сказал, что сообщит о своем решении везде и всем.

 
— Судя по комментариям на различных сайтах, множество людей негативно среагировало прежде всего на вашу фразу «я обожаю Путина».
 
— Потому что им нужно его очернить, а мне не нужно ни возвышать, ни принижать. Путин же не олигарх, который поддерживает мои проекты. От того, что я стал его доверенным лицом на выборах, мое финансовое благосостояние не изменилось. Я начал карьеру не при Путине и не при Ельцине. Я независим.
Просто когда я Путина вижу, я чувствую флюиды и верю ему. Почему я должен лгать, чтобы кому-то понравиться? Я с собой в полной гармонии. Ну, кому не нравится Путин, пусть тому я тоже не нравлюсь.
Кстати, когда опубликовали точную расшифровку моих высказываний, блогер Рустем Адагамов (которого я не знаю) вдруг передо мной извинился.

 
— Если президент однажды подпишет закон, который вам будет категорически не по душе, скажете ли вы: «Больше не люблю Путина»? И как вы думаете, изменится ли после этого ваша жизнь?
 
— Я такого не скажу. Объясню на примере. У Страдивари есть плохой, неудачный альт. Тот самый, на котором играл Паганини, ― я его нашел в Токио и сыграл на нем в Москве. 90% инструментов Страдивари — самые лучшие в мире. 10% — просто нормальные. Сказать, что я не люблю Путина после одного неудачного закона, — всё равно что сказать: «Я не люблю Страдивари». Почему все думают, что Путин должен всегда быть Страдивари золотого периода? Я, например, вообще сыграл в жизни только два концерта, за которые могу голову положить.
Но если ― теоретически ― что-нибудь нас с Путиным и поссорило бы, ну и что? Отменили бы мне какой-нибудь концерт. Посидел бы два дня дома, отдохнул.
 

— Вы переживали из-за инцидента с Сергеем Никитиным?
 
— Сначала переживал, но когда начался концерт, мне вдруг ударило в голову: «Боже, о чем я думаю! Ко мне Тань Дунь прилетел, и Анне-Софи Муттер, и Гергиев, и множество других чудесных людей». Кстати, тот же Костя Хабенский, который пришел в Кремль со значком «Дети вне политики», вел весь мой вечер. Чулпан тоже меня поддержала.

 
— Как продвигается идея создания вашего музыкального центра?
 
— Мы сейчас изучаем, сколько нужно времени и денег, чтобы привести выбранное нами здание в рабочее состояние. Этим занимается мой сын. У нас есть поддержка и со стороны президента, и со стороны мэра Москвы.

 
— Как вы относитесь к своим вредным привычкам?
 
— До сих пор неоднозначно.

 
— Не ругаете себя?
 
— Ругаю, конечно. Сколько раз у меня было: концертный зал на 12-м этаже, курить нигде нельзя. Выходишь на улицу, стоишь на морозе, потом руки холодные. А это ведь уже не привычка, а зависимость. Часть жизни. Не покуришь — будешь нервничать на концерте, будет непривычное состояние. Поэтому я считаю, что запрет на курение — это дискриминация. И курить в присутствии людей, которые не выдерживают дыма, — тоже дискриминация. Грамотный выход из ситуации — это зонирование.
Как-то в Карнеги-холле великий пианист Раду Лупу сидел в артистической нога на ногу и курил. Через три минуты у него сольный концерт. Приходит менеджер: «Немедленно погасите»! Там это вопрос даже не штрафа, а тюрьмы. Лупу отвечает: No cigarette, no concert.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/544983#ixzz2L5EsSzl5
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Юрию Башмету в Екатеринбурге подарили картину из уральского камня

Текст: Марина Тябина(Екатеринбург) ,
13.02.2013

http://www.rg.ru/2013/02/13/reg-urfo/bashmet-anons.html



В уральской филармонии состоялся концерт "Башмет и солисты"



В уральской филармонии состоялся концерт "Башмет и солисты" по случаю юбилея маэстро. В нем приняла участие дочь музыканта, знаменитая пианистка Ксения Башмет, а также известные исполнители Алена Баева, Валентина Борисова, Виктория Королева, Валентин Урюпин, Александр Бузлов и Александра Зверева.
 
Открылся концерт лондонским трио Гайдна до-мажор для двух флейт и виолончели. В этом выступлении участвовала молодая уральская звездочка, флейтистка Александра Зверева. В свои 15 лет студентка Уральского музыкального колледжа выступает в составе Первого всероссийского юношеского оркестра под руководством Юрия Башмета.
 
На концерте музыканты сыграли редко исполняемую вещь Моцарта трио "Kegelstatt". Великолепное звучание арфы зрителям подарила Валентина Борисова во время исполнения сонаты Дебюсси. В завершении программы артисты исполнили произведение Моцарта - квартет для скрипки, кларнета, альта и виолончели.
 
После концерта юбиляру вручили подарок с местным колоритом - картину авторства известного художника Бориса Хохонова, сделанную в уникальной технике, сочетающий живопись с элементами из уральского камня.

Знаменитый альтист покидает Екатеринбург ненадолго: буквально через два месяца, 19 апреля, Юрий и Ксения Башмет планируют выступить вместе с Уральским филармоническим оркестром и хором филармонии.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91

Но Башмет на этом не остановился - неожиданно он обратился с абсолютно гениальным встречным вопросом к Познеру:
- А когда ты увидишь дьявола, что ты ему скажешь ?
Вот это да !

Спросил у человека, мнение которого небезразлично, для самого себя (чтобы знать на будущее).

Это его как-то оправдывает, т.к. подобный вопрос, задавать неприлично..
« Последнее редактирование: Февраль 21, 2013, 20:52:00 от Эрцог »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
http://mariinsky.tv/n/

26 марта вторник 19:00-22:00

К 60-летию Юрия Башмета
«Бенефис альта»
Бах. Шостакович – Александр Чайковский. Паганини. Шуберт

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051

Дмитрий Шостакович – Александр Чайковский
Симфония для альта и струнных «Тринадцатый»
(Переложение Струнного квартета № 13 си-бемоль минор, соч. 138)

Никколо Паганини
Концертино для альта и струнных ля минор

Франц Шуберт
Соната «Арпеджионе» ля минор, D 821
(переложение для альта и струнных)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
12.03.2013, 00:37
Башмета встретили в Тбилиси акцией протеста с требованиями его ареста

http://www.gazeta.ru/culture/news/2013/03/12/n_2793461.shtml

Благотворительный концерт известного российского музыканта и дирижера Юрия Башмета проходил в Тбилиси в понедельник на фоне акции протеста нескольких десятков молодых людей, сообщает «Интерфакс».
Участники акции, шумно протестовавшие у здания консерватории, заявили журналистам, что требуют от руководства МВД Грузии ареста Башмета, так как он нарушил грузинское законодательство, в частности, закон «Об оккупированных территориях».
По утверждению участников акции, в 2008 году, сразу же после августовской войны Башмет со своим оркестром провел концерт в Цхинвали и сделал там политические заявления против Грузии и ее руководства. В конце 2012 года музыкант выступил с концертом в Абхазии, где встречался с абхазским лидером Александром Анквабом.
«Согласно грузинскому законодательству Башмет должен был быть арестован на границе, и в отношении него должно было начаться уголовное преследование, но наши нынешние власти выборочно относятся к законодательству Грузии», - заявили участники акции.
Митинг протеста пресекли полицейские, вытеснившие молодых людей с близлежащей к консерватории территории.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
12 марта 2013, 18:55   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев
Патриарх Грузии попросил Юрия Башмета «не обращать внимания на чепуху»

Манифестанты в Тбилиси требовали арестовать российского альтиста, приехавшего с концертом

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/546524#ixzz2Nt0s3YHu

Патриарх Грузии Илия II во время личной встречи в Тбилиси попросил Юрия Башмета «не обращать внимания на всю эту чепуху», имея в виду акцию протеста около Тбилисской консерватории. Об этом «Известиям» рассказал сам альтист, сегодня вернувшийся в Москву.

Вчера Башмет дал в грузинской столице благотворительный концерт, во время которого на площади около консерватории проходил несанкционированный митинг. Манифестанты требовали арестовать Юрия Башмета за незаконное, по их мнению, пересечение абхазской границы — в прошлом году музыкант выступал в Сухуми.

Однако полиция прервала митинг. Впоследствии представители МВД Грузии заявили, что в паспорте Башмета нет штампа абхазских таможенников, поэтому основания для ареста отсутствуют.

— Лишний раз подтвердилось, что классическая музыка выше любых политических амбиций, — резюмировал Юрий Башмет. — Если есть закон о том, что посетившие Абхазию не имеют права находиться в Грузии, то это идиотизм. Я знаю, что при въезде в Израиль и арабские страны существуют такие же ограничения, но меня прекрасно принимали и там, и там. Умные люди на такие законы не обращают внимания.

По словам альтиста, зал Тбилисской консерватории был переполнен и вечер прошел успешно, хотя в тихих эпизодах и во время пауз был слышен шум, доносившийся с площади.

— Когда они шумели, они мешали произведению гениального грузинского композитора Гии Канчели, — посетовал Башмет.

Он рассказал, что выступал бесплатно — весь доход от концерта будет перечислен в пользу Центральной музыкальной школы Тбилиси.

— Когда я вышел после концерта, от автомобиля меня отделяли 2 м. Стояла стена полицейских, которые никого ко мне не пускали. Журналисты спросили о моем негативном отношении к Грузии, на что я ответил, что Грузию люблю, у меня много друзей-грузин, но я категорически против любых силовых приемов. «А вы считаете, что Грузия начала войну?» — спросили они. А как я должен считать? Такая была информация. Ну как мы можем обсуждать проблему, почему была война и как это было? Мы же не профессиональные политики. Я что, должен быть на стороне Грузии, будучи патриотом России?

Юрий Башмет добавил, что «по-прежнему уважает любые мнения, в том числе противоположные».

Согласно действующему грузинскому законодательству, за несанкционированное правительством пересечение границ Абхазии и Южной Осетии полагается штраф либо тюремное заключение сроком от двух до четырех лет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
http://mariinsky.tv/n/

26 марта вторник 19:00-22:00
К 60-летию Юрия Башмета
«Бенефис альта»

Бах. Шостакович – Александр Чайковский. Паганини. Шуберт
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051
   Дмитрий Шостакович – Александр Чайковский
   Симфония для альта и струнных «Тринадцатый»
   (Переложение Струнного квартета № 13 си-бемоль минор, соч. 138)
Никколо Паганини
Концертино для альта и струнных ля минор
   Франц Шуберт
   Соната «Арпеджионе» ля минор, D 821
   (переложение для альта и струнных)


Это уже завтра.

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Юрий Башмет: Об альтовом конкурсе и много ещё о чём...

Это интервью мы сознательно дали на таком временнóм удалении от альтового конкурса Юрия Башмета, проходившего в дни его юбилея и публикаций с Ярославского фестиваля Башмета, чтобы оно не затерялось в потоке текстов во славу маэстро. Но еще и потому, что в нём обсуждаются вопросы, выходящие далеко за рамки конкурсных проблем и его результатов.



http://newsmuz.com/news/2013/yuriy-bashmet-ob-altovom-konkurse-i-mnogo-eshchyo-o-chyom-28611

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Видео:

http://tvrain.ru/articles/jurij_bashmet_doverjaju_putinu_vo_vsem-352022/

Юрий Башмет: «Доверяю Путину во всем»
11:56  11 сентября 2013
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Видео:

http://tvrain.ru/articles/jurij_bashmet_doverjaju_putinu_vo_vsem-352022/

Юрий Башмет: «Доверяю Путину во всем»

:)) Ещё бы он не доверял: откуда он тогда возьмёт гранты на содержание коллектива ?
Бытие определяет сознание.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Юрий Башмет об «Империи детского достоинства»
Ольга Юсова (ноябрь 2013)

http://www.belcanto.ru/13110802.html



На следующий день после концерта в Нижнем Новгороде художественный руководитель и дирижер Всероссийского юношеского симфонического оркестра, Народный артист России Юрий Башмет ответил на вопросы корреспондента Belcanto.ru.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 865
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/1/24/2_1900/

24 января 2014 г., 19:00
Мариинский-2
В день рождения маэстро Юрия Башмета
Евгений Онегин
Авторская версия Юрия Башмета по мотивам романа А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского

Исполняют:
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Солисты оперной труппы Мариинского театра и Сергей Романовский (Ленский)
При участии Ксении Раппопорт и Константина Хабенского
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау