Автор Тема: Конкурс имени Скрябина: как его спасать и развивать ?  (Прочитано 34912 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 467
Несмотря на то, что Скрябин в чём-то пересекается и с Шопеном, и с Листом, и даже, в каком-то смысле, с Шуманом, исполнителю трудно переключаться с одного на другое. И зачем эти дополнительные сложности, всё равно хорошее понимание Листа или Шопена не говорит о том, что человек так же хорошо ощущает Скрябина. Или же организаторы посчитали, что без Шопена и Листа будет скучнее? :)))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Несмотря на то, что Скрябин в чём-то пересекается и с Шопеном, и с Листом, и даже, в каком-то смысле, с Шуманом, исполнителю трудно переключаться с одного на другое.

С Шуманом Скрябина сближает, по-видимому, музыкальная фантастика и богатый звуковой колорит, подразумевающий необходимость педальной изощрённости и т.п., ритмика же Шумана вполне чужда Скрябину. Как и шумановская идеология в той её приземлённой части, которая касается утверждения тогдашних художественных идеалов и т.п., Скрябину, вероятно, претила своим "материализмом".

И зачем эти дополнительные сложности, всё равно хорошее понимание Листа или Шопена не говорит о том, что человек так же хорошо ощущает Скрябина.
 Или же организаторы посчитали, что без Шопена и Листа будет скучнее? :)))

Наверное.
Дело в том, что организаторы конкурса, включая Воскресенского, на самом деле никакие не скрябинисты: да, они знают Скрябина и играют его произведения, но хорошего контакта с ним у них никогда не было. Я слушал скрябинские вещи в исполнении Воскресенского, в частности, сонаты - это, конечно, ужасно ! "Земное на земле" - ни изящества, ни полёта, ни звуковой изощрённости, а только грубый нажим в духе русской школы.
Что поделать: других руководителей у нас пока что нету, а Воскресенский на этот конкурс уселся прочно, и, думаю, будет держаться за него до самой своей смерти не слабее, чем Гергиев, вцепившийся мёртвой хваткой в конкурс Чайковского, т.е. тоже до самой своей смерти. Поэтому нам, судя по всему, придётся мириться с тем, что имеется, позабыв о том, чего хотелось бы.

Если говорить о Листе, то его Мефисто-вальсы, некоторые Этюды, Данте-соната (но не соната h-moll), "Долина Обермана", "Фонтаны", "Сонеты", многие поздние пьесы и т.д. - будучи сыгранными в "скрябинском" ключе, вполне могли бы прийтись по духу скрябинскому конкурсу, не говоря уже о произведениях Шопена. Как известно, Скрябин высоко ставил артистическую фигуру Листа, к тому же многое позаимствовав из его композиторской технологии и фактурных решений. К примеру, завершающий раздел "Долины Обермана" вполне может быть сыгран в духе скрябинской экстатичности, что блистательно доказал Горовиц. Но нужно быть Горовицем, чтобы сыграть 10-ю сонату Скрябина, "Остров радости" Дебюсси и "Долину Обермана" и при этом гениально воплотить все экстазы этих сочинений.
А я далеко не уверен, что конкурсанты - все сплошь Горовицы ! :))))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 467
нужно быть Горовицем, чтобы сыграть 10-ю сонату Скрябина, "Остров радости" Дебюсси и "Долину Обермана" и при этом гениально воплотить все экстазы этих сочинений.
А я далеко не уверен, что конкурсанты - все сплошь Горовицы ! :))))))

Тогда конкурс нужно переименовать в "им. Горовица", и не морочить голову скрябинистам ;)

Хотя, если серьёзно, я даже не простив какого-то небольшого количества Листа и Шопена для разбавки, но именно небольшого, и должны быть более-менее гармонирующие со скрябинским миром произведения.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тогда конкурс нужно переименовать в "им. Горовица", и не морочить голову скрябинистам ;)

Или имени отца и сына Нейгаузов, или им.Фейнберга, или им.Алексеева ! :))
Конкурс им.Горовица уже есть, так что им и карты в руки.
Дело не в конкретном исполнительском имени, а в способности соответствовать какими-то чертами своего личного исполнительского стиля - стилю Скрябина.

Хотя, если серьёзно, я даже не простив какого-то небольшого количества Листа и Шопена для разбавки, но именно небольшого, и должны быть более-менее гармонирующие со скрябинским миром произведения.

А самое главное - их ИСПОЛНЕНИЯ, более-менее гармонирующие со скрябинским миром. Не секрет, что даже Мефисто-вальс можно сыграть тупо-прямолинейно, а можно сыграть, как играли его Рихтер, Алексеев, Софроницкий, Лазарь Берман, Фейнберг и т.д., т.е. по-разному, но художественно убедительно. И даже в подаче этой пьесы вполне можно добиться "скрябинских" эффектов, тем более, что они напрашиваются.
В общем, всё зависит от исполнения, конечно; от художественной конституции исполнителя - тогда и Листа можно играть. Но кто всё это будет объяснять тем пианистам, которые присылают заявки на участие в конкурсе им.Скрябина ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 467
В общем, всё зависит от исполнения, конечно; от художественной конституции исполнителя - тогда и Листа можно играть. Но кто всё это будет объяснять тем пианистам, которые присылают заявки на участие в конкурсе им.Скрябина ?

Для начала нужно объяснить всем (в том числе и жюри), как надо играть Скрябина, тогда уже будет легче, и тогда на конкурс не будут попадать пианисты, которых надо бы держать от него на расстоянии пушечного выстрела :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Для начала нужно объяснить всем (в том числе и жюри), как надо играть Скрябина, тогда уже будет легче, и тогда на конкурс не будут попадать пианисты, которых надо бы держать от него на расстоянии пушечного выстрела :)

Для этого нужна лишь политическая воля, но кто её будет проявлять ?
Как Лубянцева держали на расстоянии пушечного выстрела от конкурса им.Шопена - а ведь он с таким же успехом может заявиться со своими трактовками и на конкурс им.Скрябина ! И кто его остановит, оставив за бортом этого конкурса ? Вы же видели, какая истерия была развёрнуа при непопадании его в финал конкурса им.Чайковского, хотя его надо было гнать в шею уже на отборе ! А тут - Скрябин. У нас вообще мало кто может оценить по-настоящему скрябинскую и по-настоящему шопеновскую игру, хотя сами понимаете, вариаций того и другого - целое море. Но это море живёт по своим законам.
Кстати, по этому поводу я от наших посетителей получил через ЛС прямой вопрос, на который я могу ответить столь же прямо:

Цитата: ВОПРОС
А есть ли вообще сейчас в МГК или питерской консерватории хоть один педагог, который мог бы хорошо поработать над Скрябиным? Или таких в природе уже не существует? :)

Мне кажется, не существует. Из скрябинистов прошлого Д.К.Алексеев мог бы, хотя он не в нашей стране преподаёт; но мне кажется, он преподаёт не по зову души, ибо прекрасно обошёлся бы и без педагогики.
А другого имени я сегодня не знаю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Конкурс Скрябина: как его спасать и развивать ?
« Ответ #31 : Ноябрь 13, 2011, 02:41:27 »
Как то ни странно, но регламент конкурса им.Скрябина был пересмотрен !!

http://www.scriabin-competition.ru/index3a.aspx?s=1097&p=38878

2012, ИЮНЬ, 23 – ИЮЛЬ, 1, МОСКВА
 
УСЛОВИЯ КОНКУРСА

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

В V Международном конкурсе пианистов имени А.Н. Скрябина могут принимать участие музыканты, которым к 23 июня 2012 г.  исполнилось не более 32 лет.
1.1. Конкурсные прослушивания состоят из 3-х туров: исполнения двух сольных программ и финального прослушивания с оркестром. Все прослушивания проводятся публично. Все произведения исполняются наизусть.
1.2. Ко второму туру будет допущено 50% участников, к финалу – 3 человека.
1.3. Порядок выступлений участников определяется жеребьевкой и сохраняется до конца конкурса. Все участники конкурса должны присутствовать на информационном собрании, которое состоится после жеребьевки накануне первого тура.
1.4. Конкурсанты обязаны находиться в Москве в течение всего времени своего участия в конкурсе.
1.5. Лауреаты конкурса обязаны безвозмездно выступить в заключительном концерте конкурса.
1.6. Участники конкурса не получают гонорар как за выступления на конкурсе, так и за любое дальнейшее использование записей и трансляций этих выступлений. Права на аудио и видеозаписи, а также на телетрансляции  принадлежат Оргкомитету.
1.7. Участники прибывают в Москву за свой счет и будут иметь возможность проживать в общежитии МГК им. П.И. Чайковского.
Открытие конкурса состоится 23 июня 2012 года.
Заключительный концерт и церемония награждения лауреатов состоятся 1 июля 2012 года.
ПРЕМИИ
Оргкомитет V Международного конкурса пианистов имени
А.Н. Скрябина устанавливает 3 премии:
       *Первая премия - € 15.000 и гастроли в сезоне 2012-2013 гг. в России и за рубежом
       *Вторая премия - € 8.000
       *Третья премия -  € 4.000
       *Три диплома по € 1.000 лучшим участникам 2-го тура.
1.1. Жюри конкурса имеет право делить премии или не присуждать любую из них, кроме первой.
1.2. Решения жюри является окончательным и пересмотру не подлежат.
1.3. Денежные премии лауреатам конкурса выплачиваются в рублях по курсу, установленному Центральным Банком России на день выплаты без вычета налогов в соответствии с российским законодательством.
1.4. В случае возникновения споров при толковании настоящих условий Международного конкурса пианистов имени А.Н. Скрябина единственно правильным текстом  считается русский.
1.5. Вступительный взнос конкурса для участников из России и стран СНГ – 2.500 рублей, для зарубежных участников – 100 долларов США. Вступительный взнос не возвращается.

 ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ

1.1. Заполнить и выслать заявку. Дата завершения приема заявок на участие в конкурсе – до 1 марта 2012 года (дата определяется по почтовому штемпелю отправки).
Заявка должна быть отправлена по адресу:
Организационный комитет V Международного конкурса пианистов имени А.Н.Скрябина. 125009 Москва, Брюсов переулок, д.2/14, строение 8. Международный союз музыкальных деятелей.
scriabinfond@mail.ru   Tel. 8 (495) 692 33 01
 К заявке прилагаются:
а) Две фотографии на глянцевой  бумаге размером 13х18 см и одна фотография 5х6 см (на обратной стороне должны быть указаны имя и фамилия, просим не прикалывать фотографии булавками или скрепками).
б) Ксерокопия паспорта.
в) Две рекомендации от известных музыкантов (должны быть указаны их адреса, телефоны и электронная почта).
г) Запись на DVD, соответствующая следующим условиям:
- запись должна быть только отличного качества, желательно профессионального уровня;
- продолжительность записи до 20 минут;
- в запись должны быть включены произведения из программы конкурса;
- редактирование на протяжении всей программы записи не допускается;
- запись на DVD должна быть подписана: имя, фамилия, название произведений в порядке их записи, хронометраж и указание даты записи.
1.2. Решение о допуске к участию будет принято на основании прослушивания видеозаписей подателей заявок и сообщено Оргкомитетом не позднее 1 апреля 2012 года. Все допущенные к участию в конкурсе получат официальное  приглашение Оргкомитета с указанием даты прибытия на конкурс.
1.3. В случае отказа кандидата от участия в конкурсе документы, DVD и вступительный взнос не возвращается.

ПРОГРАММА V МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ПИАНИСТОВ им. А.H. СКРЯБИНА

23 июня 2012 г. – открытие и жеребьевка.
Малый зал Консерватории
24-25 июня 2012 г. – 1-й тур:

а) одна из ранних сонат Скрябина (1-4);

б) 2 виртуозных этюда: один Шопена, один Скрябина;

в) 2 мазурки или один ноктюрн Шопена.
27-28 июня 2012 г. – 2-й тур:

а) одна из поздних сонат Скрябина (5-10);

б) одно или несколько сочинений одного опуса Скрябина (но не соната);

в) Скрябин Поэма-ноктюрн ор. 61 (обязательное произведение);

г) одна из баллад, или фантазия, или баркарола вместе с колыбельной Шопена,  или Лист -
одна из легенд, или 2-я баллада, или Benediction de Dieu dans la Solitude, или 2 сонета
Петрарки;
д) одно или несколько сочинений Танеева, Метнера, Мясковского, Станчинского, Фейнберга,
 Катуара, Голубева или Ан. Александрова (не более 20 минут).
Большой зал Консерватории
30 июня 2012 г. – 3-й тур (финал с симфоническим оркестром):

Скрябин Концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор ор.  20.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Конкурс Скрябина: как его спасать и развивать ?
« Ответ #32 : Ноябрь 13, 2011, 03:03:42 »
Любопытно сравнить новый вариант условий со старым, который у нас сохранился вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4744.msg61975#msg61975

Некоторые изменения очень даже порадовали !
К примеру, теперь будет 3 тура, а не 4 !! И в самом деле, 4 тура - это ужасно тяжело всем и во всех отношениях !
Далее, количество премий поуменьшилось - будет только 3 премии, хотя денежные призы 3-м дипломантам будут вручены, но это не премии будут, а дипломы ! Тоже хорошо - незачем плодить липовых лауреатов !
Ещё хорошо, что за счёт ликвидации одного из туров исчезло "романтическое произведение мирового классического репертуара (не русского  композитора) длительностью не более 30 минут". Понятное дело, что в эти 30 минут можно было впихнуть что угодно, от Сонаты h-moll Листа и "Венского карнавала" и Сонат Шумана до Сонат и Вариаций Брамса ! К тому же это была лазейка для виртуознической трескотни - и вот её, слава богу, прикрыли, заодно сократив мучения жюри и участников.
В целом, как я теперь вижу, доля произведений Скрябина, исполняемых на конкурсе, существенно выросла ! И это правильно: ведь это конкурс имени Скрябина, а не кого-то ещё.

По-прежнему удивляет, что в 1-м туре требуются 1-я и 3-я сонаты наравне со 2-й и 4-й ! Также меня просто поражает отсутствие в списке авторов русских произведений на 2-м туре имён Лядова и Аренского ! Как так можно ?? Это же непосредственные наставники Скрябина !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Опять отбор по ДВД! >:(,  правда, хоть четко пишут  о  требовании профессионального качества записей. Но не пишут по какому критерию будет проведен предварительный отбор по ДВД -по беглости пальцев или по "харизме" :o ??? :-\
Не указано также, какое количество участников пропустят на 1-й тур конкурса после ДВД-отбора: не менее 30 :-\, не более 40 или No FIXED (как на брюссельском).
т.е. неясно - пропустят по профессиональному критерию или опять, как на КЧ,  только запланированных :-[
Не указано, к какому сроку объявят состав членов жюри, а ведь есть пункт:
Члены жюри не имеют права иметь своих учеников среди участников конкурса и дают в этом подписку перед началом конкурса.
 Т.е. пианист может послать заявку в январе, а в феврале узнать, что его преподаватель -член жюри.
В общем опубликованный  регламент вызывает  много вопросов и наводит на всяческие подозрения (несмотря на то, что Председатель жюри -М.С. Воскресенский, которого я очень уважаю).
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Suffixoff

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
т.е. неясно - пропустят по профессиональному критерию или опять, как на КЧ,  только запланированных :-[
(несмотря на то, что Председатель жюри -М.С. Воскресенский, которого я очень уважаю).

2005 год - в числе лауреатов конкурса Шуберта в Дортмунде - Анастасия Гамалей, внучка Воскресенского и Константин Лапшин, его аспирант, а сам Михаил Сергеевич - в жюри этого конкурса.

2008 год - анекдот с победой Войлочникова (кафедра Воскресенского, студент Иголинского - ученика Воскресенского) на конкурсе Скрябина(председатель жюри Воскресенский), где в финале он ошибался и расходился с оркестром. Ну никак Чернов, занявший 2 место, не играл хуже чем Войлочников! Даже на CD диск лауреатов этого конкурса, где по традиции победитель играет Концерт Скрябина с оркестром, не осмелились поместить это кошмарное исполнение и Войлочников, как и другие лауреаты, представлен фортепианными миниатюрами.
Труль (преподаватель Чернова), тоже ученица Воскресенского, но она же с кафедры Горностаевой :P

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
2008 год - анекдот с победой Войлочникова (кафедра Воскресенского, студент Иголинского - ученика Воскресенского) на конкурсе Скрябина(председатель жюри Воскресенский), где в финале он ошибался и расходился с оркестром

Это был вообще кошмарный конкурс - Трифонов по молодости лет на нём ещё не сумел развернуться, он был ещё совершенно нераскрытым. Войлочникова я слышал - это было НЕЧТО:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=628.0

Труль (преподаватель Чернова), тоже ученица Воскресенского, но она же с кафедры Горностаевой :P

Чернов тоже не был на высоте на том конкурсе, кроме того, Скрябин, как я считаю - вообще не для него. Это я говорю уже после всех его премий на последних конкурсах этого года - премий убедительных и заслуженных ! Так что его лауреатство на конкурсе им.Скрябина меня не столь огорчает, как лауреатство Войлочникова.

Зато мы имеем другой "фокус": великолепный исполнитель Скрябина - Сергей Кузнецов, будучи непосредственным учеником Воскресенского, не смог принять участия в этом конкурсе именно потому, что он его прямой ученик. Я считаю, что этот факт ещё более прискорбен, нежели даже лауреатство Войлочникова.
Как видим, запрет на ученичество можно обойти, зато прямые ученики, вполне достойные побед, не смогли по формальным причинам принять участие в конкурсе. На основании этих фактов, взятых в совокупности, я считаю, что от запрета играть ученикам - один только вред.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Suffixoff

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Да, я бы тоже с удовольствием послушал Сергея Кузнецова на этом конкурсе.

По поводу Трифонова - конечно же он тогда был совсем еще юным -16 лет и это был его первый "взрослый" конкурс с огромной и сложной программой в 4 тура. Мы можем только предполагать, как бы играл Трифонов концерт Скрябина, т.к. в оркестровый финал его не допустили, присудив 5-ю премию конкурса. Воскресенский прекрасно видел его перспективу, но у него на финал были другие планы.

И все-таки, Даниил Трифонов и Алексей Чернов, единственные лауреаты этого конкурса, которые доказали свою перспективность, талант и интивидуальность.

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
2005 год - в числе лауреатов конкурса Шуберта в Дортмунде - Анастасия Гамалей, внучка Воскресенского и Константин Лапшин, его аспирант, а сам Михаил Сергеевич - в жюри этого конкурса.
И что? Это другой конкурс. Со своими правилами. Так что если Вы об этом упомянули в качестве факта нарушения подобных правил самим Воскресенским, то для корректности следует в доказательство привести ссылку на правила конкурса в Дортмунде. Или же вообще непонятно, какое отношение данный факт имеет к здешней теме.

Цитата: Predlogoff
Это был вообще кошмарный конкурс - Трифонов по молодости лет на нём ещё не сумел развернуться, он был ещё совершенно нераскрытым. Войлочникова я слышал - это было НЕЧТО:
Да, действительно, конкурс был КРАЙНЕ слабым! Мне хватило первого тура. Войлочников играл то ли непосредственно перед Трифоновым, то ли сразу после - сейчас не помню... Не запомнила из его игры НИ ЕДИНОЙ НОТЫ. Совершенно безликая игра. А у Трифонова был замечательный Шопен (кажется, мазурки)  :)  Не Скрябин. :)  Но на конкурсе Чайковского он играл ту же самую Третью сонату АНС, и, как мне показалось, в целом так же, как тогда на конкурсе Скрябина. Последнее замечание, надеюсь, поможет тем, кто слышал на Чайковском, и не слышал на Скрябине, получить какой-то ориентир для себя в соответствии со своим вкусом :)
« Последнее редактирование: Декабрь 25, 2011, 15:32:36 от waretada »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
1.1. Заполнить и выслать заявку (информация на сайтах: www.mosconsv.ru и www.scriabin-competition.ru). Дата завершения приема заявок на участие в конкурсе – до 1 марта 2012 года (дата определяется по почтовому штемпелю отправки).

А теперь до 1 апреля:

http://www.scriabin-competition.ru/index3a.aspx?s=1097&p=38878

1.1. Заполнить и выслать заявку. Дата завершения приема заявок на участие в конкурсе – до  1 апреля 2012 года (дата определяется по почтовому штемпелю отправки).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 951
Музей Скрябина отмечает 25-летие конкурса им. Скрябина. Онлайн-беседа с участниками 4-го конкурса (2008) - А. Черновым и Д. Карповым. Музыка тоже исполняется:

https://www.youtube.com/watch?v=UANTwmeZDic&feature=share&fbclid=IwAR36GpmONYtsQLjD7X1zlZgBVACqHXZiwolvwsQ9R0wF-7cPc10ZyejuoDI