Автор Тема: Церковное пение  (Прочитано 98248 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #150 : Апрель 08, 2012, 19:26:00 »
Спасибо, Morales, очень интересное видео.

Рад, что оно Вам понравилось. :) Спасибо, что пишете в этой теме.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Церковное пение
« Ответ #151 : Апрель 08, 2012, 19:34:35 »
Это видео и сведения не совсем по теме церковного пения.

Надо заметить, что, несмотря на то, что я не верю почти ни во что то, что чтят верующие, назвать себя неверующим не могу.
В противном случае теряется смысл морали, нравственности.

К праздникам отношусь с пониманием, но принять их иначе, как сказку, не могу.
А искусство вообще близко к сказке.

Но мораль и нравственность - не сказка.

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #152 : Апрель 08, 2012, 19:47:00 »
Мораль и нравственность, так как мы ее с Вами понимаем, уважаемый Garans, возникли не на пустом месте. Они продукт православного мировоззрения.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Церковное пение
« Ответ #153 : Апрель 08, 2012, 19:51:09 »
Мораль и нравственность, так как мы ее с Вами понимаем, уважаемый Garans, возникли не на пустом месте. Они продукт православного мировоззрения.


Я не хочу развязывать дискуссию.

Если вернуться к церковному пению, то оно успокаивает душу.

Morales

  • Гость

Оффлайн mserg

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Церковное пение
« Ответ #155 : Апрель 09, 2012, 16:07:03 »
Это, конечно, несравнимо с тем, что можно услышать в исполнении скромных церковных хоров в церквях.

Очень хорошо поет хор в церкви Михаила Архангела в Тропарево (Москва).

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #157 : Апрель 11, 2012, 11:58:22 »

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #158 : Апрель 13, 2012, 11:53:43 »
Страстная пятница.

http://www.pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-hristos-umer-na-kreste/

На сайте есть и песнопения. Можно скачать в mp3.

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #159 : Апрель 14, 2012, 14:00:37 »
Великая суббота.

http://www.youtube.com/watch?v=G0JOVpu84yI  

Много можно философствовать, но как быть с великим чудом схождения Благодатного огня?...

Сегодня, с часу на час ожидается примая трансляция из Иерусалима. По НТВ.

http://www.youtube.com/watch?v=H2PaFQfu7OQ


Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #160 : Апрель 15, 2012, 09:32:03 »
Дорогие братия и сестры!

Во исполнение приятного и ответственного поручения администрации форума и от себя лично, разрешите поздравить всех вас с великим и светлым праздником Воскресения Христова - Пасхой! Христос Воскресе!

Пожалуй, об этом не скажешь лучше, чем святой Златоуст:

"Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь."

http://www.youtube.com/watch?v=dgDiRpafncU

http://www.youtube.com/watch?v=p7Y6u9YN95w&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=O9flfrOLUPE

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: Церковное пение
« Ответ #161 : Апрель 15, 2012, 14:08:51 »
Спаси Вас Господь за поздравление. Желаю также всем светлой и тихой пасхальной радости!

Helene

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #162 : Апрель 15, 2012, 18:48:38 »
Спасибо, Моралес!

А это Пасхальное богослужение в Сретенском монастыре, где участвовал один хорошо известный нам тенор. http://www.pravoslavie.ru/put/52946.htm

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #163 : Апрель 15, 2012, 18:55:35 »
Спаси Вас Господь за поздравление. Желаю также всем светлой и тихой пасхальной радости!

И Вам спасибо за поздравление, уважаемый Andris!
Как раз хотел попросить Вас, если есть возможность, показать нам примеры древнерусских пасхальных песнопений. Было бы очень интересно!
И еще хотелось бы спросить Вас, как специалиста. Почему у греков пасхальные песнопения какие-то печальные? Или просто я мало их слышал и есть веселые? :)

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #164 : Апрель 15, 2012, 18:56:48 »
Спасибо, Моралес!

А это Пасхальное богослужение в Сретенском монастыре, где участвовал один хорошо известный нам тенор. http://www.pravoslavie.ru/put/52946.htm

Это настоящий подарок!!! Спасибо, Helene! :)

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: Церковное пение
« Ответ #165 : Апрель 16, 2012, 15:01:07 »
Спаси Вас Господь за поздравление. Желаю также всем светлой и тихой пасхальной радости!

И Вам спасибо за поздравление, уважаемый Andris!
Как раз хотел попросить Вас, если есть возможность, показать нам примеры древнерусских пасхальных песнопений. Было бы очень интересно!
И еще хотелось бы спросить Вас, как специалиста. Почему у греков пасхальные песнопения какие-то печальные? Или просто я мало их слышал и есть веселые? :)
Наиболее полная картина по аудиозаписям древнерусского пения (в том числе и пасхальным) представлена здесь http://vk.com/audio?id=-2178715  Лучше ничего не могу пока посоветовать.
Что же касается грустного или веселого характера пения, то это вопрос очень болезненный.  Древнерусское и византийское пение не знало понятий "грустно" или "весело". В указаниях к исполнению песнопений (в частности в Типиконе) могли стоять обозначения "тихим" или "вышним" гласом, "косно" (то есть, медленно) "поскору" (то есть, не протяженно, а силлабически или читком).  Эмоциональные категории "грустно" - "весело" были введены в русское пение Н.Дилецким в "Мусикийской грамматике" в русле барочной эстетики во второй половине XVII века применительно к партесному стилю. Это был период секуляризации церковного пения, отхода от его канонических принципов. Что же касается нынешнего греческого пения, то оно во многом сохранило канонические принципы византийской традиции. Конечно, если  воспринимать пасхальное богослужения наподобие ярмарочного веселья, то греческое и древнерусское пение будет казаться странным и непонятным.

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #166 : Апрель 16, 2012, 21:09:26 »
Благодарю Вас, уважаемый Andris, за столь содержательный ответ и сcылочку. Я не скрываю того, что к церковному пению имею отношение только как певчий. То есть, по сути дела, я обыватель.  :)
Все же, в моем обывательском сознании понятие пасхальной радости связано с мажором и эмоциональным подъемом в песнопениях. Согласен, что здесь бывает и перебор. Когда пение пасхального канона, например, превращается в какие-то "бесчинные вопли" на "скорости проигрывания" 78.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2012, 17:11:43 от Morales »

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: Церковное пение
« Ответ #167 : Апрель 16, 2012, 22:07:56 »

Все же, в моем обывательском сознании понятие пасхальной радости связано с мажором и эмоциональным подъемом в песнопениях.
Это не удивительно, ведь те песнопения, которые бытуют сегодня в многоголосном церковном пении (в том числе и авторском) построены по законам европейской ладотональной системы, где все выразительные средства (лад, тональнось, мелодико-гармонические обороты, ритмика) способствуют  довольно широкому развитию ассоциативных впечатлений, нередко уводят в мир грез, фантазий, далеких от сакрального содержания песнопений. Впрочем, по словам профессора В.Медушевского, "партесный стиль все же не является абсолютным препятствием к святости. Русские святые последних столетий не знали знаменного распева, что не помешало им стать святыми. Многое зависит от певчих. Членения музыки на концертные "номера" может быть снято единством молитвенного тона, ни на секунду не отпускающим молитвенное усердие сердца и ведущим к полному растворению преграды между душой и внимающим ей Христом" (В.Медушевский "Духовный анализ музыки". - М., 2011. Рукопись, - С.91. сноска 95.)

Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #168 : Апрель 17, 2012, 22:27:51 »
Профессора Медушевского имею честь знать лично и очень уважаю. Интересный подход - партес, как препятствие к святости! :) Я бы, конечно, небыл столь категоричен... Хотя в целом согласен с тем, что Вы говорите, уважаемый Andris.

Уверен, что и в отношении церковной музыки мы можем иметь ввиду наставление святого Павла - "быть всем для всех, чтобы спасти хотя-бы некоторых".
А также схему блаженного Августина: "В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь".


Morales

  • Гость
Re: Церковное пение
« Ответ #169 : Апрель 21, 2012, 13:12:23 »
http://www.pravoslavie.ru/news/53054.htm

Хор Московского Сретенского монастыря, Московский Синодальный хор и Камерная капелла «Русская Консерватория» готовят совместный концерт из сочинений гения русской музыки Георгия Васильевича Свиридова, который, бесспорно, станет ярчайшим событием в культурной жизни Москвы и России. Говорить об этом с уверенностью можно уже хотя бы потому, что со времени кончины великого музыканта его творчество не было представлено в столь обширной, стилистически многомерной концертной панораме. Уникальность концерта в том, что в одной программе объединены сочинения, позволяющие осмыслить жизнь композитора как непростой, но неуклонный путь к горнему миру. Сочинения «богоборческие» и церковные, как это ни странно, встраиваются в единую канву жизненного искания, венцом которого было обретение подлинной веры. Для Свиридова богоискательство было неразрывно с его верой в мистическую роль России. Это можно будет почувствовать, сопоставив содержание и образный строй религиозных и светских сочинений композитора. Особенную ценность концерту придает первое исполнение четырех хоров из грандиозного свиридовского цикла «Песни безвременья», а также малоизвестных и, увы, редко звучащих его вокально-инструментальных шедевров – поэмы «Лапотный мужик» и ярчайших «Четырех песен на слова А. Прокофьева».

Место и время проведения:

23 апреля 2012 года, Международный Дом музыки, Светлановский зал, 19.00.

Программа концерта:

1. Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

2. Фрагменты хорового цикла «Песнопения и молитвы»

3. Фрагменты хорового цикла «Песни безвременья» (первое исполнение)

4. Четыре песни на слова А. Прокофьева

5. Поэма «Лапотный мужик» на слова П. Орешина для хора, солиста, органа, фортепиано и ударных.


Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: Церковное пение
« Ответ #170 : Июль 02, 2012, 22:05:19 »
Накануне дня памяти святителя Иова - первого русского патриарха, во имя которого названо общество любителей древнерусского(церковного) пения, прошел молебен по древнему чину в храме Покрова Богородицы в Рубцово (Бакунинская, 83), а в сам день праздника 2 июля в Троицком соборе СТСЛ знаменным роспевом была отслужена ранняя Литургия. В обоих богослужениях участвовал хор под руководством головщика Глеба Печенкина - председателя общества любителей древнерусского (церковного) пения.
Предлагаю вниманию форумчан аудиозаписи служб. http://narod.ru/disk/55031989001.2c426fb35c17273a93d8c20b65e72787/1.07.12.%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD.mp3.html
http://narod.ru/disk/55031066001.809ea8248817e46e455f22fb664193a6/2_07_12%D1%82%D1%81%D0%BB.mp3.html
Несколько слов в отношении пения на Литургии. Кому-то пение может показаться несколько грубоватым и неслаженным. Дело в том, что в подобном составе хор собрался впервые, а среди певцов был один гудошник.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: Церковное пение
« Ответ #171 : Май 08, 2013, 11:33:35 »
Для почитателей древнерусской церковно-певческой традиции новый фильм http://www.youtube.com/watch?v=W5vcB62ktEk
С праздником Пасхи и продолжающейся светлой седмицей! Христос воскресе!

Оффлайн Darja-v

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 44
Re: Церковное пение
« Ответ #172 : Февраль 18, 2014, 00:04:00 »
16 ФЕВРАЛЯ в 19.00
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
Концерт, посвященный 20-летию возрождения Московского Сретенского монастыря
Хор Сретенского монастыря, солисты: Дмитрий Белосельский, Алексей Татаринцев, Михаил Миллер и, к большому моему сожалению, не запомнила имя четвертого солиста, хотя он мне тоже понравился, а в программке этой информации нет 

Программа

Первое отделение
1. Кто ны разлучит от любве божия
2. Блажени, яже избрал и приял еси, господи
3. Ах, ты степь широкая
4. Однозвучно гремит колокольчик
5. Во кузнице
6. Степь да степь кругом
7. Выхожу один я на дорогу
8. Вечерний звон
9. Утро туманное
10. Белой акации гроздья душистые
+ Прощание славянки

Второе отделение
1. Амурские волны
2. Любо, братцы, любо
3. Когда мы были на войне
4. Не для меня придёт весна
5. Враги сожгли родную хату
6. Песня о тревожной молодости
7. Дороги
8. Вечер на рейде
9. Конь
10. На сопках Маньчжурии
11. Этот мир










Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Церковное пение
« Ответ #173 : Октябрь 22, 2014, 19:21:28 »
Митрополит Даниил: Наша вера рождает грусть о потерянном рае

http://www.arh-eparhia.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=45025

22 Октября 2014

Участники православного кафе «Три свечи» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова обсудили влияние музыки на воспитание человека. Гостем вечера стал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Владыка напомнил слова псалмопевца Давида: «Блаженные люди, ведущие воскликновение!», счастливы те люди, которые понимают, знают и ценят пение. «У нас в Церкви все связано с пением. Пение, особенно правильное, возвышает душу и через покаяние приводит к Богу. Через пение богослужебные тексты доходят прямо до самого сердца, — отметил архиерей. — Очень важно качество пения. Правильное пение настраивает на покаяние, а иное, неуместное в храме, не располагающее к умилению — бесплодно».

Владыка кратко напомнил о трансформациях в русском иконописном и певческом искусстве, происходивших на рубеже XVII-XVIII веков: «В этот период наше церковное искусство заимствует многие вещи у итальянцев, изменяется богослужебное пение и иконопись. Теперь мы обладаем огромным культурным багажом — у нас есть и знаменный распев и многоголосие, есть совершенное разноплановые произведения. Мы можем выбирать и видим, что одна Херувимская песнь более умилительная, чем другая, более покаянная, нужно чувствовать разницу. Важно понимать, из какого сердца идет звук. Профессионалы из оперы могут петь так, что тебя это не волнует, никак не помогает молитве, а простые монахи в обители поют, пропуская через каждый звук через свое сердце, и это тебя трогает, настраивает на покаянный лад».

Протоиерей Евгений Соколов отметил, что тема кафе не является специфически церковной, однако напрямую связана с духовной жизнью: «Сегодня мы говорим о духовной проблеме. Всегда знали люди, что на тело действует много факторов, мы следим за собой, хотим быть здоровыми. Когда же дело касается души, наступает полная апатия: мы даже не в состоянии договориться о том, что вредно души и что полезно. Сегодня мы — родители, педагоги, пастыри — равнодушно взираем на то, как нашу молодежь губит совершенно непонятная музыка».

Священник выразил беспокойство по поводу увлечения многих людей рок-музыкой: «Я увидел одну страшную вещь. Мы все знаем, что такое пост — тренировка души, насколько ты можешь обрубить страсти. Однажды я попросил одного молодого человека: «Давайте сократим телевизор, интернет, пищу на время поста». Он ответил: «Да, хорошо». Однако когда дело доходило до музыкальных пристрастий: «Ой, батюшка, а вот это оставьте». В итоге мы договорились, что он удалит с компьютера всю музыку, он согласился. Через десять дней я спросил, как ему живется без музыки. Оказалось, что он все песни убрал, но две оставил. «Ну не могу я», — сказал он мне. И затем еще множество людей говорили мне, что не могут отказаться от рок-музыки».

По наблюдениям отца Евгения, именно любители рока не смеют отказываться от своих музыкальных пристрастий на время поста: «Почему любители романса, песни или инструментальной музыки спокойно убирают и не слушают во время поста музыку, а вот любители рока намертво привязаны к ней? Одна очень умная девушка из рок-тусовки однажды раскрыла мне секрет: «Вот у меня проблема, у меня плохо на душе, что я делаю? Я надеваю наушники, иду по улицам города. Через 20 минут проблема уходит». Рок-музыка — легкий наркотик, который настолько соблазнителен, что многие не могут отойти от этого. Вот поэтому мы пытаемся сказать, что это плохо».

Как отметил священник, многие представители рок-тусовки считают себя принадлежащими к элите: «Они говорят, что рок — это музыка протеста. Но это не протест, это индивидуализм! Это стремление показать, что я не такой как все. Подлинный протест — это ходить в церковь, когда над тобой смеются, когда тебя унижают и угрожают, как делали бабушки в Советском Союзе».

По словам миссионера, в рок-музыке главное внимание уделяется ритму. Однако именно ритм представляет собой наиболее примитивную составляющую музыкального материала. «Низменное выходит как самое главное, как смысл этой музыки», — отметил отец Евгений.

Священник призвал задуматься о том, что в наши дни происходит катастрофическое обнищание культуры: «Сегодня мы не слышим русской народной песни, не слышим классической музыки. Это страшно, мы теряем богатейший пласт родной культуры. Наши дети ничего не читают и не слушают никакой качественной музыки, и мы несем за это ответственность».

По словам отца Евгения, следует понять, почему мы не слушаем добрую, серьезную, качественную музыку: «Мы наследники великой культуры, обладатели огромного музыкального богатства. Почему мы не можем слушать хорошую музыку? Потому что для понимания музыки, ее надо изучать, нужно учиться слушать классическую музыку, чтобы полюбить ее, надо учиться слушать оперу и симфонические произведения. Это труд, и любовь к нему следует воспитывать с детства. Мы учим ребенка физике, математике, литературе, таким же образом надо прививать ему любовь к настоящей музыке. Мы с вами ведем непонятную музыкальную политику. Масса музыки, но нам навязали только одно! Мы это допустили, мы проглотили. Нужно что-то менять, нужно хотя бы говорить об этом».

В заключение вечера митрополит Даниил обратил внимание на особенность русской народной песни — она отличается особой грустью. «Это идет от нашей веры. Мы имеем правильную веру, которая предполагает постоянное покаяние и чувство своего недостоинства перед Богом. Если я не борюсь со своими грехами, никто за меня этого делать не будет. В русских песнях все это отражено, поэтому они грустны. Русская душа чувствует, что земля это не место счастья и беззаботности. Это место изгнания, страдания, испытания, место наказания. Смерть — это наказание за грех Адама. Каждый из нас несет в своей телесности последствия грехопадения. Наша вера рождает грусть о потерянном рае, о том, что душа не в порядке, о том, что счастье недостижимо, а земными благами невозможно насытиться», — рассказал митрополит Даниил.

Ведущая вечера, известный архангельский педагог Лариса Толкачева напомнила, что православное кафе «Три свечи» этой встречей открывает десятый год своего существования. По ее словам, за прошедшие годы прошло около семидесяти встреч.

Пресс-служба Архангельской епархии
22 Октября 2014
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Церковное пение
« Ответ #174 : Июль 13, 2015, 22:20:42 »
На Валааме всем миром возродят традиции православного пения

Текст: Алексей Васильев (Карелия)

http://www.rg.ru/2015/07/13/reg-szfo/valaam-anons.html
Che mai sento!