Автор Тема: Что должны делать музыканты, когда "нарядная" публика хлопает во всех мыслимых и немыслимых паузах ?  (Прочитано 14374 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 713
Интересно, а что вообще должны делать музыканты, когда "нарядная" публика захлопывает их выступление во всех мыслимых и немыслимых паузах? Все мы не раз становились свидетелями подобного, вот совсем недавно так "обломали" концерт Донахоу. Он сначала "языком тела" сигнализировал, мол, постойте, но потом просто вошел в клинч с публикой и не стал делать пауз не только между частями, но и между произведениями, причем даже разных авторов! И так всех запутал, что его стали провожать бурными овациями еще до того, как он сыграл последнее заявленное в программе произведение.

На Декабрьских вечерах в этом году перед каждым концертом просто умоляют не хлопать между частями. Может, пора и в программках к этому призывать? Или придумать какой-то значок типа зачеркнутых ладошек и ставить его в соотвествующих местах программы? Или наоборот, ставить ладошки там, где хлопать нужно (или хотя бы можно)?

Правда, некоторые музыканты (в отличие от слушателей!) относятся к этому вполне спокойно. Например, Березовский, который как-то сослался на то, что во времена Моцарта публика апплодировала, где хотела.
« Последнее редактирование: Декабрь 29, 2012, 20:47:52 от Ренне »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... цена билетов - зашкаливает разумные пределы, публика скажем неконсерваторская, но нарядная
... хлопали во всех возможных и невозможных паузах.
...
... 2-ой Концерт Шостаковича ... усталость и опустощенность ДДШ прозвучали достаточно выразительно. Естественнно то же самое захлопывание после каждой части концерта

:))
Знаете, мне это напоминает ситуацию полувековой уже почти давности, когда в залах ведущие УМОЛЯЛИ публику перед началом почти каждого концерта НЕ хлопать в паузах и между частями ! :)) Помню даже объяснение: паузы и тишина между частями - это тоже музыка. Невозможно не согласиться с этим и сегодня.
Как вы думаете, что случилось за эти полвека ? :)) Что такое ? Мы все опять стали ближе к обезьяне ? Или просто в залы пришла какая-то новая публика ?
Алька называет её "нарядной" - но, быть может, это какие-то нувориши, которые взялись приобщаться к высокому ? Наверное, это не так уж плохо ? Да, они музыки не знают и ходят на "модное", но ведь всегда ходили на модное - на Клайберна, на Гаврилова, на Козловского, на Лемешева ..... Вряд ли тогдашняя публика была более развитой - или я не прав и она была-таки более развитой ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Аналогичная ситуация была в этом году на концерте Артуро Пизарро, который прошел осенью в Светлановском зале ММДМ. Там "обхлопывали" 24 прелюдии Шопена, но вот чудо - самая трепетная, но короткая,  по-моему №7 (там, где 8 тактов) проскочила мимо "благодарных слушателей", т.к. люди просто не поверили, что серьезный композитор может создать такой "маленький" шедевр.

А если серьезно - надо в программках писать и перед началом прослушивания говорить о НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ аплодировать между частями призведения: часто конферанс так делает и бывает, что конуерт проходит без ненужных оваций. Это как с мобильниками - ведь говорят, а все равно не отключают. И вот в этом году Константин Лифшиц просто встал и ушел со сцены - вот тут-то все и призадумались. С трудом вернули его на сцену и тогда даже моргать перестали, не что хлопать или пищать телефонами.

Как это ситуация не смешна, но становится проблемой. Я очень рада, что люди идут на концерты, но ведь надо их учть, как себя вести. Это же не таперы в ресторане их радуют и добавляют кайфа в увеселение. У меня иногда бывает желание встать и во все свое малосильное горло попросить зал не хлопать и скорее всего совсем скоро я это буду делать, особенно если кто-то из Форума меня поддержит хотя бы морально.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
иногда бывает желание встать и во все свое малосильное горло попросить зал не хлопать

:)) Дорогая Алька !!
Я ценю ваш героизм, но мне кажется, эта проблема должна решаться руководством зала, которое ОБЯЗАНО поручать ведущим ПОВТОРЯТЬ НЕСКОЛЬКО РАЗ как просьбу выключить телефоны, так и просьбу не аплодировать в паузах и между частями.
И после перерыва - ещё раз просить об этом пару раз.
А ещё неплохо было бы перед каждым крупным произведением.
Типа, повторяем для бестолковых.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Мне минимум дважды на концертах пришлось во время своего выступления неожиданно услышать аплодисменты, когда произведение ещё не кончилось. Оба раза потому, что аудитория была "не образованная". Я это переношу нормально, ну жалко, конечно, потерянного впечатления.

Последний раз недавно кто-то крикнул "браво" в паузе сразу после первой части песни Ерёмки  :)
Концертмейстер потом рекомендовала мне  на будущее поменьше делать фермато ( в ма-а-ой-масленицА)  :D

Пусть чаще ходят и образовываются.

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
(из исходной темы)
Я думаю - а может быть музыкантам неинтересно играть перед такими случайными слушателями…
…все равно аншлаг обеспечен, цветов завал, БРАВО кричат непрерывно - чего стараться.
А представляете, мы, случайные слушатели, тоже иногда рефлексируем по этому поводу. Может, нам не ходить? Зал будет пустой, зато все всех поймут правильно.

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Ну вот же! Сразу стало совершенно понятно, что и когда делать.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На Декабрьских вечерах в этом году перед каждым концертом просто умоляют не хлопать между частями. Может, пора и в программках к этому призывать?

Между прочим, не только руководство зала обязано предупреждать о том, что нужно сделать и чего делать нельзя, но и сами музыканты вполне могут управлять стихийными аплодисментами. В частности, по завершении части большого произведения можно руками и всей фигурой изобразить этакую заинтересованность продолжением, что все сразу поймут, что оно воспоследует и что не надо нарушать тишину. Например, можно замереть в некоем незавершённом движении или беззвучно опустить руки на клавиши. А по окончании произведения наоборот - резкими движениями дать понять, что всё закончилось и тут же подняться на поклоны. И уж обязательно это делать после исполнения каждого большого произведения или опуса из нескольких произведений. Это со стороны исполнителя будет очень грамотно во всех смыслах.
Т.е. сам музыкант - я сейчас говорил о пианисте - вполне этим процессом может управлять.
Что касается дирижёра, то ему это сложнее, но и он тоже может действовать схожим образом, например, начать рассматривать или листать партитуру, опять же изобразить некое незавершённое движение, по крайней мере он может не оборачиваться на хлопки.
Мне кажется, какие-то элементы знания слушательской психологии необходимо артистам преподносить, чтобы они этим пользовались в своих же интересах, а самое главное, в интересах исполняемой музыки.
Певец тоже может хотя бы отчасти управлять публикой, хотя его актёрские возможности - особенно в оперном спектакле - существенно ограничены. А в сольном концерте действует всё тот же арсенал знания слушательской психологии. Например, вполне можно петь подряд большие циклы, чтобы не вызывать аплодисменты каждым номером. Но заставить публику молчать между отдельными разрозненными номерами, например, между самостоятельными романсами, практически невозможно.
Т.е. многое зависит от артиста и его умения управлять аудиторией.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Ой, ну не будьте вы такими высокомерными.))) И необразованная публика у вас , и бестолковая...

Насчет "бестолковая" я не говорил  :)
А "необразованная" было заключено в кавычки. Именно потому, что я никого не осуждал и не осуждаю - это просто констатация факта в данном (музыкальном) отношении.  И никакого "высокомерия" там, соответственно, не вкладывалось. Просто жалко, что это привело к ухудшению общего восприятия произведения зрителями.

Напротив, я всегда честно признаюсь в собственной музыкальной необразованности. А многочисленные анекдоты про вокалистов, и басов, в частности - в мой адрес  :D (кстати, Вам. Helene, спасибо за пополнения соответствующей темы  ;)   :) )

Более того, будь в моём случае публика более продвинутая/образованная в вокально-музыкальном плане - может, я и не услышал бы "браво".

А представляете, мы, случайные слушатели, тоже иногда рефлексируем по этому поводу. Может, нам не ходить? Зал будет пустой, зато все всех поймут правильно.

По-моему, справедливое замечание. Могу сказать, как я сам пытаюсь "не навредить" в таких ситуациях, где я не знаю, можно ли уже аплодировать - я просто жду реакции других зрителей.  А те, кто является знающим, могут начинать сами. 

...Я извиняюсь, дважды жал на кнопку "Цитата" в другом сообщении Helene, не вставилось ...
К вопросу о явлении математиков на музыкальные выступления (о котором писал Ted) - анекдот для Helene  :D

Идет математик по улице, видит объявление - "Выступает камерный хор". Заинтересовался, зашел. После концерта выходит огорченный - "а, чепуха, частный случай, k=3".
В тему "музыкальный" юмор, увы, не подходит  ;D


 


Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
эта проблема должна решаться руководством зала

В МЗФ в этом сезоне  на 1 из концертов в начале объявили, что между частями хлопать не принято и что частей этих будет 4 - никто и не хлопал. Даже во втором отделении. В КЗМТ не объявляют никогда и в программках не пишут, поэтому там - как повезёт.
Вообще, каждый раз, когда возникает эта тема, хочется написать что-нибудь подобное:

А представляете, мы, случайные слушатели, тоже иногда рефлексируем по этому поводу. Может, нам не ходить? Зал будет пустой, зато все всех поймут правильно.

Или предложить продавать билеты только тем, кто принесёт справку о наличии музыкального образования.
Откуда человек может знать, как ему себя вести, если ему никто об этом не сказал? Если руководство зала не считает нужным его информировать, значит, это не так важно, про телефоны же объявляют.

Про дирижёров - теоретически они тоже могут управлять процессом, другое дело, что и слушатель тогда должен за ним следить, т.е. опять же речь идёт о человеке, у которого уже есть некие знания о том, что можно и что нельзя.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Откуда человек может знать, как ему себя вести, если ему никто об этом не сказал?
... речь идёт о человеке, у которого уже есть некие знания о том, что можно и что нельзя

Обычно эти знания передавались из поколения в поколение, т.е. от одного поколения публики к другому. И я видел уже 2 срыва этой традиции - один был на рубеже 60-70-х гг., когда конферансье со сцены всех учили, как надо вести себя в концертах (тогда как до этого сие все знали и необходимости в таком обучении не было), а как не надо, второй - в наши дни !
Первую культурную катастрофу я связываю с хрущёвским правлением, а вторую - с ельцинским. Чума вроде миновала, а осадочек остался. При Брежневе ситуация понемногу выправлялась, и к концу 80-х у нас была очень грамотная публика, хотя, как ни странно, в целом интерес к классическим концертам в эту же эпоху упал. Чем это объяснить, я понятия не имею !!
А сейчас другая ситуация: интерес как раз растёт, публика повалила на классические концерты, а культура поведения в зале, конечно, нулевая.
А могу объяснить лишь падение культуры (Хрущёв-Ельцин - два эти хряка, конечно, не были особо "культурны", как и их правление), а как и чем объяснить тогдашнее падение интереса и нынешний его рост - я не знаю. Могу лишь констатировать, но объясить не могу.
Предполагаю, что имеют место какие-то волны развития, волны интереса, взаимодействующие с волнами подъёма или падения культуры. Но я уже предположил выше, что волны культуры объяснить можно политической ситуацией и культурной политикой вождя, а волны интереса - нет. Это независимые явления, и чем объяснять второе - не знаю и даже предположить не могу.
Это какие-то мощные суперциклы, слабо зависящие от всего остального.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн chiarina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 237
    • ДМШ им. А.Н.Александрова
Нынче была на "Декабрьских вечерах". Конферанс осуществляла пожилая дама (не знаю, как ее фамилия). Так она в начале каждого отделения настойчиво разъясняла, что между частями аплодировать не следует. И что вы думаете? Публика так оробела, что после окончания произведения несколько секунд все сидели тихо, как мышки - а вдруг еще нельзя? Тем более, что сцену из задних рядов вообще не видно, так что по поведению артистов понять нельзя, закончили они или нет. Очень забавно было.  :)

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Мне тут вспомнился случай в нашем любительском театре, на "Кармен", за который мне от дирижёра попало :) Я в этой опере исполняю Данкайро, и в знаменитом квинтете там перед второй частью надо было сделать совсем небольшую паузу, а потом запеть "Итак, друзья, всё решено". И вот, из-за сложностей с мизансценой я эту паузу передержал, и публика начала хлопать. Это я к тому, что иногда и исполнитель может публику спровоцировать.

Оффлайн kotsubays

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 175
А у нас в Киевском оперном театре не дали Гремину арию допеть: на словах - "и жизнь, и молодость" певец поставил нижнюю ноту, как и положено, но неуспел он набрать дыхание чтоб допеть "и сча-а-стье" как раздались бурные аплодисменты. Дело в том что, в большинстве случаев, кто-то начинает хлопать первый, а зал подхватывает. Так вот, зачинщиками должны быть люди, которые разбираются в музыке, в данном произведении. Но неуместные аплодисменты это ещё ничего, бывают ситуации и похуже. Я был свидетелем довольно-таки юморной истории, недавно ходил на "Аиду" и там у одного из "египетских танцоров" юбка спала, зал разразился продолжительнъм хохотом, артист балета в одних плавках протанцывал на переднем плане минут 5, даже не сбился, так ему такую овацию устроили - позавидует любой артист. А за день до этого давали "Вечер романсов", во время исполнения одного из популярных произведений один мужик в зале начал "на всю глотку " подпевать певцу. Я понимаю, если знаешь романс и уж так невтерпёшь, напой тихонько "под нос", но зачем перекрикивать певца??? Как оказалось, есть проблемы и похуже  :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я понимаю, если знаешь романс и уж так невтерпёшь, напой тихонько "под нос", но зачем перекрикивать певца??? Как оказалось, есть проблемы и похуже  :D

Да уж, получается, что если публика знает музыкальный материал, то это тоже не всегда кстати ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 713
По-видимому, вообще происходит какая-то смена этикета поведения как публики, так и организатров концертов. К примеру, сейчас многие опаздывают к началу (обычно ссылаясь на пробки, но на самом деле в основном из-за элементарной неорганизванности). Раньше опаздавшие безропотно плелись куда повыше и были рады хоть как-то услышать первое отделение. Теперь же их в тех же святая святых типа БЗК билетеры пускают в партер где-то в течение получаса после начала, причем сгоняя с мест успевших занять те слушателей. И далеко не всегда это происходит в паузах. Видимо, так "магически" действуют числа с тремя нулями на билетах! (Хотя ведь на них написано, что зрители, пришедшие после 3 звонка, теряют право на свои места!). Отсюда и продолжение - пришел, когда хочу, и хлопаю, когда хочу. И это не преувеличение - пару лет на концерте БСО, в котором принимал участие Мацуев (а потому цены на него были запредельные), сидевшая рядом барышня именно так отреагировала на нашу робкую просьбу не апплодировать, как в цирке, после каждого форте: "Хочу и хлопаю!". Вот так.

Другая пробема (особенно остро она стоит в КЗЧ) - люди начинают уходить задолго до конца концерта, прямо посреди исполняемого (и часто просто великолепно!) произведения, просто потому, что им так хочется. И в том,и в другом случае это демонстрация неуважения к окружающим. А значит, и администрации, и музыкантам нружно воспитывать именно это чувство - уважения. Ну,а какими способами, надо еще придумать.

Ну,и еще относительно ссстава публики, во всяком случае, на концертах Московской филармонии: часто дорогущие билеты не раскупают, и их перед концертом отдают за три копейки (или вообще бесплатно) когорте неких "затусовавшихся" около администрации далеко не "музыкальных" тетенек пенсионного возраста, бездумно кочующих с концерта на концерт - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как всем известно, в большинстве самых престижных концертных залов мира есть четкая система продажи за полцены оставшихся перед концертм билетов. Ну ладно, нет у нас такой системы, пусть бы отдавали бесплатно билеты тем, кто участвует в каких-то благотврительных (волонтерских) проектах. Ну хоть бы марки на конверты филармонических рассылок приклеивали!  Ведь когда что-то получаешь не заслужено, это и не ценишь.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Отсюда и продолжение - пришел, когда хочу, и хлопаю, когда хочу. И это не преувеличение - пару лет на концерте БСО, в котором принимал участие Мацуев (а потому цены на него были запредельные), сидевшая рядом барышня именно так отреагировала на нашу робкую просьбу не апплодировать, как в цирке, после каждого форте: "Хочу и хлопаю!". Вот так.
Их, видно, не переделаешь -это совсем другой человеческий материал. Как то на концерте Чикагского симф.оркестра я также сидела рядом с очень гламурной барышней. После первой части симфонии Шостаковича  она начала очень громко, от души аплодировать, когда же ее осекли другие слушатели (не я), она посмотрела на них с таким недоумением, с таким возмущением и чуть ли не презрением, что я сразу представила, как она впоследствии будет рассказывать своим друзьям, какие странные посетители ходят в БЗК  :)  Единственно, что меня порадовало, она весь концерт прослушала с нескрываемым удовольствием и искренней увлеченностью.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
я также сидела рядом с очень гламурной барышней. После первой части симфонии Шостаковича  она начала очень громко, от души аплодировать, когда же ее осекли другие слушатели (не я), она посмотрела на них с таким недоумением, с таким возмущением и чуть ли не презрением, что я сразу представила, как она впоследствии будет рассказывать своим друзьям, какие странные посетители ходят в БЗК  :) 

:)) Судя по всему, необразованность гораздо более многослойна, нежели образованность !
Конечно же, социальное расслоение тоже сказывается, но некие условные "низы" всё же не столь самоуверенны, нежели "верхи" ! Обычная публика, пускай даже не слишком окультуренная, всё же не склонна вести себя слишком нагло.
По-моему, деньги очень сильно давят на мозги, тем более, что в наше время для добывания денег нужен только один "талант" - хапательный.
Но вообще вопрос интересный.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
На моей памяти кто-то захлопал в середине ариозы Онегина, после "...забота юности любовь" ))))

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
По поводу правил.
Правила поведения, теоретически, написаны на билете + частично дублируются в объявлениях по громкой связи. Поэтому недоумение человека, которому делают замечание, хотя он ничего противоправного не совершил, вполне понятно, на самом деле.
Вам всем мешают слушать музыку те, кто хлопают, мне - те, кто делают замечания, у меня настроение портится, потому что в большинстве случаев вежливость, я уж молчу о доброжелательности, отсутствует напрочь. Собственно, именно так, возможно, и было в случае, описанном lorina, про барышню, которую "осекли другие слушатели".
У человека, впервые попавшего на концерт классической музыки, можно и отбить желание повторять сей опыт.
Вообще, мне кажется, претензии - не по адресу. Если это правило, пусть концертные залы о нём сообщают слушателям, если такой информации нет, не следует негодовать на тех, кто не в курсе.

Воспитание никак с достатком не связано, на 3 ярусе МТ (самый последний ярус и самый дешёвый, соответственно) граждан, не умеющих себя вести, более, чем достаточно. Опоздавшие пытаются в темноте согнать кого-то с мест, кто-то разговаривает, кто-то разворачивает конфеты и шоколадки. Самые обычные люди.

На моей памяти кто-то захлопал в середине ариозо Онегина, после "...забота юности любовь" ))))

В МТ как-то после первой части ариозо Германа ("Что наша жизнь..") начали хлопать. А сегодня на "Путешествии в Реймс" после предпоследней общей сцены зрители решили, что всё, финал, и начали дружно хлопать. С трудом угомонились.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300