Автор Тема: Как исполнять Скрябина ?  (Прочитано 230335 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #500 : Апрель 24, 2012, 17:50:26 »
Неужели продолжим? :) Какое счастье, а я уже даже не надеялась на это!

Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #501 : Апрель 24, 2012, 22:52:26 »
А накладки какого рода вы заметили?

Наверное, это мне так кажется, но пианисту как будто неудобно в некоторых моментах. Не физически, а именно как-то с точки зрения ощущения играемого. Например, аккорды первого раздела весьма трудно сыграть, чтобы было и движение, и в то же время какая-то замороженность, чтобы было не грубо, но и пронзительно. И при том еще все это выстроить в единую линию, связать одним широким, но тонким мазком, но не бежать при этом. Вот какие-то они будто непонятные, их прекрасно можно объять мыслью вне времени, но возпроизвести не получается. Вот второй раздел гораздо проще как-то. Ну, а в третьем снова проблемы... и так уже пик, а ведь еще нужно двигаться. Вообще, трудно найти схожее по величине пути от начала до конца произведение, поэма буквально из нуля порождает горение вселенной. И вот к чему я про то, что только в голове все это можно сделать, а как раз потому, что там можно держать пьесу целиком, не разворачивать ее во времени, можно без труда сопоставлять некоторые моменты, как будто разрозненно, но и в тесной связи, не теряя нити всего сочинения. Вот и кажется, что исполнить ее "вживую" невозможно.
Ну, видимо, накладками я то зря назвал.

Цитировать
Что пьеса выскользает из рук - это вполне понятно: она именно так и задумана ! )

Вообще, это частично отвечает на мой вопрос.



А почему "невыверяемые" ? Там всё обозначено вполне чётко - все длительности промерены (это вообще типично для Скрябина, он в этом был большим педантом), все нотки и паузы подсчитаны. Другое дело, что в таком темпе сыграть трели очень трудно, но трудность эта тоже относительна: если придать сиим трелям реальную мощь и реализовать их плотным звуком, то вряд ли это кто-то сумеет сыграть. А если придать им трепетность, снизить динамику и подать в виде фона, то тогда можно будет использовать вибрирующие кистевые движения, не требующие большой силы.
Я вообще считаю, что эти трели нужно исполнять так: играть 32-ми, но за основу отсчёта брать 16-е, а не 32-е, и укладывать чётко по две 16-х на каждую 8-ю...

Нет, про это я у Вас уже прочел, тут я уже понял) Я, имею в виду начало, где трели выписаны не тремоло, а понотно, не 32-ми, а триольными 16-ми, особенно залиговки эти (прошу прощения за "терминологию"). По-моему, даже Огдон - мастер подобных выверений - не полностью справился с этой задачей. Да и не думаю, что сам Скрябин так поступал, по-моему, запись лишь приблизительно отображает то, что должно звучать.



Кстати, мне меньше всего нравится, как её играет Софроницкий

А мне - Горовиц. Вот уж действительно провально. Но Софроницкий тоже марку держит.



4-я соната в концерте - ужасна

Вот знаете, я слышал две разных записи, и мне весьма понравились обе. Причем та, что в более хорошем аппаратном качестве, мне нравится меньше. А та что, нравится, оканчвается апплодсментами. Я что, глухой? Или я что-то не то слушаю? Вот та, что получше



Да, импрессионистские звучности вовсе не врядят Скрябину, но они не являются важной ключевой чертой его стиля, как, допустим, у Дебюсси. Если ориентироваться только на них, то можно всё провалить. Я бы так выразился: это неплохая приправа, но прежде необходимо постараться хорошо приготовить основное блюдо !

Что ж, меня это весьма "устраивает")))
Ну да, я считаю аналогично.



В Скрябине - в т.ч. и в позднем - вообще ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ЭСКИЗНО подавать тематизм

Но это в полной мере относится ведь имено к ПОДАЧЕ? В повторных проведениях можно ведь позволить себе некоторые незначительные трансформации?



Насчёт "Сатанической" у него же

А что же "у него же"? Я вообще хотел бы знать)



я напишу ещё несколько книжек по поздним произведениям, начав с 8-й сонаты и её окружения

А вот это неплохо бы) А еще Вы говорили интересные вещички про Девятую.

Интересно, кстати, что Восьмая не так уже "горька", как та же, например, Седьмая. Ну, я знаю по поводу хронологии их сочинения. Интересно, что мистика все более вуалируется при движении по сонатам. Если в Седьмой она прямо бурлит и пенится, то в Восьмой или Десятой она как бы "хитрее" и как будто "добрее") Не отмечал ли Сабанеев, что мистицизм Скрябина со временем все более становился именно мистицизмом, удаляясь от материальности?


Что ж, спасибо за сколь скорый ответ)) С радостью буду ждать дальнейшего просвещения.


Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #502 : Май 03, 2012, 08:56:57 »
Еще возник вопрос по поводу одного из этюдов. Op.42 №8. Каким образом там сгруппированы триольные восьмые и квинтольные шестнадцатые относительно друг друга? Они совпадают в сильных долях такта? Просто если смотреть по штилям, то чаще всего они совпадают на первых нотах групп. А если так, то тогда возникает вопрос, какая нота - шестнадцатая или восьмая открывает такт.
Ну, мне больше всего кажется, что все-таки так, как выписано сначала, но немного смущают эти штили...

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Гугнин играет Скрябина
« Ответ #503 : Июль 11, 2012, 18:35:04 »
http://soundcloud.com/gugnin/sets
Андрей Гугнин играет 3 сонату Скрябина (с конкурса в Дублине)

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Гугнин играет Скрябина
« Ответ #504 : Июль 11, 2012, 18:36:25 »
http://www.youtube.com/watch?v=bCuzCLJNfzs
Гугнин с ор. 72, 74, 65

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Yuja Wang играет Скрябина
« Ответ #505 : Июль 12, 2012, 12:51:40 »
http://www.youtube.com/watch?v=nHO4Ucw9zL4
Вот такой Скрябин и глаз и ухо радует. :)

Поскольку о китайской пианистке Yuja Wang заведён отдельный поток, обсуждение её исполнения Скрябина попало туда:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6558.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #506 : Июль 15, 2012, 11:15:48 »
Заглянула напоследок в программку с концерта Четуева. Критик А. Булычева комментирует фортепианный концерт Скрябина

Кстати, мы же не поговорили об исполнении ф-п концерта Скрябина Четуевым под управлением Гергиева. Я послушал это исполнение, так что можно немножко обсудить. Особо нечего, правда, но всё-таки ........
Кстати, наставник Четуева - Крайнев - в своей посмертной книге восхвалял его. Соответствует ли игра Четуева таким похвалам ? Конечно, учителю всегда хочется похвалить через ученика самого себя, а также дать карьере питомца дополнительный импульс, и всё же - много ли в такой рекомендации объективного ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #507 : Июль 15, 2012, 21:42:52 »
Кстати, мы же не поговорили об исполнении ф-п концерта Скрябина Четуевым под управлением Гергиева. Я послушал это исполнение, так что можно немножко обсудить. Особо нечего, правда, но всё-таки ........
Кстати, наставник Четуева - Крайнев - в своей посмертной книге восхвалял его. Соответствует ли игра Четуева таким похвалам ? Конечно, учителю всегда хочется похвалить через ученика самого себя, а также дать карьере питомца дополнительный импульс, и всё же - много ли в такой рекомендации объективного ?
Мне кажется, что эта похвала не особенно случайна в том плане, что Четуев обладает какими-то чертами пианизма самого Крайнева: аккуратность фразировки, прозрачность звука, "культурность", академичность, осторожность туше и нюансировки. Правда, я мало слышала Крайнева, не являясь его поклонницей, но, мне кажется, что-то общее есть.
Четуев наделен таким "приятным" артистизмом, однако яркое художественное своеобразие в его игре трудно разглядеть.
Про концерт где-то писала. Сложно оценить - по-моему, не слишком вразумительно всё вместе получилось. Репетиций, возможно, не хватило как всегда.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #508 : Июль 15, 2012, 21:46:23 »
Про концерт где-то писала

А я про него где-то читал ! :)
Уж не в ЛС ли мне вы о нём писали ? :)) Не могу разыскать - если у вас сохранилось то письмо, то прошу проверить и выложить прямо сюда. Я помню его лишь приблизительно, процитировать не смогу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #509 : Июль 15, 2012, 22:34:22 »
Ага, вот :))
------------
С концертом Скрябина получилось не очень. Сложно оценить пианиста - такое чувство, что концерт не отрепетировали. Особенно такое ощущение возникало в первой и второй частях. Очевидно, Четуев видит концерт как ласковую, свежую, нежную, плескающуюся лирику. Всё сыграно в одном настроении, чистым легким звуком. Переливающиеся пассажи получались красиво. В кульминациях оркестр солиста забивал. Гергиев пытался играть с русской напевностью; иногда, по-моему, характер фразировки и изменений темпа и динамики у оркестра не совпадал с намерениями солиста. В третьей части в некоторых местах Гергиев внезапно увеличивал темп, и музыканты в оркестре комкали пассажи. В общем – проходное исполнение. Хотя пианист вызвал симпатию. Как сыгран этюд Скрябина на бис, мне не понравилось.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #510 : Июль 16, 2012, 10:00:18 »
Ну вот, я же помню, что где-то это видел ! :))
Спасибо за отклик и за материалы.
Этюд получился не очень, не хочется даже комментировать - ну не то чтобы "плохо", но как-то неспецифично и слишком общо сыграно.
Да, кстати, интересно: как вы считаете, какой Этюд Скрябина лучше всего сочетался бы с его ф-п Концертом, чтобы можно было играть его на бис ? Я вот мысленно перебираю и не могу остановиться на чём-то одном. Впрочем, не обязательно Этюд, можно и другие жанры привлечь. Вариант Четуева, кстати отнюдь не худший: Этюд соч.2 идейно и тонально хорошо сочетается с концертом, правда, пожалуй, больше с первыми двумя частями, нежели с финалом, однако это зависит от того, в какой манере его подавать.
Впрочем, дело, конечно, не в тональности, а в общем настроении, хотя тональность тоже важна. Я бы выбрал, конечно, какую-нибудь лирическую вещь ну или лирико-драматическую, но не трагедийную и не откровенно экстатическую. И уж конечно, эта вещь должна быть из раннего или какая-нибудь умеренная из среднего периода, но не из позднего - думаю, это вряд ли можно оспорить, если только после Концерта в следующем отделении не будет исполнено позднее симфоническое произведение Скрябина ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Лев

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #511 : Июль 16, 2012, 18:55:50 »

Мне понравилось выражение:

Задачей исполнителя есть создание собственного замысла на основе авторского нотного текста и воплощение оного в звучании.

Но в чём основная ошибка исполнительства на ф-но (что очень характерно проявляется в Скрябинском творчестве) Софроницкого и др.?
Абсолютно нет привязки исполняемого к содержимому, т.е. получается соната сама в себе, прелюдия ради прелюдии и т.д.
И возникает вопрос: зачем нужно такое исполнение? Ответ пока останется за рамками обсуждения.
Возникает вопрос: как достичь исполненения с привязкой к содержимому в произвденении?
И вот здесь оказывается у Скрябина помимо самой музыки есть огромный филосовский пласт, постижение которого вообщем-то и даёт ответы на все вопросы.
То есть музыка не сама в себе, а как инструмент для управления вселенной.
Возможно ли такое?
С одной стороны должен констатировать, что да, а с другой - к сожалению, не всем.
Можно ли данный подход оценивать на конкурсе? Ответ очевиден.
Каким образом можно достичь такого могущества?
Пока ответ до конца не прояснён, но он явно соединён с исполнительством и уровнем сознания человечества.

Когда звезда моя пожаром разгорится
И землю свет волшебный обоймёт,
Тогда в сердцах людей огонь мой отразится
И мир своё призвание поймёт.
Я силой чар гармонии небесной
Навею на людей ласкающие сны
А силою любви безмерной и чудесной
Я сделаю их жизнь подобием весны.
Дарую им покой давно желанный
Я силой мудрости своей.
Народы, радуйтесь, от века жданный
Конец настал страданий и скорбей.
Я призываю вас на праздник светлый
Любви, труда и красоты

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #512 : Июль 16, 2012, 19:20:21 »
Да, кстати, интересно: как вы считаете, какой Этюд Скрябина лучше всего сочетался бы с его ф-п Концертом, чтобы можно было играть его на бис ? Я вот мысленно перебираю и не могу остановиться на чём-то одном. Впрочем, не обязательно Этюд, можно и другие жанры привлечь. Вариант Четуева, кстати отнюдь не худший: Этюд соч.2 идейно и тонально хорошо сочетается с концертом, правда, пожалуй, больше с первыми двумя частями, нежели с финалом, однако это зависит от того, в какой манере его подавать.
Впрочем, дело, конечно, не в тональности, а в общем настроении, хотя тональность тоже важна. Я бы выбрал, конечно, какую-нибудь лирическую вещь ну или лирико-драматическую, но не трагедийную и не откровенно экстатическую.
Я  не знаю, насколько исполнителю легко перестроить свой аппарат и перестроиться психологически на лирическую вещь после фп концерта, а зал будет готов к восприятию; часто, когда лирическое сочинение звучит как первый бис (или единственный), то оно "теряется", несмотря на то, что перекличка-контраст вроде логичен и органичен.
У Четуева так точно "потерялся", стал каким-то формальным обязательством. Хотя сам пианист, если определять амплуа, скорее сдержанно лирического плана.
Я бы, пожалуй, с учетом этого предложила лирико-драматическую миниатюру. Особенно, если играет не гений. А если лирическое, то более прозрачное, чем ор.2 - чтобы заставило притихнуть, зазвучало как свежее дыхание :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #513 : Июль 18, 2012, 13:12:19 »
Л.Берман играет ф-п Концерт Скрябина (бутлег, 1992 г.)
Размещено по частям и концы с началами не увязаны, поэтому много ссылок:

1-я часть
http://www.youtube.com/watch?v=glfGaWHV41A
2-я часть
http://www.youtube.com/watch?v=5oXaGP_EEd0
3-я часть (1)
http://www.youtube.com/watch?v=Di4HIFINeik
3-я часть (2)
http://www.youtube.com/watch?v=SnODwPoaZts

И ещё интересно: как же теперь выцарапывать из Ютуба фонограммы ? Возможно ли это ныне ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #514 : Июль 18, 2012, 15:24:53 »
Куда-то пропал ответ regards'а про бисы и Рихтера :)).
Я, наверное, сейчас, вполне довольствовалась программами без бисов, как бы ни хотелось продлить очарованье, потому что чаще наблюдаю, что это ломает впечатление от программы суетностью процесса . Бисы тогда превращаются в непонятный довесок. А зал чуть ли не шантажирует пианиста, задаваясь вопросом, сыграет или не сыграет, а если сыграет, то что. Бывает, что бисы на редкость удачно исполняются, но контекст уже какой-то другой, не совсем художественный. Ситуация с "отделением бисов" у Соколова, овациями, входами-выходами и поклонами - это вообще считаю маразмом немузыкального толка.
Если Рихтер чаще не играл на бис, то знал, что делал. (Хотя стоит ли это добавлять.)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #515 : Июль 18, 2012, 15:46:10 »
Куда-то пропал ответ regards'а про бисы и Рихтера :))

:)) Ну вы же знаете, он человек настроения: захотел - разместил, а захотел - стёр !

Я лично считаю исполнение бисов солистом после концерта с оркестром НЕНУЖНЫМ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ.
Бисы в клавирабенде, конечно, вполне допустимы, но это тоже зависит от многих обстоятельств. К примеру, после "Хаммерклавира" бисы не только не нужны, но и вредны. Если только это не повторение фуги, как бывало у Рихтера ! :)
Но если уж играть solo после ф-п концерта, то нужно очень тщательно продумывать, что именно исполнить, чтобы это не выглядело глупо-претенциозно.

Кстати, запись Л.Н.Бермана при всей его склонности трактовать скрябинский концерт в духе Чайковского-Рахманинова мне неожиданно понравилась. Ранее никогда её не слышал, и по-моему, в России он его не играл, а если и играл, то на ранней стадии своей карьеры, а мне это не попадалось.
Бутлег этот уже зарубежный, 1992 года, но фонограмма довольно внятная.
« Последнее редактирование: Июль 18, 2012, 15:57:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #516 : Июль 19, 2012, 02:05:24 »
Бисы пианиста после выступления с оркестром - вообще из другой области: это - кричащая бестактность по отношению к оркестру. Оркестр - это много хороших музыкантов, и успех совместного выступления есть общий результат.

Я слышал такие бисы в предполагаемом контексте, что солист - редкая залётная птица, например, но никогда не слышал их от Рихтера: он играл только повторы того, что было в программе, хотя более редкую птицу трудно было придумать. Самый запомнившийся такой концерт я описывал - это когда он в дневном концерте дважды вернулся и оба раза повторил финал 18 (кажется) концерта Моцарта, доведя её к третьему разу до совершенно потустороннего действа. Этот случай подтверждает мысль Кантилены, что он воспринимал концерт как нечто цельное, и вышел повторить то, чем был недоволен "в основное время" :).

Это тоже косвенно подтверждает Вашу гипотезу: если концерт удался, то бисы Рихтеру казались лишними, потому что он рассматривал концерт как некое музыкальное действие, а не демонстрацию себя, любимого. Именно восприятие концерта как своего бенефиса служит поводом для многих пианистов играть бисы.

Осуждать тут не за что, особенно если человек хорошо играет :), просто тут грань высшего порядка между Рихтером и "нормальным" концертантом. К тому же, ощущение власти над публикой, если возник контакт, - это такой наркотик, зависимость от которого возникает мгновенно, а человек слаб.

P.S. Дорогая Кантилена, я рад видеть Вас независимо от своих настроений. Просто тот пост показался мне размытым по смыслу. А Рихтер - да, редко играл бисы, это всегда было нечаянной радостью. Кстати, вот подумал сейчас, что самые запомнившиеся его бисы были связаны с его недовольством своей игрой в концерте. Второй случай - 4 этюд, в котором он задел в скачках в конце не ту ноту, вернулся, и повторил в ярости чуть не вдвое быстрее :) Я подозреваю, что знаменитый ролик, снятый сверху, - это тот самый бис.

P.P.S. А чё за проблемы с трубой? - На каждую СОИ, как известно, есть свой асимметричный ответ.
« Последнее редактирование: Июль 19, 2012, 15:58:55 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #517 : Июль 23, 2012, 10:22:21 »
Коллеги !
Появилась серия скрябинских исполнений, которые можно обсудить:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6624.0

K.Igumnov
 3. Scriabin: Sonate-Fantasie, op.19 no.2, Andante
     Welte roll no.2063, rec.1910

A.Goldenveiser
 4. Scriabin: Mazurka, op.40 no.2
     Welte roll no.2081, rec.1910

L.Pouishnoff
 5. Scriabin: Desir, op.57 no.1
 6. Scriabin: Enigme, op.52 no.2
 7. Scriabin: Kresse Dansee, op.57 no.2
     Welte roll no.7580
 8. Scriabin: Poeme, op.32 no.1
     Welte roll no.7602

A.Sienkiewicz
 9. Scriabin: Piano Sonata no.9 op.68
10. Scriabin: Piano Sonata no.10 op.70
     (rec. ca 1926)

R.Etkin
11. Scriabin: Etude op.8 no.2
12. Scriabin: Etude op.8 no.12


Александру Сенкевичу я посвятил отдельный поток, потому что он оказался очень интересным пианистом и даже, кажется, скрябинистом, о котором было бы неплохо навести справки:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6632.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 591
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #518 : Июль 31, 2012, 13:58:30 »
Не знаю, куда это лучше написать.

Сегодня скончался Евгений Борисович Пастернак, старший сын Бориса Пастернака -замечательный исследователь творчества своего отца. Среди его довольно большого наследия - воспоминания о Пастернаке. Есть среди них и лекция "Скрябин и Пастернак" (1975 г.), которую можно послушать здесь:
http://svidetel.su/audio/780


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #519 : Июль 31, 2012, 14:14:53 »
Не знаю, куда это лучше написать.

Самое место, Максим, спасибо за информацию !
Значит, сегодня старший сын Пастернака скончался .....
Сожалею.
Легендарное имя. Трудно жить с такими именами, которые ко многому обязывают.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #520 : Август 13, 2012, 14:55:04 »
А не знает ли кто трагического исполнения 3 сонаты? - Чтобы не лирика, а отчаяние в первой части и полная потеря надежды и крах в финале? Но без надрыва и тяжеловесных звучаний.
Когда-то так играл Станислав Нейгауз в БЗК. Я, конечно, могу помнить неадекватно, поскольку тогда я впервые услышал 3 сонату, и увидел ноты только год спустя, но запомнилась именно такой.
Мне претят расслабленные возгласы в первой части - сразу возникает ощущение бессилия.
Простите, Александр Николаевич.

Ну если он "простил" Софроницкого, то вас уж точно простит :)) Кстати, ведь именно у Софроницкого была самая, пожалуй, мощная психологическая установка на трагизм, но не только в 3-й сонате и не только в Скрябине, но и вообще. Я лично не вижу в 3-й сонате как такового трагизма - там сполна героики, драматических коллизий, борений, всякой дьявольщины и т.п., но нет особых трагедий. Глубоко трагической и даже самой трагической у Скрябина, хотя при этом и героической и драматической, я считаю 1-ю сонату, и не только потому, что в ней имеется такая знаковая вещь, как похоронный марш: и в 1-й части тоже имеются моменты обречённости, и в глубоко скорбной 2-й части, и в беспросветно мрачной мятущейся третьей, заканчивающейся катастрофой, не говоря уже о подытоживающем все её события похоронном марше. Вот она преимущественно трагична, хотя в 1-й части много моментов просветления, лирики, и наряду с трагическими в 1-й части имеются также вполне жизнеутверждающие моменты и кульминации.
Мне кажется, адекватнее всех 3-ю сонату играет Сергей Кузнецов - уж сколько я ни слушал, а лучше ничего мне так и не попалось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Clair

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #521 : Август 13, 2012, 15:16:56 »
Я в ветке,посвященной С.Кузнецову, прочитала Ваш отзыв о 3-й сонате и послушала тогда.мне показалось,что лирическое,так глубоко свойственное натуре С.Кузнецова(у меня такое впечатление)перевешивает то,что хотелось бы услышать в сонате и в Скрябине, в целом-даже не знаю,как это назвать-какой-то фантастический прорыв что ли-не уверена,что правильно подобрала слова,потом,может,придут правильные.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #522 : Ноябрь 27, 2012, 01:45:43 »
http://youtu.be/NslJP20JWWU

Гении. Александр Скрябин

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #523 : Декабрь 01, 2012, 14:35:59 »
http://youtu.be/NslJP20JWWU

Гении. Александр Скрябин

Я немножко послушал, но это всего лишь аккуратное и даже немного занудное изложение биографии Скрябина с младенчества и до ухода из жизни. Мне кажется, что нечто самое важное как раз и не было раскрыто в данной программе. Я допускаю, что Кончаловский этого просто не понимает в силу приземлённости своего мышления.
Конечно, на безрыбье и рак рыба или как там ещё - дарёному коню в зубы не смотрят, но передача очень поверхностная.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #524 : Декабрь 01, 2012, 19:17:44 »
Конечно, на безрыбье и рак рыба или как там ещё - дарёному коню в зубы не смотрят, но передача очень поверхностная.

Зато в этом фильме фигурируют все наши дорогие скрябинисты - Воскресенский, Любимов, А. Скрябин, Рубцова и др. Приятно было их всех увидеть :))