Автор Тема: Сочинять музыку или пилить табуретки: что должен делать композитор сегодня ?  (Прочитано 37774 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Мне действительно ближе как можно более выразительный и определенный, законченный тематизм. Ясность и внятность формы. К чему и сам стремлюсь в своих сочинениях в меру своих способностей.

Мне в творчестве тоже ближе и законченный тематизм и четкие границы в разделах, при этом, есть некоторые образцы в статических формах, которые мне интересны с технологических позиций. Конечно статическая форма ущербна по сути, но все же здесь есть симпатичные образцы - их мало, но они есть. 
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Друзья, разрешите мне тоже вмешаться в вашу прекраснейшую и интереснейшую беседу :) Я хочу попытаться высказать свою точку зрения по вопросу, поставленному в названии темы. С вашего позволения конечно :) Думаю вам будет интересно мнение не профессионального музыканта, а обывателя, который всей душой любит музыку и искренне интересуется этим вопросом.

Лично я считаю, что композитор не должен делать не то и не другое: он не должен сочинять музыку и не должен пилить табуретки. Чувствую уже ваше негодование, но постараюсь объяснить. Я с каждым днем слушая музыкальные шедевры всех эпох и времен убеждаюсь, что композиторы эту музыку не сочиняли. Они ее лишь ЗАПИСЫВАЛИ! То есть, им с выше снисходило озарение, они слышали музыку внутри себя, вокруг себя и записывали ее. Композитор - это ПРОВОДНИК человека в мир души, чувств, Бога. Музыка нас возвышает, позволяет прикоснуться к истине. И сочинить подобное нельзя. Композитор может лишь это услышать, записать и донести это до простых слушателей. В этом и заключается весь ДАР и ЗАДАЧА композитора!

Я как историк очень люблю страны востока и в особенности Древний Китай. Так вот, как древние китайцы определяли социальную функцию музыки: "Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать". И на мой взгляд, это актуально и в наше время, и определение этой функции довольно исчерпывающе. Так вот, в 20 веке с появлением авангардистов музыка стала лгать. И мы с вами это хорошо чувствуем, ощущаем. Они стали нам давать ложные чувства, ложную истину и ложный путь.

Композиторам нужно вновь научиться СЛЫШАТЬ и тогда будет та преемственность традициям ощущаться, но в тоже время это всегда будет оригинально. Ведь у каждого свой особый, неповторимый путь.
А вообще, как можно многим композиторам быть традиционалистом если он не знает даже в совершенстве музыку прошлого? А ведь этого даже не достаточно. Настоящий композитор должен знать еще не только отечественную историю, но и всеобщую. Ведь, скажем, лучшие сюжеты для опер есть в истории. Ничего интереснее реальных событий быть не может и в них таится больший смысл, т.к. человек не способен придумать глубже и значимее, чем судьба и Господь Бог.

Композитор - это своего рода ПРОРОК!

P.S. Чувствую, сейчас будет море возражений :)  
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2011, 21:55:46 от Cesar »

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
P.S. Чувствую, сейчас будет море возражений :)  

О нет ! Я с Вашей позицией полностью согласен !

Под словом "сочинять" я понимаю именно создание. Но мы до обсуждения данной проблематики так пока еще и не дошли :) А Ваш пост прямым образом направляет наши диалоги в нужное русло.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Друзья, разрешите мне тоже вмешать в вашу прекраснейшую и интереснейшую беседу :) Я хочу попытаться высказать свою точку зрения по вопросу, поставленному в названии темы. С вашего позволения конечно :) Думаю вам будет интересно мнение не профессионального музыканта, а обывателя, который всей душой любит музыку и искренне интересуется этим вопросом.

Лично я считаю, что композитор не должен делать не то и не другое: он не должен сочинять музыку и не должен пилить табуретки. Чувствую уже ваше негодование, но постараюсь объяснить. Я с каждым днем слушая музыкальные шедевры всех эпох и времен убеждаюсь, что композиторы эту музыке не сочиняли. Они ее лишь ЗАПИСЫВАЛИ! То есть, им с выше снисходило озарение, они слышали музыку внутри себя, вокруг себя и записывали ее. Композитор - это ПРОВОДНИК человека в мир души, чувств, Бога. Музыка нас возвышает, позволяет прикоснуться к истине. И сочинить подобное нельзя. Композитор может лишь это услышать, записать и донести это до простых слушателей. В этом и заключается весь ДАР и ЗАДАЧА композитора!

+1.
даже добавить нечего :)

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Cesar !

Вы не только попытались направить разговор в нужное русло, но и каким-то образом поставили точку :) - вот что значит сила мысли !

Я уже предлагал и еще раз хочу предложить повернуть разговор в главную сторону ! Были и остаются композиторы, которые не "пилят табуреток", а работают по призванию - создают музыку. Предлагаю выделять эти образцы и обсуждать !! А Глебу здесь можно развернуться - представить какие-либо из собственных работ, а также работ своих коллег.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Cesar !

Вы не только попытались направить разговор в нужное русло, но и каким-то образом поставили точку :) - вот что значит сила мысли !
Как говорит один мой преподаватель про мои доклады: "Как всегда исчерпывающе" :) С другой стороны это хорошо, а с другой может и не совсем...

Я уже предлагал и еще раз хочу предложить повернуть разговор в главную сторону ! Были и остаются композиторы, которые не "пилят табуреток", а работают по призванию - создают музыку. Предлагаю выделять эти образцы и обсуждать !! А Глебу здесь можно развернуться - представить какие-либо из собственных работ, а также работ своих коллег.
Да, конечно такие композиторы есть и сейчас и я даже уверен, что по всему миру их довольно таки много. Вот только происходит довольно интересная картины в последние годы - они ушли в подполье, их музыку мы практически не слышим. Причин много и их уже на форуме тысячу раз мы с Вами называли, поэтому не будем повторяться.
Да было бы действительно замечательно если бы мы с Вами здесь обсуждали именно эти образцы. Глеб можете не стесняться и присылать свои работы ;)

А я предлагаю в свою очередь послушать Вам музыку Алана Хованесса, автора 67 симфоний. В статье в Musical Quarterly, вышедшей в июле 1951 года, выдающийся американский композитор Генри Кауэлл высказал следующую мысль:

Западные композиторы, которые возвращаются к периоду до XVI столетия, преднамеренно избегают любого влияния современности, называют себя «неоклассическими». Их музыка часто кажется «заторможенной», поскольку их подход представляет собой крайнюю форму консерватизма. Музыка Хованесса… кажется современной (но не ультрасовременной) естественным и свободным образом, потому что он нашел новые методы использовать архаичные материалы, которые он берет за основу, следуя за их естественной тенденцией к модальным секвенциям и полимодальности. Его новшества не порывают с более ранними традициями. Его волнующая, протяжная музыка, блестяще написана и уникальна по своему стилю. Это современное развитие архаичного духа, вообще не напоминающее никакую другую музыку.

Рекомендую послушать его симфонию №50, особенно 3 часть, где изображается извержение вулкана.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Xp8l6sx6mkc#!

http://www.youtube.com/watch?v=p-QH-PbWOh8&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=HqKghAUknOY&feature=related

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
А я предлагаю в свою очередь послушать Вам музыку Алана Хованесса, автора 67 симфоний.

67 симфоний ? :)) Ничего себе !

Сочинение, в целом, впечатление производит ! Очень красочная музыка с ярким изобразительным элементом. Я уже говорил о том, что академическая музыка 21 века - музыка с опорой на звуковую и гармоническую, фактурную и тембральную колористику, музыка изобразительных сцен с элементом созерцательности. Как бы взгляд со стороны. При этом, если и называть данное сочинение симфонией, то с натяжкой - нет симфонического развития. Это сочинение скорее воплощает три музыкальные зарисовки, зарисовки яркого иллюстративного плана. При всей мелодической статике, сочинение производит впечатление яркостью на уровне музыкальной иллюстрации образов.

"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Да, это человек проживший очень долгую жизнь и написавший более 400 опусов. Я соглашусь, что название в принципе не соответствует. А вообще, она названа автором "Гора Святой Елены" или "Сент-Хеленс". Это активный вулкан в США.
Это произведение, как в частности и многие его произведения, оставляют на меня огромное впечатление именно тем, что Вы отметили. И звучит оно очень оригинально, интересно и необычно. Советую послушать и другие работы этого композитора, тем более что они заслуживают внимания и довольно редкие. Его музыка практически не звучит с концертных площадок и, по крайней мере, в России практически неизвестна. 

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Я соглашусь, что название в принципе не соответствует.

Я имел в виду жанр, а не название.

Советую послушать и другие работы этого композитора, тем более что они заслуживают внимания и довольно редкие. Его музыка практически не звучит с концертных площадок и, по крайней мере, в России практически неизвестна. 

Да, некоторые моменты его музыки меня заинтересовали и я попробую охватить некоторые его сочинения, что выложены в сети.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Да, опечатался. Я хотел сказать именно жанр.
« Последнее редактирование: Ноябрь 29, 2011, 18:15:29 от Cesar »