Автор Тема: Концерты абонемента "Звезды мировой оперы в Москве" 2012-13  (Прочитано 3894 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
11 ноября в КЗЧ состоялся первый в новом сезоне концерт абонемента Московской Филармонии «Звезды мировой оперы в Москве». В сопровождении камерного оркестра «Musica viva» под управлением Мэттью Уиллиса (Великобритаия) выступила шведская певица Малена Эрнман (колоратурное меццо-сопрано). На этом мероприятии были и восторги, и некоторые разочарования. В течение вечера Эрнман трижды переодевалась (в отличие от большинства других певиц, в том числе и имеющих мировую известность). Открывала концерт увертюра к опере «Ксеркс» Генделя, знакомой по недавнему концерту Виктории Яровой. Для исполнения барочной музыки (которую чаще мы слышим в переложении для голоса и фортепиано – что и было, например, недавно в «Новой Опере») в состав оркестра был включен клавесин. Затем шведская певица первый раз вышла на сцену и исполнила две арии Ксеркса (но среди них ни было той арии, которую пела Виктория Яровая). Сначала впечатления были совсем не такие, как следует ожидать от звезд мировой оперы. Не было того восхищения красотой звука, которое обычно бывают, когда яркие вокалисты начинают выступление. Напротив, показалось, что тембр совсем неинтересный и голос маленький. Низы не очень красивые, нету яркости в них. Верхи достаточно приятные, но не настолько насыщенные, как бывает у большинства меццо. Кроме того, у неё наблюдался на верху примерно тот же призвук, который (в меньшей степени и реже) был у Яровой. Вообще, мне показалось, что Генделя Яровая гораздо лучше спела. Вторая половина первого акта была целиком посвящена Моцарту. Сначала оркестр сыграл увертюру к опере «Так поступают все». Затем Малена Эрнман вышла на сцену уже в новом платье и исполнила арию Идаманта из оперы «Идоменей» и арию из оперы «Милосердие Тита». И эти арии оставили гораздо более яркое впечатление. Перестал бросаться в глаза недостаток объема звука (хотя голос Эрнман всё равно небольшой, она очень хорошо владеет имеющимся голосом, у неё неплохое piano, только, на мой взгляд, мягкости звука на нём чуть-чуть не хватает). После антракта оркестр исполнил Баркаролу из «Сказок Гофмана». Фактически, это увертюра, дублирующая в плане музыки знаменитую Баркаролу из начала второй сказки. Я сначала долго не мог понять, а кто же исполнит партию сопрано в Баркароле – ведь на афише Филармонии никаких вокалистов, кроме основной участницы концерта, не указывалось. Но я не знал, что увертюру к «Сказкам» также называют Баркаролой. Затем Малена Эрнман опять вышла в новом платье и исполнила романс Никлауса со скрипкой, который в целом понравился. Следующим номером концерта стали куплеты Князя Орловского. Во время их исполнения (видимо, так по роли положено) певица сказала по-русски почти без акцента: «Боже, сколько же здесь народу!». Когда Эрнман ушла в очередной раз переодеваться, оркестр исполнил Славянский танец №4 Антонина Дворжака. И завершали мероприятие (как потом оказалось, не завершали) народные песни (французские, американские, итальянские и даже армянская и азербайджанская) в оркестровке Лучано Берио. И они (особенно некоторые из них) понравились больше, чем все предыдущие номера концерта. На протяжении большей части концерта Эрнман демонстрировала профессионализм, и у неё в большинстве случаев очень хорошо получалось извлечь максимум положительных сторон выступления из имеющихся возможностей, а также сделать недостатки как можно менее заметными. Поэтому во всех номерах концерта, кроме Генделя, в основном казалось, что даже в тембре нет недостатков, хотя не за счет именно тембра она в основном вызывала восхищение. Также нельзя не отметить удивительную артистичность певицы, в том числе комический дар, о котором говорили некоторые посетители концерта. В большинстве народных песен недостатки у Эрнман проявились в наименьшей степени, а достоинства – в наибольшей. Вот бы ей ещё немецкую вокальную лирику начать исполнять – Шумана, например, романсы которого я просто обожаю! Или вообще русские романсы! Ведь она, похоже, может научиться произносить по-русски в совершенстве, если уже не умеет! Мне, например, представилось, как она поёт «Редеет облаков летучая гряда» (этот романс я единственный раз слышал в исполнении Елены Аюшеевой, голос которой подходит для такого репертуара, наверно, всё-таки больше).
После многих номеров концерта слушатели кричали «Браво» (или «Брава», что правильнее), естественно, после последнего номера аплодисменты были особенно бурные (хотя не сказать, чтобы прямо выдающиеся). И Малена Эрнман исполнила на бис знаменитую первую арию Розины из «Цирюльника». И исполнение этого произведения затмило всю предыдущую программу!  В выступлении на бис певица показала, что у неё настоящее колоратурное меццо-сопрано! И тембр казался очень подходящим (может быть, только не всегда богатым, но на это не хотелось обращать внимание), и звуковедение почти везде на высоте, как и в большинстве предыдущих номеров. Впечатление изумительное! Но некоторые недостатки всё-таки возникли. Во время ходов наверх (или просто длинных нот) несколько раз наблюдалась качка: хоть и амплитуда колебаний громкости была невелика, но их период – очень велик, специально поискал в интернете, понял, что этот дефект качкой правильнее назвать.
Выкладываю фотографии, сделанные во время поклонов. Все фотографии можно увеличить щелчком мыши.













Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Уважаемый Вольфрам очень подробно и весьма точно описал происходившее. Я во многом с ним согласен. Сначала голос Эрнман мне тоже показался небольшим и, мягко говоря, не лишенным недостатков. Прежде всего, мне показалось, что она постоянно снимает звук с опоры, из-за чего концы фраз всё время беззвучно проваливаются. В ариях Генделя это здорово раздражало. Да и тембр было не сравнить, например, с прекрасной Анн Халленберг. Короче, до второго амфитеатра звук не доставал. Но было заметно, что голос настолько пластичен и гибок, что она «выворачивает» звук из любой фиоритуристой фразы. Но в ариях Моцарта «провалы» практически исчезли (или я уже привык?), и я оценил огромный диапазон певицы. Правда, на мой взгляд, верх у нее не очень красивый, с такой небольшой визглинкой, а в самом низу вообще что-то очень похожее на баритон! Сначала это тоже немного раздражало, во всяком случае, было непривычно слушать, но потом мне даже стало нравиться. Кроме того, равнодушно воспринимать это выступление было невозможно, потому что артистизм и темперамент просто били ключом! Каждый номер – сценка, история, отдельный спектакль. И все шло по нарастающей. Правда, в романсе Никлауса недостаток тембрального «мяса», по-моему, особенно чувствовался. А в куплетах Орловского – недостатки дикции. Которые она с лихвой компенсировала артистизмом и прекрасным чувством юмора. Но самое интересное началось, когда настал черед «Народных песен» Лучано Берио. Вот тут она, как говорит молодежь, «оторвалась по полной»: пела на разные голоса( в том числе и мужские), плясала и подпрыгивала. Я ожидал чего-то подобного, ведь такое произведение никто не будет петь «для галочки», но  всё равно был в восторге. Это было великолепно. Но главный сюрприз она нам приготовила на бис – в виде арии Розины. Кстати, в Генделе мне показалось, что колоратурная техника у нее, так сказать, оставляет желать лучшего (это я ее все с Анн Халленберг сравнивал!). Боже! Как я ошибался! Розину она спела в манере Чечилии Бартоли, издеваясь над нотами так, как это не могло прийти в голову даже Россини. Она наглядно показала, что может их спеть на любой скорости и в совершенно в любом количестве. Это было просто «Тррррррррр, тррррррррррррррррр, тррррррррррррррррррррррррррр! Такой Розины, по-моему, здесь никто еще не слышал. Потрясающе!
PS: Друзья мои, а Вы замечаете, что отчеты уважаемого Вольфрама становятся всё лучше и лучше?

Helene

  • Гость
Я замечаю.) И думаю, что у Вольфрама как у музыкального критика большое будущее. Желаю ему успехов на этом поприще!)

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Александр, спасибо большое за Ваш отклик. Анн Халенберг я, к сожалению, не слышал, поэтому не мог с ней сравнить.
Цитировать
Я замечаю.) И думаю, что у Вольфрама как у музыкального критика большое будущее. Желаю ему успехов на этом поприще!)
Спасибо, только не знаю, можно ли непрофессионала назвать критиком. Всегда, когда есть время (или даже не совсем)и, главное, материал для отзывов, я пишу, но это не более чем хобби: от моей профессиональной деятельности это очень далеко. Но, как я уже писал, я гораздо больше доверяю опытным слушателям, не являющимся штатными рецензентами, чем профессиональным критикам.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 422
Мне тоже концерт Эрнман показался очень радостным, позитивным, несмотря на кое-какие нюансы. Выглядела Малена симпатично, держалась артистично, пела довольно зажигательно.
(Я мысленно тоже сравнивал её с Анн Халленберг. Это сравнение инспирировала манера Эрнман петь всем телом. У Эрнман мне понравилась манера выпевать колоратуры: чётко, округлым звуком, без каких-либо скидок на трудность.)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Друзья мои, а Вы замечаете, что отчеты уважаемого Вольфрама становятся всё лучше и лучше?

Да, конечно, я давно заметил, что интерес к музыке у него расширяется, что он ищет новые знания и впечатления, а тексты становятся всё более информативными. Его история мне напоминает мою собственную, когда я только-только погружался в мир классической музыки. Правда, в те годы не было таких возможностей потребления звукозаписей, но живые концерты я посещал очень активно.
На примере текстов Вольфрама мне лично очень интересно наблюдать, как в процессе прослушивания человек получает свежие впечатления от давно известных мне произведений, которые я уже не могу услышать "впервые", а он может ! :) И это очень трогательно.

Вольфрам, ждём ваши отклики на любые события музыкальной жизни, с которыми вы соприкоснулись. Пишите больше, читать очень интересно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
5 февраля на сцене КЗЧ состоялся второй концерт абонемента МГАФ «Звезды мировой оперы в Москве». Раз я создал одноименную тему, то пишу всё-таки здесь, хотя «звездность» (которая, насколько я понимаю, определяется организаторами концертов из количества ангажементов на самых известных сценах во многих странах) не является достаточным условием очень яркого впечатления. Конечно, есть не так уж мало звезд мировой оперы, которых я живьём слышал и которые мне нравились совершенно безумно или очень сильно, но обо всех имеющих мировую известность исполнителях так сказать невозможно. Да, бывают ещё не такие случаи, например, одна отечественная меццо, как писали в прессе или где-то ещё, «впрыгнула» в постановку «Итальянки» под руководством, если я не ошибаюсь, Дзедды, и я после этого ждал очень многого от её выступлений, а оказалось, что слушать её совершенно невозможно, и это не только моё мнение. Здесь, конечно, всё не так уж плохо и вообще впечатление в целом всё-таки положительное, но это связано с тем, что я сидел там, где многие недостатки, хоть и были заметны, но мешали восприятию в наименьшей степени. С другой стороны, это даже хорошо, потому что иначе было бы обидно, что я поехал эту сопрану слушать. Чтобы собрать все впечатления участников форума в одном месте, копирую сюда отзыв уважаемого Александра:
«Я говорю об английской сопрано Салли Мэттьюз. Она выступала с оркестром «Новая Россия» под управлением замечательного дирижера Кристофера Мулдса. И на этот раз, на мой дилетантский взгляд симфоническая программа прозвучала гораздо интереснее вокальной. Оркестр сыграл увертюры к «Свадьбе Фигаро», «Митридату», «Так поступают все», балетную музыку к «Идоменею». Певица же исполнила каватину Графини из «Свадьбы Фигаро», две концертные арии (“Bella mia fiamma… Resta, oh cara” и „Ah se in ciel, benigne stelle”)? А во втором отделении – речитатив и арию Фьордилиджи и речитатив и арию Донны Анны. Но дело в том, что всё это она пела пустым, гулким, на мой взгляд, совершенно неинтересным звуком. Сначала мне вообще ничего не понравилось: резкий, неприятный верх, пустая середина, глухой низ, которого почти не слышно, да еще было заметно какое-то неприятное вибрато. И голос такой холодный, просто ледяной вакуум посередине. Потом она распелась, и я понял, что в верхнем регистре ее голос может звучать неплохо и, главное, достаточно стабильно, а вот на самый-самый верх она забирается путем весьма агрессивной атаки, и там звук получается иногда какой-то верещащий.  Лучше всего ей удалась ария «Ah se in ciel, benigne stelle”в конце первого отделения, по-моему, и Донна Анна. Но вообще, я считаю, что пела она крайне однообразным звуком и в достаточно неприятной манере. И колоратуры она пропевала, мягко говоря, нестандартно. Пожалуй, на мой взгляд, для Моцарта ее вокал был грубоват, пела она весьма отстраненно и холодно. Но многим ее выступление понравилось – судя по крикам «Браво!». К сожалению, я не знаю, что за арию она спела на бис. Но на концерте присутствовало очень много критиков, они, наверняка, знают. Вот пусть и объяснят, что она спела и, кстати, прав ли я в своих оценках. Может быть, я слишком строг, и это мне все показалось, а на самом деле она пела хорошо».
Что могу сказать об этом концерте? Во-первых, слушателей было очень мало, иногда целые ряды пустовали. Видимо, не знают в этом городе эту певицу, вот и получилось так – в противоположность тому, когда выступают вокалисты, хорошо известные московской публике и всегда имеющие большой успех, в залах просто вообще яблоку негде упасть – сколько раз замечал. Скорее всего, гораздо лучше знают в Москве дирижера Кристофера Мулдса, который недавно уже приезжал исполнять «Геркулеса» и несколько раз выступал в КЗЧ прежде и также очень понравился и в этот раз. Да, симфоническая программа была очень интересной, в том числе фрагменты «Идоменея», увертюры тоже, однако БСО днём позже сыграл, похоже, мою любимую моцартовскую увертюру – к «Свадьбе Фигаро» – пожалуй, ещё лучше. В концерте солировала Салли Мэттьюз – уже вторая английская сопрана, которую я живьем услышал за последний месяц. И теперь у меня сформировалось стойкое мнение, что в этой стране по-настоящему ярких певиц НЕТ! И ведь наша московская совсем молодая тёзка английской королевы не так давно спела арию Графини лучше, чем эта самая «звезда мировой оперы». Однако по сравнению с Люси Кроу Салли Мэттьюз понравилась гораздо больше: её хоть слышно было по крайней мере из партера и этого постоянного барашка при ходе наверх нет. Наверху и в середине звук был мощным и светлым, иногда (достаточно редко) казалось, что тембр даже неплох, однако верхи в ряде случаев были резкими и далеко не всегда певице удавалось сделать звук мягким. Возможно, поэтому и далеко не всегда получалось вот просто слушать выступление и наслаждаться музыкой и звуком голоса, в отличие от исполнения в Коломенском концертной арии «Voi avete un cor fedele» Анастасией Белуковой, голос которой небольшой, но, видимо, более приятный. Получается, что за последние месяцы я услышал уже четыре различные концертные арии Моцарта (и хотел бы узнать, сколько их было у него всего – простой поиск в Google не дает результатов). И я, похоже, согласен, что вторая концертная ария стала одним из самых ярких номеров – там, особенно ближе к концу, мне показалось, что я слышу именно такой звук, который хотел бы слышать. Вообще, голос Мэттьюз обычно очень хорошо тянулся, без каких-либо шероховатостей, за исключением этих самых резких верхов, но хоть и его можно во многих местах назвать завораживающим, но не сказать, чтоб очень – всё-таки голоса многих других вокалистов вызывают гораздо больше эмоций. Что касается неприятного вибрато – я не слышал его как таковое, но услышанный в Графине менее светлый, чем обычно, звук, как я прежде уже замечал, косвенно говорит о его присутствии. Низы, конечно, звучали гораздо слабее, чем верх и середина, и тембр внизу был ужасен (да и в целом – как говорили в зале – тембр слишком пустой), однако из партера казалось, что низ, несмотря на то, что был заглубленным, всё-таки прозвучивался (в отличие от верха Люси Кроу), и ни одну ноту, похоже, певица не потеряла, и благодаря этому, видимо, я и остался скорее довольным концертом, чем нет. И потому что не слышал ничего из вокальной программы в исполнении вокалистов по-настоящему высокого класса. Донна Анна (и некоторые фрагменты Фьордилиджи) были спеты максимально ярко для этого вечера, возможно, именно благодаря последнему номеру мне и захотелось сказать в том числе и нечто положительное насчёт тембра. В любом случае, обобщая вышенаписанное, можно сказать, что Салли Мэттьюз спела очень даже неплохо, просто от звезд мировой оперы (точнее говоря – от вокалистов, приглашаемых в рамках абонемента с таким названием), конечно же, хочется большего. После концерта я задумался, что же всё-таки помешало по-настоящему восхититься певицей, наряду с уже перечисленными недостатками. И, похоже, на впечатление повлиял однообразный звук, который совершенно справедливо отметил Александр и на который я сначала не обратил внимание. У Салли Мэттьюз было некоторое разнообразие динамических оттенков, однако она использовала piano слишком редко, поэтому тут тоже, возможно, правильнее сказать почти что отсутствии их разнообразия. Может быть, я ошибаюсь. За каждый номер певице и дирижеру с оркестром аплодировали достаточно бурно, однако не сказать, чтобы особенно эмоционально или долго. «Браво» крикнули только за Донну Анну. Салли Мэттьюз молодец в том плане, что подготовила большой номер на бис и спела его, даже несмотря на то, что успех у неё был, наверно, всё-таки меньше, чем у среднестатистической участницы концертов подобного формата. Вот только недостатки, в том числе некрасивый низ, были и в бисе; не сказать, чтобы бис зацепил особенно, однако, на мой взгляд, совсем уж отрицательно высказываться о бисе тоже не следует. На бис была исполнена концертная ария Моцарта «Voi avete un cor fedele», о которой я уже в своём рассказе упоминал. Однако несмотря на длинный бис, в целом концерт получился очень коротким.
Также в этот раз, как и после прошлого вечера этого абонемента, я хочу выложить фотографии с поклонов после концерта. Все снимки можно увеличить щелчком мыши. Кстати, внешность Салли Мэттьюз, как и Люси Кроу, мне очень нравится.









Ниже приведены 4 снимка, которые были подвергнуты изменению размера до одного мегапикселя в связи с тем, что в этих четырех случаях автофокус зацепился за микрофон.


« Последнее редактирование: Февраль 09, 2013, 02:23:51 от Вольфрам »