Автор Тема: Арно Бабаджанян - советский армянский композитор и пианист.  (Прочитано 6538 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809


Арно́ Арутю́нович Бабаджаня́н (арм. Առնո Բաբաջանյան, 22 января 1921, Ереван — 11 ноября 1983, Москва) — советский армянский композитор и пианист.

Народный артист Армянской ССР (1962), народный артист СССР (1971), лауреат Сталинской премии (1951), двукратный лауреат Государственной премии Армянской ССР (1967, 1983 — посмертно), кавалер ордена Трудового Красного Знамени.
Арно Арутюнович Бабаджанян родился в 1921 году в Ереване в семье преподавателя. Первое своё музыкальное произведение написал уже в 9 лет. Его талант был замечен А. И. Хачатуряном.

В 1938 году переехал в Москву и поступил сразу на последний курс музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Елены Гнесиной и классу композиции у Виссариона Шебалина.

В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна), а в 1948 году — Московскую консерваторию (класс фортепиано К. Н. Игумнова). В 1946—1948 совершенствовался по композиции у Г. И. Литинского в Доме культуры Армянской ССР в Москве. В своих творческих устремлениях перекликался с А. Г. Арутюняном, Э. М. Мирзояном, Л. М. Сарьяном.

В 1950—1956 годах преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. С 1956 года жил и работал в Москве.
Марка Армении

Композитор обрёл огромную популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцами Муслимом Магомаевым и Иосифом Кобзоном (песни «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»). Феноменальный успех выпал и на долю песен, написанных в соавторстве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чертово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербенёвым («Лучший город земли»). «Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн».

Многое сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце». Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (1950), Фортепианное трио (1952), Соната для скрипки и фортепиано (1959), «Шесть музыкальных картин» (1965), в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу Международного конкурса пианистов им. П. И. Чайковского в качестве обязательного произведения. Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г. Арутюняном («Армянская рапсодия»; «Праздничная» — с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна. В последний период жизни стремился к большему рационализму в творчестве.

Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, Ж. Тер-Меркерян, Давид Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo. Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на плёнки, изданы на аудиодисках.

Похоронен в Ереване в Пантеоне гениев армянского духа им. Комитаса.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E1%E0%E4%E6%E0%ED%FF%ED_%C0._%C0.

Думаю все слышали чудесные песни этого композитора, которые были основы репертуара Муслима Магомаева. Академическая музыка менее известная, но она так же очень красивая. Послушать ее можно он лайн вот на этом сайте:
http://classic-online.ru/ru/composer/3368

Здесь представлены:
"Не спеши"    
"Элегия памяти Хачатуряна"    
Армянская рапсодия для двух фортепиано    
Героическая баллада для фортепиано с оркестром    
Каприччио    
Концерт для виолончели с оркестром (1962)    
Концерт для скрипки с оркестром,ля минор (1949)    
Мелодия и юмореска    
Ноктюрн для фортепиано с оркестром    
Полифоническая соната    
Прелюдия и вагаршапатский танец    
Соната для скрипки in B flat minor    
Фортепианное трио in F sharp minor    
Шесть картин для фортепиано    
Экспромт    
`Благодарю тебя`    
`Верни мне музыку` (Фантазия на тему песни)    
`Грезы` (Пьеса для фортепиано с оркестром)    
`Зимняя любовь` (Фантазия на тему песни)    
`Позови меня` (Фантазия на тему песни)    
`Пока я помню, я живу` (Фантазия на тему песни)

Музыка стоит того, чтобы ее послушать. Тем более что многие записи в авторском исполнении


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, А.Бабаджанян замечательный композитор ! Выдающийся мелодист, настоящий профессионал, большой мастер.
У него есть песни, без которых, на мой взгляд, вообще нельзя представить себе советскую эпоху в истории нашей страны. Его инструментальные сочинения великолепны, но даже среди них я могу выделить одну вещь, которая просто гениальна, выше всяких похвал – "Ноктюрн" для ф-п с эстрадным оркестром. Это не пьеса, это просто какое-то откровение ! В ней всё просто, ясно и прозрачно, и это настоящая музыка. Бросив взгляд из нашего времени, трудно даже понять, как в те времена мирового цветения всевозможного псевдомузыкального мракобесия, которое отнюдь не прекратилось и в наши дни, могло появиться такое кристально чистое произведение ! Это можно понять, лишь оценив всю ту советскую эпоху интегрально и осознав консервативную суть её художественный устремлений, которые создали почву для "неотрадиционализма", впитавшего в себя опыт романтики XIX века, лучших достижений мирового джаза и советской эстрады, и явили миру такие композиторские индивидуальности, как Цфасман, Хачатурян, Бабаджанян, Свиридов, А.Петров, Светланов, Капустин и др. выдающихся и при этом очень и очень отличающихся в своём творчестве авторов. В какой-то степени Бабаджанян наследовал и Хачатуряну. Конечно ! Причём, не только в части использования национального армянского фольклора и фольклорных интонаций, но и в части заимствования форм и способов музыкального выражения. Эти два композитора явили в своём творчестве удивительный сплав европейской музыкальной культуры и русской композиторской школы с привлечением как русского, так и национально-ориентированного интонационного словаря. С учётом культивируемого в своё время кучкистами "музыкального востока", под чары которого подпали и Бородин, и Римский-Корсаков, и Рахманинов, и многие другие композиторы русской школы, можно сказать, что в каком-то смысле Хачатурян и Бабаджанян (но не только они, конечно !), получившие музыкальное образование в советских музыкальных учебных учреждениях, были своеобразными продолжателями этого направления русской музыки. Многие сочинения Хачатуряна окрашены ярко-национально, а многие звучат по-русски как произведения интернационализированной русско-европейской школы, и то же самое наблюдается и в творчестве Бабаджаняна: с одной стороны, у него есть произведения, для которых характерен откровенно национальный колорит, а с другой стороны, у него есть вещи, для которых характерен интернациональный музыкальный язык и которые выходят на мировую арену и внятны всем любителям музыки во всех странах мира – по крайней мере, в тех, граждане которых хорошо знакомы с европейской музыкальной культурой.
Эта же тенденция была характерна и для многих европейских авторов конца XIX начала ХХ века  – для Грига, Сметаны, Дворжака, Альбениса, Гранадоса, Де Фальи и т.д. и т.д. Так что можно считать, что в лице Хачатуряна и Бабаджаняна мы имеем композиторов мирового размаха, которые получили в советских учебных заведениях универсальные базовые музыкальные знания мирового класса, а затем творили как с использованием универсальных музыкальных достижений русско-европейской композиторской практики, так и с привлечением национального музыкального материала.
Вообще, всё это так удивительно перемешано, что сегодня просто удивляет, как много мог дать такой, казалось бы, "простой" и даже в чём-то "прямолинейный" синтез разных культур, так что это впечатляет и доставляет эстетическое наслаждение даже и в наши дни и ничуть не померкло и не устарело.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Ноктюрн, который Вы выделяли из всех произведений (да и я тоже его выделяю) еще существует в вокальном варианте на слова Роберта Рождественского. И его гениально исполнял Муслим Магомаев.
http://www.youtube.com/watch?v=PJmua1HTeh4

Хотелось бы еще отметить песню "Благодарю тебя", которая поражает искренностью и потрясающими эмоциями. Это своего рода современный романс.
http://www.youtube.com/watch?v=cjgXGF9pr8I&feature=related


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ноктюрн, который Вы выделяли из всех произведений (да и я тоже его выделяю) еще существует в вокальном варианте

И всё же это уже нечто вторичное: эта пьеса в варианте для ф-п с оркестром выглядит гораздо более импозантной, но мелодия её, конечно, просто подталкивает к тому, чтобы подложить под неё слова и спеть ! :) Что и было сделано.
Я помню, эту пьесу в ф-п варианте бесконечно крутили в эфире - она обрела просто-таки неслыханную для инструментальной пьесы популярность и звучала везде: по радио, по ТВ, на улицах из репродукторов, в парках, в холлах кинотеатров и т.д. Это было просто удивительно точное попадание в некое универсальное лирическое настроение.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А. Бабаджанян / Е. Евтушенко "Не спеши"

Арсен Согомонян
http://www.youtube.com/watch?v=JZjUYcaTngg
Che mai sento!