Автор Тема: НАЧИНАЮЩИМ ВОКАЛИСТАМ: советы, предостережения  (Прочитано 57030 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Morales

  • Гость
Старый текст Моралеса в новом оформлении с небольшими редакторскими правками и маленькими добавлениями (про слушание записей и хор) — Александр П. (модератор), 30.09.2016


«Простые советы» начинающим вокалистам

1. Вокалом можно заниматься только физиологически сформировавшись, желательно не ранее 18 лет. Другой крайний предел для начала занятий с прицелом на профессию (к любителям это не относится) — не позднее 30 лет для мужских голосов и примерно 25 лет для женских. Хотя, начиная в этом возрасте, надеяться на карьеру особо уже не стоит.


2. Решив серьезно заняться пением, проконсультируйтесь со специалистом-вокалистом. Не с хоровиком, не с баянистом в клубе и не с меломанкой Аделиной Генриховной, а желательно с преподавателем вокального отделения в музыкальном училище или вокальной кафедры в консерватории. Если есть выбор, сторонитесь «околомузыкальных» заведений типа институтов культуры, колледжей искусств и т.п. О том, к кому пойдете, наведите справки. Педагоги тоже разные бывают.


3. Если заслуживающий доверия специалист прямо сказал (или недвусмысленно дал понять), что данных у вас нет, — примите это. Не отчаивайтесь, не бейтесь в истерике и не ходите еще к десяти педагогам. Ну уговорите со слезами, ну возьмут — и будете терпеть ежедневные унижения, мучиться своей неполноценностью и гордыней столько, сколько вы пожелаете заниматься тем, что не ваше. Можно сломаться, «свихнуться», спиться и т.п. Или другой вариант: недобросовестные, падкие до денег педагоги будут просто «доить» вас, лицемерно нахваливая и давая ложные надежды. А когда выйдете из класса, станут кривиться и потешаться над вами.


4. Частные уроки есть смысл брать только для подготовки к поступлению в учебное заведение. Это не может быть дешево, так как качественное занятие предполагает наличие концертмейстера. Т.е. платить придется двоим. Хотя, если есть свободное время и финансовые возможности, — дело личное.


5. Совершенно естественно стремиться начать обучение у того, к кому в класс вы хотели бы поступить. Если такой возможности нет, узнайте, не является ли ваш будущий учитель персоной non grata для тех, от кого потом будет зависеть ваша вокальная судьба. Это важно. В музыкальном, театральном, вокальном мире — везде «партии», «свои тусовки» и «междусобойчики».


6. Начав заниматься с педагогом, внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям. Любой физический дискомфорт, неприятная усталость голосового аппарата – тревожный сигнал. Помните! Голос ваш, а не «казенный». И он у вас один. Испортят, будет драма. Поэтому, не бойтесь уйти, если нужно. Плюньте на «политесы» и ложные приличия: не тот случай. А чтобы вам не отмстили, сразу прикидывайте такое развитие событий и не стремитесь, если не уверены, попасть в класс к заведующему кафедрой, ведущему солисту театра и т.п.


7. Не пытайтесь отовсюду собирать технологические советы. Что подходит одному — может быть губительно для другого. Да, есть общие вокальные принципы. Но их пяток! Всё остальное – «алхимия».


8. Качество работы вокалиста прямо зависит от его физического состояния. В этом мы похожи на спортсменов. Не воспринимайте призывы педагога соблюдать режим, как «мамино брюзжание». Даже если вы талантливы, не думайте, что все дозволено. На этом многие погибли и как певцы и как люди. Не пейте, не курите. Про наркотики и говорить нечего. Здоровый образ жизни не подвиг, а обязательное условие. Один из признаков честного отношения к профессии. Что касается избыточного веса — здесь сложнее. Только имейте ввиду: как бы хорошо вы ни пели, полного человека могут либо вообще не взять в театр, либо держать там в основном на положении артиста «второго и третьего плана».


9. Будьте самокритичны. Это непременное условие развития. Как только почувствуйте себя состоятельными в профессии, впустите в себя «звездную» болезнь, — начнется неизбежная деградация. А прибывая в самодовольстве вообще без всяких на то оснований, станете посмешищем.


10. Как только поступите в специальное учебное заведение, можете считать себя вокалистами, т.е. профессионалами, поскольку пение уже стало для вас основным видом деятельности — учебой или работой, не важно. (Любители, это просто поющие люди, а не вокалисты.) Проникайтесь духом «цеховой» корпоративности. Будьте доброжелательны с однокашниками и коллегами по профессии вне зависимости от степени своей или их одаренности и положения.  Больше хвалите, пусть даже незаслуженно. Не из лести или выгод, а из благого намерения поддержать.Максимум, что можно позволить себе из оценок – уклончивое и дипломатичное «что-то понравилось больше, что-то меньше». Пишу об этом «в первых строках» потому, что сознание нужно воспитывать едва ли не раньше всего остального.


11. Не пренебрегайте общим музыкальным образованием. Без него вокалист – ущербный «звучкодуй», а не музыкант. Часто в училище и консерваторию принимают людей даже без знания нот — чисто за вокальные данные. Если вы из таких, — жадно наверстывайте все что можно: сольфеджио, теорию, музыкальную литературу, фортепиано. А то доходит до смешного: солист театра не может разобрать ноты своей партии и учит ее с голоса концертмейстера, который ему их просто напевает!


12. У вокалистов есть полушутливое понятие — «птичий язык». Имеется ввиду туманность и сложность в изъяснении певческих ощущений. Все построено на субъективном ассоциативном мышлении. Например, педагог может предложить вам «почувствовать белую гласную на дне глотки». И в этот бред (с точки зрения нормального человека) вы будете обязаны вникать и пытаться воспроизвести просимое. Вот здесь и могут начаться проблемы. У всех людей свое образное мышление. Не все умеют формулировать то, что имеют ввиду. Важно научиться понимать, чего от вас хотят.


13. Даже если вы поняли мысль педагога — не факт, что его лично вам совет обязательно подходит. До сих пор сомневаюсь, стоит ли мужчинам учиться у женщин и наоборот. Но и одного с вами пола педагог может иметь совершенно отличный от вашего голосовой аппарат, а следовательно, его ощущения субъективны. И навязывать их всем ученикам странно и опасно. Бывают педагоги, с которыми можно это обсуждать, но бывают и «тираны». Делай так или вон из класса! В этом случае — см. пункт 6 предлагаемых советов.


14. Одна из самых «душераздирающих» проблем большинства начинающих – диапазон. Здесь нужно сразу успокоиться. Диапазон, прежде всего, зависит от зрелости организма. Не пытайтесь усиленно «растягивать» его. Один уважаемый профессор говорит: «Голос — как трава. От того, что ты его сильнее потянешь, быстрее расти не будет. А порваться может». В одно прекрасное утро вы проснетесь с полноценным диапазоном. Если, конечно, раньше не охрипнете, тщетно пытаясь «из болота тащить бегемота». Нормальный прогресс в этом направлении при регулярных, правильных занятиях – полтона за полгода. (По крайней мере для низких мужских голосов.) Разумеется, в пределах, нормальных для вашего настоящего голоса (бас, баритон, тенор и т.д.), а не до "бесконечности". Бас, по прошествии лет, "сопранистом", естественно, не станет.


15. Не уповайте на «чудодейственные свойства» гоголя–моголя или прочих «снадобий», однако помните общеизвестное: перед пением не стоит есть (или пить) сладкое, кислое, острое. К слову, много раз замечал, что у певцов есть какая-то «своя вера» в то, что нужно пить перед спектаклем или концертом. Самое простое, что видел, — кофе, чай, воду, кефир. Часто пьют спиртное. Вот это путь в погибель. Даже некоторые педагоги, бывает, советуют перед выступлением коньяк в небольших количествах. Губительный самообман. Потом у таких певцов доза быстро увеличивается, переходит все мыслимые пределы. Неизбежно начинаются скандалы, которые быстро хоронят карьеру. Да и сам певец – алкоголик долго в профессии не протянет. Нужна не только физическая, но и эмоциональная выносливость. Она разрушается гораздо раньше печени. 


16. В процессе обучения не брезгуйте и не пренебрегайте «манной кашей», как называют не очень сложные, «школьные», произведения. «Ешьте» ее не спеша. Не клянчите у педагогов известные арии. Они, как правило, «высший пилотаж». Ибо кончиться это может очень печально: потерей голоса навсегда.


17. Бывает, что в начале занятий (возможно, даже в течение нескольких лет) не удастся прийти к единому мнению о том, кто вы по голосу. Это не трагедия. Знайте только, что чаще всего, не бывает от природы «драматических» голосов. Все баритоны с начала лирические. Драматические тенора – бывшие баритоны или «заматеревшие» лирические тенора. Драматические вокальные партии предполагают полностью выстроенный, выносливый аппарат (грубо говоря, «толстые» связки).


18. Не занимайтесь вокалом самостоятельно. Это не только бесплодно, но и опасно. В нашем деле особенно важно квалифицированное «постороннее ухо». Сами себя мы адекватно воспринимать в принципе не можем. Пробовали слушать запись своего голоса? Как будто другой, не знакомый вам человек. Поэтому не тратьте силы напрасно. Только ошибки будете заучивать.


19. Организуя свои занятия, помните, что переработать в вокале переработать еще хуже, чем недоработать. Лучше всего, как мне кажется, заниматься через день по одному часу. Слышал и другую схему. Через два дня, два раза в день, с большим перерывом. В учебных заведениях 3 раза в неделю, а для «самых вредных и жадных» — 4 раза. Это в идеале. А если ваш педагог гастролирующий певец, будете видеть его по 10 минут раз в два месяца, в формате «мастер-класса». Это когда кроме вас он параллельно занимается еще с десятком человек. Учтите и это.


20. Склонен согласиться с теми педагогами, которые считают, что не существует «правильного» способа взятия дыхания. Одним голосам «диафрагмой», другим «грудью». Как и с положением языка во рту и т.п. Вообще, об «академичном» пении много мифов. Вы посмотрите на великих певцов! Кто во что горазд, лишь бы звучало. Поэтому главное здесь — личное удобство и результат: качественный звук при отсутствии какого-либо зажима. Зажим же, может выразиться в разном. Не обязательно в красной, напряженной шее и выпученных глазах. Привычка держаться при пении за крышку рояля тоже одно из типичных его проявлений.


21. Очень развивает и поддерживает вокалиста слушание записей мастеров. Но при одном условии: таких «учителей» нужно выбирать себе не менее осторожно, чем настоящих. Не по принципу «нравится — не нравится», а подходит или не подходит, причем не сколько в эстетическом, сколько в чисто физиологическом плане.

На дисках Марио дель Монако, Корелли, Каллас, Шаляпина, Карузо и прочих великих певцов. следовало бы писать предупреждение: «Не пытайтесь повторить самостоятельно!», как это делают бегущей строкой в трюковых телешоу. Природа уникальных вокалистов — уникальна. И методы ее использования, соответственно, тоже. Пытаться перенять технику великих не нужно (задача вокалиста — обрести свою естественную технику), но, конечно же, крайне необходимо анализировать их работу, как музыкантов: фразировка, подача текста и речевая интонация, интерпретация музыкального произведения и пр.

Как же определить, подходит для вас тот или иной исполнитель в качестве некоего образца или нет? Как минимум: при длительном прослушивании не должно возникать усталости, дискомфорта, болевых ощущений. Хорошо, если в вашем аппарате появляется «ненавязчивый» тонус. Если сравнивать с напитками и их воздействием на организм, то не как от кофе – эспрессо, а как от хорошего чая.

Ну и естественно, вопрос о том, каких певцов вам будет полезно слушать, необходимо обсудить со своим преподавателем. Возможно, он подскажет вам певца, имеющего природу, близкую к вашей. Или укажет, на что именно надо обратить внимание у певца с другой природой, обучаясь тому или иному приему.

22. Подражать можно. На раннем этапе развития это обучает, формирует вкус. Но необходимо учитывать следующее:
- бывает трудно соотнести слышимое с правильным пониманием того, как это делается;
- не следует слепо копировать все; у каждого (даже великого) могут быть и недостатки;
- на определенном этапе нужно переходить к выражению собственной индивидуальности; «клоны» интересны только на низкопробных шоу «двойников».
Справедливости ради нужно сказать, что полного сходства все равно не получится даже при большом желании и способностях подражающего:  свое «я» проявится так или иначе.


23. Полноценное вокальное образование должно быть системным.
Схема обучения примерно следующая:

1. Обучение академическому пению:
  • техника вокала (постановка голоса);
  • освоения разнообразного репертуара, не только оперного. 
    Во все аттестации включают: вокализ, народную песню, две разных арии, два романса. И примерно так каждый семестр, в течении 4-х лет в музыкальном училище и 5-ти лет в консерватории. Есть еще аспирантуры. (Многие вокалисты так и учатся. При этом — никаких гарантий, что вообще будешь в профессии. Можно оказаться в хоре, а можно и нигде. Знаю много таких случаев.)
  • ансамблевое пение.

2. Общемузыкальная подготовка:
  • сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература, фортепиано.

3. Актерское мастерство:
  • актерское мастерство (теория);
  • оперный класс (оперная студия) — актерское мастерство на оперной сцене (практика);
  • танец.

4. Общеобразовательные предметы:
  • итальянский язык;
  • мировая художественная культура.
И постоянная сценическая практика. Как в рамках учебного заведения (на оценки и без), так и везде, куда пошлют.


24. Можно ли студенту-вокалисту петь в церковном (или ином) хоре?
Если человек учится на дирижерско-хоровом, ему туда прямая дорога. Получит, считай, дополнительную квалификацию. Можно сказать, вторую профессию.

Если человек учится по специальности «сольное пение», то по крайней мере на начальном этапе — пока вокальный аппарат только выстраивается — нежелательно.

  • Сольное и хоровое пение — разные вещи по постановке задачи перед вокалистом. Соответственно, по параметрам звука и по спектру ощущений поющего. Перестраиваться на этапе не устоявшейся техники крайне сложно. В классе студента учат на солиста, который должен петь ярко, индивидуальным тембром, что позволит ему, если уж и не перекрывать звуком, но по крайней тембрально выделяться на фоне хора или оркестра. От певца хора же требуются прямо противоположные качества: он должен сливаться тембрально и по силе звука с остальными.
  • Важен и психологический аспект: профессиональный настрой, который тоже сложно ломать. Индивидуалист или член коллектива. В стае или в единоборстве сам за себя.
  • В церковном хоре огромные физические нагрузки. Учащемуся это тяжело. Обычная служба длится от полутора до четырех часов.

С другой стороны, достигнув уровня техники, позволяющего петь без утомления и с легкостью переключаться с хоровой манеры на сольную, вполне можно попеть немного в хоре — почистить уши, как говорил Шаляпин. В этом случае хор, по сути, — вариант ансамблевого пения, но с особой спецификой.

Церковный хор в этом случае может стать вариантов дополнительного заработка, в том числе и заделом под будущий дополнительный заработок по (нескором :) ) окончании вашей сольной карьеры. Профессиональный же хор (в котором можно быть не просто рядовым хористом, но и солистом) и вовсе может стать основным местом работы (поскольку оперных театров всё равно на всех не хватит).
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 17:41:44 от Александр П. »

Morales

  • Гость
И, пожалуй, самый главный совет. На прощание.

На свете есть множество куда более интересных, важных и нужных вещей, чем опера.
Не тратьте на неё всю жизнь.


http://www.youtube.com/watch?v=-8VyONlj_Yw
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 17:33:41 от Александр П. »

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Я бы оспорил положение, по которому следует отказаться от вокала, если вначале у тебя не находят голоса.

Вначале у меня голос был слышен лишь на верху, в нижней половине первой октавы. остальное звучало достаточно глухо, особенно большая октава.

А сейчас я и за профундо мог бы спеть (проинтонировать), хоть у меня всего лишь средненький баритон.
http://www.youtube.com/watch?v=97vfiwFuaLk&list=HL1334832145&feature=mh_lolz

С другой стороны, тенором сейчас мне петь уже практически невозможно.

Morales

  • Гость
Я, Garans, здесь имел ввиду не таких, как Вы - состоявшихся людей, которые хотят культурно отдыхать таким образом. :) А тех, кто выбирает жизненный, профессиональный путь, желая связать его с пением.

Morales

  • Гость
Опасность неправильного выбора репертуара.

Как правило, в стенах специального учебного заведения она менее актуальна, чем в самодеятельности. Если, конечно, педагог со стажем и имеет кругозор, необходимый для подбора произведений по вашему типу голоса.

Классическим началом является:
- вокализ;
- народная песня;
- старинная ария.

Может еще романс. Но все это должно быть относительно не сложным.

Не следует брать произведения, исполняемые в быстром темпе, т.к. главная задача начинающего учиться вокально пропевать звуки.

К сожалению, учащемуся хочется всего и сразу. И на второй урок он уже норовит поставить на пульт концертмейстеру арию Каварадосси или сцену смерти Родриго.  ;D  А нужно полюбить кушать "манную кашку".  :)
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 17:34:37 от Александр П. »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
От себя могу добавить, что довольно опасно петь продолжительное время без перерыва, т.к. идет большая нагрузка на голосовой аппарат. Часто нам так нравится петь, что мы продолжаем это делать невзирая на усталость, а эта беспечность приводит иногда к плачевному.
Так же не советовал бы петь больным, нераспевшимся и голодным. Знаю случаи, когда певшие на голодный желудок теряли сознание.
Петь нужно спокойно, ни в коем случае не надрываться и орать. Голос должен звучать спокойно и ровно. Если чувствуете какое-либо напряжение - лучше остановиться.

Morales

  • Гость
Про пение и прием пищи это интересно!
Многие оперные певцы в день спектакля почти не едят. По крайней мере, мне удавалось поесть, самое позднее, в 13 ч., тогда как спектакль был в 19.
А вот с едой действительно может быть связана серьезная опасность. Известен случай, когда "навалившегося" на местную экзотику нашего певца-гастролера вырвало на сцене. Жалко человека.

Гастролер оказался еще и гастрономом...  

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
А бывали случаи когда певцу на сцене вдруг очень резко хотелось в уборную :)
Про прием пищи мне рассказывали некоторые оперные певцы, что они с утра едят очень плотно, желательно больше мяса и до спектакля больше пищу не принимают. Максимум выпивают чай или простую воду. И еще, в день спектакля лучше свой голос не нагружать. Известны случаи, когда знаменитые певцы в день спектакля и задень до него старались даже не разговаривать. Но тут все весьма индивидуально. Кто-то сквозняки не переносит сразу заболевает, а кому-то все не почем :)

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Morales, я видимо один тут не знаю о вас ничего. Расскажите пожалуйста, в каком театре вы пели, где учились, каким голосом пели и вообще что сочтете нужным ,если вас не затруднит, очень интересно.

Morales

  • Гость
Ну, это слишком уж подробная анкета. Здесь так не принято. Извиняйте.

http://www.youtube.com/watch?v=O5mXjXfyqOc

Учился долго и упорно. Был солистом оперы. Не маленького  :) театра. Пел баритоном.

Morales

  • Гость
Опасность разочарования!

В соседней ветке затронута очень интересная тема – участие в конкурсах.
Это таит в себе множество опасностей, главная из которых – утратить веру в себя.

Дело в том, что, как правило, профессиональные конкурсы музыкантов в России это т.н. «междусобойчики», а вовсе не мероприятие "Алло, мы ищем таланты!", как многие полагают. 

Собирается компания людей, которые помимо финансовых выгод заинтересованы в раздаче своим близким – ученикам или родственникам званий лауреатов или дипломантов международного конкурса. Чаще всего, все уже решено заранее. С соответствующим «прицелом» подбирают и жюри.

Люди «с улицы» — случайные участники нужны только для создания видимости конкурса, массовости, так сказать, а также для притока взносов за участие, которые могут быть немаленькими. Получается, что молодой, талантливый, но наивный вокалист начинает загодя готовиться, выверяет, как ему кажется, все возможные «за» и «против», мечтает, надеется, тратит деньги на поездку.

Потом бывают разные сценарии одного и того же «пинка под зад»:
1.   Спел на первом туре, не попал во второй.
2.   Спел на втором (что почти не реально), не попал на третий.
3.   Спел все туры, ничего не получил. (Редко, но бывает). А потом к нему подходит председатель жюри и цинично говорит, что он «не с теми» дружит.

И самый гадкий, но часто встречающийся вариант, дадут спеть одну фразу и остановят, сказав убийственное «спасибо».

Нужно быть очень сильным человеком, чтобы не сломаться и не заполучить комплекс профессиональной неполноценности на всю оставшуюся жизнь.

Кстати, вообще есть тип «конкурсных» и «неконкурсных» исполнителей. И ничего плохого а этом нет. Конкурсы — это одно, а концерты или спектакли – другое. Есть множество прекрасных музыкантов, не имевших успеха на конкурсах или просто игнорировавших их.
Может быть, я не прав и сейчас все на конкурсах происходит иначе… Не знаю.

Но все же советую десять раз подумать: а нужно ли вам это?

Справедливости ради нужно сказать, что есть и некоторые плюсы.
Пообщаетесь с "себе подобными", получите опыт, а, как известно, отрицательный опыт тоже полезен по-своему.
Студента училища может заметить и пригласить к себе в класс преподаватель консерватории.
Певца, соответственно, дирижер или режиссер. Бывают и агенты.

Короче говоря, здесь нужно сразу ставить перед собой реальные цели, не особо надеясь на премии.

Один раз, при мне дело было, с одного конкурса сняли молодого, но уже очень известного (причем, более "за бугром") певца, к которому за кулисами и в фойе выстраивалась очередь за автографом. Мы с ним по этому поводу очень смеялись! :)
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 17:37:58 от Александр П. »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Cижу в постоянном цейтноте, но вот выкроилось немного времени - и я перечитал текст наставления. Вряд ли кого удивит, что я практически со всем согласен.
Хотел бы обратить внимание лишь на пару моментов.

1) 12-й пункт. Мне кажется, крайне важно - чтобы можно было понимать и соответственно реализовывать "образные выражения" преподавателя. Мне с этим повезло, но в общении с другими профессиональными вокалистами по вопросам постановки голоса я такое от них слышал, что если бы, не дай Бог, я у них учился - у меня ничего бы не получалось  :)

2) Насчет обучения у преподавателя противоположного пола. Я бы переформулировал бы чуть по-другому: при прочих равных мужчине однозначно лучше учиться у преподавателя- мужчины, а женщине - у женщины. Более того, думаю, что басу лучше учиться у баса и т. д. Преимущества очевидны - преподаватель покажет точно то, что должно быть.

Однако бывают исключения. Насколько я помню, Нестеренко учился у преподавателя-женщины.

3) Единственное, где у меня некоторое сомнение - насчет дыхания. У меня оно диафрагменное практически "от природы" , так что с "верхним" дыханием я не знаком. Но все-таки "мэйнстрим" - это нижнее дыхание. К этому есть ряд обоснований.

Понятно, что имеется немало примеров успехов у певцов, пользующихся грудным дыханием.  Но мне кажется, что если бы они пользовались нижним дыханием,
то у них было бы возможностей еще больше.
 
Конечно, если речь идет о переучивании, это может быть плохо. Но если вокалист совсем начинающий, лучше учиться абдоминальному дыханию (или "полному", когда часть воздуха переносится затем в грудь - как я понял, АлексВин этим как раз пользуется). Во всяком случае, когда у меня при вдохе иногда  поднимались-таки плечи, меня за это ругали  :D   

И вот на что еще надо обратить внимание в дыхании - дышать носом. По-моему, это тоже универсальный принцип.     

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Про пение и прием пищи это интересно!
Многие оперные певцы в день спектакля почти не едят. По крайней мере, мне удавалось поесть, самое позднее, в 13 ч., тогда как спектакль был в 19.

Я ежедневно распеваюсь до "завтрака". Но вроде как это считается неправильным.

Morales

  • Гость
Спасибо за одобрение моих скромных советов начинающим, уважаемый Mikky. :)

Я сознательно и принципмально не вдаюсь в технологические тонкости. По крайней мере, ничего не утверждаю. Здесь многое очень индивидуально.

Даже великие мэтры на своих мастерклассах не дают "технических" советов. Это считается не приличным. Но и какие-то "общие" вещи для многих могут оказаться полезными.  

Оффлайн kotsubays

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 173
Извините, впредь буду только спрашивать. Вопрос к профессионалам. Если вам не тяжело составьте список партий для баритона от легких, с которых можно начинать оперную карьеру, до самых тяжелых, на которых можно испортить голос новичкам. Благодарю.

Morales

  • Гость
Извините, впредь буду только спрашивать. Вопрос к профессионалам. Если вам не тяжело составьте список партий для баритона от легких, с которых можно начинать оперную карьеру, до самых тяжелых, на которых можно испортить голос новичкам. Благодарю.

Вопрос сам по себе хороший. Только я сформулировал бы его иначе. Не список партий, а список произведений. Дело в том, что с партиями все не просто. Как соотнести? По значимости? Но маленькие партии тоже могут быть очень коварными. Общее правило здесь лишь одно. Все должны начинать с лирического репертуара. К примеру, из больших партий это Онегин - заветная мечта всей театрально-баритональной молодежи. Но до него еще дорасти нужно!
С чего кому начинать "оперную карьеру" решит худрук театра.
И скорее всего это будет партия "Кушать подано."  ;D
Да и про произведения, которые можно взять, ничего толком не скажешь, не слыша человека.

Или вот еще момент: в отношении маленьких партий, через которые проходят почти все, не установлена градация - лирические, драматические. Бывают вообще басовые, а поют их баритоны, причем мальчишки-стажеры.
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 17:29:25 от Александр П. »

Morales

  • Гость
Про пение и прием пищи это интересно!
Многие оперные певцы в день спектакля почти не едят. По крайней мере, мне удавалось поесть, самое позднее, в 13 ч., тогда как спектакль был в 19.
Я ежедневно распеваюсь до "завтрака". Но вроде как это считается неправильным.

А чего тут такого? Если это Вам удобно, делайте, как хотите. Просто не у всех до завтрака есть тонус и голос "проснулся", но это уж у кого как. Опасности я в этом не усматриваю. :)
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 17:39:21 от Александр П. »

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Глубокоуважаемый Morales, простите, если мой вопрос глупый и наивный - я очень далека от музыкального мира и музыкального образования. Ваши посты в соседней теме (про способную юную вокалистку) меня несколько напугали - и вот по какой причине. У меня, похоже, растет довольно способная девочка. Говорить о каких-то перспективах пока еще очень рано (ей всего 6 лет), но ее страсть к музыке вообще и к опере в особенности такова, что я не могу исключать возможности того, что она когда-нибудь захочет каким-то образом связать свою жизнь с музыкой. Пока она спокойно занимается фортепиано и поет в детском хоре. Но еще она постоянно слушает оперы - как другие дети смотрят мультики (приходя из детского сада, первый вопрос: "Мааам, а оперу поставишь?") - и постоянно поет совершенно не детский репертуар. Поет она везде - дома, на улице, в транспорте, в ванне - ей не нужно зрителей, она просто не понимает, как можно перестать петь. До сих пор я смотрела на это со спокойным любопытством, но Ваши страстные тирады про "не навреди", сломанную судьбу и т.д. в сочетании с упоминанием Царицы ночи и Кармен (дочкиных любимых героинь, в которых она играет непрерывно) звучат как-то очень угрожающе - тем более, что она-то это все поет вообще без всякого руководства и подготовки. Чтобы Вы поняли, о чем речь, я загрузила в youtube запись ее обычной игры: http://www.youtube.com/watch?v=pfXGhuV_d4Y&feature=youtu.be
ну и без Царицы ночи, конечно, не обошлось:
http://www.youtube.com/watch?v=zISs28Cxvaw&feature=relmfu
Еще раз повторю - это не "выступление", а просто запись на камеру того, что звучало дома до того на протяжении, по крайней мере, часа (по той галиматье, которую она изображает вместо немецкого языка, кажется, ясно, что никто специально ее этому не учил). Не знаю, как к этому относиться и что с этим делать, чтобы "не навредить". Еще раз простите страхи сумасшедшей мамаши и сугубого дилетанта в вопросах музыки.

Morales

  • Гость
Уважаемая Zewaka! (Чтож Вы себя так, право!) :) В том, о чем Вы пишете как раз ничего страшного нет. На мой взгляд. Душа поет, что называется. Музыкальный ребенок. Интресно другое, как случилось, что у девочки такие интересы в семье, где родители не музыканты? Феномен! Девочка явно очень способная в общем плане.
В музыкантских семьях это дело обычное. Я тоже был таким, но до этого, извините за такие подробности, незадолго до маминых родов "сдавал" с ней экзамены в консерватории. :)

Проблемы могут быть лишь тогда, когда Вы решите целенаправленно учить ее пению и отведете к педагогу. Этого делать не следует. Распевая с детской непосредственностью она сама себе, думаю, не навредит. Ну, может осипнет как нибудь и поймет, что перестаралась. :)
Но это будет, как коленку ободрать. А если учить, тут другое. Сознательно будут вырабатываться певческие навыки, неприменимые во взрослом возрасте.

Учите на инструменте по полной программе музыкальной школы. В ней есть все необходимое. Вырастет, определится. Вам, главное, не искушаться сейчас возможностью эксплуатировать ее, как "вокальное чудо". В духе разных детских конкурсов, шоу и т.п.

Есть еще один важный плюс в ее увлечении. Музлитературу будет знать. :)
А, кстати, Вы пробовали обратить ее внимание на детский репертуар?

Оффлайн aaa

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 58
Zewaka, ну здесь одно объяснение может быть - наверно в прошлой жизни она была оперной примой. Ни когда бы не поверил что такое может быть если бы не запись. Девочка суперталантлива. Но соглашусь с Моралесом, учить ее специально пению сейчас не надо. Так как она поет сейчас ее никто бы не смог научить. Вон ниже пример "ученика". У нее пение от Бога. Но знаю что бывает так - в детстве ребенок поет, танцует, а потом подрастет немного и куда что девалось. Может быть сейчас оптимальным было бы поддерживать в ней этот интерес к опере, пению. При оперных театрах есть детские студии где дети чем то занимаются. Их вводят в настоящие спектакли. У нас идет " Приключения Буратино", так там вообще большинство артистов дети. Посмотрите может у вас в городе тоже есть что то подобное.

Morales

  • Гость
Детские студии при оперных театрах идея хорошая. Только, как показывает практика, они мешают полноценному обучению в музыкальной школе, просто отнимая много времени и сил.

Morales

  • Гость
"Не свой" репертуар.

Дело в том, что предметом вожделений начинающих вокалистов, мужчин уж точно, является драматический репертуар. Для баритонов, например, партии Риголетто, ди Луны, Яго, Грязного и т.д. и т.п.

В каких-то темах здесь уже приходилось к слову, как говорится, что драматических голосов от природы не бывает. Все баритоны сначала лирические, а драмтенора это бывшие баритоны или тоже окрепшие с возрастом лирические.

Многие вокалисты, и не только студенты, но даже серьезные певцы теряли голоса или находились на грани этого из-за несвоевременной попытки освоения драматического репертуара.
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 18:00:21 от Александр П. »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Надо сказать, что помимо откровенных проходимцев «ниоткуда», есть более опасная категория вокальных шарлатанов – всевозможные «культпросветовцы», «кульковцы», «музпедовцы» и хоровики-дирижеры. Они «слышали звон, да не знают, где он».
Простите, но вот у нас например в городе в музпеде и кульке, который сейчас академия культуры преподают хорошие педагоги, ученики которых успешно выступают и на сцене нашего театра, и не только. Так же там преподают и действующие певцы, поэтому ровнять всех под одну гребенку не стоит. Ведь у нас нет консерватории в городе...