Автор Тема: Ценин Сергей Александрович (1903-1978), певец (тенор), либреттист  (Прочитано 3686 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Википедия:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Сергей Александрович Ценин (21.1(3.II).1903, дер. Б. Поляны, ныне Рязанской обл. — 22 февраля 1978, Москва) — советский оперный певец (тенор).
Работал в Московском музыкальном театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Засл. арт. РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии второй степеи (1952).Написал либретто к нескольким операм. Жена — Тамара Янко, тоже солитска того же театра.


Вокально-энциклопедический словарь

http://slovari.yandex.ru

ЦЕНИН Сергей Александрович (1903—1978)
Певец (тенор) и либреттист. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. муз. техникум им. Гнесиных (кл. Г. П. Гандольфи). В 1929—61 солист Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (с 1941 — Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко); в 1961—75 зав. лит. частью т-ра (однов. продолжал выступ. в спектаклях). Среди партий: Кащей бессмертный, Зиновий Борисович "Катерина Измайлова", Назар "Семья Тараса", Минелай "Прекрасная Елена", Пикалов "Любовь Яровая" и др. Автор 26 либретто опер и балетов ("Франческа да Римини", "Безродный зять", "Семья Тараса" и др.). Гос. пр. СССР (1952).


http://www.history-ryazan.ru/node/4783

Сергей Ценин


Сергей Александрович ЦЕНИН (3.02.1903 – 22.02.1978)

Это знаменитый наш рязанец (родом из Пронского уезда) – оперный певец, либреттист и педагог.

Рано осиротел, жил в Рязани, у дяди – Алексея Васильевича Селиванова, который был организатором и идейным лидером РУАК (Рязанская учёная архивная комиссия).

Селиванов был выдающимся деятелем РУАК: археолог, историк, энтомолог, статистик, генеалог, библиограф, журналист, искусствовед… Он был земским деятелем и коллекционером (его коллекция фарфора была лучшей в России).

Под его влиянием происходило формирование и развитие личности Сергея Ценина, который учился в частной мужской гимназии Николая Николаевича Зелятрова, потом – во 2-й мужской гимназии.

Окончив гимназию, он поступил в Рязанский педагогический институт, где занимался в кружке Дмитрия Дмитриевича Солодовникова при кафедре краеведения.

В это время познакомился с художником Малявиным и учился у него в студии на художника-декоратора.

Сергей Ценин обладал красивым и звучным лирическим тенором. С восемнадцати лет он начал заниматься пением. Сменил много учителей. Судьба свела его с М.С. Кедровой, которая, по его словам, не только открыла перед ним мир музыки, но и «… много содействовала, вернее, воздействовала на моё решение пойти по этому пути».

В 1925 году он поступил в Московский музыкально-педагогический техникум имени Гнессиных, который окончил в 1929 году и был по конкурсу принят в штат артистов Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

С 1929 по 1961 гг. он был солистом театра, в 1961–1975 гг. – заведовал его литературной частью и продолжал выступать в спектаклях.

Прекрасное знание французского языка позволило ему, занимаясь переводами, осуществить записи на радио ряда классических оперетт, таких как «Яблоко раздора» и «Флейтист-волшебник» Оффенбаха, «Дочь мадам Анго» Лекокка и др.

С.А. Ценин написал 26 оперных и балетных либретто (балет Б.Астафьева «Франческа да Римини», опера С. Василенко «Суворов», опера Слонимского «Виринея», оперы Д. Кабалевского «Никита Вершинин» и «Семья Тараса» и др.)

Сергей Александрович всегда поддерживал связь с родным краем. Выступал на гастролях театра в Рязани, неоднократно выступал в школе № 39, рассказывал школьникам о музыке, вводя их в родной ему дивный мир. А о его любви к малой своей родине можно судить по его поэме «РЯЗАНИАДА».
Он был незаурядно артистичен. Преподавал актерское мастерство в Музыкально-педагогическом институте имени Гнессиных и в Московской консерватории.

Сергей Александрович Ценин – Заслуженный артист РСФСР (1947). В 1952 году, за исполнение партии Тараса в опере Д.Б. Кабалевского «Семья Тараса» был награждён Государственной премией СССР.

Н.Б. Чельцова
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Спасибо за возобновление темы. Хотя конечно же понимаю. что вряд ли она будет активной. Правда. голос С.А.Ценина сохранился в целом ряде радиопостановок оперетт (где артист сам был автором русского текста). но где эти записи сейчас? Я застал С.А.Ценина лишь в эпизодической роли Дворецкого в спектакле "Донья Жуанита", но персонаж в его исполнении был довольно колоритен.
Что же касается наследия С.А.Ценина как оперного либреттиста, то оно заслуживает свяческого внимания и изучения. Вершинами его творчества считаю либретто опер Т.Хренникова "Фрол Скобеев" ("Безродный зять") и С.Слонимского "Виринея". В обоих сочинениях С.А.Ценин проявил ебя как замечательный и тонкий знаток русской народной речи, особенностей местных диалектов, сказаний.  Уникальность "Фрола Скобеева" в том. что эта одна из немногих опер XX века,  обращенных к эпохи и быту допетровской Руси, к средневековому укладу русской жизни по церковному и народному календарю. Открывается опера широким маслянечным гулянием. а заканчивается в светлый день Пасхи (за сценой даже звучит текст Евхаристического канона, доносящийся из церкви). Хочу привести по памяти хоть немногие фрагменты замечательных текстов С.А.Ценина: "Баюкала нас с измальства метелица в трубе, а чтобы в лебеди Варюша вышла, лебедой кормили, знать с лебеды и вышла краше всех" (Варвара), "Ах. метель пеленой, белоснежной волной голос твой мою память затмил, Мы летим на конях,  на жемчужных санях, но коней сдержать нету сил" (Дуэт Фрола и боярышни Анны), "В зеленом саду,  соловей поет голосистый. Белый розан в саду цветет, ночкой темною. да росистою" (Дуэт Фрола и его друга боярина Саввы). Правда, без музыки это не производит нужного впечатления. А оцифрованной записи нет. Если б кто занялся.