Автор Тема: Марк-Андре Амлен / Marc-André Hamelin (р.1961), канадский пианист-виртуоз и композитор  (Прочитано 84540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
По-моему, в мире очень много гораздо более ярких и блестящих виртуозов
Muusika, вы меня озадачили :o,  я всегда полагала Амлена виртуозом №1 в мире (по крайней мере я об этом и где-то читала), а кто его превосходит в техническом плане - Володось, Березовский, Кисин?.....(я не беру совсем молодых)

Ну уж Кисин! Между нами говоря, Березовский тоже не особенно аккуратен технически, хотя в целом он очень силён. Вот Володось из названных - это да! Именно что яркий и блестящий виртуоз. Чисто технически, как мне кажется, Володин тоже не слабее.
Другое дело, что технику Амлена нельзя обсуждать в отрыве от его стиля. Обратите внимание, как аккуратно и пластично он играет - без риска, надёжно. В этом смысле у него есть нечто общее с Г.Соколовым. В его исполнении никогда нет горячего экстаза - я кучу записей просмотрел и прослушал, и никакие даже самые виртуозные сочинения не заставляли его сгенерировать эмоции, которые проявились бы физиологически. Абсолютно не романтический типаж, и подход к нему должен быть другим.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 463
Напугали вы Лизу положительными откликами о концерте :)

Оффлайн Liza

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 255
Нет, нет, нет! Не напугали. Все проще- нехорошо писать нехорошо о музыкантах. Не нравится- не слушай. Правильно? Правильно. Вот и я так же думаю.  :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Благословление Бога в одиночестве

На концерте пианиста Марка-Андре Амлена

Валентин Предлогов, 06.12.2014 в 18:54

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды.
..
А. К. Толстой, «Иоанн Дамаскин»

2 декабря 2014 в Светлановском зале ММДМ дал свой клавирабенд выдающийся канадский пианист Марк-Андре Амлен.

http://www.belcanto.ru/14120601.html
« Последнее редактирование: Декабрь 06, 2014, 22:42:41 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пришлось немножко помучиться, чтобы адекватно выразить свою мысль. Очень трудно словами передавать столь необычные события и ощущения от них :))
Но для меня самого столь сильное впечатление от концерта стало неожиданностью. Мне даже в голову не приходило, что Амлен может меня так глубоко впечатлить. Я отправился туда с очень сильным предубеждением, но, как видите, сумел его преодолеть. Так что с удовлетворением отмечаю, что развитие моё не прекратилось, мозги не заскорузли, а оценки не окостенели. А самое главное, что приятно отметить в самом себе, что предубеждение не помешало мне быть объективным, тем самым преодолевая это предубеждение.
Хотя не могу не отметить, что если бы программа была другая, например, со включением Рахманинова, Шумана, Скрябина, Бетховена и т.д., то неизвестно ещё, как бы дело закончилось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 463
Замечательная рецензия!! Не согласна с автором только в одном: считаю, что это:

Цитировать
замечательно точно и убедительно выдержанные ферматы и паузы, обстоятельность, членораздельность проговаривания нотного текста в любых темпах и, что особенно интересно, вполне отчётливая антибравурная направленность его творчества при всех феноменальных достоинствах его пианизма

не появилось у Амлена сейчас, а присутствовало в его игре ещё 15 лет назад.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Замечательная рецензия!! Не согласна с автором только в одном: считаю, что это:

Цитировать
замечательно точно и убедительно выдержанные ферматы и паузы, обстоятельность, членораздельность проговаривания нотного текста в любых темпах и, что особенно интересно, вполне отчётливая антибравурная направленность его творчества при всех феноменальных достоинствах его пианизма

не появилось у Амлена сейчас, а присутствовало в его игре ещё 15 лет назад.

Видите ли, если бы автор это заметил уже тогда, он не преминул бы об этом упомянуть, потому что даже в начале века он давно уже был взрослым мальчиком :))
Но автор ЭТОГО тогда не заметил - по крайней мере, в такой концентрации. Теперь же это было ну просто очевидно!
Я думаю, всё дело в замечательно подобранной программе. Она могла быть другой, и тогда обнаружилась бы почва для возобновления сомнений. Но на данном материале такой почвы не нашлось, всё было очень убедительно сделано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
"Фантастическая игра!"
Марк Андрэ Хамелин в малом зале Концерт-Хауса в Берлине!

(Хамелин- написание в немецкой транскрипции, и я уже привык к этому созвучию, но знаю, что иногда говорят Амлен)

Нет нужды лишний раз повторять о том, что это пианист на сегодня в мире является своего рода феноменом фортепианной игры. Его фантастическая виртуозность и поразительная легкость исполнения произведений в бешеных темпах, при которых отчетливо прослушивается не только вся фактура, но и каждая нота, часто не укладываются в сознании нормального человека. Кроме того, он не только пианист - виртуоз гранд-класса , но также великолепный музыкант с прекрасным чувством вкуса, звуком, знанием стилей и высочайшей культуры исполнения.

Так вот сначала о его технике, или механике игры.

Пару месяцев назад, когда слушал другого гранда, Аркадия Володося, то также был поражен его супер-пианизмом, назвав его роскошным и грандиозным. Пианизм Аркадия Володося я бы сравнил с мощным джипом - кроссовером BMW - X6 мощностью в 300 лошадей, и прекрасным безотказным 8 -ми цилиндровым двигателем, работающем бесшумно и надежно. Внешне этот джип на дороге выглядит , как здоровый "кабан", (говорю, разумеется, конкретно о джипе, ничего плохого не подумайте, Аркадия я очень люблю!:))), и все хондочки, тоётки и лексусеки выглядят в сравнении с ним мелкими и ничтожными шавками. То есть, когда едет BMW-X6 по шоссе, огромная просьба уступать ему дорогу и не тявкать, иначе моментально задавит так, что мало не покажется!:) А. Володось грандиозен во всем: - это сверх - пианизм, использование полного динамического звукового диапазона рояля, огромная экспрессия и глубокие музыкантские качества.

А пианизм Хамелина - это элегантные швейцарские часы класса "люкс", минимум "Ролекс", погрешность хода - пол- секунды в десять лет, механизм работы вечный и безотказный! То, с какой точностью, неслыханной ровностью и филигранностью он исполняет всю виртуозную фактуру , можно лишь сравнить с игрой гигантов пианистов -виртуозов начала прошлого века: И.Гофманым, Л.Годовским, Бузони, Зауэром, Ставехагеном, и Горовицем. С Рахманиновым сравнивать не будем, так как это совершенно другая планета.

Стиль и манера игры Хамелина- это гениальный Х.Р. Капабланка, молниеносно разыгрывавший свои шахматные партии, делавший умопомрачительные многоходовые комбинации, и игравший в ясном классическом стиле, у которого позиции на шахматной доске внешне напоминали партитуры Моцарта по красоте и совершенству. И также другой гений - Р.Фишер, сыгравший самую красивую партию за всю историю шахмат , шестую , в матче со Спасским, где он в фантастически простой позиции, также гениально красивой для глаз, на ровном месте, буквально задавил, как цыпленка, и прижал к стенке противника в несколько ходов.

Стиль игры Хамелина- это также шикарный смокинг, дорогая сигара "Гавана", выдержанный оригинальный французский коньяк "Наполеон", золотой портсигар, бриллиантовые запонки и несколько новых нераспечатанных карточных колод. Перед тем, как будете садиться с ним в казино играть в бридж, дам вам ценный совет: " Возьмите из дома заранее пижаму, чтобы после игры было в чем добраться до дому ( пешком, разумеется), скрыв естественную наготу. Разденет до нитки!"
Я имею в виду ту поразительную легкость в игре, грациозность и блеск.

Надо отметить, что Хамелин практически не нуждался в громких звучностях, его динамический диапазон был от еле слышного "пианиссимо" до максимум одного "форте". Этого было вполне достаточно , чтобы изобразить весь звуковой спектр в игре.

Начал он играть с Сонаты Гайдна B-dur в двух частях. Господа, рояль на котором позавчера игрались "Гольдберг-вариации" , остался абсолютно тот же, но его заново , "словно подменили" :))) С первых же нот рояль "задышал полной грудью", заиграл всеми своими звонкими и яркими солнечными красками, да так красиво, полнозвучно, радостно и "остроумно", как это часто бывает у Гайдна, причем с использованием "нормальной и человеческой педали"Смайлик «smile», что я облегченно вздохнул, обрадовался и успокоился. Все вернулось на свои места!

Надо отметить и внешнюю манеру игры Хамелина во время исполнения Гайдна, да и не только: - он сидел абсолютно спокойно, почти не двигаясь корпусом, руки совершенно свободны, не видно, как работают пальцы. Но своей филигранной игрой в пассажах, с изящными неожиданными акцентами , со сверкающими трелями, он выдал такой остроумный спектакль, что я даже заметил улыбку на лицах людей. Мне кажется, что и в жизни Хамелин также очень остроумный человек.

Второй номер программы -" Анданте" в ми-бемоль мажоре Д.Фильда. Музыка, которую я услышал впервые в жизни. Могу одно сказать, что я страшно пожалел о том, что не записал ее на видео. Это было что-то невероятное по красоте звучания. Музыка архи-красивейшая, особенно начало, - невероятно божественный хорал аккордами в верхнем регистре, - сплошное волшебство! В этой пьесе у Хамелина рояль звучал ну просто потрясающе!

А вот следующий номер - 5 Этюдов Шопена - Годовского для левой руки, мне понравился значительно меньше. Не потому, что Хамелин плохо сыграл, нет, там как раз все было в порядке, и как всегда- легко и виртуозно. А потому что сама обработка Годовского малоинтересная по музыке, немного скучноватая. В чем-то напоминает Этюды Аренского, Шлецера, Ляпунова, Блуменфельда и тп. Я конечно, понимаю, что это не просто очень, а жутко трудно играть. Но когда все время ловишь себя на мысли, что "основная" гениальная музыка накручивается чуждым малоинтересным и громоздким материалом, причем в другом регистре, становится немного утомительно все это воспринимать.

Хамелин играл обработки 1-го, 6-го, 21-го, фа-минорного дополнительного этюда и 12-го, "Революционного". Эти этюды также, как и остальные пьесы, немного записал на видео для ознакомления.

Затем он сыграл с обалденным блеском Симфоническую метаморфозу Годовского "Wien, Weib und Gesang" ("Вино, женщины и пение"). Комментировать ничего не буду, кроме двух слов. Это была бриллиантовая россыпь не только пианизма, но также и музыки (настоящее пиршество)! Ощущение было, словно побывал на новогоднем балу в венском зале с морем шампанского и хрустальными люстрами! ВСЕ!!!!

Самый центральный и шикарный номер в этом концерте лично для меня, это были "Образы" Дебюсси, 1-я тетрадь. (Image Livre 1)

И вот тут я вспомнил, как метко попал в точку прекрасный пианист Женя Рывкин, сказав, что настоящая магия рояля как раз и находится в педали. Не в бровь , а в самый глаз! В "десятку"!  Братцы! То, как звучал рояль, на еле слышном pianissimo, с какими красками, с какой потрясающей педалью, с глубокими и мягкими басами, с этими невероятно полетными, как дуновение ветра, пассажами в верхнем регистре, да так, что все в зале замерли на какой-то момент, представить невозможно! На рояле были слышны абсолютно все обертоны струн ! Это надо слушать только живьем, господа!

Известно, что эталонным исполнением этих "Образов" традиционно является игра А.Б. Микеланджели. Пластинку с его записью я купил еще сто лет назад в магазине "Мелодия" на Калининском проспекте, с фотографией клавиатуры рояля и цветами на конверте. Пластинку "запилил до дыр", но до сих пор храню. Клянусь вам, господа, что Хамелин эти "Образы" сыграл гораздо лучше по звуку и мастерству, честное слово!!!! И даже на моем вшивеньком айфоне, на который записал первый номер "Образов", можно понять , КАК это было на самом деле. Так что, дорогой Женя , думаю, что именно это ты и имел в виду, говоря о магии рояля. :)

Последним шедевром программы была феноменальная "Гондольера, Канцона и Тарантелла" Ф.Листа из цикла "Венеция и Неаполь". Думаю, что также можно не комментировать этот блеск. Но, кстати, есть запись этой пьесы в ю-тюбе с московского концерта. Так же здорово!

Затем после Ф.Листа началось НЕВЕРОЯТНОЕ! Публика не только орала "Браво" вместе со мной, и жутко громко хлопала, но также стала бешено топать ногами. Такого в своей жизни, пожалуй и не слыхал. Люди выпрашивали, вымаливали "бисы"! Хамелин с удовольствием это сделал, накормив публику четырьмя бисами.

Это были Лист-Шопен, что -то из польских песен", музыка не слишком известная, но очень красивая и изысканная. Затем транскрипция Уальда --Гершвина. Бесподобно! Далее "Этюд "Скрябина опус 1 до-диез минор. И вот здесь мне очень хотелось бы подчеркнуть прекрасные музыкантские качества Хамелина, такие, как глубокая и благородная лирика.

Ну и последний "конек", от которого все "встали на уши", в том числе и я, — это был финал из ля-мажорной Сонаты Гайдна , очень коротенький, секунд двадцать. Так что слушайте его сами, господа, и наслаждайтесь вместе со мной! :)))
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2015, 20:27:53 от CF Editor »

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Когда-то я  имел неосторожность побывать на концерте АмЕлина (так произнесла продавщица билетов) в КЗЧ (по-моему, весна 2013). Ожидал, конечно, что буду разочарован, но не до такой же степени!!!

И дело вовсе не в том, что широко разрекламированный канадский гений техники  всегда и везде категорически настроен поражать играючись больше, чем выражать, - такое уж у него пожизненное амплуа - но в общей тенденции, которая прослеживается у большинства современных деятелей клавиатуры. А именно: глубокие художественные открытия, откровения, пусть и парадоксальные, не только не нужны – они даже вредны для здоровья, как публики, так и самого деятеля. Иначе во всех других случаях нарушается запланированный комфорт контакта подающей и принимающей сторон.

Именно гарантия  комфорта, неброского душевного гламура на игровом, так сказать, уровне сегодня необходима прежде всего, - все пункты от а до б, как говорил один наш политдеятель,  должны быть выполнены. Сделал нам красиво, и не более того – отыграл,оторал, отпрыгал – поехал дальше. Никто не напрягается и все довольны. Тянуться к звездам – ни-ни! Душе запрещено трудиться. Категорически. Этот западный принцип существования в музыке, театре, балете и т.д. способный постепенно напрочь расхолодить, разъесть любой талант, ныне прочно прижился, как и синтетическая жрачка, и еврики с терактами, манагеры,да и все остальное дермо-заморское,  в наших  пенатах.

А ведь когда-то еще Софроницкий говорил, что ничего нет ужасней, когда артист, достигший большого мастерства, начинает себя чувствовать в искусстве, как в спальном вагоне международного класса. Вот в такой спальный вагон я лично попал на концерте Амлена.

Едва он начал сонату Берга, я понял, как будет все остальное. Все вроде бы звучит и ничего не происходит. Но…невольно вспомнилось, какое фантастическое напряжение звукового поля демонстрировал в этой вещи, ставшей после него знаковой, другой канадский гений, и мягкий ненавязчивый сервис дяди Марка в передаче Берга начал потихоньку раздражать.Хотя, казалось, обслужил Бергом, что называется, на VIP уровне. Но ведь, ясно,ясно, что без психологической составляющей эта соната – просто нагромождение звуковых конструкций, ее в "просто" игре становится очень трудно слушать. Хотел уйти, но все-таки остался, с желанием проверить первоначальные ощущения и с надеждой, что где-то ошибусь.

После оного Берга были  с блеском отработаны (отполированы как членовозы на правительственной мойке!) пьесы Форе –  пальцы, моторика, конечно же, редчайшие в своем роде,  регистры сглаживает настолько феноменально (надо же - ни одного провала, у него нюх особый на это!), что говорить ничего не хочется, можно только восхищаться -  пассажи на пианиссимо буквально испаряются  с клавиатуры. И как испаряются! С каким ароматом!  Кроме того -  нечеловеческая стабильность в этом процессе!!! В то же время Форе показал, что как и  во всякой другой музыке, на которую покушался солнечный канадский гений,  звуковая энергетика извлекается им только из среднего  и, отчасти, верхнего регистров инструмента. Басы рояльные ему, увы, неподвластны. Интересно, что в его записях это не так слышно, вернее, почти не слышно; вероятно настройщики долго готовят к сему таинству специально выбранные инструменты.

Уже поэтому,  тут же после Берга, для тех , кто имеет уши, однозначно определилось, что с Рахманиновым Амлену придется туго, и весьма. Пока же знаменитый «Гаспар» просто тонул и плавно растворялся в феноменальном переборе клавиш. Но равелевские образы оказались вторичны и принципиально давались пианистом как некие обязательные производные в сфере глубоко им продуманной технологии производства музыки. Поэтому слушая «Скарбо» бесконечно вспоминались печально знаменитые слова: «Он пугает, а мне не страшно!». Никаких пророческих тромбонов, равно как и никаких подтекстов, и прочих художественных инвенций пианистом  и близко не допускалось. Но, конечно-же, впечатляло полное отсутствие каких либо физических усилий в игре (профи это особенно ценят!)  - тело в неброском пиджачке оставалось неподвижным, без малейшего напряжения  в производимых профессиональных свершениях  (технических),  на лице не дрожал ни один мускул, а появлявшаяся иногда усмешечка  словно говорила: «ну и что здесь играть?». 

Как когда-то Горовицу Падеревский представлялся рыцарем на белом коне, так Амлен мне -  гонщиком-Шумахером на супернавороченном Феррари. Но представьте, если такой гонщик суперкласса попадет в нашенскую обыкновенную московскую многокилометровую на говнючем асфальте пробку – не поможет ни качество машины, ни специфические наработки, ни многочисленные призы в багажнике -  ничего. Смех, да и только. Он окажется беспомощным, голым королем, потому как воображение (наверное, навсегда, до самой до гробовой доски) запрограммировано у него в одном ключе – двигаться только так, а не иначе.

В такую пробку (художественную) доблестный дядя Марк попал на своем 2-м отделении в специфической «горовице-клайбероновской области» - прелюдиях и сонате Рахманинова. Он, правда, двигался, но как!Я смотрел (уже не слушал) на тело в пиджачке и с ужасом думал: «Ну зачем он в гости к Сергею Васильевичу завернул? А что если бы вдруг ему пришлось играть концерт только из мазурок и ноктюрнов Шопена, или пьес Глинки и Чайковского?». Но, слава Богу, – этого никогда не случится, а в будущем, я уверен, мы будем свидетелями новых фантастических виражей, еще более захватывающих технических изысков, недоступных простым смертным. А мазурки Шопена – это для других. Как говорил профессор Преображенский, «В Большом пусть поют, я буду оперировать и никаких разрух. Я за разделение труда». Может он был прав? «Каждому - свое»?
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2015, 20:23:39 от CF Editor »

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
Я во многом с Вами соглашусь, уважаемый Антар! И думаю , что даже нет смысла выставлять сделанные записи, потому что Вы их уже заранее прокомментировали очень точно :)))
Хочу о другом сказать. Во-первых Амлен мне нравится еще и тем, что постоянно знакомит слушателя с новой музыкой. Почитайте в Википедии, сколько многого и неизведанного он открыл.

К тому же он еще и замечательный композитор. А относительно открытий, чего стоит, например, одна Соната Алькана, Ржевски и куча другого. А сколько он играет забытой музыки из старых мастеров. И лично мне всегда доставляет удовольствие слушать это. Ну в самом деле, сколько можно слушать Лунную Сонату, Времена года и 2-е Скерцо? Примерно за последние лет двадцать заметил общую картину,- играют в основном одно и то же, то : все , что давно проверено, нравится слушателю и имеет эффект. Поверьте, фортепианная музыка по количеству и так не настолько огромна, но играют в основном процентов 5 ли 10 от общего массива.

Кроме того, все то, что играют сейчас на сцене, слушал миллионстотысячпятьсот раз у выдающихся мастеров конца прошлого века в живом исполнении. Была б моя воля, давно  потребовал бы  создать Красную книгу, в которой  внес весь романтический  репертуар  19 века, гоняемый  вдоль и поперек, и запретил бы  в приказном порядке исполнять в ближайшие 20 лет под страхом расстрела :)

А сейчас я хожу на концерты в основном не для того, чтобы слушать музыку, которая мне до тошноты знакома и  до чертиков надоела  :), а чтобы действительно столкнуться с чем-то интересным. Тысячу раз был прав Предлогов, введший здесь новую свежую тему о виртуознром пианизме, как эстетической категории, которую можно даже рассматривать независимо от исполняемой музыки. Амлен как раз принадлежит к этой категории пианистов , у которых сам по себе пианизм доставляет наслаждение, как произведение искусства.

Смотрите, играя в Берлине концерт, он выбрал достаточно интересную музыку , где полностью раскрыл свою эстетику. Я лично получил не просто, а огромное наслаждение. "Мамы разные  бывают, мамы всякие нужны", и вовсе не обязательно требовать с одного пианиста полного музыкального и художественно ассортимента. Я точно знал куда и на что иду, и что хочу в итоге получить. Для "глубоких пучин,  художественный прозрений и божественного окрыления", :) хожу на Соколова.

И почему бы не послушать на этот раз шикарные венские метаморфозы Годовского, Гайдна и Листа в феноменальной игре? Почему нужно все время искать глубочайшую драматургию в подобной музыке и требовать от пианиста высокого художественно полета?

Меня очень удовлетворяло  то, что рояль на сей раз звучал "по-человески", я услышал его классное  звучание . Кстати, и басовый регистр у Амлена был превосходен, особенно в Дебюсси. Такое естественное звучание инструмента я в любом случае предпочту абстрактной и скучной беспедальной игре, в который "некоторый из громко разрекламированных " пианист якобы медитирует, куда-то увлекает в то, чего сам не знает и ищет глубокую философию там, где ее вовсе нет.

Далее, Амлен вовсе не пустой гламур. Он достаточно тонкий мыслящий музыкант с прекрасным вкусом и  знающий стили. Один факт, что человек записал полный комплект Сонат Скрябина говорит о многом. Вряд ли бы Ланг-Ланг, "король и император " среди всех пианистов ;D, взялся бы за такое.   

А скажите честно, а сколько  в мире  из нынешних молодых и не очень пианистов , включая российских , больно -то  парит в художественных облаках? У нас открыта  даже специальная тема  про исполнителей. Там масса  фамилий, но так, чтобы действительно выдающихся , то  можно лишь по пальцам перечислить.

А на Амлена буду ходить даже по той причине, что познакомится с чем -то свеженьким, необычным, буду ходить, чтобы услышать классный пианизм  и получать  от него кайф, и также от той музыки, в которой он себя чувствует, как рыба в воде.
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2015, 20:30:00 от CF Editor »

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 348
30 января 2016 года Марк-Андре Амлен вновь выступит в Москве, в КЗЧ, с сольным концертом.

В ПРОГРАММЕ:
Моцарт
Соната ре мажор, К. 576
Шуберт
Соната си-бемоль мажор, D. 960
Дебюсси
«Образы», II тетрадь, L. 111 №№ 1-3
М.-А. Амелин
Павана
Вариации на тему Паганини
 
Абонемент №43:
Звёзды европейского фортепианного искусства

На следующий день, 31 января, Амлен (в КЗЧ его все еще именуют Амелин) выступит вместе с Энделлион-квартетом (Великобритания). Они исполнят Квинтет Брамса.
Конечно, конец января еще не скоро, как говорится, много воды утечет. Но билеты уже продают, и пока можно купить всего за 800 р. (что я и сделала :)).

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 657
Что-то молчат на форуме. Кто был, какие впечатления?

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 348
Впечатления не очень радужные. А именно: что бы ни играл Амлен, это демонстрация своих возможностей - как в пианистическом, так и в художественном плане. Но если в первом случае хочется добавить "безграничных", то во втором (художественном) - весьма ограниченных.
Поясню на примере сонаты Шуберта си-бемоль мажор, к-рая заняла все второе отделение. Амлен трактует ее как целиком трагическое сочинение, от первой до последней ноты. Но если медленный темп первой части воспринимается как достаточно оправданный (да и не он один так играет), то всяческое подчеркивание, например, пауз в побочной, частые агогические "оттяжки" - утрированными. Дальше больше. Не только скерцо играется на пониженной динамике, но и финал, к-рый у многих звучит вполне жизнерадостно, а то и с юмористическим оттенком.(Исключение - кода, как "дань традиции"). Все как бы подернуто дымкой грусти (вспоминается даже Плетнев с его "поздней манерой").
Возможно, многим все это понравилось,показалось убедительным. Мне - нет. Имхо, это не прочувствованное исполнение, а демонстрация владением прочувствованным стилем. На первом плане - я, моя концепция, а не настоящее вчувствование.
Вот в Моцарте была другая, но тоже демонстрация - владения моцартовской полифонией (крайние части)и сугубо галантным стилем 18 века (во второй). Во второй части, правда, Амлен хоть отчасти и утрировал все эти галантности, но с какой-то как бы доброй улыбкой, что мне в целом понравилось (ну и действительно, трудно все это играть всерьез).
На бис сыграна была неожиданно свежо прозвучавшая 1я соната Фейнберга.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 657
Lina, спасибо большое за отзыв.
Собственно, по аудиозаписям так и предполагала, но всегда интересно услышать мнение тех, кто был на концерте.

Оффлайн Hitman_47

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 348
Но ведь есть и официальная запись КЗЧ - в их Каталоге. А сегодня, кстати, будет онлайн-трансляция концерта Энделлион-квартета с Амленом. Будет Квинтет Брамса во 2м отделении.

Оффлайн Hitman_47

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Но ведь есть и официальная запись КЗЧ - в их Каталоге. А сегодня, кстати, будет онлайн-трансляция концерта Энделлион-квартета с Амленом. Будет Квинтет Брамса во 2м отделении.

Это она и есть. Попросили выложить с возможностью скачать.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Да, исполнение сонаты Шуберта, возможно,  спорно, но все-таки  только большому мастеру под силу наполнить мажорную сонату такой  глубиной трагического мироощущения и предчувствия конца жизни.
Биографы говорят, что  Шуберт якобы в этой последней сонате и не думал о смерти, а кто это знает наверняка? А  Амлен  показал, что Шуберт, как и все великие художники, мог предвосхитить  и предугадать надвигающуюся смерть.  Очень сильное исполнение, никогда ничего подобного не слышала в этой сонате.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 348
Закончилась трансляция квинтета Брамса из КЗЧ. Прекрасное исполнение! (хотя и впервые за 37 лет существования квартета, как признался 1й скрипач в своем маленьком предисловии). Я бы не сказала, что весь ансамбль показал чудеса слаженности, особенно в ритмически коварной 2й части. Но все звучало так искренно, душевно! И Амлен мне сегодня понравился - всерьез играл, без какой-то бы то ни было показушности. А звук у него какой! Не так давно слушала так же вот, по трансляции, этот же квинтет с квартетом им. Ойстраха и Э. Вирсаладзе. Так небо и земля: там вроде бы молодые, красивые парни, сильные, энергичные, а слушать было скучно. Да и фортепиано как-то постукивало ненужным образом...
Нет, спасибо сегодняшним "возрастным" ансамблистам! Утешили.

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 291
Только что вернулась из КЗЧ - в восторге! Зал, прокашлявший все первое отделение, во втором преобразился и затих, даже в паузах была тишина. Так играли!

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 682
По поводу сонаты Шуберта мне вспомнилась оценка Толстым творчества Леонида Андреева: "Он пугает, а мне не страшно".
Вот так и здесь: я в исполнении Амлена больше слышал "драматизьма", чем "трагизма", больше деятельности, чем судьбы, больше Амлена, чем Шуберта. Все эти агогические разнообразности, чувственные контрасты, разумеется, делались им не с бухты-барахты, а с расчётом на создание определённого эффекта, но за этой изобильной роскошью мастерства потерялось главное: я не услышал намёка на то, что нарратив этой сонаты разворачивается сам, безмерно больший исполнителя, безмерно выше исполнителя и никак не зависящий от эмоций этого исполнителя. Надо открыть форточку для этой надличностной музыки и стараться не спугнуть её. Если опять привлечь сравнение, то в этом исполнении я больше слышу "Фауста" Гуно, чем "Фауста" Гёте.

Оффлайн Михаил Маслов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 28
Мне как раз понравился Шуберт (слушал в зале). Правда, особенного трагизма в исполнении не услышал - скорее, типичный для Амлена "взгляд со стороны", в противоположность личному переживанию музыки. Мне кажется, он часто придерживается такого подхода, особенно при исполнении музыки до XX века, и это получается у него очень естественно и органично.

Моцарт понравился чуть меньше. Показалось, что темп в крайних частях был немного загнан, от этого часть красоты пропадала. Дебюсси был замечательный. Собственные вещи Амлена - тоже очень интересны. Вариации на тему Паганини - в большей степени бисовый, показательный номер, а во павана с вариациями более серьёзная, не рассчитана исключительно на демонстрацию техники (хотя и её, конечно, хватало). Ну и соната Фейнберга очень понравилась, слышал её впервые.

В целом - прекрасный концерт. Понимаю, что Амлен своеобразный пианист, "на любителя", но я, безусловно, любитель.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
30 января 2016 года Марк-Андре Амлен вновь выступит в Москве, в КЗЧ, с сольным концертом.

В ПРОГРАММЕ:
Моцарт
Соната ре мажор, К. 576
Шуберт
Соната си-бемоль мажор, D. 960
Дебюсси
«Образы», II тетрадь, L. 111 №№ 1-3
М.-А. Амелин
Павана
Вариации на тему Паганини
 
Абонемент №43:
Звёзды европейского фортепианного искусства

Видеозапись концерта можно посмотреть здесь http://meloman.ru/concert/hamelin/#webcast

На следующий день, 31 января, Амлен (в КЗЧ его все еще именуют Амелин) выступит вместе с Энделлион-квартетом (Великобритания). Они исполнят Квинтет Брамса.

Марк-Андре Амлен (фортепиано, Канада)
Энделлион-квартет
Эндрю Уоткинсон (1-я скрипка)
Ральф де Соуза (2-я скрипка)
Гарфилд Джексон (альт)
Дэвид Уотерман (виолончель)
В ПРОГРАММЕ:
Бетховен
Квартет № 8 ми минор, соч. 59 № 2 (посвящен графу А.Разумовскому)
Брамс
Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34

Видеозапись концерта можно посмотреть здесь
http://meloman.ru/concert/endellion-kvartetmark-andre-hamelin/#webcast
Che mai sento!

Оффлайн Mishul

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Марк-Андре Амлен
« Ответ #198 : Февраль 03, 2016, 02:46:20 »
Да, исполнение сонаты Шуберта, возможно,  спорно, но все-таки  только большому мастеру под силу наполнить мажорную сонату такой  глубиной трагического мироощущения и предчувствия конца жизни.
Биографы говорят, что  Шуберт якобы в этой последней сонате и не думал о смерти, а кто это знает наверняка? А  Амлен  показал, что Шуберт, как и все великие художники, мог предвосхитить  и предугадать надвигающуюся смерть.  Очень сильное исполнение, никогда ничего подобного не слышала в этой сонате.
Удивительно, у меня абсолютно схожие впечатления! Спасибо за столь выверенные формулировки. Всегда с удовольствием читаю Ваши посты

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Re: Марк-Андре Амлен / Marc-André Hamelin (р.1961)
« Ответ #199 : Февраль 03, 2016, 09:47:48 »
Мне очень понравилось исполнение Марка-Андре Амлена (и Сонаты Шуберта).

Никакой манерности в игре, четкая продуманность каждой фразы, поразительная виртуозность, которая не видна. Большой мастер и тонкий музыкант.

Странно, но почему-то думалось, что трактовка Амлена близка восприятию Сергея Кузнецова.