Автор Тема: "Царь Эдип" Стравинского в БЗК в исполнении БСО п/у Федосеева  (Прочитано 4976 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Сегодня в БЗК состоялось исполнение оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип». Честно говоря, это произведение мне кажется настолько интересным, что  я стараюсь не пропускать ни одного исполнения. А здесь такой состав:  
Эдип – Максим Пастер
Иокаста – Олеся Петрова
Креонт и Вестник – Михаил Гужов
Тиресий – Вадим Лынковский
Пастух – Алексей Татаринцев
Чтец – артист Александринского театра Николай Мартон
Московский государственный академический камерный хор
Художественный руководитель – Владимир Минин
Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского
Дирижер – Владимир Федосеев
Перед концертом сказали, что в нем принимает участие не только мужская группа камерного хора, но и мужская группа хора им.Свешникова. (Кстати, в середине хора - тот самый Андрей Андреев, который так любезно опубликовал состав! Еще раз спасибо!)

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505042/
Кстати, организаторы издали прекрасный буклет, посвященный фестивалю Владимира Федосеева «Под покровом музыки» (за него не жалко было заплатить 200 рублей). А этот концерт являлся открытием фестиваля «Под покровом музыки» и одновременно завершающим мероприятием абонемента «Власть и судьба» (который так здорово начался незабываемым исполнением сцен из «Бориса Годунова»!). А внутри буклета был вложен перевод полного текста оратории с латинского языка! Я такое впервые встречаю, спасибо организаторам! Перевод, по-моему, очень точный (правда, как все слишком точные переводы, воспринимается он тяжеловато, но это обычный парадокс переводов). Так вот, благодаря замечательному буклету с такой ценной вкладкой можно было весьма тщательно следить за развитием действия, а не только музыкой наслаждаться. Кстати, чтец тоже помогал следить за действием. К своему стыду, я не знал раньше этого, видимо, замечательного артиста – Николая Мартона, у него совершенно уникальный голос.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505043/
 Как всегда, оратория захватила с первого такта. По-моему, эта музыка на меня какое-то гипнотическое действие оказывает. Тревожно и захватывающе, под  энергичный ритм ударных прозвучали уже начальные хоровые сцены, по-моему, очень здорово – хор звучал, как один человек. И это сразу погружало в музыку Стравинского – такую, на первый взгляд, странную, необычную, неправильную, но совершенно удивительную и прекрасную. А когда из оркестра прекрасным лебедем  выплыл удивительный голос исполнителя главной партии – Максима Пастера, гипноз еще больше усилился. Кажется, я уже писал о голосе Пастера. На первый взгляд кажется, что он небольшой. Да и тембр «на любителя», немного характерный. Но это не так. Этот светлый звук удивительной консистенции содержит в себе такое количество тембра и теплого вибрато, что иногда кажется квинтэссенцией тенора как такового, при этом голос обладает совершенно исключительной полетностью. Он может быть легким и прозрачным, а может  - масляно-тягучим. Извлекается обычно без малейшего напряжения. И там огромное количество обертонов. Вообще, Максима Пастера всегда очень интересно слушать не только из-за голоса и музыкальности, но именно из-за огромного арсенала выразительных средств. И сегодня он это очень наглядно продемонстрировал.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505047/
Выразительнейшая фразировка, смена тембров, использование богатой палитры обертонов, разные приемы атаки на звук. Впрочем, когда я слушал ораторию, я совершенно не думал ни о каких технических средствах и приемах, а внимательно следил за судьбой бедного Эдипа. Потому что никаких технических сложностей слышно не было. В одном месте Пастер перешел на очень выразительную мелодекламацию. У него, кстати, еще и отменная дикция.
Порадовала меня и исполнительница партии Иокасты Олеся Петрова. Я ее помню еще по конкурсу Чайковского 2007 года, с тех пор она, конечно, сделала большой шаг вперед. Ее большой и красивый голос обогатился новыми красками, стал более ровным и плотным. Особенно улучшился нижний регистр. Сегодня она запросто «пробивала» весьма плотную структуру оркестра и хора на «тутти». Голос замечательно «лег» на эту труднейшую партию, как влитой подошел. Очень надежный и красивый верх, плотная середина и темный низ – везде был полноценный звук. Единственно, мне показалось, что партия прозвучала все-таки немного холодновато, и по тембру и по эмоциям, но звук был просто роскошный.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505046/
Партию Креонта (а потом и Вестника) исполнил Михаил Гужов, которого я давно знаю. По-моему, он весьма достойно выступил. Пожалуй, на фоне Пастера его вокал был не столь безупречен и, главное, разнообразен по части обертонов и приемов, голос звучал, прямо скажем, плосковато, но тут, ведь, наверное, и партия сама не такая эффектная, зато явно трудная и неудобная. Там такие сложные мелкие ноты есть. Иногда в голосе слышалась небольшая хрипотца посередине ближе к низу. И по сравнению с Пастером не хватало внятности – и в вокале, и в дикции тоже.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505041/
Кстати, к моменту появления Вестника он как раз распелся.
Вадим Лынковский спел совсем небольшую партию Тересия. Мне показалось, что он ее исполнил достаточно солидно, правда, мне показалось, что голос был чуть "ватным", недостаточно хорошо сфокусированным, а звук – немного «угловатым».

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505044/
И, наконец, небольшую, но очень важную (одну из ключевых в этой детективной древнегреческой истории) партию Пастуха – главного «свидетеля по делу» - исполнил Алексей Татаринцев, уж его-то посетителям нашего форума представлять не надо!

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505048/
Не знаю, мне сегодня голос Татаринцева показался даже красивее, чем у Пастера. Мне кажется, звучность у него в последнее время заметно улучшилась, в том числе и в нижнем регистре. Голос развивается, по-моему, становится сильнее. Объем его тоже немного увеличился. И тембр стал богаче, сочнее. Голос летит прекрасно. Хорошо были слышны даже фразы, исполняемые вместе с Вестником на фоне всего хора и оркестра.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505049/

В общем, кастинг у Федосеева опять удался. Оркестр и хор – на высоте! Солисты хороши! И художественный результат налицо! Спасибо!

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505050/

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505051/
Мне кажется, исполнение записывалось или даже транслировалось, наверное, его уже можно послушать на ParaClassics, камер было достаточно.

« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2012, 01:43:26 от Schwarzenstein »

Helene

  • Гость
Прекрасный отчёт, Александр, как и всегда! Спасибо.)) Мне лично ни послушать, ни посмотреть не удалось. Вся надежда теперь на запись.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Радио Орфей облажалось. На сайте вывесили анонс начала в 20-00, а шла прямая трансляция. Причем. она уже заканчивалась, а на странице прямого эфира так и висело неправильное время.
Удалось послушать только с половины. Пастер был великолепен!
Но теперь можно слушать на Москва ФМ.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Радио Орфей облажалось. На сайте вывесили анонс начала в 20-00, а шла прямая трансляция. Причем. она уже заканчивалась, а на странице прямого эфира так и висело неправильное время.
Удалось послушать только с половины. Пастер был великолепен!
Но теперь можно слушать на Москва ФМ.
Да, если бы не эта оплошность «Орфея», то запись была бы уже вчера >:(записать удалось только последние 30 минут :(.  Пастер и Петрова были великолепны. Олеся Петрова!!! Советую запомнить это имя, певица  молода, но уже очень востребована. В 2013 году она дебютирует  в партии Ольги на сцене Метрополитен-опера с Гергиевым.
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2012, 10:54:21 от Porgolovo »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Царь Эдип" в БЗК
« Ответ #4 : Ноябрь 28, 2012, 14:37:12 »
Спасибо, Александр !
Это уже не просто шикарно, это уже целый репортаж ! Если так дело пойдёт, нужно будет уволить всех нынешних штатных обозревателей госканалов и назначить вас руководителем этой службы ! :)) Чтобы вы им показали, как надо работать.

Кстати, сейчас на канале "Культура" ежедневно вечером идёт цикл передач о деятельности Федосеева. Вчера была 2-я передача, очень любопытно, рекомендую посмотреть: маэстро сам рассказывает, причём, в интереснейших деталях. Он ведь сам по происхождению "народник", не "симфонист", и страсти вокруг него кипели по тем советским временам нешуточные.
Он, в частности, сказал, что утвердиться в СССР ему помог Запад, который достаточно высоко оценил его гастрольыне выступления в отличие от местных столичных снобов.

сегодня в 23:00  по ТВ "Культура"
Монолог в 4-х частях. Владимир Федосеев. Часть 3-я

http://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/34445/video_id/177400
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 447
Если бы знал, то ни за что не пропустил бы!

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Если бы знал, то ни за что не пропустил бы!
Увы, с рекламой этого концерта дело обстояло совсем плохо! А выяснить состав исполнителей вообще удалось буквально накануне, и то случайно! Кстати, возможно, и из-за этого некоторые места в БЗК обидно пустовали. Как жаль! Ведь это было действительно очень хорошее исполнение! Я уверен, если бы люди знали, они бы пришли, как говорится, "в большем количестве"!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Увы, с рекламой этого концерта дело обстояло совсем плохо! А выяснить состав исполнителей вообще удалось буквально накануне, и то случайно! Кстати, возможно, и из-за этого некоторые места в БЗК обидно пустовали

Я видел анонсы этого представления по ТВ, в них кроме Федосеева вообще никого не упоминали персонально. Полагаю, такова рекламная политика.
Разумеется, это не только малоинформативно, но и в принципе неправильно: когда заходит речь о вокальных сочинениях, слушатели желают знать имена прежде всего вокалистов, а затем уже дирижёра, а тем более, что за оркестр. И в случае исполнения инструментальных концертов тоже на первом плане имя солиста - так всегда было и всегда будет, и те, кто нарушает этот "закон", неминуемо оказываются в проигрыше.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Если бы знал, то ни за что не пропустил бы!
Увы, с рекламой этого концерта дело обстояло совсем плохо! А выяснить состав исполнителей вообще удалось буквально накануне, и то случайно! Кстати, возможно, и из-за этого некоторые места в БЗК обидно пустовали. Как жаль! Ведь это было действительно очень хорошее исполнение! Я уверен, если бы люди знали, они бы пришли, как говорится, "в большем количестве"!
К сожалению, я вообще никогда не слышал Стравинского (только фамилию слышал) и до отзыва Александра был уверен, что это совершенно не интересный композитор. Поэтому даже те немногие афиши, которые я видел до мероприятия, мне ни о чём не говорили, кроме того, что там участвует Татаринцев. Но мне казалось, что раз не такой известный композитор, то и не жалко, что не попадаю на выступление Татаринцева. Максима Пастера я тоже не слышал. Но оказалось, что мероприятие интереснейшее. К сожалению, многие годы нужны, чтобы разобраться, какие авторы классической музыки и конкретно произведения наиболее яркие, и с творчеством Стравинского я ещё не сталкивался. Часто с теми или иными композиторами (точнее, с их творчеством) можно познакомиться благодаря тому, что их поют любимые вокалисты, ради которых можно пойти независимо от программы. Так было бы и со Стравинским, наверно, если бы был выходной день или пятница и ни с чем исполнение не пересекалось бы.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
«Царь Эдип» Стравинского в Консерватории: Геометрия рока

Владимир Федосеев закрыл концертный цикл, посвященный коронованным особам, исполнением «Царя Эдипа» Стравинского

Петр Поспелов
Vedomosti.ru

30.11.2012 
   


Герои цикла «Власть и судьба», концерты которого прошли в Большом зале консерватории, хоть и омрачили совесть убийствами, но не лишились вконец симпатий авторов и публики — таковы, к примеру, Борис Годунов из оперы Мусоргского и Царь Давид из оратории Онеггера, выходившие под началом Федосеева на консерваторскую сцену. Но Царя Эдипа жальче всех: любимый гражданами правитель Фив, он сдуру пришиб на перекрестке какого-то вздорного старикашку, по роковой воле оказавшегося его родным отцом.

В финале оратории народ нехотя изгоняет ослепившего себя Эдипа, а из уст чтеца звучит сентенция, которую в концерте с благородным чувством огласил артист Николай Мартон: «Тебя любили». Стравинский, по его собственному признанию, терпеть не мог партию рассказчика, изрядно портящую всю ораторию, и особенно эту фразу, которую называл «сентиментальной кляксой» и «журналистским заголовком». Действительно, она стоит поперек горла объективному духу всей оратории Стравинского, с ее строгой условностью и приверженностью эстетике котурн. Стравинского конца 20-х, миновавшего этап русских балетов, порой считают холодным. В России его неоклассические сочинения звучат редко, и в число любимых композиторов Владимира Федосеева — дирижера, ценимого публикой за теплоту и мягкость, — Стравинский тоже не входит.

Тем удивительнее результат, которого добился дирижер от Большого симфонического оркестра имени Чайковского, мужской группы Камерного хора Владимира Минина и певцов-солистов: неоклассическая оратория Стравинского прозвучала в абсолютно точном эмоциональном строе. В ней не было ни малейшей чувствительности, зато рок с его поступью ощущался пружиной событий. Ритмы, орудием которых Стравинскому удалось «вморозить драму в музыку», были музыкантами тщательно соблюдены, и, если не считать мелочей, русский оркестр победил именно на поле ритмической определенности — поле, для наших оркестров чужом.

Максим Пастер с инструментальной правильностью спел партию Эдипа, в партии Иокасты была безупречна Олеся Петрова, басы Михаил Гужов (Креонт и Вестник) и Вадим Лынковский (Тиресий) спели фундаментально, хотя баланс с оркестром не всегда был в их пользу, Алексей Татаринцев в роли Пастуха украсил ансамбль, ставший произведением архитектуры.


Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/6651561/geometriya_roka#ixzz2DiApfAhW

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289