Автор Тема: Бенджамин Бриттен / Britten (1913-1976), выдающийся британский композитор  (Прочитано 21396 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809

Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал "Простую симфонию" для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: "Наши предки - охотники" (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл "Озарения" на стихи А. Рембо (1939) и "Семь сонетов Микеланджело" (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.

В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата "Баллада героев" (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, "Канадский карнавал" для оркестра, "Шотландская баллада" для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини ("Музыкальные вечера" и "Музыкальные утра").

В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу "Питер Граймс", которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов.

За "Питером Граймсом" последовали камерные оперы: "Поругание Лукреции" (1946), сатира "Альберт Херринг" (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются "Билли Бадд" (1951), "Глориана" (1953), "Поворот винта" (1954), "Ноев ковчег" (1958), "Сон в летнюю ночь" (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера "Река Кэрлью" (1964), опера "Блудный сын" (1968), посвященная Шостаковичу, и "Смерть в Венеции" (1970, по Т. Манну).

Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле "Давайте делать оперу" (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. "Вариации и фуга на тему Перселла" написаны как "путеводитель по оркестру для молодежи", знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы "Дидона и Эней" и других произведений, а также новый вариант "Оперы нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в "Военном реквиеме" (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. "Моя заветная мечта - создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства".

К. Зенкин

Бриттен является одним из наиболее значительных композиторов XX века. Колоссальна его роль в английской культуре: он возродил отечественную музыку, в которой не было крупных явлений в течение почти двухсот лет, после смерти Генделя. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры от оперы до фортепианной миниатюры.

Музыка Бриттена отличается высоким мастерством, глубиной и своеобразием замыслов. Основное место в его творчестве занимают музыкально-театральные произведения — оперы, оперетты, притчи, а так же сочинения, связанные в той или иной степени с духовной тематикой. Всемирное признание композитора подтверждается высокими наградами и званиями: в 1957 году он становится лауреатом премии американской Академии литературы и искусства, несколько позднее избран почетным доктором Кембриджского университета. В 1962 году ему вручена премия имени Гёте, учрежденная в Гамбурге в память 200-летия немецкого гения, в 1963-м Бриттена избирают почетным доктором Оксфордского университета.

Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в маленьком рыбачьем поселке Лоустофте, графство Суффолк, в семье зубного врача. С ранних лет мальчик проявил музыкальные способности и стал заниматься музыкой, сначала под руководством матери, любительницы-пианистки, активной участницы местного хорового кружка. Мальчик очень рано увлекся сочинением: первые опусы появились в 6 лет. Как он вспоминал, небольшие пьески были навеяны впечатлениями семейной жизни. В детские же годы он начал заниматься на альте, а в 1926 году его учитель игре на альте Одри Олегов познакомил Бриттена с композитором, скрипачом, альтистом и дирижером Фрэнком Бриджем. У последнего Бриттен 2 года брал уроки гармонии и полифонии, после чего поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне, где занимался у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепиано). Ко времени окончания колледжа в 1933 году им были написаны Гимн Деве для смешанного хора а капелла, Симфониетга для камерного оркестра, Фантазия-квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели, несколько песен, как сольных, так и хоровых, в том числе детских, с которых началось постоянное обращение композитора к детской музыке. Почти сразу после окончания появились хоровые вариации «Родился мальчик» на стихи рождественских песен и Простая симфония — сочинения, обратившие внимание общественности самобытным мелодическим даром, фантазией и юмором. Окончив колледж, Бригтен отправился в путешествие по странам Европы. Он даже думал остаться в Вене, чтобы учиться у Альбана Берга, творчеством которого восхищался. Однако родители категорически воспротивились. Бридж к ним присоединился, и Бриттену ничего не оставатось, как вернуться в Англию, о чем он впоследствии сожалел. Он писал, что мог бы научиться «открывать ворота, через которые пришлось перелезть».

Вскоре он получил свое первое место: его пригласила кинокомпания, выпускавшая документальные фильмы и имевшая в своем распоряжении ансамбль из 5-6 инструментов. Работа в кино продолжалась 5 лет и многому научила молодого композитора. Он привык сочинять быстро, даже «когда вдохновение совершенно отсутствовало», писать музыку на различные, часто совсем не поэтические сюжеты, например, о разгрузке грузового судна. Его заметили. Появились заказы на музыку к театральным и радиопостановкам. Начинаются и его концертные выступления. Кроме заказанной музыки, созданы Те Deum, новые детские песни, оркестровая сюита «Вечера» по Россини, симфонические Вариации на тему Фрэнка Бриджа, фортепианные сюиты и четыре вокальных цикла. В них проявтяются такие характерные для Бриттена черты, как самобытный мелодический дар, юмор, фантазия, оригинальная трактовка классических музыкальных форм.

1930-е годы — время международного признания композитора. Его произведения зазвучали во Флоренции, Барселоне, Зальцбурге, некоторых городах США. Однако это и время потери родителей. Композитор начинает ощущать себя все более одиноким. С началом Второй мировой войны он, как и многие другие художники, покидает Англию. В 1939 году Бриттен на три года едет в Америку. Побывав в Калифорнии и Канаде, он обосновывается в артистической колонии Нью-Йоркского Бруклина, где сближается с выдающимися музыкальными деятелями — композитором Аароном Коплендом, дирижером Сергеем Кусевицким. В 1939 году появляется его Концерт для скрипки с оркестром, 1940 год приносит новые значительные сочинения. Траурная симфония посвящена памяти родителей и состоит из трех частей — Lacrimosa, Dies irae и Requiem aeternam. «Изменения» для фортепиано (левой руки) с оркестром обязаны своим появлением, как и некоторые другие подобные сочинения, трагической судьбе австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. Наконец возникает вокальный цикл «Семь сонетов Микеланджело».

Именно это последнее произведение во многом определило дальнейшую судьбу Бриттена. С ним связано появление в жизни композитора Питера Пирса. Великолепный певец, начинавший карьеру как пианист и органист, музыкант чуткий и разносторонне образованный, обладающий к тому же незаурядным литературным даром, он на долгие годы становится лучшим интерпретатором сочинений Бриттена, многие из которых посвящены ему, постоянным сотрудником в трудах, другом и спутником жизни. С тех пор и до самой смерти Пирса Бриттен и Пирс не расстаются. Начинаются их совместные концертные выступления.

В марте 1942 года Бриттен отплывает в Англию. Бриттен и Пирс ездят по стране с концертами, выступают в небольших деревушках, в больницах, бомбоубежищах, иногда — в тюрьмах. «Эти концерты часто сопровождались разными приключениями; приходилось искать дорогу под проливным дождем в каких-то грязных темных переулках, ничем не отличавшихся от проезжей дороги. В конце концов исполнители добирались до одинокой деревенской ратуши... В середине зала, тесно прижавшись друг к другу, сидели слушатели — двадцать — тридцать человек, никогда раньше не бывавших на концертах, но здесь сразу же захваченных музыкой и пением», — пишет биограф Бриттена. Концертирует Бриттен и со знаменитым скрипачом Иегуди Менухином. В 1945 году появляется «Питер Граймс». Этот же год приносит одно из самых известных оркестровых сочинений — Путеводитель по оркестру для молодежи (Вариация и фуга на тему Перселла). Затем, одна за другой, пишутся камерные оперы «Поругание Лукреции» (1946, 2-я ред. 1947), «Альберт Херринг» (1947), «Маленький трубочист» (опера для детей, 1949). Продолжаются и гастрольные поездки. Так, после окончания войны, в 1945 году, Бриттен посетил с концертами Германию, в 1947-м — Бельгию, Голландию, Швейцарию и страны Скандинавии.

В 1948 году Бриттен выступил с замечательной инициативой, идею которой подал ему Пирс: организации десятидневного Ежегодного международного музыкального фестиваля в графстве Сассекс, в небольшом приморском городке Олдборо, который композитор избрал местом постоянного жительства. На первом фестивале, состоявшемся в том же году, была исполнена написанная к этому празднику кантата «Святой Николай». Композитор отдает фестивалю много сил, времени, да и денег. «Последнюю премию, которую мне присудили, я отдал целиком Олдбороскому музыкальному фестивалю — делу, наиболее близкому моему сердцу, — рассказывал Бриттен. — Возможно, значительная часть премии Аспена уйдет в том же направлении». Как большинство летних фестивалей, этот — не только музыкальный. Наряду с концертами и исполнением опер, на нем устраиваются выставки, лекции и беседы по вопросам искусства. В дальнейшем в фестивале принимают участие многие выдающиеся композиторы, художники и писатели, в том числе Пуленк, Уолтон, Копленд, Кодай, Лютославский.

Летом 1951 года в Англии возникает Организация деятелей музыкального искусства — сторонников мира (в середине XX века такие организации получили распространение в разных странах). Бриттен стал членом ее президиума. Тогда же он получил звание почетного гражданина своего родного Лоустофта. В 1951 году Бриттен пишет четырехактную оперу «Билли Бад», через два года в честь коронации Елизаветы II создается трехактная «Глориана». Еще через три года появляется «Поворот винта» по мотивам рассказа классика американской литературы Генри Джеймса, одного из выдающихся мастеров психологического романа.

В традицию входят ежегодные гастрольные поездки, либо как солиста-пианиста и аккомпаниатора с Пирсом или Менухином, либо как дирижера, выступающего с Английской оперной труппой. В 1954 году эта труппа принимает участие в венецианском Биеналле, где показывает «Поворот винта». В 1956 году композитор путешествует, знакомится с Индией, Цейлоном (Шри-Ланка). Индонезией, Японией. Яркие незабываемые впечатления отразились в партитуре балета «Принц пагод». Сказка-феерия «Принц пагод» — первый национальный «большой» балет (до того в Англии существовали только одноактные). После него Бриттен возвращается к привычной и любимой опере: в 1958 году появляется «Ноев ковчег», в 1960-м «Сон в летнюю ночь».

1960-е годы открываются самым значительным и своеобразным сочинением Бриттена: 1961-й — год создания Военного реквиема, уникального памятника жертвам войны. В тот же период композитор осваивает новый жанр — оперы-притчи, в которой основную роль играет иносказание. Первая притча, «Река Керлью», написана в 1964 году на японский сюжет. Вторая, «Пещное действо» (1966), основана на одном из эпизодов Ветхого Завета, третья, «Блудный сын» (1968) — на евангельской притче. К столетию со дня основания Красного Креста Бриттен пишет «Кантату милосердия» по притче о добром самаритянине. Кантата была торжественно исполнена в Женеве 1 сентября 1963 года.

Желание создать произведение специально для Ростроповича появилось у Бриттена после того, как он впервые услышал его игру в Лондоне. Сонату, состоящую из пяти частей, один из рецензентов назвал «пятью фотоснимками мастерства Ростроповича». Слушатели познакомились с ней во время фестиваля английской музыки в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) в марте 1963 года в исполнении Ростроповича и Бриттена. Тогда же в нашей стране впервые прозвучали одноактные оперы композитора в исполнении Малой труппы театра Ковент Гарден. В следующем году Бриттен снова посещает нашу страну. Эти годы ознаменованы началом дружбы с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской. Новый 1965 год Бриттен встречал с Шостаковичем на его даче в поселке Жуковка. В творчестве Бриттена становится все более заметно влияние музыки Шостаковича (ему Бриттен посвятил «Блудного сына»), а его дружба с прославленными музыкантами-исполнителями приносит, кроме Сонаты, Виолончельный концерт, посвященный Мстиславу Ростроповичу, и цикл песен на стихи Пушкина, посвященный Галине Вишневской. В свою очередь, Шостакович посвящает Бриттену Четырнадцатую симфонию.

В июле 1972 года Шостакович, бывший тогда в Англии, посетил Бриттена в Олдборо. До того, в 1971 году Бриттен во время зарубежных гастролей вместе с Пирсом снова посетил Советский Союз, где виделся с ним. Тогда же, в Олдборо, состоялась их последняя встреча. Шостакович умер в 1975-м, Бриттен — 4 декабря 1976 года в Олдборо.

Л. Михеева
http://www.belcanto.ru/britten.html


 
« Последнее редактирование: Март 08, 2011, 21:04:39 от Predlogoff »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)
« Ответ #1 : Январь 31, 2011, 19:25:24 »
Лично я считаю Бенджамина Бриттена выдающимся композитором 20 века, который доказал, что музыка не умерла, и она может идти дальше в отличии от авангардистов, которые уверены в обратном. Творчество этого композитора очень обширное и разнообразное. Каждый найдет в нем что то свое. Услышал в первые Бриттена я в 14 лет на уроке муз. литературы, когда учительница нам поставила послушать его сочинение "Путеводитель по симфоническому оркестру для юных музыкантов" С тех пор я влюбился в эту музыку и переслушал многие его сочинения. Интересно узнать Ваше мнение о его музыки.
А вот скрипичный концерт, который я очень люблю и в очень хорошем эмоциональном исполнении :)
http://www.youtube.com/watch?v=mj2TaQD_Ij4

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)
« Ответ #2 : Январь 31, 2011, 19:59:53 »
А вот тут он лайн можно послушать многие сочинение Бриттена
http://music.yandex.ru/#/search?text=britten&type=albums

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)
« Ответ #3 : Октябрь 22, 2011, 22:58:08 »
Только что я побывал на опере Бриттена "Сон в летнюю ночь":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5131.msg66769#msg66769

Отпишусь завтра, если будет охота, потому что имеется множество всяких "но" ... И прослушивание этой оперы повергло меня в пучину философских размышлений о судьбе оперы и музыки вообще.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)
« Ответ #4 : Октябрь 22, 2011, 23:00:13 »
С нетерпением буду ждать Вашего отзыва, уважаемый Predlogoff!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)
« Ответ #5 : Октябрь 24, 2011, 16:26:29 »
Да говорить-то особо нечего !

От оперы Бриттена у меня впечатление крайне противоречивое. Думаю, генеральная причина ясна и без меня: опера создана выдающимся инструменталистом, по складу своего дарования отнюдь не оперы призванного сочинять. И это далеко не единственная его опера, а также далеко не первая его опера, по прослушивании которой становится ясно, что "оперой" называть подобное действо вряд ли уместно ! :) Примерно по той же причине трудно называть "пением" исполнение, к примеру, Владимира Высоцкого, который, являясь выдающимся поэтом, использовал музыку как вспомогательное средство для интонирования своих стихов.
При всей несхожести их художественных стилей и музыкальных дарований это  именно так !
Не всё, что исполняется на муз. инструментах, является "музыкой"; не всё, что поётся, является "оперой". Такое впечатление, что "оперы" Бриттена правильно было бы называть произведениями для театра в сопровождении музыки. Более того, я думаю, не буду оригинальным, если скажу, что если бы герои опер Бриттена не пели, а декламировали с тем же музыкальным сопровождением, то всё то же самое выглядело бы гораздо более убедительно и не вызывало бы внутреннего протеста по причине слишком малой приспособленности бриттеновского тематического материала именно для пения.
И это к середине ХХ века была проблема не одного лишь Бриттена ! Такое впечатление, что мелодисты к этому времени просто "повывелись" ! :)) Вернее, изменилась наша цивилизация, а вместе с нею и структура и характер композиторского мышления - Асафьев прав: между ними имеется какая-то очень сильная связь, но, будучи опосредованной, она не столь отчётливо прослеживается, чтобы можно было показать её, как говорится, "на пальцах" ! :)
Собственно декламация под музыку - это старинный жанр, и остаётся лишь гадать, почему авторы ХХ века продолжали цепляться за оперу, когда более адекватными для них были совершенно других жанры. Неужели так сильно давила традиция ?
В общем, как "оперу" я эту вещь не принимаю, но как "спектакль под музыку" - почему бы и нет ??
Постановка была довольно хорошо продуманной: из-под потолка на канатах спускались на сцену ангелочки-мотылёчки со светящимися крылышками, на фоне светила Луна и порхали разные проекционные "бабочки"; сцена была украшена декорациями под "волшебство" - этакие разлитые блестяще-зеркальные "лужи" неправильной формы на полу и на стенах сцены; герои были облачены в соответствующие одежды и т.п.
Да и сама музыка, если говорить об инструментальной её стороне, была очень хороша и сделана с настроением и тонко стилизована в зависимости от поворотов сюжета. Но я хочу повторить, что было впечатление не "музыкального театра", а "театра под музыку".
Рекомендовать ли ходить на это представление ? Почему бы и нет ? :)) Но сразу нужно  предупредить, что это всё "на любителя".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)
« Ответ #6 : Март 12, 2013, 11:45:04 »
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
12 марта, вторник, 19.00

http://www.muzklondike.ru/afisha/848

АБОНЕМЕНТ №5
«КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР
МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»

Дирижёр — Феликс КОРОБОВ
Кирилл КРАВЦОВ (скрипка)
Мария ТЕПЛЯКОВА (альт)
Максим ПАСТЕР (скрипка)

В программе:

Бриттен   

«The Building of the House», соч. 70
Концерт для скрипки и альта с оркестром
Ноктюрн для тенора и оркестра, соч. 60
«A Time There Was», сюита из народных мелодий, соч. 90

Нынешний год — средоточие крупных памятных дат. Кроме 200-летнего юбилея Верди, Вагнера и Даргомыжского, следующим корпусом следуют 100-летия со дня рождения, в том числе английского композитора Бенджамина Бриттена. Его творчество ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 202
Бриттен, помимо композиторского дара, был еще действительно выдающимся дирижером!
Его интерлюдии, под его дирижерской палочкой в Питере Граймсе - действительно морские, да, это не море Николая Андреевича и не море Клода Дебюсси, это - соврешенно другое море, и тем оно ценно!
А "Бранденбургские концерты" под его управлением - звучат не хуже, чем у немцев, но (!) по-другому, что опять-таки ценно!

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.britishcouncil.org/ru/russia-common-britten-in-russia-mahogany-opera.htm

В 2013 году музыкальный мир отмечает столетие Бенджамина Бриттена. В юбилейной программе «Сезонов Бенджамина Бриттена в России», организованной Британским Советом и Фондом Бриттена-Пирса, с 4 по 8 июня компания Mahogany Opera (Великобритания) и Фонд «ПРО АРТЕ» представят «Притчи для исполнения в церкви», созданные композитором в период с 1964 по 1969.
Проект подготовлен совместно с британским камерным оркестром Aurora Orchestra, победителем Music Awards-2011 Королевского филармонического общества (номинация «Ансамбль»).
Одноактные сценические произведения «Река Кёрли» (Curlew River, 1964), «Блудный сын» (The Prodigal Son, 1968), «Пещное действо» (The Burning Fiery Furnace, 1966) прозвучат  в Эрмитажном театре и Церкви Св. Екатерины. 
Режиссер Фредерик Уэйк-Уокер о постановке:
"Каждая из Притч Бриттена имеет свой источник вдохновения в мировой культуре. Для «Реки Кёрли» это спектакль японского театра Но «Сумидагава», для «Пещного действа» – витражи Шартрского собора, а для «Блудного сына» –   картина Рембрандта, которая хранится в Эрмитаже
Моя постановка – попытка осмыслить эти и другие эстетические впечатления, повлиявшие на Бриттена; соединить визуальные формы искусства Запада и театральную технику Востока.".

Залы, в которых будет звучать музыка Бриттена, имеют тесную связь с историей создания притч. В Государственном Эрмитаже во время визита в Россию в 1967 Бриттен увидел картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Именно она вдохновила композитора на создание сочинения по мотивам знаменитого библейского сюжета. Опера была посвящена Дмитрию Шостаковичу, но в России прежде ни разу не исполнялась.
Лютеранская церковь Святой Екатерины на Васильевском острове была выбрана для российских премьерных показов «притч» также неслучайно. В советское время в этом здании располагалась знаменитая студия звукозаписи «Мелодия» (в настоящее время – Петербургская студия грамзаписи), где были сделаны многие записи Шостаковича. Сегодня в действующей Церкви Святой Екатерины проводятся не только богослужения, но и регулярные концерты духовной музыки – там и пройдут российские премьерные показы. 8 июня «Притчи» будут исполнены как единое трехчастное произведение.
Автор идеи – профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ Л.Г. Ковнацкая.

Порядок исполнения Притч и их распределение во времени суток серьезно продуманы. Выбрано такое время для представлений, чтобы солнечный свет использовался максимально эффективно. Одна из целей – исполнять оперы в такой временной близости друг к другу, как только это возможно, соблюдая при этом дистанцию, которая не снизит выразительность каждого отдельного произведения.

4 июня 2013, 19.00
Государственный Эрмитаж, Эрмитажный театр (Дворцовая наб., 34)
"Блудный сын"
Вход по пригласительным билетам

5, 6, 8 июня 2013
Лютеранская Церковь Св. Екатерины (Большой пр. В.О., 1-а )
Вход свободный, зарегистрируйтесь, пожалуйста, заранее
5 июня 2013, 19:30

            РЕКА КЕРЛЬЮ
         Принимаются пожертвования

6 июня 2013, 19:30

             ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО
            Принимаются пожертвования
8 июня 2013
           15:00 РЕКА КЕРЛЬЮ
            17:00 БЛУДНЫЙ СЫН
            19:00 ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО
            Принимаются пожертвования

Регистрация здесь :
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dDVtX1NtdVoyd0NycXYtYzc0dEZYQ1E6MA#gid=0








Оффлайн АБ

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 113
  • Воспитание
Мне всё же кажется - весьма условно выдающийся.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне всё же кажется - весьма условно выдающийся.

:) Но не великий и не гениальный: я тщательно подбираю слова в таких случаях. Всё же он талантливый и выдающийся, хотя, как мне кажется, если бы он больше был самим собой, т.е. по преимуществу инструменталистом, а также меньше был подвержен модам и тогдашним композиторским мейнстримам авангардистского толка, то сумел бы сделаться гораздо более крупной и значимой фигурой. Но художник не может быть оторван от своего времени и окружения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Москва, Бетховенский зал ГАБТа
Бриттеновские вечера в Большом

10 ноября, 19:30

Б.Бриттен

Семь сонетов Микеланджело для тенора и фортепиано
Марат Гали (тенор)
Алексей Гориболь (фортепиано)

Canticle I «My beloved is mine and I am his / Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» на стихи Фрэнсиса Куорлза для тенора и фортепиано
Марат Гали (тенор)
Алексей Гориболь (фортепиано)

Canticle II «Abraham and Isaac / Авраам и Исаак» для тенора, контр-тенора и фортепиано
Марат Гали (тенор)
Олег Рябец (контр-тенор)
Алексей Гориболь (фортепиано)

Canticle III «Still falls the Rain — The raids, 1940 / Льет дождь — Рейды, 1940» на стихи Эдит Ситуэлл для тенора, валторны и фортепиано
Максим Пастер (тенор)
Андрей Ферапонтов (валторна)
Алексей Гориболь (фортепиано)

Canticle IV «Journey of the Magi / Путешествие волхвов» на стихи Томаса Элиота для контр-тенора, тенора, баритона и фортепиано
Олег Рябец (контр-тенор)
Максим Пастер (тенор)
Константин Шушаков (баритон)
Маргарита Петросян (фортепиано)

Canticle V «The Death of St. Narcissus / Смерть Св. Нарцисса» для тенора и арфы
Максим Пастер (тенор)
Татьяна Осколкова (арфа)

Четыре стихотворения Роберта Бернса для тенора и фортепиано
Марат Гали (тенор)
Алексей Гориболь (фортепиано)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
В эфире «Мариинский FM»
Дни Бенджамина Бриттена на интернет-радио «Мариинский FM».
К 100-летию со дня рождения Бенджамина Бриттена в день рождения композитора 22 ноября и 23 ноября в программе интернет-радио «Мариинский FM» сочинения Бриттена и произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Шумана, Дебюсси в исполнении Бриттена-пианиста и Бриттена-дирижера.
Следите за программой на странице www.mariinsky.ru/ru/fm
http://www.mariinsky.ru/news1/news2/21_231nov/

22 ноября 2013

10:00
Бенджамин Бриттен.
«Смерть в Венеции», опера в 2-х актах, ор. 88
Либретто М. Пайпера по новелле Томаса Манна
Действующие лица и исполнители:
Густав фон Ашенбах, писатель - Питер Пирс
Путешественник, Пожилой щеголь, Старый гондольер, Менеджер отеля, Парикмахер отеля, Ведущий игрок, Голос Диониса - Джон Ширли-Квирк
Голос Аполлона - Джеймс Боуман
Портье - Кннет Боуэн
Корабельный стюард , Лодочник с Лидо, Французская мама, Ее дочь, Немецкая мама, Немецкий папа, Два американца, Отец Яску, Датская леди и др. - солисты Английской оперной группы.
Английский камерный оркестр, дирижер - Стюарт Бедфорд, запись 1974 года

12:25
Франц Шуберт
Andantino с вариациями си минор из Дивертисмента во французском стиле, D. 823 для фортепиано в 4 руки.
Святослав Рихтер, фортепиано, Бенджамин Бриттен, фортепиано.

12:35
Клод Дебюсси
En blanc et noir/ «По белым и черным», сюита для двух фортепиано
I. Avec emportement
II. Lent. Sombre
III. Scherzando
Святослав Рихтер, фортепиано, Бенджамин Бриттен, фортепиано

12:51
Франц Шуберт.
Вокальный цикл «Die Winterreise»/«Зимний путь». D 911
1. Gute Nacht / Спокойно спи
2. Die Wetterfahne / Флюгер
3. Gefrorne Tränen / Застывшие слёзы)
4. Erstarrung /Оцепенение
5. Der Lindenbaum /Липа
6. Wasserfluth /Водный поток
7. Auf dem Flusse /У ручья
8. Rückblick /Воспоминание
9. Irrlicht /Блуждающий огонек
10. Rast /Отдых
11. Frühlingstraum /Весенний сон
12. Einsamkeit /Одиночество
13. Die Post /Почта
14. Der greise Kopf /Седины
15. Die Krähe /Ворон
16. Letzte Hoffnung /Последняя надежда
17. Im Dorfe /В деревне
18. Der stürmische Morgen /Бурное утро
19. Täuschung /Обман
20. Der Wegweiser /Путевой столб
21. Das Wirtshaus /Постоялый двор
22. Muth! /Мужайся!
23. Die Nebensonnen /Ложные солнца
24. Der Leiermann /Шарманщик
Питер Пирс, тенор, Бенджамин Бриттен, фортепиано

14:05
Бенджамин Бриттен
«Глориана». Опера в 3-х действиях, ор. 53. Либретто Уильяма Пломера, по роману Джайлза Литтона Стрейчи «Елизавета и Эссекс: трагическая история» (1928)
Действующие лица и исполнители:
Королева Елизавета I - Жозефина Барстоу
Роберт Деверё, граф Эсекс - Филипп Лангридж
Френсис, графиня Эссекс - Делла Джонс
Чальз Блаунт, лорд Маунтжой - Джонатан Саммерс
Пенелопа (леди Рич), сестра Эссекса - Ивонн Кенни
Ролберт Сесил, секретарь консула - Алан Опи
Уолтер Рэли, капитан гвардии - Ричард ван Аллан
Генри Кафф, спутник Эссекса - Брайан Терфель
Фрейлина - Джанис Уотсон
Слепой певец - Уильярд Уайт
Регистратор Норвича - Джон Ширли-Квирк
Домохозяйка -Дженелора Уильямс
Дух маски Джон Марк Эйнсли
Церемониймейстер - Питер Хоар
Городской глашатай - Джеймс Миллер-Коберн
Оркестр и хор Уэльской национальной оперы. Монмутский школьный хор.
Дирижер - Сэр Алан Чарльз Маккеррас, запись 1992 года

16:33
Франц Шуберт
Большой Дуэт для двух фортепиано до мажор , D. 812
I. Allegro moderato
II. Andante
III. Scherzo: Allegro vivace
IV. Allegro vivace
Святослав Рихтер, фортепиано, Бенджамин Бриттен, фортепиано

17:13
Франц Шуберт
Вариации ля бемоль мажор для двух фортепиано,D. 813
Tema: Allegretto
Variation I
Variation II
Variation III: Un poco piu lento
Variation IV: Tempo
Variation V
Variation VI: Maestoso
Variation VII: Piu lento
Variation VIII: Allegro moderato
Святослав Рихтер, фортепиано, Бенджамин Бриттен, фортепиано

17:31
Франц Шуберт
Фантазия фа минор для фортепиано в 4 руки, D.940
I. Allegro molto moderato
II. Largo
III. Allegro vivace
IV. Tempo I
Святослав Рихтер, фортепиано, Бенджамин Бриттен, фортепиано

18:00
Бенджамин Бриттен.
«Смерть в Венеции», опера в 2-х актах, ор. 88
Либретто М. Пайпера по новелле Томаса Манна
Действующие лица и исполнители:
Густав фон Ашенбах, писатель - Питер Пирс
Путешественник, Пожилой щеголь, Старый гондольер, Менеджер отеля, Парикмахер отеля, Ведущий игрок, Голос Диониса - Джон Ширли-Квирк
Голос Аполлона - Джеймс Боуман
Портье - Кннет Боуэн
Корабельный стюард , Лодочник с Лидо, Французская мама, Ее дочь, Немецкая мама, Немецкий папа, Два американца, Отец Яску, Датская леди и др. - солисты Английской оперной группы.
Английский камерный оркестр, дирижер - Стюарт Бедфорд, запись 1974 года

20:25
Франц Шуберт
Andantino с вариациями си минор из Дивертисмента во французском стиле, D. 823 для фортепиано в 4 руки.
Святослав Рихтер, фортепиано, Бенджамин Бриттен, фортепиано.

20:35
Клод Дебюсси
En blanc et noir/ «По белым и черным», сюита для двух фортепиано
I. Avec emportement
II. Lent. Sombre
III. Scherzando
Святослав Рихтер, фортепиано, Бенджамин Бриттен, фортепиано

20:51
Франц Шуберт.
Вокальный цикл «Die Winterreise»/«Зимний путь». D 911
1. Gute Nacht / Спокойно спи
2. Die Wetterfahne / Флюгер
3. Gefrorne Tränen / Застывшие слёзы)
4. Erstarrung /Оцепенение
5. Der Lindenbaum /Липа
6. Wasserfluth /Водный поток
7. Auf dem Flusse /У ручья
8. Rückblick /Воспоминание
9. Irrlicht /Блуждающий огонек
10. Rast /Отдых
11. Frühlingstraum /Весенний сон
12. Einsamkeit /Одиночество
13. Die Post /Почта
14. Der greise Kopf /Седины
15. Die Krähe /Ворон
16. Letzte Hoffnung /Последняя надежда
17. Im Dorfe /В деревне
18. Der stürmische Morgen /Бурное утро
19. Täuschung /Обман
20. Der Wegweiser /Путевой столб
21. Das Wirtshaus /Постоялый двор
22. Muth! /Мужайся!
23. Die Nebensonnen /Ложные солнца
24. Der Leiermann /Шарманщик
Питер Пирс, тенор, Бенджамин Бриттен, фортепиано

22:05
Бенджамин Бриттен
«Глориана». Опера в 3-х действиях, ор. 53. Либретто Уильяма Пломера, по роману Джайлза Литтона Стрейчи «Елизавета и Эссекс: трагическая история» (1928)
Действующие лица и исполнители:
Королева Елизавета I - Жозефина Барстоу
Роберт Деверё, граф Эсекс - Филипп Лангридж
Френсис, графиня Эссекс - Делла Джонс
Чальз Блаунт, лорд Маунтжой - Джонатан Саммерс
Пенелопа (леди Рич), сестра Эссекса - Ивонн Кенни
Ролберт Сесил, секретарь консула - Алан Опи
Уолтер Рэли, капитан гвардии - Ричард ван Аллан
Генри Кафф, спутник Эссекса - Брайан Терфель
Фрейлина - Джанис Уотсон
Слепой певец - Уильярд Уайт
Регистратор Норвича - Джон Ширли-Квирк
Домохозяйка -Дженелора Уильямс
Дух маски Джон Марк Эйнсли
Церемониймейстер - Питер Хоар
Городской глашатай - Джеймс Миллер-Коберн
Оркестр и хор Уэльской национальной оперы. Монмутский школьный хор.
Дирижер - Сэр Алан Чарльз Маккеррас, запись 1992 года.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
22 ноября 2013 20:00
Концертный зал радио "Орфей". К 100-летию Б. Бриттена. "Военный реквием".
Исполнители: Лондонский симфонический оркестр и хор п/у Б. Бриттена.
Солисты: Г. Вишневская (сопрано), П. Пирс (тенор), Д.-Ф. Дискау (баритон).
Запись 1967 года.
http://www.muzcentrum.ru

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Ноев ковчег»: премьера 9 и 22 апреля

Сезон весенних премьер в «Зазеркалье» продолжается: в апреле театр возвращает в репертуар легендарный спектакль «Ноев ковчег».

Опера выдающегося английского композитора ХХ века Бенджамина Бриттена (1913 – 1976) «Ноев ковчег» основана на знаменитой библейской притче из «Книги Бытия» о Великом потопе, о гибели и возрождении жизни на Земле. Видя греховность рода человеческого, Бог решил в наказание уничтожить его и спасти лишь праведного человека Ноя и его семью. Он велит Ною построить Ковчег и взять на его борт животных – «каждой твари по паре»…

В спектакле «Зазеркалья», исполняемом на староанглийском языке (с субтитрами), заняты солисты и хор детской музыкально-театральной студии театра «Зазеркалье», а также детский флейтовый и струнный ансамбли.

Сюжет бриттеновской оперы и сам выбор этого произведения не случаен: мир потерпел катастрофу во времена библейского Ноя и живет на грани катастрофы в современном мире, в эпоху невиданных по бесчеловечности войн, социальных и экономических потрясений. Невзирая на тысячелетний опыт, человечество отметает мудрость предыдущих эпох. И, может быть, как никогда остро проблема сохранения жизни на планете и человечности в каждом из нас встает перед нынешним поколением. В том числе перед теми, кто сегодня находится в зрительном зале и кто играет в «Ноевом ковчеге» на сцене «Зазеркалья».

http://www.zazerkal.spb.ru/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
После Поворота винта начала понимать английские камерные голоса, услышав в репертуаре, для которого они созданы. Совершенно другой мир, и тоже - оперный... Ещё одному стереотипу пришёл конец) А в музыку Бриттена влюбилась с первого знакомства. Жаль только, что произошло оно так поздно.