Автор Тема: Надежда Андреевна Обухова (1886-1961), меццо-сопрано  (Прочитано 17475 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Выставка «Кумиры прошлого. Надежда Андреевна Обухова. Жизнь и творчество».

15 февраля 2012 г. в 17. 00 в Музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина (отделе Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки) состоится презентация выставки «Надежда Андреевна Обухова. Жизнь и творчество» из цикла «Кумиры прошлого».

            В богатую и разнообразную коллекцию выставки вошли материалы из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки и частного собрания внучатой племянницы певицы Софьи Анатольевны Гальцевой. Это живописные портреты и фотографии Н. А. Обуховой в жизни и в ролях, письма, фотографии известных музыкантов и художников с дарственными надписями певице, программы ее оперных и концертных выступлений. Несомненный интерес вызовут эскизы декораций и костюмов К. Коровина, М. Нестерова, Б. Кустодиева к спектаклям Большого театра, в которых была занята Н. А. Обухова. О безупречном вкусе и аристократической сдержанности певицы будут свидетельствовать ее личные вещи — концертные платья, аксессуары и украшения, детали сценических костюмов. Посетители увидят фамильное древо и герб дворянского рода Обуховых.

На выставке демонстрируется фильм «Душа и песнь моя», снятый в 1986 году к 100-летию со дня рождения певицы, звучат арии из опер, романсы и песни в ее исполнении.

В программе открытия принимают участие народная артистка РСФСР Валентина Левко, народная артистка РФ Евгения Алтухова, народный артист СССР Владислав Пьявко, народная артистка СССР Маквала Касрашвили, солистка Большого театра Елена Новак, солист Большого театра заслуженный артист РФ Евгений Шапин, лауреат всероссийских и международных конкурсов Ольга Балашова, заслуженный деятель культуры РФ Наталья Иванова-Крамская, солист молодежной труппы Большого театра Григорий Шкарупа. Гости презентации поделятся воспоминаниями о великой певице, исполнят вокальные номера, в которых она когда-то блистала.

            Вечер ведет народный артист РФ Святослав Бэлза.
            Почетный гость церемонии открытия Советник Президента РФ народный артист РФ Юрий Константинович Лаптев.

В рамках выставки пройдут лекции-концерты, знакомящие посетителей с работой Н. А. Обуховой в Большом театре и ее камерно-концертной деятельностью.

19 февраля в 16. 00 — лекция «Великая оперная певица Н. А. Обухова»

25 февраля в 16. 00 — лекция «Обухова — уникальный интерпретатор русской и зарубежной камерной вокальной музыки (романса)

4 марта в 16. 00 — лекция «Русские, итальянские и лирические песни советских композиторов в исполнении Н. А. Обуховой»

Выставка открыта с 15 февраля по 18 марта 2012 г.

Новинский бульвар, 25–27
http://www.glinka.museum/news/index.php?news=4948

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
О Надежде Обуховой я впервые услышал незадолго до окончания школы, когда мы писали пробное изложение с элементами сочинения (сейчас уже нет такого,сейчас вместо него сдают ГИА, это нечто типа ЕГЭ). Текст можно прочитать здесь. По решению учителя из 80 составленных для таких изложений текстов для предэкзаменационной работы (пробного экзамена) был выбран этот. Вообще, история достаточно поучительна, к сожалению, для многих свойственно описанное в тексте отношение к музыке.И я тоже ведь,к сожалению,когда писал это изложение, совершено не помышлял о том, что буду так сильно любить классическую музыку, я тоже прошёл путь,отдалённо похожий на пройденный главным героем текста - от человека, не слышавшего ничего оперного,кроме Сердца красавиц (стыдно теперь об этом вспоминать), до меломана, прослушавшего многие десятки опер и много других произведений. Но, в отличие от слушателей концерта в Ессентуках,я никогда не относился к исполнителям классической музыки пренебрежительно. К сожалению, и сейчас встечается подобное отношение к музыке. Те же мобильные телефоны, звенящие во время опер, а некоторые могут даже и разговаривать! Как рассказывают люди, бывавшие в одном городе в СНГ (не буду его называть), в тамошнем оперном театре во время исполнения оперы "слушатели" прямо ходят по залу, собираются в кучки и начинают болтать друг с другом и по мобильным телефонам, и сотрудники театра ничего с этим не могут или не хотят сделать.
« Последнее редактирование: Февраль 13, 2012, 00:48:53 от Вольфрам »

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Всё хорошо, но я себе не представляю, как она на своем холодном певческом темпераменте могла петь Амнерис в "Аиде", да и "Кармен"!

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Всё хорошо, но я себе не представляю, как она на своем холодном певческом темпераменте могла петь Амнерис в "Аиде", да и "Кармен"!
Где вы слышите  "холодный певческий темперамент"? Переживания  своих героинь Н.Обухова прекрасно понимала и умела передавать их голосом. К примеру, вы слышали сцену из "Царской невесты" с Ан.Ивановым и В.Шевцовым?В ее голосе есть и страсть, и любовь,и ревность, и желание отомстить. Никакой холодности. Другое дело, что она рисует образы героинь скупыми, но точными красками. Думаю что   Амнерис и Кармен у нее также были замечательными.

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Всё хорошо, но я себе не представляю, как она на своем холодном певческом темпераменте могла петь Амнерис в "Аиде", да и "Кармен"!
Думаю что   Амнерис и Кармен у нее также были замечательными.

Не уверен, скорее всего они были своими, специфическими, далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами, как впрочем, у всех русских певцов.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Всё хорошо, но я себе не представляю, как она на своем холодном певческом темпераменте могла петь Амнерис в "Аиде", да и "Кармен"!
Думаю что   Амнерис и Кармен у нее также были замечательными.

Не уверен, скорее всего они были своими, специфическими, далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами, как впрочем, у всех русских певцов.

Что же плохого в том ,что эти партии были своими и специфическими.В конце-концов она русская певица. Сомневаюсь также, что "далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами". Насколько я знаю, Обухова была в Италии и пение итальянцев слышала. Кроме того, ее педагогом был У.Мазетти. Так что, она прекрасно знала как и что петь. Лучше нас с вами.
А что, традиции исполнения русских опер западно-европейскими музыкантами не бывают специфическими и далекими от исполнения русских певцов? Но мы же за это их не ругаем.

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Всё хорошо, но я себе не представляю, как она на своем холодном певческом темпераменте могла петь Амнерис в "Аиде", да и "Кармен"!
Думаю что   Амнерис и Кармен у нее также были замечательными.

Не уверен, скорее всего они были своими, специфическими, далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами, как впрочем, у всех русских певцов.

Что же плохого в том ,что эти партии были своими и специфическими.В конце-концов она русская певица. Сомневаюсь также, что "далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами". Насколько я знаю, Обухова была в Италии и пение итальянцев слышала. Кроме того, ее педагогом был У.Мазетти. Так что, она прекрасно знала как и что петь. Лучше нас с вами.
А что, традиции исполнения русских опер западно-европейскими музыкантами не бывают специфическими и далекими от исполнения русских певцов? Но мы же за это их не ругаем.

Не нужно употреблять выражения типа - она прекрасно знала как и что петь. Лучше нас с вами.
Отвечайте за себя, про меня не нужно, я уже свое мнение высказал.
В русском репертуаре она, и то не во всех партиях справлялась, а вот в зарубежных, повторяю, не уверен, не слышу.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сомневаюсь также, что "далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами". Насколько я знаю, Обухова была в Италии и пение итальянцев слышала. Кроме того, ее педагогом был У.Мазетти. Так что, она прекрасно знала как и что петь. Лучше нас с вами

:) Уж это точно, что лучше нас !

Не уверен, скорее всего они были своими, специфическими, далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами, как впрочем, у всех русских певцов.

Парадокс заключается в том, что русские певцы, получившие профессиональную подготовку у зарубежных преподавателей, перенимали у них те вокальные стили, которые на родине этих стилей к нашим временам давно уже забыты. Поэтому у нас сегодня, если судить по записям иностранных певцов 2-й половины ХХ века, может сложиться довольно неадекватное представление о том, какие "традиции" имели место на Западе в 1-й половине и в начале ХХ века, а тем более, в конце XIX века, и кто лучше соответствовал этим традициям - наши певцы той эпохи или зарубежные певцы более поздних времён ! :)
Напомню также, что у того же Мазетти (помимо громадного количества прочих русских певцов) училась другая наша певица, величайшее колоратурное сопрано всех времён и народов - А.В.Нежданова. Так что Adina имеет весьма веские основания для своих высказываний.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Сомневаюсь также, что "далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами". Насколько я знаю, Обухова была в Италии и пение итальянцев слышала. Кроме того, ее педагогом был У.Мазетти. Так что, она прекрасно знала как и что петь. Лучше нас с вами

:) Уж это точно, что лучше нас !

Не уверен, скорее всего они были своими, специфическими, далекими от традиций исполнения вокальных партий  западно-европейскими музыкантами, как впрочем, у всех русских певцов.

 Так что Adina имеет весьма веские основания для своих высказываний.

Да все мы имеем основания для своих субъективных мнений, на том и стоим.
А истина не всегда ясна и понятна и никогда не бывает простой - кажется О.Уайльд

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Всё же Надежду Андреевну Обухову я бы отнес больше к камерной певице. В опере все крупнее - голоса, выразительные средства, тембральная палитра более широкая, достаточное наличие металла в материале.
Разумеется, она певица тонкая, с высокой певческой культурой за это никто не спорит.
В.Левко напоминает Н.А.Обухову по тембру.
Слушал её - мягкий, красивый голос, но не большой.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Всё хорошо, но я себе не представляю, как она на своем холодном певческом темпераменте могла петь Амнерис в "Аиде", да и "Кармен"!

Записи Хабанеры и Сегидильи есть в пятидисковом выпуске записей Обуховой.
А вот насчет "холодного певческого темпераметра" я совершенно не согласен.

Всё же Надежду Андреевну Обухову я бы отнес больше к камерной певице. В опере все крупнее - голоса, выразительные средства, тембральная палитра более широкая, достаточное наличие металла в материале.

Зато взамен часто исчезает мягкость тембра. Мне кажется, что, напротив, тембральная палитра шире как раз в камерном вокале, как и средства выразительные разнообразнее. 
Я-то лично обожаю Обухову именно за камерный репертуар, но я вообще обожаю камерный репертуар.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Казалось бы, что нового можно открыть среди исполнительского наследия Н.А. Обуховой? Всё, вроде, так или иначе выходило. Однако кое-что, видимо, пропустили. Вот-вот, со дня на день, в "Аквариусе" должен выйти новый альбом с концертом памяти К.Н. Игумнова. записанного в БЗК в 1949 г.  В этом концерте Обухова исполнила пять романсов П.И. Чайковского. Мне эти записи  прежде не попадались. Очень рекомендую, как и весь концерт целиком. Там ещё принимают участие А.Ф. Гедике, трио Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий, С. Рихтер, а во втором отделении поют П. Лисициан и Н. Обухова. Вот такой составчик...

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
ОЧЕНЬ БЫЛО БЫ ИНТЕРЕСНО ПОСЛУШАТЬ ТАКОЙ КОНЦЕРТ И С ТАКИМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ!

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 429
Очень интересно, спасибо Вам за новинки грядущие

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
« Последнее редактирование: Январь 20, 2016, 11:45:56 от Максим »

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Станислав ДЯЧЕНКО. Без мягкого знака.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Помимо обозначенных в афише вокалистов, в концерте 28 января в БЗК примут участие ещё Дарья Давыдова и Виктория Шевцова.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
К 130-летию со дня рождения Надежды Обуховой прозвучат записи в Концертном зале радио "Орфей"

http://muzcentrum.ru/news/253-2016/18767-k-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-nadezhdy-obukhovoj-prozvuchat-zapisi-v-kontsertnom-zale-radio-orfej
Che mai sento!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
В ермоловском музее проходит выставка к 130-летию Н.А. Обуховой (до 31 марта!):

http://bakhrushin.theatre.ru/branches/salon/ex/gffg/

На выставке можно также посмотреть док. фильм «Как бы я хотела для вас попеть!», получивший премию на фестивале в Липецке (http://doc-kino-club.livejournal.com/118178.html).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
«Надежда русского искусства. Н. А. Обухова»
Цикл «Тайны Дома артистов Большого театра»
Музей-квартира Н. С. Голованова (Брюсов пер., 7, кв. 10)
2 декабря, пятница
Начало в 19:00
Исполнители:
автор проекта и ведущий встречи – лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории Станислав Дяченко
В программе:
Прозвучат записи Н. А. Обуховой, будут демонстрироваться предметы, принадлежавшие певице.
В вечере примут участие народная артистка России меццо-сопрано Евгения Алтухова, наследница школы выдающегося профессора Московской консерватории Умберто Мазетти, у которого училась Надежда Обухова, а также солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Ирина Чистякова (меццо-сопрано)
Подробнее:
На вечере мы будем беседовать о жизни и творчестве великой русской певицы Надежды Андреевны Обуховой.
Общение с теми людьми, кто знал её и кому дорога память о ней, воспоминания её родственников, прослушивание аудио- и видеозаписей, демонстрация уникальных предметов, принадлежавших певице — вот лишь некоторые моменты встречи в квартире великого русского дирижёра Николая Семёновича Голованова, частым гостем которого была русская певица Надежда Обухова.
На вечер приглашена ближайшая родственница Надежды Андреевны, внучатая племянница Софья Анатольевна Гальцева.
Билеты продаются в кассах Музейного объединения и в Музее-квартире Н. С. Голованова

http://glinka.museum/visitors/events/?SECTION_ID=3&ELEMENT_ID=1541&ajax=Y

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Небольшой кусочек с прошедшего вечера, посвящённого Н.А. Обуховой.

Поёт Евгения Васильевна Алтухова. 92 года (!!)
https://www.youtube.com/watch?v=1yDrLFfjjTQ

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 113
Завидую тем, кому посчастливилось побывать на этом вечере и послушать прекрасную певицу, настоящую наследницу старой школы!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Завидую тем, кому посчастливилось побывать на этом вечере и послушать прекрасную певицу, настоящую наследницу старой школы!

Это был изумительный вечер. Конечно, "гвоздём программы" стало выступление Е.В. Алтуховой. Она не только превосходно спела, но и поделилась интересными воспоминаниями о своём педагоге Маргарите Георгиевне Гуковой, солистке Большого театра в 1906-1914 годах, ученице У. Мазетти (педагога Обуховой и Неждановой). Мы о ней немножко в своё время поговорили (http://classicalforum.ru/index.php?topic=10676.msg68552#msg68552).

Мне тоже довелось в этом вечере поучаствовать - показал редкую запись Н.А. Обуховой и Н.С. Голованова - гадание Марфы. Это их единственная совместная запись. Она была сделана в 1939 году на радио и до сих пор по неизвестным мне причинам не была издана. Я очень рад, что она прозвучала именно в музее-квартире Голованова. Надеюсь, что когда-нибудь удастся её опубликовать.

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 113
В свое время на виниле были изданы фрагменты сольных концертов Н. А. Обуховой 1948 и 1949 гг (если не ошибаюсь). Сохранились ли записи этих концертов в более полном объеме?