Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 435064 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Ну вот, опять всё в общем и всех в кучу! О, Господи....

Животное начало человек всё ж не утратил, представляя собой единство социального и биологического.
Но это, мне кажется, не имеет отношения к теме.

Меня больше интересует всё же более "приличная" режиссура - которая не страдает столь явной физиологичностью и животностью проявления "основных инстинктов", но которая, тем не менее, столь же далека от исторически достоверной режиссуры, как и всё вышеупомянутое.
Крайности всегда в том смысле "удобно" рассматривать, что они наиболее ярко высвечивают чужеродность режиссёрского замысла.
Благодарю Вас :))! Меня тоже. Кажется, оставаясь моим оппонентом в этом вопросе, Вы признаете целесообразность объективной критической оценки отдельных режиссерских работ или категорий работ:)).
Я на самом деле не склонна восторгаться чем попало и обычно подвергаю любой спектакль критике, на основании которой обосновываю свое отношение.
 
Намного интереснее (и труднее) "разоблачить" постановки, претендующие на гениальность, но таковыми по сути не являющиеся.
И в самом деле, если спектакль мутен по замыслу и запутан аллюзиями и цитатами, то кто сможет разобраться и доказать - что гениально, а что нет ? И что просто "украдено до них", а что имеет некую "ценность".
Но почему сразу "разоблачить" :))? А может быть, концепция и воплощение и правда гениальны?

Что касается "физиологии", то мы уже этого немного касались. Наверное, вопрос в том, "как". Это может быть пОшло в одном случае и уместно в другом. В конце концов, искусство в разных его видах и жанрах эротизма не чуждалось. Мне кажется, что деликатные намеки вполне могут быть использованы и в опере. Например,  в "Короле Рогере" Шимановского, показанном летом на "Белых ночах", содержались картины эротического танца (очень размытые движения, через стеклянные перегородки) -  воплощено это было очень аккуратно, а  весь видеоряд 2-го акта был потрясающе красивым. Или, например,  мы обсуждали "Тристана" Б.Виолы - там много дискуссионного, в том числе в связи с "обнаженкой", но никакой пошлости я не усмотрела. По-моему, никакой "моральной травмы" там нам не было нанесено - ведь так, ув. Predlogoff? И способности к восприятию музыки мы не утратили.
« Последнее редактирование: Январь 18, 2009, 21:14:46 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
анализировать сложившуюся ситуацию и демонстрировать корни и почву этих "достижений" - хотя бы для тех, кто вот-вот погрязнет в этом всеохватном "прогрессе", но еще не безнадежен. Т. е. действовать, по меньшей мере, в соответствии с принципом: "делай что должно, и будь что будет". И не питать иллюзий относительно "лучшего будущего" на манер прекраснодушных чеховских интеллигентов.
Мне непонятно, почему Вы  делаете заключение о том, что "антиисторизм" в современной режиссуре априори связан с чем-то антигуманным, безнравственным и т.п. Многие постановки - не имею в виду балаганные, которые либо ориентированы на скандал, либо вообще ничего не несут - наоборот, ставят проблемы о современной духовной ситуации, деградации ценностей и т.д.  и утверждают общечеловеческие идеалы. Да, - современными средствами. "Неклассичность", отказ от художественной традиции сами по себе не влекут за собой извращение высших ценностей, если они заложены в произведении.

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Это все понятно. Но надо же все делать в норму.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Беда в том, что норму (т.е. критерии) очень трудно установить :))

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Кантилена:

Цитировать
Что касается "физиологии", то мы уже этого немного касались. Наверное, вопрос в том, "как". Это может быть пОшло в одном случае и уместно в другом. В конце концов, искусство в разных его видах и жанрах эротизма не чуждалось. Мне кажется, что деликатные намеки вполне могут быть использованы и в опере. Например,  в "Короле Рогере" Шимановского, показанном летом на "Белых ночах", содержались картины эротического танца (очень размытые движения, через стеклянные перегородки) -  воплощено это было очень аккуратно, а  весь видеоряд 2-го акта был потрясающе красивым. Или, например,  мы обсуждали "Тристана" Б.Виолы - там много дискуссионного, в том числе в связи с "обнаженкой", но никакой пошлости я не усмотрела.


Сейчас вспомнил,как мне моя бабушка рассказывала про оперу "Самсон и Далила". Когда моя бабушка была молодой,она обожала (и обожает до сих пор) певицу Фатма (Фатьма) Мухтарову. Бабушка рассказывала,что Мухтарова была гениальной певицей-актрисой,и её особенные роли были Кармен,Амнерис и Далила,особенно Далила. Во втором действие первого акта,начиналась всеми  любимая(мужчинами и женщинами) сцена Далилы.Мухтарова выходила с левой стороны сцены,в лёгкой накидке(в спектакле она использовала светло-голубую или светло-розовую накидку) ...и эта сцена была именно сценой обольщения Самсона.Мухтарова делала все возможные движения,и всё то,что может обольстить мужчину ;D. Бабушка говорила,что в этой сцене,обычно в зале было слышно как все начинали ёрзаться...мужчины ;D. И в заключение,Далила сбрасывала с себя накидку,и всё что на ней было это прозрачная одежда (если это можно было так назвать) и  три банных листа,которые прикрывали только три места на её теле,а всё остальное можно было спокойно видеть))))). Публика сходила от этого с ума,и это в те годы! Мухтарова была очень красивой женщиной,с прекрасной фигурой,и всё это никогда не выглядело пошло,поэтому публика принимала это на "ура". Я помню,что переспрашивал у бабушки,не выглядело ли это всё пошло,на что она говорила,что у Мухтаровой это не смотрелось пошло,это было красиво. После рассказа моей бабушки,я до сих пор,каждый раз думаю,что хотел бы это всё сам увидеть...т.к именно так я всегда представлял себе эту сцену и саму Далилу.  В эротикe граница между красотой и пошлостью такая тонкая,и для этого надо иметь необыкновенный тонкий,даже тончайший вкус....
Извиняюсь,что отвёл своим рассказом от темы...
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Это беда наших режиссеров, которым главное не качество, а как заманить побольше людей, чтобы ему побольше денег дали

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Спасибо, Trubadur, за такой интересный экскурс по поводу  "Самсона и Далилы". Я сама некогда жила в Баку, и слышала, конечно, о легендарной Ф. Мухтаровой.
Я как раз собиралась сказать, что вынуждена признать - мюнхенский спектакль был намного тоньше, изящней и, главное, ПРИСТОЙНЕЙ, чем разговоры здесь некоторых товарщей :(
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Вепрь Ы

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Loki,
Мне кажется, я нигде не говорил, что я считаю обычаи за нечто несущественное. Очевидно, что обычаи во многом формируют культурную среду. Но не определяют ее полностью.
Я же говорил о другом. О том, что человеческие типы остались такими же, какими были в 18 веке. Да, ведут себя они в соответствии с обычаями своего времени. Но побудительные мотивы их поведения те же. И если постановка помогает раскрыть побудительные мотивы, следуя за музыкой композитора, то эта постановка имет право на существование. Другое дело, когда сцена осовременивается с целью эпатажа зрителя. И даже менее того - просто с целью превратить слушателя в зрителя. Вот это, на мой взгляд, недопустимо.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Я как раз собиралась сказать, что вынуждена признать - мюнхенский спектакль был намного тоньше, изящней и, главное, ПРИСТОЙНЕЙ, чем разговоры здесь некоторых товарщей :(
Почему бы немного не пошутить, не допустить легкую фривольность, не так ли?
Тем более, что опера комическая. В жизни должно быть место шутке, и в искусстве тоже.

Вепрь Ы
Цитировать
том, что человеческие типы остались такими же, какими были в 18 веке. Да, ведут себя они в соответствии с обычаями своего времени. Но побудительные мотивы их поведения те же. И если постановка помогает раскрыть побудительные мотивы, следуя за музыкой композитора, то эта постановка имет право на существование
Согласна!

Trubadur, спасибо за рассказ! Никуда не отвлекли :)). Наоборот, помогаете дополнять дискуссию фактическим материалом :))

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Мне кажется, что искусство должно быть гуманно.
Т.е. нельзя отрицать секс, но и нельзя его навязывать.

Если постановщик хочет внести серьёзные изменения по сравнению с авторской редакцией и авторским видением спектакля, то это надо как-то обозначить в названии (хоть это и не принято) или хотя бы в афишах. Важно, чтобы зритель не был обманут и получил то, за чем шёл. И чтобы знал разницу между авторским вариантом и тем, что ему представляют.

Оффлайн Вепрь Ы

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Garans,
а что такое авторская редакция? Ну например, применительно к тому же "Тайному браку". Венская постановка 1792 года? И кто ее видел? И кто автор - композитор, либреттист либо директор венского театра?
С точки зрения музыки все редакции авторские - все поют то, что написал композитор. Да, есть еще либреттист - в тексте упоминаются конкретные вещи и они должны на сцене присутствовать. Если из текста следует, что персонаж выхватывает шпагу, он не должен ставить на боевой взвод автомат Калашникова. А вот традиции первопостановщиков - увольте. Так, как правило - такой маразм, что делается худо. Ведь в те времена все диктовали певцы. Захотела прима петь на лошади - будет лошадь.
Так что авторская редакция - вещь как минимум непонятная.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Почему бы немного не пошутить, не допустить легкую фривольность, не так ли?
Тем более, что опера комическая. В жизни должно быть место шутке, и в искусстве тоже.
Да, вот именно! Некоторые подзабыли, что опера-то  комическая (хоть там и есть, как напомнил  нам Вепрь Ы, не то, что страстная, а в исполнении мюнхенской артистки - зловеще-страстная ария Фидальмы в первом действии)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Животное начало человек всё ж не утратил, представляя собой единство социального и биологического.
Но это, мне кажется, не имеет отношения к теме.

Как показывает практика, все-таки имеет, если учитывать, что биологическое начало, всегда присутствующее в человеческом мире  как данность, подвергается в культуре той или иной оформленной обработке. Оперного театра это касается не в меньшей мере, чем любого другого искусства. А теперь вопрос - чем эта обработка в XVIII веке, определявшем, как-никак, стиль музыки Чимарозы, отличается от "обработки", ставшей привычной в наше время? Ссылки на радикально изменившиеся потребности большинства публики, т. е. тех, для кого все, что было до их рождения, сливается в нечленораздельную временную массу под вывеской "до нашей эры", тут не помогут, хотя именно они многое объясняют. Остается вопрос: что делать тем, кто исторического чувства пока не утратил? Видимо, вообще не посещать оперные театры и довольствоваться записями вкупе с собственным воображением.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Беда в том, что норму (т.е. критерии) очень трудно установить :))

Размытость всех и всяческих критериев - действительно беда нашего времени. В этом я с Вами абсолютно согласен. Только не считаю, что с этой размытостью следует мириться и, тем более, ее культивировать. Ведь последствия окажутся еще более печальными.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Loki,
Мне кажется, я нигде не говорил, что я считаю обычаи за нечто несущественное. Очевидно, что обычаи во многом формируют культурную среду. Но не определяют ее полностью.
Я же говорил о другом. О том, что человеческие типы остались такими же, какими были в 18 веке. Да, ведут себя они в соответствии с обычаями своего времени. Но побудительные мотивы их поведения те же. И если постановка помогает раскрыть побудительные мотивы, следуя за музыкой композитора, то эта постановка имет право на существование. 

В области художественного выражения побудительные мотивы принципиально не отделимы от конкретных форм конкретной культуры. Формы музыки Чимарозы невозможно отделить от культурных форм XVIII века - в первую очередь стиля рококо. Так что ни о каком следовании за музыкой композитора здесь и речи быть не может, так как выбор режиссерских средств подчинен в данном случае требованию радикальной модернизации в соответствии с потребностями указанной выше публики. Контрастом такой модернизации может служить вполне современный, надо сказать, спектакль Джорджо Стрелера по опере Моцарта "Cosi fan tutte" (его привозили в Россию в позапрошлом году), представлявший собой изящнейшую стилизацию (заметьте - отнюдь не музейную реконструкцию) оперного спектакля второй половины XVIII века. Представить себе, чтобы великий Стрелер позволил себе выявлять побудительные мотивы персонажей эпохи рококо в формах, прививаемых ныне новейшим сексуальным воспитанием, просто невозможно. Для таких вещей он был не только слишком культурен, но и достаточно чувствителен к стилю музыки (как-никак, имел вполне солидное музыкальное образование). Хотя понятно, почему для подавляющего большинства нынешних оперных режиссеров предпочтителен совсем иной подход. (Не сомневаюсь, что и от Мухтаровой они потребовали бы намного большего.)

О том, что не вся современная публика солидарна с новейшим "просвещением", может свидетельствовать такой эпизод. Позапрошлой осенью Лука Ронкони привез в Петербург свой спектакль "Веер" по комедии Карло Гольдони. На пресс-конференции с прославленным режиссером, состоявшейся в стенах Александринского театра, какая-то простодушная юная журналисточка задала вопрос: какой предмет современного обихода мог бы заменить в комедии Гольдони веер, о предназначении которого большинство современной молодежи имеет крайне смутное представление? Ронкони, усмехнувшись, ответил: "Наверное, фен" - чем вызвал громовой смех присутствующих и стыдливый румянец на лице упомянутой журналисточки. Когда же он почти без паузы заявил, что не видит никакого смысла переносить в современность действие пьес восемнадцатого и других веков (как это делается сейчас почти повсеместно), а до необразованной части современной молодежи ему нет никакого дела, он получил в ответ громовые апплодисменты.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Вепрь Ы

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Ну что ж, в таком случае большинство якобы исторических постановок стоят осовремененных. Ведь "Гамлета" обычно ставят в исторических костюмах, характерных для эпохи Шекспира, хотя исторический Гамлет жил столетиями раньше. Как писал Давид Самойлов, в будущей пьесе Пушкин появится в царском дворце, подъехав в серебристом автомобиле с крепостным шофером Савельичем.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Ну что ж, в таком случае большинство якобы исторических постановок стоят осовремененных. Ведь "Гамлета" обычно ставят в исторических костюмах, характерных для эпохи Шекспира, хотя исторический Гамлет жил столетиями раньше. Как писал Давид Самойлов, в будущей пьесе Пушкин появится в царском дворце, подъехав в серебристом автомобиле с крепостным шофером Савельичем.

Пример с Шекспиром в данном случае крайне неудачен и абсолютно не логичен - так как и здесь Вы выказываете пренебрежение историей, свойственное сегодня большинству. Во-первых, "Гамлета" ныне не "обычно", а крайне редко ставят с атрибутами шекспировской эпохи - предпочитают по понятным причинам антураж с мобильными телефонами (не удивлюсь, если и с фаллоимитаторами, используемыми Гамлетом в сцене с матерью после убийства Полония). Во-вторых, Шекспир жил в эпоху, когда исторические критерии были существенно иными - отличными от позднейших, - поскольку по-прежнему определялись главным образом нормами "священной истории" (ослабевшими уже к восемнадцатому веку и уж тем более абсолютно чуждыми подавляющему большинству сегодняшней театральной публики) и поэтому делавшими дистанцию в несколько столетий гораздо меньшей для людей того времени, чем дистанция даже в двадцать лет для людей современных. Формы шекспировского театра, предполагающие смешение различных времен (заметьте - не простую модернизацию), многое унаследовали от средневековых действ, в которых далекие исторические эпохи изображались в смешанных формах по указанной причине - такими они задумывались в самой драматургии. Поэтому не имею ничего против соединения признаков различных эпох при постановках пьес Шекспира, если такое соединение имеет у режиссера содержательный концептуальный смысл, - поэтике шекспировской драматургии это само по себе никак не противоречит, скорее, соответствует. Могу даже привести примеры таких содержательных постановок - давнишний "Ричард III" Роберта Стуруа или "Гамлет" Глеба Панфилова. Тоже были очень современные спектакли, не имевшие, однако, ничего общего с назойливой модернизацией.

А Давид Самойлов, разумеется, как в воду глядел. Только чуточку подождать надо - может быть, кто-нибудь соответствующую оперу напишет.
« Последнее редактирование: Январь 19, 2009, 01:40:43 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Вепрь Ы

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Да, Loki.
Только имел в виду Самойлов другое.
А именно:
Читатели третьего тысячелетия
Откроют повесть
С тем же отрешённым вниманием,
С каким мы
Рассматриваем евангельские
                         сюжеты
Мастеров Возрождения,
Где за плечами гладковолосых
                          мадонн
 В итальянских окнах
Открываются тосканские рощи,
 А святой Иосиф
Придерживает стареющей рукой
Вечереющие складки
            флорентинского плаща.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Мне представляется, что постановщики просто идут по наиболее простому и дешёвому пути.
Они рассчитывают на грубый вкус за те же деньги.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Кем-то подсчитано, и, по-моему, тем же уважаемым Темиркановым в одном из интервью озвучено, что оперные театры и залы академической музыки посещают по всему миру всего-то 3-5 процентов населения.
Давайте все-таки уважать эту небольшую часть людей, не все из них доктора искусствоведения, но по большей части и они обладают в разной степени музыкальным ообразованием, живо интересуются историей музыки и знают, что стилю рококо свойственно повышенное внимание к эротическим ситуациям.
 Не будем также  и остальные 95 процентов населения  огульно объявлять  малокультурным сбродом с грубым вкусом.  Среди них есть, в частности,  и представители научно-технической и иной интеллектуальной элиты, которые работая на пределе человеческой мысли и  раздвигая для нас границы познания мира,  зачастую   не приемлют ни оперы, ни клас. музыки.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Я практически совсем не хожу в оперный театр. Хватает Интернета.

Последний раз был года 1,5 назад на спектакле "Травиата" в театре Станиславского и Немировича-Данченко.
Сейчас, по прошествии времени, скажу, что сама идея ввести сексуальные мотивы в этот спектакль в принципе соответствует его содержанию. Просто не всегда всё смотрелось действительно соблазнительно - многие хористки с голыми ногами выглядели худыми цыплятами и их было скорее жалко.
Сама Виолетта-Герзмава  не раздевалась, хотя её подруга с успехом демонстрировала исключительно красивые и длинные ноги.

Но всё это, как и декорации и шумовые эффекты, остаётся как бы в ином слое. Сама же музыка и пение, увы, не очень-то воодушевили. Обычная трудная работа артистов. А мы же, пользуясь ТВ и Интернетом, привыкли к очень эффектным исполнениям.

Добавили ли секс-мотивы что-то к спектаклю? Пожалуй, да.
Сказалось ли это на любовь/нелюбовь к опере?
Пожалуй, нет. Если больше нечего показать, пусть покажут хотя бы это. :)
По крайней мере, по-человечески мы артистов понимаем, я надеюсь.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Да, Loki.
Только имел в виду Самойлов другое.
А именно:
Читатели третьего тысячелетия
Откроют повесть
С тем же отрешённым вниманием,
С каким мы
Рассматриваем евангельские
                         сюжеты
Мастеров Возрождения,
Где за плечами гладковолосых
                          мадонн
 В итальянских окнах
Открываются тосканские рощи,
 А святой Иосиф
Придерживает стареющей рукой
Вечереющие складки
            флорентинского плаща.


Вы хотите сказать, что в этом своем анемичном верлиброписании Самойлов под "повестью" подразумевал ту самую гипотетическую пьесу с Пушкиным? Вполне допускаю. Только Ваш комментарий, к сожалению, следует принципу "в огороде бузина, а в Киеве дядька".  :(
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Кем-то подсчитано, и, по-моему, тем же уважаемым Темиркановым в одном из интервью озвучено, что оперные театры и залы академической музыки посещают по всему миру всего-то 3-5 процентов населения.
Давайте все-таки уважать эту небольшую часть людей, не все из них доктора искусствоведения, но по большей части и они обладают в разной степени музыкальным ообразованием, живо интересуются историей музыки и знают, что стилю рококо свойственно повышенное внимание к эротическим ситуациям.

Вот и я за это. Поскольку не считаю, что азбучные истины, которые прежде были доступны всем мало-мальски культурным людям, сегодня могут быть достоянием лишь докторов искусствоведения. Более того - научно-техническая интеллигенция - вернее, та ее немалая часть, что интересуется не попсой, а искусством - выказывает ныне гораздо больше вкуса, а также художественной и исторической чуткости, чем многие остепененные искусствоведы, которые "задрав штаны, бегут за комсомолом" - разумеется, далеко не безвозмездно. Во всяком случае, в "отсталой" России ситуация сейчас именно такова.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Вепрь Ы

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Как только начинают говорить о музыке "она хороша (или не очень хороша), поскольку относится к стилю рококо (или прочему классицизму-романтизму)", так сразу становится смертельно скучно. Музыка или живая, или нет. Чимароза, будь он трижды представитель рококо, современен ничуть не меньше чем любые другие корифеи оперы. И не надо записывать его в музейные экспонаты.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Как только начинают говорить о музыке "она хороша (или не очень хороша), поскольку относится к стилю рококо (или прочему классицизму-романтизму)", так сразу становится смертельно скучно. Музыка или живая, или нет. Чимароза, будь он трижды представитель рококо, современен ничуть не меньше чем любые другие корифеи оперы. И не надо записывать его в музейные экспонаты.

Боже мой! И тут аргумент из области "дядьки" и "бузины"! Никто здесь ничего не записывает в музейные экспонаты и не говорит об уровне музыки, якобы определяемом принадлежностью рококо или какому-нибудь "-изму". А что касается музыки Чимарозы как современной и всем доступной, так поинтересуйтесь у любого представителя "поколения пепси", воспитанного на творчестве Филиппа Киркорова и группы "Ногу свело", как он относится к опере "Тайный брак", предварительно заставив его прослушать оную от начала до конца. Уверен, что необходимое условие не будет выполнено, так как свое мнение он Вам выразит, скорее всего, после первых двух минут прослушивания одной лишь увертюры - если не раньше. И сбежит именно с Вашими словами на устах: "Смертельно ску-у-у-у-чно!" А иные оперные режиссеры - те, что из "комсомольской" генерации - усиленно заманивают сего новейшего Митрофанушку в оперный театр различными "фаллоимитаторами", считая, что выполняют священную миссию - "несут культуру в массы" и "дают новую жизнь классике". Если Вы стороник подобного "просвещения", то наша дискуссия абсолютно бессмысленна - общий язык отсутствует.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)