Автор Тема: Как исполнять Скрябина ?  (Прочитано 224471 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #375 : Сентябрь 17, 2010, 20:57:08 »
Опус 42.

Ох, когда созерцаешь такое богатство, даже язык отнимается: не знаешь, с чего начать и чем закончить !

Если взглянуть на конструкцию опуса в целом, то бросается в глаза его разношёрстность. Впрочем, для нас это не впервой: и в предыдуших составных опусах Скрябина мы тоже сталкивались с большим стилистическим разнообразием. В стилистическом отношении больше всего из общего ряда выбивается №5: во всём его складе, особенно же в фактуре, а также в мелодике лирической темы, сказывается принадлежность замысла этой пьесы к более раннему скрябинскому периоду – возможно даже к первому ! Я не берусь говорить это обо всей вещи в целом, но некоторые её элементы словно бы взяты из раннего скрябинского творчества. Берусь допустить, что лирическая тема могла быть сочинена гораздо раньше, но не нашла должного применения в других произведениях. В то же время в Этюде №5 присутствуют явные признаки среднего скрябинского периода, но без перехода к более позднему. Всё это, вместе взятое, наталкивает на мысль, что в этой пьесе Скрябин использовал какие-то гораздо более ранние свои заготовки, досочинив и отделав Этюд уже к концу среднего периода.

Такое положение дел для Скрябина уже не новость, но, пожалуй, особенно отчётливо стилевой дрейф проявился в самом масштабном его произведении среднего периода – в 3-й симфонии, 1-я часть которой, в частности, её главная тема, были сочинены задолго до начала основной работы над симфонией. А 2-я и 3-я части были сочинены позднее, в результате чего 1-я часть в отношении стиля более органично смотрится среди вещей раннего (на переходе к среднему) периода, а 2-я и 3-я части – среди вещей среднего (на переходе к позднему). Главная же тема отчётливо опознаётся как принадлежащая к раннему скрябинскому периоду. Кстати, сам Скрябин иронизировал по поводу того, что именно эта, т.е. "устаревшая", по его мнению, "бетховеноподобная" тема 1-й части больше всего нравится слушателям ! :)

Так вот, в Этюде №5 наблюдается нечто в этом же роде: стилевая неоднородность, которая в целом выделяет его среди остальных пьес 42-го опуса. Впрочем, Этюд №7 тоже не назовёшь "новаторским" – в нём тоже ощущается нечто родственное гораздо более раннему скрябинскому периоду.

Любопытно также, что в 42-м опусе Скрябин использовал самые любимые свои тональности: Des, fis, Fis, cis, хотя тональности f-moll и Es-dus для него тоже далеко не "новость".

Итак, в стилистическом отношении опус 42 неоднороден, но складываются ли его пьесы в некое художественное целое ? На мой взгляд, не складываются, но когда этот опус играют весь целиком, у меня не возникает особых возражений: почему бы и нет ?? Так же спокойно я отношусь к исполнению этих вещей вразбивку.

Однако готов признать, что Этюд №1 Des-dur имеет явно вступительный характер – это как бы свободное прелюдирование перед началом цикла, а Этюды №№ 4 и 5 - Fis-dur и cis-moll – имеют между собой какую-то странную связь, которую я затрудняюсь объяснить рационально, о чём я ещё скажу ниже. Этюд №1 можно сравнить с Прелюдией соч.39 №1 и с некоторыми другими ранее написанными пьесами, в отдалённом родстве даже со второй частью 2-й сонаты  – вряд ли можно оспорить наличие общности авторского подхода, несмотря на все отличия.

Этюд № 2 fis-moll больше напоминает маленькую симпатичную зарисовочку, причём, повторяющаяся "этюдная" фигурка, положенная в основу его фактуры, не слишком сложна, и если бы не наименование, эту вещицу вполне можно было бы счесть за прелюдию.

То же самое можно сказать и о №3: Г.Г.Нейгауз чрезвычайно удачно сравнивал 3-й Этюд с небольшой летней мушкой, жужжащей и скачками  меняющей своё местоположение в пространстве и всякий раз на секунду зависающей на новой высоте, а потом стремительно меняющей её. Великолепный образ !

Этюд №4 явно вышел из того же творческого горнила, что и 4-я соната, Прелюдия соч.37 №2, Поэма соч.32 №1 – я имею в виду не только объединяющую их тональность Fis-dur (что тоже очень важно), но и гармонический облик, и общность мироощущения. В то же время фактурно 4-й Этюд напоминает очень многие предшествующие (и последующие !) пьесы, что позволяет считать его типично скрябинским произведением по всем параметрам. Из безмятежности этого Этюда очень удачно выводится Этюд №5, который, с одной стороны, резко контрастирует ему по настроению, а с другой стороны имеет с ним какую-то странную общность. Я предпочёл бы слушать их всегда в паре – один за другим в порядке номеров и очень люблю, когда их именно в виде такой "сладкой парочки" исполняют. Они представляют противоположные эмоциональные полюса, что вполне в духе скрябинских философских размышлений.

Этюд №6 почти немыслимо исполнять вослед за №5 – наверное, необходима какая-то передышка, а всё-таки Рихтер играет их один за другим ! Хотя в конце №5 имеется замирание, плавно подводящее к началу №6, да и тональности их одноимённы с учётом энгармонизма. И всё же вряд ли op.42 реально был рассчитан на последовательное исполнение его вещей. Хотя с другой стороны, "Трансцендентные этюды" Листа тоже вряд ли были рассчитаны на последовательное исполнение, а их всё же иногда играют подряд и без передышки. 6-й Этюд скрябинского опуса весьма сложен технически, а с т.з. образности он представляет некую таинственную стихию, которая то тихо колышется, то бурно волнуется и расплёскивается. Пожалуй, среди всех пьес цикла именно №6, наряду с №5 и №8, может быть назван "этюдом" в полном смысле этого слова, какой обычно подразумевается в музыкальной области: он имеет единое настроение, технически сложен, богато развит и содержит повторяющуюся техническую формулу, весьма неудобную, однако, для маленьких рук. Кстати, мне пока что не удалось найти сведения о том, играл ли №6 сам Скрябин в своих концертах – как известно, у него есть вещи, которых он сам никогда не играл, а если и играл, то в существенно пересочинённом виде в сравнении с текстами, вышедшими из печати. Надо будет проверить ещё раз по доступным источникам, играл ли он Этюд №6 или задумал его как "трансцендентный".

Этюд №7, как было сказано выше, стилистически примыкает к более раннему периоду и вряд ли может быть причислен к "шедеврам": он содержит некоторые скрябинские особенности, но в нём они выглядят как трюизм.

Этюд №8 великолепен ! Это типично скрябинское произведение, имеющее нечто общее с "полётной" Прелюдией op.11 №19, хотя и решённое в ином фактурном ключе. Пьеса имеет три обособленных раздела, напоминая по форме другие Этюды Скрябина. "Этюдная" фигура, положенная в основу фактуры его подвижных разделов, обеспечивает впечатление "порхания", а "взлётные" короткие форшлагоподобные пассажи 32-ми, всякий раз стремительно вздергивающие звуковысотность, привносят ощущение "взмаха крыла" с дальнейшим "парением".


Как всё это исполнять ? Ох, вот проблема !
Невероятно заигран Этюд №5: кто только его не исполнял, лучше не вспоминать. Из исполнений, которые лично мне были интересны, я назову варианты С.Г.Нейгазуа и С.Т.Рихтера. Софроницкий, на мой взгляд, играет его чересчур грубо, слишком откровенно сближая его своим исполнением с самым ранним скрябинским периодом. Я всё же думаю, что это не вполне стильно, несмотря на то, что этот Этюд по стилю действительно тяготеет к более ранним опусам, но вряд ли следует ему в этом исполнительски "помогать.

1-й и 2-й Этюды великолепно играла в молодости Т.П.Николаева, эти записи мы слушали. 3-й отменно играл Рихтер.
Лазарь Берман дал интересную трактовку всего цикла, хотя и сыграл его "по-русски". В общем, кое-кого можно послушать, так что предлагайте варианты, что-нибудь найдём хорошее.

Да, разговор об этом капитальном опусе я не могу считать законченным этим моим сообщением, т.к. каждая его вещь заслуживает более подробного обсуждения. Если есть желающие высказаться или предложить что-нибудь послушать - прошу размещать ваши сообщения.
« Последнее редактирование: Сентябрь 20, 2010, 23:57:14 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #376 : Сентябрь 18, 2010, 00:45:28 »
и в третьем, и в четвёртом, и в пятом, и в последнем я предпочитаю Рихтера (из тех, кого слышала)

Предлагаю заслушать это исполнение коллективно ! :) Было бы интересно.
Lorina, вам и карты в руки.

Да, Lorina, очень интересно! :))
« Последнее редактирование: Сентябрь 18, 2010, 01:38:50 от Muusika »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #377 : Сентябрь 18, 2010, 02:33:37 »
Опус 42.

Если есть желающие высказаться или предложить что-нибудь послушать - прошу размещать ваши сообщения.

SCRIABIN
Etude in c-sharp, Op.42/5  (2/10/46 – Ленинград – 1-е исполнение.)

* 10/1/52 - Moscow - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/c1pqap

* 14/1/52 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 29470 2 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/an7oxb
(Известная запись. Вряд ли нужно было выкладывать.)

* 4/4/52 - Moscow - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/szrov0
(Появилась официальная запись. Думаю, она у всех уже есть.)

* 30/6/72 - Tours - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/tt9ma3

* 18/7/72 - Copenhagen - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/yinebf

* 27/10/72 - Warsaw - Live - MUSIC & ARTS CD-878 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/tbwrzm

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #378 : Сентябрь 18, 2010, 10:37:36 »
Мне кажется, что я тоже впервые слышу поэму оп.41. Я послушала ее сначала  в исполнении неизвестной мне Марии Леттберг и даже в ее исполнении поэма сразу показалась мне гениальной.

Предлагаю заслушать это исполнение коллективно ! :) Было бы интересно.
Lorina, вам и карты в руки.
Да, пожалуйста  :)
http://files.mail.ru/JKFEBW
Сразу не выложила это исполнение, потому что просто послушала его в архиве клас. музыки (чем и удобен этот архив - можно слушать, не скачивая), а сейчас пришлось скачать оттуда этот файл.
Исполнение Марии Леттберг мне понравилось, во 1-х тем, что это совершенно не Шопен, во 2-х - ведущая роль принадлежит мелодической  линии при достаточной пастельности и приглушенности сопровождения.
Показалось, правда, довольно резким начало второй части поэмы. 
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #379 : Сентябрь 18, 2010, 13:04:26 »
Между прочим, Мария Леттберг, видимо считается "скрябинистом" -оказывается,  в архиве представлены целых 65  ее записей исключительно Скрябина. Записи 2009 г Германия.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

regards

  • Гость
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #380 : Сентябрь 18, 2010, 14:16:52 »
А мне как раз показалось, что всё апатично, и средний раздел почти не выделяется, у Нейгауза куда ярче. Кроме того, фигурации звучат как-то вынужденно, будто надо успеть запихнуть в долю сколько написано нот.
Может, её скрябинизм в других записях проявляется :)

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #381 : Сентябрь 18, 2010, 15:12:11 »
Между прочим, Мария Леттберг, видимо считается "скрябинистом" -оказывается,  в архиве представлены целых 65  ее записей исключительно Скрябина. Записи 2009 г Германия.

Играет по-своему плохо. :) Но, на самом деле, эту поэму сыграть по-настоящему хорошо ОЧЕНЬ трудно. Такая музыка - хорошая проверка на 'скрябинизм'
« Последнее редактирование: Сентябрь 18, 2010, 22:01:46 от Muusika »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #382 : Сентябрь 18, 2010, 16:40:39 »
Мария Леттберг записала все сочинения Скрябина, имеющие номер опуса - 
8 дисков +DVD. При исполнении использует как -то цвет в соответствии с тональностью.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

regards

  • Гость
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #383 : Сентябрь 18, 2010, 16:53:49 »
Послушал её выборочно на классике онлайн, и поставил крест. Очевидно, это - типичная попытка выделиться за счёт нестандартного репертуара. А уж "использовать цвет" - совсем дешёвый популизм: даже в известных случаях цветного слуха, каковых всего ничего (помню навскидку следующие: Бетховен в незначительной степени, Римский-Корсаков, Скрябин, Мессиан), восприятие сильно различается, а предлагать цвета широкой публике - лучше уж национальный флаг над роялем вешать. Профанация.

Согласен с muusika, что опус 41 можно считать тестом на скрябинизм, с уточнением, что, как мне кажется, тест тут необычный, и заключается не в "проверке на полётность" :), а в способности выпукло подать тонкие "переливы" необычных гармоний без грубых разрешений, особенно в средней части. Мне это кажется главным достоинством этого опуса.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #384 : Сентябрь 18, 2010, 19:58:22 »
Интересно, а цвета она какие использует - по скрябинской таблице или те, что сама видит? :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #385 : Сентябрь 18, 2010, 20:08:01 »
Мария Леттберг ...при исполнении использует как -то цвет в соответствии с тональностью.

Как-то ? :))))
Это как же ? Есть где-нибудь видео ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #386 : Сентябрь 18, 2010, 21:43:23 »
Мария Леттберг ...при исполнении использует как -то цвет в соответствии с тональностью.

Как-то ? :))))
Это как же ? Есть где-нибудь видео ?
Может, я как-то не так поняла :(
Я об этом прочла на каком то англоязычном сайте, который сейчас не могу найти, но здесь тоже кое-что есть
http://www.musicweb-international.com/classRev/2008/Jan08/Scriabin_Lettberg_49586.htm

" We are given excerpts from five of the sonatas and Vers la flame, the bulk of which consisting of some footage of Maria Lettberg looking dreamy behind a white Bösendorfer, surrounded by some anthroposophical colour effects supposed to represent the synaesthetic visions Scriabin associated with certain keys."

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #387 : Сентябрь 18, 2010, 23:57:33 »
Lorina, вы поняли правильно, но непонятно, кто это делал и как.
Зато смотрите, что я нашёл:

http://www.intoclassics.net/news/2010-05-28-16494

Александр Скрябин - Все сочинения для фортепиано
(у которых есть opus number)
Исполняет Мария Леттберг /Maria Lettberg/ (8CD)

--------------

Даже не знаю, к добру ли эта ссылка, но "пусть будет".

На самом деле это собрание скрябинских записей - это ещё один плевок из-за рубежа в адрес наших отечественных музыкантов: зарубежные исполнители интересуются творчеством наших композиторов больше, чем наши собственные, и лучше знают его.
Стыдобища, что кроме М.Фёдоровой никто из наших не записал ВСЕГО Скрябина. Хоть попробовали бы. Я мог бы подумать, что их останавливает сложность предприятия или понимание невозможности адекватно сыграть Скрябина, но ведь то же самое творится и в других областях отечественной музыки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #388 : Сентябрь 19, 2010, 00:06:18 »
Я, конечно, извиняюсь, но как бывший переводчик классифицирую цитированный лориной отзыв как вульгарную до безумия хрень. Обжалованию не подлежит.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #389 : Сентябрь 19, 2010, 00:09:19 »
Это из серии "слышали звон, да не знают, где он".
Кроме того, непонятно, что было на самом деле сделано, и было ли что-то сделано, или имел место какой-то рекламный монтаж.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #390 : Сентябрь 19, 2010, 00:56:00 »
« Последнее редактирование: Сентябрь 19, 2010, 02:06:20 от Muusika »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #391 : Сентябрь 19, 2010, 01:52:51 »
Я не очень внимательно следил за дискуссией и поэтому пишу о 28-ом опусе с опозданием. Это не самая близкая мне тема. Хотел заметить, что Рихтер играл Фантазию Скрябина в 40-ых и в 92-ом. Больше он ее не играл никогда. Удивительно, конечно, но прокомментировать не могу. Поэтому вряд ли его могли записать с этой Фантазией в те далекие годы. Здесь, кажется, хвалили Амлена. Попробую завтра более внимательно послушать. Пока не впечатлил. Рихтер «на поре лет» (с) мне ближе всех молодых виртуозов вместе взятых. У него живое исполнение. С большим настроением играет. Вот, послушайте:
21/9/92 - Milan. Sala Verdi del Coservatorio.
http://www.sendspace.com/file/gfrjjw

Думаю, большинство участников знакомы с официальными записями

* 28/10/92 - Nijmegen - Live - PHILIPS 438 627-2 (2CD)**
**6/11/92 - Seesen - Live - LIVE CLASSICS LCL 441 (CD)**

А вот список всех концертов, в которых Рихтер играл Фантазию Скрябина:

SCRIABIN
Fantasy in b, Op.28

26/12/42 - Москва, Большой зал консерватории (первое исполнение).
1943 – Сухуми
24/10/43 - Баку, Зал филармонии.
21/4/49 - Москва. БЗК.
13/5/49 - Ленинград, Большой зал филармонии.
10/6/49 - Рига. Зал филармонии (ул. Амату)
19/10/49 - Ворошиловград. Зал филармонии.
28/10/49 - Харьков. Зал филармонии.
29/10/49 – Ростов на Дону. Зал филармонии.
7/11/49 - Киев, Филармония - Колонный зал.

26/8/92 - Maser. Villa di Maser.
28/8/92 - Belluno. Auditorium comunale.
31/8/92 - Venice. Teatro Goldoni. Stagione di Musica da camera di Venezia “l’Architettura del Suono”.
2/9/92 - Rimini. Teatro Novelli. Sagra Musicale Malatestiana in memoria di Arthur Rubinstein.
14/9/92 - Poggio a Caiano. Villa Medicea di Poggio a Caiano.
21/9/92 - Milan. Sala Verdi del Coservatorio.
3/10/92 - Freiburg. Aula de l’Universite.
5/10/92 - Basle. Stadt Casino Large Hall.
7/10/92 - Paris. Salle de Conservatoire National Superior d'Art Dramatique.
28/10/92 - Nijmegen. Concertgebouw de Vereenigung.
29/10/92 - Utrecht. Vredenburg kleine Zaal.
2/11/92 - Hannover, Großer Sendesaal des Nero-Deutschland Rundfunks (NDR).
4/11/92 - Hamburg. Musikhalle.
6/11/92 - Seesen. An St. Andreas [Kirche].
8/11/92 - Potsdam. Samsoussi Schlosstheatre Neues Palais (утренний концерт).
13/11/92 - Poznan. Aula University im A.Mickiewicz. [40-летний юбилей Познанской филармонии.]
15/11/92 – Warsaw. Concert Hall, Polish Radio (предвечерний концерт).
17/11/92 - Вильнюс. Litovsky Opera and Ballet.
18/11/92 - Каунас. Зал государственной филармонии.
20/11/92 - Минск. Концертный зал филармонии (дневной концерт).
22/11/92 - Смоленск. Концертный зал имени Глинки.
25/11/92 - Москва. . Большой зал детской музыкальной школы №3 (“Лира”). Предвечерний концерт.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #392 : Сентябрь 19, 2010, 11:52:33 »
Цитировать
На самом деле это собрание скрябинских записей - это ещё один плевок из-за рубежа в адрес наших отечественных музыкантов: зарубежные исполнители интересуются творчеством наших композиторов больше, чем наши собственные, и лучше знают его.
Да вроде Мария Леттберг не совсем зарубежный исполнитель, хоть и гражданка Швеции (живет в Германии): родилась в Риге, училась в С-Петербургской консерватории, а также в муз.заведениях Стокгольма и Хельсинки. Ее мать имела  комплект записей Скрябина в исполнении Софроницкого,  которые Мария слышала с пеленок, не зная еще имени композитора - отсюда у нее  любовь к Скрябину.
Она написала по Скрябину диссертацию.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

regards

  • Гость
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #393 : Сентябрь 19, 2010, 13:17:48 »
Как мне кажется, важно различать намерения и реализацию. Я очень могу понять Марию Леттберг: я, например, вырос на этюдах Шопена с Ашкенази, но в условиях дефицита нот Скрябина. Но скрябинизм - это типа Москва слезам не верит.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #394 : Сентябрь 19, 2010, 17:15:17 »
Ее мать имела  комплект записей Скрябина в исполнении Софроницкого,  которые Мария слышала с пеленок

Оно и видать.
Вернее, слыхать.
Я бы эти скрябинские записи Софроницкого и всех тех, кто их сохранил и растиражировал, в бараний рог бы свернул, если б только мог вернуться в прошлое, как Терминатор.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #395 : Сентябрь 20, 2010, 01:28:56 »
С Марией Леттберг всё ясно, она решила себе таким "оригинальным" способом сделать карьеру. Я знаю не понаслышке, как "понимают" музыку Скрябина в тех странах, где она училась после Петербурга и живёт сейчас, поэтому думаю, что там от её игры все в восторге. А вот почему в России никто серьёзно не углубляется в скрябинский стиль - это, действительно, совершенно непонятно и странно.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #396 : Сентябрь 20, 2010, 01:53:06 »
Я знаю не понаслышке, как "понимают" музыку Скрябина в тех странах, где она училась после Петербурга и живёт сейчас, поэтому думаю, что там от её игры все в восторге

Вот ужас-то какой ........
Я прям не знаю даже, что делать и куда бежать за фонограммами: на нашей почве тоже ожидать скрябинизма особенно не приходится. А на Западе Скрябина играют в лучшем случае, как джаз. В каком-то смысле это не удивительно, потому что джазисты многое почерпнули в гармониях Скрябина, особенно же в произведениях среднего его периода, но всё равно невозможно сказать, что произведения Скрябина выдерживают "джазовый" подход к их исполнению ! :) Выдающийся джазовый импровизатор и по совместительству скрябинист - Д.К.Алексеев - тут не в счёт: его джазовые увлечения не мешали выявлению его пианистических особенностей, не уничтожали тонкостей его пианизма. Не случайно всё же он посвятил себя именно классике: с его пианистическим аппаратом это был более правильный выбор.
А вот что делать всем остальным - ума не приложу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #397 : Сентябрь 20, 2010, 14:28:25 »
если они играют Скрябина как джаз, то почему бы не сыграть джаз со скрябинской агогикой? :)
« Последнее редактирование: Сентябрь 20, 2010, 16:19:23 от Muusika »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #398 : Сентябрь 20, 2010, 23:46:58 »
если они играют Скрябина как джаз, то почему бы не сыграть джаз со скрябинской агогикой? :)

:)) Алексеев так и делал, но я не уверен, что так делает большинство джазменов. Тем более, когда ставят в рояль микрофон. Вообще ужас.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #399 : Сентябрь 20, 2010, 23:50:09 »
:) Да, вспомнив об исполнении опуса 42 Рихтером, я вдруг обратил внимание, что Святослав Теофилович не играл как раз те 2 этюда, которые и я сам считаю менее ценными, чем всё остальное – 1-й и 7-й.
Попутно я задумался вот ещё над чем: Рихтер играет №№ 2,3,4,5,6,8 – подряд. В т.ч. и №№ 5 и 6-й он исполняет подряд, несмотря на совершенно разные и едва ли совместимые технические задачи этих Этюдов: в № 5 требуется всё-таки нажим, а в № 6 – скольжение и лёгкость. Играть его после 5-го весьма трудно, но всё же Рихтер это делает. В связи с этим возникает вопрос: а что если Скрябин всё же задумывал этот цикл как единое целое и выстраивал в нём пьесы в соответствии с некой "сверхзадачей" всего опуса в целом ? Ведь тогда и замирание к концу бурного 5-го Этюда  - одного из самых трагичных произведений Скрябина ! – выглядит вполне естественным не только с т.з. драматургии этой вещи, взятой в своей самоценности, но и с т.з. драматургии всего цикла в целом, ибо это замирание выглядит более чем уместным перед началом Этюда №6, тем более, что тональность-то его – Des-dur ! С учётом энгармонизма - это одноимённый мажор только что отзвучавшего cis-moll, к тому же завершённого аккордом, не включающим минорной терции ! Не переход ли это к следующей вещи ? Я не хочу сказать, что функция этого аккорда единственна и именно такова, но всё же, почему бы и нет ?
Да уж, есть над чем подумать ! Великий исполнитель всегда видит и чувствует больше, чем простые смертные. Но для этого надо быть Рихтером, чтобы сыграть подряд 2 вещи, реализованные в столь разных техниках.
Быть может, опус 42 надо мыслить "единым" примерно в той же степени, в какой до некоторой степени единым выглядит 39-й опус Рахманинова ? Ведь сам Рахманинов неоднократно играл его ПОДРЯД ЦЕЛИКОМ, а в то же время играл его и в разбивку – почему бы и к скрябинскому опусу не отнестись примерно так же, т.е. как к циклу, имеющему-таки некоторую общность, которая, однако, не является обязательной, предполагает законченность каждой вещи и вполне допускает исполнение каждой вещи по отдельности ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица