Автор Тема: Пётр Андершевски (Андржевски) / Piotr Anderszewski (р.1969), польско-венгерский пианист  (Прочитано 9648 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Как бы то ни было и как бы ни относиться к этому пианисту, мы не зря завели поток о нём.
Всё-таки он работает в русле одной из очень хорошо очерченных стилистических тенденций конца ХХ начала XXI века, и мы не можем делать вид, что её нет. Она есть, и не один Андершевски в её русле находится.
Можно возмущаться моими словами сколько угодно и отыскивать сколько угодно отличий, но Михаил Плетнёв, если рассматривать его пианистическую деятельность, работает в этом же направлении.

Позвольте поинтересоваться, и чем же характеризуется эта "стилистическая тенденция"? До сих пор внятного описания так и не было дано. Но Вы часто объединяете имена Шиффа-Плетнёва-Андержевского в какое-то стилистическое направление, характеризующееся лишь тем, что пианист, якобы

берёт любой текст и перерабатывает его на собственной субъективной основе, сближаясь в этом плане с Софроницким, Юдиной, Гульдом, Головановым и прочими харизматичными индивидуальностями, так или иначе во время любого своего исполнения «играющими себя».

Если это в подавляющем большинстве случаев верно для Плетнёва, то такое суждение о Андержевском говорит лишь о недостаточном знакомстве с его записями. Скажем, приведённые мной и Вениамином ссылки на произведения Шумана, его записи произведений Моцарта, Баха, Бетховена, Шимановского - как раз представляют собой примеры весьма внимательного и бережного отношения к тексту. Разумеется, индивидуальный исполнительский почерк постоянно присутствует, но не перерастает в навязывание тексту чуждой концепции (что справедливо для Юдиной, Гульда и прочих упомянутых пианистов).

А то возникает впечатление, будто бы в конце XX века вдруг появилась когорта пианистов-волюнтаристов, "играющих себя". Но это не так! Подобные были и в начале, и в середине XX века, и никуда не делись с началом нового тысячелетия. Их место на концертной эстраде подвижно: от полностью маргинальной позиции они порой дрейфуют почти что к "мейнстриму", но, тем не менее, тенденция эта сквозной нитью проходит через всю историю исполнительского искусства, переживая свои взлёты и падения.

Что касается объединения Плетнёва и Андержевского, то тогда уж это уместнее было бы объяснять не их "субъективизмом", а другим свойством, которое Вы подметили, на мой взгляд, совершенно верно: печать "Заката Европы", а, точнее, "кризиса прямого высказывания", о котором пишет Мартынов применительно к композиторскому творчеству, хотя и в исполнитеьской сфере этот кризис весьма заметен. Сейчас выбор среди исполнителей невелик - либо "супермаркет", либо "декаданс", а конкурсные мальчики с жизнерадостно-победным Рах3 воспринимаются как атавизм прошлой эпохи.
« Последнее редактирование: Июль 01, 2014, 18:53:46 от pegassov »

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 032
Сегодня в 21 час по Москве можно будет послушать рецитал П. Андершевски:

Concert from the Ansbach Bach Week. Piotr Anderszewski, piano, plays:

MOZART: Fantasy in C minor, KV 475/ Sonata in C minor, KV 457.

JANÁCEK: On an overgrown path, Part II.

BACH: English Suite in D minor, BWV 811.

Recorded.

http://www.worldconcerthall.com/en/schedule/anderszewski_plays_mozart_janacek_and_bach_in_ansbach/36023/?platform=hootsuite