Автор Тема: Carmen в идеале и Lohengrin на стройплощадке  (Прочитано 6505 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Так уж жизнь сложилось, что сейчас кормлюсь музыкой исключительно на телеканале Mezzo. Пару строк о последних впечатлениях. Carmen в Мет. Спектакль 2010 года. На мой непросвещенный взгляд идеальное сочетание вокально-музыкальной части, в меру жесткой драматургии, умелая вставка балетных номеров и гармоничное использование современных технических возможностей сцены. Великолепно снято.
Lohengrin в Мюнхене. 2009 год. Яркое проявление того, что нынешние оперные режиссеры игнорируют очевидное. Музыка всегда "говорит". Непременно создает определенные образы. Вот постановка. Божественная музыка увертюры. 8 минут звучания. На сцене спиной к публике стоит Эльза и на кульмане чертит макет жилого дома. В дальнейшем все действие от начала до конца происходит на этой стройке. На сцене в натуре месят цемент, кладут кирпичи, бегают строители с тачками, юные девицы подносят строителям ящики с баварским пивом. Словом, действие происходит в современной Баварии. Что касается музыкальной части, все было на уровне. Совершенно бешеный успех. Публика визжала от восторга. Все западные меломаны привыкли к современной интерпретации классических опер и воспринимают эти постановки как должное.
Посему надо признать, что и на наших сценах неизбежно будет происходить подобное. А на всякую критику вам ответят: "Вы хотите отстать от современных мировых тенденций?" Против лома нет приема...
P.S. Еще безумно понравилась "Thais" в постановке Мет. 2008 год. Никогда прежде эту оперу не слышал.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Carmen в идеале и Lohengrin на стройплощадке
« Ответ #1 : Апрель 04, 2012, 01:32:39 »
Lohengrin в Мюнхене. 2009 год. Яркое проявление того, что нынешние оперные режиссеры игнорируют очевидное. Музыка всегда "говорит". Непременно создает определенные образы. Вот постановка. Божественная музыка увертюры. 8 минут звучания. На сцене спиной к публике стоит Эльза и на кульмане чертит макет жилого дома. В дальнейшем все действие от начала до конца происходит на этой стройке. На сцене в натуре месят цемент, кладут кирпичи, бегают строители с тачками, юные девицы подносят строителям ящики с баварским пивом. Словом, действие происходит в современной Баварии. Что касается музыкальной части, все было на уровне. Совершенно бешеный успех. Публика визжала от восторга. Все западные меломаны привыкли к современной интерпретации классических опер и воспринимают эти постановки как должное.
Посему надо признать, что и на наших сценах неизбежно будет происходить подобное. А на всякую критику вам ответят: "Вы хотите отстать от современных мировых тенденций?" Против лома нет приема...

Есть: полупустые залы.
"Сказки Гофмана" в МТ, 23 февраля, не премьерный показ, без Гергиева. Зрители начали разбегаться после 1 действия. И если уходившие после 2 д., в основном, просто боялись опоздать на метро, то после 1 д. сбегали именно с постановки. Я вот надеюсь, что спектакль этот свозят в следующем году на "Золотую маску", и канет он в Лету, как "Троянцы", которые в прошлом году шли раз, а в этом будут только в концертном исполнении. (Не везёт французской опере в МТ.)
Старые классические постановки "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы", опять же, вернули в своё время.
С другой стороны, премьеры прошлого сезона, "Аида" и "Сон в летнюю ночь", почти всегда проходят практически с аншлагом. И их ставят чуть не каждый месяц. В "Аиде" мне понравилось не всё, но и сказать что ужас-ужас тоже не могу. Старая "монументальная" постановка, которая, кстати, периодически появляется в афише, тоже не идеал.
Мне кажется, что нужно просто "голосовать ногами", оперные режиссёры, может, это и проигнорируют, а вот директора театров - вряд ли.

Знакомая недавно дала посмотреть диск с метовским "Макбетом", с Гулегиной, год не помню, к сожалению. Современные костюмы, автоматы, даже джип был. Декорации при этом "классические". Спектакль очень понравился, ничто не смущало, потому что смысл не поменялся. И, наверное, потому что всё было стильно и красиво, а не убого.

Спасибо за отзыв, попробую найти "Кармен".

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Re: Carmen в идеале и Lohengrin на стройплощадке
« Ответ #2 : Апрель 06, 2012, 13:40:08 »
Авангардные оперные спектакли не приемлю, дал себе слово, что больше на Чернякова ни ногой.
Рвется нить времени, уничтожается культура истории.  Невозможно объяснить внучке, почему Онегин с Ленским дуэль на столе, а Татьяна поет письмо, стоя на столе.
Нужно, как говорил Темирканов или Федосеев (не помню) принять закон об неприкосновенности сценографии оперы.
А то много появилось сейчас  оперрежев, этих оборотистых черняковых, которые ставят на потребу директорам театров (для посещаемости, сборов) обыкновенную современную лабуду, подсмотренную с телесериалов.

Оффлайн Sletelena

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Re: Carmen в идеале и Lohengrin на стройплощадке
« Ответ #3 : Апрель 13, 2012, 03:26:11 »
Цитировать
Lohengrin в Мюнхене. 2009 год. Яркое проявление того, что нынешние оперные режиссеры игнорируют очевидное. Музыка всегда "говорит". Непременно создает определенные образы. Вот постановка. Божественная музыка увертюры. 8 минут звучания. На сцене спиной к публике стоит Эльза и на кульмане чертит макет жилого дома. В дальнейшем все действие от начала до конца происходит на этой стройке. На сцене в натуре месят цемент, кладут кирпичи, бегают строители с тачками, юные девицы подносят строителям ящики с баварским пивом. Словом, действие происходит в современной Баварии. Что касается музыкальной части, все было на уровне. Совершенно бешеный успех. Публика визжала от восторга. Все западные меломаны привыкли к современной интерпретации классических опер и воспринимают эти постановки как должное.

Там, между прочим, не всё действие на стройке происходит - в третьем акте дом Эльзы и Лоэнгрина уже построен - а затем, как несложно догадаться, порушен. Постановка вообще несколько хаотическая, но в чём её плюс и почему публика визжала от восторга - сценическое действо как раз нигде не идёт прямо против музыки. Никаких Эльз в клетках, Лоэнгринов в офисных костюмах, постелей в третьем акте! Да, на общем фоне данная постановка вызывает чувство благодарности, во-первых, за то, что образы главных героев не изгажены режиссёром и - самое главное - прекрасно сыграны и спеты. Хартерос на редкость выразительна и вокально, и как актриса; Кауфманн - просто очень хорош. Шустер (Ортруда) тоже замечательная.

Кстати, по тому же "Меццо", по-моему, в своё время показывали баденбаденского "Лоэнгрина" с Фогтом. Вот это реальная модерновая тоска - скучная, непродуманная, статичная постановка. Даже рояль "из кустов" в третьем акте не спасает. И к тому же слушать, кроме Майер (Ортруды) и Кёнига (Короля) некого.

Но такими же скучными и статичными бывают и классические постановки. Просто сейчас они в явном меньшинстве, поэтому этот факт не так бросается в глаза. А закон о неприкосновенности сценографии оперы... с какого, простите, момента? Минималистские постановки были уже во времена Малера. И потом, авангардная режиссура зачастую хоть как-то прикрывает не слишком высокий класс вокалистов. А если этого не делать, тогда вообще получается, что две трети оперных театров надо просто закрыть.

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Re: Carmen в идеале и Lohengrin на стройплощадке
« Ответ #4 : Апрель 16, 2012, 10:11:18 »
Цитировать
Но такими же скучными и статичными бывают и классические постановки. Просто сейчас они в явном меньшинстве, поэтому этот факт не так бросается в глаза. А закон о неприкосновенности сценографии оперы... с какого, простите, момента? Минималистские постановки были уже во времена Малера. И потом, авангардная режиссура зачастую хоть как-то прикрывает не слишком высокий класс вокалистов. А если этого не делать, тогда вообще получается, что две трети оперных театров надо просто закрыть.

« Последнее редактирование: Апрель 16, 2012, 11:48:21 от АлексВин »

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Re: Carmen в идеале и Lohengrin на стройплощадке
« Ответ #5 : Апрель 16, 2012, 11:49:35 »
Скучными и статичными могут быть и классические постановки, и авангардные.
Многое, если не все зависит от певцов, оркестра, дирижера, режиссера, художника.
Если есть в постановке идея, развернутое событие и она реализована всеми имеющимися средствами, то спектакль получился, если нет..., то и нет!
А, часто мы наблюдаем эклектичные, подсмотренные, заимствованные сценографии из других спектаклей, у других режиссеров, порой, лишенные всякого смысла, логике да и мало соответствующие содержанию (либретто) оперы.