Автор Тема: Александр Батурин (бас-Баритон)  (Прочитано 14948 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Александр Батурин (бас-Баритон)
« : Март 19, 2012, 22:12:46 »
Место рождения Александра Иосифовича - местечко Ошмяны, под Вильнюсом (Литва). Будущий певец происходил из семьи сельского учителя. Его отец умер, когда Батурину исполнился только год. На руках у матери, кроме маленького Саши, было ещё трое детей, и жизнь семьи протекала в большой нужде. В 1911 году семья Батуриных переезжает в Одессу, где через несколько лет будущий певец поступает на курсы автомехаников. Чтобы помочь матери, он начинает работать в гараже и в пятнадцать лет уже водит автомашины. Возясь у мотора, молодой шофёр любил петь. Однажды он заметил, что вокруг него собрались коллеги по работе, с восхищением слушая его красивый молодой голос. По настоянию друзей Александр Иосифович выступает на вечере самодеятельности в своём гараже. Успех оказался столь значительным, что на следующий вечер пригласили профессиональных певцов, которые дали высокую оценку А. И. Батурину. От союза транспортных рабочих будущий певец получает направление на учёбу в Петроградскую консерваторию.

Послушав пение Батурина, Александр Константинович Глазунов, который был тогда ректором консерватории, дал следующее заключение: "Батурин обладает выдающимся по красоте, силе и объёму голосом тёплого и сочного тембра..." После вступительных экзаменов певца принимают в класс профессора И. Тартакова. Батурин учился в это время хорошо и даже получал стипендию им. Бородина. В 1924 году Батурин заканчивает с отличием Петроградскую консерваторию. На выпускном экзамене А. К. Глазунов делает запись: "Превосходный голос красивого тембра, сильный и сочный. Ярко талантлив. Ясная дикция. Пластическая декламация. 5+ (пять с плюсом)". Нарком по просвещению, ознакомившись с этой оценкой знаменитого композитора, направляет молодого певца для совершенствования в Рим. Там Александр Иосифович поступает в Музыкальную академию "Санта Чечилия", где занимается под руководством знаменитого Маттиа Баттистини. В миланском театре Ла Скала молодой певец поёт партии Дона Базилио и Филиппа II в "Дон Карлосе", а затем выступает в операх "Бастьен и Бастьенна" Моцарта и "Колен" Глюка. Батурин побывал также и в других городах Италии, участвуя в исполнении Реквиема Верди (Палермо), выступая в симфонических концертах. После окончания Римской академии певец совершает гастрольную поездку по Европе, посещает Францию, Бельгию и Германию, а затем возвращается на родину и в 1927 году его зачисляют солистом в Большой театр.

Первое его выступление в Москве состоялось в партии Мельника ("Русалка"). С тех пор Александр Иосифович исполнил на сцене Большого множество ролей. Он поёт как басовые, так и баритоновые партии, потому что диапазон его голоса необычайно велик и позволяет справляться с партиями Князя Игоря и Гремина, Эскамильо и Руслана, Демона и Мефистофеля. Такая широта диапазона явилась результатом напряжённой работы певца над постановкой голоса. Сказались, конечно, и отличная вокальная школа, которую прошёл Батурин, приобретённое им умение пользоваться различными регистрами голоса, изучение техники звуковедения. Особенно интенсивно работает певец над образами русской оперной классики. Слушатели и критика особо отмечают созданные артистом образы Пимена в "Борисе Годунове", Досифея в "Хованщине", Томского в "Пиковой даме".

С тёплым чувством вспоминал Александр Иосифович Н. С. Голованова, под руководством которого он приготовил партии Князя Игоря, Пимена, Руслана и Томского. Творческий диапазон певца расширило знакомство с отечественным фольклором. А. И. Батурин проникновенно пел русские народные песни. Как отмечала критика тех лет: "особенно удаются ему "Эй, ухнем" и "Вдоль по Питерской"..." В годы Великой Отечественной войны, когда Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве (Самара), на его сцене была осуществлена постановка оперы Дж. Россини "Вильгельм Телль". Александр Иосифович, исполнявший заглавную партию, так рассказывал об этой работе: "Мне хотелось создать яркий образ мужественного борца с угнетателями своего народа, фанатически защищающего свою родину. Я долго изучал материал, старался ощутить дух эпохи, чтобы нарисовать правдивый реалистический образ благородного народного героя." Разумеется, вдумчивая работа принесла свои плоды.

Много внимания уделял Батурин работе над обширным камерным репертуаром. С увлечением исполнял певец произведения современных композиторов. Он стал первым исполнителем посвящённых ему Д. Д. Шостаковичем шести романсов. Принимал А. И. Батурин участие и в симфонических концертах. К числу удач певца современники относили исполнение им сольных партий в Девятой симфонии Бетховена и симфонии-кантате "На поле Куликовом" Шапорина. Снялся также Александр Иосифович в трёх кинофильмах: "Простой случай", "Концерт-вальс" и "Земля".

После войны в Московской консерватории А. И. Батурин вёл класс сольного пения (среди его учеников Н. Гяуров). Он подготовил также научно-методический труд "Школа пения", в котором стремился систематизировать свой богатый опыт и дать подробное описание приёмов обучения пению. С его участием был создан специальный фильм, в котором широко освещены вопросы вокальной теории и практики. Долгое время в Большом театре Батурин работал педагогом-консультантом.

http://www.belcanto.ru/baturin.html

http://intoclassics.net/news/2010-01-10-12825 - Сборник арий

http://www.youtube.com/watch?v=E9xJ7xhuiT8 - Князь Игорь

http://www.youtube.com/watch?v=wd60Oc9TFHg - Эбн-Хакиа

Отличный певец, в басовом репертуаре звучит как настоящий бас, когда поет баритоновые партии получается очень по баритоновому.

В статье упоминается труд певца  "Школа пения", интересно реально ли его достать на просторах интернета?


Оффлайн Nepogoda

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 53
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #1 : Март 19, 2012, 22:40:42 »
Великий русский бас Батурин занимает особое место в итории мирового вокального искусства! Когда слушаешь его записи забіваешь про всех итальянских премьеров!И легенда о том , что он ученик Баттистини ,вполне укладівается на весь звукоряд, оставленній нам для констатации чуда!!!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #2 : Март 20, 2012, 00:58:12 »
Большое, практически полное собрание записей А.И. Батурина на двух дисках должно выйти в ближайшие 2-3 месяца в Аквариусе!!!

Полнозвучный голос А. Батурина доставляет неимоверное наслаждение, что бы он ни пел. Но больше всего он производит впечатление в певучих кантиленных ариях. В этом смысле меня всегда удивляло, почему как раз этот его репертуар менее всего известен. Такие его шедевры, как ария Руслана, стансы Нилаканты (в двух вариантах), монолог Пимена - ни разу не издавались или не переиздавались с очень давних времен. А ведь Батурин был единственным исполнителем партии Руслана, который участвовал в трех постановках оперы Глинки в Большом театре - 1931, 1937 и 1948 гг.!



Кроме того, Батурин был потрясающим камерным певцом. Более красивого исполнения, например,  романса Гурилева "После битвы", наверное, трудно представить:
http://www.youtube.com/watch?v=LdXPu5rvdZU

К счастью, сохранилось немало песен и романсов в его исполнении, которые так же как и оперные арии, составили отдельный диск.

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #3 : Март 21, 2012, 15:02:45 »
Уникальный конечно голос, подобный Политковскому...

А что о книге совсем никакой информации нет::?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #4 : Март 21, 2012, 16:48:58 »
А что о книге совсем никакой информации нет::?
Не факт, что она выходила. Возможно, это была какая-то внутрикафедральная работа.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #5 : Апрель 03, 2012, 16:43:42 »


Предлагаю окунуться в атмосферу Большого театра конца 1940-х гг. и послушать уникальную трасляционную запись - фрагмент из спектакля "Борис Годунов" (начало сцены в келье Чудова монастыря) с участием А.И. Батурина и Г.М. Нэлеппа. Живых записей от Большого театра того времени осталось так мало, что каждая кажется на вес золота. Оба певца словно созданы для этих партий. Какие выразительные вокальные образы! Кажется, что та музыкальная речь, над созданием которой столь усердно трудился гениальный Мусоргский, нашла в этом исполнении идеальное воплощение. Красивое выразительное пение, где слышишь не только каждое слово, но и букву -  при безупречном звуковедении. Пение глубоко осмысленное, с множеством тончайших нюансов. Наверное, это и есть то, ради чего мы слушаем сегодня записи старых Мастеров.

http://www.moskva.fm/play/2101/1293381578


А. Батурин и Г. Нэлепп

Хотя ведушая "Орфея" объявляет, что дирижирует А. Мелик-Пашаев, по моим сведениям дирижер - Зденек Халабала. Доверять ведущей я не могу, поскольку она здесь дважды называет Нэлеппа Григорием. К сожалению, других фрагментов этого спектакля мне не попадалось.

Оффлайн Oleksa

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 41
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #6 : Апрель 03, 2012, 17:41:35 »
Мне приходилось читать, что у М.Баттистини не было учеников.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #7 : Апрель 03, 2012, 17:50:41 »
Мне приходилось читать, что у М.Баттистини не было учеников.
По крайней мере, можно назвать еще одного - С. И. Мигай. Но он брал уроки у Баттистини в России:

"С февр. 1912 обучался пению (свыше 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве М. Баттистини, под чьим рук. подготовил партии Дон Жуана (одноим. опера В. А. Моцарта), Фигаро ("Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта) и Жермона ("Травиата" Дж. Верди)".
А.М. Пружанский. "Отечественные певцы..."


http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%86%D1%8B/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B9%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #8 : Апрель 03, 2012, 22:43:53 »
Цитировать
Предлагаю окунуться в атмосферу Большого театра конца 1940-х гг. и послушать уникальную трасляционную запись - фрагмент из спектакля "Борис Годунов" (начало сцены в келье Чудова монастыря) с участием А.И. Батурина и Г.М. Нэлеппа.

Великолепная запись. Как же они оба хороши! Поют просто блестяще.

Оффлайн Oleksa

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 41
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #9 : Апрель 07, 2012, 22:55:37 »
Для того, чтобы всегда быть в форме, обеспечивающей ему достижение вокальных и художественных высот в каждом его выступлении перед публикой, Баттистини должен был себе создать и поддерживать исключительно жесткий жизненный режим. Во время составления контрактов он всегда оговаривал, чтобы количество выступлений в месяц не превышало 4-х. Остальное время он подготавливал себя к выступлениям регулярными вокальными упражнениями, необходимыми репетициями, записями своего репертуара на грампластинки и обязательным отдыхом.

Позволял ли его жесткий режим иметь учеников и нужно ли это было Баттистини?

На этот вопрос можно ответить только отрицательно, потому как обычно к преподавательской деятельности в области вокального искусства обычно обращались лишь певцы, вынужденные, вследствие различных причин, и главным образом из-за потери голоса, покинуть сцену. При этом, как известно, занятия с певцами – это большая нервная и эмоциональная нагрузка и для учителей и для учеников. Но Баттистини прекрасно пел почти до своей кончины, и занятия с учениками были ему абсолютно не нужны. Он был баснословно богат и для сохранения своего волшебного искусства в надлежащей форме должен был избегать любых ненужных ему контактов с ненужными ему людьми.

Поэтому учеников у него никогда не было. Но многим начинающим и уже поющим певцам безусловно всегда хотелось попасть к Баттистини, чтобы у него поучиться, либо для совершенствования. И таких желающих брзусловно было очень много. Что же ему приходилось делать для защиты от ненужных и незванных искателей? Мне представляется, что для этого Баттистини приходилось иметь надежную защиту от публики после выступлений, а у себя дома - секретаря типа сталинского Поскребышева.

В русском переводе о Баттистини в 1968 г. была издана прекрасная биографическая книга Франческо Пальмеджани «Маттиа Баттистини. Король баритонов» (около 200 стр. текста). В книге нет ни единого слова о преподавательской деятельности Баттистини, поскольку, он сам, будучи величайшим виртуозом в области вокального искусства, пению никогда и никого не обучал. Предисловие к этой замечательной книге написано профессором пения Ленинградской консерватории Евгением Ольховским, который также, характеризуя Баттистини, вниманию не существовавшего преподавания им искусства пения не уделяет.
/.../
Но после смерти Баттистини в ряде музыкальных справочников и некоторых воспоминаниях появились сведения о том, что отдельным певцам все-таки удалось пробиться к Баттистини и поучиться у него искусству пения.

Здесь я буду повторять вновь и вновь, что сообщения о ^преподавательской деятельности^ Баттистини и его мифических ^учениках^, появившиеся в любых иностранных изданиях любых стран, могли быть перенесены ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из советских лживых источников. Больше ниоткуда они появиться не могли. А те, кто пытается заставить других поверить этой советской лжи, должны сначала ознакомиться с биографией Баттистини и его искусством, чтобы уяснить себе, что талант Баттистини был УНИКАЛЬНЫМ, которому можно было лишь причинить ущерб занятиями преподавательской деятельностью в области вокала, и что подобная деятельность была Баттистини абсолютно противопоказана.

Я позволил себе не поверить ни одному из случаев ^ученичества^ певцов у Баттистини и решил для этого выполнить некоторые исследования-расследования.

Собственно говоря, зачем мне все это понадобилось и зачем я стал писать об искусстве Баттистини и о его никогда не существовавших ^учениках^?

На меня было дважды совершено агрессивное нападение со стороны Нестора-Избицера, пытавшегося заставить меня признать, что советский певец Александр Батурин был учеником великого итальянского певца Маттиа Баттистини, а Баттистини был его учителем. Я несколько лет назад отверг это абсурдное утверждение Нестора-Избицера, но он вторично, в целях подрыва моего авторитета как специалиста в области опер и вокального искусства, вновь самым оскорбительным образом потребовал от меня соответствущих доказательств, назвав имена некоторых ^учеников^ Баттистини, которые также якобы были успешными педагогами вокального искусства.
/.../

-Направление молодого певца для совершенствования в фашистскую Италию (режим Муссолини был установлен в 1922 г.) в 1925 г. вызывает сомнения. Одного, без группы, без знания языка?

-О занятиях в академии "Санта-Чечилия" у Баттистини – грубый вымысел. Баттистини к академии "Санта-Чечилия" отношения не имел, а с 1925 по 1927 г концертировал в разных странах Европы (см. выше). В приведенной в МЭ аннотации, относящейся к академии "Санта-Чечилия", нет никаких следов ^преподавания^ в ней Баттистини и ^обучения^ в ней Батурина.

-О выступлениях Батурина в Ла Скала – грубый вымысел. Выступления русских и советских певцов в Ла Скала всегда были событиями мирового значения. В изданной в СССР в 1989 г.

книге «Театр Ла Скала», на стр. 64, названы имена русских певцов, певших в те годы (1925-1949) в Ла Скала (Kравченко, Веселовский, Ждановский), но имя Батурина не названо. В приведенной в МЭ аннотации, относящейся к «Театру Ла Скала», имя Батурина также не названо, но написано, что из советских певцов первой на сцене Ла Скала выступила Т. Милашкина (1961).

-Безграмотная фраза:^поёт партии Дона Базилио и Филиппа II в "Дон Карлосе."^

В приведенной выше справке отсутствуют некоторые важные подробности, отмеченные в первом томе советской МЭ (1973), стр. 350, поэтому ниже я также привожу оттуда аннотацию о Батурине (с исключением не представляющих интереса для данной статьи сведений о репертуаре Б. в Большом и его гастролях за рубежом):

(2) Из МЭ (1973). ^БАТУРИН Александр Иосифович [р. 4 (17) V1 1904, г. Ошмяны, ныне Гродненской обл., БССР] – советский певец (бас-баритон). Нар. арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1945. В 1925 окончил Ленинградскую консерваторию по кл. пения К. С. Исаченко (ранее занимался в классе И. В. Тартакова. В 1925-27 учился в римской муз. академии «Санта-Чечилия» у М. Баттистини и П. ди Пьетро. Выступал в Турине, Палермо, Риме, Милане. В 1927 дебютировал в партии Мельника на сцене Большого т-ра. До 1958 солист этого т-ра.
/.../
Здесь я должен привести самый знаменитый пример ученичества(?) у Баттистини великого русского певца-баритона Сергея Мигая. Для меня Мигай среди всех русских баритонов – самый любимый. Его манера пения, действительно, ближе, чем у всех других русских баритонов, к баттистиниевской манере (хотя при этом в искусстве бельканто между ними дистанция огромного размера). В МЭ о Мигае написано, что он ^брал уроки пения у Баттистини во время его гастролей в России (1911-13)^. А в капитальном труде А. Пружанского «Отечественные певцы. 1750-1917», M. 1991, o Мигае даже написано следующее:

^С февраля 1912 обучался пению (св. 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве М. Баттистини, под чьим руководством подготовил партии Дон Жуана, Фигаро («Св. Фигаро») и Жермона».^

Случаю с Мигаем можно было бы, благодаря записям, поверить больше, нежели любым другим примерам ^ученичества^ у Баттистини, потому как мигаевская элегантная манера пения может вызывать восхищение у всех любителей вокального искусства. Но сомнительно, что Сергей Мигай мог взять у Баттистини более 100 уроков. Ведь для этого Баттистини пришлось бы, кроме участия в оперных спектаклях и концертах, заниматься с Мигаем, нарушая свой жесткий режим, совершенно ему необходимый для сохранения и поддержания высочайшего уровня своего вокального искусства, и лишая себя необходимого отдыха.

В брошюре П. Гусева «Сергей Иванович Мигай. Очерк жизни и творческой деятельности», Л. 1975 можно найти подтверждение, что выдумыванием о ^занятиях^ пением с Баттистини, могли заниматься не только сами певцы, но и их биографы.

С. Мигай: ^На каждом уроке, занимаясь со мной с так называемых 'азов', Баттистини упорно и настойчиво требовал от меня анализа пропетых упражнений…^.

П. Гусев: ^По свидетельству Шкафера, до занятий с Баттистини Мигай 'густил' звук, но после них его голос приобрел ровность и мягкую окраску на всем диапазоне^.

(Берусь утверждать, что приведенное ^свидетельство Шкафера^ является собственной выдумкой Гусева, потому как в книге В. Шкафера «Сорок лет на сцене русской оперы», Л. 1936, о Мигае этого не сказано. Сам же Шкафер, будучи почти ровесником Баттистини, на высказывание подобной глупости, на мой взгляд, способен не был, а Гусев, пытаясь придать бОльшую правдоподобность мигаевским выдумкам, таким образом, заодно дискредитирует выдающегося оперного деятеля, приписывая ему высказывание о Мигае, которого в названной книге не было, и сомнительно, чтобы у Гусева были какие-либо другие ^источники^ –Я.Р.).

Во второй половине сороковых годов в вокальном кружке института, в котором я учился, инструктором временно подвизался некий Михаил Шварц. Случайно зашел разговор о Мигае как ученике Баттистини. Шварц категорически отверг подобные высказывания, веско заявив, что Баттистини никогда и никого не обучал вокальному искусству. Я решил сослаться на это свидетельство, потому что в те же годы мне стало известно, что вскоре Шварц получил в Мариинском театре работу главного консультанта по вокалу.

http://www.lebed.com/2007/art5206.htm

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #10 : Апрель 08, 2012, 00:19:05 »
В недавно вышедшей книге "Большой театр: Золотые голоса" про обучение Батурина в Италии написано более осторожно: "...стажировался с октября 1925-го по июль 1926 года в консерватории "Санта Чечилия"" под руководством П. де Пьетро, пользовался консультациями у М. Баттистини и получил диплом "Licenza superiore" об окончании специального курса пения". Все-таки, "пользоваться консультациями" - это не то же самое, что "заниматься под руководством". Тем более называется имя его реального педагога - П. де Пьетро.

По поводу Мигая - все-таки нет оснований совсем отвергать сведения, сообщаемые его учеником П. Гусевым с приведением дословного рассказа самого Мигая. С. Ю. Левик в книге "Четверть века в опере" (http://aca-music.ru/analit/knigi.htm) пишет о Мигае: "Первоклассная техника давала Мигаю возможность буквально сверкать в лирическом репертуаре («Травиата», «Дон-Жуан», «Севильский цирюльник», даже в «Бал-маскараде» и других итальянских операх этого типа). И здесь больше всего чувствовалось влияние Баттистини, учеником которого Мигай одно время старался быть, ездя по России за «королем баритонов» во время его гастролей в нашей стране, присутствуя на его репетициях, спектаклях и домашних занятиях, получая от Баттистини полезнейшие консультации, живя вокальной атмосферой, создаваемой вокруг себя несравненным артистом, усиленно работая над всем тем, что он наблюдал у самого Баттистини и у его нередко прекрасных партнеров".

Таким образом, учеников в прямом и полном смысле слова у Баттистини, вероятно, не было. Но это не значит, что он не давал консультации. Главное - и Батурин, и Мигай вполне могут считаться учениками Баттистини по результату, который мы слышим в их записях. Не даром тот же Левик говорит, что Мигая с самого начала прозвали "русским Баттистини":
"Он буквально пленил Петроград, когда впервые выступил там в большом концерте Леонида Виталиевича Собинова. Уже в первом антракте он многими был назван «русским Баттистини». У него был красивый голос — очень мягкий, легкий, какой-то воздушный, идеально-выровненный, с технической точки зрения совершенно обработанный, опертый на дыхание, самый звук его был задушевным. Если в самых трудных оперных ариях Мигай поражал легкостью исполнения, то в классических романсах его звук был полон какого-то интимно-музыкального шарма".

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #11 : Ноябрь 17, 2012, 01:56:35 »
Ура!!! Первый за всю историю сольник А.И. Батурина с полным собранием арий и сцен из опер выходит уже в самое ближайшее время (неделя-полторы).

Среди моих знакомых нет таких, кому бы этот певец не нравился. Он нравится всем. Ценят его и за рубежом (о чем свидетельствует страничка на фейсбуке). Главная особенность этого диска - полностью учтенная дискография, без каких бы то ни было лакун (за исключением некоторых вариантов одних и тех же произведений на грампластинках, которым мы предпочли фондовые оригиналы). Самое интересное - это те записи, которые еще ни разу не издавались или не переиздавались с довоенных лет. К ним относится, в первую очередь, потрясающая ария Руслана (с кабалеттой). Думаю, что наряду с записью М.О. Рейзена того же 1938 года исполнение Батурина по праву может считаться лучшим. Кроме того, впервые мы имеем возможность услышать стансы Нилаканты, причем в двух вариантах (довоенном и послевоенном). Батурин был, вероятно, единственным советским певцом (до Нестеренко), записавшим арию Мефистофеля Бойто со свистом (причем, еще до войны!). Есть в альбоме и несколько живых записей. Впервые издана сцена в келье Чудова монастыря - вероятно, самая поздняя (и даже последняя) запись Батурины. Как удалось выяснить, она была сделана 19 января 1957 года. Вероятно, это также одна из последних записей Г. М. Нэлеппа (поскольку сделана в год его смерти). В конце диска мы поместили две концертные записи Батурина - серенаду и куплеты Мефистофеля (Гуно). Это единственная возможность услышать Батурина на концерте (посв. юбилею пианиста С.К. Стучевского). Серенада Мефистофеля записана только на этом концерте. В общем, я доволен результатом. Теперь в нашем распоряжении имеются абсолютно все фондовые записи Батурина, а также все лучшие грамзаписи.



http://aquarius-classic.ru/album?aid=276&tid=9

 1. Ария Руслана (М. Глинка «Руслан и Людмила», 2 д.)
  2. Стансы Нилаканты (Л. Делиб «Лакме», 2 д.)
  3. Ария Мефистофеля (А. Бойто «Мефистофель», 1 д.)
  4. Куплеты Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 1 д.)
  5. Ария Игоря (А. Бородин «Князь Игорь», 2 д.)
6-7. Сцена в келье Чудова монастыря (М. Мусоргский «Борис Годунов», 1 д.)
  8. Ариозо Кочубея (П. Чайковский «Мазепа», 2 д.)
  9. Баллада Томского (П. Чайковский «Пиковая дама», 1 д.)
10. Песенка Томского (П. Чайковский «Пиковая дама», 3 д.)
11. Ариозо Эбн-Хакиа (П. Чайковский «Иоланта»)
12. Куплеты Эскамильо (Ж. Бизе «Кармен», 2 д.)
13. Стансы Нилаканты (Л. Делиб «Лакме», 2 д.)
14. Серенада Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 3 д.)
15. Куплеты Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 1 д.)

Дополнения:
16. Ах, Настасья (русская народная песня)
17. Вдоль по Питерской (русская народная песня)

Григорий Отрепьев - Г. Нэлепп (7), ведущий - М. Балакшеев (14, 15)
Оркестр Большого театра (1-3, 5-12). Дирижеры - С. Самосуд (1, 9-11), С. Сахаров (2, 3),
                              А. Мелик-Пашаев (5, 12), З. Халабала (6, 7), В. Небольсин (8 )
Секстет домр п/у А. Семенова (16, 17). Партия фортепиано - Г. Беркгольц (4), С. Стучевский (13-15)
Год записи: 1935 (8 ), 1937 (9, 10, 12), 1938 (1), 1939 (4), 1940 (2, 3, 11, 16, 17), 1941 (5),
                  1946 (13), 04.04.1950, БЗК (14, 15), 19.01.1957, Большой театр (6, 7).

Готовится к выпуску второй диск А. Батурина - с романсами и песнями. Этими дисками продолжается серия "Русское вокальное искусство", начатая альбомами А.В. Неждановой (http://aquarius-classic.ru/album?aid=176&tid=9) и Н.С. Ханаева (http://aquarius-classic.ru/album?aid=146&tid=9).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #12 : Декабрь 25, 2012, 16:38:59 »
Ну вот, наконец и второй диск на выходе. Теперь можно сказать, что весь Батурин собран.
Все известные и доступные записи Батурина учтены. Многие из них прежде не были известны. Например, мы никогда еще не слышали Батурина в зарубежном камерном репертуаре, тем более в итальянском (итал. песню он поёт особенно сочно).



http://www.aquarius-classic.ru/album?aid=281&tid=9

  1. Ирландская застольная (Л. Бетховен)
  2. Шотландская застольная (Л. Бетховен)
  3. Откровенное признание (В. Крешенцо)
  4. После битвы (А. Гурилев)
  5. Улетела пташечка (А. Гурилев)
  6. Блоха (М. Мусоргский)
  7. Для берегов отчизны дальной (А. Бородин)
  8. Вакхическая песня (А. Глазунов)
  9. Сосна (А. Мосолов)
10. Горные вершины (А. Мосолов)
11. Прощальное слово (М. Слонов)
12. Вдоль по Питерской (русская народная песня)
13. Песня о Родине (И. Дунаевский)
14. Все, чем теперь сильны мы и богаты (З. Компанеец)
15. Моя страна (З. Компанеец)
16. Прощай, папанинская льдина (З. Компанеец)
17. Девушка, прощай (Д. Кабалевский)
18. Часовой (В. Мурадели)
19. В бой, камарадос (А. Хачатурян)
20. Марш летчиков (Б. Шехтер)
21. Юность (М. Иорданский)
22. Песня о Сталине (М. Блантер)
23. Песня о вожде и друге (Л. Пульвер)
24. Дунайские волны (И. Ивановичи) из к/ф «Концерт-вальс»

Л. Алемасова, сопрано (23)
оркестр народных инструментов ВРК, дирижер - П. Алексеев (11, 12)
хор и оркестр Большого театра, дирижер - С. Самосуд (13)
хор п/у И. Юхова, симфонический оркестр ВРК, дирижер - А. Орлов (14, 15)
хор п/у А. Крынкина, ГСО, дирижер - С. Сахаров (22, 23)
партия фортепиано - С. Стучевский (1, 4, 5), А. Мосолов (9, 10), Г. Беркгольц (2, 3, 6-8, 16-21)
год записи: 1936 (3, 11, 12), 1937 (7, 8, 13), 1938 (14-21), 1939 (2, 6, 9, 10), 1940 (22-24), 1946 (1), 1948 (4, 5)

При составлении диска были использованы материалы трёх архивов и нескольких частных собраний. О некоторых записях хотелось бы сказать особо. Например, о романсах знаменитого советского авангардиста А. В. Мосолова, которые Батурин поёт под аккомпанемент автора. Песни З. Компанееца (14, 15) впервые публикуются в уникальных вариантах на тонфильмах. В них мы слышим хор под управлением И. И. Юхова, в прошлом регента, выпускника Синодального училища. Последний номер - "Дунайские волны" - фонограмма фильма "Концерт-вальс". Этот замечательный киноконцерт 1940 года почему-то ни разу не показывали полностью. Недавно мне довелось его посмотреть - он очень хорошо сохранился и в принципе его можно было бы выкупить и издать целиком. Но это сейчас, к сожалению, мало кому интересно и вряд ли мы соберем столько средств для его издания. В киноконцерте, помимо Батурина, участуют Д.Д. Шостакович, А.Ш. Мелик-Пашаев, М.Т. Семёнова, Э. Рознер, О.В. Лепешинская, Д.Ф. Ойстрах. Пожалуй, нигде нет такой большой съёмки молодого играющего Шостаковича, как в этом фильме (он исполняет вальс из кинофильма "Златые горы").




Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #13 : Декабрь 25, 2012, 21:19:41 »
А что о книге совсем никакой информации нет::?
Не факт, что она выходила. Возможно, это была какая-то внутрикафедральная работа.

Да, скорее всего это "внутриконсерваторское" учебное пособие, но в библиотеке МГК оно должно было остаться. Фильм ещё интереснее, но он, скорее всего, уже давно не существует физически.

И кстати, по-моему, не было упомянуто, что Батурин еще - лауреат Сталинской премии (за спектакль "Вильгельм Телль", 1942 г.).

  1. Ирландская застольная (Л. Бетховен)
  2. Шотландская застольная (Л. Бетховен)

А я и не знал, что у Бетховена две застольных !

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #14 : Январь 04, 2013, 14:07:43 »
Ну вот, наконец и второй диск на выходе. Теперь можно сказать, что весь Батурин собран.
Все известные и доступные записи Батурина учтены. Многие из них прежде не были известны. Например, мы никогда еще не слышали Батурина в зарубежном камерном репертуаре, тем более в итальянском (итал. песню он поёт особенно сочно).






Этот диск уже в продаже?  Я хочу его заказать, но рассылка с АКВАРИУСА по поводу выхода второго диска Батурина еще не приходила.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #15 : Январь 04, 2013, 14:32:55 »
Этот диск уже в продаже?  Я хочу его заказать, но рассылка с АКВАРИУСА по поводу выхода второго диска Батурина еще не приходила.

Уже вышел, можно заказывать. Я оповещаю гораздо быстрее, чем успевает рассылка )).
« Последнее редактирование: Январь 04, 2013, 17:28:23 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #16 : Март 01, 2015, 15:07:24 »
Немой фильм 1930 года с участием А. Батурина. Можно взглянуть на живого молодого Батурина:

http://youtu.be/RxDl2NDW5-o?t=58m12s

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #17 : Декабрь 19, 2015, 11:49:59 »
Шикарный голос, сочный, огромный, подвижный, какой-то стихийный. Слушаешь его - словно на море или на горы смотришь. Чем-то он сродни голосу Максима Дормидонтовича. Обоих люблю больше всех басов Большого театра.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #18 : Март 04, 2016, 10:57:50 »
Книжечка о Батурине с редкими фотографиями:

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=37355&mode=search

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 600
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #19 : Август 04, 2018, 16:37:05 »
Несколько афиш концертов и спектаклей с участием А.И. Батурина.

04.03.1928 г.



10.02.1929 г.



11.07.1927 г.



10.12. 1944 г.



02.12.1944 г.



06.12. 1940 г.



08, 09. 12. 1940 г.



18, 20. 11. 1944 г.



12-13.12. 1950 г.



16.12. 1950 г.



20.06.1927 г.


Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 146
Re: Александр Батурин (бас-Баритон)
« Ответ #20 : Август 08, 2018, 20:49:25 »
Неожиданно было увидеть в афише меццо-сопрано Ольгу Благовидову, чья карьера в Москве была очень короткой. Певица переехала в Одессу, где прославилась не столько как певица (хотя она исполняла репертуар ведущего меццо-сопрано в тамошнем театре), сколько как преподавательница вокала.