Автор Тема: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)  (Прочитано 23028 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 786
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #25 : Май 18, 2018, 07:12:55 »
Отзыв М. Аршиновой о концерте М. Янсонса и оркестра Баварского радио в в БЗФ 16.05.2018:
https://il-canone.livejournal.com/252597.html

В чем секрет успеха Марса Янсонса? - ах, опять двадцать пять. Вот пойти угадай, в чем. Наверное, в нем самом, в удивительной сбалансированности  его личности, в таланте, в  мощном интеллекте, в любви к музыке, в безукоризненной порядочности, в стечении обстоятельств, вытолкнувших именно его на самый верх. В том, что карьера его  развивалась  до поры до времени медленно, но шла вперед неумолимо и мощно  как танк. Он и сейчас прогрессирует. А может, все дело в том, что рядом с ним всегда его любящая и преданная жена.

Этот коцнертный тур дирижера и его оркестра начался 1 мая в Эльбфилармонии, Гамбург, продолжился в Нью-Йорке, затем - города, особенно значимые для Мариса (так его принято называть в музыкантской среде) - Рига и Петеребург,( а между ними Хельсинки). Рига потому что он был там рожден в укрытии матерью-еврейкой в 1943 году и провел свое детство, Петербург - потому что здесь он учился и стал дирижером, здесь же, в филармонии, долгие годы работал вторым дирижером у Мравинского Арвид Янсонс, его отец. Конечная точка тура - Москва.

Низкий строй оркестра BR, богатые чистые тембры духовых, отсутствие нажима, насилия, легкость, мастерство....  Я сидела сбоку за первыми скрипками, в ложе на сцене, а это все равно что зайти в ресторан с кухни.  Это  не то же самое что в зале, но по-своему интересно.

Есть ли что-то в музыке выше Бетховена? Как по мне - едва ли. В принципе, в голове не укладывается, как в те времена, полные  пустой галантной слащавой музыки он создавал, не взирая ни на что, включая собственную глухоту, свои исполинские симфонии о жизни и смерти.

В первой же перекличке dolce  деревянных духовых "Героической" меня охватило блаженство,  улыбка безо всяких усилий расплылась на лице.

Это трудно объяснить, это что-то чувственное, когда слушаешь и понимаешь: счастье. Так в принципе с глупой улыбкой и просидела всю первую часть. Во второй вдруг (на 159 раз) до меня дошло, что это музыка про жизнь человека. Про его сердце, про чувства и мечты, печали и срывы. Что мне безумно нравится в этом оркестре - его sachlich (вещественная) сущность, ничего не уходит в свисток, все доходит до сердцевины звука, до своей реализации, любовно, мастерски и с подготовленным,  тщательно просчитанным шиком. Как Ауди. Гладкость и легкость переходов, ригор, логика, лирика, - все подчинено единому плану, единой цели, стянуто нитями и пронизано витальностью, здоровьем, радостью жизни. Это то, что меня с детства приучили ценить и в жизни, и в искусстве. И я ценю.

После антракта был Рихард Штраус, "Дон Жуан". Этот крем де ля крем  прозвучал, конечно, аутентично, как будто бы перенес слушателя в Берлин последних лет 19 века с его перегретой атмосферой элитизма, конкуренции, завышенных притязаний  и истерических неврозов.

Банально, конечно, об этом говорить, и можно найти в  каждой статье о выступлении великого артиста, но факт: каждое новое произведение в концерте звучало совершенно по-другому, как будто бы оркестр другой, и зал, и все изменилось. Конечно, это из-за  необъятных возможностей оркестра, из-за богатства и разнообразия приемов, да и традиции исполнения музыки Рихарда Штрауса в Мюнхене, что называется, не задушишь, не убьешь.  (Мюнхен - город Рихарда Штрауса, он жил в Гармише, предместье Мюнхена). Кстати, вот странно, но кажется, будто бы советские композиторы, писавшие музыку к шикарным советским рисованным мультикам про злых волшебников, непроходимые леса и гордых принцев, просто списывали все с "Дон Жуана".  Какая-то есть фрагментарность в этой поэме, в отличие от Дон Кихота, например.

"Вальс" Равеля - и снова другой мир. И понятно, что Париж не так далек от  Мюнхена. Никогда не слыхала чтобы играли "Вальс" с такой бесшабашностью, сногсшибательной элегантностью, спонтанностью и четко, как при запуске ракеты, рассчитанными паузами, зависаниями на синкопе и трещотками, с аттакой на снятии звука и мгновенной тишиной, прерываемой ударом большого барабана (я ж на кухне сидела, помните?). В общем, концовка была незабываемая. Те исполнения "Вальса", что я слышала, обычно были "надуты" пафосом тяжких предчувствий, как пишут нам музыковеды в книжках, предчувствий ипритовых атак и прочих ужасов надвигающейся Первой мировой. Здесь же - вот в чем вся фишка - никто не прятался за ложный пафос и нагнетание ужаса, на которое Вальс провоцирует. Не шантажировал и не угрожал. Какая-то чудесная свобода от трактовок. Ведь, если вспомнить, именно этого Равель и хотел от исполнителей - "не интерпретируйте меня"!

Здесь, на этом концерте тоже, нужно отметить, как на великих концертах, единицей измерения была не часть произведения и даже не произведение целиком, а весь концерт. И весь концерт был построен, как мастерская фуга под стретто, под последние трещотки Вальса, так, чтобы наповал. Это во многом заслуга дирижера, конечно.  Такое единство и целенаправленность, такая душевная и профессиональная щедрость, с которой он и музыканты оркестра  подарили нам этот прекрасный вечер....

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 786
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #26 : Май 18, 2018, 07:27:29 »
Отзыв Н. Зимяниной о концерте М. Янсонса в КЗЧ 17.05.2018:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina

Никогда наши оркестры не будут так играть. Ну, что поделаешь, это как с английским газоном. Мы тут с одной чудесной Машей после концерта спорили, почему, что да как. А Гергиев, спросила она. Но в Симфоническом оркестре Баварского радио, который выступал сегодня в КЗЧ, музыканты не бывают выжатыми мочалками. А Светланов? Не было такого Бетховена у ГАСО. А Курентзис? А тут много привходящих.
 
Когда Баварский оркестр только вышел на сцену КЗЧ, ему аплодировали так, что музыкантам, повернувшимся будто для торжественной фотографии, пришлось в таком торжественном виде довольно долго стоять. Не говоря уже о том, как публика приветствовала появление дирижера Мариса Янсонса.
Третья симфония Бетховена игралась с такой определенностью понимания Бетховена, с такой изумительной по точности мыслью! Роденовское совершенство. Слушала как первый раз. Ничего не раскладывалось на «оркестровые группы», слушала Бетховена. Правда, когда три валторны заиграли, слезы навернулись. Никогда у нас так не будут валторны играть, никогда.

Струнные доходили до такого piano – что чудилось, будто ветер гуляет за кулисами КЗЧ (там довольно неприютные пространства), мистический ветер.
Курентзис – да, и еще как да. Но! Какими скупыми жестами обходится на концерте великий Янсонс. Иногда дает знаки легкими кивками головы, а на tutti просто благодарно обводит оркестр широким жестом! Самое потрясающее впечатление: однажды мне было видно (сидела чуть сбоку), как на уровне солнечного сплетения он будто держит обеими руками, раскрытыми пальцами, невидимый шар, и, тихонько покачивая им, показывает его слева направо всему оркестру. Такую раскаленную энергетику собирает для них в большую каплю.

Мы тут накануне сидели с друзьями и как раз обсуждали, чтО показывает дирижер на концерте. И концерт получился как раз к нашему разговору. К тому, может ли оркестр без дирижера. Очень был смешной разговор, с жестами. Я считаю, не может – но без того дирижера, у которого до концерта все идеально продумано, объяснено и готово. И сто раз играно еще и до этого дирижера. Ведь Янсонс не показывает оркестру крещендо или диминуэндо – оркестр играет это «сам»!! :)) В конце концов, «в нотах написано»))
Рихарда Штрауса («Дон Жуан») очень трудно слушать после такого Бетховена. Хотя, при всем внешнем спокойствии дирижера, – энергетика бешеная, звенящая; затягивает. Ну и (привет Борису Лифановскому, призывающему обращать внимания на соло оркестрантов!) - гобой был невероятный.
«Вальс» Равеля (который и начался с мистического ветра, только уже очевидного, записанного Равелем нотами!)) я наконец-то услышала с той толикой юмора, которая несомненно вложена в это сочинение с аллюзиями на Штрауса.

Бисы: Менуэт Боккерини и финал сюиты из музыки балета «Чудесный мандарин» Белы Бартока.
С чего вдруг филармония сделала Москве такой царский подарок?
Вот так вдруг бац! - и лучший концерт сезона.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 786
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #27 : Май 21, 2018, 16:54:44 »
Отзывы на концерты в Москве и Петербурге

Героические танцы
Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом в Московской филармонии

Автор -- Ю. Бедерова
https://www.kommersant.ru/doc/3635024

Соло для Дон Жуана
В Москве выступил Марис Янсонс с оркестром Баварского радио
Автор: И. Муравьева
https://rg.ru/2018/05/21/reg-cfo/v-moskve-vystupil-maris-iansons-s-orkestrom-bavarskogo-radio.html

Танцы маэстро Янсонса
В России прошли гастроли симфонического оркестра Баварского радио
Автор: В. Дудин
http://www.ng.ru/culture/2018-05-21/6_7228_dances.html
« Последнее редактирование: Май 21, 2018, 17:00:16 от Ирина67 »