Автор Тема: Моцарт "Милосердие Тита", конц.исполнение, СЗ ММДМ 21.11.2012  (Прочитано 2246 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Совершенно случайное стечение нескольких обстоятельств, в том числе, и не совсем веселых, привело меня 21 ноября в Светлановский зал ММДМ, где  состоялось концертное исполнение оперы Моцарта «Милосердие Тита» силами солистов театра «Геликон-опера». А дело было так. Как говорится, «по совету друзей» собрался я на концерт в Камерном зале ММДМ под многообещающим названием «Тенора 21-го века приглашают басов 21-го века». Честно говоря, я совершенно не являюсь поклонником этого цикла, но чего не сделаешь для прекрасной дамы? Однако в кассе неожиданно обнаружилась моя полная неплатежеспособность, ибо вожделенный билет на сие мероприятие стоил от 2750 до 3300 рублей (правда, это с учетом наценки, которую взимают городские кассы-будочки, но эта наценка составляет всего 10 процентов). Подивившись про себя странностям ценовой политики некоторых концертных площадок, я решил не лезть со своим свиным рылом в калашный ряд и, вообще, жить по средствам. Будучи, к тому же,  в состоянии некоторого аффекта, вызванного срочным пересмотром своего социального статуса, я увидел, что в тот же день в другом, Светлановском зале ММДМ геликоновцами будет исполняться «Милосердие Тита», и здесь цена вопроса (то есть билета) составляет всего 400 рублей. Оценив справедливость полузабытого принципа «от каждого - по способностям, каждому – по труду»,  я послушно занял свою нишу в социальной пирамиде, купив билет на Моцарта. Честно говоря, в тот момент я был зол, как черт, и на «Милосердие» решил пойти исключительно в знак протеста против завышенных, по моему мнению, цен на концерт в Камерном зале.  Но спустя несколько дней протест как-то поутих, и идти на концерт из чистого принципа, вообще-то, расхотелось. Я почти позабыл про этот билет, но тут непосредственно перед концертом произошло несколько довольно неприятных событий, а лучшим средством от депрессии для меня является именно музыка Моцарта. Кстати, ее не так просто испортить. Она действует даже при достаточно слабом исполнении. Гений Моцарта все равно «вылезает»! Поэтому, с некоторым удивлением обнаружив билет, я все-таки решил им воспользоваться.
Так я оказался в Светлановском зале ММДМ, который знающие меломаны нежно называют «кастрюлей». Как сказал бы завзятый оптимист, зал был полон почти наполовину. Из разговоров завсегдатаев выяснилось, что «геликоновский» абонемент вообще не отличается хорошей посещаемостью, так, мне сказали, что на прошлом концерте народу было еще меньше. Все с интересом читали содержание в программке, потому что подавляющее большинство первый раз слышало само название оперы. Потом на сцену бодрым шагом вышел оркестр и хор «Геликон-оперы» п/у дирижера Владимира Понькина и опера началась. Кстати, в программке я нашел много знакомых имен, да и Понькина я слышал достаточно много раз, когда он в свое время организовывал концертные исполнения некоторых опер (в частности, хорошо помню «Золушку» и «Норму»!). У нас даже с ним были общие знакомые.
Теперь перехожу к главному. Партию Тита (или Титуса, как не совсем последовательно было указано в составе исполнителей в отличие от содержания, где речь шла именно о Тите) исполнял хорошо знакомый мне тенор Василий Ефимов. Причем, это был его дебют в этой сложной партии.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505760/
 А ведь совсем недавно я слушал его в партии Ремендадо в  незабываемом исполнении «Кармен» во Дворце на Яузе, а потом еще и в партии Гастона на премьере «Травиаты» в Большом театре. Про Ремендадо я писал на форуме, а Гастона он спел более аккуратно, но все-таки не без потерь. Но вернемся к Титусу. Ефимов очень старался, причем он старался петь именно в моцартовском стиле. Но все-таки больше всего (даже внешне) он при этом напоминал сержанта милиции Пилипенко из уже давнишнего многосерийного фильма «И это всё о нем», которому приехавший из Москвы следователь (его, помните, замечательно сыграл Евгений Леонов) все время говорил: «Пилипенко, я Вас очень прошу, не надо стараться!». Всё дело в том, что при всём желании и старании технических средств для исполнения партии Титуса у Ефимова явно не хватало. Поэтому вокал был неуверенным, ненадежным и небезошибочным. К тому же, средний регистр иногда подхрипывал, немного «плыла» интонация. Возможно, волнение тоже сказалось. Впрочем, доброжелательные слушатели оценили предпринимавшиеся певцом усилия,а также  его искреннее желание достойно спеть и приняли его хорошо.
Это был не единственный дебют в этот вечер. Хорошо знакомая мне по конкурсам очаровательная Елена Михайленко тоже впервые пела сложнейшую партию Виттелии.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505763/
С одной стороны, певица, безусловно, справилась со своей задачей. Здесь вокал был гораздо солиднее и ярче. Весьма крепкий и плотный голос Михайленко позволил ей показать сильный и весьма сложный характер ее героини, пела она очень эмоционально и энергично. Но, увы, моцартовским стилем, на мой взгляд, там и не пахло. Всё это было скорее «из другой оперы». Впрочем, думаю, здесь тоже сыграло свою роль и волнение, и фактор первого исполнения.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505766/
 Возможно потом, во время следующих исполнений Михайленко удастся освоить моцартовский стиль. На самом деле поет она очень неплохо. Тем более, такую сложнейшую партию!
Вторую женскую партию – Сервилии - пела колоратурное сопрано Марина Андреева, которую я помню по предыдущим случаям сотрудничества с Понькиным.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505762/
Эта певица знает секрет исполнения самых высоких нот, однако голос у нее скорее небольшой, а тембр  - весьма своеобразный, так сказать, на любителя. Тем не менее, певица эта очень опытная, и в партии Сервилии у нее практически не возникло никаких трудностей за исключением все-таки ощущающегося хронического недостатка звучности.
«Брючную» партию Анния пела Мария Масхулия.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505764/
Кажется, раньше я ее не слышал. Да и здесь сначала ее, увы,  практически не было слышно. Голос был очень глухим и совершенно не летел в зал. К тому же, мне показалось, что партия ей низковата. Правда, к своей последней арии она немного распелась, чему все очень обрадовались. Голос зазвучал получше, особенно верхний регистр. Но середина и низ по-прежнему тонули в здешнем вакууме.
Единственной отрадой для меня стала потрясающая Лариса Костюк в «главной брючной» партии Секста.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505761/
По-моему, раньше я слышал эту певицу только в записи. Не думаю, что я мог забыть этот удивительно красивый, ровный и завораживающий голос, который, полностью опровергая все измышления о неудачной акустике зала, упрямо летел вперед и вверх, заполнял все пространство и долго-долго еще звучал в ушах.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505759/
Костюк пела удивительно хорошо – настолько выразительно и ярко, что о каких-то технических тонкостях вспоминать даже не хотелось. И это был действительно Моцарт! Честно говоря, я вообще недостатков у нее в пении не заметил, настолько она меня очаровала своим голосом. Ее пение было настолько естественным, что мне кажется, я усомнился в том, переходит ли она когда-либо на разговорную речь. В общем, знакомство с этой певицей стало для меня огромным событием. Во всяком случае. депрессии как ни бывало. Спасибо!
Кстати, отвлечься от неприятностей мне помогло и еще одно интересное обстоятельство. Дело в том, что партию Публия в этот вечер исполнял очень хорошо знакомый мне (и Вам, наверняка) бас Михаил Гужов. Он очень много работает, вот и в исполнении «Царя Эдипа», между прочим, участвовал, молодец.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/505765/
Но тут, сидя в зале, я поймал себя на том, появление Гужова вызывает у меня некоторое удивление. И тут я вспомнил, что в этот же вечер он значился в числе участников другого концерта – как раз того элитарного мероприятия, на которое мне денег не хватило! Соображая, каким образом Гужову удалось так ловко раздвоиться или так быстро телепортироваться, я вдруг понял, что этому трудолюбивому певцу для того, чтобы участвовать одновременно в двух концертах(!), достаточно было только вовремя переходить с этажа на этаж (ведь партия Публия небольшая, и ему не нужно все время находиться на сцене!), ибо оба концерта проходили в одном здании – в Доме музыки! Кстати, там есть еще и третий – Театральный зал, жаль, я не посмотрел, что там был за концерт, а то кто знает?... про Камерный зал не знаю, но в пресловутой акустике Светлановского  голос Гужова звучал немного глуховато, да и дикция была не очень внятной (чего я раньше за ним не замечал). Тем не менее, Публия Гужов озвучил достаточно прилично. Но мне все-таки интересно, пел ли Гужов в этот вечер  и на концерте в Камерном зале, кстати, как я понял, там должна была исполняться программа совсем другого рода (кажется, в том числе и народные песни). Может, найдутся свидетели этого интересного события из числа хорошо обеспеченной и даже элитарной публики, заполнившей в тот вечер Камерный зал? Между прочим, о втором концерте я говорю без всякой иронии и, тем более, осуждения. Потому что отношусь к Гужову хорошо (его, кстати, любила слушать моя мама, когда мы с ней ходили на концерты), да и прекрасно понимаю: чего только не бывает в жизни артиста! Скорее всего, он пообещал участвовать и тем, и этим организаторам и, в отличие от многих в наше время, сдержал свои обещания, что, безусловно, характеризует его исключительно с положительной стороны.
Как видите, время прошло не зря, и мне все-таки не пришлось жалеть, что я тем вечером забрел послушать Моцарта!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Александр, спасибо Вам огромнейшее в очередной раз за такой подробный и интересный рассказ! Я просто восхищаюсь Вашим талантом в искусстве освещения музыкальных событий! Ларису Костюк я, к сожалению, не слышал. Надо будет теперь Ларису Костюк иметь в виду.
Александр, значит, Вы слушали мою любимую "Норму" в Доме Музыки? Можете, когда будет время, рассказать об этом? Я тогда тоже очень хотел на "Норму", но был очень занят и не попал. А ведь "Норму" я стараюсь не пропускать вообще, это, наверно, единственная опера, на которую мне очень хочется почти независимо от состава! Но ни разу я не слышал в "Норме" по-настоящему ярких исполнителей.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Александр, значит, Вы слушали мою любимую "Норму" в Доме Музыки? Можете, когда будет время, рассказать об этом? Я тогда тоже очень хотел на "Норму", но был очень занят и не попал. А ведь "Норму" я стараюсь не пропускать вообще, это, наверно, единственная опера, на которую мне очень хочется почти независимо от состава! Но ни разу я не слышал в "Норме" по-настоящему ярких исполнителей.
Нет, в Доме музыки я "Норму" не слышал. Насколько я помню (честно говоря, уже очень смутно), концертное исполнение "Нормы" п/у Понькина прозвучало уже много лет назад, кажется, в БЗК. Увы, детали, в том числе, к большому сожалению, и имена исполнителей стерлись из памяти. :( А Дома Музыки тогда еще и в помине не было.

Оффлайн Melanor

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 11
http://helikon.ru/news/?lang=rus&id=433

Норма Фантини была великолепна, а вот заслуженный артист России Николай Дорожкин был ужасен и вёл себя на сцене по хамски. Лично мне было перед Фантини стыдно, хоть я и сидел в зале.