Автор Тема: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)  (Прочитано 24324 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 102
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #25 : Май 18, 2018, 07:12:55 »
Отзыв М. Аршиновой о концерте М. Янсонса и оркестра Баварского радио в в БЗФ 16.05.2018:
https://il-canone.livejournal.com/252597.html

В чем секрет успеха Марса Янсонса? - ах, опять двадцать пять. Вот пойти угадай, в чем. Наверное, в нем самом, в удивительной сбалансированности  его личности, в таланте, в  мощном интеллекте, в любви к музыке, в безукоризненной порядочности, в стечении обстоятельств, вытолкнувших именно его на самый верх. В том, что карьера его  развивалась  до поры до времени медленно, но шла вперед неумолимо и мощно  как танк. Он и сейчас прогрессирует. А может, все дело в том, что рядом с ним всегда его любящая и преданная жена.

Этот коцнертный тур дирижера и его оркестра начался 1 мая в Эльбфилармонии, Гамбург, продолжился в Нью-Йорке, затем - города, особенно значимые для Мариса (так его принято называть в музыкантской среде) - Рига и Петеребург,( а между ними Хельсинки). Рига потому что он был там рожден в укрытии матерью-еврейкой в 1943 году и провел свое детство, Петербург - потому что здесь он учился и стал дирижером, здесь же, в филармонии, долгие годы работал вторым дирижером у Мравинского Арвид Янсонс, его отец. Конечная точка тура - Москва.

Низкий строй оркестра BR, богатые чистые тембры духовых, отсутствие нажима, насилия, легкость, мастерство....  Я сидела сбоку за первыми скрипками, в ложе на сцене, а это все равно что зайти в ресторан с кухни.  Это  не то же самое что в зале, но по-своему интересно.

Есть ли что-то в музыке выше Бетховена? Как по мне - едва ли. В принципе, в голове не укладывается, как в те времена, полные  пустой галантной слащавой музыки он создавал, не взирая ни на что, включая собственную глухоту, свои исполинские симфонии о жизни и смерти.

В первой же перекличке dolce  деревянных духовых "Героической" меня охватило блаженство,  улыбка безо всяких усилий расплылась на лице.

Это трудно объяснить, это что-то чувственное, когда слушаешь и понимаешь: счастье. Так в принципе с глупой улыбкой и просидела всю первую часть. Во второй вдруг (на 159 раз) до меня дошло, что это музыка про жизнь человека. Про его сердце, про чувства и мечты, печали и срывы. Что мне безумно нравится в этом оркестре - его sachlich (вещественная) сущность, ничего не уходит в свисток, все доходит до сердцевины звука, до своей реализации, любовно, мастерски и с подготовленным,  тщательно просчитанным шиком. Как Ауди. Гладкость и легкость переходов, ригор, логика, лирика, - все подчинено единому плану, единой цели, стянуто нитями и пронизано витальностью, здоровьем, радостью жизни. Это то, что меня с детства приучили ценить и в жизни, и в искусстве. И я ценю.

После антракта был Рихард Штраус, "Дон Жуан". Этот крем де ля крем  прозвучал, конечно, аутентично, как будто бы перенес слушателя в Берлин последних лет 19 века с его перегретой атмосферой элитизма, конкуренции, завышенных притязаний  и истерических неврозов.

Банально, конечно, об этом говорить, и можно найти в  каждой статье о выступлении великого артиста, но факт: каждое новое произведение в концерте звучало совершенно по-другому, как будто бы оркестр другой, и зал, и все изменилось. Конечно, это из-за  необъятных возможностей оркестра, из-за богатства и разнообразия приемов, да и традиции исполнения музыки Рихарда Штрауса в Мюнхене, что называется, не задушишь, не убьешь.  (Мюнхен - город Рихарда Штрауса, он жил в Гармише, предместье Мюнхена). Кстати, вот странно, но кажется, будто бы советские композиторы, писавшие музыку к шикарным советским рисованным мультикам про злых волшебников, непроходимые леса и гордых принцев, просто списывали все с "Дон Жуана".  Какая-то есть фрагментарность в этой поэме, в отличие от Дон Кихота, например.

"Вальс" Равеля - и снова другой мир. И понятно, что Париж не так далек от  Мюнхена. Никогда не слыхала чтобы играли "Вальс" с такой бесшабашностью, сногсшибательной элегантностью, спонтанностью и четко, как при запуске ракеты, рассчитанными паузами, зависаниями на синкопе и трещотками, с аттакой на снятии звука и мгновенной тишиной, прерываемой ударом большого барабана (я ж на кухне сидела, помните?). В общем, концовка была незабываемая. Те исполнения "Вальса", что я слышала, обычно были "надуты" пафосом тяжких предчувствий, как пишут нам музыковеды в книжках, предчувствий ипритовых атак и прочих ужасов надвигающейся Первой мировой. Здесь же - вот в чем вся фишка - никто не прятался за ложный пафос и нагнетание ужаса, на которое Вальс провоцирует. Не шантажировал и не угрожал. Какая-то чудесная свобода от трактовок. Ведь, если вспомнить, именно этого Равель и хотел от исполнителей - "не интерпретируйте меня"!

Здесь, на этом концерте тоже, нужно отметить, как на великих концертах, единицей измерения была не часть произведения и даже не произведение целиком, а весь концерт. И весь концерт был построен, как мастерская фуга под стретто, под последние трещотки Вальса, так, чтобы наповал. Это во многом заслуга дирижера, конечно.  Такое единство и целенаправленность, такая душевная и профессиональная щедрость, с которой он и музыканты оркестра  подарили нам этот прекрасный вечер....

Онлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 102
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #26 : Май 18, 2018, 07:27:29 »
Отзыв Н. Зимяниной о концерте М. Янсонса в КЗЧ 17.05.2018:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina

Никогда наши оркестры не будут так играть. Ну, что поделаешь, это как с английским газоном. Мы тут с одной чудесной Машей после концерта спорили, почему, что да как. А Гергиев, спросила она. Но в Симфоническом оркестре Баварского радио, который выступал сегодня в КЗЧ, музыканты не бывают выжатыми мочалками. А Светланов? Не было такого Бетховена у ГАСО. А Курентзис? А тут много привходящих.
 
Когда Баварский оркестр только вышел на сцену КЗЧ, ему аплодировали так, что музыкантам, повернувшимся будто для торжественной фотографии, пришлось в таком торжественном виде довольно долго стоять. Не говоря уже о том, как публика приветствовала появление дирижера Мариса Янсонса.
Третья симфония Бетховена игралась с такой определенностью понимания Бетховена, с такой изумительной по точности мыслью! Роденовское совершенство. Слушала как первый раз. Ничего не раскладывалось на «оркестровые группы», слушала Бетховена. Правда, когда три валторны заиграли, слезы навернулись. Никогда у нас так не будут валторны играть, никогда.

Струнные доходили до такого piano – что чудилось, будто ветер гуляет за кулисами КЗЧ (там довольно неприютные пространства), мистический ветер.
Курентзис – да, и еще как да. Но! Какими скупыми жестами обходится на концерте великий Янсонс. Иногда дает знаки легкими кивками головы, а на tutti просто благодарно обводит оркестр широким жестом! Самое потрясающее впечатление: однажды мне было видно (сидела чуть сбоку), как на уровне солнечного сплетения он будто держит обеими руками, раскрытыми пальцами, невидимый шар, и, тихонько покачивая им, показывает его слева направо всему оркестру. Такую раскаленную энергетику собирает для них в большую каплю.

Мы тут накануне сидели с друзьями и как раз обсуждали, чтО показывает дирижер на концерте. И концерт получился как раз к нашему разговору. К тому, может ли оркестр без дирижера. Очень был смешной разговор, с жестами. Я считаю, не может – но без того дирижера, у которого до концерта все идеально продумано, объяснено и готово. И сто раз играно еще и до этого дирижера. Ведь Янсонс не показывает оркестру крещендо или диминуэндо – оркестр играет это «сам»!! :)) В конце концов, «в нотах написано»))
Рихарда Штрауса («Дон Жуан») очень трудно слушать после такого Бетховена. Хотя, при всем внешнем спокойствии дирижера, – энергетика бешеная, звенящая; затягивает. Ну и (привет Борису Лифановскому, призывающему обращать внимания на соло оркестрантов!) - гобой был невероятный.
«Вальс» Равеля (который и начался с мистического ветра, только уже очевидного, записанного Равелем нотами!)) я наконец-то услышала с той толикой юмора, которая несомненно вложена в это сочинение с аллюзиями на Штрауса.

Бисы: Менуэт Боккерини и финал сюиты из музыки балета «Чудесный мандарин» Белы Бартока.
С чего вдруг филармония сделала Москве такой царский подарок?
Вот так вдруг бац! - и лучший концерт сезона.

Онлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 102
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #27 : Май 21, 2018, 16:54:44 »
Отзывы на концерты в Москве и Петербурге

Героические танцы
Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом в Московской филармонии

Автор -- Ю. Бедерова
https://www.kommersant.ru/doc/3635024

Соло для Дон Жуана
В Москве выступил Марис Янсонс с оркестром Баварского радио
Автор: И. Муравьева
https://rg.ru/2018/05/21/reg-cfo/v-moskve-vystupil-maris-iansons-s-orkestrom-bavarskogo-radio.html

Танцы маэстро Янсонса
В России прошли гастроли симфонического оркестра Баварского радио
Автор: В. Дудин
http://www.ng.ru/culture/2018-05-21/6_7228_dances.html
« Последнее редактирование: Май 21, 2018, 17:00:16 от Ирина67 »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 701
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #28 : Май 23, 2018, 21:34:46 »
Рецензия на петербургский концерт
https://musicseasons.org/maestro-serdec-nashix/

И отчёт Евгения Пономарёва:
https://evg-ponomarev.livejournal.com/140944.html

Оркестр Баварского радио
May. 22nd, 2018 at 12:08 AM

16 мая
Большой зал филармонии

Филармонический фестиваль "Музыкальная коллекция" в этом году открылся грандиозным концертом. Оркестр Баварского радио, раз в несколько лет приезжающий в Петербург со своим неизменным руководителем Марисом Янсонсом, порадовал нас очень интересной программой. В первом отделении - 3 симфония Бетховена, во втором отделении две симфонические поэмы: "Дон Жуан" Рихарда Штрауса и "Вальс" Равеля. Программа, с одной стороны, имеет ясную музыкальную логику (от романтической музыки к музыке раннего модернизма), с другой стороны - идеально подчеркивает плюсы Оркестра Баварского радио. Его светлый и легкий, по сравнению с другими немецкими оркестрами, звук показался просто идеальным для третьей симфонии - обстоятельной, многогранной и еще полной веры в человека. Даже вторая медленная часть, начинающаяся с Marcia funebre, звучит оптимистической надеждой. Легкость в мыслях, свойственная дирижерской манере Янсонса, тут оказалась к месту: оркестр исполнил симфонию без ненужной рефлексии.

Во втором отделении эффектно отыграли "Дон Жуана". Одна из медленных певучих частей понравилась очень, но общая мысль при слушании этой музыки не оставляет никогда: а про что это вообще? а есть ли единый замысел в череде различных звучаний? в чем фишка этого опуса, кроме обычных рихардо-штраусовских красивостей? Никогда не мог ответить себе на эти вопросы. Оркестр Баварского радио с красивостью замечательно справился, ответов же я от него изначально не ждал. Последовавший за "Дон Жуаном" равелевский "Вальс" хорош уже тем, что в нем практически нет программных претензий. С одной стороны, есть воспоминание о венской культуре и о другом Штраусе - Иоганне, с другой стороны, есть надрыв и рефлексия, вызванные Мировой войной и утратой прежней венской жизни (написано в 1920 году). Вот эту симфоническую поэму я прослушал с удовольствием. Здесь сквозь нарочитую красивость пробивается какой-то страх, какое-то предостережение.

Овация, устроенная публикой, поддерживалась медленными уходами-выходами дирижера, обстоятельным подниманием музыкантов разных оркестровых групп и двумя номерами на бис. Первый бис был в духе первого отделения - менуэт Боккерини, второй - Барток (финал балета "Чудесный мандарин"). Тут можно посетовать, что наша филармония не поступает так, как некоторые концертные залы Европы, выкладывая на сайте на следующий день полный список бисов.

Наверное, из всех концертов Оркестра Баварского радио в Петербургской филармонии этот был лучшим. Потому что музыкальные тексты выбраны такие, что индивидуальная дирижерская интерпретация вроде бы и не требуется. Достаточно высочайшего профессионализма оркестрантов. Впрочем, это очень субъективное впечатление.
Che mai sento!

Онлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 102
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #29 : Май 25, 2018, 19:22:35 »
С высочайшим визитом
МАРИС ЯНСОНС И КРИСТИАН ТИЛЕМАНН ПОЖАЛОВАЛИ К НАМ СО СВОИМИ ОРКЕСТРАМИ
текст: Екатерина Бирюкова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/18156

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 701
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #30 : Июнь 18, 2018, 09:29:43 »
В блеске двойного бренда: оркестр Баварского радио и Марис Янсонс

Игорь Корябин, 13.06.2018 в 18:58

http://belcanto.ru/18061302.html
Che mai sento!

Онлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 102
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #31 : Август 17, 2018, 00:26:53 »
МАРИС ЯНСОНС И БАВАРЦЫ
«КОЛЛЕКЦИОННЫЙ» КОНЦЕРТ В ПЕТЕРБУРГЕ
Концертом Симфонического оркестра Баварского радио под управлением главного дирижера Мариса Янсонса в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии открылся XIII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция», в афише которого под занавес сезона значится три десятка симфонических и камерных концертов.

Идея завершать сезон продолжительным фестивалем – удачный ход, найденный еще Валерием Гергиевым, проведшим в 1993 году в Мариинском театре первый фестиваль «Звезды белых ночей». За четверть века «Звезды» превратились в ожидаемый и любимый меломанами калейдоскоп премьер, выступлений и гастролей именитых артистов. Филармоническая «Музыкальная коллекция», основанная в 2006 году в пику всесильной Мариинке, также старается завлечь слушателей, обещая действительно интересные и достойные события, к которым, без сомнения, можно отнести и выступление Симфонического оркестра Баварского радио.

Приезд Мариса Янсонса весной 2018 года в Россию осуществился благодаря счастливому для нас стечению обстоятельств. По финансовым причинам отменились майские гастроли немецкого коллектива в Южной Америке, а поскольку это время уже все равно зарезервировано для поездки, Янсонс попросил организовать тур, в который вошли его родная Рига, Хельсинки, Петербург и Москва. За последнее десятилетие это было уже третье выступление баварцев в России и, подобно концертам 2009 и 2013 года, стало настоящим подарком для самых взыскательных меломанов. Каждое из произведений («Героическая» симфония Бетховена, симфонические поэмы «Дон Жуан» Штрауса и «Вальс» Равеля) отличалось безукоризненно выверенной эстетической концепцией. Присущие музыкантской манере Янсонса сдержанность и аристократизм проявляются как в жесте, так и в предельно внимательном отношении к тексту. Совершенным образом он оттачивает каждую деталь, погружаясь в тонкости интонационных и тембровых сплетений так, что изысканное удовольствие получают и просвещенные любители, и искушенные знатоки. Так, в прозвучавшей в первом отделении «Героической» симфонии Бетховена от первой темы до последних тактов финала четко прослеживалась линия интонационного «преодоления» сомнений. Композитор предстал не столько человеком, сколько уже обитателем небесных сфер, философски взирающим с небес на этот мир. Янсонс убрал весь «революционный» пафос, налипший к этому произведению, превратив «Героическую» в настоящую духовную драму, в которой жанровая составляющая ретушировалась в пользу красоты самой конструкции. Например, «Траурный марш» во второй части вышел не «плачем» по павшему герою, а философским размышлением о скоротечности земного бытия, о чаянии увидеть тени иного измерения. Чувства были словно очищены от земной материи и облечены в сверкающие одеяния. Резкие акценты, шокировавшие в свое время современников Бетховена, смягчались, зато высвечивались поразительные тембровые краски, щедро разлитые в гениальной партитуре.

Далее -- по ссылке:
http://mz.kmpztr.ru/maris-yansons-i-bavarcy/

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 718
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #32 : Сентябрь 20, 2018, 23:23:27 »

Марис Янсонс: «Мы живём в очень разбалансированном мире»


Интервью А. Курмачеву

http://www.belcanto.ru/18090101.html

Оффлайн Лялька

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Ответ #33 : Сентябрь 24, 2018, 11:43:53 »

Марис Янсонс: «Мы живём в очень разбалансированном мире»


Интервью А. Курмачеву

http://www.belcanto.ru/18090101.html

Большое спасибо за ссылку. Получила огромное удовольствие от прочтения. Какой же невероятно интеллигентный, умный и тонкий человек.