Автор Тема: Валерий Афанасьев (р.1947) — русский пианист и писатель  (Прочитано 73652 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн tab

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 79
...с адекватным пониманием таланта и мастерства артиста.
   Не могли бы Вы, хотя бы в нескольких предложениях, изложить здесь это понимание? Это было бы очень интересно, поскольку видно, что здесь его многие ценят, а вот за что - непонятно. Какие главные черты таланта Афанасьева? Чем он так притягателен для своих поклонников?

Об этом в этой теме писали regards и Предлогов на 2-3 страницах.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Об этом в этой теме писали regards и Предлогов на 2-3 страницах.
   Спасибо за наводку. Ну, что ж, мысли Предлогова об Афанасьеве ясны и справедливы. Жаль, что Предлогова уже нет с нами.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Не могли бы Вы, хотя бы в нескольких предложениях, изложить здесь это понимание? Это было бы очень интересно, поскольку видно, что здесь его многие ценят, а вот за что - непонятно. Какие главные черты таланта Афанасьева? Чем он так притягателен для своих поклонников?

Конечно. Вот скан из книги, где Любимов говорит об Афанасьеве. Особенно хочу отметить корректность его оценок - спокойное и точное описание как достоинств, так и недостатков, без абсолютизации собственного мнения.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Sonore, спасибо большое за очень интересную информацию.
Могу от себя добавить, что чаще всего исполнение Афанасьева, которое зачастую бывает неровным,  не нравится большей части зрителей. Я давно слушаю его концерты и мне "доставались" такие удачные выступления Маэстро, которые объясняют мой интерес к пианисту.
« Последнее редактирование: Март 07, 2016, 23:43:47 от Алька »

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Sonore, спасибо большое за очень интересную информацию.
Могу от себя добавить, что чаще всего исполнение Афанасьева, которое зачастую бывает неровным,  не нравится большей части зрителей. Я давно слушаю его концерты и мне "доставались" такие удачные выступления Маэстро, которые объясняют мой интерес к пианисту.

Со своей стороны могу сказать, что помню очень большой интерес к Афанасьеву у публики в 90-х годах. Например, у нас в Мерзляковке (когда я там учился) его исполнение сонат Бетховена или Шуберта потом активно обсуждалось, причем не только нами, студентами, но и преподавателями. Когда он пришел в Мерзляковку поиграть и поговорить - в зале был полный аншлаг, и даже могу припомнить, как мой педагог по специальности Галина Егиазарова, сама замечательный музыкант (у нее, кстати, учились в свое время такие пианисты как Раду Лупу и Аркадий Володось), распекала студентку, пропустившую встречу - "такие события нельзя пропускать!"...

а на концертах в БЗК Афанасьева принимали восторженно и заставляли бисировать и бисировать... конечно, несколько холоднее воспринимались "Картинки с выставки" или "Крейслериана" - когда начинался спектакль... Но вот припоминаю "Симфонические этюды" Шумана - там были такие звуковые тонкости, особенно в дополнительных вариациях, что я уходил с концерта наполненный этим "разреженным воздухом", чистотой интонации - до сих пор помню внутренним слухом - хрупкость и, одновременно, ясность и выразительность фразировки, тончайшие градации, ньюансировку - эти моменты красоты не вытравить из слуховой памяти никакой критикой :)




Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
...до сих пор помню внутренним слухом - хрупкость и, одновременно, ясность и выразительность фразировки, тончайшие градации, ньюансировку - эти моменты красоты не вытравить из слуховой памяти никакой критикой :)
   Браво!

   Одновременно, спасибо за выложенный скан из книги А.Любимова. На стр. 71, вверху, мне показался интересным фрагмент текста:
   = Дело в том, что основная, богатая буржуазная публика всё-таки более склонна к тривиальному, нежели к экстравагантному, и это предопределяет роль Афанасьева в качестве интересного "маргинала", не более того" =
   Этот фрагмент великолепно объяснил мне, почему мой лондонский меломан не знает пианиста Афанасьева.
« Последнее редактирование: Март 09, 2016, 07:28:02 от M.I. »

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Уточню - это не книга Любимова, это книга А. Хитрука "Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство" - беседы с пианистами (в том числе и с Афанасьевым).

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
...Это не значит, что надо клеймить позором тех, кому такое нравится...
Конечно же, не следует! Не следует уподобляться в этом Афанасьеву (я имею в виду его пассаж в связи с Дебаргом).  :o

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 374
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Валерий Афанасьев дал концерт в память Эмиля Гилельса

Владимир Ойвин

http://www.classicalmusicnews.ru/news/afanasiev-gilels-memory/

Зал «Филармония – 2» в этом сезоне продолжает радовать слушателей исполнителями, появление которых на любой эстраде является событием неординарным и повышает ее престиж на порядок.

Таким событием стал клавирабенд в «Филармонии – 2» Валерия Афанасьева, который состоялся 22 февраля 2016 года.

Этот концерт Валерий Афанасьев посвятил 100-летию со дня рождения Эмиля Гилельса – своего учителя в Московской консерватории, у которого он прошел курс аспирантуры.

Начало концерта было омрачено некрасивым инцидентом со стороны публики. Валерий Афанасьев перед тем, как сесть за рояль, сказал несколько очень интересных слов о своем великом учителе. Ему дали возможность говорит около 15 минут и потом начали «захлопывать».

Надо отдать должное выдержке и чувству долга перед памятью своего учителя – Афанасьев прервал свою краткую лекцию и не ушел со сцены, как это сделали бы большинство исполнителей в такой ситуации, а сел за рояль и начал играть.

Надо заметить, что на этом концерте зал «Филармонии – 2» был практически полон, что случается крайне редко. Это означает, что слушатели представляли на концерт пианиста какого масштаба они приехали, если они согласились потратить не менее полутора-двух часов на дорогу в один конец. И не дать возможности сказать слово в память о таком великом пианисте, каким был Эмиль Гилельс, его ученику и тоже замечательному пианисту, иначе как хамством я назвать не могу.

Не невоспитанностью. Невоспитанность – это разговоры во время исполнения, шуршание программками, пользование вспышками и т. д., а именно хамством. Вещи надо называть своими именами, а не эвфемизмами. И это хамство не может быть оправдано не очень корректным высказыванием Афанасьева в адрес Дебарга и его почитателей. Ну да Бог им судья!

Несмотря на такое негативное начало, собственно концерт прошел великолепно. В первом отделении были исполнены две сонаты Моцарта: № 10 до мажор, К. 330 и № 11 ля мажор, К. 331 со знаменитым шлягером в финале рондо Alla Turcka.

Первое, что впечатлило в обеих сонатах Моцарта, это внутренняя ритмическая свобода и прихотливая агогика. Очень интересна игра темпов вплоть до изменения внутри такта. И конечно бросилось в уши практически полное отсутствие педали, что при исполнении Моцарта более чем оправдано. Звучание рояля порой приобретало прозрачность хрусталя.

Во втором отделении были исполнены две сонаты Бетховена № 1 фа минор и № 23 фа минор («Appassionata»). Можно предположить, что первая соната была выбрана в пару с Аппассионатой исходя из родства тональностей. Естественно рояль в Бетховене прозвучал совершенно по иному, чем в Моцарте. Но и в сонатах Бетховена Афанасьев играл невероятно ритмически свободно, еще более свободно, чем в Моцарте. Но эта свобода оставалась в рамках хорошего вкуса и была настолько убедительна, что в момент слушания казалось, что только так и нужно исполнять Бетховена.

Только потом, анализируя свои впечатления, я понял, что подпал под ворожбу исполнителя, под магию его убежденности в собственной правоте, индуцируемой на сознание слушателей помимо их рационального восприятия. Афанасьев просто шаманил на сцене – иначе мне трудно как то более-менее внятно описать то, что происходило в тот момент со мной. Но такая свобода, если она переходит определенные рамки, может разрушить форму пьесы или ее части.

В каком-то смысле произошло то, о чём Афанасьев пытался говорить в своем вступительном слове – во время его исполнения время изменило свое течение – оно замедлилось, временами вплоть до его полной остановки. Иначе я не могу объяснить, почему публика приняла, например, хотя бы замедления темпа и огромные по своей величине паузы, которые Афанасьев делал в первой части Allegro assai Аппассионаты. Приняла тем, какими аплодисментами она по окончании Аппассионаты и всего концерта наградила Афанасьева.

А как нетривиально прозвучала у Афанасьева вторая часть Аппассионаты Andante con moto, начиная с перехода к ней от первой части attacca, т. е. без какой-либо паузы. Какие непривычные он делал акценты на басах.

Переход к финалу Афанасьев тоже совершил attacca, только лишь заметно замедлив последние пару тактов второй части. Третья часть Allegro ma non troppo – Presto получилась у Афанасьева как неистовый вал страсти. В середине он сделал замедление – это как кратковременный откат волны перед тем, как она обрушивается девятым валом, сметая всё на своём пути!

Очень правильно Афанасьев отказался в этом концерте от бисов – они просто были бы здесь неуместны.

Владимир Ойвин
Che mai sento!

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
   Бездарный панегирик. Вы посмотрите только, что автор написал.
Валерий Афанасьев дал концерт в память Эмиля Гилельса

Владимир Ойвин

http://www.classicalmusicnews.ru/news/afanasiev-gilels-memory/

Зал «Филармония – 2» в этом сезоне продолжает радовать слушателей исполнителями, появление которых на любой эстраде является событием неординарным и повышает ее престиж на порядок.

Таким событием стал клавирабенд в «Филармонии – 2» Валерия Афанасьева, который состоялся 22 февраля 2016 года.
   Это значит, что если Афанасьев выступит в БЗК, то этим повысит престиж БЗК на порядок?

Начало концерта было омрачено некрасивым инцидентом со стороны публики. Валерий Афанасьев перед тем, как сесть за рояль, сказал о своем великом учителе. Ему дали возможность говорит около 15 минут и потом начали «захлопывать».
   Чтобы сказать "несколько очень интересных слов" потребовалось 15 минут? А мне передавали, что Афанасьев сказал о Гилельсе мало, и потом отклонился куда-то в сторону (Шекспир, и что-то ещё...).
Надо отдать должное выдержке и чувству долга перед памятью своего учителя – Афанасьев прервал свою краткую лекцию и не ушел со сцены, как это сделали бы большинство исполнителей в такой ситуации, а сел за рояль и начал играть.

Надо заметить, что на этом концерте зал «Филармонии – 2» был практически полон, что случается крайне редко. Это означает, что слушатели представляли на концерт пианиста какого масштаба они приехали, если они согласились потратить не менее полутора-двух часов на дорогу в один конец. И не дать возможности сказать слово в память о таком великом пианисте, каким был Эмиль Гилельс, его ученику и тоже замечательному пианисту, иначе как хамством я назвать не могу.
   Невозможно поверить, что слушателям в Москве нужно было "потратить не менее полутора-двух часов на дорогу в один конец", чтобы добраться до "Филармонии-2" (Мичуринский пр-т, Олимпийская деревня, д.1). Разве что, в очень редких случаях.
Не невоспитанностью. Невоспитанность – это разговоры во время исполнения, шуршание программками, пользование вспышками и т. д., а именно хамством. Вещи надо называть своими именами, а не эвфемизмами. И это хамство не может быть оправдано не очень корректным высказыванием Афанасьева в адрес Дебарга и его почитателей. Ну да Бог им судья!
   Дебарг и его поклонники тут не причём. Хамство тех, кто захлопывал речь Афанасьева, было ответным. Сперва Афанасьев проявил хамство, позволив себе не анонсированное и длинное устное выступление перед концертом, а потом, в ответ ему, публика отплатила ему той же монетой.
« Последнее редактирование: Март 26, 2016, 20:18:46 от M.I. »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 374
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Валерий Афанасьев дал второй концерт в Москве
http://www.classicalmusicnews.ru/reports/valery-afanasiev-with-orchestra/

Владимир Ойвин

Валерий Афанасьев – давно уже французский пианист, живущий сейчас в Бельгии, – 25 февраля 2016 года сыграл в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского концерт Моцарта № 27 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор К. 595.

Аккомпанировал ему Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова под управлением латвийского дирижёра Андриса Поги.

Своё выступление, как и сольный концерт 22 февраля в зале «Филармония-2», Валерий Афанасьев посвятил 100-летию со дня рождения своего учителя Эмиля Гилельса.

Во втором отделении прозвучала симфония № 4 Иоганнеса Брамса. Интересен был весь концерт.

Исполнением 27-го концерта Моцарта Валерий Афанасьев подтвердил свои возможности удивлять слушателей неординарностью интерпретаций известной классики. Можно назвать его игру экстравагантной, но она не самоцель, а способ раскрытия новых смыслов знакомых сочинений. И опять, как и в клавирабенде 22 февраля 2016, подкупала невероятная ритмическая свобода его музицирования – не выходящая, однако, за рамки общей формы произведения.

При игре в ансамбле или с оркестром эти рамки жёстче, чем в сольном выступлении. Широта этих рамок обычно определяется умением и – что очень важно – желанием дирижёра. К сожалению, многие дирижёры желают подгонять солистов под свой ранжир, не считаясь с тем, что в инструментальных концертах роль солиста, по меньшей мере, не уступает роли оркестра, а зачастую и превосходит её.

В этом смысле Валерию Афанасьеву и слушателям очень повезло. Андрис Пога продемонстрировал потрясающую гибкость и точность в аккомпанементе. Он мгновенно подхватывал все ритмические изыски, предлагаемые солистом.

Со стороны казалось, что дирижёр и солист давно знают друг друга, что их дуэт отработан годами. Но это впечатление оказалось обманчивым. Встреча Афанасьева и Поги была первой и вылилась всего лишь в две репетиции. Высокий профессионализм показал и оркестр, очень чутко подхватывавший указания руки дирижёра.

В рецензии на клавирабенд Афанасьева 22 февраля 2016 я писал о его магическом умении влиять на течение времени. Оно было слышно и в 27-м концерте Моцарта. Но максимально этот эффект проявился в исполненной на бис Фантазии ре минор К. 397 Моцарта.

Возникло впечатление почти полной остановки времени. Этому способствовал необычайно медленный темп – обычно эта фантазия длится минут шесть, у Афанасьева около семи минут. На таком коротком отрезке времени увеличение длительности на одну минуту очень заметно. Увеличили длительность, главным образом, паузы между фразами. Казалось, что Афанасьев разобрал фантазию на отдельные фразы и во время этих пауз Афанасьев или пальцами ощупывал каждую музыкальную фразу, или рассматривал её, прежде чем вставить в нужное место в тексте.

Вероятно, у любого другого пианиста такой темп и бесконечные остановки вызвали бы только скуку. У Афанасьева же они служили нарастанию внутренней напряжённости всей Фантазии.

Для меня эта Фантазия Моцарта осталась самым ярким впечатлением двух вечеров Валерия Афанасьева.
Во втором отделении концерта 25 февраля Госоркестр им. Е. Ф. Светланова под управлением Андриса Поги великолепно исполнил Четвёртую симфонию Иоганнеса Брамса.

Московские слушатели познакомились с Андрисом Погой 2 апреля 2015 года, когда он выступил с Лозаннским камерным оркестром на закрытии VI Фестиваля Ростроповича. Пога – единственный лауреат первой премии Международного конкурса дирижёров им. Евгения Светланова в Монпелье 2010 г. (в другие годы проведения этого конкурса первая премия не присуждалась).

Он был ассистентом дирижёра в Бостонском симфоническом оркестре и Оркестре де Пари. С 2013 года Андрис Пога – главный дирижёр Латвийского национального симфонического оркестра.

Исполнение им Четвёртой симфонии Брамса было совершенно по форме. Она не распалась на отдельные части, а прозвучала как единое, внутренне уравновешенное целое.

Симфония воспринималась как мощный поток – сродни Дунаю, на котором расположена Вена. Дирижёру удалось великолепно передать широкое дыхание, свойственное симфоническому творчеству Брамса. Очень удачны и сбалансированы были все темпы.

Прекрасно показал себя в симфонии Брамса Госоркестр, великолепно сбалансированный в группах. Особо стоит отметить прекрасное звучание струнных и необычайно чистый звук медных духовых.

По размерам Четвёртая симфония Брамса монументальна, но её сорок три минуты пролетели незаметно, настолько Андрис Пога и Госоркестр им. Светланова завладели вниманием зала.

Владимир Ойвин
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 374
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вдогонку ещё один отзыв на концерт 25 февраля (http://www.meloman.ru/concert/gosorkestr-rossii-imeni-efsvetlanovabraleksandr-sladkovskijbrrudolf-buhbinder-2-2-2/)

Пишет paslen (paslen):

27-ой концерт для ф-но Моцарта. Солист В. Афанасьев, 4-ая симфония Брамса. Андрис Пога. ГАСО. БЗК

http://paslen.livejournal.com/2027070.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 374
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пианист, романист и коллекционер Валерий Афанасьев поговорил с Ярославом Тимофеевым о музыке, котах и винах.

http://www.classicalmusicnews.ru/interview/valery-afanasiev-interview-2016/
Che mai sento!

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 151
       18 сентября в МЗК состоится сольный концерт Валерия Афанасьева, посвященный 100-летию Эмиля Григорьевича Гилельса.

    Можно с уверенностью сказать, что этот вечер (а точнее, день - концерт начинается в 14 часов) станет одним из самых интересных концертов  наступающего сезона и, совершенно определенно, явится главным событием в ряду "гилельсовских" юбилейных концертов этой осени,  во многих из которых принимают участие исполнители, не имеющие никакого отношения к великому музыканту.

Оффлайн Елена.7

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 60
http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=145264
Время начала концерта 18.09.2016 в МЗК изменилось на 15.00.
Билеты есть.

monsoon

  • Гость
Надежда Ридер

ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ. Валерий Афанасьев на сцене МГК

18 сентября в Малом зале МГК состоялся первый концерт абонемента "Великие профессора Московской консерватории", по понятным причинам - 100-летний юбилей - посвященный Э.Г.Гилельсу.

Малый зал был почти полон,царила атмосфера благоговения и той особенной вежливости, которая бывает, когда люди находятся в своем кругу. Круг этот привычен для фортепианных концертов: студенты и интеллигентные дамы за 40, с заметным преобладанием последних. Самым большим, и притом светлым, впечатлением от этого концерта оказалась собственно игра самого Э.Г.Гилельса, данная в записях. Когда говорят, что его имя оказалось после смерти в некоторой тени, то это правда, но тем чудеснее открытия, которые нам предстоят - хотя бы в виде записей. Показаны были Прелюдия cis-moll и Вокализ Рахманинова из БЗК (видео), финал 4-го концерта Рахманинова же, в записи 51 года с Кондрашиным (аудио), 4 баллады Брамса 83-го года и примерно этого же времени 27-ой концерт Моцарта (видео).

Игра Гилельса действует и по сей день потрясающе на не слишком к ней привычные уши - не слишком привычные как раз в силу того, что имя находится в тени. Этот особый, одновременно и звенящий и певучий звук, который достигает нас через тридцать лет, даже продравшись сквозь видеомагнитофонное качество записи, этот полный полифонических неожиданностей Вокализ... Очень редко бывает, чтобы это произведение не скучно было слушать после первых восьми тактов, а у Гилельса это оказалось невероятной силы посланием о жизни, о весенней сквозистости, о "Марте" Левитана, о ледоходе на Неве, о шрифте афиш серебряного века в музеях-квартирах, когда солнце бьет в окна и в комнатах отливает янтарем паркет - словом, всё, что только есть в тебе русского, немедленно всколыхивается в ответ на это удивительное, магнетической силы пение без слов. Кроме того, у Гилельса в игре есть то своеобразное и трудноописуемое сияние, которое свойственно только великим музыкантам, о котором не знаешь, как оно образуется и из чего состоит, но которое отличаешь с первой же секунды (совсем недавно такое же изливалось от Плетнева в Шуберте). Ведущий цикла "Великие профессора" Михаил Воскресенский рассказал о Гилельсе интересно и тепло, с живыми подробностями своих личных воспоминаний о нём, упомянул и недавно прогремевшую на весь фейсбук историю о том, как Э.Г. вызволил Нейгауза из застенка в военное время. После этого настал черед специально приехавшего на концерт, как нам сказали, Валерия Афанасьева.

Должно быть, предполагалось, что он тоже расскажет о Гилельсе, но Афанасьев неожиданно начал говорить о своем отношении к молодым пианистам, в частности к Трифонову, так что ощущение осталось, что имя Гилельса послужило ему только предлогом для того, чтобы высказать свои мысли на этот счет. Трифонову досталось за сонату Бетховена ор.111, которая была охарактеризована словом "ералаш" (кроме первой страницы, "первую страницу он играет хорошо, но её любой нормальный студент хорошо играет"), но более всего за Мефисто-вальс, который был заклеймлен за "комканье пассажей", "потерю ритма в каждом такте" и "мефистофельские ужимки и жесты". Благородный обычай прежних времен не комментировать коллег, пусть даже и молодых, очевидно, отходит в прошлое на наших глазах.

Чуя всё же, должно быть, некоторую моральную шаткость своей позиции, Афанасьев оправдался тем, что поступает так не для саморекламы, а для того, чтобы вещи были названы своими именами, особенно под портретом Гилельса. Тем более удивительно было слышать его игру, страдавшую теми самыми недостатками, за которые был обруган Трифонов. Картинные лебединые взмахи рук выше головы, ритмические странности, когда ни одна четверть не равна другой даже в моторных эпизодах, таких как Allegro из Фантазии Моцарта c-moll; динамическая неповоротливость, когда контраст "первая четверть такта forte, вторая piano" получается без diminuendo только с третьего раза... но звучание рояля вообще оказалось самой странной вещью в этом выступлении. Нюансов ниже чем mf не существовало в принципе, но даже и mf встречалось довольно редко, так что все вместе напоминало то ли непрерывный колокольный звон (ассоциация для благожелательного слушателя), то ли непрерывное дутье в тромбон (это для настроенного иронически). Валерий Афанасьев своим примером призывал публику называть вещи своими именами. Что ж, назовём. Трудно сказать, зачем ему понадобилось играть Моцарта (фантазии d-moll и c-moll) "шершавым языком плаката", но если он ставил себе такую задачу, то ему это удалось. Язык оказался, правда, однообразный - этакий бескрасочный оскал, будто пианист всё время произносил одну и ту же фразу: "Я вам покажу!" Показать получилось. Осталось, правда, непонятным, при чём тут Гилельс, но чего только не бывает на свете. Пожелаем на будущее юбилейным мероприятиям бОльшего достоинства.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=294330907614172&id=100011117941902
« Последнее редактирование: Сентябрь 19, 2016, 12:08:41 от Papataci »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 374
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2016-09-18 18:58:00
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3426007.html

Валерий Афанасьев в МЗК: Моцарт (к 100-летию со дня рождения Эмиля Гилельса)

Давно не попадал на мероприятие столь специфического формата, более уместное, пожалуй, в красном уголке сельской библиотеки, нежели московской консерватории. При том что номинальным "хедлайнером" программы был, разумеется, Валерий Афанасьев, иначе бы и на дневной концерт малый зал не собрался, фактически полтора часа кряду Михаил Воскресенский, перемежая свое выступление записями, говорил о Гилельсе в присущем ему и слишком хорошо знакомом по телепередачам канала "Культура" духе, то есть велеречиво, пафосно, торжественно, с каскадами эпитетов в превосходных степенях. Несомненно, покойный юбиляр заслуживает всяческого пиетета и каждого произнесенного эпитета стократ, а пафос Воскресенского не был совсем уж пустопорожним (в частности, ведущий подчеркнул выраженный Гилельсом в музыке трагизм мироощущения, и опосредованно связав его с тем, что любимая одесская учительница пианистка покончила с собой после того, как городские власти после войны отказались вернуть ей квартиру и заслуженная пожилая женщина осталась на улице, а у второй жены Гилельса перед войной расстреляли почти всю родню - напомнить об этом, допустим, никогда не лишнее), но все-таки аплодировать записям, кланяться портретам, прочие ритуальные услуги - это по мне как-то диковато. А представленные видео и уж тем более аудиозаписи Гилельса я бы предпочел послушать дома, не слезая с кровати, но не среди толпы старух, к которой примешалась кучка маньяков. По ходу спиритического сеанса с заклинанием тени Гилельса прозвучали в его исполнении финал 4-го концерта Рахманинова (с Кондрашиным - достаточно редкое аудио 1951 года), его же шлягерная ранняя до-диез-минорная прелюдия и вокализ в переложении для фортепиано, четыре баллады Брамса и 1-я часть 27-го концерта Моцарта, заснятая в БЗК уже за два года до смерти пианиста. Изложение хрестоматийных фактов биографии Гилельса и всевозможные придыхания Воскресенский разбавлял сомнительными байками из опыта личного - неблизкого, как он сам подчеркнул - общения с великим.

Через полтора часа Воскресенский все-таки уступил сцену Афанасьеву, и тот на правах ученика Гилельса прежде, чем подойти к роялю, разразился очередным критическим спичем. Наслышан о переполохе, который Афанасьев вызвал некоторое время назад в Олимпийской деревне, предварив свое выступление резкими нападками на Дебарга и его почитателей - тогда его, говорят, "захлопали". Теперь Афанасьев избрал мишенью своей критики Трифонова - утомленная спритиуализмом Воскресенского возрастная аудитория к этому времени, вероятно, уже слишком сильно хотела в туалет, чтобы возражать, но шорох по рядам все-таки пошел. Афанасьев, до начала мероприятия благодушно раздававший бабкам автографы, вдруг обернулся этаким демоничным трибуном, и клеймил (буквально, причем это его собственное слово) Трифонова почем зря. Допустим, по делу - у меня и Дебаргу отношение сложное, а Трифонова я считаю совсем перехваленным, и "звезду" из него делают явно искусственно - но кивая на Гилельса заглазно поносить другого, да еще молодого музыканта для солидного, успешного человека - ну как-то несерьезно. И не уверен, что получилось кстати, в любом случае пламенные афанасьевские инвективы следовало бы сократить - ему самому, конечно, "захлопывать" тоже неправильно, однако надо ж меру знать. Тем более, что в критике Трифонова у Афанасьева не столько даже Трифонову досталось, сколько проявилось собственное афанасьевское самодовольство - некрасиво, неприятно проявилось. Особенно учитывая, что после речи Афанасьев сел за рояль, но не сыграл даже той куцей программы, что заявлялась, ограничившись двумя фантазиями Моцарта, затасканной хитовой ре-минорной и чуть менее популярной до-минорной. Сыграл, доводя свою манеру чуть ли не до самопародии, но сохраняя при этом вид жреца, камлающего, священнодействующего, приносящего жертву на алтарь искусства.

Предельный субъективизм - основная характерная черта Афанасьева-пианиста. В этом, ясно, он проявляет себя как мыслитель, а не просто музыкант, но до какой степени можно воспринимать его манеры всерьез (к тому же в свете его же хлестких замечаний относительно "мефистофелевских жестов" Трифонова) - большой вопрос, проблема. На днях Моцарта (три сонаты) играл Михаил Плетнев - и у Плетнева, напротив, проявилась доведенная до крайности аскеза: ничего субъективного, когда не то что исполнительское, но и авторское "я" оказалось отодвинуто, то был не Плетнев и, в общем, не Моцарт даже, но музыка как таковая:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3422547.html

У Афанасьева же - не музыка и опять-таки не Моцарт, но исключительно Афанасьев. Подобный подход мне принципиально интересен, но результат невозможно оценивать в категориях хорошо-плохо, нравится-не нравится, потому что не может быть "хорошим" (или плохим) труп, не может "нравиться" (или не нравиться) расчлененное на прозекторском столе мертвое тело. А Афанасьев предъявляет как раз анатомированный, да еще не по общепринятым правилам, музыкальный текст. И после ритуально повторенных многократно Воскресенским слов о присущем Гилельсу чувстве ритма "виновник торжества" должен был перевернуться в гробу от абсолютного произвола своего ученика в отношении к ритмическим, композиционным структурам, заданным автором: нарочито брошенные, ну или, скажем, "оставленные", выделенные и увеличенные, словно под линзой микроскопа, фразы, отдельные аккорды и ноты - наблюдать за анатомированием любопытно (смотря в чьих руках скальпель и кому принадлежало "тело", конечно - но в случае Моцарта и Афанасьева однозначно интересно), но странно ожидать, что после таких операций "препарат" задышит, заживет самостоятельной жизнью. И уж коль скоро валлонский отшельник яростно зовет русь (хорошо не к топору) к честности, бескомпромиссности, требует "называть лопату лопатой", то хочется надеяться, у него еще не окончательно крыша съехала и хотя бы в некоторой степени этот призыв он относит к себе тоже, не только к Трифонову и Дебаргу.

При всем том нельзя не признать, что увенчавший ритуальный марафон небольшой сугубо "концертный" раздел породил в зале немалое, физически ощущаемое напряжение - другое дело, что помимо чисто эстетического отклика реакция старушачьей по преимуществу аудитории на третьем часу действа (продолжавшегося без перерыва) в значительной степени определялась, подозреваю, не самыми возвышенными факторами, и происходящее напомнило мне пушкинскую эпиграмму:

Князь Шаликов, газетчик наш печальный,
Элегию семье своей читал,
А казачок огарок свечки сальной
Перед певцом со трепетом держал.
Вдруг мальчик наш заплакал, запищал.
«Вот, вот с кого пример берите, дуры!» —
Он дочерям в восторге закричал. —
«Откройся мне, о милый сын натуры,
Ах! что слезой твой осребрило взор?»
А тот ему: «Мне хочется на двор».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 374
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В.А. МОЦАРТ— Фантазия ре минор, KV 397 Фантазия до минор, KV 47 5
https://www.youtube.com/watch?v=8pyTJIB2gU4&feature=share

Ф. ШУБЕРТ - Экспромт ми-бемоль мажор, D 946 Валерий Афанасьев (фортепиано)
https://www.youtube.com/watch?v=gFgm4vsLOsU&feature=share
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 587
Послушала в записи ре-минорную Моцарта. На мой взгляд, очень претенциозно. Не поняла эти даже не паузы -- остановки. Они должны быть, по идее, наполнены смыслом, но я его не нашла, не ощутила. Но слушать интересно, это да.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Очень сожалею, что пропустила концерт 18 сентября. Для меня Афанасьев всегда ИНТЕРЕСЕН, при любом неоднозначном исполнении я всегда нахожу моменты, от которых перехватывает дыхание и за которые я благодарна пианисту.
Не так много сейчас можно услышать пианистов его поколения, увы....


Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 587
В общем-то, действительно, нужно слушать в зале, чтобы составить представление.

Оффлайн Liza

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 255
Мне очень нравится то, что делает за роялем Валерий Афанасьев, но на это мероприятие я решила не идти, хоть и думала почти до начала концерта.
Не пошла из-за того, что в афише не было  программы. Я допускаю, что формат подобного мероприятия позволяет не публиковать программу, но все-таки посчитала, что это немножечко хамство по отношению к слушателям и тем более к слушателям, которые покупают билеты.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 374
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ В. АФАНАСЬЕВА В МОСКВЕ К 100-ЛЕТИЮ ЭМИЛЯ ГИЛЕЛЬСА

Владимир Ойвин

http://musicseasons.org/tretij-koncert-v-afanaseva-v-moskve-k-100-letiyu-emilya-gilelsa/
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 250
Великие фортепианные концерты
25 марта 2017, начало в 19:00
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
     
Валерий Афанасьев (фортепиано)
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Дирижер – Валентин Урюпин
В ПРОГРАММЕ:
Моцарт
Увертюра к опере «Милосердие Тита»
Концерт № 9 для фортепиано с оркестром
Шуман
«Манфред», увертюра из музыки к драматической поэме Дж. Байрона
Концерт для фортепиано с оркестром

Обещана трансляция (теперь и из Филармонии2 тоже!)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 250
 Сегодня трансляция из Филармонии-2, а во вторник уже новый концерт (и снова трансляция!):

28 марта 2017, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского

     
Валерий Афанасьев (фортепиано)
Государственный академический
симфонический оркестр России
имени Е.Ф.Светланова
Дирижер – Герд Герклотц
В ПРОГРАММЕ:
Бетховен
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
Брамс
Симфония № 2