Автор Тема: С.С.Прокофьев (1891-1953), великий русский советский композитор  (Прочитано 35540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ: 120 ЛЕТ

В БИОГРАФИИ ПРОКОФЬЕВА МНОГО МИФОВ

http://gazetaigraem.ru/a12201104

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. Юбилей классика XX века будет так или иначе отмечаться в каждом музыкальном учебном заведении России, на всех уровнях образования – «da capo al fine». Мы попытались представить, как это могло бы выглядеть в одновременности: что готовят к юбилею школы имени Прокофьева, чем живет училище имени Прокофьева и в каком направлении развивается современная исследовательская мысль о Прокофьеве.

Что мы знаем и чего не знаем о 120-летнем юбиляре? С этим вопросом мы захотели обратиться к автору новейшей биографии Сергея Прокофьева, опубликованной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» (2009). Это поэт, прозаик, культуролог, доктор философии, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Игорь Вишневецкий.

- Игорь Георгиевич, на посвященной Прокофьеву конференции, которая пройдет в Московской консерватории в конце апреля, заявлен ваш доклад «Современная интерпретация биографии С.С. Прокофьева». Не могли бы вы вкратце рассказать о том, что в жизни и творчестве композитора необходимо понимать сегодня по-новому, какие факты следует переосмыслить?

- Все надо править - в биографии Прокофьева много мифов, - и начинать надо с самого начала: с даты и места его рождения. Мы официально празднуем один день рождения, в то время как во всех документах записан другой, на несколько дней позже: 27 апреля. Ни в одном из документов, соответствующих времени рождения Прокофьева, я не нашел того написания села, где он родился, которое используется в дальнейшем. Написание «Сонцовка» попросту отсутствовало. Село называлось Сонцевка - так указано и в личном деле Прокофьева в консерватории. Прокофьев же утверждал, что написание через «о» идет от фамилии владельцев, однако в реестре землевладельцев родного для Прокофьева Бахмутского уезда Екатеринославской губернии значатся землевладельцы Сонцевы. И написание села, и другой день рождения – все это изобретения самого композитора. Зачем он это делал? – Жизнетворчество! Он делал это затем же, зачем изобрел свою собственную орфографию, в которой отсутствовала буква «и», которой мы пользуемся, зато наличествовала латинская «i», отсутствовали гласные. Ну и так далее.

- Значит ли это, что вы как автор книги находились в «конфликтном диалоге» с «Автобиографией» Сергея Прокофьева?

- Но я ведь пишу биографию Прокофьева, а не повторение его повествования о самом себе. Его «Автобиография» - продукт его собственного творчества, как и вся жизнь. Существует одна биография человека – та, какой она видится ему самому. И есть другая, основанная на нашем видении этого человека. Если говорить о таком гениальном художнике как Сергей Прокофьев, то мы вполне имеем право на такое наше видение – право на его биографию, которая будет основываться на документах, фактах.

- Что же тогда такое эти переписывания ошибок в жизнеописании Сергея Прокофьева – недоразумения, заблуждения?

- Нет, просто неполное знание. Это касается буквально всего в биографии композитора. Например, того, какую позицию Прокофьев занимал относительно происходившего в России в 1917 – 18-м годах. Позиция была достаточно четкая: он не принимал происходившего, он считал это катастрофой космического масштаба, космическим возмущением. И если это знать, то становится ясным место в творчестве композитора таких сочинений, как кантата «Семеро их». Она - своего рода акт заклинания сил, которые, на взгляд Прокофьева, вышли из-под контроля. Прокофьев считал, что исполнение этой кантаты может исправить миропорядок, и ставил ее выше всех других своих произведений, созданных приблизительно до «Огненного ангела». Но продолжим о позиции Прокофьева в 1918 году. Интересен документ, на который, почему-то, никто до меня не обращал внимания, хотя композитор сдал его около 1950-го года в Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ). Это его интервью одной американской газете по прибытии в США, в котором Прокофьев говорит, что чтобы навести порядок в России, нужна хорошая, примерно 50-тысячная армия. Он буквально ратует за поддержку Белого движения и за интервенцию. Знание такого текста сразу разрушает многие привычные представления о Прокофьеве и освещает другим светом и причины, по которым он вернулся, и ту музыку, которую он писал, когда он вернулся.

- Причины, по которым он вернулся, этот документ как раз делает непонятными, или не так?

- Прокофьев ощущал преемственность между тем, что он делал в конце 30-х годов, и тем, как он относился к происходящему в 1918 - 19-м годах, преемственность для него существовала. Кстати, поэтому он вполне осознанно принял условия восстановления в советском гражданстве, которые ему были предложены в 30-е годы: с Прокофьева снималась ответственность за любые слова и действия в период Гражданской войны, то есть он получил официальное прощение. Конечно, с него бралось слово о том, что никаких подобных заявлений он больше делать не будет.

Всегда по-разному интерпретируется дата возвращения Прокофьева в Москву. Он вернулся в 1936 году – в том именно году, когда мог позволить себе купить здесь квартиру. Тогда же попросил и о «зачислении в состав членов Союза композиторов СССР в связи с переменой места жительства». А до 36-го года Прокофьев оставался человеком, живущим за рубежом. По некоторым сведениям вплоть до 1938 года он продолжал заполнять документы, связанные с жизнью за рубежом, которые давали ему двойной статус. Известно, что Прокофьев сохранял очень крепкие связи с друзьями и коллегами за пределами Советского Союза, и эти связи были бесперебойными до 1947-го года. Вот когда стало разворачиваться то, что впоследствии получило название «холодной войны», - вот тогда эти связи несколько осложнились. Тем не менее он продолжал и в период холодной войны получать достаточно регулярно вырезки из зарубежных газет и журналов, в частности из американских журналов, об исполнении своих произведений, сохранял деловую переписку. У него всегда был особый статус, особое положение, и он всячески это культивировал.

Но вот в 48-м и после 1948 года – имею в виду разгромное постановление «Об опере Мурадели «Великая дружба» - обстоятельства были уже сильнее Прокофьева и не одного его. Потому что под это постановление попали, как вы знаете, и Мясковский, и Гавриил Попов, и Шостакович, и были специальные запрещения на исполнение этих композиторов - композиторов, по-моему, даже просили расписываться под соответствующей бумагой: они уведомлены, что такие-то и такие-то их произведения не могут исполняться. В конце концов, был и личный момент. У Прокофьева арестовали мать его детей, Лину, а это такой способ воздействия власти, который может сломать любого человека. Было удивительно, что он мог еще что-то писать после этого...

- Каким еще был контекст существования Сергея Прокофьева?

- Конечно, это не только политические обстоятельства. Это культурный контекст, это круг интересов, люди, с которыми он общался. Могу сказать, что я, кажется, первый из биографов Прокофьева, кто всерьез заинтересовался идеями и книгами человека, оказавшего большое влияние на Прокофьева – Бориса Демчинского. Это очень интересный, своеобычный мыслитель. Я, кажется, первый – извините, что так говорю, но это правда, – кто всерьез рассмотрел связи Прокофьева с евразийцами, в кругу которых композитор общался, находясь в Париже, и кто уделил достаточное внимание его взаимоотношениям с молодыми русскими композиторами за рубежом. Это были Владимир Дукельский и Николай Набоков – не последние, так скажем, фигуры. После возвращения в СССР для Прокофьева очень важны были отношения как со старыми друзьями, так и с новыми коллегами. С новыми отношения складывались не очень, хотя он и общался с некоторой музыкальной молодежью, выделял и поддерживал, например, Арама Хачатуряна.

- Вас что-нибудь удивляло, когда вы работали с прокофьевскими документами и узнавали новые подробности его жизни?

- Когда работаешь с большим количеством документов на протяжении долгого времени, то постепенно привыкаешь к тому, что видишь много неизвестного материала, и какая-то свежесть его восприятия уже не так сильно присутствует. Но, конечно, когда я смотрел и читал подряд, сплошняком, разного рода прокофьевские документы, меня все же очень сильно поразило несколько вещей. Одна из них связана с тем, какие языки использовал Прокофьев. Например, значительная часть его архива, хранящегося в ЦГАЛИ, - на английском языке. То есть фактически вторым языком после русского у Прокофьева был английский, а не французский, как можно было бы предположить, тем более что французский он выучил значительно раньше и в английском поначалу был нетверд. Это, кстати, говорит очень о многом: видимо, короткий период пребывания в США оставил самое большое впечатление у Прокофьева, и в той или иной мере связь с Америкой у него сохранялась. Ему хотелось добиться там успеха. Поразительно было и то – уже в процессе написания биографии, - насколько необычно хорошо для человека его происхождения Прокофьев, предки которого были из Москвы и Санкт-Петербурга, относился к Украине. Он считал Украину своей подлинной родиной.

- Интересно, все ли вошло в вашу книгу или что-то осталось «за бортом»?

- Изданный вариант книги значительно короче написанного – было сокращено около ста страниц печатного текста. Если бы мне было позволено написать книгу большего объема, я включил бы в нее гораздо больше материала. Просто издательство сказало, что больше 700 страниц оно не может себе позволить. Конечно, остались какие-то сюжеты, связанные с Прокофьевым, которые не проговорены до конца.

Достаточно много остается все еще неопубликованного материала. Если говорить о неизданном Прокофьеве, то это очень значительная часть его наследия, я уже не говорю о материалах о Прокофьеве. Не издано по-настоящему его литературное наследие, хотя, да, мы имеем прекрасное откомментированное издание «Автобиографии» и прозы, пусть и неполное. «Дневники» опубликованы в значительном объеме - на 90 процентов, но остается еще 10 процентов: это предсмертный дневник Прокофьева и разного рода записи 30-х годов – интереснейшие, между прочим. Надеюсь, что скоро увидят свет дневники Миры Мендельсон, которые как раз заполняют ту лакуну с конца 30-х годов по предсмертное время, когда Прокофьев не вел никаких записей, но его вторая жена Мира Мендельсон вела. Кончено, не издана в полном объеме переписка композитора – она была колоссальная. Если же говорить о музыкальном наследии Прокофьева, то там тома и тома неопубликованного. Две неоконченные оперы композитора – юношеская «Ундина» и опера 1948 года «Далекие моря», от которой сохранился фрагмент примерно на 20 минут. Не опубликованы ранние редакции прокофьевских опер, таких как «Огненный ангел», «Игрок», не издана авторская редакция даже «Повести о настоящем человеке». В конце моей книги помещен четырехстраничный список того, что ждет публикаций или правильного издания. Тут лакуны совершенно колоссальные.

- Что ж, будем надеяться, что со временем и они заполнятся!

Бугрова Ольга
2011-04-08
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ: 120 ЛЕТ

МУЗЫКА И МОЛОДОСТЬ В РАСЦВЕТЕ…

http://gazetaigraem.ru/a13201104

Жизнь Сергея Прокофьева неразрывно связана не только с крупнейшими городами России, Европы и Америки, но и с дорогим и близким его сердцу Подмосковьем. Искреннее восхищение подмосковной природой способствовало скорейшему воплощению новых замыслов и творческих планов композитора. Так, в январе 1935 года Сергей Сергеевич, заключив договор с Большим театром о сочинении балета «Ромео и Джульетта», уезжает в дом отдыха «Поленово», где и принимается за работу. В Подмосковье Прокофьев встретил первые месяцы Великой Отечественной войны и дни ее победного окончания. Композитор лечился в санатории «Подлипки», после того как испытал неожиданный приступ болезни, с которой ему пришлось бороться до конца жизни. Последние годы мастера прошли на даче на Николиной горе.

Сергея Прокофьева помнят и чтут в Подмосковье. В 1995 году одному из средних музыкальных учебных заведений Московской области было присвоено его имя, ведь Прокофьев - это «музыка и молодость в расцвете», по определению Константина Бальмонта, и именно подрастающие музыканты нуждаются в непобедимой энергии, излучаемой творчеством композитора. Учебное заведение это хорошо известно: Второе Московское областное музыкальное училище в городе Пушкино, недалеко от места последнего дачного проживания композитора. Присвоение имени Сергея Прокофьева сыграло особую роль в жизни училища. С одной стороны, в этом факте выразилось общественное признание успешной творческой работы преподавателей и студентов. С другой стороны, оказанная коллективу честь предполагала большую работу по изучению и пропаганде прокофьевского наследия. Исключительно приятным следствием перемены в названии училища стала возможность познакомиться с одним из сыновей композитора – Олегом Сергеевичем, тогда уже жившим в Великобритании.

Незабываемой была первая встреча: 15 февраля 1996 года коллектив училища принимал Олега Прокофьева у себя в гостях. Олег Сергеевич с большой заинтересованностью отнесся к знакомству, продлившемуся, кстати, до его последних дней.

Он более двух часов беседовал с преподавателями и студентами. Все были поражены его замечательным даром рассказчика, его способностью размышлять вслух, извлекая из памяти детали прошлого. Конечно, нас интересовал вопрос о влиянии Сергея Сергеевича на сыновей, на их выбор жизненного пути, а также их отношение к профессии музыканта. Интересно, что на фоне искреннего восхищения работой отца у сыновей достаточно рано определилось желание заниматься изобразительным искусством, а не музыкой. В результате Олег стал художником, а его старший брат Святослав – архитектором. Олег Сергеевич учился у замечательного представителя объединения «Мир искусства», педагога с широкими творческими интересами Роберта Фалька, брал уроки у Петра Кончаловского (написавшего известнейший из портретов композитора). Творческие интересы Олега Сергеевича не исчерпывались живописью, графикой, скульптурой. Он был поэтом, написал две книги об Индии. Вот, может быть, эта широта интересов и было тем, что он взял у своего великого отца?

Во время общения с нами Олег Сергеевич вспоминал об увлечении Сергея Сергеевича ботаникой. И даже заметил, что если бы его отец не был композитором, то стал бы садовником, о чем не раз говорил сам Прокофьев. За этим высказыванием композитора, которое представляется всего лишь шуткой, все же многое стоит. Создание сада – метафора создания и «возделывания» своего собственного мира. Это стремление к постижению и преобразованию жизни любым способом – через звуки или в сотворчестве с природой. Олег Сергеевич говорил и об известной любви Прокофьева к шахматам и дружбе с выдающимися шахматистами XX века: Алексеем Алехиным, Михаилом Ботвинником, Хосе Капабланкой. В рассказе сына присутствовали и другие замечательные люди круга отца: Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн, Александр Таиров, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Франсис Пуленк, Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер. Много говорилось об общении Прокофьева с Николаем Мясковским, которого Сергей Сергеевич считал своим лучшим другом на протяжении всей жизни и неизменно советовался с ним как со старшим коллегой по всем творческим и жизненным вопросам. Однако над всеми современниками Прокофьева – Глазуновым и Танеевым, Глиэром и Черепниным – возвышается фигура Римского-Корсакова, с которым Сергей Сергеевич начинал заниматься еще подростком, как хорошо известно из его биографии. Но напоминая об этом факте, Олег Сергеевич упомянул также и о «вредном характере» Анатолия Лядова, критиковавшего Прокофьева и Мясковского за их стремление к новаторским гармоническим приемам.

Пристрастия Прокофьева-читателя тоже были темой встречи с Олегом Сергеевичем. Он говорил о том, что любимым русским писателем отца был Чехов, что из западной литературы Прокофьев выделял, например, роман М.Митчел «Унесенные ветром». И, конечно, разговор о круге чтения Сергея Прокофьева невозможно было представить без упоминания имен Льва Толстого, Достоевского и Шекспира, чьи произведения легли в основу крупных произведений композитора. Книга стала и подарком Олега Прокофьева нашему училищу – это был «Дневник» композитора, впервые изданный по его рукописям во Франции.

Вот уже 16-й год училище с гордостью носит имя Сергея Прокофьева. В нем оформлена экспозиция, посвященная композитору (сейчас она находится на реконструкции и расширении); проводятся студенческие конференции, конкурсы имени Прокофьева, в репертуаре студентов неизменно присутствуют прокофьевские сочинения, периодически проходят концерты и творческие встречи в московском Музее С.С. Прокофьева (Камергерский переулок, д. 6/5, кв. № 6 – последний адрес композитора).

В 1989 году в училище впервые прошел конкурс «Юный композитор» - тогда он был еще зональным и не носил имени композитора. С 2004 года конкурс проводится раз в два года, он имеет статус областного, но география его участников уже настолько расширилась, что ему впору становиться международным. Конкурс входит в Ассоциацию конкурсов России и сотрудничает с видными музыкантами. Постоянным председателем жюри является профессор Московской консерватории композитор Т.А. Чудова. Среди членов жюри – профессора РАМ им. Гнесиных Г.В.Чернов, Ю.Н. Чугунов, И.С. Стогний. Между проведениями конкурса мы организуем фестивали композиции, которые дают возможность юным композиторам общаться, исполнять свои произведения. У нас также создан Клуб молодых композиторов им. С.С.Прокофьева, который сотрудничает с таким же клубом в Российской академии музыки и с кафедрой композиции Московской консерватории.

Одно из важных событий, посвященных 120-летнему юбилею Сергея Прокофьева, в нашем училище уже состоялось в начале нынешнего учебного года. Это была студенческая конференция предметно-цикловой комиссии «Музыкальная литература», на которой студенты-теоретики постарались максимально полно осветить прокофьевское творчество. На конференции звучало много музыки – и в живом исполнении, и в записи. Но основное ее содержание составили подготовленные устные сообщения. Особое внимание привлек доклад о литературном творчестве композитора, где было обращено внимание на свойственную Сергею Прокофьеву тонкую наблюдательность и способность необычно выражать свои впечатления. Хочется привести несколько подтверждающих примеров: «Сегодня все было забыто, на дворе смеялось солнце» («Сказка про гриб-поганку»); «Уйдите! Уйдите! Разве вы не видите, что я пуст, как футляр, из которого вытащили скрипку?!» («Блуждающая башня»); «Это произвело такой эффект, будто по его зеркальной душе провели тупым ножом» («Два маркиза»).

Юбилейные торжества продолжаются. 120-летию со дня рождения Сергея Прокофьева посвящается и I Московский областной открытый детский и юношеский конкурс пианистов, который пройдет в стенах училища 16 - 17 апреля. Появление такого конкурса оправданно, потому что прокофьевская фортепианная музыка с ее необыкновенно ярким образным строем интересна студентам, ее также с большим увлечением играют и дети, о чем мы хорошо знаем, потому что наше училище ведет серьезную методическую работу с учащимися ДШИ и ДМШ области. Председателем оргкомитета этого конкурса является Александр Серафимович Скрябин - заведующий отделом конкурсов и фестивалей Международного союза музыкальных деятелей. Членами жюри станут профессор Московской консерватории А.А. Мдоянц и профессора РАМ им. Гнесиных Г.Б. Гордон и И.В. Никонович. Награждение победителей и гала-концерт закрытия конкурса состоится в московском Музее С.С. Прокофьева 24 апреля.

Активная творческая жизнь нашего училища продолжается, несмотря ни на какие потрясения и трудности. Мы открыты для всего нового. И примером нам служит редкий дар гениального композитора видеть красоту жизни и всегда радоваться ей. В 1991 году об этом замечательно сказал Альфред Шнитке в своем «Слове о Прокофьеве»: «Этот человек видел мир иначе и иначе слышал его. Наверное, природа подарила ему иные основы и иные точки отсчета, чем подавляющему большинству людей. Темные бездны реального никогда не лишались в его представлении всепокоряющего солнца. Это абсолютно уникально. Кого можно с ним сравнить?»…

Павлова М.
2011-04-08
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ: 120 ЛЕТ

В БИОГРАФИИ ПРОКОФЬЕВА МНОГО МИФОВ

http://gazetaigraem.ru/a12201104

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. Юбилей классика XX века будет так или иначе отмечаться в каждом музыкальном учебном заведении России, на всех уровнях образования – «da capo al fine». Мы попытались представить, как это могло бы выглядеть в одновременности: что готовят к юбилею школы имени Прокофьева, чем живет училище имени Прокофьева и в каком направлении развивается современная исследовательская мысль о Прокофьеве.

Что мы знаем и чего не знаем о 120-летнем юбиляре? С этим вопросом мы захотели обратиться к автору новейшей биографии Сергея Прокофьева, опубликованной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» (2009). Это поэт, прозаик, культуролог, доктор философии, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Игорь Вишневецкий.....
Бугрова Ольга
2011-04-08
Более чем странное интервью. Ну, например, как вам это
Цитировать
Поразительно было и то .... насколько необычно хорошо для человека его происхождения Прокофьев, предки которого были из Москвы и Санкт-Петербурга, относился к Украине. Он считал Украину своей подлинной родиной.
Не понимаю, что необычного в том, что человек считает своей родиной то место, где он действительно родился! И почему человек, предки которого "были из Москвы и Санкт-Петербурга" не может хорошо относиться к Украине!

Или вот:
Цитировать
Интересен документ, на который, почему-то, никто до меня не обращал внимания....Это его интервью одной американской газете по прибытии в США, в котором Прокофьев говорит, что чтобы навести порядок в России, нужна хорошая, примерно 50-тысячная армия. Он буквально ратует за поддержку Белого движения и за интервенцию. Знание такого текста сразу разрушает многие привычные представления о Прокофьеве и освещает другим светом и причины, по которым он вернулся, и ту музыку, которую он писал, когда он вернулся.
Тут даже корреспондентка не выдержала:
Цитировать
- Причины, по которым он вернулся, этот документ как раз делает непонятными, или не так?
Ответ Вишневецкого бездоказателен:
Цитировать
- Прокофьев ощущал преемственность между тем, что он делал в конце 30-х годов, и тем, как он относился к происходящему в 1918 - 19-м годах, преемственность для него существовала.

Я уж не говорю об этой его (Вишневецкого) idee fixe о евразийстве Прокофьева.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2011, 10:41:22 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не понимаю, что необычного в том, что человек считает своей родиной то место, где он действительно родился! И почему человек, предки которого "били из Москвы и Санкт-Петербурга" не может хорошо относиться к Украине!

Это очень интересная и сложная тема, которая сегодня приобрела несколько болезненный характер. В частности, забавно наблюдать, как мощно корчит многих этнических русских на Украине, которые после отделения от России (т.е. от "большой родины") пытаются изобразить её своей "малой родиной" в обход России, и что у них из этого получается.
Но об этом надо отдельный поток заводить. О Прокофьеве в этой связи напишу позже, а сейчас только скажу, что никакой отдельной "Украины" как государства никогда до революций начала ХХ века не было, поэтому разговоры о том, считал кто-то своей родиной Украину или Россию, являются абсолютно надуманными, ибо Украина это и была Россия, вернее, её часть. И в какую больную голову могла во времена Прокофьева прийти мысль "любить" или "не любить" ОТДЕЛЬНО Украину в противовес России, имея русские корни и русский менталитет ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Еще один момент из интервью Вишневецкого:
Цитировать
У Прокофьева арестовали мать его детей, Лину, а это такой способ воздействия власти, который может сломать любого человека. Было удивительно, что он мог еще что-то писать после этого...
Но ведь Вишневецкому превосходно известно, что к моменту ареста первой жены Прокофьев уже семь лет (с начала 1941 г.) жил с другой женщиной - Мирой Мендельсон, роман с которой начался еще раньше - в 1938 г. Более того, как можно понять из её записей в дневнике (соответствующие цитаты можно найти в статье В.Чемберджи - см. http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=771&rubric_id=1002123) отношения между Прокофьевым и его первой женой к моменту её ареста были весьма напряженными. Вот соответствующая запись из дневника Мендельсон:
Цитировать
Сейчас у Сережи с Олегом довольно тяжелые разговоры по поводу развода с Л.И. Сережа решил, что нельзя откладывать этот вопрос, но все переговоры на эту тему с Л.И. безуспешны. В прошлый раз во время нашего пребывания в Москве Олег пришел к нам, и Сережа снова заговорил с ним о необходимости развода, настаивая на том, чтобы Олег передал Л.И. письмо об этом, так как все равно это неизбежно. Олег потерял выдержку. Заявил, что письма не передаст (хотя мы уверены, что это письмо уже у нее, но делается вид, что она ничего об этом не знает). Олег вскипел, заявил: "Все равно ответ мамы ясен". Сереже приходится вести переговоры через Олега, так как с Л.И. он уже несколько лет не встречается, не имеет абсолютно никаких отношений, не бывая на Чкаловской.
(Примечание: выделение жирным шрифтом сделано мной - Сергеем)
Теперь о причинах ареста Лины Кодина-Прокофьевой. Мне приходилось не раз встречать заявления, что якобы причиной ареста было стремление властей оказать давление на композитора. Не только в интервью Вишневецкого, но и в упомянутой статье Чемберджи говорится об этом. Это тем более странно, что из той же статьи можно узнать следующее:
Цитировать
Лину Ивановну арестовали 20 февраля 1948 года. Арест, может быть, и не был полной неожиданностью для Лины Кодина-Прокофьевой. Она не слушала предостережений друзей и недругов, продолжала ходить на приемы в посольства, говорить там на всех шести языках, которыми владела, быть центром внимания. Со всех сторон ей советовали прекратить отношения с иностранцами. Для нее они не были "иностранцами". И в отличие от Сергея Сергеевича, который прекратил встречи с подданными других стран, Лина Ивановна продолжала встречаться с соотечественниками.

- Но об аресте она не думала? - спрашиваю я Святослава Сергеевича.

- Может быть, даже что-то думала. Потому что ей казалось, что телефон прослушивается. В те времена это было не так совершенно, как в нынешние, и был слышен щелчок включения магнитофона. Потом у нее было ощущение, что за ней ходят. Но с таким ощущением жили все - раз кругом арестовывали, значит, может быть, и за мной придут?

Тем более мама понимала, что приемы в западных посольствах не шли ей на пользу. На свою голову она подружилась со многими, они встречались и созванивались, какой-то француз и американец к нам приходили...
А ведь это было время начала холодной войны, когда любой человек, встречавшийся с иностранцами, подпадал под подозрение. Вспомним, примерно в то же время была арестована известная киноартистка Зоя Федорова, которая также встречалась с представителями западных посольств и даже, как известно, родила дочку от американского дипломата.

Стоит напомнить, что и в США в этот же период была развернута "охота на ведьм", когда за симпатии к левым и за общение с деятелями советского посольства можно было запросто угодить под пресс Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и в результате лишиться работы и даже быть арестованным.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2011, 17:33:00 от Sergey »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Сегодня, в 21.15 по ТВ-Культура будет передача
"Виталий Вульф. 20 лет спустя. Сергей и Лина Прокофьевы "
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Эту передачу я уже видела не так давно и по виду Вульфа  сразу поняла. что ему недолго осталось жить.
 А сейчас  я даже записала передачу, потому что в ней Виталий Вульф говорит удивительные вещи по поводу Постановления  1948 г. -я нигде никогда не встречала этой информации (а здесь на форуме, помню, был большой поток посвященный этому постановлению). Так вот,  Постановление  1948 Жданову помогал писать (или даже полностью написал его) Борис Асафьев -бывший некогда другом Прокофьева.
В этом Асафьев признался перед смертью, которая последовала через год после выхода постановления.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2011, 22:31:08 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Sergey

  • Гость
Сегодня, в 21.15 по ТВ-Культура будет передача
"Виталий Вульф. 20 лет спустя. Сергей и Лина Прокофьевы "
Как жаль, что я только сегодня увидел ваше сообщение, уважаемая Лорина, и поэтому передачу пропустил. Не могли бы вы хотя бы кратко рассказать, что же такого он там наговорил о Прокофьеве и его первой жене.
....в ней Виталий Вульф говорит удивительные вещи по поводу Постановления  1948 г. - я нигде никогда не встречала этой информации (а здесь на форуме, помню, был большой поток посвященный этому постановлению). Так вот,  Постановление  1948 Жданову помогал писать (или даже полностью написал его) Борис Асафьев -бывший некогда другом Прокофьева.
В этом Асафьев признался перед смертью, которая последовала через год после выхода постановления.
Действительно об этом Постановлении и его подготовке было несколько потоков на нашем форуме. Собственно с текстом постановления ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) «Об опере "ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА" В.Мурадели» можно ознакомиться в теме: "ЦК ВКП(б) об искусстве. То, о чём все говорят, но чего никто не читал" - см. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2316.0
Правда, к сожалению дальше в этой теме пошло обсуждение чисто политических вопросов. С моей точки зрения оно весьма интересно (я там тоже высказался), но прямого отношения к Постановлению и его подготовке оно не имеет.
Но на нашем форуме проходила тема "Б.В.Асафьев (1884-1949) - гений музыковедения", в которой поднимался вопрос о том, что "Асафьеву инкриминировалось написание статей и докладов, зачитанных Ждановым в 1948 году" (см. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1848.msg27205#msg27205).
В первом сообщении этой темы Предлогов приводит обширную цитату из обсуждения темы об Асафьеве, состоявшемся на форуме "Классика" и, в частности, из двух моих сообщений, см. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=43020&p=848794&viewfull=1#post848794 А я, в свою очередь, опирался на статью Евгения Добренко "Real asthetik, или Народ в буквальном смысле (Оратория в пяти частях с прологом и эпилогом)", опубликованной в журнале «НЛО» 2006, №82., а также на статью Геннадия Костырченко. "Маленков против Жданова: Игры сталинских фаворитов" из журнала "Родина". 2000 г. №9 с. 88. Так вот, там ничего не говорится о том, что Асафьев принимал какое-то участие в подготовке текста Постановления ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б).

Более того, в прошлом, 2010 году появилась капитальная монография Е.С.Власовой "1948 год в советской музыке", изд. "Классика ХХI" (455 страниц). Одна из глав этой книги, под названием " Аппаратная подготовка Постановления" посвящена истории его подготовки. Согласно Власовой было три варианта текста: первый – подготовленный Д.Т.Шепиловым, бывшим в то время заместителем начальника Управления по пропаганде и агитации (начальником управления был М.А Суслов). Вот что согласно книге Власовой вспоминал об этом сам Шепилов:
"мы начали в отделе Агитпропа готовить серьезный, но спокойный документ….там не было даже признаков того, что потом прозвучало – антинародность и т.п. И никаких оскорблений в чей-либо адрес! Больше того, я вообще не припоминаю там каких-нибудь фамилий". Конечно, можно не поверить Шепилову, но Власовой удалось найти этот документ и убедиться, что Шепилов не врет! В её книге этот первый вариант Постановления опубликован. Затем 6 февраля в записке Жданова Сталину появляется второй вариант текста Постановления. Вот там уже есть жесткие формулировки и фамилии. В своей диссертации (см. её автореферат - http://dibase.ru/article/12072010_vlasovaes/4) Власова называет этот вариант "ждановским".
В своих воспоминаниях Д.Т.Шепилов так написал о роли Жданова в событиях тех дней (цитирую по книге Власовой): "Андрей Александрович ими (документами, подготовленными Агитпропом) не воспользовался. Он счел их "академическими". Он подготовил все сам, со своими ближайшими помощниками и привлеченными консультантами". Окончательный вариант текста появился после правки ждановского текста Сталиным – Власова называет этот третий вариант, который стал окончательным и был опубликован в "Правде" 11 февраля "сталинским". Как пишет Власова Сталин "вычеркнул несколько выводов и обобщений, смягчил некоторые формулировки…"

Но ни разу, ни в одном месте своей монографии Власова не упоминает о том, что Асафьев принимал какое-либо участие в выработке текста Постановления. Так что, по всей видимости, Вульф ошибся. Возможно, при работе над передачей он опирался на какие-то мифы и легенды, имевшие хождение в интеллигентских кругах.


« Последнее редактирование: Апрель 23, 2011, 00:32:52 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
по всей видимости, Вульф ошибася. Возможно, при работе над передачей он опирался на какие-то мифы и легенды, имевшие хождение в интеллигентских кругах.

Уж чего-чего, а "легенд" в этих кругах всегда было предостаточно ! :))
Удивительно, что нас до сих пор пугают Ждановым, когда "современные композиторы" - особливо же самые радикальные - и их деятельность на несколько порядков хуже и опаснее Жданова для музыкального искусства.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Постановление 1948 года уже многократно обсуждалось на разных ресурсах, поэтому я изложу тезисно, чтобы не толочь воду в ступе.
Асафьев – глава музыкальных исследователей и теоретиков - оказался примерно перед таким же выбором, как и Тихон Хренников в своё время: или возглавить навязанную властями кампанию и попытаться направить её в цивилизованное русло, или пустить всё на самотёк (тогда возглавят другие), или начать сопротивление. Сами понимаете, последнее было не просто негибким, но крайне опасным и недальновидным решением: когда дело приобретает политический оборот, с властями (любыми) лучше не спорить – с ними надо на словах соглашаться и брать под козырёк, а на деле гнуть СВОЮ линию, причём, осторожно и дипломатично.
В ту эпоху было принято на всех углах и по любому поводу "каяться в грехах", заниматься саморазоблачениями и самокритикой – если почитать тогдашние речи и статьи, это обстоятельство будет совершенно очевидным. Каялись и бичевали самих себя даже за то, за что и не особо нужно было ! Просто так было "принято".
Критика и самокритика не должна была становиться самоуничтожением и отречением от профессии и любимого дела: эту форму нужно было выдерживать, но в конце непременно нужно было дать большой позитив – пообещать работать "над ошибками" не покладая рук, трудиться на благо страны и трудового народы, разбивать лоб в поклонении партии и её вождям. Да, это всё было ! Факт !
И в эти игры НАДО БЫЛО УМЕТЬ ИГРАТЬ !
Ведь по результатам постановления 1948 года никого не расстреляли, не посадили – и я хочу спросить, а что было бы, если бы Асафьев, будучи ключевой фигурой, отказался участвовать в этом во всём хоть каким-то способом ? Я не уверен, что ничем не сдерживаемая прямолинейность власти стала бы для советского композиторского сообщества большим "подарком". В любом случае Асафьевым всегда использовались осторожные формулировки, в которых, как положено, была и самокритика, и самобичевание, но была там и позитивная составляющая, а главное – там никогда не было призыва к разгрому советской композиторской школы и сомнений в её уровне и профессионализме.
Кстати, несмотря на всю напористость и грубость кампании 48-го года, внешний шум её не перелился в разгромные оргрешения и уголовные дела, что уже само по себе было для той эпохи большим достижением. Композиторы мало того что продолжили свою работу, они продолжили её в прежнем ключе – ни стиль Прокофьева, ни стиль Шостаковича, ни стили других авторов после этого постановления ничуть не изменились: власти выпустили пар и успокоились: Сталин получил очередные заверения в преданности, Жданов потешил свою гордыню и в своё удовольствие поуправлял искусством, рассказав, что "должна быть музыка прекрасна, должна быть музыка изящна"  – чего ж вам боле ??
Я бы не придавал этим бурям в стакане воды слишком большого значения: такие неврастенические кампании были для того времени типичны, и не нужно к ним сегодня относиться как к чему-то особенному.
Точно так же я не доверял бы словам о том, что "арестовывали всех подряд" - это просто ложь, и все прекрасно знают, что этого никогда не было с людьми, далёкими от власти и верхов управленческого госаппарата.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Sergey
Цитировать
Как жаль, что я только сегодня увидел ваше сообщение, уважаемая Лорина, и поэтому передачу пропустил. Не могли бы вы хотя бы кратко рассказать, что же такого он там наговорил о Прокофьеве и его первой жене.

Я эту передачу всю записала - вот аудиозапись  http://files.mail.ru/RWMV7P
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Sergey

  • Гость
Sergey
Цитировать
Как жаль, что я только сегодня увидел ваше сообщение, уважаемая Лорина, и поэтому передачу пропустил. Не могли бы вы хотя бы кратко рассказать, что же такого он там наговорил о Прокофьеве и его первой жене.

Я эту передачу всю записала - вот аудиозапись  http://files.mail.ru/RWMV7P
Спасибо, уважаемая Лорина, я её скачал и послушал.
Что могу сказать? Типичный образец современного агитпропа! Причем, на мой вкус, весьма примитивный. А в том месте, когда Вульф рассказывает об истории отношений Прокофьева и Миры Мендельсон, я бы сказал, что и довольно гнусный!!! Получается (по Вульфу), что Прокофьев ушел от Лины к Мире только потому, что последняя шантажировала его своими угрозами покончить жизнь самоубийством. И вообще, у Вульфа не нашлось в адрес второй жены Прокофьева - Миры Мендельсон - ни одного доброго слова. Это только Лина Ивановна, получив право на авторские вознаграждения за исполнение музыки Прокофьева, создала фонд Прокофьева... А как вам такой факт, что Мира Александровна Мендельсон часть наследства, доставшуюся ей, полностью отдала на строительство в Москве школы имени Прокофьева и вскоре умерла от разрыва сердца в своем кабинете с телефонной трубкой в руке, во время разговора, посвященного делам школы??? (источник - http://pseudology.org/people/Prokofiev_CC.htm).
Что касается истории с "разводом" Прокофьева с его первой женой, то вот что рассказал об этом сын Прокофьева Святослав: "Когда отец решил оформить свой новый брак, в суде ему, к его огромному удивлению, сказали, что разводиться вовсе не нужно: брак, заключенный в октябре 1923 года в Эттале (Германия), сочли теперь недействительным, так как он не был зарегистрирован в советском консульстве. Мама, въехавшая в СССР как жена Прокофьева, в какой-то таинственный момент вдруг перестала ею быть. Отец, будучи уверенным в законности его брака с матерью, обратился в вышестоящую судебную инстанцию, но там ему сказали то же самое. Так он смог расписаться с новой женой без развода" (цитирую этот рассказ по уже упомянутой здесь статье В.Чемберджи).

Теперь насчет высказанного в передаче утверждения, что якобы Жданов не знал таких слов как диссонанс и дисгармония. Так вот, Жданов был выходцем из интеллигентной семьи, его отец занимал должность инспектора народных училищ в Мариуполе,  а сам Жданов слыл среди большевиков культурным человеком, знатоком классической музыки, авторитетом в области искусств и литературы. Вот что рассказывал Т.Н.Хренников о докладе, который делал Жданов на совещании деятелей советской музыки в 1948 г. - предтече пресловутого Постановления:
Цитировать
С докладом выступал Жданов. Кстати, доклад он не читал. Серова и Стасова цитировал наизусть. Вообще, в те времена доклады по бумажке не читались.
(источник - http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=454&crubric_id=100444&rubric_id=210&pub_id=434987)
А Илья Эренбург в своих мемуарах "Люди, годы, жизнь" рассказал историю, как после этого совещания Жданов учил Прокофьева и Шостаковича, что в музыке самое главное – мелодия, которую можно напеть, и даже наигрывал им что-то на рояле для примера. Между прочим это означает, что Жданов умел играть на рояле! Так что он мог вполне и без бесед с Асафьевым иметь представление, что такое диссонанс и дисгармония.

Единственное, что меня заинтересовало в этой передаче, так это слова Вульфа, что после окончательного переезда в СССР Прокофьеву дали "роскошную четырехкомнатную квартиру на Чкаловской улице".
Во-первых, Прокофьев после возвращения на Родину и до фактического развода с первой женой - Линой и ухода к Мире Мендельсон (в марте 1941 г.) жил на улице Земляной вал, где в новом доме под № 14/16 его соседями были С.Я. Маршак, Д.Ф. Ойстрах, В.П. Чкалов, К.Ф. Юон, Г.Г.Нейгауз. Только в 1938 г. после гибели летчика Чкалова во время испытаний нового самолета эта улица получила имя Чкалова. Во-вторых, мне приходилось читать в различных изданиях, что Прокофьев эту квартиру не получил, а купил. Об этом же говорит и Вишневецкий в приведенном здесь интервью. Все-таки интересно было бы узнать, так получил он её или купил?

И еще, не совсем правдой является утверждение Вульфа, что после ухода к Мире Мендельсон он жил в коммунальной квартире у её отца в Камергерском переулке. Это не совсем так. Большую часть времени Прокофьев со своей второй женой жили на даче Прокофьева на Николиной горе, которую Прокофьев купил (вот в этом случае - точно купил, а не получил) в 1946 г.
« Последнее редактирование: Апрель 25, 2011, 22:08:34 от Sergey »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Сергей Прокофьев: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения...»

 http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2011/aprel/26/sergej_prokofev_vozduh_chuzhbiny_ne_vozbuzhdaet_vo_mne_vdohnoveniya/

«Музыку Прокофьева нельзя не узнать и не отличить среди других музык. Это музыка движения, музыка не знающей утомления здоровой жизни», - писал критик Б. Асафьев в 1927 году. Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники Прокофьева, но и те, кто не могут понять и полюбить его музыку, чувствуют силу и яркость его дарования. То, что сейчас называют харизмой, было в полной мере присуще композитору. Прокофьев, весь его облик, производили на окружающих неизгладимое впечатление.
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
 Виталий Петров
О Первом скрипичном концерте Сергея Прокофьева
 http://www.rg.ru/2012/08/10/prokofiev-site.html
Аннотация|
"Сочинением, которое заставило полюбить Прокофьева, оказался для меня Первый скрипичный концерт, - вспоминал пианист Святослав Рихтер. - Позже я встречал многих людей, у которых любовь к Прокофьеву также началась с этого сочинения. Мне кажется невозможно, любя музыку, остаться им не захваченным. По впечатлению можно сравнить с тем, когда первый раз весной открывают окно и первый раз с улицы врываются в него неугомонные звуки…
<...>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Это типично маминская эксцентрика, дорогие коллеги ! Надеюсь, вам она покажется забавной :)

Юрий Мамин о: Прокофьеве
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&v=IyYziioAOUo
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
Сегодня 60 лет как скончался С.Прокофьев.


Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
Французские композиторы-денди - на выставке в Музее Сергея Прокофьева

Ничему не удивляться; эпатировать окружающих, сохраняя ледяное спокойствие, и уходить, произведя задуманный эффект. Таковы негласные правила истинного денди. Как известно, «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Ничего удивительного, что законам дендизма на рубеже XIX-XX столетий следовали не только светские львы. О знаменитых русских и французских композиторах-денди рассказывает выставка в Музее Сергея Прокофьева. В чем щеголял сам Сергей Сергеич, и как самовыражались его знаменитые коллеги, – узнали  «Новости культуры».

Редкие кадры архивной хроники – Игорь Стравинский выходит на променад в бриджах, гетрах и кепи. Автор «Весны Священной», «Петрушки», «Жар-птицы» был новатором не только в музыке, но и в моде. Недаром от него без ума была сама Коко Шанель. Но кто-то подтрунивал над страстью Стравинского к шелковому белью, изысканным галстукам и моноклям – этот шарж тому доказательство. Пощеголять в шокирующих нарядах любил и Сергей Прокофьев.

«Есть такое очень известное воспоминание Святослава Рихтера, который, еще будучи молодым человеком, как-то увидел его на улице и он писал: "Я шел по Арбату в солнечный день, и мимо меня прошло целое явление. Шел человек в желтых ботинках, в красном клетчатом галстуке, в желтых перчатках – я обернулся ему вслед и понял, что это Сергей Прокофьев"», - рассказывает научный сотрудник Музея С. С. Прокофьева (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки) Евгения Лианская.

Со временем те самые желтые перчатки Прокофьева выцвели, став бежевыми. Но о любви музыкального футуриста к шику и лоску говорят представленные здесь тросточка и кожаный чемодан. С ними композитор объехал полмира, а выступал он в черном фраке из сукна и атласа, который тоже можно увидеть на выставке. Его сшили в Париже в 30-м году по эксклюзивному заказу в русском ателье моды «Калина»: Прокофьев в то время жил во Франции.

Сергей Прокофьев был во всем большой оригинал. Однажды он решил задать знаменитым людям своего времени один и тот же вопрос: «Что такое солнце?» Специально для этого он попросил изготовить мастера необычный дневник – он выглядел как две доски, сколоченные гвоздями. А внутри - дорогая бумага. На ней свои комментарии оставили многие известные люди. Так, Артур Рубинштейн назвал самого Прокофьева «солнцем».

Другому франту - Морису Равелю - больше подошло бы сравнение с луной. «Портрет французского композитора в пижаме» - такое название носит офорт Ашиля Увре. Художник создал эту реалистичную гравюру, узнав, что Равель на гастроли в Детройт взял два десятка ночных сорочек. На этом модные причуды композитора не закончились.

«Его главной фишкой были черные, кожаные лакированные ботинки, а, по-моему, в Чикаго на концерте, перед выходом на сцену, он обнаружил, что они остались в багажном отделении, и просто задержал начало концерта на час», - рассказывает Евгения Лианская.

Крайне чувствительным к своему внешнему виду был и соотечественник Мориса Равеля - композитор-импрессионист Клод Дебюсси. Всегда с ухоженной бородой, он не расставался с бабочкой и папиросой. Говорил: «Если ты денди, то до кончиков пальцев».

Новости культуры. 19.08.2014 | 10:50
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/116283
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
Во Владивостоке готовят премьеру полной версии оперы "Повесть о настоящем человеке"


19 марта, 13:25 UTC+3   

... спектакль откроет музыкальный фестиваль "На страже мира", который состоится на сцене этого театра с 7 по 11 мая. "Откроется фестиваль мировой премьерой полной авторской версии последней оперы Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". В полном и первоначальном виде опера никогда не видела сцены", - отметила представитель театра.

Полностью:

http://tass.ru/kultura/1839607
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
Оперу Сергея Прокофьева восстановили по архивным материалам


23.03.2015 17:40

Авторскую версию оперы Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке" восстановили по архивным партитурам, наброскам и прочим сохранившимся материалам.

Работу по восстановлению оперы мастера проделали сотрудники Приморского театра оперы и балета. Они провели анализ многочисленных документов, которые хранятся в Большом театре и Госархиве.

Далее:
http://www.m24.ru/articles/69304?attempt=1
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
"Стальной скок" в Саратове. Любовный треугольник как двигатель прогресса

Гениальный антрепренер Сергей Дягилев попросил в 1927 году великого Сергея Прокофьева написать музыку для нового балета. Задача ставилась четкая – не прославить большевиков, а показать возможный индустриальный прогресс в СССР. Когда музыка была готова, все предложенные Дягилевым названия Прокофьев отверг, придумав собственное – "Стальной скок". Париж дерзкую и ломающую стереотипы постановку встретил на ура, однако на Родине композитора балет за почти 90 лет так ни разу и не решились поставить. Историческую справедливость решил восстановить саратовский театр оперы и балета, показав "Стальной скок" в рамках 28-го Собиновского фестиваля.

Эксклюзивность произошедшего подчеркивает тот факт, что даже ноты для исполнения балета найти было крайне сложно. В свободном доступе их нет. Пришлось худруку и дирижеру театр Юрию Кочневу заказывать партитуру в музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве.

Далее: http://focusgoroda.ru/materials/2015-05-20/4211.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
Мариинский-2

10 ноября 2015 г., вторник, 19:00

Повесть о настоящем человеке
Опера в 2-х действиях

Спектакль Государственного Приморского театра оперы и балета

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/11/10/2_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
Сегодня в Зале Прокофьева новой Мариинки была исполнена опера "Великан", написанная девятилетним Серёжей Прокофьевым: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/10/4/8_1200/ . Конечно, сложно в ней обнаружить истоки "Любви к трём апельсинам", "Огненного ангела", "Семена Котко", "Обручения в монастыре", "Войны и мира" и "Повести о настоящем человеке", но послушать было любопытно. И здорово, что Мариинка даёт слушателям такую возможность!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
В Мариинском впервые покажут последнюю оперу Прокофьева — "Повесть о настоящем человеке". 10 ноября, М2, 19:00.

Редкой опере досталось столько унижений. В год завершения "Повести" (1948) ее автора заклеймили формалистом и запретили исполнение. Для первой постановки в 1960 году партитуру целиком перекроили. Согласно анекдоту, прототип главного персонажа, летчик Алексей Маресьев, по просмотре оперы сказал: "Ползти было легче". Фольклор приписывает опере фрагменты вроде хора "Гангрена, гангрена, ему отрежут ноги!". "Повесть" принято считать детищем доведенной до абсурда советской идеологии. Мало кто видит в ней не идеологическое, а мифологическое начало — сказание о русском Фаэтоне, русском Икаре. Титан Прокофьев написал оперу о сверхчеловеке нового времени — и только сейчас мы услышим ее во всем размахе.

http://vk.com/wall81344132_89017
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 925
Цитата: Мариинский театр
В Мариинском впервые покажут последнюю оперу Прокофьева — "Повесть о настоящем человеке". 10 ноября, М2, 19:00.

http://vk.com/wall81344132_89017

А завершившее полным провалом исполнение 3 декабря 1948 г., на котором присутствовал даже прототип главного героя оперы Алексей Маресьев, не в счет?
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11174.msg167279.html#msg167279
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау