Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 465527 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Helene

  • Гость
Мне тоже захотелось что-нибудь актуализировать, чем я хуже Чернякова с Виком ??


А если так "актуализировать"?
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=CFTs_6C919g
Это к вопросу о "пририсовывании" к картинам - тут, правда "пририсовывают" исключительно игрой света и теней.
А здесь и  в помине нет ни пририсовывания, ни актуализирования. Здесь всё прекрасно.))) Автор рассматривает картину, а не перерисовывает её. И он не сделал из Тайной Вечери заседание Думы и не посадил в центре ... ну вы сами знаете, кого. Опять же - вы заметили? перед Христом на столе не стоит ноутбук!!! А композиция его ну просто требует! )))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А здесь и  в помине нет ни пририсовывания, ни актуализирования. Здесь всё прекрасно.))) Автор рассматривает картину, а не перерисовывает её

Helene, вы всегда смотрите в корень, я преклоняюсь перед вами ! :)
Именно: эта видеозарисовка больше похожа на "рассказ" об этой картине или на иллюстрацию к этому рассказу. Пожалуй, такая видеоработа может рассматриваться как отдельный жанр, но вполне ясен его вспомогательный характер. А вот если он будет претендовать на самостоятельность и попытается заслонить собой исходную картину, вот тогда начнётся самое интересное - это уже будет соавторство, из которого может получиться и актуализация, и что угодно другое, если автор видео попытается примазаться к великому художнику и его творению. Но данная работа такого впечатления не вызывает: она РАСКРЫВАЕТ смысл картины, а не уродует его.
Чего не скажешь о современных оперных постановках, которых в обеих наших столицах, наверное, уже большинство.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
А здесь и  в помине нет ни пририсовывания, ни актуализирования. Здесь всё прекрасно.))) Автор рассматривает картину, а не перерисовывает её

Helene, вы всегда смотрите в корень, я преклоняюсь перед вами ! :)
Как приятно!  ::) Благодарю Вас, дорогой Predlogoff .  :)))

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Цезаря записали в НАТО. Новая постановка оперы Генделя в Зальцбурге
СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

 http://www.kommersant.ru/doc/1950045


В Зальцбурге прошел очередной Pfingstfestspiele — "младший брат" основного тамошнего фестиваля, летнего. Его новая художественная руководительница, знаменитая итальянская певица Чечилия Бартоли, приняла участие в нескольких событиях фестиваля. Главным из них стала постановка оперы Генделя "Юлий Цезарь в Египте".

<...>
Впечатление идеальной постановки "Юлия Цезаря" как могли подпортили сами постановщики — тандем Моше Лейзера и Патриса Корье, приглашенный новым зальцбургским интендантом Александром Перейрой. При их многолетней работе в Цюрихской опере обращение с генделевским "Юлием Цезарем" против ожидания отдает шаловливой наивностью: ура, мы посмотрели "Цезаря" в постановке Питера Селларса и поэтому нашпиговываем спектакль аллюзиями на Ближний Восток, а потом мы увидели чудесный спектакль Дэвида Маквикара с Глайндборнского фестиваля — и поручили Клеопатре немножко пританцовывать. Ну, и кое-что надо добавили от себя. Мастурбирующий с порножурналом в руках Птолемей, Цезарь в амплуа жадного натовского чиновника, залезающий в постель к Клеопатре, сама египетская царица, радующаяся не спасению Цезаря, а спасенным нефтяным вышкам, забавная сцена соблазнения, когда Цезарь в 3D-очки наблюдает эротичный полет Клеопатры на крылатой ракете — это все публика еще переварила. Финальную сцену, где Цезарь с Клеопатрой смачно перемежают "тещин язык" с марихуанным косяком, тоже вытерпели. Но вот когда Секст обмотался поясом шахида, а на финальных аккордах раскрылись дальние сценические ворота и с улицы показался танк, направивший дуло в зрительный зал,— возмущенные вопли "Буу!" побили рекорды за последние лет семь.

Уныло-провокационный, бессвязный и беззубый при всех своих якобы актуальных намеках, откровенно кэмповый спектакль — не новинка в Зальцбурге, но в качестве дебюта нового интенданта (ясно же, что госпожа Бартоли — только рекламный фантик для деятельности нового руководителя) это выглядит уж очень нервозно. Остается надеяться, что главные театральные достижения приберегли для летнего фестиваля — хотя и этого "Цезаря", не считаясь с затратами, летом покажут опять.


Helene

  • Гость
Мне попалась вот такая картинка.

И сразу возникла ассоциация с операми, поставленными зарубежными режиссёрами и актуализированными - ничего, кроме атрибутов справа они придумать не могут. Видимо, действительно, в мире сложился такой образ России - да я и сама его вижу на Арбате, например, когда приезжаю в Москву. Как же это всё надоело! Хочу нормального "кота" без русской символики.)))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ой, Helene, позабавили !! :))
Я просто чуть ли не под столом валялся, когда увидел этого кота, сидящего за столом в советской армейской ушанке, с бутылкой водки и "кусочеком колбаски" на хлебе справа, матрёшкой слева и портретом Сталина на заднем плане !
Над этим "кусочеком колбаски" рядом с водкой я просто хохотал в восторге ! :)))
Да, типичные штампы: совка давно нет, а западное клишированное мышление остаётся совковым.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Еще фото со спектакля  "Юлий Цезарь в Египте" Генделя.

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
И сразу возникла ассоциация с операми, поставленными зарубежными режиссёрами и актуализированными - ничего, кроме атрибутов справа они придумать не могут.

Helene, но ведь то, что Вы пишете - точно такой же штамп! Вы не смотрите постановки, но точно знаете, что "ничего, кроме атрибутов справа они придумать не могут". Конечно, подобных штампов полно - и в российском и в западном сознании, но тем и отличаются талантливые режиссеры, что видят глубже штампов.

Helene

  • Гость
И сразу возникла ассоциация с операми, поставленными зарубежными режиссёрами и актуализированными - ничего, кроме атрибутов справа они придумать не могут.

Helene, ... Конечно, подобных штампов полно - и в российском и в западном сознании, но тем и отличаются талантливые режиссеры, что видят глубже штампов.
Zewaka, вот Вам ряд фотографий с отстаиваемого (не путать с отстойным!) Вами спектакля.
http://drugoi.livejournal.com/3734006.html
Мне это всё не нравится! Я не хочу смотреть на ваших депутатов-полицейских-омон-тёток с сумками-срамных девок-толстых чиновников. Я не смотрю заседания вашей Думы, меня не интересуют обсуждаемые там вопросы, я почти не смотрю российские новости. Я не в теме. У меня ЭТО не болит. Зачем всё ЭТО мне? Я не хочу видеть реальную, современную российскую действительность. Режиссёр ТАК видит Россию и вам это нравится? Вам мало того же самого на улицах - на здоровье! Я сейчас говорю исключительно о видеоряде, который вполне наглядно отражён на фотографиях, и чтобы его оценить необязательно идти в театр.

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Я не в теме. У меня ЭТО не болит. Зачем всё ЭТО мне? Я не хочу видеть реальную, современную российскую действительность. Режиссёр ТАК видит Россию и вам это нравится? Вам мало того же самого на улицах - на здоровье! Я сейчас говорю исключительно о видеоряде, который вполне наглядно отражён на фотографиях, и чтобы его оценить необязательно идти в театр.

Так ведь это совсем другой разговор! Если речь идет о том, что Вы не в теме и у Вас это не болит и Вам это неинтересно - кто ж будет спорить. Но, когда Вы говорите, что иностранный режиссер не может придумать ничего кроме штампов - это уже совсем о другом. В данном случае, например, режиссер понял про нашу реальность и про нашу историю достаточно много, чтобы мне, здесь живущей и находящейся "в теме" (причем, как современной, так и исторической), это было интересно и не возникало ощущения фальши и огрубления. А то, что это не всем нравится и не всем интересно - совершенно естественно.

Helene

  • Гость
Zewaka, это не другой разговор, а всё тот же. Про вашу историю мне  интересно, я в "исторической теме" вполне-вполне, а про реальность нет - если уж совсем упростить. Поэтому я пойду на классический спектакль и не пойду на то, что "понял" режиссёр про вашу реальность. Пока что на фотографиях вижу всё те же штампы.)
В сотый раз повторяю: хочет он, режиссёр, показать своё видение чего-то там, пусть напишет свою музыку, либретто, создаст костюмы, декорации и т.д. и пусть поставит на афише своё имя.  Вот мы тогда пойдём и заценим. Возможно, и мне будет интересно взглянуть на вашу реальность. Кстати, у вас в СПб не все в восторге от этого спектакля и есть люди, которые с удовольствием бы ... не допусти, боже, расстреляли бы режиссёра.))Так и говорят открытым текстом. Причём это люди, имеющие оружие по службе. )))
Вы, конечно, эти угрозы всерьёз не принимайте - это так, пугают... а вообще шутка.)

http://www.youtube.com/watch?v=KMwx_WZllSs - это, возможно, здесь уже выкладывали?
Ну и что он сказал, чего такого глубокого философского?  В чём тут откровение?  ???
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2012, 18:01:37 от Helene »

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Можно не повторять это "в сотый раз" - тем более, что это тоже очень расхожий штамп. И все же - пусть каждый делает свое дело:  поэт пишет драму (а не музыку к ней); композитор пишет музыку к этой драме (изменяя в тексте то, что требует изменения в его концепции оперы - и, с точки зрения поклонников поэта, подчас "уродуя" поэтический шедевр), но не сочиняет собственную трагедию в стихах; а режиссер создает сценическое воплощение драмы или оперы, по возможности не вмешиваясь в музыкальный и поэтический текст, но показывая свое видение этого текста. Зритель же, читавший драму и слышавший разные варианты исполнения оперы, решает, добавил ли этот режиссер что-то к его пониманию музыки и текста или нет, совпал с его восприятием или нет, убедил или нет.
А что касается "философских откровений" - если бы в четырехминутной нарезке из интервью была выражена вся режиссерская мысль, то эта мысль точно не представляла бы интереса.

Helene

  • Гость
Можно не повторять это "в сотый раз" - тем более, что это тоже очень расхожий штамп. И все же - пусть каждый делает свое дело:  поэт пишет драму (а не музыку к ней); композитор пишет музыку к этой драме (изменяя в тексте то, что требует изменения в его концепции оперы - и, с точки зрения поклонников поэта, подчас "уродуя" поэтический шедевр), но не сочиняет собственную трагедию в стихах; а режиссер создает сценическое воплощение драмы или оперы, по возможности не вмешиваясь в музыкальный и поэтический текст, но показывая свое видение этого текста. Зритель же, читавший драму и слышавший разные варианты исполнения оперы, решает, добавил ли этот режиссер что-то к его пониманию музыки и текста или нет, совпал с его восприятием или нет, убедил или нет.
А что касается "философских откровений" - если бы в четырехминутной нарезке из интервью была выражена вся режиссерская мысль, то эта мысль точно не представляла бы интереса.
Извините, до конца Вашу нудную речь не дочитала. Отстаньте уже от меня, а?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уважаемые мои, не ссорьтесь ! Иначе и от этой темы тоже придётся сутки отдыхать :))
Я понимаю, что вопрос очень скандальный.
Я-то сам, конечно, консерватор и свою позицию изложил. Схожие вопросы возникают отнюдь не только в оперном театре, но и в драмтеатре, и в области композиции, и в области музыкального исполнительства, и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре ......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mariaslava

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Как же это всё надоело! Хочу нормального "кота" без русской символики.)))

дилетант

  • Гость
А Медведев русской символикой не считается? :-\

Оффлайн Mariaslava

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
А Медведев русской символикой не считается? :-\

Считается, но коту он тоже, явно, надоел)

дилетант

  • Гость
А Медведев русской символикой не считается? :-\

Считается, но коту он тоже, явно, надоел)
Я всегда чувствовала какое-то взаимопонимание с котами...

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Очень дельная статья о современной оперной режиссуре:

Маркарян Н. А. Драматическая режиссура объявляет оперному дирижированию «шах» // Театрон: Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2010. № 2 (6). С. 38 - 51

Можно скачать этот номер в формате PDF с сайта СПбГАТИ по ссылке:

http://academy.tart.spb.ru/Tour/Magazine/5899.aspx?lang=ru

В этом номере "Театрона" есть и другие очень интересные (в том числе с сильной долей критицизма) материалы по современной театральной режиссуре.

Прежние номера альманаха выложены для скачивания тут:

http://academy.tart.spb.ru/Tour/Magazine/default.aspx?lang=ru
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Mariaslava

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Очень дельная статья о современной оперной режиссуре:

Маркарян Н. А. Драматическая режиссура объявляет оперному дирижированию «шах» // Театрон: Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2010. № 2 (6). С. 38 - 51

Можно скачать этот номер в формате PDF с сайта СПбГАТИ по ссылке:

http://academy.tart.spb.ru/Tour/Magazine/5899.aspx?lang=ru

В этом номере "Театрона" есть и другие очень интересные (в том числе с сильной долей критицизма) материалы по современной театральной режиссуре.

Прежние номера альманаха выложены для скачивания тут:

http://academy.tart.spb.ru/Tour/Magazine/default.aspx?lang=ru

У меня не работают ссылки (

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Очень дельная статья о современной оперной режиссуре:

Маркарян Н. А. Драматическая режиссура объявляет оперному дирижированию «шах» // Театрон: Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2010. № 2 (6). С. 38 - 51

Можно скачать этот номер в формате PDF с сайта СПбГАТИ по ссылке:

http://academy.tart.spb.ru/Tour/Magazine/5899.aspx?lang=ru

В этом номере "Театрона" есть и другие очень интересные (в том числе с сильной долей критицизма) материалы по современной театральной режиссуре.

Прежние номера альманаха выложены для скачивания тут:

http://academy.tart.spb.ru/Tour/Magazine/default.aspx?lang=ru

У меня не работают ссылки (

Вообще? Очень странно. Но такое иногда бывает. Чаще всего при выходе на сайт СПбГАТИ приходится очень долго ждать. Так что попробуйте еще раз - и подождите. Только что попробовал - подождал минуты полторы и все открылось.

В том же шестом номере (последнем из выложенных) есть и интересная статья А. А. Юрьева "Век нынешний и век минувший": драматург и режиссер на рубежах столетий" (С. 84 - 90) - об основных тенденциях в современной драматургии и режиссуре. Тоже советую ознакомиться.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Mariaslava

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Открылась, через полторы минуты, спасибо  :)

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
«Трубадур» Чернякова в Брюсселе
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/37858/
Екатерина Бирюкова · 19/06/2012

<...>
Сразу стоит предупредить, что с оперой Верди он расправляется совсем без реверансов. Как будто она сырой материал, из которого, не стесняясь, надо что-нибудь сшить. По крайней мере, так поначалу выглядит. Хотя, как со временем выясняется, именно такое хирургическое вмешательство, после которого оживает не столько фабула, сколько упрятанная за ней эмоция, творит чудеса. «Любовь», «ревность», «месть» — все эти понятия теряют свою стыдливую закавыченность и опять становятся реальностью.
<....>
Итак, что же сделано. Хор засунут в оркестровую яму, количество героев сокращено до пяти человек (между ними распределены реплики пары не допущенных в постановку второстепенных персонажей). Все пятеро заперты на протяжении всего спектакля в одной комнате сложной конфигурации, без окон во внешний мир, выкрашенной в насыщенный красно-коричневый цвет, украшенной люстрой из брюссельского антикварного магазина (декорации режиссер, как всегда, придумал сам). Там, в любимом Черняковым европейском безвременье, они проводят один или много дней, к их услугам есть бутылка красного вина, какая-то консервированная дрянь из супермаркета, стулья и диван. И дальше за невероятно насыщенной партитурой жестов, настроений, наигранных и искренних чувств можно следить как в артхаусном кино (во что, надо думать, постановка со временем и превратится, записанная на DVD).

<...>
Зато под дулом пистолета напоследок расцветает любовь Леоноры и Манрико, про нее уже не стыдно говорить всерьез. Черняков позволяет себе лирическую остановку на арии Леоноры, которую она невероятно проникновенно поет, практически уткнувшись лицом в стену, стоя спиной к публике и дирижеру, — режиссер даже в такой вокально ответственный момент не дает забывать, кто здесь главный.
<...>


Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Еще фото со спектакля  "Юлий Цезарь в Египте" Генделя.


Народ здесь Пастернака не читает...
Но ежели все-таки не ограничиваться фото, то на сайте ARTE спектакль будет висеть до 27 июля:
http://liveweb.arte.tv/fr/video/Cecilia_Bartoli_Andreas_Scholl_Jules_Cesar_Haendel_Salzbourg_Pentecote/

По этой ссылке - довольно обширная дискуссия о нем.
http://intoclassics.net/news/2012-06-12-28645
Понятно, что защитников немного, но все же мысли дельные проскакивают, и об опере, и о театре вообще.
А кроме того, в отличие от посетителей ЭТОГО форума, тамошний народ это зрелище смотрел и слушал. Некоторые даже "живьем" в Зальцбурге.
Посему все-таки знают, о чем говорят.


Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 292
Кстати ,да!  Чего   перемалывать косточки тому ,о чём не имеешь представления?  Раз уж тут вывесили выдернутые   * с  какой то  явной  целью*    куски    из рецензии на "Трубадур" , то может , давайте  уж посмотрим -послушаем. А потом и будем осуждать, если необходимость такая возникнет.  На сайте Ла Моне можно смотреть некоторое время  эту постановку совершенно бесплатно.