Автор Тема: Альфред Брендель (р.1931), австрийский и британский пианист  (Прочитано 9803 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sergey

  • Гость
... независимо от его высказываний по поводу того или иного артиста или явления искусства, я никогда не мог понять, на чём держится репутация Бренделя. На мой взгляд, это какая-то серая мышь: звук блёклый, интерпретации учебно-академичные, в исполнении нет блеска - ни технического, ни интеллектуального, - а скукой просто веет даже от его портретов, не говоря уже об игре.

Некоторое время назад у меня один из посетителей спросил, почему на форуме нет потока, посвящённого Бренделю, в ответ на что я тут же предложил вопрошающему этот поток завести, а он моментально отказался. Дескать, пусть лучше я - модератор - его заведу. А как я его могу завести, если я даже не знаю, о чём там говорить ? Ни одна из интерпретаций Бренделя не вызвала моего интереса, да и пищи для размышлений и обсуждений я в его игре не почерпнул, так о чём же я буду разглагольствовать ? О нет, я не против, пусть желающие заводят и обсуждают, тем более, что дискография его известна и записи имеются, но я лично при виде этого имени, встречаемого в интернете, всякий раз становлюсь в тупик - о чём говорить-то ?

Собственно, его мнение о рихтеровском Шуберте в частности особо ничем не отличается от мнения о Рихтере вообще как таковом некоторых других исполнителей средней руки


Очень просто и очень точно сказано о Бренделе! Абсолютно пустое место!
Спасибо за оценку! :).
Помню после его концерта  с шубертовской программой в Колонном зале Л.Н. Власенко просто недоумевал - "Что это вообще такое?... Откуда такая раскрутка, зачем такой примитив и мертвечину возводить в ранг абсолюта???"

... судя по всему, Брендель - это примерно то же, что и Гаврилов ! Стоит ли обращать внимание на него ? Просто ещё одно закомплексованное существо, а таких на Земле гораздо больше, чем талантов, и уж конечно больше, чем гениев.

Слова об "ужасах" русской школы, убивающей плоть и душу, я слышу не впервой. Что тут сказать ? Видимо, у кого-то русская школа не помещается в голове, но она (школа) по этому поводу не очень переживает. Кроме того, это довольно широкое понятие, и, к примеру, Рихтер гораздо менее типичен именно для русской школы - он стал явлением более широкого порядка. Как-то раз мы уже рассуждали об этом, и я даже где-то высказался в том духе, что по своей творческой и технической конституции Рихтер гораздо больше напоминает ученика Гольденвейзера, нежели Нейгауза. Нейгауз, однако, оказался достаточно разносторонней личностью, чтобы вместить в себя и такой поворот дела и суметь стать учителем даже для такого необычного ученика.

Да, кому-то рихтеровский подход мог казаться "умерщвлением плоти и души" и т.п., но это лишь говорит о зашоренности этих оценщиков - они не могут смириться с тем, что существует другой способ мышления.

Ну что ж, их способ мышления ограничен, и мы должны это принять как данность и не переживать по этому поводу, вот и всё.

:)) Юрий, судя по всему, Брендель - это примерно то же, что и Гаврилов !...

Что за чепуха?! Брендель - один из самых выдающихся пианистов второй половины 20-го века. Оценивать качество его игры по его высказываниям о Рихтере, которые Юрий взял неизвестно из каких источников - из каких-то частных разговоров...Мало ли кто что слышал и рассказывал.

Возможно, Брендель действительно прохладно относится к Рихтеру. Есть такая книжка "The Veil of Order: Conversations with Martin Meyer: Alfred Brendel in Conversation with Martin Meyer" - см. её описание на Амазоне - тут. Сам я её не читал, но вот как рассказывал на форуме Классика форумлянин с ником A-Lex о высказываниях Бренделя, содержащихся в этой книге :
Цитировать
взгляд "снизу вверх" на тех своих знаменитых предшественников, которыми он действительно восхищался. Самые дорогие имена из пианистов - Эдвин Фишер, в игре которого, несмотря на все технические погрешности, он восхищался умением играть разные ноты "так как произносятся разные гласные"; Корто и Кемпфф, "превращавший в поэзию всё за что бы он ни брался". Шнабель цитируется как важный опыт, хотя о нём он высказывается всегда критически. К Гульду отношение резко отрицательное (не в последнюю очередь из-за отношения самого Гульда к идолу Бренделя - Моцарту): "His way of treating the music was to me exactly what an interpreter should not do. It tries to be original at the expense of the composer and it contradicts the composer's wishes."

 К Рихтеру... э-э... (Regards уже уехал? Можно?) Брендель равнодушен, так как "Рихтер дал ясно понять, что он играет лишь то, что написано в нотах". Много больше чем пианистами он восхищается дирижёрами - Фуртвенглер и Вальтер выделяются на фоне длинного списка ключевых музыкальных влияний.
(источник - здесь)

Мне же сама идея оценивать кого-либо из артистов по его отношению к Рихтеру - представляется весьма сомнительной, на мой взгляд.
Можно вспомнить, что, например, ненавистный Предлогову Глен Гульд очень высоко отзывался о Рихтере и об исполнении Рихтером сонат Шуберта. Помните (привожу по-памяти) он рассказывал, как попал в Москве в 1957 г. на концерт Рихтера, где должен был исполняться весьма нелюбимый им Шуберт. Как приготовился скучать, когда услышал, что Рихтер начал сонату медленнее, чем все, кого он до этого слышал. И как был захвачен рихтеровским исполнением, не заметив, как пролетело время.
Вообще, надо сказать, что Гульд, несмотря на все его "закидоны", по-видимому, был удивительно умным и незашоренным человеком. Кстати, насколько мне известно, Гульд и об исполнении Бренделем Моцарта высказался одобрительно, несмотря на его отрицательное отношение к себе.

Цитата: Predlogoff
Некоторое время назад у меня один из посетителей спросил, почему на форуме нет потока, посвящённого Бренделю, в ответ на что я тут же предложил вопрошающему этот поток завести, а он моментально отказался. Дескать, пусть лучше я - модератор - его заведу. А как я его могу завести, если я даже не знаю, о чём там говорить ?
Для желающих почитать что-либо о Бренделе могу рекомендовать для начала статью о нем из известного справочника Григорьева и Платека "Современные пианисты" - см. текст статьи о Бренделе - здесь. Приведу только одну цитату оттуда:
Цитировать
Как-то исподволь, без сенсаций и рекламного шума, Альфред Брендль к середине 70-х годов выдвинулся в первые ряды мастеров современного пианизма. Его имя еще недавно называли вместе с именами сверстников и соучеников - И. Демуса, П. Бадура-Скоды, И. Хеблер; сегодня его чаще можно встретить в сочетании с именами таких корифеев, как Кемпф, Рихтер или Гилельс.

Еще рекомендую интервью с Бренделем, данное им известному питерскому музыковеду и критику Михаилу Бялику - см. тут. Вот что пишет критик о Бренделе в преамбуле к интервью:
Цитировать
Его искусство, как и его личность, как и написанные им книжки – впечатляют своей открытостью и гармоничностью. В его музицировании свежесть и полнота чувств соединяются с мощью анализирующего и синтезирующего разума....
.........

Весной 1988 вода Брендель впервые приехал в нашу страну, и в Питере, в Большом зале Филармонии, как и в Москве, играл только Шуберта – то был смелый поступок: ведь сонаты великого австрийца не принадлежат и сочинениям популярным или легким. Брендель, как следует и из публикуемой беседы, видит в приближении людей к «сонатному» Шуберту свою миссию. Игра пианиста, редкостно естественная и благородная, осуществлению этой миссии в немалой мере способствовала.

И вот, спустя одиннадцать лет Брендель снова на невских березах. В рамках фестиваля Звезды белых ночей» он исполнил с Гергиевым и оркестром Мариинскоео театра Пятый концерт Бетховена и дал в Филармонии клавирабенд с программой, включавшей сочинения Гайдна (Соната ми минор), Шуберта (Соната ля мажор, одна из трех, сочиненных композитором за несколько дней до кончины) и Моцарта (фантазия до минор, Рондо ля минор и Соната ля мажор с Rondo alla Turca). Его мастерство по-прежнему безукоризненно, дивной красоты звук расцвечен тысячью оттенков, поразительная органичность высказывания делает убедительной трактовку, расходящуюся с общепринятой (как было с Сонатой Гайдна).

Это – игра истинно аристократическая, отмеченная идеальным чувством меры и возвышенным вкусом. И все же, слушая Сонату Шуберта исполненную трепетно-взволнованно, я, как обычно, вспоминал и интерпретации ее другими концертантами и должен был себе признаться, что трагедийное, переворачивавшее душу прочтение ее Рихтером, Афанасьевым мне ближе. Наслаждаясь лаконичностью и совершенством превосходно воссозданных моцартовских звуковых конструкций, я вдруг ощутил, что мне немного скучно. В бетховенском концерте лиризм, как показалось, неоправданно пересилил драматизм и монументальность. Но, может, виноват не Артист, виноваты я, мы и наше бытие? Его искусство комфортно, проникнуто внутренним покоем, а мы, мятежные, просим бури.

О Бренделе можно также почитать посвященные ему темы на форуме Классика. Все сразу я не могу найти, да и времени у меня для этого просто нет, но вот к примеру одна из них:
"К нам едет Брендель!" - см. здесь

О своем отношении к Бренделю я, как раз в этом потоке, писал следующее:
Цитировать
Когда в 1990-х гг. появилась возможность свободно покупать записи западных фирм (раньше, в советские времена, пластинки западных фирм приходилось либо втридорога покупать у спекулянтов, либо надеяться, что интересующую тебя запись выпустит по лицензии фирма "Мелодия") это привело (по крайней мере, у меня) к определенной переоценке "ценностей". Были как открытия, так и разочарования.

Помню, например, как накупил большое количество дисков с Караяном, и был страшно разочарован. Дирижер, так нравившийся мне на тех пиратских, лицензионных и немногочисленных фирменных грампластинках, что были в моей фонотеке, на многих из купленных компактов неожиданно разочаровал. Причем, что удивительно, некоторые из них повторяли записи, ранее выпущенные на пластинках, у меня имевшихся, например 5-я и 8-я симфонии Бетховена. Выяснилось, что одна и та же запись, "зажигавшая" своей энергетикой на пластинках, на компактах кажется неинтересной.

Но оставим в стороне Караяна и соотношение пластинка - компакт, это совсем другая тема. Здесь же хочу написать, что помимо разочарований, были и открытия. Вот к числу последних как раз относится Альфред Брендель. Не знаю точно, выходили ли его записи в советские времена у нас на пластинках, кажется все-таки, что - нет. По крайней мере, в моей фонотеке таковых нет. Не было в ней и фирменных пластинок с Бренделем. Конечно имя этого пианиста было мне, что называется, ведомо.

Знал я и том, что согласно данным опроса, проведенного в 80-х гг. каким-то из западных музыкальных журналов (сейчас уже и не помню – каким) среди ведущих музыкальных критиков на предмет того, кто по их мнению самый лучший пианист современности (из живущих), на первом месте оказался Маурицио Поллини, на втором – Альфред Брендель, а Святослав Рихтер – на третьем.

Конечно, все подобные опросы – полное …..(между прочим, как и таковые на нашем форуме), однако каким-то показателем авторитетности Бренделя они всё же могли служить. Поэтому, когда в середине 1980-х гг я увидел на афише Колонного зала имя Бренделя - немедленно купил билет. Можно вспомнить еще такой забавный факт - имя Бренделя тогда до такой степени было малоизвестным, что первоначально его единственный концерт был объявлен в так называемом Октябрьском зале.

Для молодежи наверное нужно пояснить, что это был небольшой зал в том же здании Дома Союзов вместимостью примерно с Малый зал консерватории. Только неожиданно большое число желающих купить билет вынудило деятелей из Госконцерта перенести выступление Бренделя их Октябрьского в Колонный зал. Помню, что программа единственного концерта Бренделя в Москве состояла целиком из сонат Шуберта. Но вот какие именно то были сонаты, уже не вспомню. Возможно по той причине, что тогда на меня его исполнение большого впечатления не произвело. Помню также, что и сам звук "его" рояля также не впечатлил. А для меня, между прочим, вопрос "звука" в оценке пианиста является во многом определяющим: есть у пианиста "звук", значит есть Пианист, нет "звука" – нет и пианиста, как бы быстро последний при этом не "бегал" по клавишам

Однако же когда появилась возможность покупать диски, я все же купил "на пробу" несколько дисков Бренделя. Это были диски с концертами Моцарта и Листа, сонатами Гайдна и Бетховена. И вот тут-то, по крайней мере, для меня и произошла вышеупомянутая переоценка ценностей. Оказалось, что это замечательный пианист, глубокий и философичный в своих трактовках. Оказалось, что недаром на Западе он считается выдающимся интерпретатором Гайдна, Моцарта, Шуберта, Брамса и Листа и не зря его часто называют философом фортепьяно. Да и со "звуком" (по крайней мере, в записях) у него все в порядке.

Мне особенно нравится Брендель в гайдновских сонатах. Достаточно послушать, например, сонаты: ми минор Hob. XVI:34, соль мажор Hob. XVI:40, ре мажор Hob. XVI:42, ми-бемоль мажор XVI:52, записи которых вошли в один из томов серии «Great Pianists of the 20 Century», выпущенной фирмой "Philips" в 1999-2000 гг.

Кстати, можно напомнить, в порядке информации к размышлению, что в известную серию компакт-дисков «Great Pianists of the 20 Century», состоящую из 100 двухдисковых альбомов (томов), вошли записи 72-х пианистов. При этом 16 пианистов представлены двумя томами и только 7 – тремя. В эту семерку наряду с Клаудио Аррау, Эмилем Гилельсом, Владимиром Горовицем, Вильгельмом Кемпфом, Артуром Рубинштейном и Святославом Рихтером вошел и Альфред Брендель.
Кстати, для желающих ознакомиться с искусством Бренделя рекомендую послушать в первую очередь все его три альбома из филипсовской серии "Выдающиеся пианисты 20-го века". Должен также сказать, что когда спустя 20 лет - в 2008 г. Брендель вновь приезжал в Москву в рамках его прощального турне, я смог убедиться, побывав на его концерте в БЗК, что не только в записях у него со звуком "все в порядке".

Возможно, в первый его приезд в 1988 г. в Москву, когда он выступал в Колонном зале, это был просто не самый удачный его концерт, либо на впечатлении от звука сказалась непривычная для меня акустика Колонного зала. По крайней мере, в этом зале я тогда кажется чуть ли не единственный раз в жизни слушал сольный концерт пианиста.
« Последнее редактирование: Сентябрь 13, 2016, 16:58:15 от Admin »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)) Юрий, судя по всему, Брендель - это примерно то же, что и Гаврилов !...

Что за чепуха?! Брендель - один из самых выдающихся пианистов второй половины 20-го века. Оценивать качество его игры по его высказываниям о Рихтере

А причём тут Рихтер ? Моё мнение о Бренделе сформировалось много лет назад, а здесь просто к слову пришлось, вот и всё. В свою очередь считаю чепухой высказывание о Бренделе как о "выдающемся пианисте ХХ века". Вы его ещё Шнабелю уподобьте или Рахманинову.
Смешно просто.
И эти детские восторги на "Классике": "К нам едет Брендель !" Да мало ли кто к нам едет ?
В подтверждение моей независимости могу отметить, что я терпеть не могу и считаю настоящим злом исполнительство Г.Гульда, и никакие его самые восторженные слова о Рихтере не заставят меня отнестись к его записям по-другому. То же самое и с Бренделем: что бы он там ни наговорил о Рихтере, не имеет для меня никакого значения, когда заходит речь о бренделевской игре.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн anser

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Только то, что было и никакой оценки:

В программе того концерта в Колонном зале были:
Соната c-moll - в первом отделении,
Соната B-dur - во втором отделении (может ещё что...).

После первого отделения некоторое количество слушателей (среди них, по крайней мере, три профессора консерватории, это точно) встретились в гардеробе и тихонько удалилась. :'( Потому и не осталось в памяти - что же ещё было в программе второго отделения (может и ничего больше).

Sergey

  • Гость
Только то, что было и никакой оценки:

В программе того концерта в Колонном зале были:
Соната c-moll - в первом отделении,
Соната B-dur - во втором отделении (может ещё что...).

После первого отделения некоторое количество слушателей (среди них, по крайней мере, три профессора консерватории, это точно) встретились в гардеробе и тихонько удалилась. :'( Потому и не осталось в памяти - что же ещё было в программе второго отделения (может и ничего больше).
Ну вот видите, вы запомнили программу того концерта 1988 г., а я - нет. Я конечно не профессор консерватории (и вообще не музыкант), но и мне тогда его исполнение сонат Шуберта "не показалось", как я и написал в своем сообщении. Правда я вот что-то тогда не углядел, чтобы зал, вообще-то полностью заполненный на том концерте (был, что называется. аншлаг и лишние билеты спрашивали еще на выходе из метро), ко второму отделению зиял прогалинами - вот не помню такого. Так что, если кто-то и уходил - этот уход не был заметным и массовым, каким он, например, был в 1970-х после первого отделения концерта Шуры Черкасского в БЗК.
А вот спустя 20 лет уже было совсем по-другому. Я вообще лично для себя в 21-м веке выделяю два концерта двух пианистов, оставивших неизгладимое впечатление. Первый - это концерт в БЗК в феврале 2003 г. Михаила Плетнева, когда он играл Большую сонату Чайковского - в первом отделении и Лирические пьесы Грига во втором. А второй - в ноябре 2008 г., когда в БЗК Брендель играл в первом отделении вариации фа-минор Гадна,  15-ю сонату (фа-мажор) Моцарта, 13-ю сонату Бетховена (ми-бемоль мажор), а во втором - 21-ю сонату Шуберта (си-бемоль мажор). На бис были сыграны: Бетховен. Багатель №4 соч. 33 ля мажор; Лист "На Валленштадтском озере"; Бах -Бузони Хоральная прелюдия соль минор и в заключении -  Экспромт Шуберта соль бемоль мажор.
Вот что тогда на форуме "Классика" о концерте писал известный пианист Андрей Коробейников:
Цитировать
Потрясающе было.

Гениальная 13я соната Бетховена. Абсолютно....
Моцарт. 2я 3я часть особенно почему-то в меня легли... Тема Гайдна до сих пор в ушах.. главное не ожидал от него ТАКОЙ эмоциональности.. все-таки записи у него другие..

Когда на бис были Бах и Шуберт - забыл где нахожусь и как меня зовут..... Великий Музыкант.
Не могу ничего сказать за всех профессоров МК, но по крайней мере один из них, пишущий иногда и на нашем форуме (под ником Мюльбах) также отзывался весьма положительно.
Цитата: Muehlbach
Очень трудно бывает понять, чего во впечатлении от концерта больше - исполнителя или слушателя (то есть насколько впечатление обусловлена состоянием того, кто музыку воспринимает - встал ли он с той ноги, чем он до концерта занимался ну и пр.)

Это я к тому, что слушал Бренделя сегодня во второй раз с этой программой (был летом в Питере). И впечатления несколько отличаются. Брендель, конечно, величина! И действительно, он "живьем" по-иному воспринимается, нежели в записях. Когда в зале слушаешь, то академизм его гораздо меньше заметен. А в Питере я его вообще никак не почувствовал.

В Гайдне сегодня очень понравилось музыкальное движение в начале - этакое чуть-чуть "наступание" себе на пятки. От этого музыка замечательно вперед катится. Летом, насколько помню, такого ощущения не было. А потом пианист как-то чуть всё "осадил" и на мой вкус "охолодил". Что касается Моцарта, то почему-то у меня внимание начало теряться - то ли от несколько однообразной динамики, то ли от педали, которая пласты все полифонические как-то сгладила. А может и сам я виноват.

Бетховен гораздо ярче, интереснее и тоньше, на мой взгляд, прозвучал, чем Моцарт. Много всего услышано, и по новому. Увы невольно сравнивал с выступлением в Питере. Там я прямо-таки потрясен был исполнением - весельем, юмором, живостью! Нынешний Бетховен - более корректен. Но, повторяю, очень-очень здорово.

Шуберт - замечательный, но помня совершенно невероятное потрясение от летнего исполнения в Питере, все-таки с каким-то легким налетем академичности (особенно в скерцо и финале). Помню, что тогда, летом, было ощущение какой-то природной первозданности, что ли. Как будто музыка эта прямо на глазах. непредсказуемо возникает. Брендель чувствовал себя свободнее, был эмоциональнее. Все слышалось и чувствовалось острее. Он явно вошел "в резонанс со звездами", или уж не знаю с какими горними силами:-) Первые две части Шуберта просто тогда душу перевернули и по-другому на мир посмотреть заставили - не в тот момент, а вообще, ткскзть "по жизни".

Вообще, тогда летом в Питере был для меня один из самых ярких концертов из всех, на которых я когда-либо бывал, а я много кого слушал, с 70-х годов начиная. А нынешний концерт - просто очень хороший, прекрасный концерт.

Уж не знаю, может быть потому я так воспринял сегодня Бренделя, что второй раз его с этой программой услышал, или как-то неудачно "карты легли" и "звезды расположились"... А может быть, что и устал пианист от этой программы. Слышал я, что он очень много в последнее время играет - чуть ли не раз в 3-5 дней. И потому сам остыл, стерлась острота в подходе к этой музыке. Ведь полгода прошло с летнего исполнения той же программы.

Но, разумеется, концерт прослушанный - большая редкость и удача. И пианист Брендель - выдающаяся фигура в исполнительском искусстве
.


Впрочем могу дать ссылку на весь поток "Концерт Бренделя 14 ноября" на форуме Классика, где можно прочитать как эти, так и другие отзывы  - см. здесь .

P.S.
Вы его ещё Шнабелю уподобьте или Рахманинову....
Во избежание всяческих недоразумений спешу сообщить, что никого не собираюсь уподоблять Рахманинову - даже Рихтера.

« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2012, 23:38:08 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот что тогда на форуме "Классика" о концерте писал известный пианист Андрей Коробейников:
Цитировать
Потрясающе было.

Гениальная 13я соната Бетховена. Абсолютно....
Моцарт. 2я 3я часть особенно почему-то в меня легли... Тема Гайдна до сих пор в ушах.. главное не ожидал от него ТАКОЙ эмоциональности.. все-таки записи у него другие..

Когда на бис были Бах и Шуберт - забыл где нахожусь и как меня зовут..... Великий Музыкант.

О-оооооооо ! Коробейников ! Ну конечно - он восхвалял Бренделя, потому что у него весьма схожие недостатки. И вообще, я не понимаю, зачем здесь обсуждать Бренделя, если можно завести специальный поток и там его восхвалять ? Я уже который раз пытаюсь кого-нибудь побудить завести о нём поток, и не понимаю, почему все отказываются ? Уж не в том ли причина, что никто не уверен в значительности его достижений ?
Придётся мне самому породить эту тему чуть позже из имеющегося здесь материала.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Я ту же программу, что и Коробейников, слышал в СПб в июне 2008 года в зале Мариинского театра. Могу подтвердить, что это был выдающийся концерт. Это было необычайно тонко, умно, естественно и живо. В 1999 году я Бренделя слышал тоже, и тогда он мне показался скучным, усталым и каким-то бесплодным, что ли. Поэтому в 2008 году я ничего хорошего не ждал и был удивлен: как будто он не постарел, а помолодел на 10 лет (это было его прощальное турне). Правда, Шуберта слушать я побоялся, чтобы не испортить впечатление - B-durную сонату мне вообще крайне тяжело бывает слушать в чьем-либо исполнении, кроме Шнабеля.
В общем и целом, Брендель вовсе не пустое место. Он, конечно, не самая яркая фигура, но весьма достойный представитель своего поколения (наряду с талантливейшими Фридрихом Гульдой и Гезой Андой). Гигантом шубертовского исполнительства, каким его представляют, я все же не считаю.
Гигант - это Шнабель.  ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Он, конечно, не самая яркая фигура, но весьма достойный представитель своего поколения (наряду с талантливейшими Фридрихом Гульдой и Гезой Андой). Гигантом шубертовского исполнительства, каким его представляют, я все же не считаю

Такая умеренная оценка меня устраивает гораздо больше, чем апологетизация.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 637
Говорят, я вытащил из каких-то частных разговоров отзывы Бренделя о Рихтере, о характеристиках, высказанных в разговоре с тоже знаменитым "музыкантом XXI века" - г-ном Г (была статья с таким названием в "Известиях" периода развитого социализма). Приходится цитировать из его мерзкой книжки:

Однажды я разговаривал о Рихтере с одним знаменитым венским музыкантом, светлым, разумным человеком, родившимся еще в 19 веке. Он сказал мне следующее: «Прошу Вас, Андрей, не обижайтесь, но не только ваш Рихтер, почти все другие музыканты из ССCР – кадавры. То, что они делают с музыкой, нам дорого обойдется, так как кадавр обладает неистребимой силой, упорством, нечеловеческой выносливостью, хитростью и непременным желанием мирового господства – и все это при меpтвом содержании, но совершенной форме. Это убивает музыку».

Вам это ничего не напоминает? Только вот что-то с рождением в 19-м веке неувязочка выходит.

По-моему, достаточно послушать до минорную сонату Шуберта у этого венского классика или "Симфонические этюды". Вот уж "живая" музыка. Как человек не слышит себя со стороны? Но почему не слышат другие?
Можно подумать, что мое отношение к этим исполнениям формировалось под впечатлением от этих новых для меня антирихтеровских высказываний Бренделя. Диск этот у меня весьма давно. Тогда я даже о "Люцернской беседке" и прочем ничего не знал.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
А из чего следует, что "знаменитый венский музыкант" - именно Брендель?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А из чего следует, что "знаменитый венский музыкант" - именно Брендель?

Когда я прочитал эти слова Гаврилова, я задумался, на кого же он намекает ? Но тогда я не смог прийти к какому-либо выводу, потому что информации было мало. Вряд ли Брендель, родившийся в 1931 году, потянул бы на родившегося в XIX веке ! :) Другое дело, что это может быть понято фигурально, т.е. что Брендель не то чтобы физически родился в XIX веке, а якобы по складу своего характера является человеком XIX века в духовном аспекте - вообще-то, я понял Гаврилова именно так, т.е. метафорически: он же у нас такой философ. И ещё вдобавок писатель. Про заек.
Но Гаврилов тут тоже ни при чём: моё отношение к Бренделю сложилось так давно, ещё в ХХ веке, что вряд ли сможет испытать чьё-либо влияние и существенно измениться: ведь Брендель уже тогда творчески вполне высказался, и добавить ему особо нечего, если только сыграть лучше-хуже в зависимости от ситуации.
Ажиотаж 80-х гг. я могу объяснить только одним: тогдашним интересом нашей публики ко всему зарубежному, как будто оттуда невесть какие гении могли приехать. Да, кое-кто приезжал уже тогда, но я бы не сказал, что кроме ажиотажного интереса их приезд вызывал что-то ещё уже по результатам выступлений. А в наши дни подобный интерес к чему-либо забугорному уже изжит, и зарубежные артисты, приезжающие в Мск и СПб, уже не выглядят осве(-я-)щёнными "потусторонними зарницами", мы к ним относимся спокойно и даже скептически. Я думаю, мы теперь видим уже не внешнюю мишуру, а внутреннюю перманентную буржуазную благополучность их исполнительства - этакую комфортабельность, фешенебельность и даже глянцевость их манеры подачи классики. Таков и Брендель - прям с обложки глянцевого журнала для европейских домохозяек.
С этой т.з. меня просто поразили слова Sergey'я, что какой-то концерт Бренделя сделался для него священным событием биографии :)) Т.е. ни концерты Рихтера, ни выступления Гилельса, Флиера, Бермана, С.Г.Нейгауза, Малинина, Алексеева и прочих наших мастеров глубокого следа в его памяти не оставили, зато концерт Бренделя сделался для него потрясением, с которым всё остальное сравниться не может :))
Что ж, в свою очередь я ничего подобного не читал за всю свою бытность в интернете и тоже поражён. Также на этом примере я понял, что "философичность" в понимании Sergey'я ассоциируется со скукой :)))
Но у меня лично совсем другие представления о том, что значит быть в музыке "философом".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
При чем же тут Рихтер? Sergey писал про 21 век. Да и я могу сказать, что концерт Бренделя в 2008-м определенно входит в десятку лучших, на которых я когда-либо присутствовал.
При том что кроме этого мне мало что из наследия Бренделя так уж сильно нравилось.
А снисходительно-высокомерное отношение к западным артистам по признаку географии мне и вовсе чуждо.
Родившимся в 19 веке мог быть, к примеру, Кемпф. Правда, венец ли он?

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 703
Меня необычайно порадовала оценка этого концерта Петром Лаулом, исполнителькое искусство которого для меня очень многое значит, хотя мы в Москве и слышим его нечасто. На тот концерт Альфреда Бренделя в 2008 я попала совершенно случайно, просто у меня был абонемент, который я приобрела совсем из-за другого пианиста. И была по-настоящему захвачена его игрой, очень и очень эмоциональной, в истинно романтической традиции. Никогда до этого я на его концертах не была и ничего особенного не ожидала. Это было какое-то глубоко грустное, может быть даже трагическое прощание пианиста со своей публикой, со сценой. С того места, где я сидела, было хорошо видно, как он уходит со сцены за кулисы, и его сутуловатый силуэт, проходя через яркий квадрат света,  исчезает в сумраке. "Когда-нибудь это предстоит каждому", - подумалось в этот момент...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Гигант - это Шнабель.  ;D

Пётр, вы для нас - Шнабель сегодня ! :) Шнабель так сильно повлиял на вас, что это очень хорошо ощущалось в вашем Бетховене.

Брендель ... конечно, не самая яркая фигура, но весьма достойный представитель своего поколения (наряду с талантливейшими Фридрихом Гульдой и Гезой Андой)

Я расчислил бы Бренделя по другому ряду - Лилл, Шифф, Донохоу и т.д. На мой взгляд, Ф.Гульда и Г.Анда намного масштабнее, если иметь в виду не технику, т.е. не виртуозность как таковую, а масштаб мышления. Ф.Гульда и Г.Анда вполне сопоставимы в этом плане со Шнабелем, а названные мною выше - нет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Я имел в виду поколение, родившееся в 20-х - начале 30-х годов в Германии и Австрии, кроме того они все так или иначе были связаны или напрямую учились у Эдвина Фишера. Еще Бадура-Скода в этом ряду. И да, Гульда и Геза Анда значительнее и ярче Бренделя, но он как представитель определенной культурной среды, честный и серьезный музыкант, вполне представляет интерес.
Про Шнабеля отдельный разговор, мне не хотелось бы быть "Шнабелем сегодня", хотя это комплимент, конечно. Все же его сфера приложения довольно узкая. Но вот что касается Шуберта, то практически каждая нота в его исполнении для меня на вес золота (в отличие даже от Бетховена, где все же есть разные "несъедобности"). Т.е. технического аппарата Шнабеля хватало на адекватное воплощение его замыслов в Шуберте, поэтому эти записи - сонат B-dur, D-dur, Музыкальных моментов, Экспромтов, малых пьес, 4-ручных сочинений - истинное чудо. Именно он еще на рубеже веков открыл Шуберта как фортепианного композитора, и в этом его непреходящая заслуга.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
...была по-настоящему захвачена его игрой, очень и очень эмоциональной, в истинно романтической традиции.
  Специально, раз уж пошла дискуссия, прослушал несколько Экспромтов Шуберта в исполнении Бренделя (на Классик-он-лайн). Что тут скажешь? По-моему, это игра не далее конца 19-го века, когда не было ни радио, ни звукозаписи. Фортепиано тогда было в каждом доме с образованными жильцами. Это давало им возможность знакомиться с музыкальными произведениями. Брендель, вообще говоря, играет непритязательно, интересно, но как-то по-бытовому, для домашних. В какие-то моменты его игра трогает, располагает к себе. Но совсем нет ощущения художественного события. Или того, что Пушкин называл: "к высокому стремленье". У Бренделя музыка превосходно обслуживает и слушателя, и исполнителя.
   Вполне допускаю, что такая игра должна кому-то нравиться. Она имеет полное право на существование. Ведь нравится же кому-то клавесин, или игра на "аутентичном", допотопном фортепиано.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Ну, в сущности, когда-то подобным занимался и Шуберт и на большее не претендовал. :)
В Шуберте очень важно соблюсти тонкую грань между глубиной, возвышенностью - и лукавством, человечностью, земной стороной его музыки. А то его часто нагружают философичностью позднего Бетховена и звериной серьезностью. Да, вторая часть сонаты B-dur - это оно самое, и как раз Шнабель придумал играть ее в сверхмедленном темпе. Но там есть и третья, и 4-я - которые как раз довольно-таки бытовые, венские, и не нужно этого стыдиться. Как раз эта соната потому такая щемящая и болезненная, что Шуберту невыносимо горько прощаться со всем этим, любимым и уютным миром, и поэтому там такой контраст. И вообще не стоит забывать, что его музыка, даже поздняя, написана очень молодым еще человеком.
Бренделевских экспромтов не слышал. Допускаю, что они могут быть скорее скучновато-сдержанными и бесцветными, судя по Шуберту, слышанному живьем в 1998 году.

Sergey

  • Гость
.....
Ажиотаж 80-х гг. я могу объяснить только одним: тогдашним интересом нашей публики ко всему зарубежному, как будто оттуда невесть какие гении могли приехать. Да, кое-кто приезжал уже тогда, но я бы не сказал, что кроме ажиотажного интереса их приезд вызывал что-то ещё уже по результатам выступлений. А в наши дни подобный интерес к чему-либо забугорному уже изжит, и зарубежные артисты, приезжающие в Мск и СПб, уже не выглядят осве(-я-)щёнными "потусторонними зарницами", мы к ним относимся спокойно и даже скептически.
Во-первых, в советские времена к нам приезжало едва ли не бОльшее количество зарубежных исполнителей, чем в постсоветскую эпоху. Вот эстрадников - тех, да, приезжало намного, намного меньше. Я уж не говорю о рокерах. Но не джазистов - те как раз приезжали. А вот поклонникам Битлз оставалось только сочинять легенды об их тайных выступлениях в СССР. Прошлой осенью во время отпуска читал даже попавшийся мне в руки целый детективный роман на эту тему. Называется "Бойся своих желаний", авторы - Анна и Сергей Литвиновы.
Что до исполнителей классики, то в советские годы приезжали на гастроли чуть не все сколь-нибудь значительные фигуры того времени, можно даже сказать, что Москва входила в список городов, в которых нужно было обязательно успешно выступить, чтобы попасть в "список выдающихся". Ну, в самом деле, Артур Рубинштейн приезжал, о Глене Гульде пишут, что его слава началась с его гастролей в Москве и Ленинграде, Микельанджели был, даже Горовиц в 1986 приехал, а такие как Пауль Бадура-Шкода доезжали даже до Иркутска (где я жил в юности).
Цитировать
...
С этой т.з. меня просто поразили слова Sergey'я, что какой-то концерт Бренделя сделался для него священным событием биографии :)) Т.е. ни концерты Рихтера, ни выступления Гилельса, Флиера, Бермана, С.Г.Нейгауза, Малинина, Алексеева и прочих наших мастеров глубокого следа в его памяти не оставили, зато концерт Бренделя сделался для него потрясением, с которым всё остальное сравниться не может :))
...
Что за чепуха! Как только вам начинают возражать, так вы в ответ готовы, как говорится, удила закусить. Я писал только о концертах, на которых удалось побывать в 21-м веке. Спасибо, Петру Лаулу, который это заметил. Вообще в который уж раз убеждаюсь, насколько люди невнимательно читают (или слушают, если речь идет о разговоре) собеседника. Даже такие люди как Предлогов! Не случайно я взял себе на форуме Классика никнейм "Читатель" - стараюсь ему следовать и других призываю внимательнее читать.

Петр здесь упомянул о приезде Бренделя в Питер в 1999 г. Но, по-моему, он в тот год до Москвы не доехал. Хотя могу и ошибаться, конец 1990-х - время нелегкое, последефолтное, не располагающее к хождению по концертам, и я мог что-то и пропустить.

И еще. Уважаемый Предлогов! Зачем вы в названии темы написали, что Брендель - австрийский пианист, гражданин Великобритании? Мне кажется, вполне достаточно выражения "австрийский пианист". Кстати, откуда вы взяли, что он гражданин Великобритании? В поисках источника заглянул в русский вариант Вики и обнаружил, что именно так там и написано: "австрийский пианист, гражданин Великобритании". Так мало ли что в нашей Вики напишут. Вот в немецкой Вики последнее отсутствует - см. тут. А в англоязычном варианте Википедии написано так: "Austrian pianist, born in Czechoslovakia of German, Italian and Slavonic descent, who currently resides in the United Kingdom" (источник - здесь). То есть, в переводе на русский: австрийский пианист, родившийся в Чехословакии, немецкого, итальянского и славянского происхождения, в настоящее время живущий в Соединенном королевстве. Так что, судя по этому тексту, у него есть даже славянские корни. Но вот о гражданстве ничего нет.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2012, 15:59:57 от Sergey »

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432

Петр здесь упомянул о приезде Бренделя в Питер в 1999 г. Но, по-моему, он в тот год до Москвы не доехал. Хотя могу и ошибаться, конец 1990-х - время нелегкое, последефолтное, не располагающее к хождению по концертам, и я мог что-то и пропустить.



Скорее всего, в Москву он тогда не ездил. Приезд был организован Гергиевым и фестивалем "Звезды белых ночей". Еще, помню, он кроме сольного концерта играл с Гергиевым 5-й концерт Бетховена. Забавный был контраст между суховатой и сдержанной манерой Бренделя и весьма "мохнатой" и "косматой" звучностью Гергиева. Я болел больше за последнего, но в целом было неплохо, лучше сольного концерта.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
он кроме сольного концерта играл с Гергиевым 5-й концерт Бетховена. Забавный был контраст между суховатой и сдержанной манерой Бренделя и весьма "мохнатой" и "косматой" звучностью Гергиева

Пётр, вы, как всегда, образно и не в бровь, а в глаз ! Я минут 5 смеялся над вашими характеристиками оркестра Гергиева ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица