Автор Тема: Елена Образцова как историческое явление  (Прочитано 294462 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VVS

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #150 : Ноябрь 19, 2007, 21:56:16 »
Хотелось бы вернуться к Елена Васильевне в посвященной ей дискуссии, если никто не против ;-)

Сантуцца, которая очень близка к той, которую слышал вживую в Большом:
http://www.youtube.com/watch?v=oyS6SA9wJh0

Ну и, конечно, знаменитая Дзеффиреллевская постановка:
http://www.youtube.com/watch?v=TqMC9yy8ny4

Восхитительно!

Оффлайн VVS

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #151 : Ноябрь 20, 2007, 17:51:26 »
А вот пример того, как плохой дирижер губит прекрасную вещь:
http://www.youtube.com/watch?v=wYooLaXyjBc

котдор

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #152 : Ноябрь 29, 2007, 11:28:24 »
Оно не "ушло", а просто отдали права на издание.

и не только так поступали в те годы. вообще, это огромная отдельная тема - потеря нашего национального достояния силами отдельно взятых чинуш.

naty

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #153 : Декабрь 02, 2007, 21:34:46 »
Вряд ли меня можно упрекнуть в недооценке вокала И.Архиповой, но то, о чём зашла речь, больше имеет отношение не к вокалу как таковому, а к СТИЛЮ исполнения.
Тут у Ирины Константиновны наблюдаются примерно те же трудности, что и с освоением чужого произношения - она допускает в иностранных операх РУССКУЮ интонацию, т.е. интонацию РОДНОГО языка и русской же музыки, связанной с русским языком. Я специально подчёркиваю, что речь не о языке исполнения как таковом, а именно об ИНТОНАЦИИ.

Да, в общем-то, не криминально она пела по-итальянски: ну иногда смягчала согласные или могла не удвоить. Ее просто часто слышали в итальянских партиях по-русски, поэтому и ощущение такое. Ну и потом мы свой акцент очень хорошо слышим. У Образцовой он тоже есть. Слабовыраженый, но есть.
 Другое дело, что у Образовой персонажи открытые, очень эмоциональные. У Архиповой они и в италоязычном репертуаре более сами себе на уме. Она мне Аврору Буадес темпераментом напоминает.

Дуэт с Турриду (Бергонци):

http://rapidshare.com/files/73832321/cavalleria.arkhipova.mp3

Оффлайн ревизор

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 92
  • Рука дающего - да не оскудеет!
    • Романсэра
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #154 : Декабрь 03, 2007, 02:10:48 »
А вот пример того, как плохой дирижер губит прекрасную вещь:
http://www.youtube.com/watch?v=wYooLaXyjBc

Разъясните, пожалуйста, чем данный маэстро плох, чтобы мы могли побрюзжать вместе с Вами на эту тему.
С уважением, romansero!
-----------------------------------
Рука дающего - да не оскудеет!

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #155 : Декабрь 03, 2007, 16:36:39 »
"...как бы безупречна ни была запись, она лишь отчасти передает меня: ведь двух одинаковых интерпретаций не бывает. Но с Георгием Васильевичем вдохновение от нас не ушло, хотя мы и помучили друг друга! Он отыскивал в звучании рояля воздух, широту, колокольные звоны. А я в звуке голоса своего искала радость или горестные интонации. Пожалуй, таких у меня три пластинки - вот эта, со Свиридовым. И с Чачава - романсы Чайковского и Шумана...."

Е.Образцова
(конец цитаты)
Настал психологический момент послушать ту самую пластинку Шумана, о которой говорила певица.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=80.msg3787#msg3787

А потом примемся за пластинку Чайковского - тут-то мы сравним различные исполнения романсов Чайковского и Рахманинова.
Или здесь или в отдельном потоке о тональностях.


Оффлайн mario

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  • sempre vivere
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #156 : Январь 09, 2008, 04:59:50 »
могу сказать только одно-великая певица меццо нашего времени!!
 
 индивидуальна,самобытна,непохожа,ни на кого !
 а перечислять,что именно люблю в ее исполнении не буду,поскольку люблю все!!

Онегин

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #157 : Апрель 12, 2008, 15:48:29 »
Уважаемые любители и критики творчества Образцовой. Долгое время я относил и себя к ее поклонникам, но это было давно - в молодые годы ее творчества и годы ее мирового взлета. Мне нравилась ее самобытность, эмоциональность, драматизм, которые она вкладывала в исполнение. Но потом мой интерес стал убывать, особенно после того, как стали проявляться неровности ее голоса, она стала ставить эксперименты, исполняя произведения, написанные для сопрано. Для ярких самобытных певцов нередким был кризис второй половины жизни (вспомним Марию Каллас). Как антипод Образцовой для меня является Ирина Архипова, певица выдержанного академического стиля, исполнительница сдержанная в демонстрации своих чувств на сцене, но не менее глубокая интерпретатор. Не буду перечислять ее преимущества, чтобы не задевать чувства поклонников Образцовой. Только схожу, что в истории оперного искусства очень часто сосуществовали два исполнителя, хотя и певшие один репертуар, но не пересекавшиеся в силу различий своей самобытности (Лемешев - Козловский, Рейзен - Пирогов, Максакова - Давыдова, Каллас - Тебальди).   

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #158 : Апрель 15, 2008, 16:08:00 »
Как антипод Образцовой для меня является Ирина Архипова, певица выдержанного академического стиля, исполнительница сдержанная в демонстрации своих чувств на сцене, но не менее глубокая интерпретатор. Не буду перечислять ее преимущества, чтобы не задевать чувства поклонников Образцовой
:)
Собственно, задеть чувства вряд ли получится, так как в этом потоке уже перечислялись особенности и той и другой певицы именно с т.з. сопоставления их особенностей и возможностей и даже приводились примеры исполнения одинакового репертуара, причём, опять же не с т.з. выяснения, "кто лучше", а для демонстрации многоплановости представления самой музыки.
Кстати, вопрос о сдержанности чувств тоже затрагивался в том плане, что где-то такая сдержанность уместна, а где-то и нет. Равно и наоборот - где-то пламенная эмоциональность уместна, а где-то и нет, или, по крайней мере, в меньшей степени.
Что же касается разговоров об "антиподах", то в данном случае я не применял бы такого термина - речь может идти, скорее, не о противопоставлении творчества этих певиц, а о дополнительности их возможностей применительно к одному и тому же репертуару - а это несколько другой ракурс, при котором исчезает оттенок негативного звучания подобных метафор.
Что же касается сферы, собственно, "технологической", то тут вряд ли можно оспаривать название этого потока - Архипова в ЭТОМ плане (я подчёркиваю) не была явлением "историческим", хотя лично для меня она тоже является одной из любимых певиц. Впрочем, это уже было говорено, а многое и оговорено :), так что нет смысла повторяться, ибо все уточнения и оговорки уже были приведены выше по теме.

она стала ставить эксперименты, исполняя произведения, написанные для сопрано

Да, но на этом пути она достигла поразительных результатов, стоит назвать хотя бы Сантуццу.
Быть может, вам не нравятся её экскурсы в оперетту ? Да, я готов признать, что в этой сфере её голос звучал, так скажем, тяжеловато, т.е. не так, как то привычно и обычно ассоциируется с опереточным сопрано, однако я не готов признать, что это было "плохо". Это было необычно - такой богатый, немного по-меццовски тяжёлый голос в оперетте. Быть может, не во всякой оперетте, где востребованы, как правило, лёгкие сопрано, такое было бы приемлемо, но Елена Васильевна, на мой взгляд, удачно выбрала себе опереточный репертуар и представила его достойно.

Поэтому по крайней мере я сам - и думаю, что не я один :) - отнюдь не перестал считать себя поклонником Образцовой в различных её ипостасях, что не мешает мне восхищаться исполнительством других певиц, в т.ч. замечательной И.К.Архиповой, которую я люблю и ценю за другие певческие качества :)
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2008, 16:23:29 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онегин

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #159 : Апрель 15, 2008, 19:59:57 »
Надеюсь, что своим наукообразным стилем изложения Вы не притендуете на роль открывателя и тритейского судьи. Я Вам изложил свое субъективное мнение, хотя подтверджение этому находил в серьезных книгах и отзывах даже самой Образцовой. Мне 47 лет, оперной музыкой интересуюсь с подросткового возраста. Лично знаком и общался с корифеями оперного искусства Москвы и знаю не со слов вторых людей о том, о чем говорю. Если Вам не нравится слово антипод - извините. Архипова как историческое явление - это мнение аксиоматическое и спорить с этим, по крайней мере, странно. Повнимательнее прислушайтесь к пению Образцовой, лучше всего в динамике, начиная с ее первых выступлений и в разном репертуаре. И, может быть, Ваши аргументы за и против будут более вескими.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #160 : Апрель 16, 2008, 10:12:52 »
Надеюсь, что своим наукообразным стилем изложения Вы не притендуете на роль открывателя и тритейского судьи.
:)
О нет !
Я не прЕтендую на роль трЕтейского судьи :)
И ни на какое наукообразие тоже не претендую - я, как и вы, излагаю своё мнение.
Извините, что оно не совпадает с вашим, но на то и мнения, чтобы не совпадать :))

Архипова как историческое явление - это мнение аксиоматическое и спорить с этим, по крайней мере, странно

Понимаете, какая вещь .......
Ещё более странно объявлять что-либо "аксиоматическим", ибо аксиома принимается без доказательств, а в данном случае они очень даже требуются.
В частности, применительно к голосу Образцовой и её деятельности в целом было указано, что именно следовало бы считать "историческим", об этом можно прочитать в самом начале потока, поэтому не буду повторяться, иначе придётся весь поток копировать сюда заново вместо того, чтобы прочитать его :)

Повнимательнее прислушайтесь к пению Образцовой, лучше всего в динамике, начиная с ее первых выступлений и в разном репертуаре. И, может быть, Ваши аргументы за и против будут более вескими.

Прошу прощения, но в ваших высказываниях вообще нету никаких аргументов, поэтому, собственно, я и среагировал на них с той целью, чтобы хоть какие-то аргументы получить: вы можете открыть поток, посвящённый Ирине Константиновне Архиповой, и изложить там всё, что хотели бы о ней сказать, а я с удовольствием прочитаю. Если говорить о выдающихся вокальных качествах Архиповой, то о них я всегда отзывался в восторженных тонах и не собираюсь от своих слов отказываться, но "образ меццо" в результате её деятельности не изменился, скорее наоборот, по многим качествам она как раз меццо не соответствует, в частности, у неё нету типично меццовских низов, из-за чего она даже меняла нотный текст, допустим, в "Хованщине" в партии Марфы. Об этом опять же уже была речь, поэтому повторяться нет смысла.
Кстати, а вы поток-то читали ? Всё это уже в нём было.
К сожалению, интернет-форумы часто страдают этим недостатком - приходят люди, не читавшие поток, и, опять же не читая его, начинают говорить о том, что давно уже обсудили другие посетители и, если говорить именно об Образцовой, указывать на те её вокальные особенности, на которые уже указали и которым уже искали объяснение.
Я много раз слышал Образцову в опере и на эстраде, долго и внимательно изучал её фонограммы, поэтому неплохо знаю все её особенности, все её достоинства и недостатки, которые, как уже говорилось, являются продолжением её достоинств, поэтому вряд ли я открою что-то "новое" для себя, послушав её записи ещё раз, но всё же, несмотря на это всё, а может, благодаря этому всему, я, тем не менее, ставлю её именно в историческом плане на особое место, потому что вижу, как изменился вокал, в частности, меццовский вокал, ИМЕННО благодаря явлению Образцовой.
Я хотел бы ОСОБО подчеркнуть, что у меня даже и мысли не было искать "антиподы", противопоставлять Образцову кому-то или кого-то противопоставлять ей, т.е. принижать деятельность других певцов за счёт выпячивания значительности сделанного Образцовой, поэтому я могу преспокойно восторгаться и Синявской, и Архиповой, и Симионато и многими другими певицами, работавшими в сходном репертуаре, не испытывая никаких мук совести от того, что я считаю не их, а именно Образцову "историческим явлением" :)
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2008, 10:36:03 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онегин

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #161 : Апрель 16, 2008, 17:35:55 »
Спасибо Предлогоф, что вы поддерживаете дискуссию на эту тему. Мои аргументы - это то, какие чувства вызывает исполнение того или иного певца. Я восторгаюсь Образцовой, когда она исполняет Свиридова, некоторые романсы Чайковского и Рахманинова (те, где больше экзальтации, которая очень подходит ее темпераменту), с восторгом воспринимал ее исполнение партий в операх Верди и веристов. Наверное, ей можно присвоить историческую роль в соответствии с Вашей аргументацией  - т.е. после Образцовой изменился меццосопрановый вокал. Только Вы не сказали - в какую сторону. Такая категория голосов как меццосопрано в итальянской певческой школе понятие условное. Есть сопрано, которые могут петь лирико-драматический сопрановый репертуар и репертуар, который написан для меццосопрано. Все зависит от уровня вокального мастерства и школы. К таким мастерам относят Архипову, Долуханову, Симионато, Веррет, Бамбри, Бартоли, Л.Прайс. Они свободно себя чувствовали в сопрановом и меццосопрановом репертуаре. Поэтому, соглашаюсь на все 100 % с Вами, после таких певиц как Архипова, уровень певческой культуры действительно очень изменился, и, может, в этом заслуга Образцовой ( Баскова и иже с ними). Из пения высокого академического уровня нам приходится слушать певцов - популяризаторов и шоуменов.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #162 : Апрель 16, 2008, 17:52:49 »
в этом заслуга Образцовой
:))
Вы несправедливы :)
Но дело даже не в "справедливости" - мне кажется, вы необъективны, вернее, акцентируете внимание на недостатках, которых у кого только нет, даже у самых великих певцов, но будто совершенно не видите не менее очевидных достоинств.
И то, и другое уже перечислялось и рассматривалось.
Поэтому я и прошу вас создать поток об Архиповой - я сам с удовольствием приму в нём участие и буду восхищаться многими качествами вокала И.К. Архиповой, но ..... ДРУГИМИ качествами, не теми, которые меня восхищают в вокале Образцовой.
К сожалению, рассуждать в том смысле, что хорошо бы такой-то певице добавить таких-то качеств, а от таких-то избавиться, малопродуктивно: человек един в проявлении совокупности своих свойств, причём, проявление положительных свойств часто влечёт за собой неминуемое проявление нежелательных, и ни убавить, ни прибавить каких-то качеств мы певцу не в силах, поэтому вынуждены довольствоваться вокалом в том виде, в каком он нам преподносится, т.е. "по совокупности деяний" - а уж чего будет больше, позитива или негатива и в каком количестве, сие опять же не в нашей власти.
Я принимаю Образцову такой, какая она есть, со всеми её достоинствами, которые явно перевешивают, и со всеми её недостатками, которые я тоже прекрасно вижу и которые являются продолжением её достоинств.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн delska

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Очень хорошо знакома с Еленой Образцовой! Она мужественный и очень добрый человек! Она приходила на мой концерт,в то время когда у нее случилась беда, и я очень горжусь, что сумела немного согреть ее музыкой. В Париже мы вместе обедали в одном ресторанчике на Елисейских полях,и я была поражена как она сумела похудеть! Ела только салатные листья! Я вообще преклоняюсь перед ее личностью! Она ЧУДО!!!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #164 : Сентябрь 01, 2008, 15:47:30 »
Сергей поместил ссылку на любопытное интервью Е.В.Образцовой, которое я решил отметить в этом потоке:

Елена Образцова: "Я стала мудрее"
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1109.msg15148#msg15148

Исходная ссылка здесь:

http://www.vremya.ru/2008/158/10/211526.html

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #165 : Октябрь 08, 2008, 21:09:23 »
Сегодня по РТР-планета,случайно попал на программу о Елене Образцовой.Передача была очень интересной,Образцова рассказывала очень много и роли Кармен,и о разных исплнителей роли Дон Хозе.Потом выяснилось,что это уже 3-я серия,и завтра будет последняя 4-я. Кто-нибудь смотрел первые серии??О чём она рассказывала?И записал ли кто-нибудь?
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн zbuka

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #166 : Декабрь 14, 2008, 22:21:51 »
Почему мы в России всегда недооцениваем свои таланты!? Да потому. что верим легендам о чужих и так же перебираем грязь о своих. Если честно, то я тоже был под впечатлением книги Г?алины Вешневской. И даже когда я встретился с Еленой Образцовой в Барселоне икогда она мне сама уделила время и со мной занималась, и когда я был с ней ресторане куда она пригласила всех на обед с бывшего СССР кто тогда ей  попался на глаза. В то время, когда консул СССР в Барселоне отказался принять нас на приём, но принял грузин, потому-что был грузином. Елена Образцова подчивала и казаха и украинца и белоруса. \И половину сввоей порции мяса переложила в мою торелку не потому, что я русский, а потому, что вся затея с обедом возникла после того , когда я пришел к ней на занятие голодный, подвязав шарфом брюхо вместо обеда. Было всё страшно дорого. Я специально не пишу когда это было, потому-что тогда я столкнулся со сплетнями о Хворостовском, которого хорошо тогда знал. И то что я о нём услышал было абсолютной неправдой. Не буду о том писать, т.к. тот кто это говорил извенился и мы на этом розошлись. Я это вспомнил просто для примера, как расходятся сплетни.  Я не буду называть своё имя, но скажу, что я пел во многих театрах Европы и слышал столько певцов и певиц,  что могу уверенно сказать о том, что неценим мы нашего брата , да и сестру. Да если бы Елена Овразцова в её лучшее время была гражданкой любой европской страны, то все бы и мы в том числе её обожествляли.  И здесь в Европе её знают и любят больше, чем на Родине. Здесь выдумывают легенды которые возносят их артиста, а в России стараются в противоположном направлении.  Если кто видел записи Образцовой в Кармен с Доминго или Дон Карлосе с Нестеренко. Это не студийные записи а все живьём. Это просто фантастика. О Нестеренко тоже можно говорить неконечно.  Могу ещё добавить , что Образцова очень часто пела с Доминго. А Доминго в отличии от Паваротти никогда не пел с слабыми певцами. Но это уже другая тема.  Я думаю также, что  фамилия Образцова хотя  звучит хорошо для русских, которые понимают смысл слова, но для ушей иностранца, который воспринимает это, как звук- не очень удачная.  И несмотря на это это имя  знают прекрасно. И ценят больше, чем в России.  Нет пророка  в отечестве.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #167 : Июнь 25, 2009, 20:40:35 »
Елена Образцова удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством»

http://www.pravda.ru/news/society/22-06-2009/315010-obrazcova-0



22.06.2009    

Оперная певица Елена Образцова награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени. Соответствующий указ подписал президент России Дмитрий Медведев. Об этом говорится на сайте Кремля.
   
Михайловского театра, народная артистка СССР удостоена награды "за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность", отмечается в сообщении пресс-службы.

В 1963 году Образцова, еще студентка Ленинградской консерватории, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере Мусоргского "Борис Годунов". По окончании в 1964 году консерватории Образцова стала солисткой Большого театра. С июня 2007 года по октябрь 2008 года она занимала должность художественного руководителя оперы Михайловского театра (бывшего Театра Оперы и Балета имени Мусоргского в Санкт-Петербурге).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #168 : Июль 07, 2009, 20:31:59 »
http://www.mr7.ru/notice/theatre/story_14349.html

Елена Образцова отметит юбилей в Михайловском театре
Поздравить оперную звезду придут ее коллеги, друзья и, конечно же, поклонники ее творчества.



7 июля в Михайловском театре состоится Юбилейный вечер Елены Образцовой, которая в этот день отметит 70-летие. Как отметили в пресс-службе театра, программа вечера «Образцовая жизнь» держится в секрете от Елены Образцовой и должна стать
для нее сюрпризом.

Тереза Берганца, Маквала Касрашвили, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Важа Чачава, Фарух Рузиматов, Игорь Бутман, Лариса Долина, Николай Басков, Денис Мацуев, Александр Панкратов-Черный и другие знаменитые артисты и музыканты приедут лично поздравить любимую артистку и дорогого друга.

Во второй половине ХХ века ей покорились лучшие мировые сцены, ее талант блистал в созвездии величайших артистов современности. Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас были счастливы выступать с русской дивой. Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко так определял миссию Елены Васильевны: «Ни один посол СССР не сделал для страны столько, сколько сделала для нее Елена Образцова».

Сама же именинница предстоящее событие комментирует лаконично: «Мне о программе празднования моего «столетия» не говорят – хотят заинтриговать. Знаю только, что это будет вечер драмы, балета, кино, и меня приедут поздравлять мои друзья – все будет очень смешно, весело и душевно. А больше ничего – иначе, говорят, сюрприза не получится», - говорит Елена Образцова.

Справка MR7:
Елена Образцова (родилась 7 июля 1939 года) - народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, в 2007-2008 годах – художественный руководитель оперы Михайловского театра, в настоящее время – советник генерального директора Михайловского театра по художественным вопросам.

В течение 12 лет возглавляет «Культурный центр Елены Образцовой», ведет активную концертную и преподавательскую деятельность.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #169 : Июль 08, 2009, 18:02:32 »
Елене Васильевне Образцовой  посвящены газетные статьи  в июльских   "Публикациях" 
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2229.0 .

Номера ссылок  2009070800 + (01,07,10,12,16,17,18).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #170 : Июль 08, 2009, 19:01:58 »
К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ на канале "Культура"

Шедевры мирового музыкального театра.
Пьетро Масканьи. "Сельская честь"
Сельская честь (фильм-опера)
Кадр из фильма-оперы "Сельская честь". Елена Образцова
Фильм-опера.
Постановка 1982 года.

Композитор Пьетро Масканьи.
Режиссер Франко Дзеффирелли.

В главных партиях: Елена Образцова, Пласидо Доминго, Ренато Брузон, Федора Барбьери.

Вступительное слово: Елена Образцова и Святослав Бэлза.

В эфире:
12 июля 2009 года.


-----------------------------------------
К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ на канале "Культура"

Елена Образцова. Юбилейный вечер в Большом театре
Елена Образцова на вечере в Большом театре России
Концерт.

В праздничный вечер на сцене Большого театра прозвучат фрагменты опер, в которых блистала Елена Образцова.

Вместе с певицей выступят друзья и коллеги: Зураб Соткилава, Маквала Касрашвили, Хибла Герзмава, а также лауреаты Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой. Специальный гость концерта - испанская оперная певица и актриса Тереза Берганца.

Ведет концерт Святослав Бэлза.

В эфире:
11 июля 2009 года.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #171 : Август 31, 2009, 09:55:12 »
Елена Образцова: «Мы ценим каждый день»
Дудин В., Санкт-Петербургские ведомоcти
 http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10260521@SV_Articles

 
Год VII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, который начался 19 августа, совпал с юбилейным годом русской примадонны. На рекламных щитах конкурса по Невскому проспекту можно увидеть улыбающихся русских и зарубежных музыкантов, которые по завершении состязания выступят на большом концерте-поздравлении 30 августа. Но до того момента Елене ОБРАЗЦОВОЙ предстоит возглавить работу жюри, сочетая ее с ролью топенеджера, ежедневно решающего бесконечные вопросы, о которых накануне открытия певица поведала музыковеду Владимиру ДУДИНУ.
<...>
– Вы, наверное, замечаете, что крупных голосов становится все меньше. Возможно, в связи с этим проворные менеджеры активно продвигают голоса более скромные, легкие, поручая им при этом драматические партии?
– У меня есть одна мысль по поводу исчезновения больших голосов. Если певец глубоко не переживает, то у него облегчаются и эмоции, и голос – все облегчается. Мое поколение прошло войну, голод, страдание, мы видели смерть, много страшного. А каждое сильное переживание в жизни накладывает отпечаток как на понимание мира, так и на тембр голоса. Мы по-другому воспринимали и жизнь, и музыку. Мы бережем и ценим каждый день, который даруется нам. У молодого поколения нет такого отношения к жизни – нет и сильных переживаний на сцене. Сегодня намного меньше читают, даже телевизор уже не смотрят – все перешли в Интернет. Судя по общению с молодыми людьми, я понимаю, что они мало слушают музыку, не ходят в музеи, а без знания живописи трудно создавать полноценные образы на сцене. Так и происходит «облегчение».
<...>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #172 : Август 31, 2009, 19:31:18 »
О Зальцбурге.
После смерти Караяна все стали задумываться: а что дальше? Не было крупной личности, сравнимой с Караяном, способной возглавить фестиваль. Тем не менее и после Караяна Зальцбург остается самым престижным, самым элитарным, лучшим музыкальным фестивалем – я в этом убежден. Хотя и раздаются порой голоса, что фестиваль сдает позиции, что качество исполнения уже не то, что при Караяне, что производится слишком много экспериментов на оперной сцене и по части составления программ. Особенно упрекали в этом Жерара Мортье – он очень модернизировал фестиваль. Многие испугались, что это скажется на посещаемости фестиваля. Однако этого не случилось; просто слегка изменился социальный состав публики, фестиваль стал менее буржуазным, чуть более демократичным.
Так что теперь фестиваль гораздо больше ориентирован на современную музыку, чем это было во времена Караяна.
Однако большинство публики, приезжающей на фестиваль, – это богатые люди, желающие слушать оперы Моцарта и Штрауса, симфонии Бетховена и Малера. Поэтому недовольных политикой фестиваля по-прежнему много. И тем не менее Зальцбург по-прежнему остается фестивалем номер один в мире.
Конечно, случаются более удачные и менее удачные годы. Не всегда Зальцбургу удается удержать планку качества на должной высоте. Но в целом, конечно, репутация Зальцбурга остается нерушимой.


– У меня есть одна мысль по поводу исчезновения больших голосов. Если певец глубоко не переживает, то у него облегчаются и эмоции, и голос – все облегчается. Мое поколение прошло войну, голод, страдание, мы видели смерть, много страшного. А каждое сильное переживание в жизни накладывает отпечаток как на понимание мира, так и на тембр голоса. Мы по-другому воспринимали и жизнь, и музыку. Мы бережем и ценим каждый день, который даруется нам. У молодого поколения нет такого отношения к жизни – нет и сильных переживаний на сцене. Сегодня намного меньше читают, даже телевизор уже не смотрят – все перешли в Интернет. Судя по общению с молодыми людьми, я понимаю, что они мало слушают музыку, не ходят в музеи, а без знания живописи трудно создавать полноценные образы на сцене. Так и происходит «облегчение».

На фестиваль в Зальцбург прорываются лишь те, кто сохранил традиции русской исполнительской школы прошлого века ! Вот вам и "проклятое советское прошлое" ! Вот вам и "шариковы" ! Мне кажется, об этом отлично сказала Образцова: "крупно" петь и иметь большой голос могут лишь те, кто много видел, много знает и много пережил. Только они могут дать настоящую сценическую страсть, которая могла бы быть выражена настоящим сильным голосом, которого требует музыкальная романтика, на период которой выпал расцвет мировой оперы.
Вообще это очень интересная проблема, требующая "асафьевского" размаха при её обсуждении - зависимость музыкальных стилей от контекста эпохи - БВА очень много думал и писал на эту тему, но на самом деле он лишь поставил проблему, а решать её завещал своим идейным потомкам (только вот где они ?). Мне кажется, что Елена Васильевна в целом права: действительно, с какой стати певцам надрываться, если других певцов всё равно нету и пока что не будет ? :)) Да, измельчала эпоха, измельчал и стиль, и порода, которая могла бы его реализовать, тут я с Образцовой полностью согласен: мне кажется, она верно поставила диагноз и правильно указала причину "болезни мелкоты". Когда представителей породы не отбирают по критерию "крупных форм", имеет место обыкновенное вырождение. Да простят меня читатели за сравнение людей с животными, но я хочу напомнить, что когда попытались вывести породу собак, в пропорциях повторяющую крупную породу, но просто помельче, дабы она соответствовала "домашним" европейским критериям, потому что большую собаку трудно содержать. И что же вышло из этой затеи ? Да ничего ! Выяснилось, что далеко не все породы могут быть "масштабированы" в сторону уменьшения - ведь это же типичный отбор по отрицательному признаку, отбор на измельчание породы, отрицательный отбор на вырождение, проще говоря, искусственно осуществлённое вырождение. Отобранная мелкота была не просто мельче, она была хилее, слабее, у мельчающих собак нарушалось зрение, пропадал слух, собаки деградировали прямо на глазах, т.е. через "отбор наоборот" пропорции формы сохранить не удалось, удалось лишь привести породу к вырождению. И эту затею в результате оставили, поняв, что далеко не всякую породу можно довести до карликовых размеров.
А что будет с певцами при таком "отборе наоборот" ? Остаётся лишь гадать и в ужасе наблюдать за тем, что происходит.
Я не ошибся в выборе слов: это именно УЖАСНО !
Мы, слышавшие в полном блеске выдающихся певцов с громадными голосами, кого мы будем слушать через 5-10 лет, когда уйдут из певческой профессии последние питомцы советской системы и вечно конкурировавших с нею западных школ ?? Где взять новую марию, елену, джесси и ольгу ? Где взять нового марио, владимира, франко и энрико ? Что будет стимулом для появления больших оперных голосов ? Честно говоря, я со страхом смотрю в будущее оперы (особенно же романтической оперы), потому что никакими "постановлениями ЦК" никто не в силах повлиять на форс-мажорные обстоятельства исторического масштаба !
Как ни плюнь, "холодная война" ныне приобрела не слишком угрожающие формы - возможно, это впечатление обманчиво и нас ожидают медленно накапливаемые критические социально-демографические изменения, которые впоследствии взорвут всю нашу цивилизацию, но пока сняты глобальные угрозы, а в этом мельчании голосов я опять вижу проявление "заката Европы", сколько бы ни смеяться над якобы "устарелостью" этого термина. Вы только гляньте, чем занимаются современные композиторы ! Это же курам на смех ! Кому это всё надо, все эти авангардистские кубики ? Их деятельность мне напоминает старинную поговорку "поматросили и бросили", потому что не жаль ни самих композиторов, ни измышлённого ими барахла !
А что из "современности" играть современным исполнителям ? Что из новых композиций петь певцам ?
Остаётся лишь исторический багаж, благо он чрезвычайно велик.
Судя по тенденциям в современном обществе и современном исполнительстве, в оперном искусстве произойдёт, с одной стороны, мощный откат на позиции музыкального классицизма и доклассицистской традиции, а с другой стороны, будут сделаны попытки освоения "экстремального" современного репертуара. Как вот пишет обозревательница Зальцбуржского фестиваля: вместе с консервативной буржуазией "буржуазный дух" уходит с фестиваля, а вместе с буржуазией уходят и деньги, уходит престиж ! У нас в СССР роль "состоятельной буржуазии" играло центральное правительство и лично Сталин, который своими вкусами лично направлял советские оперные тенденции: пока был жив "революционный дух", последняя вспышка которого пришлась на 50-60-е годы, до тех пор на сцене присутствовали большие страсти и большие голоса. Не подлежит сомнению, что спад в российском музыкальном искусстве 80-90-х гг ХХ-го века - и исполнительском, и композиторском - был связан с социальными изменениями, с утратой социального идеализма. Когда нету воодушевляющей идеи, то что брать в качестве творческого стимула ? Революционные потрясения вызвали к жизни музыкальный романтизм 19-го века, даже Шопен был бы невозможен без своих страданий, связанных с утратой социальных иллюзий о возрождении Великой Польши в виде Речи Посполитой или чего-то в этом роде. Как это ощущал ещё Антон Рубинштейн, в музыке Шопена отражены отнюдь не только индивидуальные страдания, а трагедия целого народа, т.е. в нём нашёл своё опосредованное художественное выражение окончательный крах польско-литовского геополитического проекта и даже малейшая надежда на его возрождение - именно ЭТО стимулировало шопеновский трагизм и стремление избавиться от тяжких дум, а слабое здоровье и личные моральные мучения были лишь дополнением к этой грандиозной трагедии, можно сказать, геополитического размаха. Получилось так, что русский и европейский проекты разрушили польский проект, тем самым вызвав к жизни самое проникновенное польское музыкальное явление, подобного которому не было ни до, ни после и, видимо, уже никогда не будет.
Как не будет больше тех великих итальянских певцов, которые составили славу эпохи грамзаписи, как не будет больше таких русских певиц, каких дал 20-й век: возможно, будет процветать что-то вроде виртуозного бельканто, царствовавшего на грани 18-19-го веков и в начале 19-го века, да и то, если не будет утрачен вокальный профессионализм - тоже не может быть гарантий, что этого не случится.
Короче, впереди – полный мрак неизвестности ………….
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #173 : Сентябрь 01, 2009, 22:29:10 »
Я очень сомневаюсь насчет справедливости этого высказывания Образцовой - о корреляции между большими оперными голосами и "прохождением через большие эмоции" - не вижу этому никаких серьезных обоснований.
Хотя я был бы рад, если бы такая корреляция имелась.

Но с другой стороны, я думаю, что многие большие оперные голоса по вышеуказанной причине не могут полностью реализоваться в камерном репертуаре - где эмоции обязаны проявляться в тембре, где нельзя "спрятаться за оркестр", задача этот оркестр перекрыть - не главная, нельзя компенсировать отсутствие чувств в голосе актерским мастерством (мимикой и жестом), декорациями и костюмами, и нет, как в опере, массы времени для того, чтобы постепенно раскрывать образ.   

 

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #174 : Сентябрь 02, 2009, 16:17:22 »
<удалено>
Текст сообщения не имеет отношения к теме обсуждения
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2009, 16:49:55 от Сергей_Quark »