Автор Тема: Лилия Зильберштейн (р.1965, Москва), выдающаяся пианистка русской школы  (Прочитано 15673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лилия Зильберштейн (Lilya Zilberstein) родилась в Москве 19 апреля 1965 года, получила образование в Гнесинке (1971-88 гг.).
Сейчас проживает в Германии (Гамбург) с мужем и двумя сыновьями - Даниилом и Антоном.
В 1987 году ей была присуждена 1-я премия и золотая медаль на конкурсе пианистов им.Бузони в Больцано (где 2-е место и ещё одну золотую медаль, практически уравнявшую его с 1-м, получил Валерий Кулешов), с этого момента началась концертная деятельность Лилии Зильберштейн в нашей стране и за рубежом.

http://bechstein.com/ru/koncerty-i-pianisty/pianisty/3/lilija-zilbershtein.html

Первого крупного успеха пианистка добилась в 1987 году, выиграв Гран-при на Конкурсе пианистов им.-Буззони в Бользано. С этой победы началась международная карьера пианистки, которая по праву считается ярчайшим исполнителем. В рамках эксклюзивного контракта с фирмой Deutsche Grammophon Лилия Зильберштейн записала компакт диски, ставшие уже легендарными. Образцовой считается её запись Фортепианных концертов Рахманинова в сопровождении Клаудио Аббадо и Берлинского филармонического оркестра. Под лейблом Deutsche Grammophon вышли ещё семь компакт-дисков пианистки. В последние годы Лилия Зильберштейн продолжает много записываться, концертная запись произведений Бетховена и Брамса (на двух CD) была исполнена на концертном рояле «Бехштейн» для лейбла K&K Verlagsanstalt.
Лилия Зильберштейн начала играть на фортепиано в возрасте пяти лет. После 12 лет обучения у Ады Трауб в Музыкальном училище им. Гнесиных в Москве она поступила в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в класс Александра Саца. С 1990 года бывшая москвичка живёт в Германии. Сольные выступления Лилии Зильберштейн гармонично дополняются её блестящим исполнением камерной музыки. Её фортепианный дуэт с Мартой Аргерих уже много лет пользуется огромным успехом во всём мире. Вместе со скрипачом Максимом Венгеровым пианистка регулярно даёт концерты в рамках их гастрольных турне по всему миру.

Записи пианистки на известном ресурсе:

http://classic-online.ru/ru/performer/631

Вот здесь - записи на youtube:

http://www.youtube.com/results?search_query=lilya+zilberstein

Кое-что на рутрекере:

Рахманинов C. В., Прелюдии соч. 32, № 1-13, Лилия Зильберштейн, ф-но [фортепианная классика, TVRip]
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1023187


---------------------------------------------------

Лилия Зильберштейн:




её сыновья - Даниил (старший, р.1991 г.) и Антон (младший р.1996 г.):


http://www.bccivicmusic.org/wordpress/wp-content/uploads/2011/11/GebrGerzenberg-Bild.jpg
« Последнее редактирование: Февраль 11, 2013, 14:24:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
О замечательных пианистах Лилии Зильберштейн и Валерии Кулешове я узнал практически одновременно, когда во 2-й половине 80-х их представил советской публике наш выдающийся пианист Н.А.Петров. Он в самых восторженных выражениях характеризовал обоих, но, к сожалению, в нашей стране по-настоящему известным сделался только Кулешов. Я большой поклонник Кулешова, но не вижу причин отказывать Лилии Зильберштейн в таланте, потому что слышал её и в зале, и в записях и ещё тогда составил собственное - положительное - мнение. Оба наших замечательных пианиста - Валерий и Лилия - взяли высшие премии на конкурсе Бузони в Больцано (была одна 1-я премия, но две золотых медали), так что пианистический уровень сам собой ясен после таких призов. Но 1-ю премию всё же получила именно Лилия Зильберштейн !
Но дело не только в премии, дело ещё и в существе её игры.
Мне всё же представляется (и сегодня - тоже), что Кулешов стилистически тяготеет вовсе не к Горовицу, как это пытались нам представить на основании замечательных исполнений Кулешовым горовицевских транскрипций; игра Кулешова больше напоминала мне игру Г.Гинзбурга или, допустим, Годовского. Имею в виду не уподобление Кулешова этим выдающимся пианистам по значению, а именно стилистическое сходство.
А вот кто мог быть назван реальным "наследником" - ну не Горовица в частности, а русской школы вообще, - так это Лилия Зильберштейн !
Какой у неё был звук, это нечто ! Очень плотный, весомый, прекрасная наполненная кантилена, очень густые, подлинно "русские" тембристые басы ! Техника просто феерическая и такая мощь в фортиссимо ! Когда на сцену вышла отнюдь не крупная девушка и села за рояль играть Прелюдии op.32 Рахманинова, я поначалу подумал: ну вот, что она сможет сыграть ?? Но как только она прикоснулась в роялю ......... Я был просто сражён: подлинно рахманиновские колокольные басы, звуковое педальное "море". Кстати, примерно такой же удивительно густой, "вокальный" звук в кантилене я слышал у корейца Чо, лауреата конкурса Чайковского-2011. Что-то у него было общее с молодой Лилией Зильберштейн, и, кстати, басы у него тоже удивительно объёмные, зал наполняли просто целиком - в записи этого не услышишь, запись даёт только намёк на реальный объём !
И вот эта пианистка так сыграла труднейший 32-й опус Рахманинова, она так искусно владела роялем, он так мощно звучал, порой даже [в кульминациях] всем корпусом гудел у неё под руками, что я смотрел на сцену и не верил своим глазам: неужели эта девчушка способна извлечь из него такой звук ??
Вот что такое настоящая "русская школа" ! Какое прикосновение к клавиатуре ! Это было настолько во всех отношениях феноменально и стилистически характерно, что я не могу забыть это первое её услышанное мною в зале (БЗК) выступление до сих пор.
В дальнейшем я слушал некоторые её записи с оркестром: она играла Рахманинова, Грига, ещё что-то ........ не знаю, как оценить, ведь я уже не в зале слушал её исполнение. Мне показалось, что в сольных выступлениях она производила бОльшее впечатление, хотя я могу ошибаться. К тому же это зависит от репертуара.
Если она вдруг приедет к нам или если я случайно посещу её концерты за рубежом, то я постараюсь обновить свои впечатления четвертьвековой давности, но на московских афишах её имя мелькало очень редко, поэтому я на них не попадал.
Если будет какая-то информация, коллеги, прошу сообщать: об этой пианистке у меня остались самые хорошие впечатления, и я бы не пропустил её концерт в России, если бы удачно сложились обстоятельства для его посещения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот небольшое интервью с Лилией Зильберштейн, взятое у неё, насколько я понял, где-то в начале 2000-х.
------------------------

http://www.potrebitel.co.il/Item.asp?item=12602

Лилия Зильберштейн: « В СССР я не играла сольные концерты!»

 Международный музыкальный фестиваль Фелиции Блюменталь, который проходит в Тель-Авиве, всегда собирает под свои знамена много талантов. В этом году фестиваль проходит в двенадцатый раз. Пианистка Ревиталь Хахамов, камерный оркестр кибуцев, солисты-гитаристы, «камерная опера для всей семьи», вокальные коллективы, оперные «авантюры» Дуди Зэббы, оригинальные проекты, сочетание высокой классики и умных проявлений модерна, знакомство с музыкой, которую у нас в стране редко исполняют или не играют вообще. Спектр вполне достойный. Этот музыкальный форум расплескивается по зала и галереям Музея изобразительных искусств Тель-Авива. В программе фестиваля еще и выставки, демонстрация фильмов о музыке и музыкантах.

Из Германии на наш фестиваль приехала известная пианистка Лилия Зильберштейн.

Она много играет на самых серьезных площадках, ее концерты, записанные любимым каналом «Mezzo», видели тысячи людей, ее дуэт с Максимом Венгеровым ( вместе они играют много, с удовольствием), можно считать уникальным по равновесию, совпадению творческих ритмов. Лилия выступала с Клаудио Аббадо. Записала много музыки на диски. Ее исполнение Третьего фортепьянного концерта Прокофьева вспоминают, когда говорят о точности следования воле автора – и эффектности трактовки. На традиционном фестивале Марты Аргерич в Лугано Лилия любимый и желанный гость. О ней пишут. Ее любят. Мы решили поговорить с Лилией Зильберштейн в свете фестиваля Фелиции Блюменталь, на котором она играет Шопена – и вообще о жизни.

... Московские инженеры, Лилины родители, вроде и не собирались учить дочку музыке. Много работали, жили скромно. «Застой» держал и их, и многих других людей в своих железных тисках.
«Связь с музыкой была тонкой – у неродного деда, второго мужа бабушки, стояло немецкое пианино... Однажды летом поехали в Клязьму отдохнуть. В Клязьме все и началось. Там лавочки стояли, для отдыхающих. Так я шла мимо этих лавочке, смело подходила к сидящим – и пела для них. Мне было лет пять. Бабушка сзади стояла – может, даже пыталась меня увести. Только я не сдавалась. И в местном Доме культуры, во время концерта, я тоже выступила. Когда остановилась, чтобы перевести дух, в зале захлопали. А я гордо: «Нет, что вы?! Я еще не закончила!»
Бабушка решила, что девочку надо учить. Хорошенько расспросила знакомых. Пришла учительница, Ольга Михайловна Гужанская. «Она начала с мной заниматься, за полгода подготовила меня к спецшколе имени Гнесиных. И сказала: «Когда станешь знаменитой пианисткой, будешь приглашать меня на свои концерты». Так и вышло. Теперь Ольга Михайловна живет в Иерусалиме, а Лилия Зильберштейн, концертирующая пианистка, лауреат Гран-при международного конкурса имени Бузони, педагог высшей музыкальной школы в Гамбурге, как только приехала в Израиль на фестиваль Фелиции Блюменталь, тут же и позвонила своей первой учительнице: «Приходите, пожалуйста, я играю».
Ей все давалось легко. Учиться нравилось. Школу Лиля закончила с золотой медалью. Все двенадцать лет школьных лет по специальности занималась у одного любимого педагога. Ады Моисеевны Трауб. Поступила в институт имени Гнесиных. «Я вся – гнесинская», - говорит Лилия, сидя на закрытой терраске в самом центре Тель-Авива. Она уже позанималась («Я всегда занимаюсь, каждый день, никогда не пропускаю...»). Пешком пришла из Центра Фелиции Блюменталь, где провела рабочий день за роялем. Красная блузочка, волосы собраны в прическу-пучок, на шее самоцветы на шнурочке. «В консерваторию я не пошла, и очень правильно – мне в Гнесинке было лучше, у меня не было конкуренции..». Конкуренция создавалась искусственно. Шлагбаум режима особенно часто падал «по национальному принципу». Лилия Зильберштейн соглашается:

-Я в Тбилиси, на отборочном туре для конкурса в Португалии, очень плакала, когда меня отодвинули. Мне даже - почти всерьез - предложили фиктивно выйти замуж за Иванова...Чтобы звучало лучше. Приличнее, чем Зильберштейн. Так мы жили. Это – было. Мы не хотели в это верить, всегда старались обойти эту тему, как-то себе и другим объяснить происходящее.


- Как же конкурс Бузони?

- Это был счастливый случай. Мой шанс. Мы поехали вдвоем, я и еще один пианист. Я выиграла, со мной заключили контракты, я получила возможность играть по всему миру. Хотя в Москве почти никто не знал, что я победила. Всюду приглашали моего коллегу, думали, что победитель – он...Так в СССР я не играла концерты. Никогда».

Муж Лилии, тоже музыкант, работал в оркестре. Они решали, что лучше уехать за границу. «Причиной поначалу был мой страх перед клиникой, в которой мне придется рожать ребенка. Вы ведь знаете, какие это клиники. Да, я думаю, теперь там тоже не лучше. Ни лекарств, ни помощи...Горько об этом думать».
Знакомый подсказал, как сделать так, чтобы уехать в Германию. А тут еще и контракт случился. «Я играла свои концерты в стране, которой сразу после этого не стало. В ГДР. Это были, можно сказать, последние концерты перед объединением стран. Так вышло. Я выступила - и осталась. С одним маленьким чемоданчиком, в котором были концертное платье, ноты, книга...Я была беременна, и не могла таскать тяжелую кладь». Сразу началась работа, концерты, контакты с фирмой «Дойче граммофон». Потом к Лиле приехал муж. А еще через некоторое время и родители. И ее рояль запел-зазвучал иначе. В другой Европе.

- Лиля, вы изменились за эти почти двадцать лет, которые прошли без России, без Москвы?

- Я стала мамой двух сыновей. Значит – стала мудрее. Как шутит муж, стала во много раз лучше играть.


- А что, в Москве так и не было сольных концертов до отъезда?

- Был один интересный, в Большом зале консерватории. В 1990 году. Должны были исполнять по отделению - я и певица. Мы как раз обе были лауреатами международных конкурсов. Потом певица отказалась. Мне не сразу предложили сыграть сольный, но, в конце концов, предложили. Афишу не повесили. Папа после работы на заводе каждый день заглядывал в тот район – потом приходил и сообщал: нет, не повесили. Ответственные за концерт мне сказали: все очень просто и понятно, был праздник, Первое мая, какой-то пьяный афишу снял.


- Вам было горько, вы не забыли тот концерт?

- Когда мне задают вопросы про ностальгию, я всегда вспоминаю тот концерт. И ностальгия тает, как снег.
В Германии мне хорошо. Я начала преподавать в Высшей музыкальной школе, у нас много друзей. Эти друзья с нами и в горе, и в радости. Я много езжу, очень часто завишу от людей, - я ведь не вожу машину...Мне всегда встречаются хорошие люди!


- И в Германии?

- Гамбург у многих вызывает некое ощущение холода, закрытости, а я думаю иначе: это город преданных и стойких. Я себя хорошо себя там чувствую.


- Вас объявляют так: «Лилия Зильберштейн, Россия-Германия...».

- Это в Израиле. И так правильно! А в России, когда я приехала после шестнадцати лет отсутствия, со сцены сказали только «...Германия». А я все равно считаю себя русской пианисткой.


- Вы впервые в нашей стране?

- Да, и очень себя хорошо здесь чувствую.


- Ваши дети играют?

- Да, оба сына идут моей дорогой, нашей семейной дорогой. И я этому рада. Они хорошо играют – и мы уже даже играли вместе на одном рояле Рахманинова для шести рук.


- Косметика, наряды, украшения – в чем вы себе не оказываете?

- Основная косметика – губная помада. Наряды – то, что я надеваю на сцену, это мне важно. Кроме того – в той жизни мы не носили то, что хотели, нам приходилось довольствоваться тем, что можно было «достать». Я даже на конкурсе Бузони все четыре тура играла в одном и том же платье, а на заключительный концерт меня моя агент –американка просто заставила купить что-то новое. Украшения – думаю, что есть камни, такие, как опалы, гранаты, которые укрепляют силу, прибавляют оптимизм. Мы с мужем оба в это верим. Я на этом фестивале купила себе эйлатский камень. Здесь, в гостинице. Потому что я просто больше никуда не хожу.


- А спорт, бег, диеты?

- Я люблю ходить пешком. В спортзалы не хожу. А что касается диет, то, когда я худею, у меня пропадает сила в руках, а пианисту это не нужно.


- С какими оркестрами вам нравится работать?

- Очень хороши ваш филармонический, берлинской филармонии, оркестр театра «Ла Скала».


- Играете ли вы современную музыку? Такую, как писал, к примеру, Кейдж?

- Я понимаю, о чем вы. Нет, не играю. Я ее не люблю, не чувствую. Не доросла, наверное. Играю Шнитке, скоро у нас будет квинтет. Но это не правило, я не из этой темы...


- Бывают дни, когда вам не хочется заниматься, идти в класс, поднимать крышку рояля?

- Что значит – «не хочется»?! Надо! Так устроена моя жизнь.

Играть. Концертировать. Пережить боль ( совсем недавно в жизни Лилии Зильберштейн произошла утрата, и когда она говорит об этом ее голос дрожит и затихает) – и не сдаться. Стать снова победной и сильной. Верить в то, что маленький алый или дымчатый камушек сделает тебя увереннее. Встать рядом с дирижером перед залом, поклониться, а потом снова парить в облаке Шопена, в юной беготне Прокофьева – всегда, всегда.
«Наслаждайтесь музыкой, разной, хорошей – будьте счастливы!»- сказала пианистка на прощанье всем нам. И улыбнулась улыбкой человека, который знает важный секрет.

Инна Шейхатович
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С тех пор Лилия Зильберштейн заезжала иногда в Россию, вот некоторые вехи её пребывания в нашей стране:

--------------
15.05.2006
Максим Венгеров в зале Чайковского

В Концертном зале имени Чайковского выступил один из самых известных нынче скрипачей мира — Максим Венгеров. Вместе с пианисткой Лилией Зильберштейн нечасто приезжающая в Россию знаменитость исполнила произведения Бетховена, Прокофьева и обоих юбиляров 2006 года — Моцарта и Шостаковича (в частности, прозвучали Сергей Прокофьев. Соната № 1 для скрипки и фортепиано; Дмитрий Шостакович. 10 прелюдий (аранжировка Д. Цыганова))

---------------

Большой зал консерватории

Friday, 28 March 2008 г.

Начало в 19:00

Общедоступный абонемент БСО «Музыка для всех»

Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского

Дирижер – Александр Дмитриев
Солистка – Лилия Зильберштейн (фортепиано, Германия)

В программе:

Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» – прелюдия для оркестра
Прокофьев Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Сибелиус Симфония № 1

------------------


А вот известие с фестиваля российской камерной музыки в Гамбурге
Russisches Kammermusikfest in Hamburg
10. Авг, 2011

Всемирно известные исполнительницы Таня Бекер-Бендер (скрипка) и Лилия Зильберштейн (фортепиано) закончат цикл концертов музыкой Сергея Прокофьева, Альфреда Шниттке, Самуила Фейнберга и Николая Метнера. Таня Бекер-Бендер давала концерты с дирижерами Куртом Мазуром, Гердом Альбрехтом и Фабио Луизи, также работала со знаменитыми оркестрами (Konzerthaus Orchester Berlin, Jerusalem Symphony Orchestra, Orchestre de la Suisse Romande, Tokyo Philharmonic Orchestra). Лилия Зильберштейн известна своими фортепианными концертами, привлекающими все больше поклонников ее творчества. Пианистка выступает каждый раз как солистка со знаменитыми оркестрами и дирижерами, с 1991 года регулярно работает с исполнителями Берлинской филармонии и Клаудио Аббадо.
-----------------

Можно послушать записи пианистки, среди которых много интересных:

Lilya Zilberstein: Moment Musicaux Op. 16, No. 4 in E minor - Presto (Rachmaninov)
http://www.youtube.com/watch?v=kmABKAKLmZc

В этой потрясающей записи муз.момента e-moll Рахманинова можно угадать всё то, о чём я говорил выше: плотный звук, певучее туше, громовые "русские" басы. Трудно не услышать, что это такое - хотя великий Антон Рубинштейн не играл Муз.моменты Рахманинова да и не мог их знать, за таким исполнением во весь рост встаёт его призрак.

Saint-Saëns: Piano Concerto No.5 ('Egyptian') / Zilberstein · Crudele (part 3)
http://www.youtube.com/watch?v=XedqZi7TPLo

И в этом исполнении финала 5-го концерта Сен-Санса (соч.1896 г.) слышна "поступь ХХ века", который тогда уже был на пороге. Я считаю, что Сен-Санс выступил в этом произведении в роли провидца, в частности, это совершенно очевидно в финале: у Лилии Зильберштейн многие моменты звучат ну типично по-русски распевно, у неё даже пассажи поют - поразительный дар ! А как гудят октавы в басах, просто жуть: "ХХ век приближается".
Поразительно русская в своей основе игра ! Мало родиться с такими руками, нужно ещё и в процессе взросления нечто такое осознать и получить, чтобы ощущать этот мощный ток, идущий от земли. Поразительно, что такой способностью природа наградила женщину, что позволяет поставить Лилию Зильберштейн в один ряд с легендарными Розой Тамаркиной и Марией Юдиной.
Но не успела в конце 80-х наша публика расслышать это дарование и осознать его сугубо национальный, русский характер, ибо вся карьера столь "почвенной" нашей пианистки прошла за рубежом. Но даже в записи можно угадать то, о чём я всё время говорю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Шлагбаум режима особенно часто падал «по национальному принципу». Лилия Зильберштейн соглашается:

-Я в Тбилиси, на отборочном туре для конкурса в Португалии, очень плакала, когда меня отодвинули. Мне даже - почти всерьез - предложили фиктивно выйти замуж за Иванова...Чтобы звучало лучше. Приличнее, чем Зильберштейн ....

... в Москве почти никто не знал, что я победила. Всюду приглашали моего коллегу, думали, что победитель – он...
... в Большом зале консерватории. В 1990 году. Должны были исполнять по отделению - я и певица. Мы как раз обе были лауреатами международных конкурсов. Потом певица отказалась. Мне не сразу предложили сыграть сольный, но, в конце концов, предложили. Афишу не повесили. Папа после работы на заводе каждый день заглядывал в тот район – потом приходил и сообщал: нет, не повесили. Ответственные за концерт мне сказали: все очень просто и понятно, был праздник, Первое мая, какой-то пьяный афишу снял

О да, какие-то подлецы ей могли объяснять это именно так, списывая на пьяных и на "политику", тогда как на деле могло иметь место обыкновенное разгильдяйство. В большом государстве – большие интриги. И многие наши "интеллигенты" нарочно чернили имидж государства.
Советская интеллигенция – это позор нашей страны. Настойчиво добиваясь доступа к властям, она вечно преследовала самых талантливых людей, в т.ч. из своей же среды, не давала им ходу, вечно стремилась занять посты каких-нибудь "советников", чтобы уже оттуда щупальцами своих интриг опутывать перспективных музыкантов, художников, учёных, прикрывая эти мерзости якобы "национальным вопросом", подставляя тем самым и государство.
Да, я знаю, это было. И это чёрная страница нашей истории. Дело даже не в конкретной национальности, дело в механизме функционирования этой тусовки, средством давления со стороны которой могла быть в т.ч. и национальность, а эту свою подлость они списывали на государство. Иной раз представители интеллигенции одной и той же национальности боролись друг с другом посредством таких рычагов. О да, это омерзительно, я согласен.

А Лилечка – молодец ! Она сумела реализовать свой талант несмотря на интриги окруженцев, преследовавших свои шкурные интересы и меньше всего думавших об интересах великой многонациональной страны.
Я был на том самом концерте Лилии Зильберштейн в Москве, о котором она говорит. Но то ли её ввели в заблуждение, то ли сами пребывали в заблуждении, то ли это какая-то интрига со стороны тогдашних "интеллигентов", но я живой свидетель: афиши висели по всему городу, как и всегда в те времена – эта система оповещения работала независимо от имён, автоматически. Иначе я просто не узнал бы об этом концерте, ведь интернета тогда не было ! :))))) Жаль, что я не сохранил для себя одну из афишек, потому что они и после концерта висели, их ещё не успели снять. Так что афиши были, и я не знаю, откуда у неё такая информация, что концерт "замалчивали" ? Наоборот, о пианистке трубили в СМИ, упоминая её вместе с Кулешовым, конечно: они оба были представлены примерно наравне, но это, как я считаю, справедливо. А больше всех о них трубил Петров – об обоих.
Понимаете, какая вещь ……. Кулешов предпринял, так скажем, верные шаги в плане пиара, хотя, как я думаю, он делал это просто из любви к жанру транскрипции и к искусству Горовица, а не ради саморекламы: он разучил по фонограммам и играл транскрипции Горовица – по-моему, он стал делать это первым, по крайней мере, в нашей стране. Нотных текстов не было. Позднее, уже после победы в Больцано, он встречался с Горовицем, тот его как-то там "консультировал", уж не знаю, как (наверное, это была такая же показуха "для фотографий", как и встреча с Султановым, и со многими другими музыкантами, кому Горовиц пожелал быть "отцом родным" в пианизме), но когда такая "живая легенда" вас приветствует, понятное же дело, что это весьма способствует вашей известности ! Кулешова тогда же показали в очень популярной телепрограмме "Взгляд", и на очередной его концерт в Москве после этой телепередачи было ну просто не пробиться. Я считаю, что тот телеэфир положил начало настоящей его популярности в России. Неужели в передаче "Взгляд" процветал "антисемитизм" ? :)) Всё дело в имени Горовица, в легенде, сложившейся вокруг него. Но и Лилию тоже знала вся музыкальная Россия, ведь их обоих наравне представил сам Николай Петров, а он был уже тогда очень влиятельной фигурой. Иначе откуда бы я сам о ней узнал ??
И всё же публика оказалась более падкой до транскрипций и окологоровицевских сенсаций (незадолго до того ведь и сам Горовиц побывал в Москве и Ленинграде), нежели до более серьёзного жанра, к которому более тяготела Лилия Зильберштейн, и именно ЭТИМ, а не каким-то там мифическим "антисемитизмом", который если и практиковал кто, то как раз интеллигенты в целях борьбы друг с другом, объясняется гораздо меньшая популярность Лилии, чем Валерия, в тот момент и в дальнейшем. Ну а затем, в "лихих 90-х", во времена гайдаровщины и ельцинщины, нам всем тут стало не до музыки, простите ……
Я рад, что Лилия успела получить хорошую премию и вырваться на мировой простор, но я считаю, что, судя по информации о ней, она и на Западе не обрела популярности, достойной её таланта, и живёт она больше преподаванием, чем концертами, хотя если послушать её великолепные записи на youtube, можно удивиться, что она не столь известна, как многие другие, гораздо менее талантливые музыканты. Видимо, семья, дети, заботы, сам склад характера …… А может, что могла, она уже сделала в своей профессии ? Не знаю, не отслеживал.
Вот если она приедет, можно будет коллективно, так сказать, оценить, каков её нынешний уровень. Я всё же считаю, что Кулешов чисто ВНЕШНЕ тогда был как пианист ярче, эффектнее, он преподносил публике броские вещи, и дело не только в транскрипциях, фанатом которых он был и остаётся по сей день, дело и в свойствах его музыкальной натуры. А Лилия – художник более углублённый, серьёзный, она уже тогда не была склонна к таким внешним эффектам, хотя пианизм её по сути ни в чём не уступал кулешовскому и был даже более типичен для русской школы и рубинштейновской традиции. Недаром же она сама себя считает русской пианисткой и говорит об этом. Она это понимает, и я это тоже великолепно понял с первых же взятых ею нот ещё тогда, на рубеже 80-90-х.
В любом случае я рад, что жизнь её удалась и сложилась очень хорошо. Могла ли она сложиться лучше ? Вот если она приедет поиграть, то узнаем и об этом. Но что-то мне подсказывает, что крупный зал она у нас не соберёт: её попросту забыли ! А раскручивать её практически с нуля тут никто не будет.
Ну вот я, наверное, внёс свою скромную лепту в дело возвращения Лилии с концертами в Россию ! :)) Но, повторяю, я не в курсе, в какой она сейчас творческой форме, так что обнадёжить не могу.
А сама она – милая дама, и я желаю ей и её семье всяческого благополучия и счастья.
« Последнее редактирование: Август 27, 2012, 11:55:47 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ещё немного о звуке Лилии Зильберштейн, вернее, о том его качестве, которое, собственно, роднит пианистку с русской школой. Поскольку это лучше всего слышно в пространстве концертного зала, а в записи это ощутить не так-то просто, попробую объяснить это на пересечении разных записей одной и той же вещи, а именно - 13-й прелюдии из 32-го опуса Рахманинова.
Студийная видеозапись имеется на youtube (там же и остальные Прелюдии, Муз.моменты и ф-п концерты Рахманинова)
Начну с этой видеозаписи, студийной:

Prelude 13 Op.32 Rachmaninov by Lilia Zilberstein
http://www.youtube.com/watch?v=a1Rm1YCTEVU

Уже в этой записи ощущается та органно-колокольная мощь, которая вообще отличает исполнительство Лилии. Но это ещё не всё - в студии какую-то часть её звука просто "убили": то ли рояль был не слишком подходящий, то ли, что скорее, звукооператор. Заметно, что пианистке немного "не хватает рук" на широкие рахманиновские аккорды ! :) Но она это с лихвой восполняет своим насыщенным тембром.
И вот то, чего нет в студийной записи, в полной мере проявилось в видеозаписи концертной несмотря даже не то, что она сделана незнамо на каком оборудовании каким-то любителем (имею в виду прежде всего последнюю, 13-ю Прелюдию):

Rachmaninoff 13 Preludi op.32 Lilya Zilberstein per Musica in aulis a Bolzano (5 settembre 2009)
http://www.youtube.com/watch?v=2-dX3EQ-qNE

Какой размах !
Слышно, как прокатывается эхо по залу, ощущается, какой объём занимает извлекаемый тон ! Как раскатисто ! Уже извлечённый звук не только не стихает сразу за ударом по клавишам, а даже некоторое время ещё усиливается за счёт запаса мощности.
Сколько б я ни слушал эту Прелюдию, а я её всю жизнь слушаю :)), но только Лилия способна показать в ней нечто такое, что заставляет меня признать именно её неподражаемой исполнительницей этой вещи, которая ухватила и сумела показать нечто такое первородно-рахманиновское, чего, как ни странно, не ощущают пианисты-мужчины: этот "медный" блеск, это всемирное сияние - образно говоря, не стальное, не холодное, а красное, обжигающее. Вся пьеса в такой подаче хороша, но последняя строчка - ну это нечто запредельное: такие богатырские аккорды, такое звуковое пространство.
А казалось бы, что за пьеса ? Когда играют избранные вещи Рахманинова, 13-я Прелюдия в эти выборки, как правило, не попадает, а у Лилии именно она и сама себе просто гениальна, и великолепно венчает весь 32-й опус.
Не могу припомнить, чтобы кто-то другой из наших пианистов с таким успехом играл бы 32-й опус целиком - и только Лилия умеет в нём показать себя и убедить своей игрой, что он гениален от начала и до конца. Редкий дар !
Она в нотах 13-й Прелюдии видит больше, чем там есть, больше, чем могут увидеть глаза, и играет эту музыку "лучше, чем она написана". А на это способен лишь тот, кто не только видит нотные знаки, но и сквозь них слышит, угадывает в своих исполнительских пробах на рояле то, что представлялось автору, но принципиально не могло быть отражено им в нотном тексте.
И я надеюсь, что те, кто послушает сначала первую запись и воздаст ей должное, послушают затем вторую запись и, сравнив с первой, определят, чего при таком сравнении не хватает в предыдущей, продолжат мою мысль и поймут, как это могло бы восприниматься в реальном объёме концертного зала.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот здесь кое-что можно послушать:
http://classic-online.ru/ru/performer/631

Вариации на т.Паганини Брамса - обе тетради. Феноменально ! Очень подходит ей по стилю: такое плотное изложение, буквально симфоническая мощь.
А там же рядом - Шопен !
Какая тонкость, какая выделка ! Просто не верится, что этими же руками иной раз преподносятся такие "тяжести", как "Вариации" Брамса или 13-я Прелюдия Рахманинова из 32-го опуса (о ней было сказано выше) ! Я начал слушать её Шопена с некоторым опасением: боялся, что Лилия и там тоже вдруг рубанёт сплеча, но не тут-то было !
Послушайте Рондо До минор op.1 и Рондо Фа мажор op.5 - не пожалеете ! Конечно, звук её и здесь узнаваем в моментах плотного изложения, но в Шопене она пользуется, так сказать, не "медной", а "серебряной" частью своего звукового спектра и многие моменты отличаются большой нежностью и обаянием. Виртуозная хватка всё та же, но сколько изящества, в т.ч. типично шопеновской "бриллиантности" в нужных местах, какая тонкая педаль, какой звуковой флёр, какая благородная сдержанность. А какая кантилена, как она ведёт мелодию ! Прямо-таки вокальная насыщенность мелодической линии во всех регистрах. Большая редкость.
Нет, ну просто чудесный Шопен.
По-видимому, пианистка хорошо знает свои возможности и не берётся за то, что у неё могло бы не получиться, а виртуозных проблем у неё нет: любой сложности пассажи в обеих руках, двойные ноты, октавы, многослойная фактура - что угодно преподносится в нужном темпе, безо всяких технических компромиссов и безо всякого ущерба художественным намерениям.
По-видимому, Лилия Зильберштейн может быть признана пианисткой романтического направления, по крайней мере, её репертуар и её исполнительский стиль свидетельствуют именно об этом, но в этой избранной ею сфере она достигла громадных высот.
Я вообще не понимаю, куда смотрят наши музыкальные менеджеры ? Её надо пропагандировать, пиарить и звать в Россию играть сольники и с оркестром !
« Последнее редактирование: Август 28, 2012, 21:49:58 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Послушал 3-й концерт Рахманинова в исполнении Лилии Зильберштейн: должен с сожалением отметить, что он не для неё. О нет, она всё сыграла и ничего не забыла, всё было добротно сделано, но эта вещь чисто физически превосходит возможности Лилии. Всё-таки она женщина, причём, отнюдь не богатырского сложения. И если 1-й концерт Рхаманинова, ф-п концерт Грига, 5-й концерт Сен-Санса, Вариации на т.Паганини Брамса, Соната Брамса для 2-х ф-п, Соната Шопена, цикл Прелюдий op.32 Рахманинова и прочие вещи среднего и крупного сольного и ансамблевого формата находятся вполне в сфере её возможностей, то такая гигантская вещь, как 3-й рахманиновский, ощутимо за пределы этой зоны выходит. Впрочем, хоть и не в такой мере, но отчасти это относится и ко 2-му рахманиновскому ф-п концерту в её исполнении.
Помню, слушал их оба с Лилией в качестве солистки много лет назад, и уже тогда они показались мне чрезмерно масштабными даже для её великолепных возможностей, особенно 3-й. Это ощущается и в пониженной энергетике подачи таких крупных вещей (нечто подобное наблюдалось в игре М.Гринберг, Т.Николаевой, корейской лауреатки конк.им.Чайковского Сон и других женщин, как и многих не слишком атлетически сложённых мужчин), потому что необходимо выдерживать такой марафон, экономно расходуя силы, и в сдержанных темпах ..... хотя с динамикой у Лилии вроде всё в порядке.
Короче говоря, у неё имеется свой "потолок" силы и выдержки, выше которого ей лучше не подниматься.
Но это лишь означает, что всё остальное, что вполне в её силах, можно горячо рекомендовать к прослушиванию.
« Последнее редактирование: Август 29, 2012, 16:05:01 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Lilya Zilberstein plays Rachmaninov Op. 16 n. 3 & 4
http://www.youtube.com/watch?v=UHTwisE0cvg

Лилия преподносит ещё один вариант Муз.момента e-moll Рахманинова: пожалуй, по своим художественным достоинствам он превосходит студийный вариант, который мы с вами слушали выше.
Потрясающая игра ! Какой порыв, какая техника. Концертная обстановка только добавила драйва.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Намедни сравнил 4 исполнения Прелюдии Рахманинова gis-moll: авторское, Горовицево (Берлин, май 1986 г), Мацуева (студийное из альбома "Неизвестный Рахманинов") и Лилии Зильберштейн (студийное). Причём, я нарочно поставил себе целью придирчиво отнестись к исполнению ныне действующего поколения и выяснить, достойно ли оно сравнения со старшими представителями русской ф-п школы.
В общем, как и следовало ожидать, все 4 мастера сыграли по-разному, разойдясь в т.ч. и с текстом, но все 4 исполнения оказались интересны и достойны сравнения.
Сначала самые общие оценки: Рахманинов-пианист, конечно, вне конкуренции как создатель вещи и гений ф-п исполнительства, знающий "изнутри", как и что "должно быть" и "может быть". Горовиц очень обаятельно подаёт эту вещь: он весьма близок к автору в трактовке многих моментов, что объясняется, вероятно, их тесным творческим общением и домашней игрой в присутствии друг друга. Денис и Лилия преподносят мужественные и суровые исполнения, что само по себе любопытно, ведь известна обычная для русской школы тенденция трактовать рахманиновское творчество вообще и рахманиновские миниатюры в частности как лирику, что в высшей степени было свойственно также и Клайберну. Этой тенденции в какой-то мере противостоял Рихтер, который был весьма суров в Рахманинове, причём, не только в Этюдах-картинах, где он вообще вне конкуренции, но и в Прелюдиях, хотя в 1-м и 2-м ф-п концертах он не считал нужным подражать трагедийности позднего авторского исполнения.
Любопытны "подвижные исполнительские элементы", которые наиболее отчётливо видны в игре Горовица, оставившего больше всего записей этой вещи (к примеру, Мацуев пока что не так часто играл её). Так, самое начало Прелюдии в разных залах Горовиц подаёт по-разному: то он воплощает авторские динамические "вилки" в первых 2-х тактах, то не воплощает. И вряд ли это ему можно поставить в вину, ибо сам автор в своей записи их не воплощает ! :))
Вообще, в записи автора ощущается некоторая "бисовость" подачи: автор с ходу даёт очень бойкий темп и довольно высокий динамический уровень, в результате чего вступающая мелодия сразу "тормозит" это движение и как бы "питается" динамикой начала, расходуя её на кантилену, подражая на гаснущей динамике вокальному звучанию. Это то самое "пение на ф-п", которое восходит ещё к искусству великого Антона Рубинштейна.
Любопытно, что во вступлении Рахманинов выполняет свои темповые указания, но не выполняет динамические, а Горовиц в одной записи выполняет его нотные указания, а других следует примеру авторского исполнения. Вопрос: что считать "правильным" ? Ответ: да какая разница ? Мацуев начинает Прелюдию, выводя музыку из тишины и оцепенения, начиная чуть медленнее и тут же ускоряя до требуемого темпа, одновременно делая звучность более наполненной, т.е. он предлагает ещё один вариант вступления. Лилия чуть более энергично делает то же самое, что и Мацуев. Все 4 варианта интересны, по-своему убедительны и, видимо, опираются на те самые "подвижные элементы", на которых вряд ли стоит зацикливаться при разборе этой вещи и любых её исполнений.
Далее.
И Горовиц, и автор, и Мацуев, и Зильберштейн играют мелодию на спаде динамики, что позволяет осуществлять подразумеваемое здесь вокальное легато. И это правильно: все четверо выводят мелодию из динамической вершины-источника. Вот она - русская школа !
Но Мацуев и Лилия играют тему не так свободно относительно аккомпанемента и не так чувствительно, как автор или как Горовиц: нынешнее поколение пианистов не видит причин для столь сильных замедлений, наблюдаемых в игре их великих коллег, которые (замедления) в нашу эпоху выглядят в этом месте слегка слащаво, но когда-то, вероятно, считались "задушевными", "проникновенными" и т.п. Изменился контекст времени ! Видимо, насыщение мелодики специфическим психологизмом, столь свойственное и автору, и Горовицу (Горовиц и с фигурациями не особо церемонится, кое-что добавляя и кое-где чуть меняя), не только не входило в планы Дениса и Лилии, но и противоречило бы всей той бесхитростности подачи кантилены, которая под руками Дениса, например, оказывается чем-то сродни бесхитростности фольклорных напевов - и эта аллюзия прекрасно ощущается в его игре. Лилия играет мелодию более целеустремлённо. И тем не менее, и Денис, и Лилия чуть придерживают темп в соответствии с авторскими указаниями и, видимо, со своими собственными ощущениями. И это вполне убедительно выглядит у всех четверых - со скидкой на эпоху, конечно. Poco accel. в первых тактах на практике вообще мало ощущается и, видимо, является слишком незначительным указанием, которое по-хорошему надо было бы оставить на усмотрение исполнителя, ибо не всякий интерпретатор пожелает так мельчить.
Но дело не только в этом ! Дело в том, что авторские указания в какой-то мере ….. неточны ! Судя по фонограмме автора, в нотах надо было указывать не rit., а molto rit., а в самом начале - не allegro, а allegro molto, и далее - не meno mosso, а molto meno mosso, а в эпизоде a tempo (т.16) к этому указанию надо бы добавить subito и т.п.. Но известны "жалобы" (дореволюционных ещё) критиков на рахманиновское исполнение собственных вещей: они считали, что он утрирует ! А на самом деле все его указания нужно воспринимать со стилистическими уточнениями molto, subito - тогда всё будет в бОльшем порядке ! :)) Но текст есть текст, так что автор сам виноват.
Любопытно, что в 15-м такте (перед a tempo) Мацуев выполняет rit, но не выполняет динамическое указание, слегка подражая финальной кульминации, где тоже идёт замедление на динамическом подъёме. Но здесь он на гребне подъёма сдерживает динамику и входит в a tempo т.16 плавно, чтобы иметь возможность реализовать далее авторскую вилку cresc.. Зильберштейн не видит причин для сантиментов и даёт значительное нарастание перед a tempo т.16, играя дальнейшее на единой эмоциональной волне с предыдущим вплоть до т.24. Автор и Горовиц играют т.16, как в нотах, но если автор активно выполняет указание a tempo, то Горовиц играет чуть сдержаннее автора, да и по динамике не столь ярко, как бы "на спаде настроения", не считая эту кульминацию ключевой. А Рахманинов на этот эпизод буквально "набрасывается" и, в противоречии с собственными указаниями, играет его с замедлением ВЕСЬ, а не только последний такт (т.19, rit). Так же поступают и Мацуев с Горовицем, что позволяет сделать вывод, что в нотах всего не отразишь ! :)) И тем не менее, сие решение настолько напрашивается, что это делают почти все пианисты мира, несмотря на отсутствие данного указания в нотах.
Далее автор также идёт вразрез с собственными указаниями: эпизод a tempo (т.20) он играет сначала с плавным ускорением, а затем с плавным замедлением, сопровождая то и другое "романтической волной" динамики, сначала нарастающей, а затем убывающей синхронно с темпом. В нотах этого нет, но это ведь тоже напрашивается ! Горовиц играет почти по нотам: a tempo и затем спад динамики и темпа. А что Мацуев ? Денис поступает примерно так же.
Эпизод a tempo, poco a poco cresc. (т.24), к которому каждый из музыкантов подошёл по-разному, все четверо начинают сдержанно, а затем разгоняют, хотя в нотах этого нет ! Здесь тоже наблюдается "романтический подъём", хотя Зильберштейн преподносит его более сдержанно по темпу.
Любопытно, что в т.31 на ударе sff все берут бодрый темп, который практически не сбрасывают до воспроводимой в октаву в глубоком басу главной темы. Мало того, после т.31 никто из них не выполняет выписанные в нотах динамические указания, в т.ч. и сам автор ! Судя по всему, автор тут промахнулся с пометками, подойдя к делу чисто теоретически и опять измельчил динамику, но его собственный практический исполнительский опыт показал, что указание P и вилка cresc. в т.33 бессмысленны, ибо исполнителя несёт вперёд музыкальная стихия, волна, поэтому на такие мелочи просто нет времени и желания отвлекаться ! Все четверо с энтузиазмом "вылетают" на gis-moll (т.34, ff) и тут же сбрасывают темп, хотя ни предваряющего accel., ни a tempo здесь в нотах нет, а meno mosso появляется позже. Всё это должно быть найдено в результате интуитивных поисков и, конечно, при прослушивании авторского исполнения ! :) Фонографическим документом пренебрегать не следует: в своём исполнении (но не в нотах) автор чётко обозначил эту грань формы.
Далее главную тему в октавном изложении все подают очень сдержанно и очень сильно (Зильберштейн - умеренно) замедляют, Мацуев тоже играет molto meno mosso, иначе в горячке исполнения тематические октавы будут греметь. Интересно, что в тт.37-38 никакие rit. не обозначены, но все замедляют, потому что замедления фактически выписаны в рисунке фактуры.
Далее любопытно, что Мацуев "издалека", начиная с т.39, уже движется единым нарастанием к финальной кульминации, игнорируя попутные авторские указания, и затем, замедляя и наращивая динамику, берёт широко арпеджированный e-moll'ный аккорд на кульминационном гребне, эффектно подчёркивая тем самым важнейшую грань формы. А что автор ? Автор делает то же самое, практически игнорируя все свои мелкие указания ! И даже более того, он гораздо активнее подходит к гребню кульминации, лишь слегка сдерживая темп, и только после e-moll резко замедляет. Зильберштейн, однако, обращает внимание на промежуточные авторские указания, но тоже даёт единую волну нарастания. А что Горовиц ? Горовиц предлагает ещё одно решение, которое не похоже ни на то, ни на другое, ни на третье: он тоже издалека идёт к кульминации и тоже придерживает темп, но …. на спаде динамики ! Вместо предписанного автором усиления, он даёт ослабление громкости, и всякий раз кажется, что вот-вот мы услышим - тоже весьма типичную для Рахманинова ! - "тихую кульминацию", но не тут-то было ! Сам арпеджированный аккорд у Горовица звучит subito forte, как бы выражая нечто поначалу избегаемое, но неожиданно достигнутое. В последних тактах все замедляют, хотя этого тоже нет в нотах ! :))

Какова мораль сей басни ?
Необходимо слушать авторские записи. Это раз.
Два: в романтической музыке необходимо больше доверять своим чувствам и пианистическим ощущениям. Главное – отчётливость рисунка, естественность и пианистическая логика, в свете которых неважны становятся все мелкие ремарки, и авторское исполнение это доказывает лучше всего.
Три: необходимо строго соблюдать ключевые авторские указания, которые маркируют грани формы, уметь подавать кульминации, ощущать стихийное дыхание темпово-динамических волн и т.п., а все мелкие указания можно считать лишь "авторскими пожеланиями", которые могут варьироваться от исполнения к исполнению. И фонограммы Горовица и самого автора - лучшее тому подтверждение.
И четыре: игра Дениса Мацуева и Лилии Зильберштейн при всей явной общности с игрой Рахманинова и Горовица существенно отличается от игры старшего поколения легендарных пианистов русской школы: нынешние наши замечательные пианисты не столь сентиментальны, как "старики", наши современники не мельчат, ритм их не столь каприччиозен, они мыслят более широкими линиями, явным образом стилистически сближая миниатюры с более крупными композиторскими построениями Рахманинова (то же самое наблюдается и в их исполнении произведений других авторов). Это обстоятельство недвусмысленно свидетельствует о том, что они оба выражают сегодняшнее отношение к Рахманинову как к классику русской музыки: современные пианисты держат дистанцию по отношению к автору и не допускают проявления излишней чувствительности, как бы позволяя высказаться самой гениальной музыке, а не себе-любимым. И такой целомудренный подход к столь заигранной вещи, терзаемой педагогами и учениками чуть ли не всех музыкальных школ мира, обеспечивает то единство настроения и ту цельность реализации, которые демонстрируют Мацуев и Зильберштейн.

В этом месте было бы странно не выразить моё собственное отношение к вышеперечисленным фактам, прежде всего, к вполне очевидно меньшей детализации и к мышлению более крупными мазками и построениями. Очень часто приходится слышать и читать, что, дескать, "нынче пианисты не те, вот то ли дело раньше были искусники - смотрите, мол, как у них мелочёвка показана, какие тонкие детали высвечены, какие динамические контрасты, какая каприччиозность в ритмике" и т.п. Много сентиментальных слёз проливается по поводу мазурочек, вальсиков, этюдиков и прочих бирюлек в подаче старых мастеров, в игре которых наблюдается громадное количество мелких, интимных даже, деталей и придумок, которых лишены современные исполнения. Что тут сказать, коллеги: новые времена - новые песни ! Можно сколько угодно рыдать по ушедшему в прошлое стилю и оплакивать все те сюси-пуси, которые ему были присущи, но с середины ХХ века в исполнительстве преобладают широкие линии, солисты и дирижёры во всём видят и предпочитают крупные построения, так что плакать по прошлому несколько поздновато.
Я считаю, к детализированному стилю ныне нужно относиться как к интересному артефакту музыкальной истории: да, было и такое ! Было да прошло ! В наше время подобная игра будет выглядеть как напыщенно-мелодраматичная и пошло-чувствительная, но не потому, что это "плохо", а по той причине, что время изменилось. Вернётся ли это ? Как знать, если вернётся прежнее мироощущение, то может вернуться и стиль. Но я сомневаюсь даже в этом, потому что нельзя войти 2 раза в одну и ту же реку: всё равно это будет нечто новое.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
канал Культура
К 230-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИККОЛО ПАГАНИНИ. И. Брамс. Вариации на тему Паганини. Солистка Лиля Зильберштейн
25.10.12  17:45
В исполнении пианистки Лили Зильберштейн звучат Вариации на тему Паганини и Три иптермеццо op. 117 Иоганнеса Брамса.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
канал Культура
К 230-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИККОЛО ПАГАНИНИ. И. Брамс. Вариации на тему Паганини. Солистка Лиля Зильберштейн
25.10.12  17:45
В исполнении пианистки Лили Зильберштейн звучат Вариации на тему Паганини и Три иптермеццо op. 117 Иоганнеса Брамса.

Чудесно ! Мне кажется, эти Вариации - большая удача пианистки, так что следовало бы послушать. У кого будет время - рекомендую, ибо сам я буду в этот момент в пути на концерт.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
19:00 10 февраля 2013 г.
Камерный зал ММДМ

Абонемент «ВСЕ СКРИПИЧНЫЕ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА»

Алексей ЛУНДИН, скрипка
Лилия ЗИЛЬБЕРШТЕЙН, фортепиано

Сонаты для фортепиано и скрипки №6, №7, №8 соч. 30
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
19:00 10 февраля 2013 г.
Камерный зал ММДМ

Абонемент «ВСЕ СКРИПИЧНЫЕ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА»

Алексей ЛУНДИН, скрипка
Лилия ЗИЛЬБЕРШТЕЙН, фортепиано

Сонаты для фортепиано и скрипки №6, №7, №8 соч. 30

Это было потрясающе, феноменально !
Как же важно, чтобы даже в камерных ансамблевых вещах Бетховена за клавиатурой сидел выдающийся пианист - и вот Лилия Зильберштейн как раз и является такой пианисткой !
Принимали артистов просто на ура ! Публика была в восторге, и было вполне ясно, что едва ли не бОльшая часть общего успеха является заслугой пианистки.
Я убедился, что Лилия сейчас находится в замечательной, шикарной пианистической форме. Также я убедился, что она является выдающейся бетховенисткой, тем более, что фортепианные партии бетховенских скрипичных сонат весьма развиты и сложны. Остаётся лишь мечтать, чтобы Лилия хотя бы изредка играла в нашей стране сольные концерты, в которые включала бы жемчужины своего репертуара.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Превосходный дуэт
Камерный вечер Алексея Лундина и Лилии Зильберштейн (10-02-2013)

Валентин Предлогов
13.02.2013 в 13:14

http://www.belcanto.ru/13021301.html

------------------------------
... некоторые партнёры Лундина являются вполне самостоятельными фигурами, имеют громкие артистические имена и пользуются всемирной известностью как солисты-пианисты. Так, в этот раз в ансамбле с Лундиным выступала знаменитая отечественная пианистка Лилия Зильберштейн.
... Почти вся карьера замечательной пианистки прошла за рубежом, тем не менее, в последние годы Лилия Зильберштейн несколько раз посещала Россию и играла в Москве в мае 2006 года со скрипачом Максимом Венгеровым (камерные ансамбли — Моцарт, Прокофьев, Шостакович) и в марте 2008 года с дирижёром Александром Дмитриевым (Третий фортепианный концерт Прокофьева).
И вот пианистка вновь осчастливила нас своим появлением и замечательной, феноменальной игрой в концерте бетховенского цикла, задуманного Лундиным. Отмечу, что Зильберштейн находится в великолепной творческой и пианистической форме.
Ансамбль двух замечательных музыкантов отличался, прежде всего, высочайшим профессионализмом, прекрасным ощущением намерений партнёра, исключительной синхронностью, сыгранностью, а также знанием стиля и эксклюзивных качеств данного конкретного опуса Бетховена.
... скрипач, прекрасно понимая, что в данных сонатах почти вся исполнительская сложность сосредоточена не столько в скрипичной, сколько в фортепианной партии, качественное исполнение которой составляет больше половины успеха совместного выступления, ... не старался поэффектнее преподнести свою партию, а напротив, идеально вписывался в фортепианный фон, составляющий здесь основу, получая от него и передавая ему эстафету, что со стороны смотрелось не только стильно и адекватно ситуации, но и очень естественно.
------------------------------

(полностью читать по ссылке)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Павел Коган
и Лилия Зильберштейн –
к 100-летию Кирилла Кондрашина
7 марта 2014, начало в 19:00
Большой зал консерватории

http://meloman.ru/concert/mgaso-pavel-kogan-i-liliya-zilbershtejn-fortepiano-k-100-letiyu-kirilla-kondrashina/

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Дирижер – Павел Коган
Лилия Зильберштейн (фортепиано, Германия)

В ПРОГРАММЕ:

Шимановский
Концертная увертюра

Григ
Концерт для фортепиано с оркестром

Шуман
Симфония № 4
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лилечка скоро нам сыграет!!
Ну когда же ей дадут в Москве сольник? Уж советская власть вроде давно закончилась, чтобы эту пианистку дальше гнобить-то :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сыграли сегодня удачно.
Лилия была на высоте - будто не прошла четверть века с тех пор, как я её впервые услышал. Техника просто шикарная. В наши дни она играет намного более мудро, не выдвигает на первый план свои "гремучие" басы русской фортепианной школы.
Шикарно прозвучала увертюра Шимановского - прям Скрябин, Р.Штраус и Вагнер в одном флаконе :) УДивила также симфония Шумана: вот не думал, что она меня может увлечь! Я давно для себя на ней крест поставил, и вдруг ....... Что-то в последнее время для меня много всего происходит в театрах и на концертах "вдруг" :)) И это, как правило, приятные сюрпризы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Павел Коган и Лилия Зильберштейн
« Ответ #18 : Март 09, 2014, 01:23:14 »
Коллеги, неужели вчера никто из вас не побывал на этом концерте? Зал был набит битком под самый потолок - я оглядывался и видел это.
Между прочим, Коган сыграл 4-ю шумановскую симфонию в поздней авторской оркестровке. Симфониям Шумана не везло: все ругали их оркестровку, даже Чайковский, очень ценивший Шумана, поэтому исполняли их с самыми разными изменениями и добавками.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Прекрасное посвящение Кондрашину
Валентин Предлогов

http://www.belcanto.ru/14032002.html

7 марта 2014 в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт к 100-летию выдающегося русского дирижёра Кирилла Петровича Кондрашина с участием Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. Солировала выдающаяся пианистка отечественной школы Лилия Зильберштейн.
« Последнее редактирование: Март 21, 2014, 10:49:47 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
С каких это пор она стала такой выдающейся?
Хорошая пианистка, лауреат международного конкурса, но таких в советские времена было немало. Я её помню, как и вы, еще по тем временам, когда ей якобы не давали выступать в Москве - см. интервью с ней:  Шейхатович И. Лилия Зильберштейн: «В СССР я не играла сольные концерты!» http://www.potrebitel.co.il/Item.asp?item=12602.

Непонятно также, почему вы в своей статье разместили фотографию пианистки тридцатилетней давности. Когда без труда на её сайте можно было найти более свежее фото, например вот.
« Последнее редактирование: Март 21, 2014, 15:05:58 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С каких это пор она стала такой выдающейся?

С тех пор, как я её объявил таковой! :))
Шучу.

Хорошая пианистка, лауреат международного конкурса, но таких в советские времена было немало

Пользуясь вашим советом в следующий раз вместо "выдающейся" я так и напишу: "Хорошая пианистка, лауреат международного конкурса, каких в советские времена было немало".
Пускай все порадуются.
Шутка опять же! :))

Непонятно также, почему вы в своей статье разместили её фотографию тридцатилетней давности. Когда без труда на её сайте можно было найти более свежее фото, например вот.

Как я погляжу, вам пора уже за статьи приниматься :) А мы все, включая меня, будем сидеть вокруг и с важным видом указывать на то, на сё, и то не так, и это не сяк: тех переоценил, тех недооценил.
А я там ещё и перепутал кое-что, и это только один человек заметил, да и то он, видимо, пожил на белом свете, вхож и близок к соответствующим кругам :))
У меня есть статьи не такие компактные, не такие положительные, не такие связные в плане изложения, но именно эта мне самому очень нравится.
И вот тут я не шучу :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
С каких это пор она стала такой выдающейся?

С тех пор, как я её объявил таковой! :))
Шучу.

Хорошая пианистка, лауреат международного конкурса, но таких в советские времена было немало

Пользуясь вашим советом в следующий раз вместо "выдающейся" я так и напишу: "Хорошая пианистка, лауреат международного конкурса, каких в советские времена было немало".
Пускай все порадуются.
Шутка опять же! :))

Непонятно также, почему вы в своей статье разместили её фотографию тридцатилетней давности. Когда без труда на её сайте можно было найти более свежее фото, например вот.

Как я погляжу, вам пора уже за статьи приниматься :) А мы все, включая меня, будем сидеть вокруг и с важным видом указывать на то, на сё, и то не так, и это не сяк: тех переоценил, тех недооценил.
А я там ещё и перепутал кое-что, и это только один человек заметил, да и то он, видимо, пожил на белом свете, вхож и близок к соответствующим кругам :))
У меня есть статьи не такие компактные, не такие положительные, не такие связные в плане изложения, но именно эта мне самому очень нравится.
И вот тут я не шучу :))
А я, между прочим, вашу статью никак не оценивал. Я написал ровно то, что написал. Что никто её специально не гнобил - помнится, на Классике, когда обсуждалось интервью с пианисткой, на которое я дал здесь ссылку - вы меня поддержали. И что, да, она хорошая пианистка, но ... выдающаяся...? Кстати и в своей рецензии вы же сами написали:
Цитировать
Григ же, как мне кажется, даже в фортепианном концерте своём требует большей открытости, красочности, свежести.
Я на рецензируемом концерте не был, но у меня есть диск, где она вместе с Нееме Ярви играет этот же концерт. Так вот, там её исполнение можно охарактеризовать теми же словами.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, значит, мы с вами не так уж расходимся, только вы, по-моему, слишком обобщаете. Да, она отнюдь не универсальна, но это не значит, что её талант нельзя назвать выдающимся. Каждому можно пожелать реализоваться в такой же мере!
К сожалению, вся её карьера развивалась на Западе, а нам остались лишь жалкие обрывки. Она регулярно записывалась, и многое очень хорошо получилось, хотя и не всё. Впрочем, это мы уже обсуждали.
А вот сольный концерт Зильберштейн в наиболее выигрышном для неё репертуаре я бы не отказался послушать! Год назад камерный Бетховен в КЗММДМ с Лундиным был просто великолепен. Кое-какие ссылки на другие удачные её записи приводились выше.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Lilya Zilberstein plays Wilde Jagd

http://www.youtube.com/watch?v=MeoQSzzSjiw



Lilya Zilberstein plays Rachmaninoff Étude-Tableaux op. 39 Nr. 1

http://www.youtube.com/watch?v=LrpJetNQuIg



Beethoven - Piano Sonata No. 23 F Minor, Op. 57 "Appassionata"

Lilya Zilberstein plays on the Concert Grand Piano D280 by C. Bechstein: Ludwig van Beethoven (1770-1827) - Sonata No. 23 in F Minor, Op. 57 "Appassionata" - (1) Allegro assai.

http://www.youtube.com/watch?v=-7W3laOcQk0 - 1 часть

performed by Lilya Zilberstein, published as a part of the release "Grand Piano Masters ~ Appassionata": http://www.kuk-art.com/en/gpm/beethov....
A concert recording by Josef-Stefan Kindler & Andreas Otto Grimminger, K&K Verlagsanstalt. Video & Art by Josef-Stefan Kindler.

http://www.youtube.com/watch?v=nrpJMjQ8z-s - 1 часть
http://www.youtube.com/watch?v=M5jUT5QrvKE - 2 часть
http://www.youtube.com/watch?v=X7Sb5dZNIs0 - 3 часть



Johannes Brahms (1833-1897).
Sonata in F minor for two pianos, Op. 34b (Transcription of Piano Quintet, Op. 34)
Martha Argerich & Lilya Zilberstein
Live Lugano Festival.

http://www.youtube.com/watch?v=O2DCu0vNJHM - 1 часть и далее по ссылкам вытягивается вся соната



.Tchaikovsky: Nutcracker-Suite (Argerich/Zilberstein)

1. Ouverture miniature
2. Marche
3. Danse de la Fée-Dragée
4. Danse Russe (Trepak)
5. Danse Arabe
6. Danse Chinoise
7. Danse des Mirilitons
8. Valse des Fleurs

http://www.youtube.com/watch?v=sL0htfBNXt8
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица