Автор Тема: Жертвы глобализации: творческая "безродность-бесплеменность" наших композиторов  (Прочитано 1848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
По следам ознакомления с произведениями современных отечественных композиторов всех поколений, которое я с переменным успехом осуществлял на протяжении последних 4-5 лет, после рассмотрения всяческих "направлений" и "ответвлений" и после всех сомнений по поводу того, что их разделяет, а что объединяет, можно чётко утверждать одно, на мой взгляд, неоспоримое ОБЩЕЕ качество: отсутствие собственного лица у нашего нынешнего композиторского цеха. Если у его представителей и имеется что-либо общее, то это безликая серость. Я уже не говорю о лице национальном, каким бы оно ни было – об этом вообще нету даже и речи ! Какое там ! Я имею в виду хотя бы некий специфический набор приёмов, который отличал бы отечественный композиторский цех от их зарубежных коллег в плане способов работы; я имею в виду какую-нибудь особенную идейную сферу или специфику звукового мышления, которая ярко характеризовала бы их.
Но нет: все их поделки укладываются в мировой мейнстрим примерно так же аккуратно, как продукция закусочных Макдоналдса укладывается в меню этой гигантской международной пищевой корпорации на всех континентах. Что ни сделают наши композиторы, что ни напишут, что ни сотворят (прости господи), а стоит лишь обернуться на Запад – там это всё уже было. Всё произведённое сегодня в России нашим композиторским цехом неизменно оказывается примерно таким же "российским" (в кавычках) по специфике, как и блюда Макдоналдса, сделанные на нашей территории. Конечно, и гамбургер можно назвать "российским" на том основании, что он "сделан в России", но согласитесь, что это будет некоторой натяжкой ! :))))))
Короче говоря, абсолютно ясно, что "творческая продукция", производимая композиторами-выходцами из наших учебных учреждений как на территории России, так и за её рубежами, может именоваться "отечественной" примерно с тем же "успехом", что и произведённая на нашей территории продукция Макдоналдса.
Вполне очевидно, что глобализация охватывает отнюдь не только экономическую сферу: она распространяется и на искусство (почитать только, что пишут об этом наши театральные и кинодеятели ! – это же какой-то "крик души"), и на культуру в целом (и режопера, и уродская "новая архитектура" Москвы и Петербурга, и литература, и живопись – пардон, актуальное "визуальное искусство" ! :) )
И вот это тиражирование "актуальных штампов" – это и есть глобализация в действии.
По сути дела, уничтожение национальных музыкальных культур началось ещё в XIX веке, но в ХХ веке оно приобрело характер поистине глобальный: фактически исчезла грандиозная испанская народная культура, перейдя в руки ловких профессионалов, внешне-блестяще воплощающих её наработки, но уже лишённых творческой связи с традицией; исчезла русская музыкальная культура, осевшая в виде интонаций и заимствований в произведениях великих русских композиторов, за что мы им сегодня должны сказать "спасибо", иначе от русской музыкальной культуры вообще ничего не осталось бы к настоящему моменту; итальянская музыкальная культура была утрачена ещё на рубеже XVIII-XIX веков, т.к. инициатива перешла к великим итальянским оперным композиторам; фактически исчезла, замусолена и замылена латиноамериканская музыка. Я уж не говорю о культурах стран, народов и традиций менее развитых, которые и вовсе были лишены возможности сопротивляться культурному нашествию "общечеловеческих" штампов в рамках глобализации.
Я клоню к тому, что наши нынешние авторы и их творения – это есть уже вторичное по отношению ко вторичному, т.е. уже даже не второстепенное, а третьестепенное и даже более того - донельзя пережёванное до состояния "интернациональной жвачки".
Мастеровитость, ремесло пришли на смену композиторскому дару; техничность, профессионализм - на смену таланту. "Профессионализм" наших авторов состоит в том, чтобы сначала измыслить некие конструкции, формы и звуковые приёмы и способы их реализации – желательно какие-нибудь радикально-эпатажные, чтобы по нервам, по нервам ! :)), - а потом всех убеждать, что это "гениально" и что "этого ещё не видел никто". А прислушаешься …… господи, ну что "нового" может быть в шумовых эффектах и в бестональности ? Ещё Бузони на заре ХХ века сокрушался – ему казалось, что все тогдашние т.н. "современные сочинения" похожи друг на друга и даже написаны в одной тональности. И, в общем, в этих словах, несмотря на всю их ироничность, есть рациональное зерно – бестональность и впрямь на слух вызывает ощущение того, что всё бестональное написано в одной и той же тональности ! :)) Не знаю, кому как, а мне эта мысль Бузони вполне внятна ! :))
И прямо скажем, в "творческом" плане нынешние авторы от начала ХХ века НИКУДА НЕ УШЛИ: они топчутся всё на той же полянке "радикализма", питаются всё тем же материалом, теми же идеями и давно уже всё вытоптали и пожрали.
В общем, глобализация, братцы, это вам не шутка: ЭТО РЕАЛЬНОЕ ЗЛО ! Любая национальная (так скажем, "местечковая" в широком смысле этого слова) культура, если она желает быть оригинальной и кому-то интересной, должна исповедовать свой собственный набор правил и ограничений, ибо если не будет ограничений и если "всё дозволено", то тогда и оригинальности не будет, и культуры, являющейся выражением мыслей и особенностей всякой данной конкретной местности, занимаемой той или иной нацией, не будет тоже. Получается, что интернациональная жвачка, предлагаемая нам в России под видом "собственного продукта", является ничем иным, как всё тем же штампованным по международным технологическим рецептам блюдом, в котором нет ничего оригинального, что отличало бы его от блюда, приготовленного в любой другой точке мира.
В этом, пожалуй, и состоит весь тот ужас, которым веет от произведений "современных композиторов" (живописцев, оперных режиссёров, кинорежиссёров, архитекторов и т.д. и т.п.) и зарубежных, и наших тоже, конечно: полная унификация и стандартизация по всем срезам; вхождение в зону действия т.н. "общечеловеческих ценностей", на поверку оказывающихся просто-напросто громадными штампами, оторванными от какой бы то ни было национальной культуры.
Получается, что современные композиторы в русле глобальных тенденций создают какой-то свой интернациональный унифицированный звуковой мир, оторванный от реальности существования какой бы то ни было нации, а затем пытаются впарить его всей планете (и каждому из нас в т.ч.) как некое "актуальное общечеловеческое достижение". Пожалуй, радоваться такому "подарку" может лишь такой дремучий в области классического искусства и напрочь лишённый вкуса человек, как президент Медведев ! Недаром же именно после его публичного выступления, в котором он озвучил одиозное требование поддержки "актуального мракобесия" со стороны власти и бизнеса, а позднее наехал на ценителей классики, объявив их тормозом модернизации (что свидетельствует о его собственном отношении к фундаментальным знаниям и к сфере образования), появилось письмо наших питерских композиторов - "трёх богатырей" - со слезливыми просьбами о выдаче государственных денег на безбедное существование "искусства звука".
А сами наши авторы-глобализаторы своим стремлением впарить нам свою интернационализированную звуковую жвачку напоминают ту легендарную беззубую старуху, которая во времена оны должна была специально пережёвывать для гостей предлагаемую им пищу, дабы убедить их в том, что еда настолько мягкая и съедобная, что её может потребить даже и старуха. Но понимаете, не знаю, как там в древности бывало, а я лично эту жвачку, взятую из чужого рта, дожёвывать не желаю, да и другим не советую.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица