Автор Тема: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)  (Прочитано 19885 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
05.05.2011, 14:37:50

http://www.lenta.ru/news/2011/05/05/principe/

Премию принца Астурийского получил дирижер Рикардо Мути
 
Премию принца Астурийского в области искусства получил итальянский дирижер Рикардо Мути, пишет El Pais. Жюри премии отметило его за способность "передать слушателям вневременный смысл музыки".
"Маэстро Мути имеет потрясающую репутацию как в Европе, так и в США. На мой взгляд, он один из великих дирижеров XX века", - заявил известный испанский дирижер Хесус Лопес Кобос. С 1970-х годов Мути выступает с ведущими симфоническими оркестрами мира. В настоящее время он является музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра.

Ранее в 2011 году Рикардо Мути был удостоен другой престижной премии - имени Биргитт Нильсон. Эта премия, учрежденная совсем недавно, считается одной из крупнейших по размеру денежного вознаграждения - победитель получает один миллион долларов (для сравнения, приз обладателю Премии принца Астурийского составляет около 75 тысяч долларов).

Премия принца Астурийского является одной из самых почетных в Испании, она вручается в нескольких номинациях. Традиционно первой вручают премию в области искусства. 1 июня будет объявлен лауреат премии в области литературы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
 Газета "Коммерсантъ", №109/П (4650),
20.06.2011

Новые приключения Фигаро
Риккардо Мути попрощался с зальцбургским Pfingstfestspiele

http://www.kommersant.ru/doc/1663229

В Зальцбурге прошел Pfingstfestpiele ("Фестиваль на Пятидесятницу") — музыкальный форум, служащий своего рода предисловием к основным фестивальным событиям. В пятый и последний раз художественным руководителем этого фестиваля выступал знаменитый дирижер Риккардо Мути. С очередными изысканиями в области славного прошлого неаполитанской композиторской школы знакомился СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.


"Это не барокко, porca miseria! Не барокко! Да если вы кому-нибудь в Неаполе скажете, что Чимароза — это барокко, вас убьют!" — кипятился маэстро Мути, обращаясь перед открытием фестиваля к музыкальным критикам. Некоторые из них, мол, позволяют себе утверждать, что, обращаясь на Pfingstfestspiele к произведениям авторов вроде Чимарозы или Паизиелло, Риккардо Мути-де исполняет барочную музыку. В то время как оба композитора творили уже после смерти Баха, дату которой обыкновенно считают вехой, завершающей эпоху музыкального барокко.


Пафос маэстро на самом деле относится не к условностям периодизации. Пять лет Риккардо Мути занимался в Зальцбурге тем, что отстаивал совершенно автономное, не связанное школьными представлениями об исторических периодах величие неаполитанской школы XVIII—начала XIX века. Он старался доказать, что забытые оперы композиторов из этого уникального питомника не пыльные раритеты, не игрушка для узкого круга ценителей early music, а вполне актуальные сочинения, только по недосмотру выпавшие из поля зрения мейнстримного репертуара. И что даже Моцарт, непререкаемое божество для Зальцбурга, не свалился (по собственному выражению дирижера) с небес, а питался достижениями композиторов-неаполитанцев.


На самом деле от барокко при всем том было на фестивале никуда не деться. В этом году, например, представляли драматическую кантату Генделя "Акид, Галатея и Полифем" (сочиненную именно в Неаполе), где потрясающая игра берлинской Академии старинной музыки под управлением Рене Якобса, увы, затмевала бледные вокальные работы Сунаэ Им (Акид), Вивики Жено (Галатея) и Маркоса Финка (Полифем). Но что до собственных проектов синьора Мути, то в этот раз они были связаны с ранним и даже зрелым XIX веком. Завершался фестиваль концертом, в котором в исполнении хора Stagione Armonica и Молодежного оркестра имени Керубини прозвучали "Реквием до-минор" того самого Луиджи Керубини (написанный в честь годовщины казни Людовика XVI) и его же "Песнь на смерть Йозефа Гайдна" (сочиненная в ответ на ложный слух о смерти венского классика) — действительно абсолютного достоинства музыка, которая в трактовке маэстро Мути выдавала в Керубини крепкого представителя романтизма.


Но главным событием стало исполнение куда более позднего произведения — оперы Саверио Меркаданте (1795-1870) "Двое Фигаро, или Сюжет для комедии". Исполнение, надо отметить, всего-навсего второе. Опера была написана в 1826 году. Прославленный драматург Феличе Романи (автор либретто беллиниевской "Нормы") переложил на итальянский комедию Оноре Антуана Мартельи (1795), представляющую собой альтернативный "сиквел" "Свадьбы Фигаро" Бомарше. У графа и графини Альмавива уже подросла дочка Инес, Фигаро пытается помочь знакомому проходимцу заполучить ее в жены (и заграбастать половину приданого), но в итоге при помощи Сюзанны руку графской дочери получает не кто иной, как Керубино, приехавший в замок переодетым и тоже назвавшийся Фигаро.


То есть это был тот случай, когда публика вроде назубок знает всех главных героев, но тем не менее следит за происходящим на сцене с неожиданно искренним интересом: а что сейчас выкинет Сюзанна? а как сейчас будет выкручиваться Фигаро? Реверансы "Свадьбе Фигаро" заметны — прятанье в шкафах, корыстное заигрывание Сюзанны с графом (лучше не задумываться о том, сколько же им при этом лет, если у графа дочка на выданье) и много чего еще. Но приправленная иберийскими оттенками музыка напоминает вовсе не о Моцарте, а о лучших образцах итальянского бельканто. В "Двух Фигаро" немало блестящих ансамблей, сделанных явно по россиниевским лекалам, с крещендо и нарастающим валом упоительной скороговорки, но Меркаданте все-таки идет дальше: порой его мелодии кажутся предвосхищающими знаменитые опусы Беллини и Доницетти.


И конечно, в этом репертуаре Риккардо Мути и его Оркестр имени Керубини явно чувствуют себя привольнее, чем в музыке XVIII века,— настолько живой, красочной и симпатичной работы маэстро не показывал с момента своего воцарения на Pfingstfestspiele. Пели, как это было заведено и в прошлые годы, совсем молодые певцы из разных стран, для которых фестиваль оказался шансом проснуться знаменитыми. В полной мере воспользовались этим шансом Антонио Поли (Граф), обладатель отличного tenore di grazia, и сопрано Элеонора Буратто (Сюзанна). Бесконечным сценическим имброльо как-то даже шла чуть старомодная постановка: режиссер Эмилио Саги при помощи художника Даниеле Бьянко поставил "Двоих Фигаро" так, как это мог бы сделать лет двадцать пять назад Михаэль Хампе — с померанцевым деревом, растущим в патио замка Агуас Фрескас, кружевными мантильями и мужскими косицами. В Зальцбурге эта старомодность прошла на ура, теперь ей предстоят показы в Мадриде, поскольку спектакль был сделан в качестве копродукции с тамошним Teatro Real, где теперь правит бывший зальцбургский интендант Жерар Мортье.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Мути
« Ответ #2 : Апрель 19, 2012, 17:38:22 »
Вчера был удивительный концерт - в БЗК играл Чикагский симфонический оркестр под управлением Р. Мути. По случаю того, что за 20 лет это первые гастроли ЧСО в России, вчерашний концерт  (первый из двух намеченных)  начался в особо торжественной атмосфере.  Начал концерт  С.Бэлза  небольшой историечской справкой, его продолжил давно нам известный  американский посол Макфол  (вот ведь успевает не только  встречаться с оппозиционерами, но и концерт открывать) и завершил  официальную часть представитель президента по культуре Швыдкой. Очень большим достоинством всех ораторов была краткость их речей. Макфол не преминул отметить, что на днях встречался с Обамой и что тот родом ихз Чикаго, на что Швыдкой съюморил, что президенты рождаются только в тех городах, где есть хорошие симфонические оркестры, упомянув про С-П симфонический оркестр, правда не МТ, а филармонический, темиркановский.
В  начале концерта  в качестве пролога или увертюры прозвучало 10-ти минутное сочинение "Космическая одиссея"  нашего соотечественника, живущего уже 20 лет в Великобритании,  Дмитрия Смирнова, затем сюита  Н.Роты из к.ф Висконти "Леопард", а во втором отделении 5-я симфония Шостаковича.
Р.Мути выглядел как настоящий итальянский маэстро,  очень элегантно,  артистично, дирижировал в умеренно-экспансивной манере, успевая подать знак буквально всем инструментальным группам - оркестр слушался его беспрекословно. Игра оркестра была прекрасная, сосредоточенная и вдохновенная. Я, правда, писала, что первое сочинение "Космическая одиссея"  начался с нарушенным звуковым балансом, но остальные произведения прозвучали замечательно.
Фильм Леопард получил Пальмовую ветвь на Канском фестивале, во многом благодаря и очень выразительной музыке Н.Роты. Изначально Висконти собирался использовать в фильме какую-либо сифонию 19 в для  подчеркивания масштабности и серьезности сюжета фильма (сделанного по историческому роману Лимпедузы, описывающего становление Италии во времена Гарибальди). Висконти и Н.Рота просмотрели огромный  музыкальный материал, но Висконти все отвергал. И тогда Н.Рота наиграл ему темы из своей юношеской симфонии, которая  не была даже оркестрована. Эта заброшенная партитура и стала основой той Симфонии, которая прозвучала в фильме.
 5-ю симфонию Шостаковича публика встретила восторженно. На бис оркестр исполнил Ноктюрн для оркестра итальянского композитора 19 в Дж.Мартуччи, причем Мути  вначале жестом попросил одного из виолончелистов выступить с какими то словами по поводу биса, но тот не изъявил желания, и тогда он поднял из глубины оркестра флейтиста, который сказал немного об этом бисе (разумеется, на русском языке).
Послушать весь концерт можно в архиве радио Орфей http://www.moskva.fm/share/2101/20120418/fromtime:19:00:45
или послушать аудиофайлы отсюда
 http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5132.msg81225#msg81225
Сегодня, кстати, в 19.00 будет прямая трансляция второго концерта Чикагского СО.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мути
« Ответ #3 : Апрель 19, 2012, 18:45:01 »
Швыдкой съюморил, что президенты рождаются только в тех городах, где есть хорошие симфонические оркестры, упомянув про С-П симфонический оркестр, правда не МТ, а филармонический, темиркановский

Что свидетельствует о большом его уме.
Против Темирканова и его оркестра ничего не имею против, но делать упор именно на нём при наличии гергиевского ? А что - Гергиев и Швыдкой имеют какие-то трения ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Мути
« Ответ #4 : Апрель 19, 2012, 22:32:58 »
А что - Гергиев и Швыдкой имеют какие-то трения ?
Да, возникают такие подозрения,  видимо на почве давания советов президенту... ;)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мути
« Ответ #5 : Апрель 19, 2012, 22:45:58 »
А что - Гергиев и Швыдкой имеют какие-то трения ?
Да, возникают такие подозрения,  видимо на почве давания советов президенту... ;)

Которому ? :))
У нас их два, и я в них уже начинаю путаться ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Фаворин о Мути
« Ответ #6 : Апрель 20, 2012, 00:24:56 »
"Друзья, у кого какие мысли возникли по прослушивании "чикагских мужей" (если, конечно, вам случилось на них сегодня побывать)? У меня ощущения удивительные и странные. Боюсь, что многие после этого "перестанут подавать мне руку" (с), поэтому сразу скажу, что с Чикаго я провел одни из лучших минут и часов моей слушательской жизни, бултыхаясь в Малере, Р. Штраусе и даже - невероятно, но факт - Брукнере. Правда, исключительно в записи. Теперь про сегодня. Оркестр этот стал знаменит, как я понимаю, во многом благодаря своему легендарному саунду. Из чего этот саунд состоит? Видимо, на 80 процентов из меди, пробивающей любое тутти с большим отрывом. То ли особая конструкция инструментов, то ли школа такая.  Звук меди, натурально, термоядерный, стабильный ("стабилизец"), такого больше нигде нет, а в Чикаго его можно услышать уже в самых старых записях, и при Райнере, и при Шолти - до сих пор. И 20 процентов - невероятно плотные контрабасы. Кто знает, как этот звук достигается?  (Вспоминается Голованов). В гулком БЗК это провоцирует неприятный артефакт перманентного гула в низких частотах, на фоне которого скрипочки звучат как водянистая мочалка.
Итого получается этакий гигант-циклоп на огромных мускулистых ногах, который в принципе не может съежиться, стать тихим-нежным, бестелесным. И здесь очень важны оказываются чисто музыкальные решения, которые развернут это качество в ту или другую сторону. Жизненно важно быть динамичным, вникать в каждую деталь, раздрабливать звуковой массив на сотни и тысячи разных штрихов, замирать и взрываться в ярости. Мути, как мне показалось, вообще не использует особенности оркестра по назначению. Формально сбалансированный подход (включающий среди неоспоримых достоинств и такие неприятные черты как невнимание к окончанию звуков, реальному балансу и окраске звучания, к слоям фактуры, к микродинамике, агогике), который он в полный рост сегодня продемонстрировал, здесь просто не катит, выходит сплошное "мясо". Или "железо". Или "ровные доски". Справедливости ради надо отметить, что ко второй части Франка ситуация улучшилась (тромбоны с контрабасами реже стали включаться), а к Верди Мути уже реально оживился, сразу чувствуется - любимая музыка.:) А вы что думаете?"
Юрий о концерте Чикагского симфонического оркестра.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я так понял, "Юрий" - это наш пианист Юрий Фаворин, а слушал он второй из 2-х московских концертов Мути, которые тот провёл с Чикагским оркестром:

================================

18 АПРЕЛЯ 2012
СРЕДА
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Чикагский симфонический оркестр
Дирижер —

Риккардо Мути
В программе:
Дмитрий Смирнов
«Космическая одиссея» для симфонического оркестра

Н. Рота
Музыка из кинофильма «Леопард»

Д. Шостакович
Симфония № 5 ре минор

------------------


Большой зал консерватории
19.04.2012 / четверг / 19.00

Исполнители:

Чикагский симфонический оркестр

Дирижёр – Риккардо Мути /Италия/

Концерт ведёт Святослав Бэлза
В программе:

Д. СМИРНОВ
«Космическая одиссея» для симфонического оркестра

Р. ШТРАУС
«Смерть и просветление», симфоническая поэма

С. ФРАНК
Симфония ре минор
================================


Я только не понял, причём тут Брукнер и Верди ? - то ли программу поменяли, то ли были какие-то бисы.
« Последнее редактирование: Май 21, 2012, 13:30:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 764
Я только не понял, причём тут Брукнер и Верди ? - то ли программу поменяли, то ли были какие-то бисы.
Ну, какой Вы непонятливый! :) Юрий же написал:
Цитировать
Правда, исключительно в записи.
:)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я только не понял, причём тут Брукнер и Верди ? - то ли программу поменяли, то ли были какие-то бисы.
Ну, какой Вы непонятливый! :) Юрий же написал:
Цитировать
Правда, исключительно в записи.
:)

Ну хорошо, Брукнер в записи, но он же говорит о некоем концерте - а Верди где ?
Я вообще не понял - это откуда цитата и о котором концерте Мути идёт речь ? А то сейчас окажется, что это было не здесь и не сейчас. Хотя речь вроде о "гулком БЗК", т.е. уже послеремонтном, значит, речь идёт о концерте 19 апреля 2012 года в БЗК ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Да, о концерте 19го.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
На бис  19-го апреля сыграли увертюру "Сила судьбы"
http://www.moskva.fm/share/2101/20120419/fromtime:21:11:25
По концерту 18-го апреля у меня несколько другие впечаиления, хотя тоже заметно было,
 что Мути   все свое внимание сконцентрировал на управлении вступлением инструментальных групп, но это ведь один из важных моментов в обеспечении фактурной прозрачности.
 А вот струнные группы поразили своей красотой звучания, а также  согласованностью и слитностью, играли в "одну струну".  Впечатлило и  оркестровое пианиссимо, какое не часто можно услышать у наших оркестров. А медные, мне кажется, у венских филармоников звучат еще лучше.
Вот еще интересные особенности  проведения концерта заокеанского оркестра. Я зашла в зал на втором звонке -оркестр в полном составе уже сидел на сцене (чувствовалось, что сидят  давно), музыканты во всю силу  разыгрывались.  После третьего звонка на сцену вышел концертмейстер, который дал знак настройки струнным и после этого вышел дирижер. Т.е. зрители не теряли время на то, чтобы лицезреть выход и рассадку музыкантов, их  настройку и ожидание дирижера  после третьего звонка.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #12 : Апрель 20, 2012, 18:12:19 »
заметно было,  что Мути   все свое внимание сконцентрировал на управлении вступлением инструментальных групп

Юрий, однако, заметил, что необходимо следить не только за тем, чтобы вовремя взять ноту, но и за тем, как и когда её отпустить :). В этом плане Юрий - уж не знаю, знаком ли он с этим знаменитым высказыванием Гольденвейзера или нет, - почти процитировал известное ироническое замечание знаменитого пианиста и ф-п педагога, который выражал своё неудовольствие тем фактом, что все играющие хорошо контролируют начало звучания, т.е. когда и как извлечь нужный звук, но все плохо контролируют, когда и как прекратить звучание ! :))
Судя по всему, такие проблемы носят вневременнОй характер и встречаются не только у клавишников ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
Что Мути точно "не" - это не Художник и не Философ,а без этого 80% слушательского интереса просто испаряется. Добротных оркестров, которые так же плоско,хоть и не столь же, может быть, громко могут отыграть тот же репертуар (не беру в расчет Одиссею - после такого нещадно бьющего по ушам начала не так-то просто было переключиться на Штрауса, требующего сосредоточенного и "проникновенного" слушания (в этом-то самое от него удовольствие). Вообще насколько же велика сила пиара, а также "бренда". Раз Чикагский - бренд, значит идем, переплачиваем за билеты, бурно аплодируем и кричим "браво" (в том числе между ВСЕМИ частями симфонии Франка, дело просто невиданное и неслыханное). Ну и в печати разражаемся хвалебными статьями и репортажами.

По странному стечению обстоятельств буквально за несколько дней до этого я слушала концерт Musica Viva в зале Чайковского, где в конце были исполнены "Метаморфозы" того же Рихарда Штрауса. Это была поистине ювелирная работа Рудина и его оркестра, когда зал замер и едва переводил дыхание, взлетая и опускаясь вслед за каждой звучавшей нотой. Бурные - и очень заслуженные! - аплодисменты были, но никаких откликов в каких бы то ни было СМИ не последовало. Не тот, видать. бренд.

Оркестры здесь сравнивать, думаю, никому в голову не придет, а вот работу дирижера - вполне реально!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
19 апреля 2012, 01:34   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев

Посольский симфонизм

http://www.izvestia.ru/news/522438


В Большом зале консерватории схлестнулись Госдеп и итальянская мафия


Итальянцы, пришедшие на концерт Чикагского симфонического оркестра и Риккардо Мути, были поражены: они и не подозревали, что в Москве живет столько американцев.


Гастроли, организованные Госдепартаментом США и Минкультуры РФ, стали если не главным музыкальным, то уж точно главным внешнеполитическим событием концертного сезона. Зал ломился от пожилых людей с дипломатическим выражением лица, с интересом разглядывавших новые для них интерьеры. Студенты методом естественного отбора были вытеснены. В итоге — постыдные хлопки между частями симфонии и отчаянные юные каскадеры, вскарабкавшиеся на крышу БЗК и глядевшие в окна.

Накаленная атмосфера в зале не оставляла сомнений: холодной войны и вправду след простыл. Чопорный академик Святослав Бэлза вдруг с азартом заговорил о «перезагрузке». Михаил Швыдкой щеголял своим неспешным английским (повернувшись к оркестру, извиняющимся тоном бросил: «Я поговорю немного по-русски, и потом вы начнете»). Из официального приветствия мэра Чикаго вдруг выяснилось, что этот благословенный город и Белокаменная — давным-давно побратимы (к слову, всего побратимов у Москвы 84).


Всех превзошел посол Соединенных Штатов Майкл Макфол, который, если верить интервью, называет себя «специалистом по демократии и революциям». Когда после его слов «Три года я работал с Бараком Обамой» часть зала подобострастно зааплодировала, он с обезоруживающей улыбкой добавил: «Да-да, можно хлопать!»



Но русского человека не обманешь: хлопали все-таки больше оркестру и маэстро Мути. Преимущественно после второго отделения, ибо первая половина программы заметного успеха у аудитории не имела.


«Космическая одиссея» русского лондонца Дмитрия Смирнова написана в пышном голливудском стиле, но помимо достоинств ударной батареи она высветила и некоторую неслаженность оркестровых групп: вероятно, в это сочинение, впервые исполненное чикагцами три месяца назад, оркестр еще не вжился — а может, уже и не будет вживаться.


Если «Одиссею» следовало воспринимать как галантный жест в сторону отечественной музыки, то остаток первого отделения осел на счетах «итальянской мафии». Очаровательная, но монотонная сюита из «Леопарда» Нино Роты из всех находившихся в зале больше всего нравилась, вероятно, самому Риккардо Мути. Уроженец Неаполя с роскошной шевелюрой и в слепяще отполированных туфлях приехал в Чикаго, на вторую родину итальянской мафии, победителем: местный оркестр счел его согласие княжить за великую честь.


Мути был и остается настоящим артистом. Сначала, когда он, едва передвигая ноги, выплывал на сцену, казалось, что 70-летний мастер перешагнул грань пенсионного отношения к жизни. Но за пультом к нему вернулись страсть, воля и грация, которые потрясли мир в 1967-м, когда юный Риккардо выиграл конкурс Гвидо Кантелли в Милане. Его сверхвыразительная спина, порой вызывавшая в памяти пластику Нео из «Матрицы», давала отдельный, невидимый оркестру, спектакль.


Соответствующий рангу гастролеров градус оваций был предсказуемо достигнут после Пятой симфонии Шостаковича. Шедевр, когда-то написанный на острие жизненных испытаний молодого гения, у чикагцев обернулся золотой, если не забронзовевшей классикой. Все группы, особенно стройные ряды меди, звучали наполненно, блестяще и «дорого» — намекнем на качество инструментов. Все в порядке было и с балансом , и с симфонической драматургией большого дыхания.


Но passione в души оркестрантов так и не проникла — ни через пассы Мути, ни через тремоло Шостаковича. Нигде чикагцы не перешли грань умеренного и разумного. И даже знаменитый финал «два в одном» (триумф — для музыковедов с погонами, и гвозди, заколачиваемые в гроб, — для понимающей публики) — даже он оказался сыгран так сбалансированно, что было совсем не очевидно, на чьей стороне оркестр.



В завершение Мути предоставил слово первому гобою ЧСО Евгению Изотову, который поведал историю об Антоне Рубинштейне. Дескать, русский композитор так полюбил музыку неаполитанца Джузеппе Мартуччи, что даже исполнил в 1886 году его Второй фортепианный концерт «на этой самой сцене» (которая в реальности появилась на карте Москвы 15 годами позже).


Следствием мини-лекции оказался чудесный оркестровый ноктюрн Мартуччи, протежируемый господином Мути, — эссенция южноитальянского счастья.


Таким образом, «контрольный выстрел» в пиар-состязании между американцами и итальянцами остался за «крестным отцом» Риккардо. Демократия демократией, а вертикаль власти — дирижерскую палочку — никто не отменял.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #15 : Апрель 22, 2012, 18:38:20 »
16 апреля 2012, 04:57   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев

«Встав за пульт нашего оркестра, Риккардо Мути влюбился»

http://www.izvestia.ru/news/522046


Дебора Раттер — об оркестровых инвестициях, русской обязательности и достоинствах хорошей свахи

Чикагский симфонический оркестр (ЧСО), один из лучших коллективов западного полушария, впервые после 22-летнего перерыва приезжает в Россию. Чтобы на афишах московских и петербургского концертов заблестела безупречная шевелюра маэстро Риккардо Мути, потребовалось не только 11 млн рублей, но и кропотливая работа президента оркестра Деборы Раттер. В ходе продолжительных переговоров она согласовала с российской стороной все мельчайшие детали, вплоть до размера шрифта, которым набрано имя дирижера. А потом первая леди чикагских музыкантов дала эксклюзивное интервью «Известиям».


— Насколько трудно было организовать российские гастроли?
— Я была очень удивлена, получив приглашение от американского посольства в России. Тогда послом еще был Джон Байерли, который приложил массу усилий, чтобы привезти наш оркестр в Москву и Петербург. Мы крайне тщательно обсуждали вопросы логистики, расписания, особенности концертных площадок. Но сейчас, когда все решено, пожалуй, нет более счастливых людей, чем мы.


— Правда ли, что поиск главного дирижера вашего оркестра, окончившийся инаугурацией Риккардо Мути, занял четыре года?
— На этот вопрос я не могу ответить коротко. Даниэль Баренбойм объявил о том, что не будет продлевать с нами контракт, очень поздно. Поэтому, когда мы обдумывали планы на следующий сезон, моей главной задачей было обеспечить оркестру надежного лидера на период «междуцарствия». Мы были счастливы, что Бернард Хайтинк принял предложение стать главным дирижером ЧСО на четыре года. Пьер Булез, который давно был главным приглашенным дирижером, согласился продлить контракт. Так что эти четыре года мы пережили с двумя великолепными музыкантами во главе. На самом деле Риккардо Мути решился возглавить оркестр уже давно, но его обязательства перед другими коллективами в тот период были слишком велики, чтобы он все бросил и приехал к нам. Мы договорились, что лучшим временем для начала его постоянной работы с ЧСО будет сентябрь 2010 года. К тому же нам следовало дождаться, пока закончится контракт с мистером Хайтинком.


— Приглашение Риккардо Мути называют вашей личной победой. Как вам удалось растопить «черствое сердце» Мути, не сразу согласившегося занять этот пост?
— Я ездила на концерты Мути во многие музыкальные столицы. Мы часто общались, говорили о Чикаго. Он уверял меня, что это чудесный город, но он никогда не будет здесь главным дирижером. Но когда маэстро встал за пульт нашего оркестра как приглашенный дирижер, он влюбился. Наверное, я хорошая сваха, раз заранее смогла убедить Мути, что он сойдется с нашим оркестром, а оркестр — что он сойдется с Мути.

— Поддерживает ли ЧСО память о русских композиторах Сергее Рахманинове и Сергее Прокофьеве, когда-то управлявших оркестром?
— Прямо сегодня молодая русская звезда Николай Луганский играет с нами Третий концерт Рахманинова. В следующем году будет исполняться Третий концерт Прокофьева, написанный по заказу Чикагского оркестра. Мы гордимся, что в рамках российских гастролей сыграем опус современного русского композитора Дмитрия Смирнова («Космическая одиссея». — «Известия»). Впрочем, когда речь идет о музыке, глупо говорить «нам нужен американец» или «мы ищем поляка». Главное — уровень артиста.


— Изменились ли правила и устои оркестровой жизни за те годы, что вы провели на посту президента ЧСО?
— Основные правила игры не изменились за последние сто лет и, надеюсь, не изменятся еще сто лет. От 60 до 110 оркестрантов выходят на сцену, чтобы вместе создавать живую музыку — это самое главное. Но способы нашего общения с публикой, с патронами оркестра постоянно меняются, так же как меняется из-за смены поколений и сама аудитория.


— Повлиял ли на жизнь ЧСО экономический кризис?
— Кризис воздействует на нас каждый день. Знаете, у ЧСО сложная финансовая система, и кризис бьет по нашему инвестиционному портфелю. К тому же люди вынуждены меньше тратить на билеты и пожертвования оркестру. Но ЧСО уже 121 год, и я уверена, что мы просуществуем еще столько же. Так что — да, мы учитываем спады и подъемы в экономике, но всегда помним, что мы здесь надолго.

— Как бы вы сформулировали специфику ЧСО? Что отличает его от других оркестров первого класса?
— У этого оркестра экстраординарный уровень требований к своей работе. При этом никто из солистов-духовиков не страдает «звездной болезнью»: у всех сильно чувство коллектива. У нас не идет речь о том, играть громко или тихо: работа ведется на уровне интенсивности оркестровых красок. ЧСО знаменит своей потрясающей медной группой. Наши деревянные очень лиричны, а струнные — естественны. Все три оркестровые группы уникальны, и ни одна из них не может взять верх над другой. Впрочем, мне не терпится услышать, что вы сами скажете на этот счет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Сегодня 22.04.2012 трансляция - Мути и ЧСО. 22-00

Riccardo Muti conducts the Chicaco Symphony Orchestra performing:

SCHUBERT: Entr'acte No 3 from Rosamunde.

CLYNE: (CSO Commission, World Premiere).

SCHUBERT: Symphony No 9 in C Major, D 944, 'Great'.

http://www.worldconcerthall.com/en/schedule/muti_conducts_a_clynes_world_premiere_and_schuberts_great_in_chicago/3133/
« Последнее редактирование: Апрель 22, 2012, 21:48:34 от Cuniza »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
27 мая воскресенье. Радио Орфей.
20:00  "Американские сезоны в России".  Концерт Чикагского симфонического оркестра п/у Рикардо Мути.

Это тот концерт, который прошел в БЗК?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #18 : Май 21, 2012, 13:30:54 »
27 мая воскресенье. Радио Орфей.
20:00  "Американские сезоны в России".  Концерт Чикагского симфонического оркестра п/у Рикардо Мути.

Это тот концерт, который прошел в БЗК?

Их было два, поэтому, наверное, будет какая-нибудь урезанная компиляция.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.eurochicago.com/2013/07/3-2-r-muti-i-tchso-pozadi-tri-goda-tchto-dalyshe/

Р.Мути и ЧСО: позади три года. Что дальше?


В мае 2008 года после почти четырехлетнего поиска президент Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Дебора Раттер объявила, что с 2010 года новым музыкальным руководителем коллектива станет Риккардо Мути. Контракт с выдающимся итальянским дирижером был подписан в Зальцбурге. Раттер со смехом рассказывала, как она не могла дождаться окончания обеда. Пока не принесли счет, маэстро отказывался даже смотреть на контракт. Не зря он называет себя итальянцем “на тысячу процентов”! Ужин в Италии – дело серьезное, серьезнее любого контракта будет! (Кстати, Мути предпочитает итальянскую кухню любой другой, а в числе любимых ресторанов называет “Сан Пьетро” в Нью-Йорке и “Spiaggia” в Чикаго. То же и с машинами. Самые любимые – итальянские спортивные. Ну а про футбольный клуб и говорить не приходится – конечно, итальянский: “Наполи”.)

Время бежит быстро, и в июне 2013 года закончился третий сезон маэстро с ЧСО. Контракт Риккардо Мути с оркестром истекает в июне 2015 года. Впереди – еще два сезона, но уже сегодня все чаще и чаще возникает вопрос, что будет дальше. Предложат ли маэстро продлить контракт еще на пять лет, и продолжится ли сотрудничество оркестра с одним из лучших дирижеров мира? Ответа на эти вопросы пока нет. Пока Риккардо Мути улетел в Италию. В этом месяце он дирижирует в Римской опере “Набукко” Дж.Верди, в августе маэстро ждет Венский филармонический оркестр (“Реквием” Дж.Верди на Зальцбургском музыкальном фестивале). Новая встреча Риккардо Мути с ЧСО состоится в сентябре.

Во время двухмесячного “антракта” мне бы хотелось вспомнить, какими были для оркестра эти три года.

Первый концерт Риккардо Мути с ЧСО в качестве музыкального руководителя состоялся в сентябре 2010 года. В том же году маэстро стал “Музыкантом года” по версии журнала “Musical America” и тогда же был выпущен первый совместный диск Мути и ЧСО. Для первой записи итальянский маэстро выбрал одно из своих самых любимых произведений – гениальное творение Джузеппе Верди “Реквием”. Мути собрал блестящий состав исполнителей: Ольга Бородина, Барбара Фриттоли, Марио Зеффири, Ильдар Абдразаков. В феврале 2011 года запись, сделанная в Симфоническом центре 15-17 января 2009 года, была удостоена двух премий “Грэмми”: за лучший классический альбом и лучшее хоровое исполнение (спасибо многолетнему хормейстеру Чикагского симфонического хора Дуайну Волфу).

С 18 по 27 апреля 2012 года ЧСО под управлением Риккардо Мути провел успешные гастроли в России и Италии. Впервые с 1990 года оркестр выступил в Москве и Санкт-Петербурге. В сентябре 2012 года ЧСО выступил на открытии сезона в нью-йоркском Карнеги-холл.

Chicago Symphony Orchestra European Tour 2007Мне запомнились почти все концерты Риккардо Мути и ЧСО. Было много музыки из разных стран и эпох: от барокко до современности. Бах, Гайдн, Моцарт, Вивальди, Вагнер, Верди, Мендельсон, Бетховен, Брамс, Брукнер, Прокофьев, Шостакович, Скрябин, Мартину – только некоторые из имен!

Мути существенно расширил репертуар оркестра. Вспомним мировые премьеры сочинений молодых композиторов – резидентов оркестра – Мейсона Бэйтса и Анны Кляйн, пьесу “Космическая одиссея” живущего в Лондоне русского композитора Дмитрия Смирнова, которую оркестр исполнял в России и Италии. Риккардо Мути часто исполняет музыку своего учителя, замечательного композитора Нино Рота. Я очень люблю ее и воспринимаю как личный подарок маэстро концерт, в котором прозвучала музыка к фильмам Федерико Феллини и Лукино Висконти.

Последними концертами Мути в этом сезоне стали духовные сочинения А.Вивальди, В.А.Моцарта и Дж.Верди. Маэстро сказал, что был шокирован, узнав, что Магнификат Вивальди исполнялся впервые в истории оркестра. Для маэстро это сочинение относится к числу самых важных в истории музыки. В прошлом году он исполнял его в Ватикане перед тогдашним Папой Римским Бенедиктом XVI.

Огромным событием в музыкальной жизни Чикаго стало концертное исполнение шедевра Джузеппе Верди “Отелло” (апрель 2011 года). Мути убежден: “Исполнение оперы симфоническим оркестром – фундамент, на котором строится остальная музыка. Это дает возможность оркестру расти в профессиональном отношении. Музыканты слушают друг друга, взаимодействуют друг с другом, понимают друг друга, оркестр и солисты действуют сообща, сливаясь в музыке”. В начале будущего сезона традиция концертного исполнения опер будет продолжена, и мы услышим вердиевский “Макбет”. В главной партии в Чикаго дебютирует итальянский баритон уругвайского происхождения Дарио Солари. В “Макбете” примут участие два российских исполнителя: в партии леди Макбет – сопрано Татьяна Серьян, в партии Банко – бас Дмитрий Белосельский.

Как-то после одной из репетиций с ЧСО Рихард Штраус сказал: “Господа, репетицию, которую мы провели с вами сегодня утром, никак нельзя назвать работой. Это огромное удовольствие, и я от всего сердца благодарен вам за него”. Сколько выдающихся музыкантов – солистов и дирижеров – могли бы повторить эти слова за более чем столетнюю историю Чикагского оркестра?! Высочайший уровень профессионализма, идеальная ансамблевая слаженность и, конечно, особый чикагский звук, с первых секунд поражающий полнотой, объемом и каким-то суперстереофоническим качеством, – вот что выделяет ЧСО в ряду других оркестров. И сколько бы ни говорили о глобальной унификации звучания симфонических оркестров, чикагский звук не спутаешь ни с каким другим.

Приезд Риккардо Мути открыл новую страницу в славной истории оркестра. Начиная с первой репетиции, между дирижером и оркестром установились дружеские взаимоотношения. Итальянский темперамент, помноженный на острый ум и чувство юмора, нашли в Чикаго благодатную почву. Даже замечания он облекает в такую яркую форму, что не прислушаться к ним просто невозможно. “Весь мир знает, что вы – самый мощный оркестр в мире. Теперь давайте покажем миру, что вы можете звучать мягче всех”, – говорил дирижер оркестру на репетиции увертюры к опере Джузеппе Верди “Сила судьбы”. А в начальных тактах Второй сюиты из балета Мануэля де Фальи “Треуголка” дирижер остановил оркестр со словами: “Вы звучите так, как будто слишком плотно пообедали. Даже для испанской музыки это слишком. Испанцы, конечно, ленивый народ, но не до такой же степени?!”

Когда на одном из первых концертов после Третьей части Шестой (“Патетической”) симфонии П.Чайковского раздались аплодисменты, Мути обратился к аудитории со следующими словами: ”Когда вы приходите на концерт слушать музыку, пытайтесь идти за ней. В Шестой симфонии есть своя музыкальная логика: от радости к трагедии, от веселья к траурному финалу, полному отчаяния и разочарования. Когда Чайковский писал Шестую симфонию, он знал, что она станет его последним произведением”. Аплодисменты зрителей и последовавшие за ними комментарии Мути прервали
музыкальную последовательность Симфонии. Некоторая часть публики, возможно, посчитала слова Мути оскорбительными, однако это стало хорошим уроком для слушателей, и Финал – лирическая исповедь и реквием Чайковского – слушался залом на одном дыхании. Кстати, было бы интересно попросить маэстро сравнить уровень подготовленности американской и европейской аудиторий. Возможно, это удастся сделать в следующем сезоне.

После одной из первых репетиций ассистент концертмейстера ЧСО Дэвид Тейлор сказал: “У меня было такое чувство, что я знал Риккардо Мути всю жизнь. Надеюсь, мы еще много сделаем с этим замечательным музыкантом”. О маэстро говорит концертмейстер группы гобоев оркестра Евгений Изотов: “Мути – феноменальный дирижер. У нас с ним сложились очень хорошие взаимоотношения. Как творческие, так и личностные. Мути – фигура харизматичная. В этом отношении она равновелика самому оркестру. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится еще долгие годы”. Контрабасист Роб Кэссинджер добавляет: “Всего несколько человек на планете можно назвать гигантами дирижирования. Риккардо Мути – один из них. Для меня работа с ним – огромная радость”. А вот слова многолетнего концертмейстера оркестра Сэмюэля Магада: “Маэстро Мути – талантливый дирижер. Ему подвластна любая музыка. Будущее оркестра в надежных руках!”

 

16 июня маэстро Риккардо Мути дал развернутое интервью музыкальному критику радиостанции WFMT 98.7 FM и газеты “TheChicagoSun-times” Эндрю Патнеру. Интервью это примечательно тем, что впервые дирижер не только говорил о предстоящих программах, но и подвел некоторые итоги своего сотрудничества с оркестром, и даже заглянул в будущее. Перед вами – наиболее интересные цитаты из интервью музыканта.

На прямой вопрос Патнера, можем ли мы надеяться на продолжение сотрудничества  маэстро с ЧСО, Мути ответил: “Я думаю, да. Окончательного решения нет, но нет и никакого резона останавливать наши взаимоотношения с оркестром. Я люблю Чикаго, мои дети любят Чикаго. Я думаю, что это фантастическое место, где можно работать и жить. Мне комфортно находиться здесь. Конечно, с моим возрастом я становлюсь домоседом. В моей дирижерской комнате в Симфоническом центре фотографии Неаполя и костела Фредерика фон Штауфена… Одно из моих желаний – сделать Рим и Чикаго городами-побратимами. Я думаю, это было бы важно для обоих городов. Один – технологически продвинутый, другой – центр культуры. Оба города должны быть вместе: старый и молодой”.

Chicago Symphony Orchestra European Tour 2007“Когда я пришел в ЧСО в 2007 году (я не дирижировал им с 1973 года), я еще не знал, что началась новая страница моей жизни. После первой же репетиции я понял, что этот коллектив способен выполнить любую мою музыкальную просьбу. Не потому, что все мои слова правильны, а потому, что музыканты верят в мой подход к исполняемому произведению. Мы выступили вместе в европейском туре, и наши совместные концерты оказались очень успешными. Когда я вернулся, наши взаимоотношения упрочились. Конечно, есть президент оркестра, совет директоров, менеджмент, но я хотел бы подчеркнуть роль оркестра. Если музыканты не хотят работать с дирижером, не помогут ни совет директоров, ни президент, ни менеджмент… Мы с оркестром “коснулись” разных произведений и исполняли их с энергией, желанием, душой. Эти концерты показали, что ЧСО является тем инструментом, с которым мне хотелось бы продолжать исполнять музыку в будущем… Я не люблю бегать по оркестрам. Мне достаточно Венского филармонического и Берлинского филармонического. (В скобках замечу, что с обоими оркестрами у Риккардо Мути давно сложились особые отношения. С WienerPhilharmoniker они вместе уже сорок два года! На концерте, посвященном стопятидесятилетию коллектива, музыканты оркестра в знак уважения и любви преподнесли Мути золотое кольцо – символ брака между оркестром и дирижером – и сделали маэстро почетным членом Венского оркестра.) Мне кажется, звук чикагского оркестра приближен к моей идее о том, каким в идеале должен быть звук. Это симбиоз звука Венского оркестра с глубиной, силой, физической энергией чикагских музыкантов. Звук ЧСО уникальный.”

“Я горжусь тем, что моя карьера (я употребляю это ужасное слово) сложилась благодаря оркестрам. Флоренция, Лондон, Филадельфия, Милан, Чикаго – музыканты оркестров этих городов просили меня сотрудничать с ними.” Здесь будет уместно вспомнить оркестры, которыми руководил Риккардо Мути: “Maggio Musicale Fiorentino” (1968-1980 годы, Флоренция), Лондонский филармонический (1972-1982 годы; итальянский виртуоз сменил на этом посту Отто Клемперера), Филадельфийский симфонический оркестр (1980-1992 годы; этот оркестр достался ему из рук Юджина Орманди), оркестр “Filarmonica della Scala” и театр “Ла Скала” (1986-2005 годы, маэстро возглавлял театр больше, чем кто бы то ни было в истории).

Говорят, что итальянцы хороши для исполнения только итальянской музыки. Это не так. В Италии еще до Тосканини сложилась глубокая традиция исполнения музыки Вагнера. Италию с Вагнером познакомил Анджело Мариани из Равенны. Он представил “Лоэнгрин” в Болонье. В числе зрителей были Верди и Бойто. В Болонье сохранилась партитура, на которой Верди писал свои комментарии к опере, не всегда дружественные. Например, такой: “Слишком длинно”… Джузеппе Мартуччи – композитор, чьи произведения я исполнял в Чикаго – впервые продирижировал “Тристаном и Изольдой”. А потом были оперы, которыми дирижировали Тосканини и Фуртвенглер в Ла Скала… Вагнер любил итальянскую традицию cantabile. Очень часто в немецких исполнениях этого не сушествует. Тяжело, не очень понятно, что происходит в контрапункте в других линиях. А мы поем все ноты. Так было при Тосканини и Викторе Де Сабата. Исполнение “Тристана и Изольды” с дирижером Де Сабата считается в Байрейте эталонным за всю историю фестиваля… Есть традиция “тяжелого” исполнения немецкой музыки. Если вы послушаете записи Ганса Кнапперсбуша, вы услышите там эту “тяжесть”. Но у Эриха Клайбера (отца Карлоса Клайбера) все выглядит гораздо мягче. То же самое с записями Караяна. Мне кажется, тяжесть и педалирование акцентов в определенных произведениях немецкой музыки появилось во время правления нацистов, чтобы подчеркнуть ВЛАСТЬ! Эта традиция сильно преувеличена и даже окарикатурена, как в случае ritardando в Пятой симфонии Бетховена. Как будто мы накануне землетрясения… Если Бетховен хотел указать исполнителю на ritardando, он делал это. Нет повода педалировать отдельные ноты, замедляя и преувеличивая звук. Это Германия, “SturmundDrang” (“Буря и натиск” – период в истории немецкого искусства. Представителями этого периода являются И.В.Гете и Ф.Шиллер. – Прим. автора.) Стилистически более точные подходы были даны в записях семидесятых годов. Они расставили верные акценты… Никто точно не может сказать, как должно быть, но играть Генделя так же, как играют обычно Рахманинова, нельзя.”

“В США часто используются слова: “малеровский оркестр” или “брукнеровский оркестр”. Я считаю, что в руках настоящего дирижера когда оркестр исполняет музыку Малера, он звучит как малеровский оркестр, а когда играет Брукнера – как брукнеровский. Есть оркестры с большими ресурсами, и есть дирижеры, знающие, как использовать эти ресурсы. Тосканини любил говорить фразу, ставшую знаменитой: “Нет плохих оркестров – есть плохие дирижеры”. Правда, он не дирижировал большинством оркестров. (Смеется).”

“Я уверен, что в будущем в мире останутся только четыре-пять оркестров, которые смогут быть по-настоящему конкурентоспособными, оркестры, представляющие сливки музыкальной культуры. В Европе – это наверняка Венский филармонический и Берлинский филармонический оркестры, оркестр из Лондона, два американских оркестра, один из оркестров России. Эти оркестры станут настоящими послами музыки в мире. Есть другие хорошие, даже выдающиеся оркестры, но они остаются локальными. Например, Дрезденская штаатскапелла, оркестры Кельна, Лейпцига, великолепный оркестр Баварского радио. У них нет харизмы, которая есть, скажем, в оркестре Берлинской филармонии.”

“Сейчас везде принято говорить о культуре. “Надо поднимать культуру”, “надо развивать культуру”… Чем больше мы говорим о культуре, тем больше правительство сокращает на нее деньги. Поскольку денег становится все меньше и меньше, в будущем сократится количество оркестров, которых будут приглашать на гастроли. А для ЧСО зарубежные поездки чрезвычайно важны. Южная Америка – регион, который поднимается экономически и становится все более заметным на политической карте мира. В Чикаго находится огромное количество испаноязычных жителей. Мы можем напрямую налаживать контакты с Мексикой и всем регионом. Другое направление – восток: Китай, Корея, Япония.”

“Сколько бы я ни дирижировал тем или иным произведением, перед каждым следующим концертом я снова перелистываю партитуру и думаю, что было не так в прошлый раз, что можно улучшить или изменить, как сделать игру оркестра лучше. Конца этому в моей профессии, к счастью, нет.”

“Я читаю рецензии критиков. Я хочу понять, какое впечатление производит игра оркестра. И Святослав Рихтер всегда читал рецензии. Иногда говорил: “Нет, я не согласен с этим”. Или: “Это правильно”. Так и со мной. Если я не согласен с критиком и я убежден в правильности того, что я делаю, я буду продолжать это делать. В другом случае, если я считаю, что критик прав, я прислушаюсь к нему. Все зависит от интеллигентности и образованности пишущего.”

“Я совершенно не согласен с критиками, которые говорят, что современный симфонический оркестр слишком велик для исполнения музыки Моцарта. Из письма Моцарта к своему отцу мы знаем, как он был счастлив, когда на одном концерте в Мангейме в оркестре было десять контрабасов и восемь фаготов. Дело не в количестве инструментов, а в стиле исполнения! В оркестре могут быть три контрабаса, которые будут звучать, как двигатель грузовика, или двенадцать, звучащие как ангелы. Сальери как-то дирижировал ораторией Гайдна “Сотворение мира”. Общее количество хора и оркестра составило ровно тысячу человек! Я прочитал это в бумагах в библиотеке в Вене. Там сохранились все документы, даже суммы гонорара исполнителям. Конечно, когда в следующем сезоне мы исполним Пятую симфонию Шуберта, я приглашу в состав первых скрипок не шестнадцать музыкантов, а двенадцать. Но иногда музыка сама раскрывает некоторые неожиданные аспекты в использовании разных вариантов с составами. В прошлом году финальный концерт Музыкального фестиваля в Равенне я закончил мотетом “Ave verum corpus” В.А.Моцарта. Двести человек из разных стран мира исполнили эту прекрасную музыку. Казалось, “Aveverum…” исполняет сама Вселенная!”

Риккардо Мути артистичен, изыскан, придирчив, требователен и строг во всем, что касается работы. Он готов часами сидеть над одной музыкальной фразой, добиваясь совершенства. “В моем возрасте мне не нужно уже бороться за власть или успех. Я просто хочу профессионально заниматься любимым делом,” – подчеркивает дирижер.

Риккардо Мути – Личность, каких немного в современном мире. Я очень надеюсь, что администрация ЧСО в скором времени примет единственно правильное, естественное решение и предложит маэстро продлить “чикагский роман” еще на пять лет. Несмотря на пятидесятилетний опыт, обилие наград и титулов, музыка для него по-прежнему таит в себе немало неожиданного. Риккардо Мути по-прежнему увлечен музицированием, а это значит, что у нас с вами впереди еще много интересного!

.

Сергей Элькин

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #20 : Февраль 05, 2014, 03:09:19 »
http://lenta.ru/news/2014/02/04/mutti/

Риккардо Мути останется в Чикаго до 2020 года

Дирижер Риккардо Мути останется на должности музыкального руководителя Чикагского симфонического оркестра (CSO) до августа 2020 года. Об этом сообщает Agence France-Presse. Мути подписал соглашение с оркестром в понедельник, 3 февраля. Это стало его вторым пятилетним контрактом в Чикаго.

По условиям нового контракта Мути надлежит 10 недель в сезон заниматься непосредственно дирижированием, а также руководить процессом звукозаписи на собственном лейбле оркестра. Кроме того, в его обязанности входит руководство коллективом в гастролях внутри страны и за рубежом.

Риккардо Мути работает в CSO с 2010 года. За это время дирижер сильно поспособствовал росту популярности оркестра. В частности, под его руководством CSO стал давать выездные бесплатные концерты — в школах, парках и даже тюрьмах. Первый подобный концерт в чикагском Миллениум-парке собрал больше 25 тысяч слушателей. Кроме того, благодаря Мути некоторые выступления коллектива теперь можно слушать в Сети. Прямую трансляцию «Реквиема» Верди в октябре 2013 года посмотрели около 100 тысяч человек по всему миру.

Итальянец Риккардо Мути является одним из наиболее выдающихся дирижеров современности. Он работал с лондонским оркестром «Филармония», с Филадельфийским оркестром и исполнял отдельные произведения с ведущими мировыми коллективами. С 1986 по 2005 год Мути возглавлял оперный театр «Ла Скала». После его ухода миланский театр существовал без музыкального руководителя до 2011 года, пока этот пост не занял Даниэль Баренбойм.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #21 : Февраль 09, 2015, 10:48:29 »
Как при отсутствии консенсуса Италия выбрала президента, который устроил всех

Елена Пушкарская, Рим

О степени отчаяния при поисках фигуры, в которой итальянцы увидели бы отца нации, говорит тот факт, что осенью СМИ всерьез обсуждали кандидатуру... дирижера Риккардо Мути.

Полностью:

Журнал "Огонёк" № 5 от 09.02.2015, стр. 20
http://www.kommersant.ru/doc/2659260
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 666
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #22 : Февраль 09, 2015, 11:36:40 »
Мариинский-2

27 апреля 2015 г., понедельник, 19:00

Венский филармонический оркестр

В ПРОГРАММЕ:

Франц Шуберт
Увертюра «В итальянском стиле» до мажор, D 591

Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 35 ре мажор «Хаффнер», КV 385

Иоганнес Брамс
Симфония № 2 ре мажор, соч. 73

Дирижер – Риккардо Мути

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/4/27/2_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Риккардо Мути отметил юбилей Чайковского

2 мая 2015, 17:33   |   Культура   |   Ольга Завьялова

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/586123
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #24 : Октябрь 12, 2015, 22:22:08 »
Риккардо Мути: «Цель развития — восстановить утраченное»
 
Александр Курмачёв Оперный обозреватель

http://operanews.ru/15101203.html
Che mai sento!