Автор Тема: "Пиковая дама" в МАМТ СНД  (Прочитано 8339 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
"Пиковая дама" в МАМТ СНД
« : Октябрь 18, 2012, 02:54:53 »
Сегодня (уже вчера) 17 октября в МАМТе случилась необычная "Пиковая дама", интересная прежде всего перспективами.

Во-первых, Лизу впервые пела Анна Нечаева, получившая известность летом после впечатляющего исполнения партии Настасьи-Кумы в БТ (с этого сезона Анна - солистка БТ). Я дважды слышал Анну-Куму и не сомневался, что все будет хорошо или очень хорошо - Настасья и Лиза мне кажутся примерно равными как по вокальной, так и по драматической сложности (было бы здорово, если в интервью саму Анну как-нибудь попросили прокомментировать этот момент).

В прогнозе все-таки случилась ошибка, ибо это было прекрасно. В отчете с "Чародейки" я уже отмечал исключительную культуру пения Анны, и с удовольствием повторю это еще раз. Меньший объем зала позволил Анне петь практически идеально ровно, под полным контролем. На сцене БТ неоднократно, в наиболее звучные моменты, ей приходилось форсировать голос, что влекло проблемы с интонированием и "покрикивание". Но в этот раз "потолок" появился (прогнозируемо) только в самом драматическом во всех смыслах моменте - у канавки на "с убийцей вместе проклята и я", где у Анны уже не получилось окультурить отчаянные, страшные ноты. Все остальное, на мой слух и вкус было почти идеально - да, это была лучшая Лиза, которую я видел и слышал когда либо. И особенно приятно и почти невероятно, что это озарение случилось не в записи, а вживую, когда возможности голоса не замутнены "студийными штучками". В общем, полный и безоговорочный восторг, если кто еще не понял:)

Второй ввод - Антон Зараев в партии Томского. Про этого певца-стажера МАМТ я вообще ничего не знал, оставалось надеяться на лучшее. И лучшее случилось.

Отступление. Терять в вокальном плане здесь особо было нечего, т.к. бессменного Томского Анатолия Шишляева последнее время с каждым спектаклем было все более тяжело слушать. Надеюсь, нынешний ввод и отсутствие спектаклей в его календаре связаны с тем, что он занялся своим голосом, чтобы вновь выйти на сцену в этом, на мой взгляд, лучшем созданном им образе - лощеного, насмешливого, циничного Томского, самодовольного хозяина жизни.

Так вот, Антон Зараев показал звонкий и звучный баритон, без труда пробивавший оркестр п/у самого Феликса Павловича. Оба "хитовых" номера были исполнены прекрасно - на ровном распеве, вдохновенно и с напором. Правда, в первой части истории про три карты случилось некоторое заглубление и излишнее затемнение звука. Но дальше голос "вынырнул", звук полетел, все стало хорошо и я решил, что заглубление-затемнение было остроумным приношением, приуроченным к юбилею Дмитрия Хворостовского. А может, все не столь возвышенно, и дело было в не самом удобном для пения положении - развалившись полусидя на лавке. Про драматический образ пока говорить не буду - для первого выхода на сцену хорошо, но скованность и какая-то угловатость была заметна. Нехватало куража. Особенно натужно выглядели скачки верхом на стуле, которые у Шишляева получаются естественно и залихватски. В целом очень интригующее начало - обязательно буду ловить следующие спектакли с Антоном.

---

Раз уж взялся за отчет, то пройдусь по остальному спектаклю. В произвольной части - крик души и светские новости.

Полина Лариса Андреева надежно исполнила романс и была особенно хороша в Пасторали - их дуэт с Анной Нечаевой дважды буквально утонул в аплодисментах. Кто-то где-то сетовал, что Лариса нестабильно поет, что у нее периодически что-то "отваливается". Ни разу не слышал. По-моему, очень стабильное меццо, сохраняющее завидную форму на протяжении уже долгого времени.

К явным и досадным неудачам я бы отнес Елецкого - Арсен Согомонян. Слышал его неоднократно (особенно запомнился его Наполеон), а сегодня было впечатление, что он пел как-будто "под сурдинку". Из-под оркестра до первых рядов иногда доносился хилый баритончик с неуместно широким вибрато. Апофеоз - совершенно плоское, вялое исполнение той единственной арии, из-за которой вокально эпизодическая роль значится среди главных (мой любимый дуэт с Германом "Счастливый день!.." по недоразумению не имеет статус всенародно любимого). Раз пять Елецкий расходился с оркестром, пару раз - совсем негодно. Совершенно не хочу злобствовать и надеюсь в "Войне и мире" услышать  Арсена Согомоняна в гораздо лучшей форме.

Партия Графини считается "пенсионерской" и рассказывая о впечатлениях начинают с того, достаточно ли Графиня была "демоничной" и "инфернальной". Но по-моему, партия прежде всего сложна тем, что эпизод в спальне до появления Германа - практически сольный номер, минут на семь(!). Вдумайтесь: задача сложнейшая - изображать немощную полудремлющую (нельзя скакать по столам) бабульку (нельзя устраивать стриптиз), довольно монотонно петь преимущественно иностранные слова (почти исключительно пиано!) и при этом не усыпить публику. Сегодня в очередной раз имел возможность убедиться, что Ирина Чистякова - бесподобная Графиня. Ее хорошо слышно. Ее интересно слушать - очень живо переданы в голосе и старческая раздражительность, и брюзжание, и умиление идеализированным прошлым. С ней появление Германа случается внезапно, а не воспринимается как долгожданное окончание нудного эпизода (каюсь, по ряду причин это моя самая нелюбимая часть одной из любимейших опер).

Да, вот и до Германа добрались... даже говорить не хочется, но надо. Дмитрий Полкопин окончательно прекратил петь. Это чудовищно. Это совершенно уголовно. Зал реагировал двояко: одни стонали и периодически восклицали "какой кошмар!", другие почти в голос хихикали над хлюпаньем, присвистыванием и другими "забавными" звуками, почти полностью(!) заменявшими Дмитрию пение в нижнем регистре. Добавляет дегтя в эту бочку дегтя то, что внизу звук по большей части был не опертый - получалась смесь громкого шепота с подблеиванием. В общем, это трудно описать - надо слышать... но лучше не слышать.

А теперь - крик души. Выпускать на сцену певца в такой вокальной кондиции недопустимо! Это не только неуважение к зрителям, вынужденным страдать за собственные деньги, слушая болезненные звуки вместо любимых арий. Главное - и дело уже не в деньгах - это неуважение к гениальной музыке, подрывающее репутацию театра. И если Полкопина нельзя починить - его срочно необходимо заменить - знаю даже кем! Но что вижу? Полкопина ввели в "Войну и мир"... Пьером Безуховым и сейчас он значится в составе на премьерный день - 25 октября. Ощущение бреда. Ведь те, кто ставит его в спектакли - профессионалы, и могут оценить профпригодность певца лучше большинства сидящих в зале. Может, поспособствует переменам какое-нибудь кондовое средство вроде письма за многими подписями? Я - в очереди на подпись.

Да и сам Дмитрий не может не понимать во что превратился его голос. Вот и на поклон впервые на моей памяти не соло вышел, а как бы вывел Анну Нечаеву, держась на заднем плане (видимо, на случай меткого броска томатом). Стоит ли говорить, что Анне устроили бешеную овацию, как водится, на радостях простив невыразимо гадкого Германа.

На десерт - светская жизнь. На спектакле присутствовала целая делегация из БТ. Честно говоря, думал, что Маквала теперь, в соответствие с генеральной линией, посещает только черняковские постановки. Но нет - появившись на третьем действии она отчетливо аплодировала Анне. Приятно.
« Последнее редактирование: Октябрь 18, 2012, 04:40:06 от buffone »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #1 : Октябрь 18, 2012, 08:46:59 »
В общем, с певцами у нас в стране и даже в столицах большая проблема, что бы там ни говорили некоторые оптимисты. "Кризис жанра" наблюдается во всём мире, а у нас - в особенности. Тем более, что этот самый "весь мир" питается лучшими национальными кадрами всех стран, где более-менее развито оперное искусство, в т.ч. и кадрами нашей страны, что особенно обидно с учётом нашей музыкальной истории.
Самое ужасное, что система замены-подмены очень неповоротлива: уж не знаю, в чём там дело, наверное это нужно выяснять в каждом конкретном случае, но нужно оперативнее и смелее вводить в спектакли молодых "запасных" певцов. Вопрос в том, если ли они, эти певцы ? Но если есть, то в чём проблема ? Мне всё это кажется очень странным и связанным совсем не с музыкальными и не с вокальными проблемами.
Что касается партии Томского, то она, безусловно, одна из самых таинственных в этой опере, как, впрочем, и вся опера полна намёков и мистики. Люблю вспоминать, что в своё время, когда "Пиковой дамой" дирижировал великий Рахманинов, в партии Томского выступил не кто иной, как великий Шаляпин, который в эпоху расцвета своей славы никогда не брался за мелкие оперные партии, в которых он не мог бы по-настоящему развернуться. Следовательно, если уж Шаляпин видел в этой роли интересный материал для пения, драматической игры и эффектных постановочных ситуаций, то уж современным певцам с учётом такого убедительного примера просто обязательно нужно искать в этой партии возможность развернуть своё дарование.
И я рад, что исполнители это понимают и используют такой шанс. Который им подарила дирекция ! :))
В общем, дирекция должна действовать по обстановке смелее и жёстче: нет сегодня ни времени, ни возможности разводить сантименты, нужно работать и смелее манипулировать кадрами в интересах слушателей, артистов, театра в целом, об искусстве я уже не говорю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #2 : Октябрь 19, 2012, 01:00:43 »
А теперь - крик души. Выпускать на сцену певца в такой вокальной кондиции недопустимо! Это не только неуважение к зрителям, вынужденным страдать за собственные деньги, слушая болезненные звуки вместо любимых арий. Главное - и дело уже не в деньгах - это неуважение к гениальной музыке, подрывающее репутацию театра. И если Полкопина нельзя починить - его срочно необходимо заменить - знаю даже кем! Но что вижу? Полкопина ввели в "Войну и мир"... Пьером Безуховым и сейчас он значится в составе на премьерный день - 25 октября. Ощущение бреда. Ведь те, кто ставит его в спектакли - профессионалы, и могут оценить профпригодность певца лучше большинства сидящих в зале. Может, поспособствует переменам какое-нибудь кондовое средство вроде письма за многими подписями? Я - в очереди на подпись.
Большое спасибо за подробный отчет о спектакле. Мне кажется, Полкопин уже пел Пьера Безухова во втором составе в одном из спектаклей премьерной серии в конце прошлого сезона. Насколько я понял, сначала 25-го октября планировался Ерохин, а 27-го - Полкопин, а потом они поменялись (см.сайт театра, раздел "Замены"). Наверное, замена вынужденная. Честно говоря, мне кажется, что Прокофьева и Шостаковича Полкопин поет лучше, чем Чайковского и Верди. А может быть, там просто вокальные недостатки не так заметны.
Что касается "Пиковой дамы", то я очень рад удачному вводу новых исполнителей (мне тоже понравилась Анна Нечаева в партии Кумы в «Чародейке») и успешным выступлениям "старых", но, все-таки, я уверен, что даже если все остальные будут петь идеально, без Германа спектакля "Пиковая дама" никогда не получится (конечно, возможно, что в данном конкретном случае исполнитель был болен, но принципиально это ничего не меняет). Я уже писал, что очень хочу вернуться на "Пиковую даму" Льва Михайлова так же, как я (спустя столько лет!) вернулся на "Майскую ночь". Намек был весьма прозрачным. В любом случае я всегда голосую рублем (мне кажется, что это надежнее, чем собирать подписи): пока я не могу послушать нормального Германа в спектакле, я перемещаюсь с концерта на концерт, чтобы услышать хотя бы фрагменты партии. Кстати, 15 октября  в БЗК на гала-концерте выпускников вокального факультета консерватории ариозо «Я имени ее не знаю» прозвучало лучше, чем на концерте в МЗК 18 сентября (а на утреннем концерте 30 сентября в БЗК Ерохин пел арию Германа «Что наша жизнь?»).

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #3 : Октябрь 19, 2012, 14:16:37 »
Тем более, что этот самый "весь мир" питается лучшими национальными кадрами всех стран, где более-менее развито оперное искусство, в т.ч. и кадрами нашей страны, что особенно обидно с учётом нашей музыкальной истории.
А какие есть причины у наших певцов оставаться на Родине? Я даже не буду касаться разницы в возможности заработка - про это уже говорено-переговорено. Мне кажется немаловажным, что за границей нашим певцам уделяют несравненно больше внимания: чаще упоминают в прессе, больше любит публика. Например, мне приходится из зарубежных источников узнавать как выступили 25 сентября в "Турандот" Гулегина и Герзмава (о вчерашнем дебюте Хиблы в Венской Штаатсопер тоже, уверен, в русскоязычном инете не будет рассказано - а ведь она пока преданно служит в московском театре).

Вот и получается, что в итоге те артисты, чей уровень позволяет выбирать, выбирают Вену, Мет, Милан, Мюнхен - не только для выступлений, но и для жизни. А потом приезжают изредка на гастроли в Россию, и если поют русский репертуар - уже с акцентом (как Владимир Чернов). Еще при должной раскрутке мероприятия на концертах "наших" оперных звезд за недоступные народу суммы тусит бомонд, которому пофиг где тусить - с соответствующим отношением, что не добавляет артистам желания навещать Родину. Опять же пример информационного пофигизма: ни одного "официального" рассказа об "Аиде" в Мариинке, на которой мне посчастливилось побывать в минувшее воскресенье - так что удивляться, что Ольга Бородина предпочитает петь за границей, где каждый ее выход на сцену освещается прессой.

Для меня не будет сюрпризом, если Нажмиддин Мавлянов, в этом сезоне демонстрирующий, без сомнения, мировой уровень - в самое ближайшее время потеряется в заграничных ангажментах. Если шикарный бас Дмитрия Ульянова пока еще можно слышать в Москве, то только потому, что он - бас. Тенору-спинто зарубежные акулы-импрессарио такой возможности точно не дадут - умыкнут без возврата. И, вообще говоря, будут правы - там больше возможностей для реализации, там лучше отношение к артисту и - да! - гораздо больше платят. Тем более - вон, Кауфман что-то хворает в этом сезоне...

Поэтому процесс "питания" мировой сцены лучшими нашими певцами на данном этапе эволюции оперы в России - явление хоть и не радостное, но совершенно закономерное и пока тенденция только на ухудшение.

Уфф. Высказался:)

даже если все остальные будут петь идеально, без Германа спектакля "Пиковая дама" никогда не получится (конечно, возможно, что в данном конкретном случае исполнитель был болен, но принципиально это ничего не меняет).
Не похоже, что болен - он в том же ключе недавно пытался петь в "Чародейке". Конечно, без Германа "Пиковая дама" не может состояться - как и любая опера без ведущего тенора. Но еще ужаснее когда рядом с такой замечательной Лизой рядом начинает скрипеть и блеять Герман. Страдание для ушей невыносимое. И раньше-то у Полкопина исполнение Германа было условно и не всегда, а это просто безобразие и надругательство над слухом ценителей оперы.

Жаль, у меня нет достаточной цельности вкуса и силы воли, чтобы отказывать себе в регулярных походах на единственную хорошую постановку любимой оперы. Отрадно, что Николай Ерохин продолжает развитие в направлении партии, которой от него так ждут.

Аннушка

  • Гость
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #4 : Октябрь 19, 2012, 21:17:47 »
Уважаемый Buffone, спасибо, что обратили внимание на Анну Нечаеву, новую солистку оперной труппы Большого. Честно говоря, я ни секунды не сомневалась в том, что она обязательно будет зачислена в труппу этого театра, как только узнала летом о её дебюте в "Чародейке". Ещё тогда в какой-то из тем я написала о её красивом тембре и прекрасных актерских качествах. Анну я знаю года с 2002, когда она приехала в Питер и поступила на службу в Санктъ-Петербург Оперу. Там у меня была возможность наблюдать за её работой, и мне уже тогда всё в ней нравилось. Я не слышала её в Большом, пока не получилось, но уверена, что даже при каких-либо возможных огрехах, она будет выглядеть "молодцом" и в вокальном, и в актёрском плане, и всегда станет украшением спектакля. Насчёт верхушек могу сказать следующее. На мой взгляд, Аня сильно навредила себе, взявшись у Александрова за Виолетту. Это - не её партия. Теперь, верю, работа над "своим" репертуаром вернёт её в нормальную калею. Она - умница и очень музыкальная певица.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #5 : Октябрь 23, 2012, 10:37:27 »
Она - умница и очень музыкальная певица.
И прекрасная драматическая актриса. Цельный образ в сочетании с почти безупречным пением (а безупречного исполнения этой партии я не слышал в принципе) производит сильнейшее впечатление на всю публику. Это был тот редкий спектакль, когда публика, забыв обо всех приличиях, в восторге начинала хлопать "под оркестр", топя в аплодисментах окончание каждой арии, а в последний путь Лизу провожала просто буря аплодисментов - тот случай, когда в первых рядах партера было ощущение, что "сейчас сдует в оркестровую яму". Словом, это был триумф, характерный обычно для спектаклей с участием именитых звезд, куда слушатели приходят уже заранее "наэлектризованными".

Впечатление было настолько сильным, что за прошедшие дни я маниакально переслушивал партии Лизы в разных исполнениях, рыл ютуб, но остался при своем первом впечатлении: все-таки Анна Нечаева - лучшая Лиза. Во всяком случае, для меня. От души желаю Анне достичь вершины оперного Олимпа - сейчас для этого у нее есть всё (и тьфу три раза через левое плечо)

Ради справедливости стоит добавить, что во многом успех спектакля был обусловлен и более чем успешным дебютом Антона Зараева в партии Томского. Непонятно только почему на поклоны он вышел в паре с Графиней Ириной Чистяковой, лишив возможности воздать им должное по отдельности. Повторюсь, если успех Анны Нечаевой был прогнозируем, то Антон Зараев стал открытием спектакля. И если Анна - все-таки приглашенная солистка, то Антона, надеюсь, скоро можно будет услышать в других спектаклях МАМТа.

А вот и "официальная" рецензия от Курмачёва подоспела:

"Выступление Зараева в роли Томского стало самым удачным среди исполнителей мужских партий: певец продемонстрировал академически ровный вокал, технически свободное владение красивым насыщенным тембром и сценическую харизматичность. Правда балладу Зараев исполнял несколько сдержанно и прохладно, но в «Искренности пастушки» всё уже было отменно: и ровная кантилена, и характерная выразительность. А в скабрезной песенке про несгибаемый сучок, целомудренно купированной в спектакле Большого театра, певец и звучит, и выглядит настоящим молодцом, создавая цельный и убедительный образ добродушного и весёлого шалопая"

Полностью читать здесь

Про оркестр он зря так насчет "ремесленничества". Свидетельствую, ибо слышал много "Пиковых дам" с Коробовым, а потому могу сравнивать: Феликс Коробов, обычно твердо и громогласно ведущий оркестр, весь спектакль был джентльменом - внимательно и поистине мастерски поддерживал Анну, а еще убирал звук, чтобы шепот Полкопина был хоть как-то слышен (второе можно было бы не делать - лучше музыку послушать).
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2012, 11:05:39 от buffone »

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #6 : Декабрь 27, 2013, 14:36:21 »
После предпоследнего спектакля самое время завести на форуме тему для этой постановки.

26 декабря 2013

Герман: Роман Муравицкий
Лиза: Ирина Ващенко
Томский: Антон Зараев
Елецкий: Андрей Батуркин
Графиня: Ирина Чистякова
Полина: Елена Максимова
Чекалинский: Сергей Балашов
Сурин: Роман Улыбин

Дирижер: Феликс Коробов

По-моему, Хороший, ровный такой получился предпоследний спектакль.

Романа Муравицкого второй раз за месяц слышу в партии Германа. Вне зависимости от постановки он странно исполняет "Я имени ее не знаю", радикально меняя фразировку и текст относительно партитуры. Ну и неповторимый заглубленный тембр с задавленным верхним регистром не доставляет мне радости. В остальном певец убедителен. Особенно отмечу два качества: Муравицкий звучен и стабилен. Слушая его я знаю: Все ноты будут взяты и будут слышны. Голос уверенно пробивает даже не дававшееся предыдущим исполнителям учащенное сердцебиение героев в первом дуэте с Лизой, которое Феликс Коробов особенно акцентирует. А уж до мелочей впетая "Что наша жизнь?.." звучит как положено - мощно, безумно и с вызовом. Правда, Муравицкий во всех постановках играет в этом номере одинаково, но играет не просто убедительно, а здорово. Да и в целом к отыгрыванию образа у меня нет никаких претензий - в этой постановке, видимо, до мелочей прописаны (и соблюдаются) все позы и жесты героев, что видно при наблюдении за разными исполнителями одних и тех же партий. А потому если не переигрывать, а выполнять режиссерские задачи - получается убедительный образ. В общем, Герман в спектакле был - и вокально, и сценически.

У Ирины Ващенко, стремительно восстанавливающей вокальную форму, на сегодняшний день остались две беды. Первая - нечеткая дикция при пении в верхнем регистре. Итальянские оперы воспринимаются нормально, но во вчерашней "Пиковой даме" в "Откуда эти слезы" очень резало слух, когда вместо "вы изменили мне" по факту пропевалось "...вы иэии э". Сегодня, к сожалению, дикция (по-моему, фундаментальная составляющая культуры пения) повально приносится в жертву интонации, но едва ли это может служить оправданием.

Вторая беда пения Ирины - нет необходимой для драмсопрано мощи по всему диапазону: низ звучит приемлемо и красиво, середина - крепко и красиво, верх - раз на раз не приходится, но обычно красиво, а вот крайние верхние ноты певица или купирует или "трогает", не озвучивая полную длительность. Среди стабильных и наиболее печальных на сегодня потерь - последние (самые главные) ноты в "Un bel di vedremo" и пресловутая до3 в дуэте третьего действия "Тоски". Лиза тоже пострадала - осталась без верхушек во всех ариях, в сцене у Зимней канавке после "с убийцей а-а-а..." перед самой страшной верхней нотой оба раза следует залихватское снятие и - тишина. В общем, надеюсь, не буду закидан тапками, если назову такое пение кульминаций халтурой, от которой певице необходимо срочно избавляться.

С другой стороны, Ирина Ващенко во-первых, поет самые кровавые партии, которые и опытнейшим примадоннам не всегда даются без потерь, а во-вторых, как я уже сказал, в этом сезоне стремительно возвращает вокальную форму и прогрессирует по актерской части - думаю, все завсегдатаи МАМТа в сравнении с прошлым сезоном это заметили. А значит, неиллюзорная надежда есть.

Спектакль был украшен шикарной Графиней в исполнении Ирины Чистяковой. Кстати, во многом именно благодаря четкой дикции (уж не знаю как там было с французским). Ровное насыщенное контральто, естественные, хорошо читаемые жесты (все ясно даже если не вглядываться в мимику). Брава!

Антон Зараев и в дебютном спектакле произвел самое благоприятное впечатление, а сегодня во время баллады соседи со всех сторон зашуршали программками и зашептались "Какой голос! Как поет!". Это действительно было великолепно. Антон Зараев поет Томского на длинных легато - необычным для этой партии льющимся "масляным" звуком с оглушительными и стабильнейшими верхними нотами. Певец, совсем недавно вышедший на основную сцену театра, уже поет и играет на высочайшем уровне - уж не знаю, как любители Вагнера оценивают его Вольфрама, но Томский у Антона - великолепный. Браво!

Андрей Батуркин, в двух небольших партиях, спетых за прошедший месяц, звучал не лучшим образом. Тем отраднее было услышать звучное и ровное исполнение одной из лучших его ролей - Елецкого. Не могу еще раз не отметить присущую певцу образцовую культуру пения и дар создавать лирических героев с идеальным балансом страсти и чувства меры. Браво!

Елена Максимова хорошо спела Полину. Не могу особо не отметить идеальное сочетание ее голоса с голосом Ирины Ващенко, благодаря которому дуэт прозвучал волшебно. Ну а Миловзор был просто очарователен - задорный и непосредственный.

Традиционно артистична была парочка троллей - Чекалинский и Сурин в исполнении Сергея Балашова и Романа Улыбина, усиленных в финале Денисом Макаровым (Нарумов) и Валерием Микицким (Чаплицкий)

Выходить на поклон парами, конечно, странное решение.

Обойдусь без грустных слов на тему "жалко, что спектакль снимают", ибо во-первых, банальность, во-вторых - в феврале будет еще один спектакль - тогда и буду плакать... может быть:)
« Последнее редактирование: Декабрь 27, 2013, 14:47:10 от buffone »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #7 : Декабрь 27, 2013, 17:05:55 »
Да, я тоже был на этом спектакле. В связи с недостатком времени пишу кратко.
Звуковедение у Ващенко мне  понравилось, но, конечно, хорошее впечатление очень смазали эти три верхние совершенно неудавшиеся ноты.
Конечно, голос у Муравицкого производит впечатление изношенного. Но это неудивительно, если вспомнить, что он исполняет партию Германа сразу в трех московских театрах. Поэтому у меня язык не повернется сегодня говорить о нем плохо. Хотя мне тоже не нравится фразировка в первом ариозо и еще кое-что.
Оба баритона были на высоте! Зараев очень сильно спел Томского: и звучал лучше, чем в "Тангейзере" и вообще был неотразим. Батуркин прекрасно спел и замечательно сыграл Елецкого. Кстати, актерски он мне понравился больше всех.
Чистякова, безусловно, очень хорошая Графиня. Но тут я просто вспомнил, как в 80-е годы слушал в этой партии Нину Исакову. Кстати, выяснилось, что я помню каждое движение каждого персонажа в этой постановке.
Максимова, действительно, очень хорошо спела Полину. Единственная шероховатость заключалась в том, что у нее немного затремолировала самая высокая нота в романсе.
 Улыбин, как всегда, из маленькой роли создал яркий, незабываемый образ. Балашов -  тоже очень хороший Чекалинский, правда, мне показалось, что у него на этот раз совершенно не тянулся звук. Хотя, возможно, так и было задумано...Макаров и Микицкий тоже запомнились в своих совсем маленьких ролях.
Оркестр очень понравился за исключением валторн.
Люблю я этот спектакль.
Всем большое спасибо!


Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #8 : Декабрь 27, 2013, 18:07:18 »
Звуковедение у Ващенко мне  понравилось, но, конечно, хорошее впечатление очень смазали эти три верхние совершенно неудавшиеся ноты.

Слушая пение Ирины я регулярно вспоминаю о том, что начинающих певцов прежде всего учат специфической профессиональной наглости - чтобы петь уверенно что бы ни случилось (а на сцене может случиться всякое) и не зажиматься перед сложными фрагментами. Так вот у Ирины, как мне кажется, это качество развито феноменально - иначе нельзя петь одновременно Ларину, Мюзетту и Тоску (а за Тоску, к тому же браться без рабочей до3, которую надо не просто озвучить - эту ноту слушатели ждут с пристрастием). Надеюсь, в качестве противовеса у Ирины достаточно упорства и здоровой самокритики, чтобы продолжать совершенствоваться.

Балашов -  тоже очень хороший Чекалинский, правда, мне показалось, что у него на этот раз совершенно не тянулся звук. Хотя, возможно, так и было задумано...

Я замечал, что во всех театрах в маленьких ролях певцы часто поют значительно ниже своих возможностей. Возможно, это даже указание сверху - чтобы не перетягивать на себя внимание (помните, как в недавней "Тоске" Валерий Микицкий пел Сполетту? Ведь получился почти четвертый главный персонаж, что не всегда нужно). Может, по этой причине и Балашов пел ненавязчиво, не выходя из тени. Но пение вполголоса не отменяет "актерских штучек", по части которых в характерных образах Сергей Балашов - мастер, и его Чекалинский приятно запоминается.
« Последнее редактирование: Март 22, 2014, 00:23:03 от Predlogoff »

Оффлайн arghee

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #9 : Декабрь 27, 2013, 21:18:32 »
Я бы очень хотел послушать Зараева. Для меня пока лучшие - Бурденко в НО и Азизов в Большом.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #10 : Декабрь 28, 2013, 16:46:17 »
Я бы очень хотел послушать Зараева.

Качество записи этого спектакля не ахти, но хоть что-то http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9142.msg123781.html#msg123781

А вот видео Зараева на youtube http://www.youtube.com/channel/UCZaTVXHQT5rNPVUh-buLYbg/videos
« Последнее редактирование: Декабрь 28, 2013, 22:13:08 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #11 : Январь 08, 2014, 22:44:28 »
Насчет Муравицкого могу только предложить, как в том анекдоте - "походить по базару, поторговаться" - ибо в Москве, где "Пиковую даму" поют аж в трех театрах, нет хороших Германов, а Муравицкий вполне убедителен в этой партии. Что, конечно, не отменяет индивидуальную непереносимость тембров. Эпитет про кислые щи мне кажется невыразительным, но стертый тембр и заглубленное звучание никуда не деть. Хотя, например, последние записи с Галузиным  мне тоже не ласкают слух, а ведь его на волне премьеры в "Новой опере" расхвалили до небес (получилось, что лучший Герман - тот, который не спел:) Что поделать - приходится идти на компромисс со слухом в том, что касается Германа - на московских "Пиковых дамах" я к этому уже привык. В этой опере есть еще много чего послушать.

И еще у Муравицкого есть одно завидное качество: стабильность. От него понятно чего ждать. А тенора, которых московские театры приглашают из-за границы (!) на ведущие партии (за последний год особенно запомнились Хозе и Канио) бывают нередко такого качества, что Муравицкий за манну небесную кажется.

Я смеялась над теми, кто пошел на премьеру «Пиковой» в НО ради Томского и Елецкого http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8230.msg121433.html#msg121433. А сама так же сходила в МАМТ, послушать Зараева и Батуркина. Их послушала с удовольствием, и остальных тоже, и Коробов старался. То есть все, кроме Германа и Лизы – молодцы. Впрочем, не важно, что выступления Ващенко оставляют ощущение, словно она на сцене экономит силы и эмоции, пусть она не берет эти пресловутые верхние ноты, но у нее хотя бы голос красивый.

А вот Муравицкий – да, и стабилен, и очень старается, и все ноты озвучивает, и максимум усилий на сцене прилагает, но слушать его – удовольствие весьма сомнительное... В ветке про «Пиковую» в НО Томский развернуто и подробно написал о том, как звучит голос Муравицкого. Я не смогла получить удовольствие от этого спектакля в МАМТе, слишком большая партия Германа, это мазохизм. Но я без «Пиковой дамы» легко обхожусь, так что в другие театры тоже не пойду (с особым пристрастием не пойду в «Новую Оперу» на постановку Александрова). Подожду до лучших времен. Приглашенный Канио не произвел на меня столь тягостного впечатления, а Хозе в Большом не слышала (зачем он мне после Мавлянова-то?) :)) Все-таки – как хорошо беречь уши.
« Последнее редактирование: Январь 09, 2014, 00:57:33 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #12 : Февраль 15, 2014, 21:05:49 »
https://www.facebook.com/stanislavskymusic/photos/a.189784207703497.54155.188208631194388/815446091803969/?type=1&theater

12 февраля была в последний раз сыграна "Пиковая дама" в постановке Льва Дмитриевича Михайлова. Премьера этого спектакля состоялась в 1976 году. За прошедшие годы в нем принимали участие такие выдающиеся артисты, как Нина Исакова, Нина Авдошина, Лидия Захаренко, Валентина Каевченко, Вячеслав Осипов, Леонид Болдин, Олег Кленов, Леонид Екимов и многие другие. Открытия, сделанные в спектакле, в дальнейшем использовались многими режиссерами и художниками, обращавшимися к шедевру Чайковского.
http://stanmus.ru/performance/41

На снимке: Лев Михайлов с участниками премьеры
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #13 : Февраль 15, 2014, 21:37:30 »
12 февраля была в последний раз сыграна "Пиковая дама" в постановке Льва Дмитриевича Михайлова

И всё?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #14 : Февраль 15, 2014, 21:41:56 »
12 февраля была в последний раз сыграна "Пиковая дама" в постановке Льва Дмитриевича Михайлова

И всё?

Почему? Будет и продолжение.
Ненафталинная классика. «Пиковая дама» Тителя в Одессе. Александр Матусевич http://www.operanews.ru/13110308.html

«Удивительно, но Титель, сделавший огромное количество постановок как на сцене своего театра, так и много где ещё по миру, никогда прежде не брался за «Пиковую даму». Возможно, пиетет перед выдающейся постановкой его учителя Льва Михайлова, которая до сих пор идёт в «Стасике», не давал прикоснуться к шедевру, возможно, какие-то иные обстоятельства, но трудно поверить, что режиссёр не думал об этом произведении, не примеривался к нему – наверняка замысел где-то зрел и зрел давно. Судьбе было угодно распорядиться так, что свою первую «Пиковую» маститый постановщик сделал в Одессе...

Наверно, кто-то скажет, что эта постановка для Тителя – словно репетиция его грядущей московской работы, которая, по всей видимости, нас ожидает в недалёком будущем».
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #15 : Февраль 15, 2014, 21:53:03 »
Вот счастье-то привалило!
Т.е. спектакль Михайлова уничтожат, а Титель возьмётся за "Пиковую даму"!
Я удивляюсь тому спокойствию, с которым Матусевич описывает тителевские закидоны в "Пиковой", и почему-то меня не утешает тот факт, что на тителевский спектакль, дескать, оказал влияние спектакль Михайлова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #16 : Февраль 15, 2014, 22:00:54 »
12 февраля была в последний раз сыграна "Пиковая дама" в постановке Льва Дмитриевича Михайлова

И всё?
Прежде всего спасибо за фото. запечатлевшее В.Свистова, А.Николаева, Е.Максименко, И.Шапаря, В.Каевченко и Л.Михайлова. А так. что сказать? Вот и оборвалась последняя ниточка, связывавшая нынешний театр с тем, что было до 1991 г. Правда в каком-то интервью Титель говорил, что он через некоторое время вернется к михайловскому спектаклю. Может быть он воссоздаст вариант спектакля с хором гуляющих в начале оперы, о чем думал Михайлов незадолго до кончины (см. книгу "Семь глав о музыкальном театре"). Может быть поставит свой спектакль (что более все вероятно). К счастью. от спектакля осталось немало фото, может быть есть у кого-то любительские записи. Все же лучше. чем ничего.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #17 : Февраль 15, 2014, 22:36:12 »
К счастью. от спектакля осталось немало фото, может быть есть у кого-то любительские записи. Все же лучше. чем ничего

Неужели не осталось ни одной стационарной видеозаписи?? Если так, то это преступление перед искусством - так я считаю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 318
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #18 : Февраль 15, 2014, 23:57:25 »
Прежде всего спасибо за фото. запечатлевшее В.Свистова, А.Николаева, Е.Максименко, И.Шапаря, В.Каевченко и Л.Михайлова.
Andris , Вы не знаете , а остались ли какие-нибудь записи Ивана Шапаря ?

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 399
    • Андрей Ковалев
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #19 : Февраль 16, 2014, 00:16:17 »
Припоминаю, в конце 80-х была трансляция по радио оперы "Черевички". Там И.Шапарь пел Школьного учителя. Один из немногих спектаклей, где он был занят в первом составе. А больше ничего не знаю.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 318
Re: "Пиковая дама" в МАМТ СНД
« Ответ #20 : Февраль 16, 2014, 19:42:52 »
Интересно , есть ли записи Шапаря того периода , когда он пел ведущие теноровые партии в театре ?