Автор Тема: Профессиональный дилетантизм - бесперспективная реальность  (Прочитано 110487 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2470.135

По поводу того, что в "Пене" "преобладает атональность с гармоническими вставками", могу лишь порадоваться, что я ни разу не музыковед. Т. к., на мой взгляд, "Пена" - тональное, или, как минимум, посттональное произведение, в котором звуковысотная логика опирается на тоникальность, классико-романтическую гармоническую систему, т. е. такие вещи, как плагальность, автентичность, тяготения и разрешения и проч., проч. Впрочем, повторю: какое счастье, что я НЕ музыковед и НИЧЕГО в этом не понимаю! :)

Вопрос ! Как можно давать аналитическую оценку сочинению и, при этом, признаваться в том, что не обладаешь базой знаний достаточной для элементарного анализа музыки, да еще и кичиться этим ? Как со стороны к этому относиться ? Как в этой связи относиться к самому его творчеству ?

__________________________________


Я вовсе не хочу отвечать на данный месседж, но мне бы хотелось попытаться прикоснуться к проблеме, которая в нем выражена.

Можно ли профессионально заниматься композиторским творчеством не имея  элементарных представлений о музыкальной технологии, истории музыки ? Можно ли вообще претендовать на статус профессионального музыканта и, при этом, не иметь реальных теоретических знаний необходимых для самореализации в практической профессиональной деятельности ? Может ли музыкант в современном мире реализоваться в профессиональной сфере имея за плечами лишь диплом об окончании образовательного учреждения, но не имея специализированных профессиональных знаний в области теории музыки ? Можно ли всерьез претендовать на занятия профессиональной музыкальной деятельностью не имея музыкальных знаний по профилю ?

Можно, но с одной лишь оговоркой: деятельность эта будет находиться на любительском уровне. Цифровое изображение запечатленное камерой мобильного телефона и растиражированное в сети не будет являться фотографией созданной профессионалом, как и изображение на заборе не будет являться произведением искусства живописи. Почему ? Потому, что возникает за пределами истории конкретного искусства – его законов и форм выражения, а являет собой лишь творческое самовыражение неспециалиста. Я не вижу ничего плохого в том, когда человек стремиться заниматься творчеством, наоборот, это является характЕрной природной чертой человека творящего. Я не вижу ничего плохого в стремлении человека к творческому самовыражению, но только в том случае, когда деятельность дилетанта не претендует на статус профессиональной деятельности. Я категорически не приемлю вмешательства в профессиональную деятельность воинствующего и амбициозного дилетантизма несущего собой лишь разрушение сложившимся основам  профессиональных областей, тормозящих их исторический путь  развития.
Коренной признак дилетантизма – отсутствие специализированной профессиональной подготовки, отсутствие базовых теоретических знаний необходимых для их качественной реализации в практической деятельности. Деятельность же профессионала заключается не в наличии диплома (не только  в этом !), но гл. обр. в наличии базовых профессиональных знаний и природном таланте, необходимом для развития той или иной профессиональной специфики. Универсум знаний конкретной профессиональной сферы формирует ее исторический путь развития и без опоры на него невозможно свершать открытия в профессиональных областях, невозможно продолжать развитие в самой профессиональной сфере, поднимать ее на новый качественный уровень, отвечая всем тем вопросам, которые ставит перед современником его время.  

Можно ли профессионально заниматься композиторским творчеством не имея специализированных знаний в области теории и истории музыки, в области гармонии и полифонии, в области музыкальной формы и инструментовки ? Ответ элементарный: НЕВОЗМОЖНО ! И проблема не в наличии или отсутствии диплома, а в отсутствии профессиональных знаний в конкретной области, что не позволяет заниматься профессиональной областью в процессе ее исторического развития. Музыкальное образование самое большое из всех, что существуют. 7 лет ДМШ, 4 года среднее специальное звено, 5 лет ВУЗ. 16 лет и это не считая аспирантуры и докторантуры !
Не имея широких профильных знаний – невозможно реализовать потенциал в профессии. Не имея природного потенциала к конкретному роду деятельности, то и знания здесь не в помощь. Профессиональная композиторская деятельность предполагает если не абсолютные, то, по крайней мере, базовые знания в области теории и истории музыки, как и в области гармонии, полифонии, формы, инструментовки, оркестрового письма. Не имея представлений об истории музыки, композитор не сможет творить в ее исторических пределах, не сможет понимать особые закономерности в музыкальном творчестве современного времени, не сможет творить в рамках исторической перспективы. Не имея знаний в области точных музыкальных наук, композитор не только не сможет проводить грамотный анализ работ составляющих основу исторического музыкального процесса, но и не сможет логически развивать собственную художественную мысль, практически реализовать собственные творческие идеи.  
Ну как можно создать, скажем, сонату, не имея никакого представления о данном жанре, а также о типах формы в ее историческом развитии ? Но даже если, например, открыть учебник по форме и погрузиться в изучения необходимого материала, то этого окажется недостаточным.
Во-первых, нужно знать, что представляет собой абсолютную информацию, а что является сомнительными домыслами автора.
Во-вторых, потребуется анализ различных типов сонатной формы на примере конкретных эпохальных сочинений классиков, но для анализа материала непременно потребуются знания из области гармонии, теории музыки, а также полифонии. Здесь потребуются знания и из области истории музыки – это необходимо для понимания исторического этапа в развитии данного жанра/формы на примере конкретного сочинения классика.  Композитор не может претендовать на статус профессионала, если он не обладает базовыми научными знаниями, позволяющими ему на определенном уровне являться экспертом в области музыки. В случае, если композитор не обладает базой специализированных музыкальных знаний, он не может являться специалистом на уровне собственного творчества !

Свое «новое слово» могут выразить лишь те, кто имеют необходимые профессиональные знания и природный творческий потенциал.  Отсутствие профессиональных знаний не имеет перспективы в современном мире. Времена «петриков» прошли – наступили времена специалистов !
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2012, 13:34:02 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Не имея природного потенциала к конкретному роду деятельности, то и знания здесь не в помощь.

Ох... Вы ЕГЭ сдавали, Антарес?

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Ох... Вы ЕГЭ сдавали, Антарес?

Когда я сдавал, никаких ЕГЭ не было, но не в этом суть. Кстати, в сфере музыкального образования никакого ЕГЭ не сдается - это попросту невозможно :)
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Алексей Шмурак

  • Гость
Рад, что моё скромное сообщение вызвало такой многобуквенный полив пользователя со звёздным именем. Это уже давно стало доброй традицией.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Рад, что моё скромное сообщение вызвало такой многобуквенный полив пользователя со звёздным именем. Это уже давно стало доброй традицией.

Причина как раз в том, что ваше сообщение не отличается скромностью, чего не скажешь о вашем звукотворчестве. Хотя... Что суть вашего творчества: буквосложение или звукосложение ? Скорее первое. Но меня вовсе не интересует ваша творческая персона. Меня интересует та проблематика, что вы самовыразили :)

Важную проблему затронули.

"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн zoltan

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232

Важную проблему затронули.



Антарес , у Вас есть хоть капелька юмора ?  :) Если бы была , то бы Вы эту тему бы не открывали...

Неужели так сложно было понять , что у Алексея это была ироническая фигура речи ?...

А. Шмурак прекрасно подкован теоретически , и может дать фору в этом деле многим музыковедам

Так что, господа , перестаньте цепляться к словам , и выставлять себя на всеобщее посмешище

Алексей Шмурак

  • Гость
Неужели так сложно было понять , что у Алексея это была ироническая фигура речи ?...
А. Шмурак прекрасно подкован теоретически , и может дать фору в этом деле многим музыковедам

это и в самом деле интересный вопрос. Подкован ли я теоретически? Очевидно, что да, на каком-то уровне. Но дело в том, что "подкованность", то есть опыт дмш-десятилетки-консерваторского образования не есть панацея от проблем в творческом процессе. Панацеей является перманентное развитие, перманентный анализ и синтез полученных в результате как практики композиторской, так и слухового опыта / мыслительного опыта сведений / впечатлений / ощущений...

Никакая теория, никакое условное, оторванное от практики "знание" (в любой области: форма, фактура, звуковысотность, инструментоведение...) не будет работать, если не интегрировать его в каждодневный рабочий процесс.

К счастью, благодаря моей деятельности и благодаря участию / помощи окружающих меня творческих людей этот каждодневный процесс есть. И именно эта подкованность и есть то, что помогает и подсказывает мне в композиции.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Неужели так сложно было понять , что у Алексея это была ироническая фигура речи ?...

О нет ! Все что он говорит - это истинная правда. Видимо в бесконечных сетевых разговорах он утратил бдительность и наконец сказал то, о чем думал :) Ему бы промолчать, а он возьми да и скажи :))) Но для меня его месседж вовсе не является открытием. Да и речь в потоке вовсе не о нем, а о самой проблеме.

А. Шмурак прекрасно подкован теоретически , и может дать фору в этом деле многим музыковедам. Так что, господа , перестаньте цепляться к словам , и выставлять себя на всеобщее посмешище

Как он "подкован" я знаю. Словом, не надо рассказов о прекрасном !
Зацепил я Вас, Золтан :)))) Успокойтесь, проблемы творческой личности Шмурака меня не волнуют и никогда не волновали, меня волнуют проблемы музыки.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Gleb Yakovlev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 218
Antares - Bravo!!! Как всегда Вы находите нужные слова к нужному месту! После Вас даже добавить нечего - настолько всё грамотно и исчерпывающе!

Оффлайн Gleb Yakovlev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 218
Как он "подкован" я знаю.
И не только Вы наслышаны! )))  ;D ;)
В особенности в обсуждении его т.н. ,,Вариаций на тему Прокофьева,, Здесь он выдал свои ,,знания,, в области теории музыки во всей своей красе! )  ;D

Алексей Шмурак

  • Гость
В особенности в обсуждении его т.н. ,,Вариаций на тему Прокофьева,,

спасибо, что напомнил!

кому интересно - запись, ноты

Оффлайн zoltan

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232

Зацепил я Вас, Золтан :))))  меня волнуют проблемы музыки.

Вы меня не зацепили , Вы меня рассмешили , за что выражаю Вам благодарность  :)

а меня проблемы музыки не волнуют , потому что проблем не вижу  :) Какие проблемы ? Вокруг столько интересных творческих личностей ! Вдохновение в воздухе парит !

Хочется жить и творить , вот фестиваль "Гольфстрим " скоро стартует , 15-го июня...Исполним большое количество самой разнообразной современной музыки , хорошей музыки  :)

Алексей Шмурак

  • Гость
Хочется жить и творить , вот фестиваль "Гольфстрим " скоро стартует , 15-го июня...Исполним большое количество самой разнообразной современной музыки , хорошей музыки  :)

Кому интересно, ссылочки:

15 июня фейсбук вконтакте

17 июня фейсбук вконтакте

19 июня фейсбук вконтакте

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Вы меня не зацепили , Вы меня рассмешили , за что выражаю Вам благодарность  :)

а меня проблемы музыки не волнуют , потому что проблем не вижу  :) Какие проблемы ? Вокруг столько интересных творческих личностей ! Вдохновение в воздухе парит !

Вот !

Проблема в том, что Вы слепы и глухи :) Проблем у Вас нет. Все у Вас хорошо. Но посмотрите в глаза реальности. Ваши творческие поделки даром никому не нужны. Вы обратите внимание, что даже на уровне форума, Ваши авторские потоки практически никого не интересуют. Аналогичная ситуация и на концертных площадках.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Кому интересно, ссылочки:

Никому не интересно, поверьте мне. Никому не интересны ни ваши ссылочки, ни ваши сочинюшечки, ни вы сами. Вся ваша антитворческая шобла не то, что надоела - она уже никого не интересует в т.ч. и меня. Я говорю в потоке о проблемах творчества, а вам кажется, что о ВАС :)) Ну... примерили вы на себя то платье, что я скроил. А кто вас заставлял ? Вы сами ! Когда я писал свой пост, то я говорил в общем, по проблеме, а вы во всем этом увидели свой собственный творческий образ :) Наверное это не случайно.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Gleb Yakovlev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 218

Проблема в том, что Вы слепы и глухи :) Проблем у Вас нет. Все у Вас хорошо. Но посмотрите в глаза реальности. Ваши творческие поделки даром никому не нужны. Вы обратите внимание, что даже на уровне форума, Ваши авторские потоки практически никого не интересуют.
Хочу только заметить, что подобная ,,музыка,, все-таки вызывает интерес у слушателей. Проблема только в том, что слушатели эти - в подавляющем большинстве своем либо друзья/родственники композитора, либо его друзья - такие же композиторы.  ;) ;D И не более того  :)

Алексей Шмурак

  • Гость
Мне кажется, довольно в тему будут ответы российских композиторов на вопросы Екатерины Бирюковой:

1. Что определяет профессию композитора?
2. Есть ли у нее российская специфика?
3. Обязательно ли для нее специальное образование?
4. Можно ли на нее прожить?
5. Нужно ли к этому стремиться?
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?


ответы:

Борис Филановский

1. Воля к индивидуальному звуковому мироощущению.

2. Видимо, перекос воли в сторону покоя. Или счастья.

3. Боюсь, что да. Только специальное образование — это не консерваторские корочки. Это профессиональное отношение к звуковой организации времени. А место, где оно обретено, может быть самым неожиданным. Например, консерватория.

4. Отдельно в России — точно нет. Можно только в мире в целом — поэтому очень важно стирание границ. Есть композиторы, которые думают, что от этого они перестанут быть русскими композиторами, но на самом деле они боятся, что от тотальной открытости критерии внутри России изменятся и окажется понятно, что они, эти композиторы, так себе. Пока что национальные границы дают им частичный иммунитет: это, мол, такая русская специфика.

5. Лично я стремлюсь. Для меня важно получать деньги именно за сочинение. Попробую объяснить от противного. Когда деньги не важны, сочинение неизбежно превращается в хобби; само по себе это не хорошо и не плохо, но влечет за собой внутреннюю маргинализацию. Мол, я пишу для себя, в стол, ну или для друзей — но когда-нибудь меня оценят. Нет, времена изменились: сегодня если не оценивают при жизни, то потом не оценят тем более. Но и это не хорошо и не плохо; только вот если делание не имеет общественного выхода (показателем чего являются в том числе и деньги), рискуешь замкнуться в своем делании, а вот это безусловно плохо. Так что деньги — метафора обратной связи.

6. Я всю сознательную жизнь зарабатывал музыкальной журналистикой, но всегда воспринимал и продолжаю воспринимать ее не просто как нечто второстепенное, но как второсортное. Наверное, потому, что у меня очень жесткая самоидентификация: первый пункт опросника я осознаю как ядро своей личности. Не знаю, хороша эта негибкость или плоха.

7. Эскизы всегда на бумаге, начисто на компьютере.

Александр Маноцков

1. Владение набором навыков и контекстом их применения. Композитор — это тот, кто знает, что все-как-то-устроено. И сильнее всего переживает это в звуковой сфере
и понимает, что сопричастен этому устроению. И в этом есть и закон, и свобода. Пожалуй, это для меня определяет данную профессию.

2. Специфика есть — мы одна из тех стран, где такая профессия вообще есть и не в таком уж загоне. Еще специфика в том, что у нас сильная традиция, школы, и, попадая на питательную почву — западную, например, — мы легко приживаемся. Ну, понятно, что еще специфика в отживших каких-то вещах, с которыми принято вести ожесточенную словесную войну — но мне кажется, они сами отвалятся скоро, если не чесать.

3. Специальное образование совершенно необходимо — и оно продолжается всю жизнь. Хотя у меня, например, почти не было опыта учебы «в заведении». Но учителя необходимы — и не только поговорить о вечном. Много подробных ремесленных вещей без преподавателя осваивать неудобно.

4. Я вот живу. Я не очень исполняемый композер, но процентов пятьдесят моих доходов все же составляют деньги за музыку, которая не «музыка к...», а самостоятельные работы. Хотя в России это вообще труднее, чем на Западе, — у нас проще заработать киномузыкой, правда, и за нее часто платят очень мало, особенно в хороших фильмах.

5. Я к этому более-менее стремлюсь, уже давно отказываюсь от заработков, не связанных с чисто композиторской работой.

6. Альтернативные источники — ну, многие журналистикой какой-то занимаются. Еще можно брать деньги за мастер-классы, я иногда беру. Еще можно быть каким-нибудь худруком-куратором и т.п. Например, сейчас у меня есть такой паракомпозиторский проект — я изобретаю народную музыку несуществующего детского народа в проекте Филиппа Бахтина «Страна Детей», разрабатываю звукоряды, оркестры, методику и т.п. Некоторые подрабатывают оркестровками для попсовиков.

7. Я записываю на бумаге и на компьютере — когда как удобно, смотря по обстоятельствам. «Медиум» на меня не особо влияет. Набросок удобно делать в нотном молескине — жаль, их не делают с мелкими, «партитурными» линейками, алеаторику всякую удобнее рисовать руками

Виктор Екимовский

1. Умение сочинять музыку и дьявольская работоспособность.

2. Есть. В настоящее время у нас громадное количество дилетантов и графоманов, без зазрения совести называющих себя композиторами.

3. Обязательно. Как и для всех других видов творческой деятельности.

4. Удается это немногим подлинно великим или кого толпа признает великим.

5. В наших условиях к этому стремиться практически бесполезно. Но в культурном обществе это должно быть a priori.

6. Близкие к основному ремеслу профессии — педагог, дирижер, исполнитель, редактор и т.п.

7. Исключительно на бумаге. Сочинение — это таинство, а не работа пальцами и кнопками. После завершения произведения иногда переписываю на компьютер.

Сергей Невский

1. Профессию композитора определяет внутренняя необходимость артикулировать смыслы в звуке и времени, создавать акустические ситуации и работать с контекстами. А также способность ко всему вышеперечисленному.

2. Российская специфика этой профессии состоит в несмыкании систем. Филармоническая среда не знает (за редким исключением) о существовании современной музыки, а среда исполнителей и авторов современной музыки не имеет институций, ее поддерживающих. Результат — полное отсутствие композиторских заказов в России и полная неприкаянность не только композиторов, но и целых групп музыкантов и музыковедов.

3. Образование, разумеется, необходимо, но история музыки знает много гениальных и, главное, очень эрудированных композиторов, не заканчивавших консерваторий; Стравинский и Вагнер тут — не единственные примеры.

4. Прожить на композицию можно, но никто не говорил, что это легко.

5. Стремиться к этому нужно, потому что это повышает самооценку и избавляет вас от необходимости заниматься вещами, которые вам неинтересны.

6. Побочными источниками дохода могут быть исполнительство (прежде всего — дирижирование), преподавание, кураторская (продюсерская) деятельность или музыкальная журналистика.

7. Я пишу от руки, после чего ассистенты в издательстве набирают вещи на компьютере или расписывают партии. Почерк мой вполне читаем, поэтому после корректуры и правок многое издается факсимильным способом.

Дмитрий Курляндский

1. Восприятие мира как акустического явления; необходимость конструировать собственную модель мира акустическими средствами.

2. В своей идейной основе — нет. Есть своя специфика образования и бытования музыки.

3. Образование необходимо (и образовательный ценз в музыке достаточно высок), но не обязательно закрепленное дипломом — самообразование может быть не менее, а в некоторых случаях и более эффективным. (Образованию композиторов я посвятил целую статью на OPENSPACE.RU — «Век, учись!»)

4. Да, при наличии постоянного интереса к твоей работе со стороны музыкантов (что гарантирует наличие регулярных заказов).

5. Стремиться бесполезно, об этом можно мечтать (копаться в себе и получать за это деньги — конечно, ситуация, идеальная для художника). Интерес к композитору гарантируют органика его мышления и отношения, в которые эта органика входит с актуальной средой (актуальная среда включает и определенную интерпретацию исторической перспективы). Эту органику сложно изменить, если вообще возможно.

6. Преподавание, аранжировка, прикладная музыка, ремонт квартир, извоз.

7. На бумаге рисую формальные схемы и сонограммы будущего сочинения. Когда дело доходит до нот — набираю на компьютере.

продолжение в следующем посте

Алексей Шмурак

  • Гость
продолжение

ещё раз вопросы

1. Что определяет профессию композитора?
2. Есть ли у нее российская специфика?
3. Обязательно ли для нее специальное образование?
4. Можно ли на нее прожить?
5. Нужно ли к этому стремиться?
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?


ответы

Владимир Мартынов

1. Адекватное соответствие времени.

2. Мне кажется, сейчас уже нет. Раньше была, последние такие люди — Прокофьев, Шостакович.

3. Естественно, обязательно. Если мы имеем в виду настоящего композитора. Но в практическом смысле композиторы, которые имеют образование, сейчас проигрывают по сравнению со своими коллегами, которые такого не имеют.

4. Как опыт показывает, это удается только единицам — по крайней мере, у нас. Хотя даже Филип Гласс в свое время подрабатывал на машине.

5. Конечно, надо стремиться. Посмотрите на молодых — Курляндский, Невский, они самодостаточны.

6. Самый распространенный — преподавание. Работа в издательствах. Писание прикладной музыки — в кино, на телевидении. Хотя многие считают, что этого делать не надо. Но многие видные композиторы — например, Шнитке — писали именно такую музыку для заработка. На Западе еще есть всякие фонды, стипендии — многие композиторы на них живут. Но нам такой роскоши не дано.

7. Только на бумаге. А потом уже это надо в цифру переводить, потому что многие заказчики иначе не принимают. Но мне кажется, что специфика композиторского труда связана именно с этим нажимом, с тактильным опытом.

Ольга Раева

1. Наличие музыкальных сочинений («по плодам их узнаете их»): раз есть сочинения/композиции, стало быть, имеется у них сочинитель, то есть композитор.

2. У профессии — нет. У российских композиторов — да, есть своя специфика.

3. Думаю, да. То есть весьма желательно. Это одна из самых сложных профессий на свете, и стать хорошим профессиональным композитором без хорошего образования и многих специальных знаний — это маловероятно.

4. В смысле — заработать деньги сочинением музыки? Ну, если служить сочинителем музыки (здесь: скорее, «саундтреков», так как речь идет в основном о музыкальном оформлении немузыкальных в своей основе проектов — фильмов, например, или изготовлении звуковой начинки для шоу-бизнес-«норм»), тогда можно. А ежели быть композитором, то есть создавать целостные музыкальные сочинения, то... Вообще-то эта деятельность не имеет ничего общего с зарабатыванием. Она ставит перед собой совершенно иные задачи. Но как побочный результат — да, вот платят что-то за рукописи, за исполнение. То есть теоретически вроде бы можно. Но на практике — по-моему, нет, не хватает этого на жизнь.

5. Стремиться нужно, я думаю, к самосовершенствованию. Если человек считает, что для его развития это важно — научиться зарабатывать деньги, тогда да. А если нет — на нет и суда нет.

6. Стипендии. Преподавать можно. Или... сесть на шею кому-нибудь, поступить на госслужбу, выйти на панель (шучу). Как у всех, в общем.

7. Я записываю ноты/знаки на бумаге, потом отдаю в набор.

Алексей Шмурак

1. Если композитор еще и умный, энергичный и амбициозный человек, то он сам способен определить условия своего творческого существования. Если же нет, то скорее всего зависит от внешних факторов: заинтересованности государственных структур, бизнеса, образовательной системы, медиа.

2. Пожалуй, есть. Следует упомянуть об отсутствии крупного системного интереса к композиторам, его (интерес) приходится буквально выпрашивать. Следует упомянуть о наследии 70-летнего совка: достаточно странной образовательной системе, перекошенном в сторону романтизма и «романтизма» исполнительском репертуаре. Следует упомянуть о чудовищной централизации империи, влияющей также и на композиторскую реальность.

3. Очень желательно, но не обязательно. Пожалуй, обязательно изучение традиции и погружение в контекст, но некоторые умудряются обходиться и без этого. Некоторые даже с практикой не дружат и тем не менее считают себя композиторами.

4. См. ответ на первый вопрос. Можно. Но не всякому.

5. Это каждый определяет для себя. Советов давать не буду, о себе скажу, что не стремлюсь к этому, так как зарабатываю также как исполнитель, арт-менеджер и работник системы образования.

6. Исполнительство, преподавание, аранжировка, набор нот, арт-менеджмент, журналистика, альтернативная музыка (альтернативная по отношению к академической традиции), синтетические направления творческой деятельности (перформанс, театр и прочее). И это далеко не все.

7. И то и другое. Пользуюсь в каждом случае тем, что подходит.

Владимир Раннев

1. Одаренность; чувствительность к происходящему и умение его слышать; знание современной музыки и современного искусства вообще, способность во всем этом разбираться; владение профессиональными навыками.

2. Нет.

3. Да. Или специальное самообразование.

4. Нет. Если считать, что создание саундтреков для кино, театра и проч. — это другая профессия.

5. До определенной поры — пока не станет ясно, что профессия заинтересована в тебе не меньше, чем ты в ней. Если такая взаимность долго не наступает — лучше вовремя соскочить.

6. Преподавание, писание музыковедческих или журналистских текстов, культуртрегерство (руководство ансамблями, организация концертов и т.д.).

7. На бумаге.

Антон Батагов

1. Способность слышать тишину.

2. Нет.

3. Оно губительно.

4. Да.

5. А зачем вообще к чему-то стремиться?

6. Филип Гласс работал таксистом и сантехником. Он передал мне некоторые секреты этого мастерства.

7. То и другое — позавчерашний и вчерашний день. К тому же я слишком ленив, чтобы записывать или набирать. Я просто внимательно смотрю на компьютер — и музыка тут же появляется там.​

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Мне кажется, довольно в тему будут ответы российских композиторов на вопросы Екатерины Бирюковой.

Да, пожалуйста. По крайней мере, это ближе к теме, в отличии от вашей «ссылочной пропаганды», которая явно пришлась «не в кассу».
И еще… Российские там не все. Помимо российских, там есть украинские и немецкие мастера :) Композиторами их считать можно лишь условно т.к. специфика композитора предполагает занятия музыкальным творчеством, а не звуковым.  

Есть вопросы ! Кто такая Е.Бирюкова ? Что послужило поводом для составления вопросов ? Почему именно мастера звукотворчеств удостоились возможности ответить на ее вопросы :) ?


1. Что определяет профессию композитора?
2. Есть ли у нее российская специфика?
3. Обязательно ли для нее специальное образование?
4. Можно ли на нее прожить?
5. Нужно ли к этому стремиться?
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?

Вопросы мне показались несколько поверхностными. Последний вопрос вызывает некоторое  недоумение т.к. противоречит тенденциозности предыдущих вопросов завязанных на проблеме «профессия композитор – ее специфика».
« Последнее редактирование: Июнь 15, 2012, 13:40:10 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Единственное… Алексей ! Не совсем понятен смысл размещения ответов. Что вы хотели этим выразить ? Хотели чтобы пользователи прокомментировали ? Каждый из опрошенных выразил свою позицию в рамках собственного понимания и опыта.  Ну и что ? Ну выразили. Не каждый из пользователей ресурса занимается композиторской или звукотворческой деятельностью, что не дает возможности комментариям. Ну а те, кто «в теме» – скорее сами ответят на вопросы, чем я и намереваюсь заняться, чтобы не делать ваш перепост бессмысленным :)  


Итак… Попробую ответить на вопросы предложенные Е.Бирюковой.

1. Что определяет профессию композитора?
2. Есть ли у нее российская специфика?
3. Обязательно ли для нее специальное образование?
4. Можно ли на нее прожить?
5. Нужно ли к этому стремиться?
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?



Antares

1. Прикладной вид творческой деятельности.
К прикладному виду деятельности я бы отнес в т.ч. «фестивальное» и «конкурсное» творчество (оно чаще заказное) т.к. вне рамок данных мероприятий оно теряет значение и смысл. В сфере академической музыки профессии «композитор» не существует. Есть призвание, но его определяет природная склонность к музыкальному творчеству и наличие специализированных знаний способствующих раскрытию таланта. Есть понятие профессионализма, но его я не связываю с профессией, по крайней мере, в сфере академической музыки. Профессионализм – качественный показатель деятельности. Выполнение нормативов, поставленных задач, существующих стандартов, повышение статистических показателей – все это является выразителем профессионализма.

2. Нет. Специфику могут выражать национальные черты музыки с ее характЕрными символами или не выражать. Россиянин – это не национальность, а термин объединяющий народы населяющие Россию. Есть универсальные особенности в национальных культурах, которые могут получать выражение на уровне академического или прикладного музыкального творчества. Что касается сферы «искусства звука», то здесь национальный характер, символику, выразить не получится – это невозможно на технологическом уровне.
Все творчество классиков в большей или меньшей степени, но выражает определенные характЕрные  черты какой-либо национальной культуры природно-близкой конкретному  композитору и по-другому не бывает !

3. Обязательно, но если говорить о профессии «композитор», которая м.б. реализована только в сфере прикладного творчества. В прикладную сферу деятельности сложно влиться не имея диплома о специальном музыкальном образовании. Для творческой деятельности в сфере академической музыки достаточно специализированных знаний, которые сложно, но можно получить за пределами музыкально-образовательного курса, хотя лучше в рамках музыкального образовательного процесса, но не на композиторской кафедре. Идеал музыкальных знаний – кафедра теории и истории музыки.

4. Вопрос сугубо индивидуальный. Зависит от потребностей композитора-прикладника, от его творческого потенциала способствующего качественной конкуренции на рынке музыкальной индустрии, от количества заказов, от его природных способностей чувствовать конъюнктуру и следовать за ней в общем течении, а также от его предприимчивости, коммуникабельности, «деловой» хватки и опыта.

5. К чему именно ? К высокому заработку ? Денег никогда не будет много. Растут доходы – растут и расходы. Что касается прикладного творчества, то больших доходов (опять же, смотря что считать большими доходами !) нет и никогда не будет – слишком велика конкуренция, которая с каждым годом только растет. Композиторские отделения музыкальных вузов каждый год выпускают 99,9 % специалистов по прикладному творчеству и основная масса выпускников не только обладает серьезными амбициями, претензиями на творчество, но и стремиться работать «по профессии» и иметь некоторый заработок от творческой деятельности. Словом, каждый из них стремиться «изнасиловать творчеством» и получить за это материальное вознаграждение :))

6. Связанные со спецификой профессиональной деятельности ? Абсолютно никаких !
И музыкальная педагогика и музыкальная журналистика и любые другие сферы деятельности – самостоятельные сферы со своей характЕрной спецификой и в условиях рыночной конкуренции между специалистами требует полной профессиональной отдачи. При этом, работа в разных сферах влечет серьезные издержки понижающие либо качественный показатель деятельность в основной профессии, либо снижающие качество  деятельности альтернативного источника дохода, либо на обе сферы деятельности влияющие отрицательно.
Основу рынка составляет конкуренция между производителями продукта (у композитора – музыкальные сочинения, у музыкального журналиста – статьи, рецензии, у педагога – передача знаний и опыта и т.д..) – их профессионального потенциала, опыта. Никакое серьезное музыкальное издание не будет заказывать музыкальные рецензии тем, кто создает их «на коленке», в свободное от основной деятельности время. Серьезные издания сотрудничают с теми специалистами, которые полностью отдаются конкретной работе музыкального журналиста и имеют соответствующий диплом, дающий работодателю некоторую надежду на возможный качественный уровень в выполняемой сотрудником работе. Ну а малозначительные издания за сомнительного качества рецензии платят сомнительного уровня з/п :) Никто в условиях рынка не будет платить за безделие, халтуру, особенно за то, что не имеет спроса. Спрос и предложение – вот основа успеха в условиях рынка !  Лишь профессионал своего (своего !) дела может ответить на спрос качественным предложением.

7. Первоначально целое складывается в сознании. Затем, работа за инструментом (фортепиано), где довожу отдельные фрагменты целого и фиксирую их на партитурном листе. За инструментом я в основном работаю над  гомофонно-гармоническим и фактурным планами. Затем перенабираю материал в нотном редакторе и полученный результат слушаю со стороны. При необходимости правлю в зависимости от характера исправлений: либо в нотном редакторе, либо за инструментом. Бывают случаи, когда вообще отказываюсь от какого-либо из фрагментов в силу художественно-неудовлетворительного результата. Бывает многоэтапная правка. Иногда уже законченные части крупной циклической формы мной полностью переписывались т.е. заменялись другими с новым тематическим материалом, другой формой и иногда другим характером звучания. Так, работая над одним сочинением, может возникнуть еще несколько – я их называю «спутники» :)
Вообще, я очень много правлю. Иногда даже отдельные фрагменты законченных работ, со временем, подвергаю корректуре.  

Последний вопрос мне показался более интересным :)

Кто еще ответит на вопросы Е.Бирюковой ? Может быть Г.Яковлев, А.Стельмах, Цезарь ? Или м.б. кто из пользователей захочет прокомментировать уже имеющиеся ответы ?
« Последнее редактирование: Июнь 15, 2012, 19:21:29 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Да, вопросы интересные и я по примеру Antaresа тоже попробую на них ответить, хотя я только начинаю идти по этой стезе. Вопросы интересные и мне хочется на них ответить, и может мои ответы кому-то так же будут интересны.

1) Что определяет профессию композитора?
Профессия композитора, как род трудовой деятельности, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять свою работу определяется наличием заказов и качеством их выполнения. Как и в любой профессии, решающим является уровень спроса и количества заказов на продукцию, производимую ими. Этот запрос может быть разным, от социального, когда запрос осуществляется всем обществом в целом (например, написание гимна страны. Этот запрос кстати до сих пор актуален ;) ) или запрос частный, осуществляемый теми или иными музыкантами, театрами, киностудиями и т.п.
Особенно важными компонентами композиции являются качество продукции и профессионализм. А профессионализм, как емко сказал однажды мой друг, - это когда тебе не стыдно за свою проделанную работу, когда ты ее делаешь на самом высоком уровне.

2) Есть ли у нее российская специфика?
Специфика может заключаться лишь в том, что у нас отличаются условия труда, различаются предметы спроса и заказчики. Но это что касается специфики профессии, а ведь композиция, в большей степени, призвание.
Композиторы в своей музыке могут опираться на традиции российской культуры, выражать ее характерные черты в своем творчестве.

3) Обязательно ли для нее специальное образование?
Как и в любой профессии, настоящему профессионалы необходимы знания и умения, которые лучше всего получить в специализированных музыкальных учреждениях. Хотя их также можно получить частным образом у педагога-профессионала, как например это делал Стравинский, но это принесет меньше пользы и подобные случаи больше исключения.
На природных талантах далеко не уедешь! Ярким примером гения-композитора, не имеющего специализированных знаний, является Модест Мусоргский, который выезжал на природном таланте и интуиции. Многие его произведения отдают дилетантизмом. Но он сумел это превратить в черты своего стиля.

4) Можно ли на нее прожить?
Можно, но это довольно сложно! Погоня за заработком может часто обернуться для композитора настоящей бедой и проблемой. Может случиться так, что ему приходится писать то, что ему не нравится, из под палки, в определенный сроки, но за это хорошо платят.
Идеальный вариант во многом совмещение композиции с другим видом деятельности. Благо, композиция это во многом позволяет. Если посмотреть на биографии великих композиторов, то они только так и жили.

5) Нужно ли к этому стремиться?
К этому вообще не стоит стремится. Единственной целью должно быть стремление к созданию шедевра и донесения его до большого количества публики. Проще, нужно стремиться повышать качество своей продукции.

6) Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
Источники дохода могут быть различными. Как в сфере музыки, так и в других сферах.

7) Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?
Все зависит от каждой конкретной ситуации. Но чаще всего набираю на компьютере. У меня рядом с ним стоит инструмент  и я часто сразу набираю все в программе. Бывает, что мне музыка приходит в голову, когда меня нет дома и тогда я все записываю на бумагу. У меня есть одно произведение, которое было написано таким образом, когда я ехал в автобусе с учебы и оно мне так понравилось, что не подверглось дальнейшим правкам.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Композиторы в своей музыке могут опираться на традиции российской культуры, выражать ее характерные черты в своем творчестве.

Не думаю, что можно говорить о традициях российской культуры, как и о самой российской культуре. В чем ее особенности ? Есть отдельные богатые традиции русской культуры (фольклорные традиции русского песнетворчества, обрядов, например), традиции татарской культуры, культуры якутов, других народностей. Но нет унивесализма общего. Даже отдельно взятый русский фольклор - многопланов, разнообразен и далеко неоднороден. Если говорить об академической музыке, то и здесь далеко не все однородно. Вот, например,  творчество Н.А.Р.-Корсакова в бОльшей степени опирается на национальные традиции русской культуры, русского фольклора, а вот П.И.Чайковский в творчестве испытывает влияние не только русской культуры, но и европейских культур (в плане музыкальной технологии).
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Ярким примером гения-композитора, не имеющего специализированных знаний, является Модест Мусоргский, который выезжал на природном таланте и интуиции. Многие его произведения отдают дилетантизмом. Но он сумел это превратить в черты своего стиля.

Ну я бы никогда не сказал, что его музыка отдает дилетантизмом. Наоборот, реализм, а также фактурная красочность его музыки во многом оказалась революционной для его времени и, кстати, оказала сильное влияние на музыку французских импрессионистов. По сути, творчество М.П.Мусоргского - авангард своего времени.  
« Последнее редактирование: Июнь 15, 2012, 19:33:50 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Итак, продолжим…

В этом посте, как и в последующих, хочу заявить а также с коллегами попытаться рассмотреть проблемы музыкального творчества. И если некоторых моих современников

проблемы музыки не волнуют

,то меня и моих коллег,  проблемы современного музыкального творчества не могут не  волновать, ибо мы (каждый на своем уровне) являемся частью творческого процесса современности.

а меня проблемы музыки не волнуют , потому что проблем не вижу  :) Какие проблемы ? Вокруг столько интересных творческих личностей ! Вдохновение в воздухе парит !

Хочется жить и творить , вот фестиваль "Гольфстрим " скоро стартует , 15-го июня...Исполним большое количество самой разнообразной современной музыки , хорошей музыки  :)

Странно слышать.
Но данный месседж влечет ряд вопросов. Может ли композитор быть в творчестве равнодушно-удовлетворенным ? В чем тогда его художественная и мировоззренческая позиция ? Может ли вообще отсутствовать художественная позиция у творца ? Если автор культурно удовлетворен, то в чем тогда заключается мотивация собственному творческому развитию ? Каким м.б. творчество композитора, если автор не видит проблем ни в собственном творчестве, ни в общекультурном разрезе ?
  
Творчество основной части т.н. композиторов, думающих, что они формируют музыкальную культуру современности, является лишь неприметной частью общего многосоставного пост-культурного фона – бледной пародией на культуру. Были, есть и будут авторы не участвующие в формировании общего культурного плана. Они лишь принимают имеющиеся правила околомузыкальной конъюнктуры и действуют в строгом соответствии с этими правилами, правилами фестивально-конкурсной действительности, ибо вне предложенных правил их деятельность теряет смысл. Их все устраивает, их все вдохновляет. Нужно «музыкальное сочинение», где кастрюльки со сковородками выполняют функцию «музыкальных инструментов» ? Нате ! Требуется пьеска для партитурной бумаги и чего-нибудь еще ? Ловите ! Требуется сочинить 5-ти минутную бирюльку для фестиваля или конкурса ? Возьмите ! Отсутствует интерес у публики к творчеству современников ? Плевать ! Их все устраивает кроме одного: сокращение «фестивально-конкурсной» деятельности, а это неизбежно.
Но сегодня редкий случай, когда музыкальное сочинение создается не для конкретного музыканта, фестиваля или конкурса, а ради художественной идеи – того, что всегда являлось и может являться выразителем подлинного смысла художественного творчества.

а меня проблемы музыки не волнуют , потому что проблем не вижу  :) Какие проблемы ?


 1.    Тотальное отсутствие в концертной среде авторской музыки – музыки авторских стилей. Проблемы авторского стиля в музыке.

 2.    «Искусство звука», позиционируемое, как искусство музыки, деятельность звукокомпилятора выдаваемая за композиторскую деятельность, подмена идей музыкального творчества немузыкальными идеями. Причины подмен понятий и следствие, как результат культурного упадка.

 3.    Современное  искусство или искусство шарлатанов ?

 4.    Конкурсно-фестивальная деятельность выражающая единственно возможный путь  творческого коммуникативного функционирования в условиях современной концертной действительности ? Проблема авторских концертов.

 5.    Процесс формирования композиторской технологии завершен и развитию не подлежит ? Перспективы творчества.

 6.    Современное академическое музыкальное искусство и перспективы его развития в условиях рынка.

 7.    Возможно ли творить музыкальное искусство в среде культурной конъюнктуры ?

 8.    Смысл творчества в условиях современного культурного времени.

 9.    Засилье сочинений на концертной эстраде и ни одного музыкального шедевра. Проблематика.
 
10.    Проблемы творческой стилевой эклектики.

11.    Дисбаланс: пассивность художественного композиторского мышления и активность иллюстративно-прикладного.

12.    Академическая музыка: профессия «композитор» или природное призвание ?
 
13.    В чем мотивация для возрождения и развития подлинного музыкального творчества. Музыкальный шедевр – предмет искусства музыки.

14.    Символы современной музыкальной культуры. Пути развития академической музыки в XXI веке.

Вам мало проблем ?
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2012, 00:19:48 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Цитата: zoltan от Июня 11, 2012, 02:26:46 am
а меня проблемы музыки не волнуют , потому что проблем не вижу  ::)  Какие проблемы ? Вокруг столько интересных творческих личностей ! Вдохновение в воздухе парит !
__________________________________________________________________________________________________________

Когда цели , и задачи - мелкие, если не сказать- местечковые - то и проблем не видно! Их - действительно нет!!! Какие проблемы?! - когда народ и так схавает! И по инерции - даже аплодировать будут! Какие ж тогда проблемы ?! Нормально, прокатит!!!

Я полностью согласен с той проблематикой, о которой говорил Антарес. Подписываюсь под каждым пунктом. Но больше всего меня тревожит проблематика распространения и популяризации классической музыки как таковой. И дело даже не в современном композиторском творчестве.

На мой взгляд, украинской современной действительности - очень недостает хорошей и мощной FM радиостанции, с классической музыкой. Причем радиостанции европейского уровня, где звучала бы лишь музыка, без тупейших и местечково-хуторянских бесед скамеечно-лавочного типа.....

В Англии, например, на FM диапазоне- существуют 3 радиостанции с классической музыкой, и одна станция с джазом!!!

Телевидение. Кто хоть на минуточку включал украинский канал "Культура" - моментально его выключал, ибо такой канал- даже у людей любящих и знающих классическую музыку - вызывает ОТВРАЩЕНИЕ от искусства !!! Видео-режиссерская и звуко-режиссерская работа этого телеканала - сделана в ХУДШИХ традициях 70-х годов ..... 

Во всем видна одна ГЛУПОСТЬ, тугодумие и местечковость. Режиссеры этого канала разве никогда не видели канал МЕЦЦО ???  Или они не умеют сравнивать???  Или у них не развиты анализаторские способности?  Что это вообще?  >:(   Создается впечатление, что господа которые работают на этом канале - из глубокой такой деревеньки .... и никогда не видели ничего, кроме своей мазанки...
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2012, 02:12:27 от СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ »