Автор Тема: Скорбим о Сальери...  (Прочитано 31523 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #25 : Апрель 01, 2012, 01:36:45 »
Подниму старую тему. Наткнулась на это обсуждение, остро интересующее меня профессионально, и не могу удержаться от пары деталей. Во-первых, о том, откуда взялась история об отравлении. Несколько лет назад, работая над своей частью комментария к "Моцарту и Сальери", я решила проверить, что имел в виду Пушкин, когда в заметке "О Сальери" написал: "Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении". Я засела в библиотеки и просмотрела все доступные в Питере подборки немецких и французских (поскольку Пушкин читал скорее перепечатки в них) музыкальные газеты и журналы с 1791 г. (год смерти Моцарта) по 1830, когда была написана пушкинская трагедия. Результаты меня ошеломили. НИ ОДНОЙ статьи, действительно обвиняющей Сальери, я не нашла. Нашла несколько статей (в основном - переводы, перепечатки и пересказы письма Сигизмунда Нейкома), отрицающих вину Сальери, однако ни одной конкретной ссылки на источник обвинений мне обнаружить не удалось. Наиболее правдоподобную гипотезу высказал А. А. Долинин - он предположил, что, как это ни парадоксально, источником легенды стало сообщение Мошелеса, пытавшегося оправдать Сальери. По всей видимости, Сальери действительно в бредовом состоянии попросил его защитить его доброе имя от слухов, существовавших, вероятно, только в воображении больного старика, а он честно напечатал опровержение, тем самым пустив эту историю в мир. Однако до Пушкина это была совершенно маргинальная версия, над которой можно было разве что посмеиваться (что периодически делали европейские музыкальные критики). Кстати, разговорные тетради Бетховена, если читать их в оригинале, а не в русских пересказах, свидетельствуют о том, что Бетховен крайне резко реагировал на слух об отравлении - судя по репликам его собеседников, его еще долго пришлось успокаивать, после беседы с журналистом Иоганном Шикхом на эту тему. Так что, увы, ответственность за появление стойкой легенды лежит, похоже, на Пушкине...
Что же касается статьи Гаспарова, то, боюсь, тут в нем меломан победил филолога. Ни письма, ни заметки Пушкина не свидетельствуют о глубокой музыкальной культуре и серьезном интересе к музыке. Если "Дон Жуана" он, вероятно, видел в постановке, то из "Свадьбы Фигаро", скорее всего, слышал только фрагменты в домашне-концертном исполнении, то есть, ни о какой полной оркестровой версии там речи не было. Интерпретация Б. М., как обычно, тонка и изящна, но, увы, очень сомнительна.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #26 : Апрель 01, 2012, 02:14:42 »
Прежде всего позвольте вас поблагодарить на крайне любопытную информацию !
Я ни разу не слыхал и не читал, чтобы кто-то, кроме вас, проделал ту работу, о которой вы пишете в своём сообщении:

Я засела в библиотеки и просмотрела все доступные в Питере подборки немецких и французских (поскольку Пушкин читал скорее перепечатки в них) музыкальные газеты и журналы с 1791 г. (год смерти Моцарта) по 1830, когда была написана пушкинская трагедия. Результаты меня ошеломили. НИ ОДНОЙ статьи, действительно обвиняющей Сальери, я не нашла. Нашла несколько статей (в основном - переводы, перепечатки и пересказы письма Сигизмунда Нейкома), отрицающих вину Сальери, однако ни одной конкретной ссылки на источник обвинений мне обнаружить не удалось

Это грандиозно ! Без всякого преувеличения: столько материала поднять !
Но можете ли вы быть уверены, что вы просмотрели ВСЕ источники, которые могли бы попасться в руки Пушкину ? Ведь пестрота тогдашней прессы, её разнокалиберность и малые тиражи вряд ли могут гарантировать, что ныне нам доступно всё, что существовало тогда.
Интересно также, сохранял ли Пушкин дома ту прессу, которую читал, подшивал ли её и т.п. - об этом можно было бы спросить в СПб на Мойке, 12.

P.S. Да, кстати, в настоящее время музей-квартира Пушкина на Мойке, которую я в обязательном порядке традиционно посещаю в каждый свой приезд в СПб, находится на реконструкции.
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2012, 02:25:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #27 : Апрель 01, 2012, 02:32:49 »
Ну, в принципе, академический комментарий предполагает выполнение подобной работы. Параллельно со мной (и независимо) ее проделал для своего комментария А. А. Долинин.
Конечно, я не могу быть уверена, что просмотрела все, хотя то, что могло попадать в руки Пушкина, вероятнее всего, мною учтено. Отчасти я дополнила эти изыскания недавно, подняв еще и материалы виртуальных библиотек в Интернете - сейчас многие старые периодические издания полностью отсканированы и доступны. Результат тот же. Похоже, что ссылкой на "некоторые газеты" маскировалось просто сарафанное радио, ссылаться на которое в приличных изданиях было неприлично.
Что касается газет, читавшихся Пушкиным - вырезок и подборок он не делал, но некоторые годовые подписки в его библиотеке сохранились. Полное описание пушкинской библиотеки напечатано Модзалевским. А хранится эта библиотека в Пушкинском Доме - на Мойке 12 подобрана аналогичная, выглядит похоже, но это не пушкинское собрание. Кстати, они уже открылись :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #28 : Апрель 01, 2012, 02:43:29 »
в Пушкинском Доме - на Мойке 12 подобрана аналогичная, выглядит похоже, но это не пушкинское собрание. Кстати, они уже открылись :)

О, как мило ! Ну слава богу, что открылись, а то я прошлым летом уже начал думать, что это на долгие годы.

Отчасти я дополнила эти изыскания недавно, подняв еще и материалы виртуальных библиотек в Интернете - сейчас многие старые периодические издания полностью отсканированы и доступны

Интересно ! Приведите, пожалуйста, ссылки ! Это в рамках оцифровки библиотек ?
У нас что-то было сказано по этому поводу:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2420.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2546.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3957.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5826.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #29 : Апрель 01, 2012, 11:08:17 »
А Вы не предполагаете, что эти издания погли вообще никогда не пересекать российской границы, и информация была "доставлена" в устной форме кем-нибудь из путешествовавших - Тургеневым, Вяземским, Финкельмон?..(Но тут нужны даты.)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #30 : Апрель 01, 2012, 11:40:55 »
А Вы не предполагаете, что эти издания погли вообще никогда не пересекать российской границы, и информация была "доставлена" в устной форме кем-нибудь из путешествовавших - Тургеневым, Вяземским, Финкельмон?..

Но это подтверждает то предположение, что "ссылкой на "некоторые газеты" маскировалось просто сарафанное радио". Впрочем, это не отменяет возможности существования печатного первоисточника.
Мне кажется, что уважаемая zewaka высказала наиболее правдоподобную мысль, что из "маргинального" состояния версию об отравлении Моцарта вывел сам Сальери, который попросил защитить его имя от этого навета.
Это, кстати, к вопросу о печатных источниках, которые иной раз увековечивают разные нелепости и слухи, которые без них попросту канули бы в Лету.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #31 : Апрель 01, 2012, 12:03:06 »
Я просто попыталась противопоставить термин "сарафанное радио" гипотетическому источнику из ближайшего окружения Пушкина, заслуживающему доверия.

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #32 : Апрель 01, 2012, 12:34:17 »

Интересно ! Приведите, пожалуйста, ссылки ! Это в рамках оцифровки библиотек ?
У нас что-то было сказано по этому поводу:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2420.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2546.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3957.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5826.0

Да, в первую очередь, конечно Google Books, но есть еще прекрасные библиотеки, например http://archive.org/ - сводный сайт американских библиотек; по французским источникам многое можно найти на Галлике: http://gallica.bnf.fr/ (это сайт французской Национальной библиотеки) и, особенно о том, что связано с театром, на http://www.cesar.org.uk/cesar2/
Немецкая литература в большом количестве выложена на Гутенберге: http://www.gutenberg.org/
Разумеется, во всех этих библиотеках есть книги на разных языках, я только отметила, какие где наиболее широко представлены.

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #33 : Апрель 01, 2012, 12:44:12 »
Я просто попыталась противопоставить термин "сарафанное радио" гипотетическому источнику из ближайшего окружения Пушкина, заслуживающему доверия.

Это понятно - речь о том, откуда это "ближайшее окружение" могло почерпнуть информацию - то есть, о первоисточниках легенды.
Ну и некоторые печатные источники точно могли быть Пушкину известны: в частности, письмо Нейкома и еще одна заметка в защиту Сальери были напечатаны в «Journal des Debats», издании, которое Пушкин регулярно читал.
Кстати, из ближайшего пушкинского круга наиболее авторитетным в области биографии Моцарта был Улыбышев, уже в это время собиравший материалы для своего обширного биографического труда о нем. Так вот, Улыбышев категорически не признавал версию об отравлении достойной какого-бы то ни было внимания.

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #34 : Апрель 01, 2012, 16:53:02 »
А Вы думаете, фактическая сторона легенды имела для Пушкина значение или сплетня явилась "информационным поводом", совпавшим с его болдинскими размышлениями о борьбе жизни со смертью, если брать "Маленькие трагедии" как единое целое?

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #35 : Апрель 01, 2012, 17:44:07 »
А Вы думаете, фактическая сторона легенды имела для Пушкина значение или сплетня явилась "информационным поводом", совпавшим с его болдинскими размышлениями о борьбе жизни со смертью, если брать "Маленькие трагедии" как единое целое?
Конечно для Пушкина была важна фактическая сторона легенды. Сюжет волновал его еще задолго до Болдина: уже в 1826 году, по возвращении из Михайловского, он говорил Погодину об этом замысле и тогда же внес его в "проект из десяти названий". По всей видимости, выстроенная на основании сплетни сюжетная коллизия так его увлекла, что он пошел на сознательную клевету, к чему вообще-то относился отрицательно - в том же Болдине, осенью 1830 г. в «<Опровержении на критики>» он писал: «Обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною». Думаю, что "Заметка о Сальери" - слабая попытка оправдаться в собственных глазах.

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #36 : Апрель 01, 2012, 18:09:17 »
Думаю,Вы правы. Хотя в целом и получилась одна из "иллюстраций" к общей идее.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #37 : Апрель 01, 2012, 18:45:37 »
Думаю, что "Заметка о Сальери" - слабая попытка оправдаться в собственных глазах.

Я прочитал эти ваши слова и сразу подумал, что Пушкину стоило бы взять для главных героев "Моцарта и Сальери" какие-нибудь псевдонимы, чтобы снять с реальных исторических персонажей любые "подозрения", которые волей-неволей на них падают, если использовать реальные имена.
С другой стороны, с заменой имён исчезло бы такое хорошее название ! К примеру, "Вольфганг и Антонио" - это не столь эффектно ! :))
Но зато можно было бы, с одной стороны, рассказать ту же историю о гении и ремесленнике, с другой стороны, избежать прямых наветов, а в-третьих, напомнить об этом историческом анекдоте, потому что вполне очевидных коннотаций всё равно не удалось бы избежать.
Но, как говорится, что сделано, то сделано. Как мы знаем, Пушкин мог быть довольно злым и даже жестоким: вспомним хотя бы его эпиграмму на Гнедича ("Крив был Гнедич"). Правда, поэт не пустил её по миру, но всё равно.
Однако у меня для него имеется и другое "оправдание": дело в том, что ко времени написания "Моцарта и Сальери" эти имена уже вошли в историю, поэтому УЖЕ ТОГДА можно было вешать на них всех собак, списав это на "художественный вымысел". Быстро, однако, вошли они оба в историю, а имена их сделались нарицательными .........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #38 : Август 21, 2012, 15:48:00 »
Те представления о Моцарте, Сальери, их эпохе и взаимоотношениях музыкантов вообще, которые наши сограждане усваивают с самого детства, во многом связаны с историей, рассказанной Пушкиным, использовавшим ПОДЛИННЫЕ исторические имена. Я могу предположить, почему он счёл возможным трактовать эти имена как нарицательные. Полагаю, Александр Сергеевич – при всём моём к нему уважении как к нашему гению и солнцу – ощущал тогдашнюю Россию настолько провинциальной по отношению к Европе, что Моцарт и Сальери в тогдашней России всё равно воспринимались как личности мифические, сказочные. В самом деле, никто же не будет обижаться за Бабу-Ягу или Соловья-разбойника и пытаться идентифицировать Иванушку-дурачка или Царя Додона ? Вот и Пушкин, видимо, полагал, что его сказки о Моцарте и Сальери до Европы не дойдут и никого там не взволнуют примерно по той же причине.
Но ситуация изменилась, и сегодня мы имеем то, что имеем. Я считаю, что Пушкин недооценил возможные варианты развития событий. А может, он не верил, что кто-то вспомнит о нём после смерти и лишь мечтал об этом ? И вот теперь его сказочка, в т.ч. и благодаря его великому имени, воспринимается младшими возрастами чуть ли не как быль, и я уверен, что этот момент в школах ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно подчёркивать, объясняя детям всё то, о чём я сказал выше, т.е. преподнося им это как легенду, как художественный вымысел "Гений и Мастер", а не как быль.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #39 : Август 22, 2012, 00:24:07 »
Не думаю, что дело тут в провинциальности России. Реальные имена были нужны Пушкину, потому что именно имя Моцарта было выражением всего пласта мифов о гении-вундеркинде, с первых шагов отмеченном богом, гении легком, природном, импровизационном. Природа пушкинского творчества - предельный лаконизм, возможный благодаря широкому использованию культурных кодов (он частенько в первоначальных планах-набросках прямо именовал героев в соответствии с этими кодами - например, "Калибан" или "Пелам"). Поэтому совершенно немыслимо было бы ему создавать персонажа, дублирующего миф о Моцарте, заново описывая все те составляющие, которые можно было бы заменить одним словом "Моцарт". Сальери же, скорее всего, был для него просто давно и глубоко забытым композитором, чье имя утратило связь с реальностью и готово к наполнению любыми смыслами. Не забывайте, что это было время, когда очень мало исполнялась старая музыка (Моцарт был одним из немногих исключений) - в основном звучали сочинения современников, "свеженькие", а уж оперы, сошедшие со сцены лет десять назад воспринимались как глубокая и невозвратимая история.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #40 : Август 22, 2012, 01:49:36 »
совершенно немыслимо было бы ему создавать персонажа, дублирующего миф о Моцарте, заново описывая все те составляющие, которые можно было бы заменить одним словом "Моцарт". Сальери же, скорее всего, был для него просто давно и глубоко забытым композитором, чье имя утратило связь с реальностью и готово к наполнению любыми смыслами

Наоборот, Сальери был очень известен, иначе и Пушкин о нём ничего не знал бы ! :) Ведь Сальери дожил до глубокой - а по тем временам до глубочайшей ! - старости, он умер значительно позже Моцарта, а во времена Моцарта он был гораздо более удачливым в карьерном и финансовом плане автором, в том-то и заключалась вся соль этой истории: Сальери сопутствовал успех ! Кроме того, Сальери был выдающимся педагогом, у него учились Бетховен, Мошелес, Шуберт, Лист, Мейербер ... Любого из этих имён было бы достаточно, чтобы прославить педагога, а у него их - целая россыпь !
О нет, Сальери не мог быть "наполнен любыми смыслами" ! Это был синоним успеха и процветания, состоявшейся жизни. Но ! При всём при том было ясно, что композиторский гений Моцарта, конечно, недосягаем несмотря на его "неуспешность" карьерную. Видимо, отсюда и идёт корень легенды: завистникам Сальери так хотелось чем-нибудь его уязвить, что была придумана история с "завистью" успешного, но "бездарного" автора к Моцарту и с "отравлением" его, для которой нет фактических оснований.

Не забывайте, что это было время, когда очень мало исполнялась старая музыка (Моцарт был одним из немногих исключений) - в основном звучали сочинения современников, "свеженькие", а уж оперы, сошедшие со сцены лет десять назад воспринимались как глубокая и невозвратимая история.

Это вы говорите о предшествующих эпохах, которые обобщают общим наименованием - "эпоха премьер", когда ещё не было как таковой "истории музыки", а была одна лишь современность, вечно менявшаяся. Да, интересное было времечко, но он уже уходило в начале XIX века. Конечно, по времена Пушкина ещё рано было говорить о возрождении старинных пластов музыкальной истории, но ещё задолго до рождения Пушкина умерший Моцарт к моменту написания маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" всё ещё считался гением, слава его не меркла, и его всё ещё не забыли, хотя после него вовсю блистал Россини и другие авторы !
Уже всё было не так просто - пробивалась слава малоизвестного тогда в России Бетховена, выходили из тьмы времён и тумана современности другие имена, здравствующий Сальери тоже не давал о себе забыть ! :))
Короче, Сальери вовсе не был какой-то дремучей стариной: он умер всего за 5 лет до написания маленькой трагедии. Быть может, проживи Сальери чуть дольше, пушкинского произведения могло бы и не быть !
В общем, я не думаю, что соображения Пушкина были таковы, как вы их изложили, да и сама эта легенда была им использована лишь как повод.
Но вы правы в том, что Пушкин имел дело с культурными кодами, но он их не только использовал, но и сам создавал. В том, наверное, и мораль: он наделил реальных персонажей свойствами вымышленных культурных кодов, тем самым превратив реальные имена в нарицательные. И ничего уже тут не поделаешь, хотя мы прекрасно понимаем, что ни Моцарт не был таким, как он выписан у Пушкина, ни Сальери не соответствует его психологическому портрету, выписанному в трагедии Пушкина.
« Последнее редактирование: Август 22, 2012, 01:59:51 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #41 : Август 22, 2012, 12:15:26 »
"Между тем гуманистический дух пушкинского историзма покоился на иных основаниях. Один «ужасный век» сменяется другим, но человек может или застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки, или же встать выше «железного века», прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным. Свобода — закон жизни, растворение в любой безличности и несвободе — окаменение и смерть. Столкновение любых форм окостенения (от камней памятника Командора до догматизма Сальери) с жизнью несет смерть, но вызов, отчаянный и безнадежный, который жизнь бросает чуме, могильным монументам, мертвящей зависти, всегда поэтичен. Зависимость от внешней среды — это лишь обязательный низший уровень человеческой личности, борьба со средой за духовную свободу и отказ принимать ее бесчеловечность за норму — удел высокой личности. Поэтому, например, ограничение характера пушкинского Моцарта историческими рамками романтизма выглядит натяжкой. Но если ядро цикла («Моцарт и Сальери» и «Каменный гость») дает столкновение жизни, бьющей через край, с жизнью окаменевшей и превратившейся в смерть, то обрамление построено несколько иначе. В «Скупом рыцаре» и Барон и Альбер — люди определенных эпох, Барон не лишен адского величия, Альбер — рыцарских добродетелей, но оба они растворены каждый в своей эпохе и оба жестоки, как их среда («ужасный век, ужасные сердца»). В «Пире во время чумы» и Председатель, и Священник — оба в трагическом положении: они оба враги и жертвы чумы и оба выше автоматического следования обстоятельствам. Председатель борется с чумой погружением в безудержную свободу, а Священник — призывом к нравственной ответственности. Но свобода и ответственность — две нераздельные стороны единого, и «Пир во время чумы» — единственная из пьес цикла, где борьба враждующих героев заканчивается не гибелью одного из них, а нравственным их примирением."
Ю.М.Лотман "Пушкин. Очерк творчества"

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #42 : Август 22, 2012, 23:08:37 »
Короче, Сальери вовсе не был какой-то дремучей стариной: он умер всего за 5 лет до написания маленькой трагедии.
В том-то и дело - умер он за пять лет до написания трагедии, но выпал из активной музыкальной жизни еще раньше - а этого по тем временам уже было достаточно, чтобы уйти в "дремучую старину" (повторяю, Моцарт был исключением, мифом, символом, поэтому его музыка продолжала звучать) - музыка Сальери практически не исполнялась, о его педагогической деятельности знали только в узких кругах музыкантов. Пушкин, скорее всего, знал о нем главным образом из предисловия Бомарше к публикации "Тарара" (это предисловия Пушкин читал - там рассказывалось об отношении композитора к реформе Глюка и еще много чего) - и, по всей видимости, из публикаций в "Journal des débats" по поводу слухов об отравлении.
На самом деле, я примерно в тех же выражениях, в которых Вы возражаете мне, несколько лет назад спорила с А. А. Долининым, впервые сформулировавшем приведенную мною точку зрения. Но внимательный просмотр газет, объявлений о концертах, музыкальных рецензий и т. п. очень изменил мой взгляд на эту историю и убедил в правоте Долинина.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #43 : Август 23, 2012, 00:27:06 »
Интересно !

Но внимательный просмотр газет, объявлений о концертах, музыкальных рецензий и т. п. очень изменил мой взгляд на эту историю

Вы имеете в виду газеты и объявления каких стран и на каких языках ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #44 : Август 23, 2012, 01:00:36 »
Интересно !

Но внимательный просмотр газет, объявлений о концертах, музыкальных рецензий и т. п. очень изменил мой взгляд на эту историю

Вы имеете в виду газеты и объявления каких стран и на каких языках ?

В первую очередь, конечно, на немецком, французском и русском - но попутно (не подробно) заглядывала и в английские и итальянские.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #45 : Август 23, 2012, 09:09:15 »
В первую очередь, конечно, на немецком, французском и русском - но попутно (не подробно) заглядывала и в английские и итальянские

Так это пресса пушкинских времён или моцартовских ? У Пушкина в трагедии-то описываются времена моцартовские, и, если быть требовательными, то статистику нужно брать оттуда. В поздние годы Сальери преподавал и был очень известен как педагог, неполный список его учеников я приводил. Кроме того, ещё в моцартовские времена Сальери дирижировал оркестровыми вещами и операми Моцарта, особой вражды между ними не было, хотя колкие высказывания были (уж не нам в России этому удивляться :) ). При жизни Моцарта Сальери был очень плодовитым (как все тогда) и гораздо более успешным в карьерном плане музыкантом, в чём нет причин сомневаться. Моцарту пришлось с переменным успехом бороться за место под солнцем, и Сальери ему уж никак не мог завидовать, ибо был прекрасно устроен.
Ну, кстати, на схожем противопоставлении успешного, внешне блестящего автора и неуспешного, но глубокого композитора построена знаменитая пьеса "Случайная встреча", где обыгрывается гипотетический разговор Генделя и Баха - этот спектакль шёл с участием М.Козакова и Е.Стеблова, его показывали и по ТВ тоже.
Ну это такая же фантастика, как и "Моцарт и Сальери", хотя отличие в том, что по сценарию Гендель Баха во время трапезы не отравил ! :)))) А так - всё то же самое почти в точности. И такая же чепуха на самом-то деле, если иметь в виду психологически-биографически-исторические моменты.
Успешные люди такой ерундой, как отравление конкурентов, не занимаются. Психологический же момент неубедителен и в случае Сальери историческими свидетельствами не подтверждается. Ну не завидовал он никому "глубоко, мучительно" :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #46 : Август 23, 2012, 09:58:50 »
Да, конечно все верно! Именно так все в реальности и было. Вопрос только в том, как воспринимал эту реальность Пушкин и насколько был о ней осведомлен. Разумеется, Сальери в свое время был очень широко известен и как композитор и как педагог - и вообще как милый человек :) И, конечно, описанной коллизии не было и быть не могло. Но для Пушкина (в силу доступной ему информации) в 1830 году он, по-видимому, был уже давно забытым композитором, о котором едва ли еще кто-то вспомнит. Речь, разумеется, только об этом, а не о реальных заслугах и славе Сальери, которые неоспоримы.
Да, газеты я просматривала в интервале от 1791 года (смерть Моцарта) до 1830. Более подробно - сразу после смерти Моцарта и в 1820-е годы (после 1823, когда пошли слухи о болезни Сальери).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #47 : Август 23, 2012, 12:06:39 »
Разумеется, Сальери в свое время был очень широко известен и как композитор и как педагог - и вообще как милый человек :) И, конечно, описанной коллизии не было и быть не могло. Но для Пушкина (в силу доступной ему информации) в 1830 году он, по-видимому, был уже давно забытым композитором, о котором едва ли еще кто-то вспомнит

Как говорит у Пушкина сам Сальери: "С моей глухою славой" (с) :))
Ну т.е. наш великий поэт совместил в своей фантазии свойства нескольких эпох: 1) эпохи успехов, активного творчества Сальери и восхождения звезды Моцарта и 2) эпохи поздней "глухой славы" Сальери, когда его былые композиторские заслуги уже отошли в тень, а слава Моцарта уже пробилась через пелену славы его современников и уже никогда не меркла, тогда как остальные имена в большинстве своём погружались во тьму забвения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #48 : Август 24, 2012, 00:03:50 »
Столкновение любых форм окостенения (от камней памятника Командора до догматизма Сальери) с жизнью несет смерть, но вызов, отчаянный и безнадежный, который жизнь бросает чуме, могильным монументам, мертвящей зависти, всегда поэтичен

Да, всё это, как всегда у Лотмана, отлично сказано, но это не об историзме ситуации и не о реальных отношениях, которые на самом деле связывали Моцарта и Сальери ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 917
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #49 : Январь 28, 2014, 14:53:39 »
Вышла такая вот книжка:

http://gvardiya.ru/shop/books/zhzl_malaya/710

Нечаев С. Ю.

Сальери



Сальери / Сергей Нечаев.; науч. ред. В. И. Ражева. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 313[7] е.: ил. — (Жизнь замечательных лю¬дей: Малая серия: сер. биогр.; вып. 53).

Антонио Сальери (1750—1825) известен всем, но главным образом в связи с безвременной кончиной Вольфганга Амадея Моцарта. Благодаря пушкинской трагедии Сальери в России считают завистником, коварно отравившим своего гениального конкурента. На самом деле он был замечательным композитором, музыкантом и педагогом, оставившим после себя огромное музыкальное наследие. В свое время он был невероятно популярен, успешен и занимал самые высокие музыкальные должности при австрийском дворе. Среди его учеников достаточно назвать имена Бетховена, Шуберта и Листа. Окружающие любили его за отзывчивость, доброту и веселый нрав, и у него не было ни малейшего повода завидовать Моцарту, а тем более желать его смерти. В этом можно убедиться, изучая биографию Сальери не по слухам и художественным произведениям, а по документам его эпохи. Книга писателя и историка Сергея Нечаева является попыткой исторической реабилитации незаурядного человека и талантливого композитора, который совсем не заслуживает того, чтобы остаться в памяти потомков «отравителем» Моцарта.

=================================

Об авторе ничего не знаю.

Кто-нибудь уже читал?

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)