Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 450078 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Bartoli, отсутствие бытия. В опере часто музыка с драмой воюют, и победитель становится диктатором сценической реальности - односторонней, но всё же, существующей. У Чернякова нет ни победителя, ни проигравшего, и музыка, и действие теряют значение.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Большом театре, судя по этому видео (его выложил Вадим Журавлёв) готовится примечательная постановка оперы "Евгений Онегин"

https://www.facebook.com/119987032027750/posts/306171613409290/
Che mai sento!

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
В Большом театре, судя по этому видео (его выложил Вадим Журавлёв) готовится примечательная постановка оперы "Евгений Онегин"

https://www.facebook.com/119987032027750/posts/306171613409290/
Мне кажется, ничего примечательного не будет. Будет опять перенос в современность, Ларина будет бизнесвумен или чиновница, а эти гуси-козы-петухи - просто участники какого-нибудь "народного гулянья" как у нас сейчас устраивают по праздникам. Будет наверное что-то похожее на рижскую постановку Жагарса.Тоска зеленая, одним словом.  Ну может быть, и ошибаюсь, конечно, и постановщики смогут чем-нибудь удивить (хотя сколько можно мучить бедного "Онегина", вернули бы уже старую постановку и занялись чем-нибудь другим).

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
По Чернякову - мне почему-то не кажется, что он принципиально чем-то отличается от прочих режоперников. Вот Журавлев тоже его выделяет, правда в позитивном смысле. А я не вижу, чем принципиально отличается Черняков от Кулябина, Бархатова, и прочих. Возможно, в его постановках больше логики и продуманности. Но в целом он довольно предсказуем. Если в опере сказочный и фантазийный сюжет, то он будет заменен простой бытовой историей (РиЛ, "Снегурочка"), если в опере идет речь идет об идеальной  любви - то вместо нее будут  "отношения", лишенные какой-либо романтической приподнятости ("Травиата") А иногда он и вовсе дает понять, что чрезмерное погружение в мир классической оперы с ее преувеличенными страстями может приводить современного человека  к психическому срыву ("Трубадур", "Кармен"). Ну и понятное дело, что когда глубоко неверующий режиссер берется за постановку  литургических опер, таких как "Парсифаль" или "Китеж", то ничего хорошего из этого не получится.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 728
Мне кажется, что у Чернякова в отличие от многих есть какая-то толика таланта. При этом талант его визуальной природы. У него бывает интересная сценография, нестандартные какие-то решения. Что касается интерпретаций, они какие-то инфантильные. Он даже когда даёт интервью, говорит какие-то инфантильные вещи.
У него, конечно, спектакли бывают разной степени удачности. Я помню в Большом совершенно провального его  " Дон Жуана", довольно интересного " Воццека" и так себе "Евгения Онегина", которым столько народу восхищалось. Я помню, что я испытывала на " Е. О"  в каких-то местах чувство неловкости. И мне Ладюка было жалко.
Мне кажется, что ему не хватает образования, закидайте меня тапками, он совершенно не чувствует разные исторические эпохи, отсюда непонимание, что не из всякой оперы можно сделать универсальную историю.

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Елена, у крестьян там окончание жатвы, барыне дарят последний сноп. Это должен быть конец августа, Успенский пост. Масленица с её играми уже давным-давно прошла. Какие козлы?) Возможно, у режиссёра есть концептуальная причина путать праздники, или он время действия на весну перенёс. А так, кто его знает. Хор звучит так, будто едва выучил текст, когда Онегина в БТ хористы должны бы знать наизусть. ;
Черняков в необразованный? Да он в РиЛ троллил Покровского скрипачом в сцене замка Черномора. Там же играл со зрительским вниманием, забросив в качестве приманки пару удачных действенных образов - только для того, чтобы их разрушить. Тот же Кулябин на его месте упустил бы гротескного качка-массажиста, возникни он по недосмотру, и не разбил бы его лезгинкой, снявшей всякие ассоциации с соблазняющими инкубами. Ну а Руслан на ледяной горе, поющий про поле - это сознательный отрыв дискурса. В смысле, что парень, попавший в переделку, вынужден говорить текст Руслана, потому что обязан в условиях оперы. К примеру, человека бьют, а он поёт "Счастливый день, тебя благословляю", когда в реальности должен был бы кричать "помогите, убивают". Кто знает, как этот приём называется на самом деле, напишите, пожалуйста.

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Светлана, режиссер, который переносит действие ЕО в наши дни, разве будет обращать внимание на такие мелочи, как соответствие сценического ряда времени года и тому подобное? Любая современная постановка есть нагромождение нелепиц, если вслушиваться в текст либретто и принимать во внимание изначальный сюжет. Нас уже почти приучили к тому, что это нормально.
 Меньше всего проблем у режиссеров, когда опера идет на чужом для аудитории языке. Тогда можно написать "кавер-версию" либретто, подаваемую в субтитрах, или просто ограничиться самыми общими фразами вместо перевода (в обсуждавшемся спектакле "Орландо, Орландо" именно так и поступили).
 

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Елена, вы мне подбросили интересную мысль, как можно перенести Онегина в современную Россию, но сдвинув действие от наших дней в вариант возможного будущего, в котором даже слово "барин" может получить актуальное значение. И сделать это без швов, только чуть-чуть изменив в либретто временнЫе маркеры, чтобы, например, юность помещицы (хозяйки агрокомпании) Лариной приходилась на Союз конца 20го века. И в обсуждаемой сцене к ней могут прийти комбайнёры в сопровождении народного ансамбля, приехавшего от районного ДК на праздник. Подарить последний сноп, сжатый прапрадедовскими серпами без помощи роботов и связанный вручную - ради ритуала. Ольга одевается по самой новой моде 19го века, Татьяна скачивает из интернета Ричардсона, у Ленского есть старинные дуэльные пистолеты, из которых он никогда не стрелял, и электронная собачка в подарок возлюбленной... Ой, чую, сейчас мне достанется)

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Светлана, вот и у вас фантазия разыгралась! Быть современным оперным режиссером увлекательно. ;D

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 728
Цитировать
Кто знает, как этот приём называется на самом деле, напишите, пожалуйста.
Дурь это называется.

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Елена, так и вижу Ольгу, берущую у робопёсика лапку, кокетливо отвечая Ленскому: "Вечность! Какое слово страшное: вечность - день один." Или как Филипьевна достаёт из розового куста залётный дрон и забирает сломанные им цветы для Татьяны. Ладно, пошутили и довольно. Хоть в каком времени, возиться с оригинальными персонажами и извечной драмой юности, когда идеалы гибнут, а жизнь продолжается, не спрашивая у разбитого сердца, желает ли оно стучать, современным режиссёрам вряд ли будет увлекательно.;
Bartoli, не стоит недооценивать противника и давать ему повод говорить:"я всего лишь дурь, маленькая и забавная. а вы что, всерьёз обиделись? на обиженных воду возят."

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Елена, так и вижу Ольгу, берущую у робопёсика лапку, кокетливо отвечая Ленскому: "Вечность! Какое слово страшное: вечность - день один." Или как Филипьевна достаёт из розового куста залётный дрон и забирает сломанные им цветы для Татьяны. Ладно, пошутили и довольно. Хоть в каком времени, возиться с оригинальными персонажами и извечной драмой юности, когда идеалы гибнут, а жизнь продолжается, не спрашивая у разбитого сердца, желает ли оно стучать, современным режиссёрам вряд ли будет увлекательно.;

Мне нравится ваша фантазия, Светлана, но все же до современных режиссеров вам далеко. У вас персонажи остаются самими собой, хоть в современности, хоть в будущем. А у Чернякова, например, с характерами персонажей происходят крайне неприятные трансформации: Ольга из простоватой, но симпатичной барышни превращается в холодную расчетливую стерву, Татьяна  с растрепанными волосами и блуждающим взглядом, прыгающая по столам и швыряющаяся стульями, явно не в своем уме, Ленский принимает вид потрепанного женишка "за 30", Ларина становится чем-то вроде хабалистой торговки с рынка. В "Травиате" Чернякова тоже все персонажи  какие-то неприятные и не вызывают сочувствия. В этом суть Чернякова, как мне кажется, - способность видеть в людях, персонажах, исключительно неприятные, отталкивающие стороны, глобальная нелюбовь к людям и к жизни вообще.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 728
Цитировать
"я всего лишь дурь, маленькая и забавная. а вы что, всерьёз обиделись? на обиженных воду возят."
А кто обиделся? Я вообще это всерьёз не воспринимаю. Постмодернисткий текст, спектакль и пр. нельзя воспринимать всерьёз, это такая игра, которая кому-то кажется забавной, кому-то нет.

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Bartoli, лично вас я не имела в виду. А мне бы раздобыть театральный постмодернистский "майн кампф", найти в нём тот идейный пряник, на который сейчас ведутся оперные актёры (в отличие от драм-режиссёров, не глухие). Не может же быть, чтоб они все сидели на героине, и соглашались на что угодно под страхом лишения дозы.

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Bartoli, лично вас я не имела в виду. А мне бы раздобыть театральный постмодернистский "майн кампф", найти в нём тот идейный пряник, на который сейчас ведутся оперные актёры (в отличие от драм-режиссёров, не глухие). Не может же быть, чтоб они все сидели на героине, и соглашались на что угодно под страхом лишения дозы.
С певцами более-менее понятно, отказаться от предлагаемой работы могут разве что редкие суперзвезды,вроде Нетребко, Доминго и т.п. Другим, особенно в начале карьеры, всегда легко найти замену, и отказываться от сотрудничества с режиссерами - значит поставить на своей карьере крест. Некоторые достаточно знаменитые певцы, тем не менее, с удовольствием работают в "режоперах", например, Дамрау, судя по интервью, была очень рада поработать с Черняковым в "Травиате". Петру Бечале повезло меньше - его "забукали" итальянцы, а он просто добросовестно делал партию Альфреда по указаниям режиссера, сыграл довольно неприятного молодого человека вполне убедительно.
 Вот почему именитые дирижеры на это подписываются - мне не очень понятно.
 Кстати, музыкальный блогер Журавлев  везде рекламирует свою книгу о Чернякове, может быть там есть что-то интересное по обсуждаемой теме.

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Елена, не Ла Скала единым. Театров много, стилей много. И если недовольных артистов много, они могут создать собственную труппу. А провалить режоперную премьеру зрителю проще простого - не пойти на неё. И пусть полтора журналиста, сидевшие в пустом зале, напишут про "невероятный успех", убытка это не отменит. Может, не за горами времена торжества абсурда, когда критики будут расхваливать спектакли, которых вообще не было. БТ изнутри превратится в пыльную руину, где годами не ступала нога человека, а сми будут рассказывать об аншлагах, брать интервью и показывать компьютерные мультики в качестве "видео с премьеры". В то время, как любительский театр города Чёртокуличкина поставит средневековую мистерию, задействовав в участниках полгорода, и об этом никто не напишет. Люблю фантастику) ; Не надо Журавлёва, пожалуйста.

Оффлайн Светлана Маринская

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Внезапно поняла, что кажется, поздно и шутить, и возмущаться. Пыталась слушать Динару Алиеву, ища в ней то, что люди находят, и дёрнул чёрт включить после неё Марджори Лоуренс... Остро осознала, что не на что надеяться. Какой там бунт певцов, когда нечем бунтовать. Какое голосование зрителей ногами, когда все "кандидаты" на одно лицо. И лицо вполне приятное, чтобы провести вечер в хорошей компании, чего ещё желать...