Автор Тема: XIV Конкурс им. Чайковского  (Прочитано 19668 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: XIV Конкурс им. Чайковского
« Ответ #25 : Июнь 20, 2011, 18:47:01 »
http://www.izvestia.ru/news/492335

19 июня 2011

«Мне нравится, как изменился конкурс Чайковского. Каждый участник может сделать шоу»
 
Барри Дуглас, пианист

На 14-м Международном конкурсе имени Чайковского стартует второй тур соревнований пианистов. В судейской бригаде — выдающийся ирландский музыкант Барри Дуглас. В своем "Твиттере" он регулярно пишет о пребывании в Москве, но без подробностей. "Известия" расспросили его в более полном формате.


В 1986 году вы стали обладателем первой премии конкурса. Эта победа стала поворотным моментом в вашей карьере?


Безусловно. Изменение моей жизни наглядно демонстрирует гастрольный график до и после конкурса. Если до 1986 года я давал около 30—40 концертов в год, то затем – примерно 120.


Вы дважды участвовали в соревновании. Но первый раз – в 1982-м — вам не удалось даже пройти во второй тур.


Мне было всего 22 года. Я не был морально подготовлен к этому испытанию и не воспринимал свое выступление всерьез. Поэтому ничего дельного не получилось. Я не планировал триумфального возвращения, но однажды просто подумал: я люблю русскую музыку, русскую публику. Почему бы не попробовать еще раз?


Изменилось ли что-нибудь в конкурсе со времен вашего участия?


Конкурс, конечно, стал другим. Но все эти метаморфозы мне по душе. Много новых идей привнесли в этот раз маэстро Гергиев и руководитель рабочей группы Ричард Родзинский. По сравнению с 1986 годом программа стала свободней, большую часть произведений исполнитель выбирает сам. У каждого участника есть возможность сделать своего рода шоу.


Раньше членов жюри было намного больше. Это влияло на объективность судейства?


Количество членов жюри не главное. Намного важнее, чтобы система выбора и обсуждения была корректной. В этом году на конкурсе пианистов собрали небольшую судейскую команду – восемь человек. Но все они высокопрофессиональные люди и зрелые музыканты. Уверен, что это залог грамотной и правильной оценки участников. Коллеги с самого начала доверили мне должность генерального секретаря первого тура. Мне кажется, что для этого поста даже можно было бы выдать специальную форму (смеется).


Вы выступаете и как дирижер. Что подвигло вас на это нелегкое поприще?


В моей жизни было все наоборот: я хотел стать дирижером до того, как стал пианистом. Я немного владел виолончелью, всерьез занимался кларнетом. И только, когда мне исполнилось шестнадцать, я начал совершенствовать навык фортепианной игры. Потому что встретил замечательную музыкантшу – Фелиситас Ле Винтер, она была воспитанницей Эмиля фон Зауэра. А он, в свою очередь, учился у самого Ференца Листа. Благодаря общению с этой женщиной я понял, как прекрасно быть пианистом.


Вам, наверное, было безумно трудно, ведь исполнители начинают осваивать свое ремесло с раннего детства?


Минимальные навыки у меня были, но все равно я сильно рисковал. К шестнадцати годам у музыкантов практически полностью формируются мускулы рук. Когда я начал серьезно заниматься фортепиано – по шесть—восемь часов в день – у меня не было права на ошибку.


Что для вас дороже – оркестр или фортепиано?

Я считаю, что оркестр – тот же инструмент, что и фортепиано. Двенадцать лет назад я организовал свой оркестр «Ирландская камерата». У меня прекрасные отношения с коллективом, все мы друзья. Поэтому когда я дирижирую, я словно играю на рояле. Все получается так же непринужденно и естественно.


Вам довелось брать уроки у знаменитого русского пианиста и педагога Евгения Малинина, ученика и ассистента великого Нейгауза. Русская школа оказала влияние на ваше становление?


Евгений Малинин сильно повлиял на стиль моей игры. Я многому у него научился. Например, разнообразно трактовать тембры фортепиано – заставить его звучать как оркестр, орган, кларнет. Он вдохновлял меня манерой исполнения, присущей только русским. Как правило,  музыка у них звучит предельно естественно. В восемнадцать лет моим кумиром был Эмиль Гилельс. В девятнадцать я вживую услышал игру Святослава Рихтера. Меня поражала не только их превосходная техника. Я всегда восхищался интеллектуальностью их игры, глубокими философскими концепциями, которые они смогли открыть слушателю. Сегодня, по-моему, эти качества особенно ценны.


Вы художественный руководитель Международного фортепианного фестиваля в Манчестере. Уровень исполнителей растет или падает?


На мой взгляд, пятьдесят лет назад индивидуальности были ярче. С развитием технологий, появлением интернета стало доступно большое количество вариантов исполнений. Многие музыканты просто начинают копировать какую-нибудь из этих манер. Это плохо. В рамках искусства, по-моему, всегда нужно держать себя немного закрыто. Важно сконцентрироваться на своих особенностях и стараться их подчеркнуть.


Чем порадуете нашу публику в ближайшем будущем?


Я планирую посетить Россию в следующем году с сольным концертом, но пока не могу точно сказать, какой будет программа. Уверен, что я исполню много фортепианных произведений Брамса, потому что сейчас готовлюсь к записи компакт-диска с его сочинениями.


Чем вы занимаетесь в свободное от музыки время, если такое, конечно, есть?


Я живу в Париже. Когда у меня возникает возможность отдохнуть, люблю гулять по городу, сидеть в кафе, читать. Я умею организовывать свой календарь. Конечно, мне трудно все успевать. Тем не менее у меня есть время и для работы, и для семьи, и для путешествий.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: XIV Конкурс им. Чайковского
« Ответ #26 : Июнь 20, 2011, 18:50:36 »
15 июня 2011

Мария Бабалова

Конкурс Чайковского открылся на высшем уровне

http://www.izvestia.ru/news/492106

Певица Валерия и Иосиф Пригожин составили конкуренцию Елене Образцовой и Тамаре Синявской

В свежеотремонтированном Большом зале Московской консерватории торжественно открылся XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Первыми на сцену поднялись премьер-министр России Владимир Путин и Валерий Гергиев, выступавший в этот вечер в роли председателя оргкомитета конкурса.


Владимир Владимирович дважды сорвал овации публики. Первый раз - назвав Конкурс Чайковского нашим национальным достоянием. Второй - когда объявил, что работы по реконструкции консерваторского комплекса не прекращаются и будут завершены в 2016 году.


Гергиев был непривычно краток и лишь объявил конкурс открытым. И, действительно, уже сегодня в Москве вовсю разворачиваются баталии молодых музыкантов по специальностям «виолончель» и «фортепиано». Завтра в Петербурге к ним присоединятся скрипачи, а существенно позже - и опять-таки на невских берегах - вступят в соревнование певцы.


Некоторой задержки начала церемонии, вызванной ожиданием высоких гостей, многие из приглашенных почти не заметили. Одни с пристрастием изучали изменения, постигшие БЗК (зал явно стал более светлым), и восхищались восстановленным витражом Святой Цецилии. Другие самозабвенно предавались богемному общению.


В зале наблюдалось три очага светского ажиотажа: возле Валерии с Иосифом Пригожиным, Елены Образцовой и Тамары Синявской и, конечно, вокруг Галины Вишневской, которая пришла в сопровождении дочери Елены. Великая певица, ожидая начала действия в кулуарах, многозначительно улыбалась и желала всем участникам «хорошего, справедливого конкурса».


Короткую протокольную часть вечера в полной мере компенсировал конферанс Святослава Бэлзы. Он решил, что будет крайне оригинально «оправдывать» звучание в торжественном концерте музыки Верди, Бизе, Гуно или Доницетти цитатами из дневников и писем Чайковского. Цитатами, надо заметить, не всегда лестными. Временами получалось грустно, порой - комично.


Что касается непосредственно концертной программы, то в этот вечер победитель IV конкурса среди скрипачей Владимир Спиваков инструмента в руки не брал, а лишь встал за дирижерский пульт своего любимого детища -- Национального филармонического оркестра России. После исполнения нашего национального гимна и «Праздничной увертюры» Шостаковича его оркестр, по большей части, сосредоточился на помощи триумфаторам конкурсов недавних лет.

Программа гала-представления, в основном, была составлена из легкоузнаваемых и очень «громких», в прямом смысле, произведений. Так что теперешнюю акустику нового – старого, но по-прежнему легендарного зала, этим праздничным вечером в полной мере оценить было затруднительно. Пока запах свежей краски ощутимее атмосферы таинственных гармоний.


Денис Мацуев сыграл обязательный для каждого конкурсанта-финалиста Первый фортепианный концерт Чайковского (правда, только его первую часть). Но так гиперэкспрессивно, что брызги с его лица разлетались фонтаном. Будто не было тех 13 лет, что прошли с момента победы Мацуева на конукрсе 1998-го.


Настоящей звездой вечера явилась победительница прошлогоднего конкурса сопрано Альбина Шагимуратова. И дело не только в том, что за ее плечами уже есть блистательные выступления на всех самых престижных площадках мира: от Зальцбурга до Милана, от Лондона до Нью-Йорка. А в том, что она была обворожительно хороша в своем нынешнем московском выступлении. И выбрала при этом виртуозный репертуар - будь то арии Лючии, Джульетты или Джильды.


Имен других лауреатов Конкурса Чайковского в программке не значилось. По окончанию концерта немногие  отправились на торжественный прием. Большинство на ночь глядя предпочли ограничиться пищей духовной.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: XIV Конкурс им. Чайковского
« Ответ #27 : Июнь 20, 2011, 18:57:27 »
Через запятую

В столице открылся Международный конкурс имени Чайковского
2011-06-16 / Марина Гайкович
Подробнее: http://www.ng.ru/culture/2011-06-16/8_contest.html

XIV Международный конкурс имени Чайковского начался. Уже вчера прошли первые прослушивания у пианистов и виолончелистов – они выступают в Москве. Участники по двум другим специальностям (скрипка и сольное пение) соревнуются в Санкт-Петербурге.

Большой зал консерватории благополучно открылся после ремонта, 8 июня здесь играли выпускники, 14-го – на открытии конкурса – симфонический оркестр. Сейчас уже с уверенностью можно говорить о том, что акустика зала не пострадала. А это очень и очень радостная новость. В церемонии открытия принимал участие Национальный филармонический оркестр России под управлением своего художественного руководителя Владимира Спивакова. Праздничная увертюра Шостаковича, блестяще исполненная, подняла тонус после вступительных – и, к счастью, непродолжительных – речей. Главное достижение оргкомитета пока что очевидно – председатель правительства Владимир Путин выступил с приветственной речью. Для консерваторской профессуры и ректора прозвучали обнадеживающие слова (с конкурсом не связанные): реконструкцию комплекса зданий нужно завершить к 2016 году. Кстати, это не первое посещение премьера конкурса имени Чайковского: в 2002 году он посетил церемонию награждения лауреатов. Валерию Гергиеву осталось только объявить состязание открытым.

Утром того же дня прошла жеребьевка – в весьма странных условиях, когда шестерки не могли отличить от девяток, камеры заслоняли от зала все происходящее, а фамилии участников вообще было невозможно расслышать (очевидно, все силы были брошены на ожидание премьера). Что ж, кажется, на нашем конкурсе мало что меняется: организаторы внедряют суперсистему выставления оценок, которую под силу понять лишь математикам с высшим образованием, а точки у шестерок и девяток поставить забывают.

Итак, 29 пианистов (один выбыл из соревнования по личным обстоятельствам) и 25 виолончелистов играют первый тур. Изменения коснулись программы: пианисты, например, не играют полифонию и этюды (эти жанры были обязательны в отборочном туре по DVD). А второй тур делится на две части, и уже здесь будут выступления с оркестром – правда, с камерным. Впрочем, об этом мы еще напишем – следите за публикациями в «НГ».


Подробнее: http://www.ng.ru/culture/2011-06-16/8_contest.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: XIV Конкурс им. Чайковского
« Ответ #28 : Июнь 20, 2011, 20:24:25 »
Авдеев: Конкурс имени Чайковского, возможно, останется в Петербурге

http://www.fontanka.ru/2011/06/17/114/
 
17.06.2011 14:59
Международный конкурс имени Чайковского, который в этом году впервые проходит в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге - может сохранить такой формат и в будущем, сказал министр культуры, сопредседатель оргкомитета конкурса Александр Авдеев.

Конкурс имени Чайковского, 14-й по счету, в этом году впервые проходит в Москве и Петербурге. Большой зал Московской консерватории, где традиционно выступают его участники, был закрыт на реставрацию год назад. Существовали опасения, что ремонт не успеют завершить в срок, поэтому было решено перенести состязания в специальностях "Скрипка" и "Сольное пение" в северную столицу, а пианистов и виолончелистов оставить в Москве. Несмотря на то, что реставрация закончилась вовремя, организаторы не стали отменять уже принятое решение. Конкурс, начавший свою работу 14 июня, проведет заключительные гала-концерты лауреатов в Москве 1 июля, а в Санкт-Петербурге - 2 июля.

У сложившегося положения дел есть как сторонники, так и противники. Так, гендиректор конкурса Ричард Родзинский ранее сказал, что до сих пор не смог послушать конкурсантов из-за постоянных разъездов между Москвой и Петербургом, однако, по его мнению, это не так страшно, и состязание только выигрывает от проведения на два города.

"Я как министр культуры стараюсь не вмешиваться в это решение, но считаю, что проведение конкурса и в Москве, и в Санкт-Петербурге только повысило его престижность", - уверен Авдеев.

Министр культуры считает, что окончательные выводы делать пока что преждевременно.

"Пока никаких отзывов нет - все сосредоточены на оценке конкурсантов и все проходит очень напряженно с точки зрения соревнования, а все выводы мы сделаем после завершения конкурса", - заключил собеседник агентства РИА Новости.

=====================
Лучше бы проводили в Петербурге предварительный отбор по всем четырем специальностям. Тогда бы не пришлось столько отсеивать по записям на DVD.

Sergey

  • Гость
Re: XIV Конкурс им. Чайковского
« Ответ #29 : Июнь 20, 2011, 20:28:39 »
Цитировать
И это связано еще с одним нововведением этого конкурса — интернет-трансляции прослушиваний конкурса. Качество и звука, и изображения этих трансляций будет даже выше телевизионного.
Сейчас читать это даже не смешно.

Sergey

  • Гость
Re: XIV Конкурс им. Чайковского
« Ответ #30 : Июнь 20, 2011, 20:58:49 »
Газета "Коммерсантъ", №106 (4647), 15.06.2011  

Выступление по конкурсу

http://www.kommersant.ru/doc/1659897

Сергей Ходнев

......Да и появление премьер-министра Путина на гала-концерте вряд ли повысит чисто артистический престиж конкурса.
Что за чепуха?! Каким образом интересно премьер-министр может повлиять на артистический престиж конкурса?! Не вижу ничего плохого в том, что Путин пришел и выступил на открытии конкурса, а Медведев прислал приветственную телеграмму. Ибо это свидетельствует, о статусе конкурса. И о том, что восстановление этого статуса небезразлично для власти. По-моему это совсем неплохо. Как неплохо и то, что власти наконец нашли деньги на ремонт БЗК. Но причем здесь артистический престиж конкурса - для меня загадка.
15 июня 2011

Мария Бабалова

Конкурс Чайковского открылся на высшем уровне

http://www.izvestia.ru/news/492106
.....Имен других лауреатов Конкурса Чайковского в программке не значилось. По окончанию концерта немногие  отправились на торжественный прием. Большинство на ночь глядя предпочли ограничиться пищей духовной.
Почему это? Я, например, придя домой не только выпил рюмочку за БЗК и сохранность его акустики, но и неплохо закусил. Если г-жа Бабалова ограничилась пищей духовной, это её дело. Может она бережет фигуру или просто на ночь не ест, но зачем говорить за других.

Да уж, почитаешь наших журналюг и поневоле начинаешь задаваться вопросом, то что они пишут такие глупости – это показатель врожденного интеллекта или все-таки печать профессии.
« Последнее редактирование: Июнь 20, 2011, 21:33:28 от Sergey »

Оффлайн chiarina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 237
    • ДМШ им. А.Н.Александрова
Re: XIV Конкурс им. Чайковского
« Ответ #31 : Июнь 21, 2011, 01:35:53 »
Да уж, почитаешь наших журналюг и поневоле начинаешь задаваться вопросом, то что они пишут такие глупости – это показатель врожденного интеллекта или все-таки печать профессии.
Увы. Это печать непрофессионализма. Даже не печать, а клеймо.