Автор Тема: Играли гусли и жалейки (2011 г.)  (Прочитано 3377 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Играли гусли и жалейки (2011 г.)
« : Февраль 03, 2011, 19:22:54 »
Играли гусли и жалейки

http://www.rg.ru/2011/02/03/festival.html

В III Всероссийском фестивале-конкурсе народной музыки приняли участие и белорусские музыканты
Николай Павлов, Калуга - Витебск
"Союз. Беларусь-Россия" №488 (4) от 3 февраля 2011 г.

Фестиваль проходил в Обнинске, а завершился на сцене концертного зала Калужской областной филармонии гала-концертом лауреатов и дипломантов. В нем приняли участие 24 музыкальных коллектива и солисты из ряда регионов России, а также белорусского Витебска. Зрелище получилось многоцветное и яркое. Особый вид позитивной энергетики, который свойственен народной музыке, исполняемой на национальных инструментах (гуслях, рожках, балалайках, жалейках...), народной песне в сочетании с национальными костюмами, подарил многочисленным зрителям праздничное настроение. Гран-при достался ансамблю народной музыки "Играй, рожок!" из Обнинска. Председатель жюри, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный артист РФ Борис Ворон убежден: "Фестиваль на калужской земле развивается и вполне может приобрести статус международного, что уже и подтвердило участие в нем белорусских музыкантов".

----------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Играли гусли и жалейки (2011 г.)
« Ответ #1 : Апрель 01, 2011, 19:30:06 »
Выпуск  № 053  от  28.03.2011

Мастер на все звуки

Вот уже 30 лет музыкант Александр Теплов ставит необычный реконструкторский эксперимент. В небольшом подвальном помещении он мастерит гусли, звучание которых приближено к аутентичным образцам
Вера ГИРЕНКО

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10275051@SV_Articles

«В сущности, мы ведь не знаем, как звучали гусли, скажем, в XI веке. Это можно только предполагать исходя из того, что сегодня нам доступны материалы, которые прежде использовались для их изготовления, – рассказал Александр Николаевич, пока мы подвальными лабиринтами шли к месту его работы. – Да что там – звучание. До 1970-х годов – времени, когда археологи впервые нашли гусли, – мы не знали точно, как выглядел этот музыкальный инструмент. Знали его исключительно по картинкам: буквицам из древних рукописных книг и гравировкам на серебряных браслетах, найденных при раскопках...»

При входе в мастерскую – гигантские концертные гусли, совсем не похожие на инструмент легендарного сказителя Баяна из «Слова о полку Игореве». «К сожалению, в советское время большие концертные инструменты были единственной формой бытования гуслей. Широкая публика не имела представления о том, насколько проникновенно и тонко звучали крыловидные или клиновидные гусли», – пояснил мастер.

В 1950-е годы в СССР петербургские этнографы Славий Васильевич Соколов и Наталья Львовна Котикова ездили по деревням Тверской, Новгородской, Вологодской и других областей, где в те годы еще была жива традиция гусельной игры. Ученые делали магнитофонные записи и узнавали секреты изготовления инструментов. Александр Теплов видит себя последователем этой работы.

«Впервые я услышал гусли в 1980 году еще будучи студентом петербургской консерватории. Получил неизгладимое впечатление. Тогда мне захотелось иметь собственные гусли. Это желание совпало с необходимостью исследовательской работы, которую в те годы вела моя alma mater. Нужно было мастерить копии аутентичных гуслей по старым образцам, чтобы во время этнографических экспедиций учиться игре у деревенских музыкантов. Во время поездок важно было зафиксировать все до мельчайших подробностей: от принципов выбора дерева до особенностей наигрыша и его развития во времени...».

Александр Теплов сделал несколько аккордов на копии гуслей-славишей XI века. Простой мотив поначалу показался пресным. «Конечно, по современным меркам – очень тихо. Но главное для наших предков заключалось не в звуке, а в отношении к нему. Фигура сказителя-гусляра была связана с сохранением народной мудрости, передаваемой в устной традиции из поколения в поколение. А воины с гуслями имели функцию неприкосновенных парламентариев», – рассказал мастер.

По его мнению, именно гусли, а не балалайку справедливо считать русским национальным инструментом. «Балалайка в нашей стране появилась только в XVIII веке. А первое упоминание гуслей в летописях датировано VI веком».

Если сравнить современные гусли, которые расставлены по мастерской Александра Теплова, с картинками XVI века, обнаружится немного отличий. «Это очень простой музыкальный инструмент. Возможно, поэтому он и прижился по всему миру. Каждый народ сумел адаптировать гусли для своей музыкальной культуры, сделать их частью своего музыкального языка. Африка, Азия, Европа... Практически на всех континентах встречается похожий музыкальный инструмент...».

На Руси в качестве материала для гуслей годилось все, что росло рядом: ольха, клен, дуб, ель... Иногда Александр Теплов находит дерево для будущих инструментов на свалках. По его словам, деревяшка должна быть особенной, «звучащей»: «Помните, как в сказках: мужик говорит, а вот из этой дощечки я сделаю гусельки... То есть не всякая дощечка для гуслей годится. Подходящую нужно отыскать».

Ищет Александр Теплов постоянно, поэтому принципиально не делает тиражных образцов. Его цель – в каждых гуслях воплотить гармонию: между звуком и тембром, формой и содержанием. «В гусельных наигрышах светлая печаль сочетается с небесной радостью. Они помогают человеку выразить размышление о вечных вопросах бытия, поддержать связь с тонким духовным миром. Не случайно на Руси существовала традиция исполнения духовных стихов под гусли за пределами храма».

По мнению мастера, один из лучших примеров использования гуслей в классической музыке – опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». «Когда главный герой рассказывает о своей жизни, мысленно обращается к дому, к монастырю, в оркестре появляется неподражаемый тембровый свет. Гусли – как звуковой символ родины, приводящий душу в возвышенно-радостное состояние...».

Александр Теплов считает, что именно этого тембра сейчас не хватает российской музыкальной культуре. Восполнить пробел помогло бы возрождение традиции гусельной игры. «Роль мастера-гусляра в этом процессе – это роль связующего звена, соединяющего исконную русскую традицию и современное бытование одного из самых древних музыкальных инструментов».

------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Играли гусли и жалейки (2011 г.)
« Ответ #2 : Ноябрь 17, 2016, 13:34:18 »
Струнное дело

Никита Аронов узнал, как можно заработать на гуслях, не имея музыкального слуха

Небольшое село в Тверской области неожиданно стало всероссийским центром по производству гуслей. К новому способу подъема деревенской экономики пригляделся "Огонек"

http://kommersant.ru/doc/3136008
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Играли гусли и жалейки (2011 г.)
« Ответ #3 : Ноябрь 17, 2016, 15:36:21 »
Струнное дело

Никита Аронов узнал, как можно заработать на гуслях, не имея музыкального слуха

Небольшое село в Тверской области неожиданно стало всероссийским центром по производству гуслей. К новому способу подъема деревенской экономики пригляделся "Огонек"

http://kommersant.ru/doc/3136008

Очень интересно, спасибо!
Che mai sento!