Автор Тема: Почему люди не слушают классическую музыку  (Прочитано 40593 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
В новом сообществе ru_mozart один товарищ (модератор сообщества) написал любопытную статью :)))

http://ru-mozart.livejournal.com/35927.html


ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СЛУШАЮТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ
Нижеследующие тезисы написаны не профессионалом, не знатоком, и не преследуют никакой специальной цели, кроме как высказать пришедшие в голову за последнее время мысли:) Пожалуйста, не воспринимайте их слишком серьезно, хотя тема достаточно серьезная сама по себе. Так как частично текст обращен "как бы к неофиту", к человеку, предположительно, молодому, чей вкус и стремления еще не определились, то неизбежен некоторый воспитательный момент, но все это - условности, игра стиля, не более. Итак, не имея большого желания кого-то поучать, но имея много мыслей в голове, как говорил Винни-Пух, приступлю, благословясь.

Тезис

Ни для кого не секрет, что очень небольшой процент людей, интересующихся хоть какими-то организованными звуками, слушают классическую (академическую) музыку. Чуть большее количество обычных людей согласны терпеть ее в качестве фона, заполнения пустот в фильмах и передачах, но все же не понимают, зачем столько кудахтанья вокруг этого архаичного нагромождения традиций и каких-то там культурных ценностей.

Ясное дело, что тем леди и джентльменам, кто, планируя культурный досуг на сегодняшний вечер, выбирает между курнуть, ширнуться или бухнуть, читать этот текст далее не нужно. Эти уважаемые люди уже покинули зрительный зал, сделав выбор в пользу активного отдыха. Тем же, кто придерживается более умеренных взглядов на добро и зло и кто знает много разных слов, будет интересно задуматься о следующем. Что же мешает оценить по достоинству неизъяснимые красоты классической музыки такому большому количеству неглупых и неленивых людей? Нет ли здесь какого-то подвоха?

Два слова о массовом сознании

Многие строгие и толковые мыслители любят порассуждать о массовой культуре, о ширпотребе, о тиражировании и пр. То, что культурный продукт зарождается в головах немногих гениев, бытует некоторое время в кругах элиты, потом спускается к массам, теряя при этом большую часть своего изначального заряда, - сформулировано задолго до меня. Потом все это перебродит в недрах народной культуры, откуда все это вновь возьмут немногие гении. И все это очевидно. Едем дальше:) Раньше у классической музыки была четкая аудитория - аристократы и прочие сливки общества, обеспечивавшие их досуг. Классическая музыка целиком и полностью зависела от мастерства немногих исполнителей-виртуозов и чтобы услышать наиболее масштабные произведения - требовалось не кнопку нажать, а ехать в другой город, а то и в другую страну. Теперь, благодаря НТР, - всё доступно всем и навсегда. Мы настолько привыкли к чудесам техники, что совершенно не замечаем их. Мало того, время от времени "попинываем" ногами всю эту благодать, тоскуя по аутентизму и ушедшей культуре домашнего музицирования. Взыскующие качества живого исполнения и новизны интерпретаций сегодня тоже легко удовлетворят свои запросы, благо - уровень жизни позволяет. Беда в том, что запросов таких у большинства нет. Я не хотел бы писать о массовой культуре ничего, ибо каждый да займется своим делом, но вот о массовом сознании сказать нужно следующее: изучение этого феномена - дело сложное, интересное и едва начатое. Как и многие гуманитарии, я понахватался терминов из областей на стыке психологии, социологии, культурологии и истории. Видимо, в этом кроется причина, по которой мне хочется поместить ответ на вопрос "Почему не слушают?" в сферу проблематики массового сознания, а не в традиционно-практические рамки. (Надеюсь, понятно, о чем я пишу - все читали бесконечные статьи о частностях: того-то у нас мало, сего-то у нас не хватает, денег бы дать вот тому и этому, и тогда-то будет ого-го и город-сад в рекордные сроки). Массовое сознание понадобилось мне для того, чтобы привязать понятие "миф" к интересующей нас теме. Действительно, то, что я перечислю ниже, ни у кого в голове не сформулировано с отчетливостью тезисов, - свет не породил еще такого идиота. Кроме меня:) Однако, в неявном виде, со множеством оговорок и поправок на воспитание, образование и биографию, эти "мифы" присутствуют, смею утверждать, у большинства людей, не слушающих классическую музыку. Раз у большинства, - то речь идет уже не о частных случаях и не о крайностях индивидуальной непереносимости, а о коллективном бессознательном, о том, что не произносится вслух, чему не подучивают никакие злодеи, в чем сложно самому себе признаться. Миф, как призрак, развеивается при малейшем дуновении здравого смысла, но от этого он не менее живуч, ведь, будучи осознанным и развеянным в отдельно взятой голове, он продолжает существовать в миллиарде ей подобных. Итак, что неразрывно связано в массовом сознании с классической музыкой и формирует отношение к ней еще до того, как принимаются сознательные вкусовые решения, на уровне ниже слов и четких формулировок? Излагаю в порядке возрастания сложности.

1. Миф "ой, классическая музыка - это так д-о-о-о-о-о-олго"

Современный человек привык к членению звукового материала на короткие, четко отделенные друг от друга отрезки. Не буду фантазировать, предполагая, что тому послужило причиной: формат пластинки сорокопятки на заре звукозаписи, или еще что. Скажу только, что народные песни, как протяжные, так и быстрые-танцевальные, - более длительны, чем стандартный "формат" поп-песенки, а классика в массовом сознании - это нечто ну невероятно долгое, и в силу этого - утомительное. А человек всегда хочет отдыхать.

Дальше следуют "Как бы слова, обращенные к молодому человеку в музыкальном магазине" (предполагается, что он мне доверяет и готов задавать вопросы, слушать и делиться не своими предпочтениями - я примерно представляю, что он любит, - а своими мыслями о том, что ему непонятно, не близко, хоть и не пугает):
"Понимаешь, - говорю, - ты не поверишь, но я не припомню вообще ни одного долгого классического произведения. Дело в том, что произведения в самых что ни на есть расклассических жанрах симфонии или сонаты ВСЕГДА разбиты на маленькие части по несколько минут каждая. И звучат не дольше, чем обычная песня, например, Битлз. И никто не мешает слушать их по отдельности, что, кстати и делают радиостанции, транслирующие классическую музыку. Так что "классика = долго" - это просто неправда".

2. Миф "ох, классическая музыка - это ме-е-е-е-едленно, я щас усну просто".

Да, 80% современной музыки - это музыка моторная, танцевальная. Причем то, подо что весело отплясывали двести лет назад, сейчас - просто колыбельная... Уровень громкости - это реакция на звуковую среду современных городов. Но человек нуждается не только в стимуляции мышц и нервов резкими ритмичными звуками. Беда в том, что в молодости именно это кажется нужнее всего и осваивается проще всего, причем разум тут не участвует - это гормоны, инстинкты, рост и формирование тела. Опыт и понимание необходимости и приятности релаксации приходит позднее, когда наоборот, не плохо бы встряхнуться и поплясать:) Такова природа человека. Что же делать?

Разговаривать в этом случае, как мне кажется, достаточно бесполезно. Берем плеер, делаем микс с простым критерием отбора: "быстрый темп, шум и ритмичность". Тут в ход пойдет все: и фанданго, и Бах, и Бетховен, и черт лысый на лесопилке в обработке Ванессы Мей. После прослушивания с минимальными необходимыми комментариями спрашиваем: "Ну как, есть драйв? Так вот, - тихонький минор, - это еще круче, пробирает до костей, - только без шума, как во сне, как в невесомости, как в другом мире..." И так далее.

3. Миф "ну, классическая музыка - это ж сложно, это что-то такое заумное, не для людей".

Надо признать, что прямо эту мысль высказывают редко (все любят жаловаться на недостаток здоровья, но никто, почему-то, не любит - на недостаток ума (с) не помню уже, кто). И, надо признать, что проблемы есть, но, как это часто бывает в сфере "мифов", они сильно преувеличены. Я, например, могу сказать о себе, что я, увлекшись классикой, испытал лингвистические трудности. У меня плохонький английский «со словарем», а тут такое: французская певица, прочитать о которой толком можно только по-французски, исполняет арию на итальянском языке, издано все это в Германии, соответственно, буклет отсканирован только по-немецки. Вавилон какой-то. Но это все мелочи.

«Понимаешь, - как бы говорю я, - тут все так же, как и с любым другим увлечением, то есть любовью к чему-то. Для того, чтобы просто понравилось слушать что-то, не надо трех высших образований, не надо знать кучу терминов и нотную грамоту, не надо даже петь или играть на чем-то самому. Если тебе действительно что-то понравится, - например, какой-то вид спорта, - ты уже через самое короткое время будешь знать до тонкостей все правила, игроков по именам и команды всех стран, и даже сам не сможешь точно сказать, откуда все это взялось и как ты все это узнал. Потому что любовь заставляет узнать о предмете любви как можно больше – это один из способов приблизиться к предмету любви. Звучит несколько возвышенно, не так ли? Однако, это обычное дело, так устроен мир. В классической музыке нет ничего сверхсложного. Она сложна, но только не для того, кому она нравится. Ничего не надо знать такого особого, просто нажимай кнопку до тех пор, пока не найдешь того композитора, стиль, жанр, который заденет тебя за живое».

4. А теперь, Фёдор, о главном… :)
Миф номер четыре: «Классическая музыка – это не мужественно. Ну… никто же не хочет, чтобы его считали слабаком. А классика – это сю-сю-сю, что-то такое пиликающее, не для мужиков, словом. Голубым – вот тем она самое то, а нам надо что-то другое».

На надо, не надо морщиться и улыбаться, уважаемые читатели. Это не такая уж глупость и пошлость мною написана. Я уже говорил, что пытаюсь облечь вполне ясными и точными словами то, что в массовом сознании присутствует неявно, расплывчато, в чем мало кто себе самому признается, понимая, что что-то здесь не так. Есть и такой миф, и я уверен, что он отпугнул от одной мысли о возможности послушать что-нибудь эдакое очень много людей, причем, не только мужского пола, хотя речь, главным образом, конечно, об этой половине человечества.

Наверное, кто-то более умный и убедительный, чем я, найдет, что тут сказать молодому собеседнику. Что-нибудь про то, что многие «крутые мэны» древности и наших дней (перечисление) слушали именно классику. Про то, что научиться играть на скрипке требует не меньше выдержки, твердости и физических усилий, чем постижение тайн восточных единоборств. Про то, что самые знаменитые мастера единоборств Древнего Китая, например, обязательно музицировали. Про то, что не даром боссы мафии в кино слушают какую-нибудь классику, - это не просто признак «красивой жизни» или итальянские корни, - это важная деталь… Про то, как начинается фильм «Сибирский цирюльник»… И так далее.

Попробую сказать кратко. «Самое мужественное, что только может быть, - это защищать, не жалея сил и жизни, то, что тебе дорого. Например, родину, родных, друга, или свои убеждения. И дело даже не в том, что пройтись по району (название района), демонстративно слушая классику, - это надо много отваги иметь, или мало мозгов. А в том, что, если эта музыка тебе дорога, - ты будешь отстаивать свои убеждения со всей твердостью, не жалея сил. А это круто, испокон веков было так».

5. Миф «все бы хорошо, но классическая музыка какая-то однообразная. Вот эти все симфонии там, концерты… Они как-то все похожи друг на друга»

Это некий парадокс восприятия. Чем дольше смотришь на небо, тем больше различаешь звезд, это же очевидно. Но все они, на первый взгляд, похожи. Множество нового для себя материала сознание человека принимается упорядочивать, систематизировать, все время сосредотачиваясь на сходстве. Суть в том, что отделенная от нас столетиями истории, разницей культур и языков, массой наших собственных предрассудков, классическая музыка частично утратила для нас новизну деталей, частностей. Это как политика: сто лет назад на выборах победил не Джон Смит, а Джек Смит,- и это была буря и потрясение! «Н-да? Как любопытно», - всего лишь говорим мы сейчас, это по-прежнему потрясает, но только редких специалистов-историков. Как всем стать историками? Для этого есть целая стратегия: популяризация научных знаний. Не вдаваясь в детали, скажу вот что:

«Тут все обстоит точно так же, как с длительностью, с мифом о том, что «классика – это долго», это – неправда, ложь, обман зрения. Подумай сам: современная музыка, чьей основой стали электроинструменты и звукозапись, существует менее девяноста лет, а классике, по разным оценкам, - от пятисот до тысячи лет. Она многократно более разнообразна, полна оттенков, более богата открытиями и экзотическими звучаниями, чем вся современная музыка, вместе взятая. Это очевидно. Просто надо взять на себя труд поразобраться в этом, послушать разное, по нескольку раз, вдумчиво, не пугаясь архаичных деталей, например, таких, как: незнакомые жанры и инструменты, латынь, итальянский, допустимость нескольких трактовок, сложные формы и так далее. Когда прислушаешься – разнообразие потрясет тебя».

6. Миф последний, миф о пафосе. «Классика – не для меня, ведь это надо особо настроиться, чинно-благородно, сиди-слушай, не шелохнись, прямо, словно аршин проглотил… В консерваторию надо ходить, и в джинсах нельзя, боже упаси… Классика – это высо-о-о-о-окое искусство… (тут глаза надо закатить и с придыханием) – куда мне до него!»

То-то и оно, что высокое искусство от слушателя пафоса не требует! Оно естественно, как воздух, солнце и пение птиц. Не надо путать правила поведения в общественных местах и законы высокого искусства. Правила меняются, а законы искусства – нет. (В опере времен Вивальди знатные слушатели бросали вниз из лож объедки в партер, а сейчас вообще-то не принято и фольгой от шоколадки шуршать). Законы искусства требуют сопереживать ему и жить в нем вместе с его творцом. Это – процессы незримые, происходящие исключительно в уме и сердце, они не допускают фальшивого пафоса и пошлости, но есть (выработаны историей цивилизации) ряд внешних, социальных условностей, которые большинству людей помогают найти путь к искусству. Например, фрак и бабочка. А иногда и не большинству, а меньшинству. Похоже, к тому идет, что классическая музыка зачастую заперта в ложноклассические рамки устаревшей традиции. Про себя могу сказать, что остаточные знания и навыки недоучившегося филолога сильно облегчили мне путь, но тут все индивидуально. Я, например, в восторге от блеска и великолепия зала старинного оперного театра, но – немного смущаюсь, сам не знаю чего. И, пусть хоть чуть-чуть, но это мне мешает слушать. Думаю, со временем пройдет. Кому-то каждая мельчайшая деталь традиции, ритуала, антуража помогает, а кому и мешает. Это не повод ни отказываться от традиций, ни навязывать их, настойчиво предлагая. Предлагать стоило бы хорошую музыку, а все остальное сделается само собой, без специальных усилий. Полагаю, что не сильно погрешу против истины, если скажу так:

«Для прослушивания классики не нужно долго ждать какого-нибудь особого настроения, не нужно слушать только сидя-в одиночестве-закрыв глаза, или только в зале консерватории, с возвышенным выражением лица. Не нужно предварительно благоговеть перед портретом композитора или ждать каких-то особых невероятных откровений. Не нужно носить костюм и считать себя умнее или воспитаннее других. Для прослушивания классики не нужно ничего этого.

Просто слушай – и всё.

Слушай - как, где, и с кем тебе хочется: за чтением, за работой, на прогулке, в наушниках или в концертном зале, в душе, в дороге, засыпая ночью, суетясь днем, на кухне, на стадионе, в лесу и в церкви. Стоит только не забывать, что запись – это одно, а музыкант – живой человек, и когда кто-то выступает, нельзя отвлекаться и отвлекать других.

Я очень люблю музыку Моцарта, но осознаю, что, будь он жив, он бы мне голову проломил за то, как непочтительно я слушаю его музыку! Но ведь если бы он был жив и сам выступал, то и я бы слушал иначе, я же знаю и умею себя вести, как нужно. А запись – она дает мне много попыток, много шансов, много дорог к его музыке, но среди них обязательно должно быть хотя бы несколько внимательных сосредоточенных прослушиваний «по всем правилам». Когда они состоятся, эти прослушивания, - сперва, или потом, в глубокой старости, – не так уж важно, музыку Моцарта я надеюсь слушать всю жизнь.

Единственное, что можно сказать о правилах прослушивания классической музыки, так это то, что, как и всякое серьезное искусство, она рассчитана на многократное к ней обращение, а не на одноразовое развлечение. Это свойство классики вообще, - в музыке, в живописи, в кино.

К черту пафос и условности! Если ты полюбишь какую-нибудь из разновидностей классической музыки, тебе больше никогда и в голову не прийдет назвать ее пафосной или подумать, что она слишком возвышенная и серьезная для тебя. Ты точно поймешь, что именно ты любишь и не поведешься ни на какие глупые мифы.

Просто слушай – и всё».

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Мне кажется, некоторые выводы не совсем верные, но сам вопрос, им поднятый, интересен.

Оффлайн Tangomax

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Слушайте классическую музыку каждый день в блоге
http://classica-every-day.blogspot.com

 ;)

Оффлайн Ярослав Дунас

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #3 : Август 07, 2012, 13:53:55 »
Странно, почему очень даже актуальная тема, не получила развитие. Хочу высказать взгляд из своей колокольни по этотму поводу.
Сам вопрос можно разделить на несколько составляющих.

1. Не слушают в живом исполнении, наверно потому, что:
 - не в состоянии оплатить стоимость билета,
 - не имеют физической возможности присутствовать во время исполнения, по состоянию здоровья и ввиду географической отдаленности от места исполнения.
 - по индивидуальным причинам, (нет времени, не находят в современных исполнителях величин достойных их вниманию, невосприятие музыки в публичных местах и др.).
 - не слушают вообще.

2. Не слушают в записях, наверно потому, что:
 - не признают никакого иного вида прослушивания, кроме живого.
 - не имеют средств на приобритение звуковоспроиводящих устройств высокого класса.
 - не переносят искажений звучания живых инструментов вносимых звукозаписью - вообще, (слишком большой процент звукозаписей, которые просто раздражают слух, техника звукозаписи зашла в тупик и деградировала).
 - по индивидуальным причинам, (нет времени и др.).
 - не слушают вообще.

3. Не слушают вообще, наверно потому что:
 - не понимают, и не воспринимают ввиду своего общего развития.
 - нет моды на классическую музыку.
 - по индивидуальным причинам, (нет времени и др.).

Вот такие, на мой взгляд, заморочки с классической музыкой. Это всё на "глазок", и если у кого то есть дополнения и уточнения рад буду услышать.



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #4 : Август 09, 2012, 20:44:08 »
Странно, почему очень даже актуальная тема, не получила развитие

:)) Вероятно, потому, что в 1-м же посте темы вопрос был разложен по полочкам !
Кроме того, вопрос этот не вполне корректен: классическую музыку всё же слушают и очень даже много и активно, но другое дело, что этим занят пресловутый 1% населения. Полагаю, ответить на вопрос, почему именно 1%, а не больше, мы всё равно не сможем, потому что это не в нашей компетенции ! :)
А вот на вопрос о том, как привлечь к классике всех потенциальных слушателей, способных её воспринять, мы можем попробовать ответить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ярослав Дунас

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #5 : Август 10, 2012, 11:07:28 »
Полагаю, ответить на вопрос, почему именно 1%, а не больше, мы всё равно не сможем, потому что это не в нашей компетенции ! :)
Да, желаемое и действительное почти всегда между собой не совпадают по "фазе". И мы очень от этого страдаем и удивляемся несправедливому положению вещей, наверно потому, что обладаем образно-логическим мышлением, которое всегда старается идеализировать действительность. Отвечать, думаю не следует - потому, что нас никто не спрашивает.   ;)   
Цитировать
  А вот на вопрос о том, как привлечь к классике всех потенциальных слушателей, способных её воспринять, мы можем попробовать ответить. 
В этом собственно вся затея. Не буду кривить душой, продолжая эту тему, имел целью некий маленнький пиарчик в плане того, что со своей "колокольни" вижу некоторое решение этой проблемы - повышение качества звукозаписи и воспроизведения. Ведь у большинства современных людей классичесая музыка асоциируется с удручающими звуками которые исходят из большинства источников мультимедиа не предназначенных для этого. О том насколько деградировала современная техника звукозаписи, неспециалисту трудно себе представить. Создается впечетление, что все делается специально для того чтобы отбить у людей интерес к классической музыке. Много людей после посещения живых концертов, совершенно меняют свой взгляд на классическую музыку, у них появляется потребность в таковой. Многие из них, со временем начинают интересоваться качественными записями, высококачественным звукоусилительным оборудованием. Создание специального оборудования способного передать музыку с наименьшими потерями - в этом, я со своей стороны, вижу некоторое решение проблемы популяризации классической и иной акустической музыки, положительно воздействующей на биоэнергетику человека.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #6 : Август 10, 2012, 15:34:48 »
... продолжая эту тему, имел целью некий маленнький пиарчик в плане того, что со своей "колокольни" вижу некоторое решение этой проблемы - повышение качества звукозаписи и воспроизведения. Ведь у большинства современных людей классичесая музыка асоциируется с удручающими звуками которые исходят из большинства источников мультимедиа не предназначенных для этого. О том насколько деградировала современная техника звукозаписи, неспециалисту трудно себе представить. Создается впечетление, что все делается специально для того чтобы отбить у людей интерес к классической музыке

Я не думаю, что дьявольские козни распростёрлись так далеко ! :)
Какая-то часть правды, как мне кажется, в вашем сообщении имеется, но если вспомнить, какой ужасающий звук доносят до нас многие исторические фонограммы, ничуть не утратившие своей ценности и поныне, то ваш вывод будет не столь очевиден. Почему же раньше качество фонограмм не мешало любви к классике, и что случилось сегодня, если оно вдруг начало мешать ?
Кроме того, я не знаю, проводились ли исследования и осуществлялись ли оценки размеров аудитории классической музыки в каких-нибудь странах и в мире в целом ? Я имею в виду какие-нибудь систематические исследования разных эпох, потому что цифра "1% населения" всем давно известна, и она, судя по всему, соответствует истине, ибо выведена из оценок продаж билетов на классические музыкальные мероприятия и продаж носителей фонограмм. Судя по всему, это хорошая фактологическая база для правильных выводов: кто платит, тот и музыку заказывает.
Я думаю, аудитория давно уже расширена до пределов пресловутого 1%, и сейчас проблема состоит, скорее, в другом - как не растерять этих людей. "Не растерять" в том смысле, что как привлекать всё новых и новых родившихся и подрастающих потенциальных любителей классики.
Я всё же склонен выводить потенциальную возможность любви к классике из природной, т.е. генетической предрасположенности, а с этим никакое "воспитание" не справится: если нет природных данных, то никакой любви к музыке быть не может.
Я не хочу сказать, что природа напрямую заложила в людей какую-то "любовь", а тем более, "к музыке", но качество слуха, способности к ощущениям и их анализу, способность воспринимать информацию, память, интеллект - всё это закладывается природой. И я не верю, что эти природные склонности можно как-то перебороть или же искусственно вызвать их к жизни, если они отсутствуют.
Я вижу в ваших идеях отголоски идей Лихницкого, который утверждает нечто вроде того, что в звучании имеется некая компонента, которая может быть передана лишь посредством соответствующей методики и аппаратуры, а если её нет, то и звучание портится и т.д. Звучание, конечно, испортить можно, в т.ч. и безнадёжно испортить, но вряд ли любовь к музыке будет больше, если её будут слушать на более хорошей аппаратуре. Вряд ли количество любви столь явным образом связано с качеством звука.
« Последнее редактирование: Август 10, 2012, 16:22:32 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ярослав Дунас

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #7 : Август 10, 2012, 21:05:53 »
Почему же раньше качество фонограмм не мешало любви к классике, и что случилось сегодня, если оно вдруг начало мешать ?
Думаю потому, что у классической Музыки появилась юная сестрица по имени Попса, с ее многоликими воплощениями. Так вот эта милашка сумела завоевать сердца обывателя своей простотой и доступностью, хотя внутри она не совсем музыка, как кое кто считает. Потом эта сестричка заработала на всевозможные одеженки и прикиды; и составила очень большую конкуренцию нашей старшей сестренке - Музыке классической. И лиш небольшая кучка истинных ценителей, которые признают приоритет смысла и содержания по отношению к форме выражения, продолжают любить и преклонятся старшей сестренке - Музыке изначальной.
Цитировать
Я не хочу сказать, что природа напрямую заложила в людей какую-то "любовь", а тем более, "к музыке", но качество слуха, способности к ощущениям и их анализу, способность воспринимать информацию, память, интеллект - всё это закладывается природой. И я не верю, что эти природные склонности можно как-то перебороть или же искусственно вызвать их к жизни, если они отсутствуют.
Здесь наверно главное помочь человеку у которого есть зерно заложеное матушкой природой, найти в себе, открыть настоящую музыку для себя и для других. У очень многих по моим наблюдениям, прозрение наступает с возрастом, в результате духовной эволюции, самоусовершенствования, когда начинаеш ощущать потребность в пополнении израсходованной жизненной энергии.
Цитировать
Я вижу в ваших идеях отголоски идей Лихницкого, который утверждает нечто вроде того, что в звучании имеется некая компонента, которая может быть передана лишь посредством соответствующей методики и аппаратуры, а если её нет, то и звучание портится и т.д.[qu
Немного есть, но как правильно Вы заметили только отголоски, я не столь ортодоксален как А.Лихницкий, а скорее всего -умеренный максималист.  8) 
Цитировать
Звучание, конечно, испортить можно, в т.ч. и безнадёжно испортить, но вряд ли любовь к музыке будет больше, если её будут слушать на более хорошей аппаратуре. Вряд ли количество любви столь явным образом связано с качеством звука.
В этом Вы правы, если кто любит классику, тот слушает ее в любом виде и качество звукопередачи для него не имеет решающего значения. А тот "прикид" - высококачественная звукозапись, предназначена в основном для тех, кто и встречает нашу Музыку по "одеженке". И конечно же для продвинутых эстетов и гурманов, которые считают неприемлемым отсоединение формы от содержания.  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #8 : Август 10, 2012, 21:20:30 »
Думаю потому, что у классической Музыки появилась юная сестрица по имени Попса, с ее многоликими воплощениями. Так вот эта милашка сумела завоевать сердца обывателя своей простотой и доступностью, хотя внутри она не совсем музыка, как кое кто считает. Потом эта сестричка заработала на всевозможные одеженки и прикиды; и составила очень большую конкуренцию нашей старшей сестренке - Музыке классической

Так чем же она её поборола ? Неужели качеством звукозаписи ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ярослав Дунас

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #9 : Август 10, 2012, 22:01:33 »
Так чем же она её поборола ?
Побороть ей не по зубам, а вот пустить пыль в глаза, напустить туману - это запросто.  :)
Цитировать
Неужели качеством звукозаписи ?
  Отчасти да. Ведь все широко распостраненные современные методики звукозаписи, подходы к схемотехнике, ориентированы в основном на попсу, и прекрасно ей прислуживают. А наша музыка немножко ущемляется в результате контакта с разными компресорами, эквалайзерами, ревербераторами, витализаторами, микшерскими пультами, "долбизаторами" и прочей нечестью    :(

Оффлайн MaryG

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #10 : Сентябрь 04, 2012, 22:13:06 »
А вот я абсолютно не согласна с самой формулировкой вопроса. Почему же не слушают? Вот то, что не слушают исключительно классику и все, это да. А так у каждого из моих друзей да и просто знакомых мне людей есть как минимум 10-20 классических произведений в музыкальном архиве (не намного меньше чем других стилей, если только человек не зациклен на чем-то одном).  Практически у каждого из них есть свои собственные любимые композитор и произведение. Да и вообще большинство людей, которых мне приходилось встречать в своей жизни, имеют хотя бы несколько классов музыкального образования.  А я сама не только люблю и слушаю, но и регулярно слежу  за новинками, обычно на сайте onyxclassics, где кстати совсем недавно появился замечательный новый диск произведений Бетховена, в исполнении Максима Рысанова, Кристины Блаумане и Якова Кацнельсона. И вместе с друзьями мы с удовольствием его послушали.  Так почему же Вы так уверенны, что не слушают?

Оффлайн Ярослав Дунас

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #11 : Сентябрь 04, 2012, 23:12:01 »
А вот я абсолютно не согласна с самой формулировкой вопроса. Почему же не слушают? Вот то, что не слушают исключительно классику и все, это да...  Так почему же Вы так уверенны, что не слушают?
Уважаемая MaryG, так собственно здесь идется о том, что люди не настолько увлечены классической музыкой, как бы этого нам хотелось. Вы правильно заметили, что большая часть людей слушает ее частично. Нельзя также сомневатся в том что есть определенная часть людей которым классика, извините за выражение - совсем по "барабану". И никто не знает точного процента таковых отщипенцев, если можно так выразится. Странно, почему социологичесие службы не проводят такие иследования? Может выступим с инициативой, было бы здорово...  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #12 : Сентябрь 07, 2012, 13:19:37 »
... есть определенная часть людей которым классика, извините за выражение - совсем по "барабану". И никто не знает точного процента таковых отщипенцев, если можно так выразится. Странно, почему социологичесие службы не проводят такие иследования? Может выступим с инициативой, было бы здорово...  ;)

Проще оценить количество тех, кто интересуется классической музыкой - и этот процент уверенно называют во всём мире: 1%. Судя по всему, эта цифра выведена из опыта, т.е. из оценок продаж билетов и посещаемости.
На самом деле, если почитать прессу, то проблема может быть обозначена прямо противоположная: вопрос не в том, как заставить всех слушать классику, а в том, как обслужить интерес тех, кто уже готов её слушать.

Только за последние полгода в Москве побывали Чикагский симфонический, Лондонский филармонический и другие — всего не менее полудюжины супероркестров, не говоря уже о ярких солистах и ансамблях старинной и новой музыки. Но попасть на эти концерты может далеко не каждый.
Возьмем того же Аббадо — вероятно, наиболее выдающегося из ныне живущих дирижеров. О его концерте стало известно в конце весны, объявленная цена билетов начиналась с 1500 рублей (около 40 евро). Но очень быстро в открытом доступе остались билеты по цене от 5000 до 15 000 рублей (от 125 до 375 евро соответственно) — сумма, которая мало кому по карману.
Почитатели академической музыки, увы, чаще принадлежат к менее обеспеченной части публики; среди московских меломанов, всю жизнь мечтавших услышать Клаудио Аббадо, вряд ли много тех, кто способен выложить за билеты 5000–7000 рублей.
На подобные ламентации обычно отвечают: дескать, хотите в Европу — так получайте европейских артистов по европейским же ценам. Так любят говорить представители российских концертных организаций, которым прекрасно известно реальное положение дел. Они лукавят: например, билеты на концерты Берлинского филармонического оркестра — от ближайших до ноябрьских — в его родном зале можно купить по цене от 25 до 90 евро. На концерты и спектакли Берлинской оперы, которую возглавляет Даниэль Баренбойм, можно попасть, заплатив от 15 до 220 евро (и это самые-самые дорогие).
...
За считанные дни до выступления в Москве тот же Люцернский фестивальный оркестр под управлением Аббадо представляет идентичную программу: билеты стоят от 30 до 125 евро. В трех часах езды от Вены — Зальцбург, где только что закончился летний фестиваль, считающийся одним из наиболее дорогих во всем мире. Здесь билет на оперный спектакль может стоить до 300 евро, но есть билеты и по 40, и даже по 15 — на стоячие места для наименее обеспеченных. А в Вене на того же Баренбойма или Аббадо всегда можно купить стоячий билет за 8 евро. Такая цена по карману любому — даже рядовому московскому пенсионеру. Правда, и стоять целый час на ногах ему непросто, но в Вене или Берлине разрешается брать с собой подушки и складные стулья.
Искусство должно быть доступно всем — это аксиома повсюду, кроме Москвы.
У нас билеты на гастроли Ла Скала в Большом театре предлагаются по цене от 3500 до 25000 рублей (от 88 до 625 евро соответственно). Добавим абсолютную непрозрачность как ценообразования, так и процесса продажи билетов. Их нельзя купить на сайте Большого театра — только в одном из многочисленных билетных агентств. И если на сайтах Берлинской филармонии или оперы ссылка «Tickets» находится на самом видном месте, то на сайте Большого вы найдете лишь раздел «Визит в театр»: там на самом видном месте красуется ссылка «График предварительной продажи билетов на декабрь 2012 г.». Сама процедура покупки необыкновенно сложна: необходимо прислать предварительную заявку с указанием номера паспорта и фамилии. Предполагается, что так сделано в целях борьбы с перекупщиками, но почему тогда билеты на Ла Скала попали к ним практически в полном объеме?
... в Европе к организации фестивалей и концертов привлекают спонсоров, позволяя публике покупать билеты хоть за 300 евро, хоть за 15. Это не хотят понимать в Москве, устанавливая неподъемные цены на билеты

Свежая статья ! Видите, что делается ?
Если оценить по Москве, где в настоящее время проживает существенно больше 10 миллионов человек, то, приняв оценку в 1%, можно получить цифру в 100 тыс любителей классики, которые более-менее регулярно её слушают и посещают концерты. На самом деле, я думаю, в силу специфики Москвы, количество любителей от общего числа жителей вряд ли превосходит десятые доли процента. Но вопрос не в том, как нарастить эту армию, а в том, как обслужить уже имеющуюся: чуть только какое-то мероприятие по интересу и престижу оказывается выше среднего, как сразу взлетают цены, и оно становится практически недоступным для широкой публики.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #13 : Сентябрь 07, 2012, 23:55:25 »
Вот и я думаю: ну не может так дорого стоить то, что "никто не слушает"!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
не слушают и не читают
« Ответ #14 : Сентябрь 17, 2012, 22:59:59 »
Сейчас по ТВ "Культура" идёт презабавнейшая передача о судьбе современного книгоиздания в России. Вы будете смеяться, но проблемы точно такие же, как и в музыкальной области: почти никто не интересуется классикой, почти все все читают ширпотреб, никто не хочет читать серьёзную литературу, разоряются издательства, разоряются авторы, авторский кризис - нет хороших не просто авторов, а именно "литераторов", знатоков языка и вообще .....
Всё то же самое.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #15 : Октябрь 12, 2012, 17:26:33 »
......
Проще оценить количество тех, кто интересуется классической музыкой - и этот процент уверенно называют во всём мире: 1%. Судя по всему, эта цифра выведена из опыта, т.е. из оценок продаж билетов и посещаемости.
....
Не первый раз слышу о такой оценке. Было бы интересно узнать источник этих данных. У меня имеются другие цифры - причем со ссылкой на источники. Когда-то, а точнее в 2008г., на форуме Классика приводились следующие статистические данные - см. тему "Мировой рынок классической музыки" - здесь. Вот какие цифры приводил там пианист Петр Овчаров:
Цитировать
Как выглядела статистика рынка музыкальных записей (физические носители - CD, DVD, vinyl, виртуальные - скачивания из интернета) в 2007 году?
 Классическая музыка - 7 % рынка, но из них 3-4% занимают поп-классика, поп-опера, записи оперных постановок, такие феномены по продажам как Нетребко, Ланг Ланг, Доминго, Каррерас и crossover-проекты.
 На остальные 3% приходятся ВСЕ остальные записи классической музыки. ...
Данные: universal music group Austria
А вот что писал там я - со ссылкой на имеющийся у меня отчет RIAA (THE RECORDING INDUSTRY ASSOCIATION OF AMERICA) за 2007г.:
Цитировать
Вот статистические данные 2000-2007 гг. по продажам музыкальных записей по видам (жанрам) музыки (в процентах от общего объема продаж в долларовом исчислении):
 Рок-музыка: 2000 г. - 24,8%, 2001 - 24,4%, 2002 - 24,7%, 2003 - 25,2%, 2004 - 23,9%, 2005 - 31,5%, 2006 - 34,0%, 2007 - 32,4%.
 Рэп и хип-хоп: 2000 - 12,9%, 2001 - 11,4%, 2002 - 13,8%, 2003 - 13,3%, 2004 - 12,1%, 2005 - 13,3%, 2006 - 11,4%, 2007 - 10,8%
 Кантри: 2000 - 10,7%, 2001 - 10,5%, 2002 - 10,7%, 2003 - 10,4 %, 2004 - 13,0 %, 2005 - 12,5%, 2006 - 13,0%, 2007 - 11,5%
 Поп: 2000 - 11,0%, 2001 - 12,1%, 2002 - 9,0%, 2003 - 8,9%, 2004 - 10,0%, 2005 - 8,1%, 2006 - 7,1%, 2007 - 10,7%
 Джаз: 2000 - 2,9%, 2001 - 3,4%, 2002 - 3,2%, 2003 - 2,9%, 2004 - 2,7%, 2005 - 1,8%, 2006 - 2,0%, 2007 - 2,6%
 Классика: 2000 г. - 2,7%, 2001 - 3,2%, 2002 - 3,1%, 2003 - 3,0%, 2004 - 2,0%, 2005 - 2,4%, 2006 - 1,9%, 2007 - 2,3%
« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2012, 20:21:04 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
не слушают классическую музыку
« Ответ #16 : Октябрь 12, 2012, 17:30:08 »
Вы намекаете, что оценка в 2% больше похожа на правду ?
Что ж, спорить не буду, т.к. более убедительными данными не располагаю, но в любом случае речь идёт о единицах процентов. Оценка в 1-2% соответствует моим собственным наблюдениям: я много людей повидал за свою жизнь, примерно знаю их вкусы и область интересов, и могу подтвердить, что эта прикидка правильная.

Я, однако, сомневаюсь, что продажи можно сравнить с посещаемостью концертных залов, где любители классики проявляют себя активно-непосредственно: посещаемость концертных залов и оперных театров в разы ниже, чем продажи фонограмм того же репертуара.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #17 : Октябрь 29, 2012, 12:05:34 »
1. Потому что из СМИ несется в первую очередь современная музыка, которую, к сожалению, понять непосвященному человеку проще.
2. В подростковом возрасте люди подсаживаются на различную современную музыку, а о классике даже не помышляя (по причине пункта 1).
3. В большем возрасте многие хотят слушать в первую очередь то, что слушали в юности. Радикально меняют свои интересы единицы.
4. По причине пунктов 1 и 3 большинство даже не пытается попробовать послушать классическую музыку или даже если слушает, то эпизодически и не получают ярких впечатлений. Известно, что лучше всего слушать классическую музыку живьём. Например, по собственному опыту я могу сказать, что одной услышанной живьём и в хорошем исполнении оперной арии достаточно, чтобы превратить человека, никогда не слушавшего оперную музыку, в обожателя оперы. Но никто не пойдёт слушать живьём (с учетом времени, денег, дороги), пока ему не очень интересно. Возникает потенциальный барьер, преодолеть который удается мало кому. Совершенно аналогично невозможно при обычных условиях из водорода получить гелий, хоть это процесс и энергетически выгоден.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #18 : Октябрь 29, 2012, 13:35:22 »
Привлекать или переучивать взрослых людей - дело трудное и часто бесполезное. А вот в дестстве это не только возможно, но и необходимо. И проблема уходит корнями в далекое советское прошлое. Почему-то приобщение детей к классической музыке ограничивалось исключительно музыкальными школами. Если ты такую школу не посещал, значит классическая музыка не для тебя. Когда это у нас в обычной школе были свои "симфонические" оркестры (что сплошь и рядом встречается на том же Западе)? И дело тут вовсе не в нехватке средств - почему-то на электрогитары и ударные установки деньги находились (еще в 70-е годы практически в каждой школе была так называемая "рок-группа"). А вот на скрипку или кларнет - никогда. Школа, где я училась, стояла буквально во дворе кооперативного дома, где жили музыканты и композиторы, причем многие из них достаточно известные. И почему-то никому из них не пришло в голову хоть раз пригласить какой-нибудь класс на концерт классической музыки или устроить в школе какое-то музыкальное событие. При этом школа была очень даже "престижная", к нам часто привозили всякие зарубежные делегации показать, как учатся советские дети. Вот оно, зерно кастовости, дающее сегодня столь горькие плоды. Рассуждать о том, что "надо", готов каждый, а вот что-то сам сделать  - единицы.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #19 : Октябрь 29, 2012, 15:08:37 »
А у нас была самая обычная школа, но в начале учебного года мы получали на руки пачку бесплатных абонементов в Колонный зал на музыкальные вечера для юношества, в Октябрьский зал на творческие встречи с артистами и режиссерами и в ЦДРИ на творческие вечера. И никто из тех, кто ходил со мной, не полюбил классическую музыку.
А вот у моего дяди (1935 г.р.) в школе был свой оркестр, и у них дела обстояли гораздо лучше.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #20 : Октябрь 31, 2012, 03:07:41 »
И проблема уходит корнями в далекое советское прошлое.
Помните советский анекдот про Вовочку? Как папа читает дневник:

- Математика - два. Русский - два. Чтение - два... Мда... Пение - пять... Так ты при этом еще и поёшь?!!

Пятерка "по пению" считалась чем-то смешным, а уроки музыки - совершенно несущественным слагаемым образования. При этом на время мутации голоса обучение музыке прекращалось, но в старших классах, когда самое время прививать любовь к серьезной музыке - не возобновлялось. Мне повезло с родителями и вообще с тем, как сложилась жизнь - поэтому я здесь, а не на форуме "русского шансона".

Школьные годы мои пришлись на 70-80-е, и наша учительница музыки давала предмет по прогрессивной тогда "программе Кабалевского". Как я сейчас вспоминаю, рвала душу, чтобы мы почувствовали как прекрасен "Пер Гюнт" (мы ржали - ну ведь смешное слово "пердюнт") или как гениально Шаляпин поет "люди гибнут за металл" (мы ржали - это ж в фильме по Носову было так смешно обыграно). Родители одноклассников о "пятерках по пению" обычно слушали с усмешкой или вообще слушать не хотели, поскольку считали, что главное - математика, русский язык и литература. И дети, подражая авторитетам - родителям и коллективу одноклассников - дружно считали уроки музыки возможностью отдохнуть и поржать, чем периодически доводили пожилую учительницу до слёз. Правда, сейчас, со своими детьми, в плане базовой информации о музыке на школу нет вообще никакой надежды.
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2012, 09:21:49 от buffone »

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #21 : Январь 06, 2013, 23:02:35 »
[quote author=Predlogoff 
 На самом деле, я думаю, в силу специфики Москвы, количество любителей от общего числа жителей вряд ли превосходит десятые доли процента. Но вопрос не в том, как нарастить эту армию, а в том, как обслужить уже имеющуюся: чуть только какое-то мероприятие по интересу и престижу оказывается выше среднего, как сразу взлетают цены, и оно становится практически недоступным для широкой публики.
[/quote]

Я почти никогда, проживая в Москве, не хожу в залы слушать музыку. В инете я ее слушаю почти ежедневно, зато я слушаю, что мне нужно.

А по теме- чтобы слушать классику, нужна некоторая подготовка. Те, кто раньше закончил хотя бы муз школу, те будут слушать. А совсем неподготовленные- намного реже

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #22 : Январь 07, 2013, 00:39:40 »
Встает вопрос, а почему люди должны слушать классическую музыку ?  Думается мне, что удел академической музыки - элитарность. А что касается пропаганды, то например частенько на такие оперы как "Евгений Онегин" в провинциальные театры приходят толпы школьников с учителями, побывал я как то на таком спектакле , не слышал ни певцов, ни оркестра, шум, гам, драки, кто  пил пиво, кто бесился, кто айпадом щелкал, и подумалось мне, а нужно ли подобные акции?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Концерт для неофита с оркестром

17:41 / 30 июня, 2014 Ирина Пермякова http://www.vsluh.ru/news/interview/283757

Музыковед, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой теории музыки и музыкального образования Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Наталья Грузинцева согласилась встать на место неопытного слушателя и рассказала, с чего следует начинать знакомство с академической музыкой.

- Наталья Викторовна, давайте представим человека, имеющего самые общие представления о классической музыке, но желающего по какой-то причине разобраться в ней. Это возможно вообще?

– Желание — большое дело, оно может подвигнуть человека на достижение таких высот, которые не подвластны даже профессионалам. Я вспоминаю, как после консерватории мне приходилось ходить по предприятиям с огромным микрофоном, принимать у особо отличившихся работников пожелания для радиоконцертов по заявкам. И вот инженер крупного авиационного завода попросил романс «Клубится волною». Мне пришлось покопаться в памяти, чтобы вспомнить: это произведение из цикла «Персидские песни» Рубинштейна. Для концерта по заявкам далеко не все заказывали классическую музыку, откуда авиаинженер узнал этот не самый известный романс? «А я заинтересовался, почему люди любят оперу, – объяснил он. – Сам я уснул на первых звуках увертюры. А сейчас у меня есть практически вся оперная литература, за исключением «Риенци» Вагнера». Её даже в консерватории не проходят, это одна из ранних опер композитора. «Я просто ходил и слушал», – сказал мне этот человек. То есть, если есть желание, то это как плавать – надо прыгнуть в воду и плыть.

- С чего начать?

– Нужно просто начинать слушать. Без слушательской практики невозможно ничего понять в этом деле.

- Но как научиться слушать музыку, не засыпая при первых звуках увертюры? Современное ухо привыкло к коротким фразам, чёткой простой мелодии, структура больших произведений слишком сложная, вниманию не за что уцепиться.

– На самом деле нет непреодолимой грани между популярной музыкой и музыкой классико-романтической традиции XVII-
XIX веков. Потому что массовая культура держится за академическую музыку и методом снижения адаптирует её выразительные возможности; в то же время композиторы прислушиваются к массовой музыке.
Скажем, русский романс долго питался городской песней. Массовую музыку слышали Гайдн, Моцарт, Бах, его оркестровые сюиты — это эстрадная музыка. «Музыка на воде», «Музыка фейерверка» Генделя — это массовая музыка XVIII века, которая была создана для того, чтобы под неё гуляли, разговаривали. Это был звуковой фон эпохи. То же самое можно сказать о симфониях Гайдна, которые мы сейчас слушаем, застыв в креслах. А Гайдн рассчитывал на то, что гости князя Эстергази, у которого он 30 лет прослужил и для которого написал множество симфоний, квартетов, дивертисментов, что они будут выпивать, закусывать, общаться, может быть, танцевать иногда. Возьмите произведения венских классиков, Брамса, Малера, – неповторимый венский колорит родился из сплава музыкальных культур австрийской империи. Если это представить, то можно отчасти снять границу в восприятии популярной и классической музыки.

Нужно не настраиваться на то, что непременно уснёшь, а попытаться услышать знакомое, оттолкнуться от этого — мотивчик, который можно насвистывать. Итальянские оперы были рассчитаны на то, что люди выходят со спектакля и поют запомнившиеся им мелодии — они просты, они легко ложатся на слух.

- Верно ли, что опера — более доступный жанр, с которого проще начинать знакомство с классической музыкой.

– Начинать можно с чего угодно, но то, что опера проще других жанров, — глубокое заблуждение. Опера была, есть и будет элитарным жанром. Она возникла как чисто лабораторный, умозрительный опыт. Собрались во Флоренции состоятельные люди и решили возродить античную трагедию, так и получилась опера.

Многие не любят оперу за то, что там всё время поют. В жизни мы предпочитаем действовать, когда происходит какая-то драматическая коллизия, а в опере останавливаются и поют. В этом жанре много условностей, которые слушатель не сразу понимает.

Хотя сейчас интересная ситуация, опера стала визитной карточкой для вхождения в определённые социальные сферы: «я слушаю оперу» означает «я такой же как и вы, я говорю с вами на одном языке».

- В Тюмени второй год показывают в кинотеатре записи спектаклей «Метрополитен-опера» в рамках проекта Theatre HD. И, например, в «Князе Игоре» очень большую роль играет режиссёр. Он сделал оперу как драматическое произведение, с видеопроекциями, крупными планами, монтажом, благодаря которым зритель следил не за эпической, монументальной фигурой князя, а за развитием внутренней истории реального человека, испытывающего понятные любому чувства. Музыка воспринимается как величественный, гениальный саундтрек к вот этой личной истории. Как вам такой опыт?

– Сама я не видела оперы в Theate HD, но не впервые слышу о них хорошие отзывы. Почему бы и нет! Cейчас всё больше людей, особенно среди молодёжи, – визуалы. И для них просто сидеть и слушать что-то весьма затруднительно. Даже студентам музыкального отделения сложно слушать и смотреть в ноты, им надо смотреть на экран. Но оперная условность на экране может мешать восприятию: в крупных планах виден густой грим, несоответствие возраста 15-летней Джильды в «Риголетто» и исполняющей её партию примадонны, «Травиата» проваливается, потому что героиня умирает от чахотки, а на сцене стоит могучая примадонна, и люди не верят, начинают смеяться.

Есть другой нюанс, желание насытить видеоряд может войти в противоречие с эстетикой оперного жанра, в частности, русской оперы. Идеальная модель русской оперы была задана в творчестве Глинки, её основы — хоровое православное богослужение и агиография, жизнеописания святых, вот где истоки «Жизни за царя». От Глинки всей русской опере передаётся серьёзность, у нас вплоть до ХХ века не было комических опер.

Событийная, внешняя статика хоровых массивов русской оперы компенсируется насыщенностью музыкальной фактуры, жанровым разнообразием: это славы, гимны, застольные, плясовые, хороводные, трудовые, скорбные, радостные… Режиссёр приходит в ужас, он заставляет хор совершать какие-то действия.

Русскую музыку сложно слушать и исполнять, потому что в большинстве произведений внешне ничего не происходит, а внутри — душераздирающие события, это даже в нотах видно. За это я русскую музыку и люблю. У итальянцев все эмоции наружу, а у русской музыки может быть, как в романсах Чайковского: у людей рушится жизнь, а они сидят и пьют чай.

В целом, когда герой в опере стоит на сцене, это не значит, что действие остановилось, оно перешло во внутренний план, происходят психологические события. Но если слушателям нравится, когда насыщается видеоряд, пусть – лишь бы музыку слушали.

- Верно ли ощущение, что академическое искусство становится всё более элитарным, или оно всегда было примерно для одной социальной группы?

– В истории музыки было несколько крупных заказчиков музыки. До XVII века им была церковь. Ведущий жанр — месса, все профессиональные композиторы, вплоть до Баха и Генделя, сосредоточены в церкви. Дальше музыку заказывает двор, появляются светские жанры, симфония. Придворные получали хорошее музыкальное образование, играли на инструментах, сами могли сочинять. Аристократы заказывали произведения композиторам и хорошо разбирались в музыке. Потом начинается большая эпоха, когда музыку заказывает буржуа, уровень музыкальной подготовки несколько снизился. Появились «программные» произведения с названиями, с литературными текстами, которые расшифровывают содержание, направляют сознание слушателя в определённый коридор. И уже в XX веке музыку заказывает толпа, часто даже толпа тинейджеров. В ответ композиторы дистанцировались от массовой культуры и перестали слышать музыку улицы. Начался разрыв, музыка стала действительно элитарной и говорит на каком-то заумном языке, но несмотря ни на что, это музыка о нас и о нашей жизни.

Имена современных композиторов не на слуху, это Галина Уствольская, Николай Сидельников, Леонид Десятников, Владимир Мартынов. Выходит, они отвергли эту реальность, а она отвергла их. Однако есть фестивали современной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Новосибирске есть лаборатории современной музыки. Но в Тюмени она не звучит, это, я считаю, неправильно. Кажется, что на Стравинском, максимум Хиндемите музыка заканчивается. А ведь наш авангард первого и второго поколения – Шнитке, Губайдуллина, Арве Пярт уже фактически классики как Моцарт. Даже Кшиштов Пендерецкий, не говоря уже о Бриттене…

- Какие возможности даёт горожанам Тюмень, чтобы сформировать музыкальный вкус?

– У меня пессимистический взгляд на этот вопрос. Фактически, в Тюмени нет особых возможностей, разве что Интернет. Да, есть какие-то всплески в филармонии во время фестивалей, но настоящей филармонической жизни у нас нет, потому что нет симфонического оркестра, который поднимает музыкальную культура города на качественно новый уровень. Приезжают оркестры, но они ведь не играют симфоний. Проще назвать, что у нас звучало, — с 1990 года я помню только Четвёртую и Пятую симфонии Чайковского, его «Ромео и Джульетту», помню Шуберта, а больше ничего не звучало.

- Почему же оркестры не везут эту музыку?

– В том числе из коммерческих соображений. Оркестр Гергиева, приезжавший недавно, совершенно точно выбирал программу попроще, потому что в Москве, например, он на Пасхальном фестивале играл Скрябина – «Поэма экстаза», «Прометей», совершенно фантастические произведения, которые у нас не звучали. У нас не звучал ни Брамс, ни Малер, ни Брукнер.

- Но чем плох тот репертуар, что нам привозят, для начинающего слушателя?

– Дело в том, что академическая музыка лежит на трёх китах. Это месса со всеми её окружающими — оратория, кантата и так далее. Это опера. И симфония как вершина. Она воплощает концепцию человека и в его взаимоотношении с миром: человек действующий, созерцающий, играющий, человек общественный, растворяющийся в этом мире и прославляющий Бога, который его создал. И если мы не причастны к этому, то не о чем говорить. Можно слушать увертюры, но это не заменит симфонии. Оркестр приезжает, но не играет главного.

Пока я это воспринимаю как глубокий застой. Может, появится в Тюмени оркестр и всё как-то сдвинется. Человек, который желает как-то проникнуть в музыку, должен питаться живыми впечатлениями, это не сравнить с записью.
Когда оркестр появляется, начинает звучать основной массив мировой симфонической музыки, он привлекает внимание дирижёров. В Новосибирск недавно даже Кент Нагано прибыл на фестиваль, потому что там есть академический симфонический оркестр.

- Тюменские чиновники говорят, что первоклассных столичных музыкантов мы себе не можем позволить, а если набирать в Екатеринбурге, Новосибирске, получится местечковый коллектив, а тюменская публика привыкла слушать высококлассные гастролирующие оркестры.

– … которые, к сожалению, чаще привозят откровенные «хиты» или эдакие «вишенки на торте». Респект, конечно, за высокое мнение о тюменской публике, но наша избалованность и осведомлённость по части симфонических звучаний весьма преувеличена, и поэтому если был бы наш оркестр, его бы очень даже любили. А хорошие музыканты не только в москвах водятся, но и за Уралом. Новосибирский академический оркестр, один из лучших оркестров мира, полностью состоит из местных музыкантов.

Собственный симфонический оркестр — это приезд солистов, дирижёров, это репертуар, абсолютно другой уровень музыкальной жизни. Когда в XIX веке, когда американцы пыталась убедить Европу, что они не разбойники с большой дороги, были созданы Бостонский филармонический, оркестр в Чикаго, по всем городам Америки создавались оркестры, которые говорили: «Мы такие же, как вы, мы в русле этой традиции, слушаем ту же музыку».

- Стало быть, на записях далеко не уедешь?

– Когда человек доходит до определённой степени наслушанности, ему становится интересна та или иная интерпретация произведения, он уже разбирается в деталях. Ведь ноты — ещё не произведение, произведение — то, что звучит здесь и сейчас. Интерпретатор, исполнитель, создаёт свой вариант прочтения текста, вот как стихи мы читаем по-разному. Чтобы послушать разных интерпретаторов, можно и пластинки, и Интернет подключить. Но чем больше живых впечатлений, тем лучше.

Надо ездить в Екатеринбург на концерты, вот молодёжь же ездит на рок-концерты, так и в оперу, в филармонию можно ездить, потому что живые впечатления незабываемы.

- А как ваши студенты справляются с нехваткой живых музыкальных впечатлений?

– Трагедия провинциального образования в том, что вот так они и учатся. Они могут научиться играть, петь, заниматься какой-то звуковой активной деятельностью, но это будут не музыканты, потому что без музыкального контекста они как профессионалы несостоятельны. Порой они и сами не стремятся получать эти живые впечатления.

Сейчас филармония пошла навстречу, даёт билеты со скидкой, хотя, я знаю, в некоторых городах, крупных культурных центрах студентов и учащихся пускают на концерты за символическую цену, они приходят туда с партитурами. Да, из таких, наверное, вырастут музыканты.

- Ну, вот у нашего неофита есть афиша филармонии и аудиозаписи. Ему лучше углубиться в творчество одного автора и через него начать знакомство с музыкой или пройтись по всей музыкальной литературе?

– Мне кажется, должен быть не умозрительный интерес, а эмоциональный отклик. Что зацепило, то и надо слушать.
Можно наугад ткнуть: «А вот почему люди этим интересуются? Давайте и я послушаю!» «Почему этого автора называют великим? Проверю, есть ли отклик!» Музыковеды, собственно, так и делают: их заставляют слушать всё, и постепенно каждый для себя выбирает, что он больше слушать не будет, а к чему вернётся.

Кроме того, если человек по-настоящему хочет слушать, он должен слышать всё: музыку улицы, что звучит из окон, что играют в переходах, что пьяный прогорланил. В Японии обучение музыке начинается с обучения слушать тишину. Я кстати, проводила такой опыт на себе, оказавшись в тайге, где не слышно ничего, кроме леса и где современному человеку легко представить себя на месте нашего предка в то время, когда музыка ещё не существовала как вид искусства. Слышать эти звуки, разбираться, есть ли в них опасность, догадываться, что вот упала шишка, хрустнула ветка, пробежал зверь — это невероятно интересно, помогает сосредоточить внимание, развить слух, в том числе физический, позволяет и в дальнейшем получать более насыщенные звуковые впечатления.

- Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят приучать к музыке малышей?

– Самим любить музыку. Иначе то, что ребёнок слышит в музыкальной школе, войдёт в противоречие с тем, что слышит дома, где либо просто «глухо», либо звучит совсем иная музыка. Родителям надо самим заинтересоваться, пусть хотя бы ребёнок приведёт их в музыку.

Пока мама ходит беременная, нужно больше слушать. Маленький ребёнок может слушать любую музыку, не надо специально подбирать её для малыша, он во всём сам разберётся. Просто включать хорошую музыку, даже на вырост. Если сейчас ребёнок её не поймёт, всё равно потом дорастёт. Если он это в детстве слышал, эти впечатления неизбежно всплывут.
Che mai sento!

Оффлайн Adaev

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 11
Re: Почему люди не слушают классическую музыку
« Ответ #24 : Август 14, 2014, 20:04:55 »
частенько на такие оперы как "Евгений Онегин" в провинциальные театры приходят толпы школьников с учителями, побывал я как то на таком спектакле , не слышал ни певцов, ни оркестра, шум, гам, драки, кто  пил пиво, кто бесился, кто айпадом щелкал, и подумалось мне, а нужно ли подобные акции?
Водить школьников на "Евгения Онегина" (оперу) - преступление. После такого культпохода у любого нормального ребёнка будет привит ген отторжения от всего оперного жанра. Лично я прочувстовал эту музыку где-то ближе к 40- годам. Хотя с удовольствием вкушал всего Верди и иже с ним.  Казалось: тоска зелёная, особенно 2 часть. Ну а сейчас, слушаю и не могу насладиться. Иду при любой возможности, на любой сцене, в концертном исполнении. (Уточню, я к музыке не имею никакого отношения, музыкалку не заканчивал),