Автор Тема: Беат Фуррер \ Beat Furrer (р.1954, Швейцария), австрийский композитор (Вена)  (Прочитано 5545 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Беат Фуррер (нем. Beat Furrer, 6 декабря 1954, Шаффхаузен) – австрийский композитор и дирижер швейцарского происхождения.
В 1975 переселился в Вену, обучался композиции у Романа Хаубенштока-Рамати, дирижированию – у Отмара Зуйтнера. В 1985 году организовал ансамбль Klangforum Wien, которым руководил до 1992. Преподавал композицию в Граце и Франкфурте.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D1%80%D0%B5%D1%80,_%D0%91%D0%B5%D0%B0%D1%82

Избранные произведения (по ноябрь 2012):

Poemas для меццо-сопрано, гитары, фортепиано и маримбы на стихи Пабло Неруды (1984)
Струнный квартет №1 (1984)
Трио для флейты, саксофона и кларнета (1985)
Voicelessness. The snow has no voice для фортепиано (1986)
Струнный квартет №2 (1988)
Ultimi cori для хора и ударных (1988)
Слепые/ Die Blinden, опера, либретто по произведениям Метерлинка, Платона, Гёльдерлина, Рембо (1989)
Studie - Übermalung для большого оркестра (1990)
à un moment de terre perdu для ансамбля (1990)
Face de la Chaleur для флейты и оркестра (1991)
Нарцисс/ Narcissus, опера по Метаморфозам Овидия (1994)
nuun, концерт для 2 фортепиано и оркестра (1996)
Psalm, для 8 голосов a cappella (1997)
a due для альта и фортепиано (1997)
Stimme – allein для баритона на текст Георга Бюхнера (1997)
spur для фортепиано и струнного квартета (1998)
Соло для виолончели (1999)
Квартет для 4 перкуссионистов (1999)
Вожделение/ Begehren, опера, либретто автора по произведениям Вергилия, Овидия, Чезаре Павезе (концертное исполнение – 2001, сценическое – 2003)
Книги Орфея/ Orpheus′ Bücher для хора и оркестра на тексты Вергилия, Овидия, Чезаре Павезе (2001)
Phasma для фортепиано соло (2002)
Invocation, опера, либретто Ильмы Ракузы по произведениям Маргерит Дюрас, Овидия, Чезаре Павезе, Гюнтера Айха (2003)
Струнный квартет №3 (2004)
FAMA, монодрама для звукового театра на тексты Овидия и Артура Шницлера (2005)
Phaos для оркестра (2006)
Ночные песни/ canti notturni для 2 сопрано и оркестра на тексты Карло Эмилио Гадды (2006)
antichesis для 14 струнных (2006)
Лотофаги/ lotófagos для сопрано и контрабаса на стихи Хосе Анхеля Валенте (2006)
enigma для смешанного хора a capella на текст Леонардо да Винчи (2006)
Концерт для фортепиано и оркестра (2007)
Фрагменты будущей книги/ fragmentos de un libro futuro для сопрано и квартета гитар на стихи Хосе Анхеля Валенте (2007)
lotófagos II для двух голосов, септета и электроники (2008)
Xenos для ансамбля (2008)
Книга пустынь/ Wüstenbuch, опера по произведениям Ингеборг Бахман и Яна Ассмана, премьерная постановка - Кристоф Марталер, Базельский театр (2010, [1])
Apon для оркестра и чтеца, на текст Клауса Хендля (2009)
Xenos II для ансамбля и чтеца (2009)
Xenos III для двух перкуссий и струнных (2010)
Штудии для фортепиано/ Studie für Klavier (2011)
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2012, 16:42:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
19:00 27 ноября 2012 г.
Камерный зал ММДМ

Беат Фуррер – композитор и дирижер

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)
Дирижер - Беат ФУРРЕР (Швейцария)

Солисты:

Наталия Пшеничникова, голос
Владислав Песин, скрипка
Михаил Дубов, фортепиано
Иван Бушуев, флейта

В программе:

Беат Фуррер         

1 отделение

Xenos для ансамбля (2008), российская премьера (Xenos I)
Lied для скрипки и фортепиано (1993)
presto для флейты и фортепиано (1997)

2 отделение

recitativo для голоса и ансамбля из оперы (монодрамы) "FAMA" (2004), российская премьера
still для ансамбля (1998)
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2012, 16:40:13 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Побывал вчера на этом концерте, который провели собранно и компактно, не растягивая и не загромождая его программу (в 21-00 все уже дружно выпорхнули из Камерного зала, который был на удивление хорошо заполнен - примерно наполовину). Что неудивительно, в зале была, в основном, молодёжь, падкая на подобного рода эксклюзивы, в т.ч. молодые радикал-музыканты, но что любопытно, публика была местами весьма необычная: например, литераторы, психологи, студенты медицинских ВУЗов, которые перед началом и в перерыве обсуждали сумасшедших с разными диагнозами, которых им демонстрировали на учебных практических занятиях :)). В общем, контингент специфический.
Дирижировал сам автор (камерные номера были исполнены нашими музыкантами в его присутствии в зале).
Было 2 оркестровых номера, 2 камерных и 1 для оркестра с [условным] вокалом (речитатив из оперы (монодрамы) Фуррера "FAMA" для голоса и ансамбля по новелле Шницлера "Fraulein Else").
Самым интересным был, пожалуй, "вокальный" с оркестром - пишу термин в кавычках, потому что называть услышанное этим словом язык не поворачивается ! :)) Это было нечто для драматического актёра с элементами вокала в сопровождении оркестра.
И тем не менее, этот номер был самым интересным в программе: оркестр своим звучанием символизировал некое пограничное состояние персонажа (женщины, бредящей о своём счастливом будущем, которого она чересчур страстно желает), и на фоне оркестра шёл возбуждённый монолог с элементами мистики и сюрреализма. Звуками живописалось нечто вроде шизофрении, но я должен сказать, что это было талантливо и даже захватывало. Опять же это больше похоже на звуковую иллюстрацию, на острую психологическую зарисовку, нежели на "музыку", но, тем не менее, как ТЕАТРАЛЬНОЕ действо это было эффектно:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6939.msg98088#msg98088

Историческая справочка:
-------------------------------------------------------
Фрейлейн Эльзе [Fraulein Else]

Новелла (1924) А. Шницлера. Действие происходит в летней гостинице под Веной. Заглавная героиня, дочь адвоката, которому грозит тюремное заключение за растрату вверенных ему клиентами денег, оказывается перед выбором между дочерним долгом и сохранением девичьей чести: проживающий в той же гостинице антиквар фон Дорсдей, старый друг семьи и деловой партнер отца, согласился выручить последнего из беды при условии, что героиня покажется ему в обнаженном виде. После мучительных нравственных колебаний, отраженных во внутренних монологах, которые составляют большую часть новеллы, Эльзе раздевается перед Дорсдеем посреди многолюдного фойе и падает в обморок. В финале героиня делает еще один, на этот раз последний выбор: она принимает смертельную дозу снотворного.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Beat Furrer
« Ответ #3 : Декабрь 03, 2012, 16:29:37 »
Ну вот, опубликована моя статья о состоявшемся на прошлой неделе концерте из произведений Беата Фуррера. Дирижировал автор.
Статью можно прочитать по ссылке, а здесь я приведу ключевые тезисы, выделенные редакторами сайта.

----------------------------

Авторский вечер Беата Фуррера в Москве

Валентин Предлогов, 03.12.2012

http://www.belcanto.ru/12120303.html

тезисы:
--------------------
... самым интересным был, пожалуй, прозвучавший в начале второго отделения «вокальный» номер с оркестром: я заключаю этот термин в кавычки, потому что назвать услышанное данным словом язык не поворачивается! Это было нечто для драматического актёра с элементами вокала в сопровождении оркестра ...
... звуками живописалось нечто вроде шизофрении, но это было талантливо и даже захватывало ...
... самым ярким произведением московского авторского вечера стал «речитатив» (recitativo) из оперы (вернее, монодрамы) «FAMA», который, однако, прозвучал не на немецком языке, а в переводе на русский ...
... при исполнении перевода необходимо принимать во внимание степень экспрессии и большую или меньшую  тембровую жёсткость оригинального языка. Как мне показалось, в этом отношении вокалистка (она же и переводчица текста) Наталия Пшеничникова оказалась не на высоте своей задачи: немецкий язык является гораздо более жёстким и экспрессивным, он допускает гораздо более «варварские» интонации и оттенки звучания, чем намного более напевный русский, в результате чего речитатив уж слишком сильно «обрусел» в такой подаче и потерял значительную часть своей первобытной экспрессии ...
... концерт не был перегружен произведениями, несмотря на присутствие композитора, который, конечно, желал бы показать гораздо большее количество своих композиций, нежели было предъявлено в действительности. По всей видимости, и наши музыканты, и сам Фуррер руководствовались мудрым принципом «лучше меньше, да лучше» ...
... те, кто знаком с партитурным письмом и хоть одним глазком глянул в партитуру «FAMA», сразу поняли бы, что точное выполнение авторских указаний требует громадной и тщательной подготовительной работы. Играть такие вещи «с листа» просто немыслимо ...
... охотно верю, что если слушать такие произведения впервые, а тем более, не имея опыта слушательского взаимодействия с подобными вещами, то невольно складывается ощущение полной звуковой анархии. Однако это ощущение обманчиво! Фуррер не оставил даже намёка на какой-либо произвол, все его намерения строго детерминированы ...
... что композитор великолепно и весьма детально знаком не только со штатными, что само собой разумеется, но с самыми диковинными способами использования стандартных музыкальных инструментов, абсолютно ясно: игра в запредельно высоком регистре и флажолеты струнных, всевозможные виды «сопения» и «фырканья» духовых, глиссандо на всех инструментах, игра ладонями на ксилофоне и тому подобное — всё это в избытке наличествует в его партитурах ...
... сам композитор внешне лишён даже намёка на какую-либо исключительность, а тем более, менторство: внешне это совершенно обычный и вполне нормальный человек небогемного облика ...
... в зале сидели литераторы, психологи, студенты медицинских вузов и представители прочих подобного рода профессий, которые не назовёшь «обычными». Я слышал, как перед началом, в перерыве и по окончании концерта студенты обсуждали проблемы психологии, а также сумасшедших с различными диагнозами, которых им демонстрировали на учебных практических занятиях. В общем, контингент весьма специфический ...
... Пожалуй, я охарактеризовал бы Беата Фуррера как тончайшего мастера искусства звука, имеющего свои фонические предпочтения и виртуозно владеющего изощрённым партитурным письмом, но полностью расставшегося с музыкальными принципами исторического прошлого и балансирующего, добро что с использованием музыкальных инструментов, на грани музыки и немузыки, что удачно подходит для передачи тех пограничных психических состояний, которые находят отражение в его композициях ...

(полностью читать по ссылке)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица