Автор Тема: 2012-12  (Прочитано 27080 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2012-12
« Ответ #25 : Январь 14, 2013, 10:21:49 »
25 декабря



Газета "Коммерсантъ", №244 (5029), 25.12.2012
 
Имеющий уши да увидит
"Звучащее вещество" в Русском музее

http://www.kommersant.ru/doc/2097459

Выставка авангард


В Мраморном дворце, филиале Государственного Русского музея, открылась выставка "Звучащее вещество
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2097459". Название, отсылающее к ранним авангардистским опытам соединения музыки и изобразительного искусства, предвосхищает огромную и очень громкую выставку на так и не разрешенную до конца тему. Слушала и смотрела КИРА ДОЛИНИНА.


Последняя в этом году выставка Русского музея оказалась оглушающей в самом прямом смысле этого слова. Поет, гудит, звенит, играет, завывает, дребезжит, попискивает, воет и трещит здесь все и везде — начиная со двора Мраморного дворца, где из динамиков несется бравурная музыка Юрия Календарева; продолжая на парадной лестнице, где на каждой площадке что-то обязательно звучит, светит и звенит; и заканчивая практически каждой из 80 работ, выставленных в залах музея. Ну а если они вдруг ничего не издают сами, то уж точно посвящены заветной теме, над которой два творческих фронта бьются вот уже скоро полтора века.


Можно ли проверить алгебру гармонией? Можно ли передать музыку цветом? Способна ли линия на плоскости "сыграть" мелодию? Имеют ли отношение эмоции художника, полученные во время прослушивания музыкального произведения и переданные им на полотне, к ставшей исходной точкой музыке? Каким может быть зрительный ряд музыки? Эти и еще тысяча вопросов о возможной близости изобразительного искусства и музыки стали основой для собрания в рамках одной выставки абсолютно разных работ 50 авторов.


Принцип отбора явно был очень приблизительным. Поэтому искать типологическую близость между фантастическим и при этом вполне реально приткнувшимся у стены клавишным инструментом эмиритоном, сочиненным внуком того самого Римского-Корсакова — известным акустиком Андреем Владимировичем Римским-Корсаковым в 1930-х годах, и чистой живописью на музыкальную тему Надежды Удальцовой или Ивана Пуни, не имеет никакого смысла. Так, таблицы Михаила Матюшина — чистая аналитика, а струнный секстет Александра Зайковского (1912) — реальные инструменты, которые, хотя и корежатся, будто сошли с полотен Брака или Пикассо, но играть на себе позволяют и звуки издают совсем неплохие. Какие-то работы связаны с темой лишь интенцией художника ("пришло в голову, когда я думал о звуках..."); другие вид имеют совершенно скульптурный (как, например, огромные "Семечки" Сергея Катрана, издающие глухие звуки при колебаниях воздуха, потревоженного движением зрителя); третьи есть "обнажение приема" — те или иные способы извлечения звука при помещении на стену (раскуроченный компьютерный CD-плеер, навороченная гитара, струны и барабаны) превращаются в художественный объект.


Самой большой проблемой этой занимательной выставки оказывается не столько непонимание зрителем языка современного искусства, на которое так часто жалуются кураторы, сколько физическая невозможность услышать то, что хочет рассказать это искусство. Всегдашняя беда выставок Русского музея — невозможность вовремя остановиться — здесь привела к тому, что в одном самом маленьком зале могут оказаться три, а то и пять звучащих объектов. Результат уже даже какофонией не назовешь. Вынос мозга как он есть.


Протянуть прямую от Скрябина и Кульбина через Кейджа к Курехину и сегодняшних техно-био-художников, ткущих свои постоянно меняющиеся произведения буквально из мыслей зрителей,— отличная идея. Зафиксировать музейную ценность того, что чаще остается лишь воспоминанием о каком-то экспериментальном фестивале. Попробовать вписать отечественных художников в давно уже развиваемый тренд для музеев современного искусства, где звенит, свистит и скачет каждый третий экспонат. Ну и развлечь, конечно: в спокойные каникулярные дни эта выставка может оказаться куда лучше, чем на вернисаже,— просто не спешите и не заставляйте себя прослушать все вам предложенное. Только то, что приглянется. Любая музыка не терпит суеты.

Кира Долинина

=====================================



25 декабря 2012, 16:49   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев

«Глядя на людские страдания, понимаешь, что жаловаться грешно»
Михаил Плетнёв — об артистах, которые редко бывают счастливы

http://izvestia.ru/news/539414


28 декабря Михаил Плетнёв впервые за шесть лет выступит в Москве как пианист. Обладатель Grammy и четырех Госпремий давно прервал сольную карьеру, чтобы сосредоточиться на композиторской работе и руководстве Российским национальным оркестром (РНО). В уходящем году Плетнёв успел выпустить несколько компакт-дисков с симфоническими опусами Чайковского, совершить ряд гастролей и провести Большой фестиваль РНО. Теперь же он вновь сядет за рояль, чтобы сыграть Баха и Гайдна на закрытом вечере в Пушкинском музее. Самый неразговорчивый российский маэстро ответил на вопросы обозревателя «Известий».


— Существование РНО как негосударственного коллектива для многих было настоящим феноменом, одним из чудес новой России. Не жаль было расставаться с этим статусом, когда оркестр получил государственный патронаж?


— Жаль.


— Недавно Мариус Стравинский, дирижировавший вашим оркестром, сказал, что нынешние симфонические коллективы играют совершеннее — чище, техничнее, собраннее, — чем полвека назад. Вы с этим согласны?


— Не знаю... Главное, чтобы оркестр играл вдохновенно.


— Сделанные вами транскрипции фрагментов из балетов Чайковского стали очень популярны среди пианистов. Планируете ли продолжить работу в этом направлении?


— Пока идей нет.


— Завершение вашей фортепианной карьеры для многих знатоков музыки стало трагедией — они считали вас самым интересным из ныне живущих пианистов. Как вы сами воспринимаете этот факт?


— Можно сказать, что я предпочитаю из самого интересного пианиста переквалифицироваться в самого неинтересного дирижера.


— Почему вы выбрали местом своего проживания Швейцарию?


— Швейцария — замечательная страна с исключительно красивой природой. Прекрасно подходит и для отдыха, и для работы, всем рекомендую. Но в России я провожу куда больше времени, чем в Швейцарии.


— Продолжаете ли вы летать на своем самолете? Удается ли делать это в России?


— В летном деле я любитель, летаю нечасто. В России пока не летал.


— Десять лет назад в одном из интервью вы сказали: «Мы с Путиным идем в одном направлении». Разошлись ли ваши пути за прошедшие годы?


— Мне представляется, что правительство России пойдет по правильному пути, будет искать точки согласия и примирения между разношерстными и озлобленными частями российского общества.


— Как вы относитесь к дискуссионным законам, принимаемым в России в последнее время, — о защите детей от вредной информации, о защите чувств верующих и т. д.?


— Мне всегда почему-то казалось, что законы должны принимать уравновешенные, мудрые люди с огромным багажом знаний в области человеческой культуры.


— Однажды в интервью «Известиям» вы сказали: «Художник редко может быть счастлив в простом понимании этого слова». Насколько данное высказывание относится к вам самому?


— Пожалуй, относится. Но, глядя на людские страдания, понимаешь, что жаловаться грешно.
« Последнее редактирование: Январь 14, 2013, 11:51:04 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2012-12
« Ответ #26 : Январь 14, 2013, 10:22:02 »
26
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2012-12
« Ответ #27 : Январь 14, 2013, 10:22:13 »
27 декабря




Музыкальное катание на санях
Опера, балет и классическая музыка в дни новогодних каникул
2012-12-27 / Марина Гайкович

http://www.ng.ru/culture/2012-12-27/8_music.html

Это только кажется, что культурная индустрия в дни зимних каникул замыкается на елках или в лучшем случае «Щелкунчиках». Напротив – как раз в эти свободные от повседневных забот дни можно посмотреть последние премьеры или даже найти в афише раритетные имена. Специально для читателей «НГ» – обзор самых интересных концертов и спектаклей.

1. Фестиваль «Возвращение»

Малый зал консерватории 6–12 января

Возвращенцы – бывшие выпускники московских музыкальных вузов, в поисках лучшей жизни разъехавшиеся по миру и вдруг ощутившие тоску по родине – соберутся в Москве уже в шестнадцатый раз. Бывшим однокашникам хотелось встретиться и помузицировать – им понравилось, но самое главное – понравилось и публике, и даже критикам. Наверное, не столько оригинальными программами (каждый концерт – тематический, последний – традиционная сборная солянка «по заявкам самих исполнителей»), сколько тем, что за 15 лет вчерашние выпускники, а сегодня уже солидные музыканты, не превратили фестиваль в рутину, не потеряли свежести и искренности в отношении к тому, что они делают. Они играют для себя, для нас, и им это на самом деле нравится. В программе, «Путевые заметки» с произведениями, написанными композиторами под впечатлением от путешествий; «Война» (комментарии излишни); «Исход», где прозвучат сочинения, написанные композиторами накануне эмиграции; «По заявкам». Кстати, ауфтакт к «Возвращению» – новогодний концерт во Дворце на Яузе (31 декабря).

2. «Травиата»

Большой театр 9–13 января

Одна из немногих премьер последнего времени, обошедшихся без скандала, а скандалить и повода не было. Красивая постановка с шампанским, глубоким декольте и даже настоящей повозкой с лошадью и кучером, а самое главное – с чудесными исполнителями и, что еще более приятно, сплошь российскими. В заглавной партии – чудесные Альбина Шагимуратова и Венера Гимадиева.

3. Владимир Федосеев и БСО – к 200-летию со дня рождения Верди и Вагнера

Большой зал консерватории 10 января

 «Трубадур»

«Новая опера» 11 января

В будущем году нам предстоит испытание музыкой Верди и Вагнера – композиторы родились в один год и очень круглая дата пышно отмечается во всем мире. Россия исключением, конечно, не станет. Тон задает Владимир Федосеев: из Верди он выбирает знаменитую увертюру к «Балу-маскараду» и гораздо менее известные восемь романсов для тенора с оркестром в инструментовке Лучано Берио; из Вагнера – две сцены Лоэнгрина из одноименной оперы и симфонические фрагменты из «Кольца Нибелунгов». Солировать будет американский тенор Эрин Кейвс, пока московской публике неизвестный.

Оперу Верди «Трубадур» в Москве можно услышать только в «Новой опере». Это третий спектакль с момента премьеры, совсем свежий, именно в этот день обещан приглашенный исполнитель партии Манрико – тенор Георгий Ониани. Заодно можно поупражняться в пересказе сюжета – согласно оперному преданию, в одном из трактиров Милана бутылка раритетного шампанского ждет того, кто сможет без запинки изложить сюжет оперы. До сих пор не дождалась…

4. Camerata Salzburg

Концертный зал им. Чайковского

3 января

Камерный оркестр из Зальцбурга – города, знаменитого тем, что там родился Моцарт, – выступает в рамках филармонического абонемента «Европейские виртуозы в Москве». Оркестр солидный, с внушительным резюме – достаточно сказать, что руководили им в разные годы дирижеры с мировыми именами. Но коли музыканты приезжают аккурат в каникулы, приготовили они и соответствующую программу: с «Музыкальным катанием на санях» (это дивертисмент Моцарта по одноименному немецкому танцу) и «Балом-маскарадом с семьей Штраусов» (а это кадриль Иоганна Штрауса-сына на темы из одноименной оперы Верди); внутри двух обозначенных тем – раритетные опусы на зимнюю тему.

5. «Мойдодыр»

Большой театр 9–10 января

Для выхода с детьми лучшего варианта не найти. Спектакль вышел до того зрелищным, что малыши немеют от восторга: оживающий самовар, прыгающая, как лягушка, подушка, гвардия сантехники и – самое главное – потрясающий умывальник, но последний не танцует.
А «Щелкунчик» – все равно вне конкуренции. Самые лучшие – в Большом театре и Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. По два представления в день.

===================================



Консерватория СПб получила новогодний подарок
27 декабря 2012

http://www.nvspb.ru/stories/konservatoriya-poluchila-novogodniy-podarok-50206

Министр культуры Владимир Мединский сообщил, что Санкт-Петербургской консерватории передают комплекс зданий, ранее принадлежавший Министерству обороны.

– В понедельник состоится официальное подписание бумаг. Это будет культурный квартал в центре Петербурга, – заверил общественность министр.

Речь идёт о комплексе зданий, расположенных на углу набережной Мойки и улицы Глинки. Здесь находился Военно-транспортный университет железнодорожных войск, и на этом месте шведская компания «Рюрик Менеджмент» планировала к 2011 году создать многофункциональный комплекс, состоящий из элитного жилья, торгового центра, спортивного комплекса с бассейном и парковки. Шведы уже приступили к осуществлению проекта, известного под названием «Театральный квартал», переселив военный вуз в Петродворец. Но к работам на улице Глинки так и не удалось приступить из-за непредвиденных сложностей. В том числе и из-за кадровых перестановок в Министерстве обороны. В сентябре оно в одностороннем порядке расторгло договор с компанией. Пустовавшие здания тем временем начали разрушаться.

Представители Консерватории не раз обращались к военным с просьбой передать им пустующие площади. Тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков отказал. И вот теперь просьбы деятелей культуры услышаны.

– Если все необходимые документы будут действительно подписаны, мы сможем, наконец, осуществить долгожданный ремонт главного учебного корпуса, – рассказали корреспонденту «НВ» в пресс-службе Консерватории. – Здания расположены в непосредственной близости от главного учебного корпуса, и, вполне возможно, их переоборудуют под учебные классы. Главному музыкальному вузу северной столицы давно уже стало тесно в старых стенах, и зданию требуется масштабная реконструкция.

Сейчас площадь Консерватории не дотягивает до стандартов российских вузов. Она занимает 21 000 кв. м. За счет новогоднего подарка может увеличиться на 39 000 кв. м, то есть более чем в два раза.
« Последнее редактирование: Февраль 04, 2013, 11:21:09 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2012-12
« Ответ #28 : Январь 14, 2013, 10:22:27 »
28
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2012-12
« Ответ #29 : Январь 14, 2013, 10:22:43 »
29 декабря

Кадровая перетряска в столице
Эффективная модель культурной жизни по Сергею Капкову
2012-12-29

http://www.ng.ru/culture/2012-12-29/12_kapkov.html

Кадровую политику министра, главы Департамента культуры Москвы Сергея Капкова и в этом году можно назвать решительной, активной, напористой, можно – агрессивной. При этом в отличие, скажем, от министра культуры федерального значения Владимира Мединского Капков не спешит, а может, не считает нужным устраивать какие-то публичные бдения, советоваться с общественностью. Во всяком случае, официально объявленных общественных советов при нем нет.

Решил – и снял на следующий день после открытия сезона в Театре имени Гоголя просидевшего в этом руководящем кресле больше четверти века худрука Сергея Яшина. Пошли письма, протесты, одиночные пикеты и массовые митинги – никаких поблажек. Назначил Кирилла Серебренникова – значит, пусть он и решает, как дальше жить. Подписано – и с плеч долой, как говорил герой одной классической пьесы, которого в последние годы все чаще выводят на сцену в положительном свете.
Самых худших или, скажем иначе, театры, которые вызывают у подавляющего большинства экспертов вопросы, такой, например, как Театр Луны, – не трогают. А вот сразу несколько детских театров Центрального округа Сергей Капков своим приказом объединил в один, решив, что так будет оптимальнее. Под раздачу, вернее под реформу, попал среди других театр детской книги «Волшебная лампа», устоявший, как колобок из детской сказки, даже в схватке с всесильным соседом – нефтяной компанией, одной из крупнейших в мире. Тогда сумел выжить, сейчас – того гляди погибнет. Но Капков – не из тех, кто готов отменять уже принятые решения.
Новые руководители культурной и киноотрасли – главные ньюсмейкеры года
Решил – соединил несколько и без того крупнейших и просто больших выставочных залов под одной крышей, назвал московским выставочным объединением «Манеж», поставил руководить этим сложным организмом, где и большой «Манеж», и «Новый Манеж», и выставочный зал «Рабочий и колхозница», Марину Лошак и Ирину Толпину, которые с той же решительностью начали новую жизнь в искусстве.
Бесплатное посещение музеев в дни новогодних каникул год назад в этот раз подкрепляется новыми смелыми экспериментами: в этом, вернее уже в следующем, году решено проводить экскурсантов по закулисью московских театров. Зачем это нужно – вопрос.

============================================
« Последнее редактирование: Январь 14, 2013, 12:10:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2012-12
« Ответ #30 : Январь 14, 2013, 10:22:58 »
30 декабря


Те, кто ушёл
"Лента.ру" вспоминает известных людей, скончавшихся в 2012 году

http://www.lenta.ru/articles/2012/12/30/obituary/

22 февраля. Дмитрий Набоков, переводчик, оперный певец, 77 лет
 Единственный сын Владимира Набокова и Веры Слоним Дмитрий родился в 1934 году. В начале 1950-х он изучал в Гарварде литературу и историю, но потом поступил в консерваторию в Кембридже, которую окончил по специализации вокал (бас). Набоков выступал на оперной сцене около двадцати лет, параллельно участвовал в автогонках, но в 1980 году попал в аварию и забросил машины. Однако основным делом его жизни стало хранение литературного наследия отца и переводы произведений Набокова и других русских классиков на английский и итальянский языки. Все авторские права перешли к Дмитрию Набокову в 1991 году, за это время он успел также осуществить несколько радиопостановок по произведениям отца, инициировать новую экранизацию "Лолиты", выпустить воспоминания, а главное - в 2009 году опубликовать неоконченный роман Владимира Набокова "Лаура", который сам писатель завещал сжечь в том случае, если не успеет его завершить.

25 февраля. Морис Андре, трубач-виртуоз, 78 лет
 Француз Морис Андре в 2003 году был официально признан гильдией его собственных коллег "трубачом столетия". Один из крупнейших музыкантов XX века, он смог возродить интерес к трубе как к серьезному концертному инструменту и вдохновил современных композиторов на создание новых сочинений для трубы. В качестве солиста выступал с великими Гербертом фон Караяном, Карлом Рихтером, Рикардо Мути. Тем замечательней, что первый великий трубач родился в шахтерской семье, а первый урок игры на инструменте получил от отца.

16 мая. Мария Биешу, оперная певица, 76 лет
 Мария Биешу родилась на территории существовавшего тогда румынского королевства, а умерла в Кишиневе; училась на факультете агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума и в консерватории. В Москве сопрано наградили третьей премией конкурса Чайковского, в Токио ее признали лучшей Чио-Чио-Сан мира. Биешу дала концерт в аварийном Чернобыле, получила большую дозу облучения и до конца дней болела лейкозом; мировая слава в советские времена не заслужила ей даже повышенной пенсии.

18 мая. Дитрих Фишер-Дискау, оперный певец, 86 лет
 Немецкий баритон Дитрих Фишер-Дискау за 50-летнюю музыкальную карьеру записал несколько сотен пластинок - больше, чем какой-либо другой оперный исполнитель до него. Один только песенный цикл Франца Шуберта "Зимний путь" Фишер-Дискау записывал восемь раз. Специально для него писал Бенджамин Бриттен; считается, что без немца современные партии графа Альмавивы и Дон Жуана звучали бы совсем не так. А начинал музыкальную карьеру один из величайших оперых певцов XX века на самодеятельной эстраде в американском плену - в 1945 году мобилизованный Фишер-Дискау был схвачен под Римини.

29 мая. Марк Минков, композитор, 67 лет
 Марк Минков писал музыку для театра, оперы и балета, сочинял вокальные циклы на стихи Роберта Бернса, Александра Блока и Федерико Гарсии Лорки, однако больше всего прославился как кинокомпозитор. Наибольшую известность ему принесла музыка к сериалу "Следствие ведут знатоки". Среди песен Минкова - "Бери шинель, пошли домой", "Вербочки", "Не отрекаются, любя".

4 июня. Эдуард Хиль, певец, 77 лет
 Эдуард Анатольевич был ленинградцем до мозга костей, хотя родился в Смоленске - и, может быть, благодаря этому светился таким непитерским радостным светом. Он закончил консерваторию, пел оперную классику - партии Фигаро, Германа, Евгения Онегина. Однако прославила его эстрада, где он стал правопреемником Леонида Утесова. От многих голосистых современников и старших товарищей Хиля отличали юмор, жизнерадостность и легкость; благодаря им же он легко пускался в авантюры, в середине 1990-х перезаписывая свои шлягеры в современных обработках в рамках проекта "Хиль и сыновья". То, что Хиль в 2010-м стал интернет-сенсацией, "мистером Трололо", конечно, случайность, но не совсем случайность: вряд ли кто-то из других исполнителей знаменитого вокализа смог бы поразить весь мир своей инопланетной артистичностью. А принять неожиданный суперуспех с юмором и благодарностью мог, конечно, только Хиль.

11 декабря. Галина Вишневская, оперная певица, 86 лет
 Галина Павловна Вишневская, не имея музыкального образования, пришла "с улицы" на прослушивание в стажерскую труппу Большого театра и триумфально прошла его - благодаря потрясающему, поставленному от природы голосу и такой же природной силе воли. Сила и ярость, буря и натиск были оборотной стороной невероятного таланта Вишневской: благодаря им (помноженным на колоссальное трудолюбие!) певица уже в 1960-х выступала в Ла Скала, Венской опере и Ковент-гардене. Ее не сломила, а только разозлила травля за поддержку Солженицына, из-за которой Вишневской и ее мужу, великому виолончелисту Мстиславу Ростроповичу, пришлось уехать из страны. Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович посвящали Вишневской свои произведения, Анна Ахматова - стихи. Вишневская навсегда изменила оперу; ее место в искусстве не под силу занять никому другому.
« Последнее редактирование: Январь 14, 2013, 11:49:52 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2012-12
« Ответ #31 : Январь 14, 2013, 12:28:05 »
31 декабря
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица