Автор Тема: София Губайдулина (р.1931), композитор  (Прочитано 18020 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Концертный зал Чайковского
 25 11 2011 / пятница / 19.00

Софии – с любовью. Фестиваль Софии Губайдулиной ВПЕРВЫЕ В РОССИИ!
Фестиваль: Фестиваль Софии Губайдулиной (к юбилею композитора) «Софии – с любовью»


Исполнители:

Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижёр – Валерий Полянский

Солист – Фридрих Липс (баян)
 

В программе:

С. Губайдулина
«Свет конца» для большого симфонического оркестра (российская премьера)
«Всадник на белом коне» для оркестра и органа (посвящено Валерию Гергиеву, российская премьера
«Под знаком Скорпиона», вариации на шесть гексахордов для баяна и большого симфонического оркестра (посвящены Фридриху Липсу)

В. Суслин
«Leb’ wohl» («Прощай…») для большого симфонического оркестра (посвящение С. Губайдулиной, российская премьера)

------------------------


Московский дом композиторов

27 11 2011 / воскресенье / 19.00

Софии – с любовью. Фестиваль Софии Губайдулиной ВПЕРВЫЕ В РОССИИ!
Фестиваль: Фестиваль Софии Губайдулиной (к юбилею композитора) «Софии – с любовью»


Исполнители:

Ансамбль виолончелистов Российской академии музыки имени Гнесиных

Московский виолончельный квартет в составе:
Владимир Тонха, Ростислав Буркин, Надежда Иванова, Владимир Никонов

Валерий Попов (фагот)
Олег Макаришин (тромбон)
Алексей Волков (саксофон)
Игорь Гуревич (саксофон)
Дмитрий Сарасек (саксофон)
Леонид Друтин (саксофон)
Святослав Липс (фортепиано)
Фридрих Липс (баян)
Андрей Дойников (ударные)
Сергей Полтавский (альт)
Александр Акимов (альт)
Евгений Тонха (виолончель)
Александр Суслин (контрабас)
Олег Трусов (контрабас)
Кирилл Соболев (контрабас)

Дирижер Михаил Серенко


В программе:

С. Губайдулина
«Мираж: Танцующее солнце» для восьми виолончелей
«Quasi hoketus» для фортепиано, фагота и альта
«Quaternion» для четырех виолончелей
«Татарский танец» для баяна и двух контрабасов (российская премьера)
«Превращение» («Verwandlung») для тромбона, четырех саксофонов, виолончели и контрабаса (российская премьера)

В. Суслин
Соната для виолончели и ударных
«Переход границы» для альта, виолончели и контрабаса
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #1 : Ноябрь 03, 2011, 21:17:30 »
Судя по 30 просмотрам более чем за сутки, это имя не слишком интересует нашу музыкальную общественность ! :)) Хотя даже странно: оно вроде на слуху, мелькает постоянно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #2 : Ноябрь 03, 2011, 21:57:05 »
Судя по 30 просмотрам более чем за сутки, это имя не слишком интересует нашу музыкальную общественность ! :))

"Не слишком" - это еще мягко сказано ! Имя Губайдулиной никогда не находилось в центре интересов музыкального сообщества, как и она никогда не находилась в центре музыкального творчества :))
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #3 : Ноябрь 03, 2011, 23:33:08 »
"Не слишком" - это еще мягко сказано ! Имя Губайдулиной никогда не находилось в центре интересов музыкального сообщества, как и она никогда не находилась в центре музыкального творчества :))
Да уж - Губайдулина конечно - это что-то с чем-то...

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #4 : Ноябрь 04, 2011, 02:59:23 »
Да уж - Губайдулина конечно - это что-то с чем-то...

Ну на самом деле :) !

Что касается ее сочинений, то здесь по-моему вообще слушать нечего. Единственное, тем, кто занимается сочинением, им полезно было бы отдельно посмотреть тембральные звукосочетания  в некоторых ее сочинениях - она мастер сонорики. Но в целостном виде, ее сочинения мне представляются бледными и невероятно нудными. Вообще, по поводу целого ряда т.н. "творческих деятелей" (в т.ч. Губайдулиной), я иногда задаюсь вопросом: эти "профессионалы" прожили большую жизнь, имеют громкие имена, звания и прочее. Но насколько их деятельность оценена по их РЕАЛЬНЫМ заслугам, для меня остается БОЛЬШИМ вопросом ! Таже Губайдулина... Ну что такого особенного она создала ? Не знаю ни одной ее работы, которая могла бы на меня произвести сколько-нибудь заметное впечатление. Чем она заслужила фестиваль ? За какие заслуги ? Почему у Н.Капустина нет фестиваля ? А ведь он, как никто другой заслуживает не только фестиваль, но и циклы концертов в больших залах.
« Последнее редактирование: Ноябрь 04, 2011, 03:16:14 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #5 : Ноябрь 04, 2011, 11:50:50 »
Ну на самом деле :) !

Что касается ее сочинений, то здесь по-моему вообще слушать нечего. Единственное, тем, кто занимается сочинением, им полезно было бы отдельно посмотреть тембральные звукосочетания  в некоторых ее сочинениях - она мастер сонорики. Но в целостном виде, ее сочинения мне представляются бледными и невероятно нудными. Вообще, по поводу целого ряда т.н. "творческих деятелей" (в т.ч. Губайдулиной), я иногда задаюсь вопросом: эти "профессионалы" прожили большую жизнь, имеют громкие имена, звания и прочее. Но насколько их деятельность оценена по их РЕАЛЬНЫМ заслугам, для меня остается БОЛЬШИМ вопросом ! Таже Губайдулина... Ну что такого особенного она создала ? Не знаю ни одной ее работы, которая могла бы на меня произвести сколько-нибудь заметное впечатление. Чем она заслужила фестиваль ? За какие заслуги ? Почему у Н.Капустина нет фестиваля ? А ведь он, как никто другой заслуживает не только фестиваль, но и циклы концертов в больших залах.
Ну насчет Капустина я бы поспорил - на мой взгляд он далеко не является выдающимся композитором.
А насчет Губайдулиной конечно согласен.. Я по-моему уже как-то рассказывал забавный случай про нее. У моего педагога есть знакомый фаготист (кажется фаготист -но это и не особо важно). И этот фаготист играл в оркестре, который исполнял ее сочинения. И вот мой педагог подходит к другу и спрашивает ,,ну что, разве тебе нравится играть Губайдулину?,, И он отвечает ,,Ну а то! Конечно! Играю что в голову взбредет - и публике нравится. Главное самому автору нравится,,
По-моему весьма показательно )

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #6 : Ноябрь 04, 2011, 12:52:24 »
Ну насчет Капустина я бы поспорил - на мой взгляд он далеко не является выдающимся композитором.

:) Да, он не выдающийся, он гениальный, но этот вопрос мы обсуждаем в другом потоке ! Кстати, скоро в Москве состоится специальный монографический концерт, посвящённый его творчеству.

А насчет Губайдулиной конечно согласен

Я многое слушал, но не знаю, что добавить, я просто вижу, что "популярности" она не приобрела, несмотря на многолетнюю упрямую рекламу, которая продолжается десятилетиями. Возможно, такие авторы могли бы работать на стыке искусств, например, создавая звуковое оформление для кино и театра, но в самостоятельной роли я всё это творчество как-то не представляю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #7 : Ноябрь 04, 2011, 13:42:13 »
Ну насчет Капустина я бы поспорил - на мой взгляд он далеко не является выдающимся композитором.

Я Вам ответил здесь: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=395.165

И этот фаготист играл в оркестре, который исполнял ее сочинения. И вот мой педагог подходит к другу и спрашивает ,,ну что, разве тебе нравится играть Губайдулину?,, И он отвечает ,,Ну а то! Конечно! Играю что в голову взбредет - и публике нравится. Главное самому автору нравится,,
По-моему весьма показательно )

Это показательно не только в отношении творчества Губайдулиной, но и в отношении самого фаготиста. Беспринципность, отсутствие хорошего музыкального вкуса, отсутствие исполнительского стиля, отсутствие конкретного исполнительского репертуара и, как правило, острая нелюбовь к своему исполнительскому ремеслу - все это ведет к тем проявлениям, о которых вы говорили выше.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #8 : Ноябрь 04, 2011, 18:09:36 »
Ну не знаааааю. Может так-то оно и так, что исполнитель не слишком профессиональный (хотя я в этом сомневаюсь), но это сейчас не имеет значения - обсуждается музыка Губайдуллиной, в которой как мы видим играю что хочешь - никто и не заметит разницы.

Оффлайн zoltan

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #9 : Ноябрь 04, 2011, 18:34:12 »
Ну не знаааааю. Может так-то оно и так, что исполнитель не слишком профессиональный (хотя я в этом сомневаюсь), но это сейчас не имеет значения - обсуждается музыка Губайдуллиной, в которой как мы видим играю что хочешь - никто и не заметит разницы.

Глеб, я играл некоторые произведения Губайдулиной как виолончелист ( "Ин кроче", а также "семь слов"...)

Так вот, там каждая нота на вес золота. Есть , правда, места ,где вступает в силу так называемая "контролируемая алеаторика", но это тоже не означает, что надо играть что попало ! "Что попало" , но в строго выписанных рамках, чем достигается задуманный композитором эффект

Короче, Глеб, Вам еще учиться и учиться

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #10 : Ноябрь 04, 2011, 18:57:48 »
Глеб, я играл некоторые произведения Губайдулиной как виолончелист ( "Ин кроче", а также "семь слов"...)

Так вот, там каждая нота на вес золота. Есть , правда, места ,где вступает в силу так называемая "контролируемая алеаторика", но это тоже не означает, что надо играть что попало ! "Что попало" , но в строго выписанных рамках, чем достигается задуманный композитором эффект

Короче, Глеб, Вам еще учиться и учиться
Спасибо за Ваше великолепное поучение. Мне действительно еще учиться и учиться, равно как и Вам да и все нам - век живи век учись.
Однако должен сказать что у меня к несчастию для Вас достаточно образования чтобы понимать, что каждая нота на вес золота - это Бетховен и Равель, а отнюдь не Губайдулина.

Оффлайн zoltan

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #11 : Ноябрь 04, 2011, 20:17:07 »
Глеб, я играл некоторые произведения Губайдулиной как виолончелист ( "Ин кроче", а также "семь слов"...)

Так вот, там каждая нота на вес золота. Есть , правда, места ,где вступает в силу так называемая "контролируемая алеаторика", но это тоже не означает, что надо играть что попало ! "Что попало" , но в строго выписанных рамках, чем достигается задуманный композитором эффект

Короче, Глеб, Вам еще учиться и учиться
Спасибо за Ваше великолепное поучение. Мне действительно еще учиться и учиться, равно как и Вам да и все нам - век живи век учись.
Однако должен сказать что у меня к несчастию для Вас достаточно образования чтобы понимать, что каждая нота на вес золота - это Бетховен и Равель, а отнюдь не Губайдулина.
Да, Глеб, мне тоже учиться и учиться, но я в отличие от Вас действительно учусь, потому что понимаю, что у Губайдулиной каждая нота на вес золота не менее чем у Бетховена и Равеля (а в некоторых случаях кстати и поболее  :) )..а вот Вам это понимание, увы, пока не доступно

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #12 : Ноябрь 04, 2011, 20:44:41 »
Да, Глеб, мне тоже учиться и учиться, но я в отличие от Вас действительно учусь, потому что понимаю, что у Губайдулиной каждая нота на вес золота не менее чем у Бетховена и Равеля (а в некоторых случаях кстати и поболее  :) )..а вот Вам это понимание, увы, пока не доступно

Да уж.. Без комментариев....

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #13 : Ноябрь 04, 2011, 20:50:47 »
... у Губайдулиной каждая нота на вес золота не менее чем у Бетховена и Равеля (а в некоторых случаях кстати и поболее  :)

Даже так ! :)
Я хочу сказать, что у неё есть сочинения, написанные в традиции, приближённой к классике, точнее, к романтике - хотя в целом это всё равно всегда полистилистика, как почти у всех современных авторов.
Я даже могу назвать некоторые её пьесы, которые в хорошем исполнении мне нравились: к примеру, "Чакона" для ф-п. Её играли многие наши пианисты, и она меня вполне устраивает.
Но когда Губайдулина двинулась в сторону эпатажа, фокусов и звукового изобретательства ради самого изобретательства (с применением недокументированных возможностей муз.инструментов и диковинных физических устройств, будто взятых из циркового арсенала фокусников или клоунов), я к ней сильно охладел. Кстати, примерно то же самое случилось и с Уствольской - хотя к фокусам она была гораздо менее склонна, ранние её произведения вполне можно слушать, но поздние .........
О нет, я вовсе не "против" фокусов и т.п., я даже не против театра абсурда ! :)) Но, на мой взгляд, театру - театрово, а филармонии - филармоническое, пожалуйста ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #14 : Ноябрь 04, 2011, 20:51:43 »
Губайдулина, конечно, колоссальная фигура в современной музыке. Если сейчас кто и пишет музыку,  способную выводить душу человека за пределы реальности, то это именно она. Разумеется, ее очень нетривиальную  глубокую  музыку , пронизанную мистическими настроениями, часто трагическую,   понимают единицы, но это совершенно не умаляет  значения ее творчества.
Я, как то будучи в Мюнхене, побывала в главном театре Баварии,  в спектакле  исполнялась музыка Баха, Бетховена и Губайдулиной  -прозвучал ее  первый скрипичный концерт Offertorium, причем  в этой триаде прозвучал очень достойно и мощно.
Первый скрипичный концерт  Offertorium,  как и второй In tempus praesens (2007) мне кажутся вершинными сочинениями в музыке 20-го и  уже даже 21-го веков.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #15 : Ноябрь 04, 2011, 20:58:19 »
Я не однозначно отношусь к этому композитору, но могу сказать, что ее кантата "Ночь в Мемфисе" пробудила во мне любовь к древнеегипетской литературе и в целом к древнеегипетской истории. Правда не понятно, что именно пробудило ее музыка, сами тексты или может быть их синтез? Даже родилась идея создания кантаты на древнерусские тексты, но это так ;)

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #16 : Ноябрь 04, 2011, 21:03:23 »

Я даже могу назвать некоторые её пьесы, которые в хорошем исполнении мне нравились: к примеру, "Чакона" для ф-п. Её играли многие наши пианисты, и она меня вполне устраивает.
Ну что Вы... Какая Чакона? Как раз вот она и не представляет из себя совершенно ничего. Грязи просто море. Там вообще можно не слабо ноты менять, ничего не изменится. Фактура совершенно не фортепианная, в общем ничего выдающегося.

Оффлайн zoltan

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #17 : Ноябрь 19, 2011, 02:27:15 »
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/31953/


Неплохое интервью с Губайдулиной...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #18 : Апрель 15, 2012, 18:46:46 »
«Моцарта и Бетховена тоже слушали не все»
7 апреля 2012

http://www.nvspb.ru/stories/mocarta-i-bethovena-toje-slushali-ne-vse-48084

Композитор София Губайдулина не хочет находиться в стае и уверена, что главная угроза для ее коллег  – эгоизм

В рамках «Великопостных концертов» в Петербурге прошел концерт произведений Софии Губайдулиной, великого композитора, чью музыку высоко ценил сам Дмитрий Шостакович. Чтобы побывать на репетициях, автор прилетела из Германии, где живет последние 20 лет. В первый же день своего визита на родину она дала интервью корреспонденту «НВ».


– София Асгатовна, вас называют последним классиком авангардного направления…

– Слово «авангард» мне вообще очень не нравится. По отношению к искусству его употребление, на мой взгляд, проблематично. Потому что, когда я сравниваю различные эпохи, например, музыку XIX–XX веков и музыку XIV–XV–XVI веков, я не могу сказать, что сделан прогресс. Слово «прогресс» по отношению к искусству, с моей точки зрения, неверно, оно не соответствует действительному ходу вещей. Я убеждена, что в искусстве не существует такой прямолинейности, которую можно обозначить прогрессом, а в связи с этим и авангардом этого процесса.
Мне не нравится это слово еще и потому, что лично мне не хочется находиться в какой-то стае, где я была бы впереди, или сзади, или сбоку. И когда я очутилась в среде художников, которых оценивают, я обнаружила, что сосредоточение на слове «авангард» дает очень неприятный привкус жизни художника. Он начинает смотреть на себя в зеркало и тоже оценивать, где он находится, достаточно ли он нов, достаточно ли авангарден… Я не могу себе представить, что такой художник, как Жоскен де Пре, только и думал о том, как бы ему что-нибудь новенькое сочинить. Богу они служили – вот что было основным в этом периоде (я говорю о XIV–XVI веках – о том, что проходят в школе как «строгий стиль»). Если бы перед ними стоял вопрос о новизне, они бы не сочиняли такую высокую музыку и сразу бы снизились до обыденного земного существования. Это неправильная позиция, которую ХХ век, с моей точки зрения, навязал.


– То есть вы считаете, что композитор вообще не должен себя сам оценивать?

– У художника всегда есть внутренняя оценка, но она определяется не с помощью зеркала, в котором он может любоваться собой. Нам всем очень сильно грозит эгоизм. «Я» превалирует над тем, что мы делаем.


– «Нам» – в смысле композиторам или всем людям современного мира?

– Может быть, даже и всем. Художникам – в первую очередь.


– Но в современном мире культура все далее и далее отодвигается на задворки. Художников не ценят, эта профессия не престижна. Откуда взяться эгоизму, если то, что ты делаешь, мало кому интересно?

– Это только следствие. А причина как раз в эгоизме. Если человеку важно только его собственное «я», то, как он выглядит, – кому же будет интересно то, что он делает? Вот и перестали нами интересоваться. У настоящих художников, как Жоскен де Пре, не было желания понравиться во что бы то ни стало. В те времена тоже, наверное, не каждый рабочий или крестьянин ценил музыку Джезуальдо. У нас другая ситуация, демократическое общество. Мы слишком многого хотим – чтобы нас слушали массы, каждый рабочий, аудитория громадная была, – все это наше высокомерие. Никогда так не было. Представляете себе такую громадную аудиторию во времена Моцарта, Бетховена? Их тоже не все слушали.


– Тем более что сейчас речь идет о мировом масштабе…

– Мы удивляемся, что на игры футбольных команд собирается такое громадное количество людей, а на события в области искусства – девять человек, и это уже хорошо. Но это нормально в той социологической ситуации, в которую мы попали. Я думаю, что корень падения культуры, которое мы замечаем, заключается в том, что человек потерял веру. Потому что вся культура держится на религиозном сознании. Именно культура, художество возвышают нас, вдохновляют достигать время от времени другого измерения жизни. Я его называю измерением высоты. Оно всегда у человека было, но постепенно стало разрушаться. Начался этот процесс давным-давно, но сейчас он привел к тому, что религиозное сознание вообще проиграло. Оно исчезает. И вслед за ним обязательно исчезнет искусство, потому что это его корень, его подпитка. Без него оно как растение без почвы или без воды.
Мы сейчас наблюдаем процесс этого уничтожения. Очень печально, ничего нельзя поделать, но нужно каким-то образом сохранять духовность. У меня такое впечатление, что есть множество точек на Земле, где люди нуждаются в том, чтобы сохранить свое ощущение высоты. Я просто вижу. Например, я приезжала в монастырь у границы Румынии и Венгрии. Его монахи заботятся о гуманитарном состоянии человека. У них есть гимназия при монастыре, где упор делается на гуманитарное образование. Потому что техническое образование и так превалирует в мире, а гуманитарное принижено. Они поддерживают современное и классическое искусство. Монахи – очень интеллектуальные люди, очень глубокие. Я с ними разговаривала, они действительно обеспокоены положением вещей и какую-то кроху в исправление ситуации вносят своим энтузиастским делом. Конечно, они бедны, и художникам, которые приезжают к ним на фестивали, они не платят. Это не коммерческое дело, конечно. Оно внеденежное. Зато оно существенное. Или, например, такое явление, как Кухмо. Вы слышали об этом фестивале?


– Да, конечно.

– Вот. Если вы приедете в Хельсинки, то увидите – там все как обычно в больших городах: во всех магазинах звучит легкая развлекательная музыка и все одинаково. А на 800 километров севернее проходит фестиваль камерной музыки в Кухмо. Владимир Мендельсон сейчас руководит им. Я спросила его: сколько примерно людей приезжает на этот летний фестиваль? 40 тысяч. Не так это мало, между прочим. Это все энтузиастские усилия. На них нужно держаться, ими можно изменить мир. Если 40 тысяч человек из разных мест съезжается послушать высокую музыку, значит, есть в этом потребность – именно у слушателей, а не у композиторов. Значит, есть повод к тому, чтобы иметь надежду. И усилия свои направить к этому. У меня такое впечатление, что совсем новому поколению – даже не тем, кому сейчас 20 лет, а которые еще только начинают свой путь, – им как раз вся это Spass-культура, культура удовольствия, может быть, надоест.


 – Мне кажется, что отход от духовности, воцерковленности связан с развитием науки и техники. И нельзя же спустя столько десятилетий и даже веков развития просто опять настроить монастырей и дружно начать верить…

– Нет. И у меня такое впечатление, что, если речь идет о религиозности, как раз наука может объединиться с религией. Это возможно. Потому что именно в среде ученых много людей, которые это чувствуют. Если бы можно было перестать думать о том, что религия противоположна науке, если бы можно было добиться этого типа сознания, то можно было бы возвратить какой-то части населения веру в высокое измерение смысла жизни. Иначе смысл теряется, остается только бессмыслица. А это настолько опасно! Это прямо приводит к падению.


– Вы сейчас живете в Германии. Приезжая в Россию, какой вы находите нашу страну? Как она меняется на ваших глазах?

– Она очень меняется, как и всякая другая страна в общем. Но здесь я вижу много очень негативных моментов. Иногда мне бывает страшно, но, с другой стороны, и радостно. Она контрастная. У меня такое впечатление, что Россия вообще отличается контрастностью, у нее всегда преувеличенное отношение ко всему: если революция – то социалистическая, если капитализм – то самый крутой. И Москва – самый сгусток этого контраста.


– А отчего вам страшно?

– Людей боюсь. Я до сих пор испытываю страх перед ударом. Конкретным, физическим.


– Это связано с какими-то воспоминаниями?

– Да. И его невозможно преодолеть. Я просто это пережила, и страх остался. На Западе я не боюсь людей, а здесь боюсь, хотя я русских и люблю больше. Такие я испытываю противоречивые чувства.


– Извините, что затронула эту тему.

– Да нет, все хорошо. Спасибо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #19 : Апрель 15, 2012, 18:48:38 »
Губайдулина мимоходом затронула множество любопытных тем, которые мы тоже могли бы рассмотреть, если это кого-то интересует. В данном случае я имею в виду не её творчество как таковое, а её мысли о музыке, об искусстве вообще и о его истории и перспективах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #20 : Апрель 15, 2012, 19:25:51 »
На форуме АМЛ, мое внимание обратили на "Семь слов Христа" . В общем, я дважды прослушал ЭТО. Это- ярчайший пример- как не нужно сочинять. Или как говорит моя бабушка- "гора родила мышь".... В смысле, что средства (оркестр) - огромные! А музыки, собственно- вообще нет.  Семь частей, общей продолжительностью около 30 минут, в которых постоянно летают то комары, то мухи.

Зачем для такого УБОЖЕСТВА задействовать такой огромный состав??? Это уму не постижимо!!!!! Ты напиши для одного инструмента, да чтоб и виртуозно было, и технически-на самом высшем пилотаже, и чтоб музыка изобиловала и формой, и замечательными темами!!! Вот это- да!   Но на такое , видимо, Губайдулина- не способна....

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #21 : Апрель 15, 2012, 19:52:21 »
Губайдулина мимоходом затронула множество любопытных тем, которые мы тоже могли бы рассмотреть, если это кого-то интересует. В данном случае я имею в виду не её творчество как таковое, а её мысли о музыке, об искусстве вообще и о его истории и перспективах.

Хорошо бы выделить, например, слова интервьюера, а то непонятно где вопросы, а где ответы на них. Я понимаю - "в лом", но тем не менее... :)
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #22 : Апрель 15, 2012, 22:00:35 »
Вот прочитал этот большой пост- интервью Губайдулиной. Самое интересное, что высказывает очень важные мысли, и весьма верные. Спокойно, вразумительно, по-полочкам.  И вот после этого интервью , мне как-то не стыкуется эта речь , и такая отвратная музыка.

Странно как-то.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #23 : Апрель 16, 2012, 12:19:05 »
«Моцарта и Бетховена тоже слушали не все»

Но все-таки слушали !

– Слово «авангард» мне вообще очень не нравится. По отношению к искусству его употребление, на мой взгляд, проблематично. Потому что, когда я сравниваю различные эпохи, например, музыку XIX–XX веков и музыку XIV–XV–XVI веков, я не могу сказать, что сделан прогресс. Слово «прогресс» по отношению к искусству, с моей точки зрения, неверно, оно не соответствует действительному ходу вещей. Я убеждена, что в искусстве не существует такой прямолинейности, которую можно обозначить прогрессом, а в связи с этим и авангардом этого процесса.

Технологический прогресс и, как следствие, стилевой, художественно-идейный прогресс в искусстве музыки, конечно же, имел место, подтверждением чему служит огромное количество научных исследовательских трудов авторитетных специалистов-искусствоведов. Любая сфера деятельности не может не иметь этапов развития в т.ч. прогрессивного, не исключением является и сфера музыки. А как же поиски «идеального строя», результатом чего явилось возникновение равномерной темперации с возведением ее в стандарт и господствующей на протяжении трех последних столетий, вплоть до наших дней ? Что это, как не результат прогресса, причем прогресса в глобальном масштабе ! Становление и развитие принципов формообразования; возникновение новых жанров неведомых ранее; разработка и развитие композиционных техник/технологий письма; формирование и развитие нового художественного мышления и если ранее оно тесно взаимодействовало с определенной господствующей эстетикой (различной в разные эпохи) и представляющей общую форму сознания, то постепенно стала сужаться и к настоящему времени художественной эстетикой уже может являться конкретное творчество конкретного автора; расширение и развитие системы гармонического и тонального мышления; усовершенствование конструкции музыкальных инструментов; формирование оркестра (видов оркестра) и  принципов оркестрового письма/мышления, усовершенствование нотного письма; развитие музыкальной научной мысли…

Если бы не было прогресса в развитии (как и самого развития) искусства музыки, то она находилась бы в зачаточном состоянии и, в результате, исчезла как явление, ибо все в жизни построено на РАЗВИТИИ, целью которого является создание абсолютных основ. Классицисты создали основные образцы различных типов формы уравновешенные в своих пропорциях – создали абсолютные типы формы. Романтики сконцентрировали свое внимание на разработке и развитии новых жанров, расширении гармонического и интонационного мышления, формировании новых художественных идей, выразили стремление к принципиальной индивидуализации авторских стилей, а также художественных идей. Романтики взяли ценное от своих предшественников классицистов – форму. Но и форма, основу которой сформировали классицисты тоже получила свое развитие, но не в плане основы – она абсолютна, а в плане ее индивидуализации на уровне конкретного сочинения. Наиболее яркие образцы индивидуализации формы на уровне конкретного сочинения дал уже 20 век (крупная форма Шостаковича). В 20 веке большое значение получает дифференцированная индивидуализация по всем фронтам. Стиль письма максимально сужается вплоть до уровня авторского, форма (гл. обр. сложные составные типы) может представлять собой индивидуальные авторские образцы и взаимодействовать с авторским  стилем, представляя ее часть. «Чистые» жанры (не беру в расчет прикладную музыку: музыку для кино, театра и т.п., где часто предполагаются стилизации) уступают место смешанным жанрам т.е. жанрам представляющим синтез черт различных жанров. Имеет место и возникновение новых жанров («Поэтория» Р.Щедрина, «Действа» В.Гаврилина, Вок.-инструментальная многочастная поэма Г.Свиридова). Художественная эстетика сужается до уровня авторской, а художественная идея сочинения расширяется и может представлять собой идею творчества (или его этапа) конкретного автора… Разве это не прогресс ?

Все, что наметил 20 век, скорее представляет собой очередной этап формирования тех  явлений, развитие которых уже будет иметь место в 21 столетии.    

Псевдотворчество Губайдуллиной и ее коллег по цеху – тормоз технологического, стилевого, художественно-эстетического и идейного развития. Ей и ее коллегам – самозванным композиторам (чем эти маргиналы и занимаются) принципиально важно представить искусство музыки, как искусство, не имеющее своей истории, ибо сами они творят вне ее.

– Мне не нравится это слово еще и потому, что лично мне не хочется находиться в какой-то стае, где я была бы впереди, или сзади, или сбоку.

Ну мало ли, что и кому хочется, нравится и т.д.. :)))
Вне искусства музыки ! Сама история музыки, авторов подобных Губайдуллиной выкинула за борт музыкального искусства.

– И когда я очутилась в среде художников, которых оценивают, я обнаружила, что сосредоточение на слове «авангард» дает очень неприятный привкус жизни художника. Он начинает смотреть на себя в зеркало и тоже оценивать, где он находится, достаточно ли он нов, достаточно ли авангарден…

Это еще что… Вот если бы они в сравнительном плане предали оценке следующие  факторы: достаточно ли он талантлив, достаточно ли он образован... Куда там… Губайдуллину даже напрягает одна лишь мысль о том, обладает ли новизной их собственная деятельность :)) За них на все эти вопросы давно ответила публика !

– Я не могу себе представить, что такой художник, как Жоскен де Пре, только и думал о том, как бы ему что-нибудь новенькое сочинить. Богу они служили – вот что было основным в этом периоде (я говорю о XIV–XVI веках – о том, что проходят в школе как «строгий стиль»). Если бы перед ними стоял вопрос о новизне, они бы не сочиняли такую высокую музыку и сразу бы снизились до обыденного земного существования. Это неправильная позиция, которую ХХ век, с моей точки зрения, навязал.

Позвольте ! Творчество Жоскена развивает эстетику мастеров 3-ей Нидерландской школы (если следовать хронологии предложенной Р.Кизеветтером) и его творчество полностью находится в рамках эстетики своего времени. Жоскен развивал строгий полифонический стиль, освобождая его от контрапунктической усложненности. Ну как же не думал ? Думал, знал и развивал, в результате чего, стал крупнейшим полифонистом эп. Возрождения :)

У меня уже давно сложилось полное убеждение, что ни Губайдуллина, ни ее коллеги, в отличии от Жоскена Депре и других выдающихся мастеров, совершенно не ощущают собственного времени, не владеют музыкальными технологиями, не знают историю музыки и, скорее всего, не обладают талантом к созданию музыкальных произведений. Именно поэтому они оказались за бортом музыкального искусства, как собственно и музыкальной жизни.

– У художника всегда есть внутренняя оценка, но она определяется не с помощью зеркала, в котором он может любоваться собой. Нам всем очень сильно грозит эгоизм. «Я» превалирует над тем, что мы делаем.

Вам всем грозит тотальное забвение !


_________________________

В этом ее интервью я вижу лишь одно: кричащий, гипертрофированный комплекс, продиктованный ненужностью, отсутствием востребованности собственной «творческой деятельности».
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2012, 18:16:12 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
София Губайдулина (р.1931), композитор
« Ответ #24 : Апрель 16, 2012, 16:08:56 »
«Моцарта и Бетховена тоже слушали не все»

Но все-таки слушали !

Интересующихся музыкой, которую ныне принято называть " классической", при жизни её авторов никогда не было слишком много. Из истории довольно хорошо известно, где и как зарождались те или иные музыкальные направления, как они развивались, расцветали и отцветали, кто их пестовал и кого они интересовали, но сейчас речь не об этом.
Как сказал один из представителей музыкального сообщества - любителей и знатоков классической музыки всё равно больше, чем любителей любой сиюминутной музыки, созданной на потребу дня, потому что сиюминутное отживает своё в горизонтальном временнОм слое (современном), поэтому сколько бы ни было у него поклонников, а со временем их не прибавится; классика же собирает своих любителей в вертикальном срезе времени - по разным эпохам, поэтому любителей, интересующихся тем или иным конкретным произведением и всей классикой в целом, всё равно больше, чем поклонников чего бы то ни было сиюминутного.
Да, Моцарта слушали не все, а Баха и вовсе почти забыли на век, но ушла "эпоха премьер", укрепился интерес к истории музыки, и тут выяснилось, что Бах и Моцарт пережили свою эпоху - многие не менее плодовитые, но увы, гораздо менее талантливые их современники и их творчество "облетели", как осенние листья, а ствол древа музыки, его основа, его корень - остались и поныне представляют собой основу музыкального богатства цивилизации.
Проведём такой мысленный эксперимент. Как известно, Монтеверди, Букстехуде, Бах, Гайдн, Глюк, Моцарт, Бетховен, Россини, Шуберт, Шуман, Беллини, Шопен, Верди, Доницетти, Лист, Вагнер, Брамс, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Хиндемит, Шостакович ...... остановлюсь на этих ключевых именах, хотя список можно расширить едва ли не на порядок - известно, что эти имена навсегда вписаны в историю музыки и произведения этих авторов ВСЕГДА будут слушать, пока вообще существует человек - "человек музыкальный".
А теперь, перечислив эти имена и вспомнив, сколько веков уже музыка старых мастеров находится в актуальном состоянии, т.е. переиздаётся, исполняется, привлекает всё новые поколения слушателей, давайте теперь представим себе, кто из нынешних авторов, наших с вами современников, мог бы претендовать на то, чтобы ВЕКАМИ находиться в зоне внимания музыкальной части человечества - исполнителей и слушателей ?
Я лично смог бы поручиться за 1-2 имени, но не больше ! А что же остальные композиторы ? Я уж не говорю о том, что их будут исполнять, но хотя бы вспомнят ли о них ? Я не уверен даже в этом.
Да и вообще, сей мысленный эксперимент, когда я иногда пытаюсь его провести, вызывает у знающих и понимающих людей только смех - но особенно смешно становится, когда находятся оппоненты, которые начинают предлагать какие-то второстепенные фигуры с целью уподобления их вышеперечисленным гениям, столпам музыкальной истории, классикам, нашей, понимаешь, "надёже и опоре". Но ведь это и впрямь смешно, неужели это кому-то не ясно и без такого эксперимента ? Достаточно представить кого-то рядом даже не с Бахом, Моцартом или Россини, но рядом с Палестриной, Глюком или Букстехуде - что могут предъявить нынешние композиторы для сравнения с гениями ? Один пшик ? Свои эксперименты ?
Стоит лишь вообразить такую ситуацию, как сразу становится ясной её нелепость и несостоятельность попыток изобразить нынешних авторов "будущими классиками" ! :))
Ха-ха.
Кстати, когда я выписывал вышеперечисленный ряд имён, я подумал вот о чём: он явным образом "сужается" к началу и к концу - разве это не наталкивает на мысли о рождении, расцвете, зрелости и угасании композиторства ? Я опять повторяю мысли Мартынова, но куда от них деваться ? Разве это не есть объективный взгляд на историю музыки ?
Что делать ? - я не знаю. Кто виноват ? - тем более не знаю.
"Виноват" тот самый музыкальный прогресс, который напоминает ныне загнанную лошадь: вроде идеология жива ещё, а погонять и хлестать её уже бесполезно.
И вот мы видим картину грандиозного гниения ! Этакий мировой спад композиторства в мировом музыкальном искусстве. А Губайдулина, кажется, желает уподобиться гениям прошлого и занять своё место в истории ? Мечтать не вредно, но получится ли это у неё ? Я иногда слушаю её композиции и даже время от времени посещаю концерты, где они исполняются, но делаю я это, так скажем, для очистки совести, а не из какой-то живой потребности в такого рода творчестве. Как показывают прикидки, сделанные по результатам бесед в реале и в интернете, интересующихся современностью примерно 1% от любителей классики, а самих любителей классики, как принято считать, примерно 1 % от всего населения. Получается, что если в Москве 10 миллионов человек, то из них лишь 1 тысяча худо-бедно интересуется современностью, и именно они составляют аудиторию концертов из современных композиций. А по всей стране их несколько тысяч - прямо скажем, маловато для того, чтобы обессмертить современные композиции в памяти народной.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица