Автор Тема: феномен Лубянцева: примитивизм как ключевая особенность стиля  (Прочитано 49777 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 575
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Член жюри Конкурса Чайковского, виолончелист, дирижёр и педагог Сергей Ролдугин:

Вот вы напомнили мне про Лубянцева. Это изумительный талант. Но он соблазнился коммерческим успехом, и теперь его нигде нет. Он не захотел расти, проникать в глубины музыки. Оказалось, что у него есть склонность к эпатажу. Вот он взял и уехал из Петербурга. Я его спросил: «Зачем ты уехал в Петрозаводск?» И знаете, что он мне ответил? — «А там воздух лучше!». Ему необходим был авторитетный человек, который сказал бы ему, что он ещё не всё идеально делает в пианизме. Но я не считал возможным сам ему об этом говорить, хотел, чтобы это сделали специалисты. И предлагал ему: давай я тебе любого педагога приглашу, с кем ты хочешь позаниматься? Может, с Башкировым? С Петровым? С Воскресенским? А он мне отвечает: «Да у меня в Петрозаводске приятель есть — вот он мне мудрые мысли подаёт».

Однажды я слышал, как непочтительно он разговаривал с Ниной Николаевной Серёгиной, его профессором в Санкт-Петербургской консерватории. Она воспитала многих ребят, это серьёзный, большой педагог и музыкант. И я ему сказал: при мне ты с ней так разговаривать не будешь.

У него было тяжелое материальное положение, большая семья, и мы ему устроили концерт, на котором он сразу заработал сто тысяч рублей. Для него это было, конечно, много. А сыграл он там всего-то «Полет шмеля». И он сказал: а зачем мне теперь консерватория, меня просят и там сыграть, и вот там. Он думал, что для него лучше, если он будет на всяких корпоративах играть. Представляете? И я ему ответил: если ты будешь играть только «Полёт шмеля», то вскоре телефон у тебя замолчит совсем. Так со временем и вышло.
А уж его желание быть оригинальным затмило в нём вообще всё. Расскажу историю, после которой я отказался с ним дирижировать. Я ему организовал выступление с оркестром Мариинского театра в их концертном зале – согласитесь, это достаточно высокий уровень, мягко говоря. Далеко не всем везёт сыграть в этом зале и с этим оркестром. И, представьте, он не пришёл на репетицию! Я говорю: где ты был? Он отвечает: да я друга встречал в аэропорту.

— Ужас какой.

— Подождите, это ещё не весь ужас. Идёт первое отделение концерта, я дирижирую. Его нет! Приезжает он ко второму отделению и говорит: «Сергей Павлович, вы знаете, когда я выйду на сцену, я должен по роялю несколько раз стукнуть, прежде чем начну играть». Я, конечно, говорю: нет, нельзя, я тебе запрещаю это делать. Он говорит: «Я без этого играть не буду». И всё-таки он вышел и стукнул по роялю, перед тем как играть концерт Чайковского. Люди посмотрели на это и, думаю, сильно удивились… Ну хорошо бы он после этой выходки гениально играл, но ведь этого не было. Он и сам потом признал, что сыграл плохо, извинился.

Но ведь я же помню, как гениально он играл миниатюры Чайковского. Я в жизни не слышал такой потрясающей игры! Как человека я его не люблю, но не могу не признать, что он потрясающе талантлив. После того случая в Мариинке я решил, что дирижировать с ним больше не буду, но при этом я не хотел, чтобы про меня говорили, что я загубил его талант. И я сказал в Доме музыки: давайте ему поможем, пусть играет сольные концерты. Но потом я понял, что он играет всё хуже, и хуже, и хуже, и просто вычеркнул его из списков.

http://www.belcanto.ru/16012202.html
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 862
28 октября в МЗФ Петербурга состоялся сольный концерт А. Лубянцева, выступившего с серьезной программой:
   
И.С. Бах
Английская сюита № 3 соль минор
Бетховен
Соната № 31
Лист
Испанская рапсодия
Соната си минор
Прокофьев
Соната № 7 си-бемоль мажор

Вся эта программа записана и выложена в ЮТ.
Бах:
https://www.youtube.com/watch?v=h5laz9zd4mo

Лист:
https://www.youtube.com/watch?v=dV8LdSPvYaQ

Рядом можно найти и другие произведения, включая бисы.



Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 836
Отзыв И. Берова в фейсбуке на этот концерт:
https://www.facebook.com/igor.berov?hc_ref=ART_X-KFyyMPuGI9atH6k8LnhWmA05w57eVL9U-7FCl_dfhKicslEskPPoLoP55ZnN8&fref=nf

Понимаете, товарищи, я многое могу простить исполнителю: - когда он от волнения забывает текст, играет грязно или неряшливо, грубый звук, или плохую педаль. Могу иногда простить дурной вкус и многое чего другого, но только лишь в том случае, если вижу и слышу, что человек находится в музыке, как-то переживает и эмоционально откликается на те события, которые происходят во время игры. Пусть это в итоге будет неудачно или даже плохо , но все равно хоть как-то со знаком плюс.
Но вот единственное, чего я никогда не прощу в жизни- это бездарности и анти-музыкальности в игре !

Случайно послушал урывками (да здравствует "бегунок» на ю-тубе, иначе можно было помереть от страшной скуки, однообразия и полного недоумения ! ) концерт А.Лубянцева из зала питерской Филармонии. Он там много чего наиграл: "Испанскую Рапсодию" Листа, 31 Сонату Бетховена, Английскую сюиту соль-минор Баха, си-минорную Сонату Листа, 7- Сонату Прокофьва, кучу бисов с этюдами Шопена (4, 24), Рахманинова "Этюд -картину" фа-диез минор, и что-то еще быстрое, скучное и длинное. При своем полном отсутствии эмоций он мог бы наиграть в таком духе еще несколько километров музыки без устали. (Благо, пальцы позволяют : - быстрые и точные , как автомат. Пожалуй, это единственное техническое достоинство пианиста в концерте! ).
И все дело в том, что это было сыграно абсолютно не музыкально, примитивно по фразе, одним одинаково- прямолинейным звуком, долго и нудно и ... бесконечно!

Такие понятия, как живая интонация, красиво выстроенная фраза, экспрессия, темперамент, эмоции, обаяние, чувственность, лирика, естественность, проникновенность, изысканное рубато, стилевое разнообразие, и многое чего другого, составляющих музыкальную ПЛОТЬ произведений , полностью отсутствовали, , как класс!
Все игралось в одну "дуду"!

Я никогда в своей жизни не слышал такого тупого и глухого звучания рояля. Было ощущение, что все жизненные соки из звука прогладили огромным утюгом с паром и выжали до последней капли.
Само звучание рояля, совершенно без красок, напоминало мне в быстрых пассажах стрекотание швейной машинки.
И самое главное, что вся программа игралась АНТИ-МУЗЫКАЛЬНО!

В прессе , в "Бельканто.ру" его игру окрестили словами : "Примитивизм как ключевая особенность стиля". Воистину точно!
Немного почитал об этом концерте, и... глазам своим не поверил ! Оказывается , он играл ГЕНИАЛЬНО!
Значит я ошибся!
Очень хочу попросить Вас, господа, разубедить меня в этом , и чтобы послушали хотя - бы одну пьесу, после которой сказали бы , в чем гениальность исполнения?
Вся остальная программа была сыграна примерно в том же ключе.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 862
Из ФБ:

Александр Гушанский
30 мин. ·
Итог моих ночных посткарантинных бесед с замечательным Сашей Лубянцевым - лауреатом ХIII Международного конкурса имени Чайковского. Откровенно о прошлом и настоящем.

АЛЕКСАНДР ЛУБЯНЦЕВ: "Я НЕ УМЕЮ ЧТО-ТО СКАЗАТЬ В НУЖНЫЙ МОМЕНТ, КОМУ-ТО УЛЫБНУТЬСЯ"

Саша! Пытался что-то узнать о вас от московских музыкантов, но не смог. Зашел на вашу страницу в Facebook и ВКонтакте. Судя по размещенной там информации, ваше место жительство - Санкт-Петербург. Это правда?

Странно. Я давно и постоянно проживаю в Петрозаводске. Преподаю на кафедре специального фортепиано в консерватории. Уже старший преподаватель.

Зарплаты обычного преподавательского состава в той же Московской консерватории в целом, мягко говоря, невелики. Думаю, в Петрозаводске они вряд ли выше. У вас, наверное, две ставки? Много учеников?

Нет, учеников немного. Но зарплата в консерватории неплохая – она складывается из нескольких частей. Есть базовая часть, плюс северные надбавки, система рейтингов, оценивающая собственно творческую активность педагога.
Я выступаю бесплатно в музыкальных школах, даю шефские концерты, недавно играл в доме престарелых. Все это учитывается при формировании моей зарплаты. В целом нормально, жить можно. Наверное, все зависит от потребностей. Мои потребности минимальны: на еду и одежду хватает. Рядом несколько сетевых магазинов, где все дешево.

Вы купили квартиру в Петрозаводске?

Нет. Живу в общежитии. Кстати, в нем отдельно проживают и еще некоторые преподаватели. Но я вместе со студентами. У меня своя комната, замечательный вид из окна. Консерватория рядом, в пяти минутах ходьбы. Проблем с занятиями обычно не возникает.
Хотя, конечно, думаю о собственном жилье.

Нескромный вопрос – а что с личной жизнью? Опять же, в Фейсбуке написано, что вы в браке. Если честно, даже обрадовался за вас.

Ерунда какая-то. Я встречался с американкой, но не сложилось. Мы не расписывались.

А вообще о семье думаете? Вы же из многодетной семьи…

Мне трудно найти близкого человека: всегда что-то не устраивает, да и привыкаешь жить один.

Лет пять назад, перед очередным конкурсом Чайковского вы классно рассекали на самокате в Москве. А что сейчас? Cпортом занимаетесь?

Самокат остался. Спортом не занимаюсь, делаю обычную разминку. У меня были проблемы со спиной. Ходил на дорогущие массажи, затем купил аппликатор, приобрел даже массажное кресло. Кончилось тем, что разработал свой комплекс упражнений, включая подтягивания на турнике. Здорово помогает.
Плюс ежедневные прогулки. У нас очень красивая набережная. Кстати, увлекаюсь фотографией, люблю снимать закаты. Если бываю в интересных местах, стараюсь взять с собой камеру.

Книги, фильмы, посещение концертов – это присутствует в вашей жизни?

Начну с последнего. На концерты не хожу. Цель? Мысленно себя с кем-то сравнивать? Что-то взять от другого исполнителя? Но это просто сбивает меня, теряется собственное представление о музыке. Даже записи не слушаю, только в исключительных случаях, когда нужно уточнить какое-то конкретное место, ноту….
Фильмы смотрю регулярно, в домашней обстановке, в основном по интернету.
У меня есть своя система отбора – вначале смотрю рейтинг фильма. Обращаю внимание не только на сюжет, но и на актерские работы. Интересно наблюдать за одним и тем же актером в разных ролях.
По поводу книг – в последнее время читаю в основном методическую литературу. Это помогает в работе со студентами, но не только. Год назад я полностью переосмыслил свои занятия. Сейчас занимаюсь гораздо более системно.

А сколько часов в день вы проводите за инструментом?

Максимум четыре. Если больше – начинает болеть голова.

Вы родились в семье музыкантов. Профессиональное будущее было предопределено?

Моя мама училась на фортепианном факультете Уральской консерватории у Сергея Белоглазова, ныне известного профессора. Насколько я помню, примерно с трех лет она занималась со мной и впоследствии подбирала педагогов. Можно сказать, серьезно направляла. Я ходил в школу-десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории, под конец успев два года поучиться в Любеке (Германия) у Джеймса Токко (американский пианист, лауреат конкурса Чайковского – Прим. автора). На первый курс консерватории поступил к профессору Нине Николаевне Серегиной, у которой обучался в десятилетке.

Поступили, но не продолжили обучение?

Да, проучившись год, я перевелся в Петрозаводскую консерваторию, в класс профессора Виктора Сауловича Портного, в прошлом выпускника Ленинградской консерватории.
Почему перевелся? Наверное, был комплекс причин: cемейные, потом я несколько подустал от Санкт-Петербурга, от этих расстояний. Вы знаете, тут и дышится по-другому.

Чем отличалась уроки Серегиной от занятий с Портным?

Нина Николаевна была типичным педагогом-дидактом. Если совсем упрощенно, выглядело это примерно следующим образом: «Саша, здесь ты играешь так, а нужно – так, а вот это место я только что тебе объяснила…». Виктор Саулович занимался иначе. Мне была предоставлена определенная свобода действий, и зачастую мы просто обсуждали мои собственные идеи. Все проходило очень демократично.

Поговорим о вашей эпопее с конкурсами Чайковского. После первого курса консерватории вы впервые приняли участие в конкурсе Чайковского, и успешно – третья премия. Казалось бы, более чем удачный старт для карьеры. Что пошло не так?

После конкурса действительно появились приглашения, концерты…Но как это ни странно звучит - не было полной уверенности в себе. Нужно быстро осваивать новый репертуар, а я не привык к таким темпам. К тому же, выражаясь языком психологии – я не умел (да и сейчас не умею) грамотно выстраивать коммуникации: что-то сказать в нужный момент, кому-то улыбнуться…Иногда откровенно неправильно себя вел.

В результате вы оказываетесь участником следующего конкурса Чайковского. На что рассчитывали?

Ну если честно, думаю, что каждый или почти каждый конкурсант в глубине души рассчитывает на победу. Я подготовил интересную программу, очень хотелось поиграть в Большом зале, перед московской публикой. К тому же, шел уже от другого педагога, это важный момент.

Результат этого конкурса запомнился многим меломанам – вас не пропустили в финал. Я помню зрительские демарши, вручение отдельного приза от московских журналистов, в пику жюри. По идее, возникший скандал должен был пойти на пользу?

В какой-то степени, так и произошло. Я получил новые приглашения. Особенно запомнились концерты в Японии и ЮАР. Их было много, играл в крупнейших залах.

Но в итоге все возвратилось к исходной ситуации…Что не сложилось с той же Японией?

Количество концертов в Японии постепенно начало превышать мои физические возможности. К тому же, вместе с ними нужно было проводить регулярные мастер-классы. По сути, включился конвейер: в какой-то момент я перестал принадлежать самому себе. Уж лучше было бы просто остаться в Японии и там преподавать, совмещая с концертной деятельностью. Так или иначе, со временем мои контакты с японскими менеджерами сошли на нет.

По слухам, была еще одна совсем недавняя попытка пробиться на очередной ХVI конкурс Чайковского?

Это правда. Последняя попытка была в прошлом году. Решил попробовать на прощание, но не прошел отбор по записям. Наверное, вы правы – можно писать сагу (смеется).

Что сейчас с концертами? Сольными? С оркестром?

Сольные, в основном, в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. Иногда случаются единичные выступления с оркестром.

В 2011 году состоялся необычный концерт. Вы играли Первый концерт Чайковского и Третий Рахманинова с петрозаводским оркестром, а за пультом стоял Михаил Владимирович Лубянцев, ваш отец, на тот момент - директор поселковой музыкальной школы.

Это была моя идея, я его попросил. Отец закончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: хоровое дирижирование и народные инструменты (баян). Одновременно посещал класс оперно-симфонического дирижирования, брал уроки у самого Мусина. После окончания консерватории, отслужив в армии, он получил предложение возглавить музыкальную школу в Выборгском районе, в поселке Рощино, где в качестве директора проработал тридцать пять лет.

В Сети посмотрел небольшой сюжет о Михаиле Владимировиче. Полностью найти себя в детской музыкальной педагогике, буквально раствориться в ней – это дорогого стоит и вызывает огромное уважение. К тому же, он уникальный мультиинструменталист: баян, домра, фортепиано, скрипка, труба. Хор, различные ансамбли, оркестр народных инструментов, духовой оркестр – всем этим в разное время занимался с детьми. У меня даже возникла ассоциация с земским врачом…

Да, все так. Сейчас он уже не директорствует. Оставил за собой только духовой оркестр. Папа бесконечно предан своей школе, ученикам. Это его жизнь.

Возвращаюсь к вашему творчеству. В период конкурсов Чайковского, о вас много писала критика. Одни отмечали вашу простоту и честный подход к музыке, ну а кто-то обвинял чуть ли не в примитивизме мышления. Что бы вы сейчас ответили своим критикам?

Есть авторский текст, есть ноты…Если сыграть все то, что написано в нотах – уже прекрасно. Произведение гениального композитора замечательно само по себе. Зачем я должен что-то дополнительно изыскивать? Разукрашивать? В процессе работы формируется некая собственная концепция, которую я стараюсь реализовать. Нравится она кому-то или нет – это уже другой вопрос, и он меня мало волнует.

Отлично помню вашу конкурсную «коронку» - Этюд a-moll Паганини-Листа. Судя по записям, вы много играли Листа: Мефисто-вальс, Испанская рапсодия, Соната h-moll, из мелочей - Утешение… Зная ваши виртуозные возможности, рискну спросить - а нет ли желания подготовить, к примеру, цикл листовских этюдов?

Вы попали в точку, это моя давнишняя мечта. В процессе завершения «Большие этюды по Паганини», а точнее, уже сыграл их в Вологде, примерно за месяц до объявления карантина. Этот цикл из шести этюдов исполняют реже, нежели «Трансцендентные».

В вашем репертуаре уже есть Этюды-картины Рахманинова оp.39, сейчас почти готовы листовские этюды по Паганини. А что с шопеновскими циклами? Не пробовали?

Потихоньку готовлю к следующему сезону Двенадцать этюдов Шопена ор. 25.

Тогда ловите идею: «Антология романтического фортепианного этюда». Шопен, Лист, Рахманинов. Публика, на мой взгляд, просто повалит на такой концерт…

Интересная идея, нужно подумать. Но пока планирую сыграть Листа и Шопена в разных концертах. Шопеновский цикл ляжет в основу монографической программы.

На вашем УouTube – канале, в ежедневном режиме, вы выкладываете свои ролики о том, как прошел день. Иногда, выглядит просто как «поток сознания».

Мне интересно. Это мои дневники, и одновременно мини-импровизации. Живые, в чем-то прикольные и вполне безобидные.

Какой вы видите свою жизнь лет через пять?

Надеюсь, у меня будет семья. Возможно защищу кандидатскую на своей кафедре. И конечно, задача-минимум - сохранить те концерты, которые есть сегодня, а вот мечты озвучивать не буду.