Автор Тема: Ирина Ивановна Масленникова (1918–2013), лирико-колоратурное сопрано  (Прочитано 22530 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн bagabum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 5
Удивительно, но в данном разделе до сих пор нет отдельной темы, посвященной этой замечательной исполнительнице.

Вальс Джульетты ("Ромео и Джульетта" Гуно)
http://www.youtube.com/watch?v=7o9rPAyGTIk
"Серенада" (Шуберт - Рельштаб)
http://www.youtube.com/watch?v=mgaUfaEC5Os&feature=related
"Баркетта" (Буратти)
http://www.youtube.com/watch?v=3d99g9ZXDR8&feature=related
« Последнее редактирование: Июль 22, 2011, 15:48:23 от bagabum »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, удивительная певица и женщина удивительной судьбы. Она родилась в 1918 году в Киеве и там же закончила Консерваторию, а в 2008 году у неё взяли интервью в связи с её 90-летием !

Статья опубликована :
№24 (6176)(2008-06-11)

http://www.lgz.ru/article/4687/

Гранд-дама русского вокала

Сценическая судьба артистов музыкального театра, как известно, несправедливо коротка. Благо что многие из них после завершения вокальной карьеры проявляют себя на преподавательском поприще. Вот и прима Большого театра Ирина Масленникова, покинув подмостки в 1960 году, по сию пору уже почти полвека занимается преподавательской деятельностью. Она уважаемый и авторитетный профессор Московской консерватории, к тому же в последние годы добавилось приятных хлопот с молодой порослью Центра оперного пения Галины Вишневской, где Масленникова трудится со дня основания. А есть ещё дом. И второй Дом – вотчина мужа. Ирина Ивановна – супруга Бориса Александровича Покровского, патриарха оперной режиссуры, создателя и бессменного руководителя Камерного музыкального театра, где ей также, разумеется, необходимо бывать, помогать, поддерживать… Казалось бы, столько забот под силу, прямо скажем, людям помоложе. Но, как видно, «её года – её богатство» поддерживают жизненный тонус Масленниковой: она энергична, активна, в глазах не затухает лукавый блеск. А голос – голос этот так, кажется, слушал бы и слушал…

– Ирина Ивановна, история русского национального вокала включает в себя, как мы знаем, немало взлётов и падений. И всё же когда, по-вашему, был наивысший пик?

– Трудно сказать… Если уж глубоко в историю заглядывать, то сначала мы увидим итальянскую оперу в России. Екатерина Великая основала Большой театр, и многие годы в нём царили выдающиеся русские певцы. А потом пришёл Фёдор Иванович Шаляпин. Вот вам и громадный взлёт – пик, если хотите.

– Когда мы говорим «вокальная школа», то подразумеваем не только учебный процесс, но и разность подхода к технике пения, к интерпретации образа самой партии. Но голос как инструмент наиболее консервативен. В сочинениях же композиторов прошлых веков нередко преобладала установка на виртуозность, зачастую лишавшая певца красоты звука, естественного, уникального тембра.

– Вообще всё надо начинать с композитора. А музыка настолько неисчерпаема в своих проявлениях, что любая школа и реформа не влияют на качество звучания голоса певца. Другое дело – у нас много певцов, а природных голосов мало. Что дано природой, то дано. Только не надо мешать голосу. По-разному и в разные сроки начинают певческую карьеру. Катульская, например, в 17 лет начала. Я – в 18. Нежданова засверкала, когда ей исполнилось тридцать пять. Бывает и такое.

– Вы употребили слово «реформа». Согласитесь ли с тем, что тот же музыкальный авангард, появившись одновременно с реформаторскими устремлениями в прочих видах искусства в начале прошлого века, по сути, развалил классические каноны в певческой культуре? Бельканто стало отголоском прошлого, мало кто владеет им по-настоящему...

– Ничего подобного! Да, действительно, композиторы поначалу увлекались новыми веяниями. А потом всё стало на свои места, возвратились к истокам. Бельканто – классическая школа пения, никогда не будет «отголоском», уверяю вас. Недавно я слушала «Норму» в исполнении Кабалье – она пела очень хорошо. А ведь это труднейшая партия! Но школа есть школа.

– Сейчас для певца с классическим образованием и успешно складывающейся оперной карьерой слишком много соблазнов и возможностей: поучаствовать в массовых зрелищах, «засветиться» на телевидении, стать «медийным лицом»… И вот уже даже такую безукоризненно «академическую» певицу, как Нетребко, некоторые ценители относят к шоу-бизнесу...

– Я демонстрирую своим ученикам записи Нетребко и говорю им: «Вот эталон работоспособности! Почему она может, а вы – нет?» Дело-то в конечном счёте не в том, как это будет называться – эстрада или шоу, не в том, что именно будет исполняться. Дело – в мере ответственности перед слушателем. Когда-то в свои концерты – а у меня каждый год были сольные концерты, и не только у меня (мы пели в Кремле, в Большом театре, в Колонном зале, и представьте себе, зал был битком набит, на корточках сидели), – так вот я стала включать в программу песни, думала: это популярно. И представьте себе, публика требовала оперные арии. Конечно, сейчас уровень мастерства снизился, поистине настоящих, как нынче любят говорить, звёзд – раз-два и обчёлся.

– Ирина Ивановна, так когда же на русской сцене вновь зазвучит колоратурное сопрано, равное Масленниковой?

– Увы (смеётся), нет у нас колоратурного сопрано. И других голосов нет: баса, баритона. Откуда их взять? Где-то появится молодой человек с отличным голосом – и сразу мчится за границу. После окончания консерватории необходима шлифовка, такую задачу, кстати, ставила Галина Вишневская, когда открывала свой центр, иначе многолетний учебный труд пойдёт насмарку.

Как бы ни были хороши специалисты по вокалу в Италии и Германии, всё же здесь сохранилась, слава богу, своя, русская школа пения. Её нужно всего лишь поддерживать, а не затаскивать на задворки истории, что активно пытаются делать некоторые господа от искусства. Пока я в силах, буду стараться внушать своим ученикам любовь к отечественной культуре пения. Но лично от меня немногое зависит.

К сожалению, в нашей консерватории не преподают (этого не было и раньше) мастерство актёра. Чему ж тогда удивляться, если артист с приличным голосом как истукан маячит на сцене. В музыкальные заведения поступают молодые люди подчас необразованные, не знают нот, как читать клавир. Великие певицы Нежданова, Катульская, Барсова сначала получали музыкальное образование, а потом уже вокальное.

Я училась в ГИТИСе, одновременно брала консультации у Катульской и была счастлива. Одна из моих учениц, ничего не скажешь – с хорошим голосом и отлично владеет французским языком. Вот поёт она арию Маргариты из «Фауста». Я ей говорю: «Хотелось бы, чтобы ты понимала, о чём поёшь. Что там происходит? Ну скажи мне, кто такой Мефистофель?» Ответ: «Муж Маргариты» (смеётся).

Сейчас много рассуждают о новой программе обучения, какой она должна быть, чтобы отвечала каким-то современным требованиям. А что это за «современные» требования? Никто толком не знает. На моём веку этих программ было видимо-невидимо, однако они нисколько не влияли на качество исполнения. Многое зависит в первую очередь от себя самого, от таланта и радостного состояния певца, который просто поёт от души и сердца.

Беседу вёл Сергей ЛУКОНИН

ОТ РЕДАКЦИИ. В эти дни (статья от 2008 г.) Ирине Ивановне Масленниковой – народной артистке РСФСР, профессору, академику, лауреату, орденоносцу и просто замечательной, блистательной женщине исполнилось 90 лет. Желая ей крепкого здоровья и ещё долгих плодотворных лет на ниве музыкальной педагогики, хотелось бы поздравить с этим юбилеем не только её, но и супруга – Бориса Покровского. Ведь если сложить их нынешние года вместе, то получится сумма очень серьёзная – аж 186! Что тут скажешь, кроме классических оперных восклицаний: браво!.. фора!..

P.S. от Predlogoff
Увы, супруга её уже нет в живых.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
И. И. Масленникова, слава Богу, в добром здравии. Вот-вот должен выйти диск Е. К. Катульской со вступительной статьей Ирины Ивановны, которая дружила с Еленой Климентьвной и много с ней консультировалась.

А еще недавно я обнаружил интересный диск, на котором записаны уроки М.Э. Донец-Тессейр, в прошлом замечательной певицы и педагога Киевской консерватории. И.И. Масленникова была ее первой ученицей еще в далекие 30-е годы. Впследствие М.Э. Донец-Тессейр воспитала много прекрасных певиц, в том числе Е. Мирошниченко. Наверное, этот диск представляет интерес для вокалистов с профессиональной стороны. Лично мне он показался интересным исторически:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1839335

А вот тут можно услышать еще один раритет - голос самого первого вокального педагога И.И. Масленниковой, баритона Федора Николаевича Поляева (1873-1938):

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10047

Квартет из оперы "Риголетто", запись сделана в Киеве в 1913 г. Федор Николаевич был братом другого замечательного певца, солиста Всесоюзного радио, Константина Поляева, известного по многим записям.
« Последнее редактирование: Июль 22, 2011, 17:28:20 от Максим »

Оффлайн bagabum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 5
Да, большое спасибо, уважаемый Predlogoff за интересное интервью великой певицы, я даже с ним знаком. Подумать только - артистка, певшая одним составом с такими величинами, как Обухова, Нэлепп, Михайлов, Лисициан, Козловский... и конечно, незабвенный Сергей Яковлевич - с нами (дай Б*г ей долгих лет жизни!) и трудится до сих пор, воспитывая новое поколение вокалистов!!!
По словам С. А. Самосуда, ее голос звенел "как колокольчик", выражая во всей полноте всю трогательность, беззащитность и в то же время высокую нравственную чистоту ее героинь. Незабываемы созданные ею образы Мими, Джульетты, Джильды, Снегурочки, Марфы в "Царской невесте", Людмилы...
И разумеется, огромная благодарность уважаемому Максиму и студии "Аквариус" за уникальную возможность познакомиться со всеми этими образами, пускай некоторые из них представлены лишь фрагментами.

Хочется услышать ваше мнение, товарищи (господа) форумчане, относительно данной темы.

Цитата: Максим
А еще недавно я обнаружил интересный диск, на котором записаны уроки М.Э. Донец-Тессейр, в прошлом замечательной певицы и педагога Киевской консерватории. И.И. Масленникова была ее первой ученицей еще в далекие 30-е годы. Впследствие М.Э. Донец-Тессейр воспитала много прекрасных певиц, в том числе Е. Мирошниченко. Наверное, этот диск представляет интерес для вокалистов с профессиональной стороны. Лично мне он показался интересным исторически:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1839335
Отлично, Максим, большое спасибо за ссылку, обязательно ознакомимся :)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
И.И.Масленникова еще и очень известный педагог, работающий в МГК. Кажется, я слышал, что до последнего времени некоторые студенты вокальной кафедры хотели заниматься именно у нее, хотя ей уже так много лет, и она может заниматься только, не выходя из дома !

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
И.И.Масленникова еще и очень известный педагог, работающий в МГК. Кажется, я слышал, что до последнего времени некоторые студенты вокальной кафедры хотели заниматься именно у нее, хотя ей уже так много лет, и она может заниматься только, не выходя из дома !
Да, она до сих пор ведет класс в МГК. В мае этого года я был на очередном концерте ее учениц в Рахманиновском зале.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Слышал ли кто-нибудь оперу "Морозко" с Ириной Масленниковой в главной партии?

По-моему, замечательная вещица. Не даром ей в свое время открывался театр Н. Сац.
 
Вот небольшой фрагмент (вступление и песня Дуни): http://www.youtube.com/watch?v=c9-J9u0RefY

Об опере см. здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3654.msg50973#msg50973

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD


25 ноября в 22:20 в эфире телеканала "Культура" программа "Линия жизни" с Ириной Ивановной Масленниковой.

"Когда папа купил ей пианино, она от счастья упала в обморок, а очнувшись, попала в мир музыки… Так обычно начинаются сказки. Рассказ народной артистки России, профессора Ирины Ивановны Масленниковой временами похож на сказку. Блистательная женщина и артистка вспоминает о том, как талантом, силой характера и смелостью она покорила сначала Киевский оперный театр, а потом и Большой." 
http://opera-pokrovsky.livejournal.com/32731.html

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
В воскресенье 18 декабря в театральном музее им. Бахрушина состоится творческий вечер Ирины Ивановны Масленниковой. Ирина Ивановна расскажет о своей жизни, работе в Большом театре, выступлениях с С.Я. Лемешевым и о многом другом. При желании можно будет задать ей вопрос. Прозвучит много записей. В вечере принимают участие М. Миглау, Л. Захаренко, Н. Гуторович. Ведущий - А. Водопьянов.
Начало в 17.00. Адрес - ул. Бахрушина, 31/12 (м. «Павелецкая»).

Телепередача "Линия жизни" с участием И.И. Масленниковой: http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=115606

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Завтра по "Орфею" в 19.00 будет беседа с И. И. Масленниковой (ведущий - В. Молчанов).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Завтра по "Орфею" в 19.00 будет беседа с И. И. Масленниковой (ведущий - В. Молчанов).

Не перестаю восхищаться этой женщиной ! Вот это, действительно, "линия жизни" !
Бог даровал ей такую долгую жизнь, а она всю её подарила своей профессии, своим ученикам и всем нам, кто любит музыку. И до сих пор работает ! Такая судьба - это пример и урок всем нам: жизнь как произведение искусства.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
В.Барсова, Е.Шумская, В. Фирсова, К.Кадинская, И.Масленникова, Е.Катульская - были в свое время, на первых положениях в БТ, обладали высокими голосами, имели успех, но мне такие голоса (пионерские) никогда не нравились.ИМХО
Тембрально обедненные, ещё могли восприниматься в русском репертуаре, но уж никак в западно-европейском.ИМХО

Оффлайн Nepogoda

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 53
Этих певиц так много людей любили и любят, что они теперь уже сами выбирают - кому нравиться....

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Этих певиц так много людей любили и любят, что они теперь уже сами выбирают - кому нравиться....
Вы, на свой лад перефразируете Ф.Раневскую о Джоконде..
Это форум, на котором могут высказываться любители вокала, не боясь, что их зашикают.
Джоконда - материальна и вечная, а вокал только эфир, не более.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Этих певиц так много людей любили и любят, что они теперь уже сами выбирают - кому нравиться....

+1

Кто дослушал первую часть передачи до конца - знают, что в следующую субботу будет продолжение. Ирина Ивановна будет рассказывать о своей работе в Большом театре. В музыкальной части прозвучат записи легендарного дуэта 40-х гг.  - И. И. Масленниковой и С. Я. Лемешева.

Вот одна из записей - дуэт Ромео и Джульетты П.И. Чайковского.
http://www.youtube.com/watch?v=X3Sha6_Lg1U

Эта запись уникальна тем, что она была сделана по трансляции, т. е. это единственная живая запись их дуэта. Гениально, с какой-то шекспировской трагедийной силой, дирижирует Н.С. Голованов. Как вспоминала сама Ирина Ивановна об этом исполнении, с первых же тактов музыки они полностью унеслись в мир шекспировских героев. Запись была найдена мной в свое время на радио в концерте Голованова. Даже трудно сейчас представить, что такой шедевр прежде никогда не был издан.
« Последнее редактирование: Январь 22, 2012, 13:52:49 от Максим »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Это она?


[вложение удалено администратором]

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Спасибо! Просто у меня куча фотографий из музея ГАБТ. Они сзади карандашом кем-то небрежно подписаны.Но там и Ирина и Леокадия Масленниковы есть обе. Мне надо все разобрать.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Спасибо! Просто у меня куча фотографий из музея ГАБТ. Они сзади карандашом кем-то небрежно подписаны.Но там и Ирина и Леокадия Масленниковы есть обе. Мне надо все разобрать.

Обращайтесь, если что.  :)

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Спасибо! Просто у меня куча фотографий из музея ГАБТ. Они сзади карандашом кем-то небрежно подписаны.Но там и Ирина и Леокадия Масленниковы есть обе. Мне надо все разобрать.
Но они ведь не сёстры.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Спасибо! Просто у меня куча фотографий из музея ГАБТ. Они сзади карандашом кем-то небрежно подписаны.Но там и Ирина и Леокадия Масленниковы есть обе. Мне надо все разобрать.
Но они ведь не сёстры.
Ну, слава богу, Википедия не дремлет.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Сегодня по Орфею в 19.00 продолжение беседы с И. И. Масленниковой (ведущий - В. Молчанов, онлайн - http://www.muzcentrum.ru/orfeus/live/). Разговор пойдет о Большом театре.

Запись эфира - http://www.moskva.fm/share/2101/20120204/fromtime:19:00:05
Музыкальная часть - http://www.moskva.fm/share/2101/20120204/fromtime:19:26:43
« Последнее редактирование: Февраль 04, 2012, 20:22:55 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
4 мая в Рахманиновском зале - класс профессора Ирины Масленниковой (сольное пение).

Оффлайн Nepogoda

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 53
Удивительно! Великая певица и педагог работает у вишневской?