Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 374057 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 460
Риголетто отбрасывает костыли


"Среди перечисленных МакВикар, кажется, единственный, кто пока еще не работал с русскоязычными труппами"

Матчасть недоучена, когда кажется - надо креститься, а еще лучше - заняться поиском информации. "Макбет" аж 2001 года выпуска в Мариинке - отличный.
Ну и в опере язык, на котором говорит труппа, не так уж много значит.

Собственно, это главная и единственная беда талантливого, в общем, шотландца - что бы он не ставил, эстетически всегда выходит "Макбет" ))

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Египетская сила. Премьера "Аиды" Верди в Эстонской национальной опере

Владимир Дудин
http://www.ng.ru/culture/2016-02-01/7_aida.html

...Понятно, что сегодня уже никто не додумается поставить «Аиду» такой, какой ее заказало Верди правительство Египта по случаю строительства Суэцкого канала – с пирамидами в натуральную величину, с Изидой, Озирисом и скарабеями. Поэтому каждая следующая, особенно не очень талантливая и плохо убедительная режиссерская версия состязается в количестве благоглупостей и степени отдаленности от оригинала. Никто не спорит, что опера не документальное кино и тем более не этнографически достоверный документ, и внешние обстоятельства в ней – лишь условно исторические декорации к драме общечеловеческих отношений, чувств и эмоций, о которых и написана музыка. Немецкие режиссеры еще долго будут доказывать демократические ценности оперного жанра, лишь бы не возвращать ей черт помпезно-буржуазной роскоши как тяжелого имперского наследия, усугубленного ее агонизирующим взрывом эпохи Третьего рейха. Но вряд ли позавидуешь опере, попадающей в руки иных ребят, буквально бредящих тем, «что бы такого сделать плохого». Здесь бы директорам театров все же пытаться урезонивать пыл деятелей с неоправданной фантазией на уровне приемки макета. Однако под прикрытием щита авангарда подобные экстремальные постановки находят у неискушенных директоров себе сцену.

Немецким постановщикам таллинской «Аиды» очень повезло с деликатной эстонской публикой, которая не только не забукала, но еще и встретила премьерную «Аиду» шквалом (правда, со скидкой на национальную прохладность) аплодисментов. Потому что где-нибудь в Италии такое бы просто «закидали помидорами», не дожидаясь финала. Впрочем, при всей нелепости мизансцен эта постановка, как ни странно, нет-нет да и обнаруживала некоторые смыслы, содержащиеся в шедевре Верди. Началось все с бессонной ночи Радамеса, пытающегося заснуть в скромном гостиничном номере. Ему докучали мошки, он проснулся, пытаясь взбодриться, сделал зарядку, вдруг его одолело жуткое видение в форме слона. Сон все же взял свое. Под утро зашла уборщица, оказавшаяся Аидой, у них случается любовь. Амнерис, как бы «дочь фараона», появилась в каком-то неприметном летнем платье, застала пару за поцелуем, но почему-то продолжила сомневаться, что у Аиды с Радамесом – роман. Затем в этот тесный гостиничный номер вломилась троица – Царь Египта с Царицей, которой нет у Верди, а здесь она является чуть ли не главной героиней почти без пения, но с функцией главной гламурной подстрекательши, а также верховный жрец Рамфис в брючном костюме, почему-то с бородой и крестом. Они сообщают Радамесу, что ему предстоит возглавить войско в борьбе с эфиопами. Тут же является весь израненный вестник с горячими вестями с полей сражений, который высыпает песок пустыни, давая понять, что война ничего другого, кроме утекающего сквозь пальцы песка, не приносит. Ближе к финалу вся сцена будет покрыта уже толстым слоем песка – символа емкого, настолько привлекательного для режиссера, насколько опасного для вокалистов. Одна из исполнительниц заглавной партии даже не смогла спеть премьеру из-за «пескобоязни», и, кажется, правильно сделала.

Радамес не слишком обрадовался приказу идти на войну, равно как и «пленница» Аида, которая отговаривала его от этого. Зато Царица не скрывала радости от этого известия, словно дитя. Разгулом режиссерской фантазии стала сцена вечеринки по поводу успешных боев. Все ту же комнату в отеле украсили яркими шарами в форме двух начальных слов первой арии Аиды – Ritorna vincitor («Вернись победителем»). На вечеринку явилась свора «придворных» в маскарадных костюмах египетских принцев и принцесс, а также мумий, фараонов и даже слонов. Здесь зрителям показали издевательства над Аидой, которую вымазали морилкой, заставив обмахивать пальмовой ветвью взбалмошную Амнерис. Чуть раньше над бедной Аидой совершил акт насилия и сам верховный жрец. В разгар веселья ворвался отчаянный Радамес-победитель, который добавил в глаза веселящимся песка, высыпав его из своего рюкзака. Несмотря на всю абсурдность происходящего, этот мотив пустой, безумной в своих кровожадных желаниях праздной толпы, пляшущей на костях, прозвучал очень пронзительно и страшно актуально. Нелепо выглядела длинная сцена встречи Аиды с отцом Амонасро и Радамесом «на берегу Нила», произошедшая в этом же номере эконом-класса, особенно когда Амонасро неуклюже, карикатурно, как ребенок, играющий в войнушку, прятался за бугорками в пустыне, подслушивая, куда же враг поведет свои войска. Еще одним поводом для потехи стала мизансцена суда над Радамесом, которая началась с Амнерис, словно выброшенной на авансцену, и трупом слона за суперзанавесом, вероятно, символизировавшим убитую надежду. Ну, и к финалу зрителя надо было добить тем, что Аида предложила Радамесу, так же, как и она, погребенному заживо, выпить какие-то таблеточки.

На протяжении спектакля не покидало ощущение, что либо режиссер не очень внятно артикулировал свои намерения, либо труппа неосознанно демонстрировала свое отторжение чужеродной концепции: уж слишком неестественно и топорно выглядели почти все мизансцены. Серьезность и сарказм здесь существовали в плохо найденном балансе.

Читайте полностью http://www.ng.ru/culture/2016-02-01/7_aida.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Комише Опера Берлин поставили "Евгения Онегина", как сказано в статье, в стиле "старой доброй России Пушкина, Толстого, Чехова", и рецензент говорит, что это лучшее, что он видел в Берлине в последние несколько лет. Полностью статья (на английском языке) здесь: http://www.gbopera.it/2016/02/komische-oper-berlin-eugene-onegin/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
К.и. - самая правдивая оперная правда, но иногда исполнители с большим или меньшим успехом добавляют к ней что-нибудь от себя. Например, на к.и. "Лючии" в новой Мариинке 06.02.2016 http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/2/6/2_1900/ певший Эдгара Е. Акимов, в смокинге, с малиновой "бабочкой" и с такого же цвета шелковым (атласным?) поясом, в последней картине, перед тем как вступить, начал нервно теребить ворот сорочки. :o Я занервничал - удушье? ОРВИ внезапно поразила? голос пропал и не сможет допеть? ??? Оказалось, что он решил снять "бабочку" (наверное, для того, чтобы таким образом и внешне подчеркнуть состояние своего героя). Благополучно вступил, но напряжение у меня не прошло - а вдруг он решит, что ещё и пояс надо снимать. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Теодор Курентзис:

– Что бы вы поставили, если бы был неограниченный бюджет?
– «Пиковую даму». Давно мечтаю об этом. Я уже вижу начало оперы. Звучит увертюра, и зрители видят, как в воде Зимней канавки плавает тело Лизы в белом платье. Вода темная, синяя, а над ней небо, розоватое, уже начинается рассвет. Представьте себе, какие нужны декорации, какая машинерия, чтобы сделать это реалистично на сцене...
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 460
Теодор Курентзис:

– Что бы вы поставили, если бы был неограниченный бюджет?
– «Пиковую даму». Давно мечтаю об этом. Я уже вижу начало оперы. Звучит увертюра, и зрители видят, как в воде Зимней канавки плавает тело Лизы в белом платье. Вода темная, синяя, а над ней небо, розоватое, уже начинается рассвет. Представьте себе, какие нужны декорации, какая машинерия, чтобы сделать это реалистично на сцене...

А потом появляются герои сериала "Улицы разбитых фонарей"  ;D ;D ;D

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 956
Имеют ли право режиссёры драматического  театра ставить оперу - об этом сегодня после 13:00 в программе "Волшебная гора" на "Эхе Москвы" в Петербурге.
Странный вопрос. Иметь-то имеют (или в Думе уже готовится запретительный законопроект? :) ). Вопрос, что из этого обычно получается и стоит ли усердствовать и даже переусердствовать в приглашении на оперные постановки именитых режиссеров драмтеатра.

Изредка, наверное, стоит. Для разнообразия; чтоб служба медом не казалась. :) Но если на регулярной основе поражать зрителей и да самих исполнителей очередной псевдоглубиной замысла, исходящего от человека, как правило, слабо разбирающегося как в опере, так и в специфике музыкального театра — то, извините, «нам такой хоккей не нужен». :)

В общем первое, что требуется от режиссера — большой и желательно давний интерес к опере, выражающийся в понимании этого жанра хотя бы на уровне регулярно посещающего форум продвинутого любителя. Ну а дальше всё решает талант и мастерство.

Взять, к примеру, Станиславского. :) Драматический актер, режиссер, новатор, экспериментатор. А теперь его именем назван оперный театр. В частности, потому, что любил он оперу и разбирался в ней — дай бог каждому (современному режиссеру).

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Волшебная гора: Имеют ли право режиссеры драматических театров ставить оперы?

Время выхода в эфир: 18 МАРТА 2016, 14:48

ГОСТИ:

Геннадий Тростянецкий
режиссер

Евгений Соколинский
музыкальный критик

ВЕДУЩИЙ: Татьяна Троянская

http://echo.msk.ru/programs/beseda/1731982-echo/

Слушать: http://echo.msk.ru/sounds/1731982.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Испанцам не нужна правда жизни в оперном театре :))

Испанцы потребовали запретить оперу с участием живого быка

https://lenta.ru/news/2016/05/11/bull/

Более 44 тысяч человек подписали онлайн-петицию на портале Change.org с требованием запретить оперу с участием живого быка в мадридском Королевском театре или заменить животное на муляж. Как сообщает в среду, 11 мая, The Local, постановку «Моисей и Аарон» планируют показывать в Мадриде с 24 мая по 17 июня 2016 года.

«Бык находится под ярким светом, он испытывает ненужный стресс из-за громкого шума и постоянного движения вокруг не только в те 15 минут, что стоит на сцене, но и в остальное время спектакля и репетиций», — пишет инициатор кампании Хайме Альказар. Петиция адресована министру культуры Испании и мэру Мадрида.

Постановка этой оперы в Париже осенью 2015 года также вызвала протесты общественности. Защитники животных обратились к министру культуры Франции с требованием отменить показ «Моисея и Аарона». По их мнению, быку весом в полторы тонны давали седативные наркотики, чтобы держать его под контролем.

Как заявил представитель Королевского театра в Мадриде, животному не дают никаких специальных лекарств. По его словам, за быком следят два специалиста, обеспечивая его всем необходимым
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Григорий СПЕКТОР: С радостью приветствую талантливые новаторские постановки, когда они опираются на музыкальную драматургию

Режиссеру, соратнику великого Покровского и одному из основателей Камерного музыкального театра, а также драматургу, эссеисту и критику, наконец, постоянному автору нашего журнала Григорию Спектору стукнуло зимой аж 90 лет (см. «Музыкальную жизнь», №2, 2016). Сегодня мы вместе с юбиляром листаем страницы его богатой событиями жизни. Григорию Владимировичу есть, о чем рассказать. Воспоминания текут, как из рога изобилия, и их с лихвой хватило бы еще на несколько интервью, а то и на целую книгу. Отдельные сюжеты на ходу превращаются в самостоятельные новеллы. Что-то из них читатель найдет ниже, другие мы надеемся опубликовать впоследствии. А пока – перенесемся на много-много лет назад, в довоенный Тбилиси, где наш герой не только родился, но и определился в своем призвании

Дмитрий МОРОЗОВ

http://mus-mag.ru/mz-txt/2016-05/i-spektor.htm
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 956
Алексей Марков принимает участие в новой постановке оперы "Пиковая Дама" (режиссер-Стефан Херхайм) в Амстердаме.

https://www.youtube.com/watch?v=0Q9ZBs0s6M4
Занятная идея: в этой постановке, судя по трейлеру, главный герой — сам автор, Чайковский. Для него введена немая роль, которую исполняет пианист (в частности, он там аккомпанирует в романсе Полины).

Оффлайн Irene

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 239
Алексей Марков принимает участие в новой постановке оперы "Пиковая Дама" (режиссер-Стефан Херхайм) в Амстердаме.

https://www.youtube.com/watch?v=0Q9ZBs0s6M4
Занятная идея: в этой постановке, судя по трейлеру, главный герой — сам автор, Чайковский. Для него введена немая роль, которую исполняет пианист (в частности, он там аккомпанирует в романсе Полины).
Да, меня тоже трейлер как-то зацепил, поэтому его выложила (хотя певца о котором идет речь там почти нет).
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2016, 11:33:07 от Rosina »

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 354
Да, забавная постановка. Бедный Чайковский, хорошо, что он это никогда не увидит

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 956
Да, забавная постановка. Бедный Чайковский, хорошо, что он это никогда не увидит
Он писал эту оперу — ему уже ничего не страшно.

Оффлайн Reznikers

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 127
судя по трейлеру

Полную запись спектакля можно посмотреть на сайте Оперной платформы - http://www.theoperaplatform.eu/en/opera/tchaikovsky-queen-spades

Оффлайн Irene

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 239
судя по трейлеру

Полную запись спектакля можно посмотреть на сайте Оперной платформы - http://www.theoperaplatform.eu/en/opera/tchaikovsky-queen-spades
Большое спасибо, постановка, похоже, полна неожиданностей...
Если можно, я эту ссылку продублировала в теме "Вокалисты"?
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2016, 22:21:18 от Rosina »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Очередная скандальная постановка классической оперы вызвала дискуссию о правомерности сокращения классики

Текст: Юрий Данилов

«Кармен» в Сан-Франциско сократили на полчаса. Именно это вызвало больше всего споров, а не всевозможные кунштюки и скабрёзности, которыми поставщик оснастил спектакль. «Кармен» в оперном театре Сан-Франциско положила начало дискуссии о правомерности сокращения классических произведений.

Режиссёр Калисто Бейито, прославившийся скандальными постановками опер в Европе, добрался до Америки. Он вновь поставил оперу Бизе «Кармен», сделав её ещё более «современной». Чтобы удивить зрителя, постановщик заставил артистов имитировать оральный секс на капоте автомобиля, вывел на подмостки обнажённого тореадора, организовал зверское убийство офицера и осквернение его трупа, назвал кокеток «наглыми сучками», превратил девственницу Микаэлу в шлюху и пр. В общем, не оставил ничего святого.

Почти всё это продвинутые рецензенты проглотили, но подметили при этом, что новации добрались и до музыки. И не пошли ей на пользу. Заставленная автомобилями и прочими предметами сцена поглотила звук, солистов и оркестр было плохо слышно, тем более, что некоторые певцы пели не очень-то хорошо. Если раньше можно было закрыть глаза и хотя бы слушать оперу, то теперь и этого удовольствия истинные ценители оперного искусства лишены.

Читайте далее http://culturavrn.ru/world/18783
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Римского-Корсакова кромсают и сокращают почти вдвое всякие бертманы - и ничего, всем все нравится, что Бертман над "Садко" издевался, теперь астраханцы "Китеж" уполовинили. А тут - всего-то на полчаса секвестировали.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Уважаемый Тантрис, вы в последние дни разбушевались на форуме и критикуете все постановки, и традиционные, наивно-детско-иллюстративные (Штайн, "Осуждение Фауста" Берлиоза, ГАБТ)

Да, я - старовер, меня не смущают летающие над сценой на веревочках персонажи, я к этому с детства привык.

Что ж, суровое детство: искусственное вместо искусного, фальшивое вместо подлинного, летающие на верёвочках вместо Deus ex machina. ;D
 
Триста лет они летают, и ничего!

А ничего, что триста лет они НЕ летают? Поэтому вы к ним с детства и привыкли. Триста же лет назад и даже раньше, а потом и позже - Deus ex machina, а вас бы с вашими верёвочками подняли на смех. Папатачи в другой теме посоветовала почитать про ПИЧ, о чудесах театральной машинерии прошлого тоже можно почитать и узнать много любопытного.

И "продвинутые", с переносом в XX век и элементами "садо-мазо" :)) "Самсон и Далила" Сен-Санса в постановке Коккоса, Мариинский театр:

Янина Ледовая

https://new.vk.com/ledovaya?_parent_post=-46317_42229&w=wall762881_17952

Про Самсона, Далилу, гестапо, чулки, уши дирижера и террасу с синагогой и красной икрой в Мариинке-2.

И телефон надо заряжать перед походом на вторую сцену Мариинки! Там глушат сигнал, телефон садится. Поэтому мир не увидит несфотографированных мной оркестровую яму, прекрасного Олега Сендецкого, по-прежнему концертмейстера виолончелей, а когда-то игравшего у Гантварга, пятерых брутально-утонченных и длиннопалых (все как я люблю!) красавцев-контрабасистов, мир не увидит Витю Охрему в бархатном малиновом пиджаке, поющего в центре авансцены (между нами - лишь оркестр и голова дирижера!) в обнимку с двумя дамами в картине про БДСМ-зоофилическую оргию филистимлянско-фашистского истеблишмента (дада, постановку про рабство евреев 3 тыщи лет назад перенесли, что напрашивалось, в 1930е). Люди, вы не увидите фантастическую балетную оргию - с мужчинами в черных чулках на кружевной резинке и с поясом (Карл!), полуголыми девочками и мальчиками в латексе, на уровне Эйфмана изображающих китч-вакханалию!

Крутая постановка.

Только причём тут опера?

Янина Ледовая

https://new.vk.com/ledovaya?_parent_post=-46317_42229&w=wall762881_17952

В общем, люди, ходите в оперу на первый ряд, и даже слишком современная постановка Сен-Санса окажется захватывающим и душу переворачивающим Искусством, не побоюсь этого слова.

Может, лучше в бдсм-клуб ей податься?

У меня вопрос - а какие постановки вы одобряете? :) Можно примеры из московской или питерской оперной жизни, а можно из любых других городов, тогда желательно со ссылками на видео :)
Che mai sento!

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 170

У меня вопрос - а какие постановки вы одобряете? :) Можно примеры из московской или питерской оперной жизни, а можно из любых других городов, тогда желательно со ссылками на видео :)

Очень сильно стесняюсь, но выскажу предположение, что коллеге Тантрису вполне по душе постановка "Силы судьбы" в Мариинском театре!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Уважаемый Тантрис, вы в последние дни разбушевались на форуме и критикуете все постановки, и традиционные, наивно-детско-иллюстративные (Штайн, "Осуждение Фауста" Берлиоза, ГАБТ)

Как это в последние дни? Разве глупости, безвкусица, вульгарщина только на днях появились? ;D

У меня вопрос - а какие постановки вы одобряете? :) Можно примеры из московской или питерской оперной жизни, а можно из любых других городов, тогда желательно со ссылками на видео :)

А это всё есть на форуме в моих постах о новых постановках, и появляются эти мои отзывы довольно регулярно. Не буду повторяться, дабы экономить формуемое место, чай, форум не резиновый. Если же из них вы прочитали только про "Фауста" и "Самсона", то я тут ни при чём. 8)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Музыкальный театр России: проблемы, достижения, выводы" - итоги круглого стола фестиваля "Видеть музыку"

http://www.rewizor.ru/music/special-projects/videt-muzyku/retsenzii/muzykalnyy-teatr-rossii-problemy-dostijeniya-vyvody-itogi-kruglogo-stola-festivalya-videt-muzyku/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Евгений Никитин:
http://wagner.su/node/1265

...Репетировали очень много. Декорации были сложные, многоярусная клеть с лестницами, по которой приходилось ходить почти в темноте. Стояла она в глубине сцены, что порождало проблемы с балансом, которые по ходу дела приходилось решать, даже отступая от режиссерских задач, на что Трелинский реагировал весьма болезненно. Проблем было больше технических, нежели исполнительских, как обычно. Курвенал довольно одноплановый образ, играть в нем особо нечего, надо просто быть в форме и красиво петь на хорошем немецком, этого вполне достаточно для этой роли. Ну и самое главное, справляться с ней вокально.

ОП: Что Вы вообще думаете об этой постановке?

ЕН: Не хочу ничего сказать плохого или хорошего, да и просто не могу, так как не видел спектакль из зала. Мнения у критики и у зрителей было неоднозначное, в основной массе негативное. Неудивительно: 5 часов почти полной темноты не каждый выдержит. Так что тут я воздержусь от комментариев. Процесс был очень напряженный. Мариуш стоял насмерть за «каждую пядь земли», спорить с ним было бесполезно по любому поводу. Зачастую многое шло вразрез с задачами музыкальными, как-то: баланс, контакт с дирижером и т.д. Работы было много, проводили в театре целые дни в течение полутора месяцев. Это нормально, когда ставится такой материал. Обстановка внутри коллектива была спокойная, все уже состоявшиеся певцы, никаких скандалов, никаких трений, каждый отвечал за свой фронт работ и делал это на все 100 процентов. На мой взгляд, постановка несколько громоздкая, но очевидно, это требование стиля.

ОП: У нас на сайте нью-йоркская постановка, как и следовало ожидать, вызвала дискуссию с полярными оценками. Вы, насколько известно, не ярый противник режиссёрского театра к опере - можете на каких-нибудь положительных примерах пояснить, что для Вас хорошая современная постановка того же Вагнера?

ЕН: Вот вы видели новосибирскую «Аиду»: фундаментальные декорации, буйство красок, дорогие костюмы, балансирующие на грани кутюр и исторических – чтобы выйти из театра, и чтобы потом еще весь вечер картинки перед глазами мелькали. Вот такой театр я люблю. А когда за неимением бюджета актеров, играющих германских богов, одевают в дешевейшие секондхендовые тряпки, сразу становится скучно. Я последнее время вообще за концертный формат. Полно хороших режиссеров, а интересных спектаклей по пальцам сосчитать. Не говоря уже о том какие спектакли у нас номинируются и берут театральные премии. Что-нибудь типа «Руслана и Людмилы» Большого театра, на котором люди плевались откровенно. Тем не менее, это, очевидно, «тренд» – испоганить все, что можно, окончательно и еще сделать это неким основным эстетическим фундаментом, на который надо равняться.

Я против постановок Чернякова ничего не имею, я не критик. Очевидно, все это гениально, видимо, я стар стал, ничего не понимаю - ну, просветите меня новейшими началами... Насмотрелся по миру всякого. Режиссерский театр в тупике, все свелось ожидаемо к обнаженным мужским гениталиям на сцене в каждом новом спектакле. Но это в Европе, а у нас его, по-моему, отродясь не было. То, что у нас считается режиссерским театром – обыкновенная низкопробная мейерхольдовщина в плохом смысле слова. Если европейская режиссура шла-шла и уперлась в стену, то наша вообще никуда никогда не двигалась, как и всегда всё в нашей стране. Поэтому настоящий вагнеровский спектакль вы можете увидеть в Мариинском театре. Это наш скромный «Летучий Голландец», в котором все, как надо. Без зауми и бредовых идей, мешающих слушать музыку.

СТ: На самом деле у каждого - даже антитрадиционалиста, не говоря об обычных людях - есть какие-то оперы, которые воспринимаются только в классическом варианте. Какие у Вас?

ЕН: Я не антитрадиционалист вовсе, я как раз скорее консерватор. В целом, такие оперы, как «Хованщина», «Борис Годунов», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Садко» и вообще вся столбовая русская классика мне больше по душе в хороших, дорогих, а главное, традиционных декорациях. Все остальное абсолютно чуждо и неестественно. Подчеркиваю, это мое личное мнение. В конце концов, не мне, а зрителю смотреть на все эти режиссерские экскременты. Мне суда нет. Оденьте меня в семейные трусы застиранные, поставьте на сцену стул - и я выйду, сыграю, спою, получу свой гонорар и пойду пить водку. А вот что делать с людьми, которые заплатили бешеные деньги за партер? Они выйдут оттуда с чувством, что их попросту развели как лохов - и будут совершенно правы, так как до них, наконец-то, дойдет, что режиссерский театр как раз и призван меньше потратить и больше заработать. Обыкновенный, скучный, банальный, осточертевший бизнес, ничего общего с искусством. И вопрос – пойдут ли они еще раз туда? Скорее всего, нет.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Алексей Степанюк: "Я благодарен судьбе за то, что занимаюсь этой профессией!"
 
Радиопрограмма: Я - концертмейстер!
Дата выпуска: 14.03.2017

Гость Ларисы Гергиевой - прославленный оперный режиссер Алексей Степанюк. Речь пойдет о театре, оперном искусстве, профессии оперного режиссера, творческом методе Алексея Степанюка.

Алексей Степанюк: "У нас сильно набрала вес тенденция осовременивать спектакли: побольше мусора на сцене, одежда из секонд-хэнда...  Я не считаю, что это путь оперного театра. Я никогда не грешил против себя, никогда не шел, так сказать, в ногу со временем"

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/ya-concertmaster/21840-aleksej-stepanyuk-ya-blagodaren-sudbe-za-to-chto-zanimayus-etoj-professiej

-----------------------------------

Алексей Степанюк: "Петербург моей молодости был иным"

Дата выпуска: 21.03.2017

Лариса Гергиева продолжает разговор с одним из самых ярких оперных режиссеров современности Алексеем Степанюком.

Речь пойдет о первых музыкальных впечатлениях героя программы, детстве и отрочестве, годах учебы в Ленинградской консерватории - обо всем этом Алексей Олегович вспоминает с огромной теплотой.

Лариса Гергиева: "Мы вместе работали над "Онегиным" и хотели сделать питерский спектакль. Затем были "Пиковая дама", "Идиот". У молодых певцов, занятых в этих спектаклях, с первых минут сложилось впечатление, что ты потрясающе знаешь Петербург, историю не только каждого дома, но каждого камешка".

Алексаей Степанюк: "Петербург моей молодости был иным, нежели сейчас. Величие, лоск, дома, площади - самая шикарная живая декорация. 20-30 лет назад ничего этого не было!"

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/ya-concertmaster/21931-aleksej-stepanyuk-peterburg-moej-molodosti-byl-inym

-------------------------------------------

Алексей Степанюк: "Чайковского я чувствую, как себя"
 
Дата выпуска: 28.03.2017

Третья, заключительная часть беседы Ларисы Гергиевой с Алексеем Степанюком. Речь пойдет о спектаклях прославленного режиссера, в числе которых не только оперная "классика" - "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Травиата", "Аида", "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Евгений Онегин", но и оперы Р. Щедрина, М. Вайнберга, С. Баневича.

Лариса Гергиева: "Алексей Степанюк - человек, совершенно не похожий на других, оригинальный в своих суждениях, взглядах, несколько экстравагантный, яркая творческая личность, интеллектуал".

Алексей Степанюк: "У меня нет амбиций. Может быть, это плохо. Мне нравится, когда мои спектакли оценивают - было бы странно, если бы этого не было. Но кроме театра у меня есть и другая жизнь, которой я очень дорожу".

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/ya-concertmaster/22031-aleksej-stepanyuk-chajkovskogo-ya-chuvstvuyu-kak-sebya
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау