Автор Тема: Юрий Муравлёв (1927-2012), русский советский пианист и педагог  (Прочитано 9642 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Юрий (Георгий) Алексеевич Муравлёв (8 июля 1927 — 28 сентября 2012) — советский и российский пианист, солист Москонцерта, профессор Московской консерватории, заслуженный артист РСФСР.

http://www.allpianists.ru/muravlev.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

В 1952 г. с отличием окончил Московскую консерваторию (класс фортепиано профессора Г. Г. Нейгауза) (в 1944—1947 гг. учился в Свердловской консерватории по классу фортепиано у профессора Б. С. Маранц, по композиции у профессора В. Н. Трамбицкого). 1955 г. окончил аспирантуру по специальности «Фортепиано» (руководитель — Г. Г. Нейгауз): 3-я премия на Всероссийском конкурсе исполнителей (1943), Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1945); лауреат Всемирного фестиваля молодежи в Будапеште (1949) и IV Международном конкурсе пианистов имени Фридерика Шопена в Варшаве (1949), почетный диплом и бронзовая медаль на Международном конкурсе имени В. А. Моцарта в Зальцбурге (1956).
В 1959-1961 гг. Муравлёв преподавал курс специального фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. С 1967 г. и до конца жизни Муравлёв работал на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории.
Муравлёв-пианист выступал с сольными концертами, нередко – с монографическими программами, посвященными творчеству В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, П. Чайковского, А. Скрябина, С. Рахманинова; в концертном репертуаре представлена также музыка отечественных композиторов ХХ века – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, А. Эшпая, Н. Ракова, Г. Галынина и других.

ВОт его страничка на сайте Московской консерватории:
http://w.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9051

Годы работы: 1967 - 2012
Заслуженный артист России
Профессор
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ушёл из жизни пианист Юрий Алексеевич Муравлёв

http://news.rambler.ru/15744379/

28 сентября 2012 года на 86-м году жизни после тяжелой болезни скончался замечательный русский пианист — заслуженный артист РСФСР, профессор Московской консерватории Юрий Алексеевич Муравлёв. Юрий Муравлёв является лауреатом конкурсов: Всероссийского (1943, Свердловск), Всесоюзного (1945, Москва), Международного им. Шопена (1949, Варшава), Международного им. Моцарта (1956, Зальцбург). Он родился в г. Сестрорецке Ленинградской области.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот здесь есть отдельные, увы, крайне немногочисленные записи замечательного пианиста:

http://classic-online.runwww.classic-online.ru/ru/performer/633

Если кто-то сможет предложить другие ссылки на его записи, то милости прошу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вспомнить об этом музыканте и почтить его память меня сподвиг вопрос, заданный на форуме:

На ветке ForumKlassika об Алексее Чернове вы написали: "Я за всю жизнь слышал лишь несколько исполнений 4-й сонаты, (Скрябина) которые меня до известной степени устроили – их можно сосчитать на пальцах одной руки: Т.П.Николаева, Д.К.Алексеев, С.Г.Нейгауз и ещё кое-что к ним приближающееся по стилю (туше, динамика и т.п., что я перечислял выше)."

Поскольку я как-то нелепо составил вопрос к вам  и я не уверен, что вы его прочтете,  то позволю повторить.  Г-н Предлогов, слышали ли вы исполнение сочинений Скрябина недавно умершим Юрием Муравлевым? В том числе и 4-й сонаты, и если да, то какого вы мнения об этих исполнениях? Ответьте, пожалуйста здесь или там, если это вам удобнее

Слышал Юрия Муравлёва в концертных залах - и 4, и 5, и 10-ю сонаты Скрябина, а также многие пьесы, этюды, прелюдии, поэмы Скрябина.
К сожалению, в те далёкие и лучшие для него времена, когда мне довелось слышать этого музыканта, отсутствовала традиция создания бутлегов - не то что теперь ! Записей же скрябинских Юрия Муравлёва я не слышал вообще никогда, и после вашего вопроса я с содроганием подумал: неужели их и впрямь не осталось в природе ?? Быть может, где-то в архивах ГДРЗ или кабинета звукозаписи МГК ?
Мне довелось слышать его игру в небольших залах - раньше в МЗК, а затем и в Рахманиновском, когда его открыли в начале 80-х гг. Я попробую вспомнить, как это всё было, и передать на письме мои впечатления.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
вот здесь можно скачать  в исполнении Юрия Муравлева несколько сочинений его брата - Алексея Муравлева:
https://sites.google.com/a/gnesin-academy.ru/a-muravlev/muzyka

здесь - послушать и скачать Des-dur'ный ноктюрн Шопена:
http://www.divshare.com/download/19699082-66e

и вот вальс Шопена op.34 №1:
http://files.mail.ru/ZIIAWM

вообще, есть два диска:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1289389/?item=1276107
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1276694/?item=1276101

в инете, к сожалению, их найти не удалось...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да-да, сочинения своего брата и их переложения для ф-п Юрий Муравлёв регулярно играл в своих клавирабендах.
Спасибо, что нашлось хоть что-то, хотя это обидно мало для такого таланта как Юрий Муравлёв ! Дело в том, что в те годы пианисты большого концертного размаха затмевали музыкантов камерного дарования, а Юрий Муравлёв всё же относился именно к последним.
И вот результат: из фонограмм почти ничего, да и памяти почти не осталось. Одна надежда на архивы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я нашёл некоторые материалы прошлого века, которые опубликую в память о замечательном артисте. В частности, хочу опубликовать программу клавирабенда Юрия Муравлёва, который состоялся в Малом зале Московской концерватории 24 октября 1981 года.
Я на нём присутствовал, в программе был исключительно Скрябин:

I отделение

Соната №4, соч.30
Прелюдия и ноктюрн для левой руки, соч.9
Семь этюдов
соч.2, №1
соч.8, №№ 2, 4, 8, 10, 11, 12

II отделение

Поэма "К пламени", соч.72
Две поэмы, соч.32
Пять эюдов соч.42, №№ 8, 2, 3, 4, 5
Соната №5, соч.53

на бис:
1) Скрябин, две прелюдии соч.11, №№ 4, 5
2) Скрябин, три прелюдии соч.11, №№ 9, 10, 14
3) Григ,  "Ноктюрн"
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На этот концерт сохранилась рецензия, размещённая в журнале, как мне подсказывают, "Музыкальная жизнь", в котором подобного рода отклики размещались в виде длинного узкого столбца на краю страницы.
Приведу её целиком.

--------------------------------------------------------------------

Мир Скрябина

В широком репертуаре Юрия Муравлева значительное место принадлежит музыке Скрябина. А недавно он сыграл в Малом зале Московской консерватории монографическую программу, посвященную творчеству гениального русского композитора.
В рецензируемом концерте пианист охватил практически все периоды скрябинского творчества: от первых сочинений, написанных в 1887 году, до поэмы «К пламени» (соч. 72), созданной в 1914 году. Очертить художественную эволюцию композитора подобного масштаба в рамках одного вечера — дело весьма нелегкое, тем не менее артист успешно справился с этой сложной задачей. Он продемонстрировал прекрасное владение всеми стилистическими переливами, отменное чувство формы, тонкое понимание фактурных оттенков. Особенно привлекает певучая выразительность муравлевского пианизма, филигранность техники, четкость артикуляции. При сдержанной экспрессии Муравлев органично воссоздает сугубо романтический характер скрябинской музыки, не впадая в излишнюю и довольно распространенную ныне импровизационность. Этому способствует, можно сказать, скрупулезное выполнение им всех авторских указаний относительно динамических нюансов, точные звуковые градации, наконец, очень важное в данном случае «чувство паузы». В качестве примеров последнего можно вспомнить завершающие эпизоды в этюдах № 8 ля-бемоль мажор или №11 си-бемоль минор, соч.8.
Одна из бесспорных удач пианиста - интерпретация Прелюдии и ноктюрна для левой руки, соч. 9. Они были сыграны с непринужденной свободой, красивая мелодия рельефно поддерживалась широким аккомпанементом. Яркие образные краски нашел Муравлев и для этюдов, занявших значительную часть программы. Даже весьма «заигранный» Этюд № 12 ре-диез минор прозвучал свежо, по-особому мужественно и благородно, сохранив при этом свой патетический накал. Глубоким эмоционально-психологическим содержанием были наполнены пять этюдов из соч. 42.
В двух поэмах, соч. 32 отчетливо проступают новые элементы скрябинского мышления. Муравлев сумел впечатляюще выявить импрессионистичный характер первой поэмы, изысканность и задушевность мелодики, хрустальную прозрачность взлетающих вверх пассажей, свежесть гармоний, контрастный мир двух частей, составляющих единое целое. С большим подъемом была сыграна и вторая поэма.
Два крупных сочинения как бы обрамляли программу. Если открывавшая вечер Четвертая соната была отмечена определенными исполнительскими издержками, вызванными, очевидно, естественным волнением концертанта, то интерпретация Пятой сонаты заслуживает самой высокой оценки. Муравлев убедительно подчеркнул ее внутреннюю связь с оркестровой «Поэмой экстаза». Вспомнился предпосланный сонате эпиграф: «Я призываю вас к жизни, скрытые стремления». Этому программному «намеку» соответствуют резкие, внезапные смены контрастирующих эпизодов, проносящиеся звуковые вихри оставляют впечатление незавершенности. Как справедливо заметил Танеев, Соната не заканчивается, а прекращается. Все это ощущалось в исполнительской концепции Муравлева. Перед слушателями предстал причудливый мир человеческих дерзаний, чувств, радостного полета...
Как гимн человеческой воле, силе духа прозвучала поэма «К пламени», соч. 72. А в лирично исполненных сверх программы прелюдиях из соч. 11 пианист вновь вернул нас в светлый, прозрачный мир раннего Скрябина.

Вл. ОЙВИН
« Последнее редактирование: Январь 02, 2013, 14:16:00 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я не во всём согласен со статьёй Ойвина, тем более, что она, как это заметно, сделана наспех, но всё же многое важное и правильное автор сказать сумел.
Как очевидец и "ушеслышец" могу сказать, что это был поистине прекрасный вечер ! В те времена нам в Москве играли Скрябина замечательные пианисты - С.Г.Нейгауз, Т.П.Николаева, Л.Н.Берман, Д.К.Алексеев, Е.В.Малинин, В.В.Крайнев и др., каждый из которых находил нечто своё в скрябинском мире и преподносил это избранное с эстрады. Монографические концерты, целиком посвящённые Скрябину, играли немногие: Нейгауз, Николаева, Наседкин, Скавронский, Фёдорова и - Муравлёв ! Пожалуй, всё, других пианистов той эпохи - даже не слишком крупных - назвать не могу ! Остальные играли либо отдельные произведения, либо посвящали Скрябину одно из отделений клавирабенда и не более того, но и на том, конечно, спасибо.
В исполнении Муравлёва, если говорить о том клавирабенде, программу которого я привёл выше и на который отозвался Ойвин, наибольшее впечатление произвело 2-е отделение, особенно Этюды соч.42 и 5-я соната. Ойвин восхищается этюдом dis-moll, а на меня он как раз не произвёл впечатления, и сегодня я могу сказать, почему - Муравлёв старался играть традиционно, как это тогда было принято, а это не совсем то, что нужно Скрябину. Так его играют многие, а нужно нечто совершенно другое, к чему даже и сегодня ещё мало кто приблизился, и неизвестно, приблизится ли хоть кто-нибудь в будущем.
Но в 4-й сонате пианист был на высоте, хотя во 2-й части в начале репризы ему немного изменила память, и он повторил 2 такта :), но тут же выправился - и если не знать подлинного текста Скрябина, то догадаться было бы невозможно ! :)) Кстати, это тоже часть мастерства и профессионализма - уметь выпутываться из таких ситуаций.
Но исполнение 5-й сонаты так всех потрясло, что многие аплодировали стоя ! В те времена это было нечто крайне необычное.
Бисы Ойвин не перечислил, поэтому я позволил себе выписать их в точности, чтобы уж соблюсти "историческую правду". Кстати, "Ноктюрн" Грига, сыгранный в завершение вечера, прекрасно замкнул концерт, напомнив о ещё одной сфере интересов Муравлёва - о Григе ! Это отдельная глава его деятельности, и я надеюсь, что где-нибудь его григовские записи сохранились - не только ф-п Концерт, но и сборники лирических пьес.
Муравлёв обладал изумительно мягким туше, которое очень подходило и Скрябину, и Григу, а педаль была ну просто волшебно-обволакивающая какая-то. В исполнении Муравлёва я слышал также другие произведения Скрябина, в частности, чудесно он играл 10-ю сонату - и тоже не знаю, записал ли он её ? Она тоже исполнялась очень мягким звуком, а кульминации под руками Муравлёва не столько гремели, сколько сияли, если допустимо использовать термины из другой области искусства. То же самое можно сказать и о 4 и 5-й сонатах Скрябина. Других сонат в исполнении Муравлёва я не слышал - только эти три.
И, конечно, я оценил его скрябинизм, поэтому караулил его скрябинские программы и старался их не пропускать.
« Последнее редактирование: Январь 02, 2013, 13:23:47 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
Я нашёл некоторые материалы прошлого века, которые опубликую в память о замечательном артисте. В частности, хочу опубликовать программу клавирабенда Юрия Муравлёва, который состоялся в Малом зале Московской концерватории 24 октября 1981 года.

Г-н Предлогов! Рад, что наши оценки Юрия Муравлёва совпадают. Только моя, вероятно будет, с вашей точки зрения, излишне радикальной. Я считал и считаю,  что Юрий Муравлёв лучший исполнитель фортепианного Скрябина. По крайней мере сольного. Про ф-ный концерт этого не утверждаю. Не слышал. Но, может быть, там Юре не хватило бы масштабности. Он все же в большей степени камерный пианист, хотя и сонаты он исполнял блестяще,  и концерт Грига тоже. Я и эту запись считаю лучшей в дискографии концертов Грига. Допускаю,  что могу быть излишне субъективным – уж очень Юра был мне симпатичен своими человеческими качествами.
Огромное спасибо за открытие потока Ю. Муравлёва на Forumklassika. В своем архиве пока что нашел одну аудиокассету весьма невысокого качества. Программа целиком из  произведений Скрябина кажется. Концерт был 11.04.95 в музее им. Глинки. Почему-то содержание концерта записано только на одной стороне кассеты: Соната № 9 и 15 прелюдий оп. 11. С другой придется поиграть в концерт- загадку.
Я говорил по телефону с сестрой Юры – Евгенией Чугаевой. Она преподает скрипку в Вене. Но сейчас в Москве. Она предпринимает  усилия,  чтобы собрать все возможные аудио и видео записи. Потом их можно будет оцифровать в консерваторском отделе звукозаписи и выпустить в свет на Погружении например. Как исторические!!!
Огромное спасибо за найденную рецензию на концерт Юры. Это мне тем более интересно, что как раз тогда я впервые услышал Юрия Муравлева и обалдел слегка. Он примирил меня со Скрябиным – до того я слушал его с трудом. За последний 31 год это кажется единственная печатная рецензия на его концерт. Только она опубликована была в «Музыкальной жизни», а не а «Советской музыке» и именно в виде колонки. Я знал о её существовании, но не мог найти. Я только не понял из вашей реплики в чем она сделана наспех? Мне казалось, что там дан полный анализ концерта. И dis-moll-ным этюдом автор не восхищается особо,  а отмечает как раз отличие от общепринятой трактовки. Ну да это  мелочи. Главное мы совпали в общей его высокой оценке. Жаль только, что при жизни он не был по достоинству оценен. Но мы можем помочь оценить хотя бы его память Если найдете еще какую-нибудь рецензию на концерты Ю. Муравлева – дайте ее здесь, пожалуйста.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
спасибо за открытие потока Ю. Муравлёва на Forumklassika

Вы, наверное, имели в виду classicalforum, т.е. наш ресурс ? :) Хотя вполне можно было бы завести такой же поток и на том форуме, только кто его там будет вести ? К сожалению, адреса создавались независимо, и они логически схожи, поэтому их иногда путают. Но не беда.
Что касается других рецензий на концерты Муравлёва, то их у меня, к сожалению, нет. Они, наверное, были, но в более скромных немассовых изданиях, возможно, в каких-нибудь консерваторских листках, и я их не видел.
Думаю, что отклик на скрябинский монографический клавирабенд попал в "Музыкальную жизнь" (а не в "Советскую музыку" - я мог перепутать, но не могу уточнить), т.е. в крупный журнал, именно потому, что это было незаурядное событие, в те годы довольно редкое. Мало кто играл такие монографии.

... собрать все возможные аудио и видео записи. Потом их можно будет оцифровать в консерваторском отделе звукозаписи и выпустить в свет на Погружении например. Как исторические!!!

Это было бы просто шикарно ! Кстати, 9-ю сонату Скрябина я не слышал в исполнении Муравлёва, так что было бы очень интересно послушать. Убеждён, что его шопеновские и григовские записи тоже представляли бы интерес для любителей классики.
Самыми ценными являются, конечно, записи раннего и зрелого периодов, когда пианист был в цвете своих возможностей.

Я знал о её существовании, но не мог найти. Я только не понял из вашей реплики в чем она сделана наспех?

Я рад, что сохранил и опубликовал эту рецензию - в т.ч. и потому, что я побывал тогда на этом концерте. Нужно было давно завести поток о Муравлёве, но просто руки не доходят до всего сразу, ведь у нас довольно богатое музыкальное прошлое.
В чём рецензия сделана наспех ? Меня покоробили некоторые фразы, вот, например: "продемонстрировал прекрасное владение всеми стилистическими переливами", "тонкое понимание фактурных оттенков". Или вот это: "В лирично исполненных сверх программы прелюдиях из соч. 11 пианист вновь вернул нас в светлый, прозрачный мир раннего Скрябина". Хорошо, а как же 3-й бис - "Ноктюрн" Грига ? Допускаю, что автор рецензии ушёл из зала после 2-го биса или просто забыл упомянуть Грига - ещё одного ключевого муравлёвского автора. Т.е. текст надо было ещё шлифовать и конкретику уточнять.
Но в целом рецензия неплохо очерчивает контуры того, что происходило в зале, поэтому я её разместил без изменений - ведь это теперь исторический документ, каким бы он ни был.
А вот название журнала уточнить не могу - у меня не сохранилось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
спасибо за открытие потока Ю. Муравлёва на Forumklassika

Вы, наверное, имели в виду classicalforum, т.е. наш ресурс ?
Да, конечно, я имел в виду ваш ресурс.Что касается журнала, в котором была опубликована рецензия , то это точно "Музыкальная жизнь". Я дружен с Алексеем Муравлевым, и он показывал ее мне еще в начале  1982 года

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что касается журнала, в котором была опубликована рецензия , то это точно "Музыкальная жизнь". Я дружен с Алексеем Муравлевым, и он показывал ее мне еще в начале  1982 года

Исправляю название в посте с рецензией, чтобы никого не запутать - вдруг кто-то захочет найти первоисточник в библиотеке ? Тогда я следил за этой прессой, с тех пор давно уже забросил это дело - сменилась эпоха, сменились и приоритеты.
Рецензия представляет собой 30-сантиметровую вертикальную полоску шириной около 5 см - на 2-х таких полосках она была размещена.

И, конечно, необходимо разыскать все фонограммы Юрия Муравлёва - мне кажется, этот процесс должны подталкивать родственники, друзья и поклонники, вхожие в соответствующие инстанции. У официальных инстанций текущих забот всегда выше крыши, поэтому вряд ли они будут интересоваться архивами почивших музыкантов. Увы, се ля ви.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
здесь - послушать и скачать Des-dur'ный ноктюрн Шопена:
http://www.divshare.com/download/19699082-66e

и вот вальс Шопена op.34 №1:
http://files.mail.ru/ZIIAWM

Да, вот это вещь ! Всего две шопеновские пьесы - а как сыграно ! Особенно отчётливо нейгаузовская школа проступает в Ноктюрне: какая педальная дымка - ну прям как у Г.Г.Нейгауза ! А как пианист ведёт мелодию, как она тянется, какая хрустальность в пассажах, какие изумительно светлые "колокольчики" в верхах ! Замечательно.
Вот ведь сразу ощущается, что такой пианист отнюдь не случайно получил лауреатство на шопеновском конкурсе в Варшаве. Кстати, в том же году на нём стал лауреатом и Евгений Малинин - ещё один ученик Г.Г.Нейгауза и типичный нейгаузовец по своей исполнительской стилистике.
А победили на том конкурсе - кто б вы думали ? Галина Черны-Стефаньска и Белла Давидович - неплохое окружение, правда ??
http://en.wikipedia.org/wiki/International_Chopin_Piano_Competition

IV: 1949  

1 премия: Bella Davidovich, Halina Czerny-Stefańska
2 премия: Barbara Hesse-Bukowska  
3 премия: Waldemar Maciszewski  
4 премия: Georgy Muravlov  
5 премия: Władysław Kędra  
6 премия: Ryszard Bakst
7 премия: Евгений Малинин (не поместился в таблице :) )

вообще, есть два диска:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1289389/?item=1276107
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1276694/?item=1276101

Таланты России. Юрий Муравлев. Русская фортепианная школа. Эвард Григ
ID 1276107
Сборник
1996 г.

Содержание

1.Allegro Molto Moderato (Концерт для фортепиано с оркестром a-moll Op. 16)
2.Adagio (Концерт для фортепиано с оркестром a-moll Op. 16)
3.Allegro Moderato Molto E Marcato (Концерт для фортепиано с оркестром a-moll Op. 16)
4.Allegro Ma Non Troppo E-moll (Поэтические картинки для фортепиано Op. 3)
5.Allegro Cantabile B-dur (Поэтические картинки для фортепиано Op. 3)
6.Con Moto C-moll (Поэтические картинки для фортепиано Op. 3)
7.Andante Con Sentimento A-dur (Поэтические картинки для фортепиано Op. 3)
8.Allegro Moderato F-dur (Поэтические картинки для фортепиано Op. 3)
9.Allegro Scherzando E-moll (Поэтические картинки для фортепиано Op. 3)
10.Мальчик-пастух G-moll (Шесть лирических пьес для фортепиано Op. 54)
11.Норвежский крестьянский марш C-dur (Шесть лирических пьес для фортепиано Op. 54)
12.Шествие гномов D-moll (Шесть лирических пьес для фортепиано Op. 54)
13.Ноктюрн C-dur (Шесть лирических пьес для фортепиано Op. 54)
14.Скерцо E-moll (Шесть лирических пьес для фортепиано Op. 54)
15.Колокольный звон C-dur (Шесть лирических пьес для фортепиано Op. 54)

-------------------------



Таланты России. Юрий Муравлев. Русская фортепианная школа. Григ / Лист / Шопен
ID 1276101
Сборник
2000 г.

Содержание

1.Прелюдия (Сюита `Из времен Хольберга` Op. 40) автор музыки: Эдвард Григ
2.Сарабанда (Сюита `Из времен Хольберга` Op. 40) автор музыки: Эдвард Григ
3.Гавот (Сюита `Из времен Хольберга` Op. 40) автор музыки: Эдвард Григ
4.Ария (Сюита `Из времен Хольберга` Op. 40) автор музыки: Эдвард Григ
5.Ригодон (Сюита `Из времен Хольберга` Op. 40) автор музыки: Эдвард Григ
6.Ноктюрн № 3 As-dur автор музыки: Ференц Лист
7.Полонез-фантазия As-dur Op. 61 автор музыки: Фредерик Шопен
8.Ноктюрн Des-dur Op. 27 № 2 автор музыки: Фредерик Шопен
9.Скерцо b-moll Op. 31 автор музыки: Фредерик Шопен
10.Мазурка a-moll Op. 67 № 4 автор музыки: Фредерик Шопен
11.Мазурка F-dur Op. 68 № 3 автор музыки: Фредерик Шопен
12.Вальс h-moll Op. 69 № 2 автор музыки: Фредерик Шопен
13.Большой блестящий вальс As-dur Op. 34 № 1 автор музыки: Фредерик Шопен

--------------------------------------


Оба диска подобраны со вкусом и довольно хорошо представляют некоторые срезы творчества Муравлёва, но тот факт, что здесь нет Скрябина, весьма огорчает. Вот бы целиком скрябинский его диск - с сонатами, поэмами и мелкими пьесами !

Я вот сейчас переслушивал игру Муравлёва и ловил себя на мысли, что она вызывает ассоциации не только с игрой его учителя Г.Г.Нейгауза, но и со стилистикой Ш.Черкасского, С.Аскеназе и даже, пожалуй, Л.Годовского, что тоже не должно вызывать удивления, т.к. Г.Г.Нейгауз брал уроки мастерства у Годовского ! :))
В общем, как это для меня совершенно очевидно, игра Ю.Муравлёва вписана не только в отечественный, но и в мировой музыкальный контекст.
« Последнее редактирование: Январь 02, 2013, 15:29:20 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
Что касается журнала, в котором была опубликована рецензия , то это точно "Музыкальная жизнь". Я дружен с Алексеем Муравлевым, и он показывал ее мне еще в начале  1982 года


И, конечно, необходимо разыскать все фонограммы Юрия Муравлёва - мне кажется, этот процесс должны подталкивать родственники, друзья и поклонники, вхожие в соответствующие инстанции. У официальных инстанций текущих забот всегда выше крыши, поэтому вряд ли они будут интересоваться архивами почивших музыкантов. Увы, се ля ви.

Я этим и собирался заняться. Какое-то количество аудиозаписей уже сконцентрировалось у его старшего брата - композитора Алексея Муравлева, что-то принесет сестра Женя Чугаевва..  Что-то может есть в фондах музеев Скрябина и - он там часто играл. Надо кинуть клич - может на руках есть что-то  еще. Весной откроется студия звукозаписи консерватории и  кассеты можно будет оцифровать. Есть там и одна видеокассета.     
Хочу попробовать зайти к -А.С. Соколову - ректору  консерватории и узнаю нельзя и будет хотя бы часть кассет оцифровать бесплатно - все же Юра был профессором консерватории. Время покажет. Короче надо работать. Глаза боятся - руки делают. И уж конечно не надеюсь на официальные инстанции.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Да, вот это вещь ! Всего две шопеновские пьесы - а как сыграно ! Особенно отчётливо нейгаузовская школа проступает в Ноктюрне: какая педальная дымка - ну прям как у Г.Г.Нейгауза ! А как пианист ведёт мелодию, как она тянется, какая хрустальность в пассажах, какие изумительно светлые "колокольчики" в верхах ! Замечательно.
Вот ведь сразу ощущается, что такой пианист отнюдь не случайно получил лауреатство на шопеновском конкурсе в Варшаве. Кстати, в том же году на нём стал лауреатом и Евгений Малинин - ещё один ученик Г.Г.Нейгауза и типичный нейгаузовец по своей исполнительской стилистике.

да, ноктюрн просто бесподобный... мне немножко м.б. не хватает эмоциональной приподнятости, но это субъективно, а такой задумчивый и тончайший в звуковом отношении вариант - это надо уметь...
согласен, что здесь явные отголоски нейгаузовской школы - культура звука и педализации высочайшие...
хотелось бы еще Шопена у Муравлева услышать - не только вальс и ноктюрн...
я заказал на озоне диск с Григом, но обещают только в конце января, а второго диска у них пока нет, увы...

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120

Весной откроется студия звукозаписи консерватории и  кассеты можно будет оцифровать. Есть там и одна видеокассета.     
Хочу попробовать зайти к -А.С. Соколову - ректору  консерватории и узнаю нельзя и будет хотя бы часть кассет оцифровать бесплатно - все же Юра был профессором консерватории. Время покажет. Короче надо работать. Глаза боятся - руки делают. И уж конечно не надеюсь на официальные инстанции.

записи с магнитофонных кассет можно оцифровать и в домашних условиях... все, что нужно - магнитофон и компьютер...
так что м.б. и не стоит ждать весны?:)

если вдруг что-то не заладится со студией звукозаписи консерваторской, могу помочь, наверное - приходилось пару раз оцифровывать кассеты...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
вот тут на youtube ещё кое-что обнаружилось:

http://www.youtube.com/results?search_query=Yuri+Mouravlev

Yuri Mouravlev plays Chopin Polonaise-Fantaisie in A flat Op. 61
Yuri Mouravlev plays Chopin Scherzo No. 2 in B flat minor Op. 31
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
вот тут на youtube ещё кое-что обнаружилось:

http://www.youtube.com/results?search_query=Yuri+Mouravlev

Yuri Mouravlev plays Chopin Polonaise-Fantaisie in A flat Op. 61
Yuri Mouravlev plays Chopin Scherzo No. 2 in B flat minor Op. 31

о, как здорово! спасибо!
я так понимаю, это практически весь сборный диск выложен...
а я искал в ютьюбе, но почему-то эти ссылки не вылезали - только концерт Грига...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
а я искал в ютьюбе, но почему-то эти ссылки не вылезали - только концерт Грига...

Дело в том, что его фамилию по-разному пишут на латинице: Mouravlev, Muravlev и даже Muravlov.
На слух всё это похоже, но пишется по-разному, поэтому проверять нужно каждое из написаний.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
а я искал в ютьюбе, но почему-то эти ссылки не вылезали - только концерт Грига...

Дело в том, что его фамилию по-разному пишут на латинице: Mouravlev, Muravlev и даже Muravlov.
На слух всё это похоже, но пишется по-разному, поэтому проверять нужно каждое из написаний.

да, видимо, в этом дело, а я не сообразил...

послушал Полонез-фантазию и 2-е скерцо... по-моему, очень тоже все здорово сыграно... мне особенно Полонез-фантазия понравился... пожалуй, впервые услышал такое спокойное и четкое разделение рук - без суеты и ясно по звуку, когда начинается собственно полонез... в Скерцо не хватило, пожалуй, звукового разнообразия - контраста эпизодов... но и так хорошо - очень со вкусом, и, кстати, вполне масштабно, как по мне...

и Liebestraum Листа шикарный...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
послушал Полонез-фантазию и 2-е скерцо... по-моему, очень тоже все здорово сыграно ...

Да это вообще был очень интересный и самобытный исполнитель, в лучшем смысле этого слова "хранитель традиций", в т.ч. и тех, которые он унаследовал через Нейгауза от ещё более старых мастеров, из которых вырос сам Нейгауз. Муравлёв никогда не стремился к концертной плакатной броскости, не желал "сотрясать стены" фортиссимо, при всей своей вполне очевидной виртуозности он не злоупотреблял ею с целью самопоказа и т.п.
Я сожалею, что такой мастер оставался у нас в тени, тогда как аналогичные дарования за рубежом обретали и известность, и славу - возможно, он не вписывался в доминировавшее у нас понимание романтизма и миссии музыканта-художника, а когда мог бы получить должное внимание со стороны публики, был уже не в том возрасте, чтобы начинать всё с начала, т.е. борьбу за своё место под солнцем концертной конъюнктуры. Я даже не знаю, выезжал ли он за рубеж в советские и послесоветские годы, хотя он ведь был лауреатом зарубежных конкурсов, в частности, конкурса им.Шопена в Варшаве, и вроде как должен был ездить, концертировать и иметь успех.
На все эти вопросы могла бы ответить его подробная биография с изложением всех фактов, но кто её будет составлять ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120

Я сожалею, что такой мастер оставался у нас в тени, тогда как аналогичные дарования за рубежом обретали и известность, и славу - возможно, он не вписывался в доминировавшее у нас понимание романтизма и миссии музыканта-художника, а когда мог бы получить должное внимание со стороны публики, был уже не в том возрасте, чтобы начинать всё с начала, т.е. борьбу за своё место под солнцем концертной конъюнктуры. Я даже не знаю, выезжал ли он за рубеж в советские и послесоветские годы, хотя он ведь был лауреатом зарубежных конкурсов, в частности, конкурса им.Шопена в Варшаве, и вроде как должен был ездить, концертировать и иметь успех.
На все эти вопросы могла бы ответить его подробная биография с изложением всех фактов, но кто её будет составлять ?

да, очень жаль, что такие мастера остаются почти неизвестными...
прочитал, что он преподавал на межфакультетской кафедре в консерватории - я так понимаю, это т.н. "общее фортепиано" для разных инструменталистов... в то время как в 90-е годы у нас в консерватории уже и на специальном фортепиано пианистов такого уровня практически не осталось... вот чтобы ему не вести класс?.. ан нет...

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
и Liebestraum Листа шикарный...

Извините за занудство, но к исполнению Юрия Муравлёва менее всего подходит эпитет "шикарный". Шикарный  - это Мацуев, Мечетина и др. Он тонкий, стилистически почти безупречный и обладающий безошибочным вкусом музыкант.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446

Шикарный  - это Мацуев, Мечетина и др.
     

Мацуев и Мечетина - скорее "убойные", чем "шикарные"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
и Liebestraum Листа шикарный...

Извините за занудство, но к исполнению Юрия Муравлёва менее всего подходит эпитет "шикарный". Шикарный  - это Мацуев, Мечетина и др. Он тонкий, стилистически почти безупречный и обладающий безошибочным вкусом музыкант.                         

прошу прощения :)
но Лист, мне кажется, может быть шикарным... разве нет? :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)

Шикарный  - это Мацуев, Мечетина и др.
     

Мацуев и Мечетина - скорее "убойные", чем "шикарные"

:)))) На мой взгляд, Мечетина даже ещё более убойная - Мацуев хоть изображает какие-то страсти, а Мечетина сидит и долбит, долбит, всё подряд одним и тем же звуком и упрямо, как Екатерина Ивановна у Чехова в "Ионыче". При всей её технике в этом проглядывает что-то жутко-механичное.
Вот на днях она будет играть, обхохочетесь, 24 Прелюдии Шопена и, держитесь за стенку, сонату Листа h-moll ! Ну точно все клавиши внутрь рояля вобьёт.
Звуковая культура, как ни странно для школы Доренского, который сам-то как раз очень хорошо владел искусством манипулирования тембром, у неё крайне низка. Конкурсный естественный отбор такой что ли ? Она ведь очень талантлива, но как-то странно однобоко талантлива - мёртвой водой вроде окропила и из кусочков в целое собрала, а живой водой спрыснуть забыла.

А у Муравлёва само звучание чарует, как у любого настоящего нейгаузовца. У него был свой звук, как у любого большого пианиста.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
прошу прощения :)
но Лист, мне кажется, может быть шикарным... разве нет? :)

:) Может, может ! Я бы с удовольствием ещё послушал листовские вещи в исполнении Муравлёва, только вот где их взять-то ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Уважаемые Товарищи,

Огромное спасибо за замечательного, прекрасного пианиста!!!
Концерт Грига - просто замечательнейший!
Его начало одновременно и мощное, но в то же время эта мощь, так же элегантна как здания готических соборов!
Очень будет здорово, если его новые записи будут изданы, и особенно видеозаписи!

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Re: Юрий Муравлёв (1927-2012), русский советский пиани
« Ответ #29 : Февраль 02, 2013, 21:56:40 »
диск с произведениями Грига в исполнении Юрия Муравлева:

http://files.mail.ru/3655745E15B94ECBB7DAEA19EAB51F93

(flac - 167 мб)



Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Цитировать
диск с произведениями Грига в исполнении Юрия Муравлева:
Спасибо, очень хотелось послушать концерт Грига
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Это вроде бы имеется на classic-online, или там не всё ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Это вроде бы имеется на classic-online, или там не всё ?

да, на classic-online бОльшая часть этого диска... но я сделал во flac, и на диске есть еще op.54 из "Лирических пьес"...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Понятно, спасибо.
Я надеюсь, что удастся также и Скрябина в его исполнении разыскать. Хоть что-нибудь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
28
СЕНТЯБРЯ
СУББОТА
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Межфакультетская кафедра фортепиано
Концерт памяти Юрия Муравлёва
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица