Новости и их обсуждение. Информация > Новости музыкальной жизни

"Новые горизонты" в МТ. Т. Адес, опера "Powder her Face"

<< < (2/3) > >>

Кантилена:
Открывается действие мелодией танго, чем-то напоминающего знаменитое танго Пьяццоллы, но только более огрубленного  и вульгаризированного. На сцене появляются несколько танцевальных пар, среди которых выделяется танцовщица в красном платье. Когда танцоры покидают сцену, на ней появляются  «Электрик» и «Горничная». Действие происходит в номере отеля. «Электрик», нацепив женское пальто («Герцогини»), кривляется перед воображаемым зеркалом, изображая «Герцогиню». «Горничная» надрывается от смеха. «Электрик», пародируя «Герцогиню», произносит от её имени слова, которые подводят к центральной теме сюжета – сексуальному скандалу:

Обо мне сочиняли музыку.
Ты знаешь эту песню. Все знали эту песню.
«Люби меня».
Почему ты не высосешь меня всего, Пока тебе не станет плохо,
Я вгоню тебе это между челюстей. Потому что ты каждую ночь практикуешь fellatio.
Это самое прекрасное искусство, которое ты знаешь…

Электрика и Горничную не смущает появление Герцогини, которая слышит эти насмешки. Горничная продолжает хохотать, а Электрик ведет себя развязно и нагло. Графиня пытается давать указания прислуге, но слышит издевку и смех. Если не знакомиться с либретто, но на какой-то момент появляется ощущение ирреальности и абсурда: Что происходит? Почему эти люди так себя ведут? Герцогиня – жертва каких-то непонятных интриг? На какое-то время начинаешь ей сочувствовать, а в прислуге видишь таинственные мистические фигуры (возникает аналогия с «Поворотом винта Бриттена, кстати, какие-то смутные параллели почему-то ощущаются по ходу всего спектакля). Но следующая реплика Герцогини заставляет  посмотреть на неё другими глазами:

Разве я не хороша? Я – как рай?
Когда они придут и увидят меня, разве они не обомлеют; не потеряют дар речи от всего этого богатства и денег на моей груди?

Заканчивается сцена тем, что прислуга в насмешливой манере говорят о пошатнувшемся финансовом положении Герцогини и её предстоящем выселении из отеля.

Следующая сцена переносит нас в 1934г. Ей предшествует интерлюдия, в которой можно угадать намеки на музыкальный стиль тех лет, выраженные, однако, современным музыкальным языком. В этой сцене Горничная и Электрик выступают в роли завсегдатаев светских салонов. Они сначала между собой обсуждают историю развода Герцогини с предыдущим мужем, а затем вместе с Герцогиней – возможность того, что она подцепит Герцога и женит его на себе. Мимоходом они доносят до будущей Герцогини  слухи о любовных похождениях Герцога, в том числе о его низости в отношении одной из любовниц. Центральным музыкальным номером этой сцены является песня, исполняемая Электриком-Завсегдатаем, в которой имеются  элементы водевиля или мюзикла; в оркестре прослушиваются джазовые интонации. При этом Электрик-Завсегдатай не оставляет манеру кривляться и паясничать, что делает его весьма противным типом. Заканчивается сцена появлением Герцога, к которому Горничная и Электрик подводят Герцогиню, накинув на неё фату.

Следующая сцена – 1936г.  Звучит интерлюдия, во время которой, если судить по либретто, должны  быть исполнены пантомимы непристойного содержания, но режиссер обошелся прозрачным намеком. На задник сцены проецируются кадры, изображающие возню под одеялом.
Главное действующее лицо здесь – Горничная в роли Официантки. Она появляется в белом фартуке и чепце и по сюжету участвует в подготовке приема в доме Герцога и Герцогини. Горничная исполняет арию, в которой выражает зависть к Герцогине, её богатству, и желание оказаться на её месте. В этой арии она одновременно рассказывает о жизни Герцогини и о своих представлениях о  счастье. Между тем, эта ария, как мне показалось, имеет не один смысловой оттенок. В ней заключено много иронии, которую можно отнести ко всем персонажам. Ария раскрывает более полно образ Горничной: это не озорница-шалунья-хохотушка из многих классических опер, а особа  одновременно проницательная и пустая, жестокая и цепкая, ироничная и лицемерная, наблюдательница и провокатор в одном лице. В целом – фигура также весьма неприятная.

Следующие три сцены перенесены в 50-е годы. В первой Герцогиня в гостиничном номере соблазняет Электрика в роли Официанта, который приносит в номер ужин. Музыкальные характеристики героев мало меняются. Сцена соблазнения – надо отдать  должное режиссеру -  решена им достаточно сдержанно и аккуратно. Если судить по двум картинкам, приведенным в буклете (не знаю, с какой постановки), то в других версиях эта сцена выполнена более откровенно, даже натуралистично. В версии на сцене МТ Герцогиня сидит на банкетке рядом с оркестром, возле неё стоит Электрик (Официант). Герцогиня поёт следующий текст (своими словами изложить сложно, поэтому цитирую):

… Я не знаю, что делаю. Я никогда этого не делала … В эти минуты все останавливается. Да. Останавливается. Я никогда не спрашивала твоего имени. Ты не говоришь. Я не спрашиваю. Будь сдержанным, будь хорошим, будь грубым (переходит на мычание).

(В это время танцовщица в красном  платье садится в центр кровати Герцогини, на кровать забираются несколько мужчин в форме официантов и начинают кружиться вокруг танцовщицы).

Так что, спасибо режиссеру, который ограничился намеками. Музыка и вокальная партия в этой сцене говорят, может быть, даже больше, чем действие.

В следующей сцене героем становится Герцог. Горничная (она же в данном случае Любовница Герцога), между прочим, в игривой насмешливой манере рассказывает ему слухи о шалостях Герцогини, причем не от себя лично, а «люди говорят». Она советует ему покопаться в сундуке Герцогини, где Герцог находит компрометирующие жену фотографии. Общая атмосфера в этой и трех предыдущих сценах чем-то мне напомнила ту, что описана в романах Ф. Фицджеральда – богемная жизнь, стиль отношений и проч.

Новая сцена – судебный процесс: Герцог играет  роль Судьи и появляется в мантии в амфитеатре, Графиня стоит на кровати, которая становится в спектакле её атрибутом. Электрик и Горничная, а также танцоры играют роль зевак. Судья в большой арии обвиняет Графиню в развращенности, называя её Дон Жуаном в юбке и ненасытным чудовищем, развращенным интимными знаниями, которыми не пристало обладать в благородном обществе. Судья выражает сочувствие Герцогу и заканчивает речь переходом к вопросу о судебных издержках. Завершая арию, Судья переходит на неприятный визг и становится такой же карикатурной фигурой, как и многие другие персонажи. Это заставляет усомниться в роли «суда» (моё ощущение). Далее большой вокальный фрагмент принадлежит Герцогине, которая поет о том, что еще молода, богата, остается леди и может платить по счетам.

Далее мы переносимся в 70-е гг. Герцогиня живет в отеле и дает интервью женскому журналу. Журналистка–Горничная, ведет себя в традиционной манере – в каждой реплике одновременно выражение интереса к ответам Графини и насмешка. Графиня рассказывает рецепты своей красоты и сетует на современную жизнь, в которой нет блистательных приемов, чернокожие становятся обладателями шикарных домов, а молодежь занимается любовью прямо на улице. Показательно развитие диалога:

Герцогиня: Везде все меняется. Когда человека везут по улице, неизвестно, что он увидит. Никогда не увидишь белого лица. Не на улице. Никогда.
Горничная (Журналистка): Всегда умываться холодной водой [повторяет слова Герцогини в начале сцены]
Герцогиня: Чернокожие покупают дома. Евреи ходят повсюду. Везде бетон…
Горничная (Журналистка): Горячая вода сушит…
В конце сцены Электрик (Посыльный) приносит Герцогине огромный счет.

Последняя сцена происходит в 90-е гг. в гостинице. Герцогиня, по времени действия, уже старуха, но в наряде, прическе и гриме это не отражено. Основные действующие лица – Менеджер отеля (Он же Герцог и Судья) и Герцогиня. Менеджер сухим тоном указывает Герцогине на задолженность и говорит о её выселении из отеля: «Вы слишком долго здесь жили. Пришло время съезжать…. Всегда приходит время съезжать и теперь время пришло и для Вас. Я все проверил. Ваше время прошло. У Вас ничего не осталось. Все истрачено, мадам. Все израсходовано. И теперь Вы должны уйти.»
Герцогиня отвечает в растерянности: «Мне нужно больше времени. Мне нужен день, неделя, месяц. Еще месяц. Еще неделя, день».
Оставшись одна, Герцогиня в точности повторяет те слова, которые от её имени пел в первой сцене спектакля Электрик: «Я была молода. Я была богата. Я была невинна. Обо мне писали песни».

Снова заходит Менеджер, Герцогиня начинает с ним заигрывать «Дорогой мальчик, только одну минуту. Это не займет много времени и я сделаю тебя счастливым. Разве я не могу нравиться тебе?... Будь со мной ласков…», опускается на колени и расстегивает ему нижнюю пуговицу пиджака. Менеджер отталкивает её.
Графиня пытается включить граммофон, но не находит пластинку и ставит иглу на крутящийся диск, что создает неприятный звук. Затем вновь звучит мелодия танго, обрамляющая спектакль, и на сцену выходят танцующие Горничная и Электрик.

Кантилена:
Таково содержание.  Следует отметить, что в опере много символов и много подтекстов. Для того, чтобы это показать, я специально процитировала некоторые фрагменты либретто. Так что мой пересказ – это довольно поверхностное вИдение, в этой опере много в чем можно и нужно было бы покопаться. Так, в диалоге Менеджера и Герцогини («У Вас ничего не осталось. Все истрачено»), разумеется, речь идет не только о формальной задолженности гостинице.  Неслучайно, что Судья в шестой сцене и Менеджер в финале  - одно лицо. Кто в таком случае Менеджер в последней сцене: Судья (как Время) или Голос старости и приближающейся смерти? Наверное, есть основания и для такой трактовки. В тексте либретто много недосказанного, так что даже сюжет приходится «собирать» из отдельных прямых и косвенных намеков. Кроме того, мне кажется, в либретто много переносных смыслов и игры слов, но чтобы это утверждать, нужно в совершенстве владеть английским. Неоднократно в спектакле произносится фраза «платить по счетам», которую можно трактовать не только в прямом смысле. Символическую роль играет граммофон – поскольку драматургическим лейтмотивом, если можно так выразиться, служит песня, посвященная Герцогине, которая упоминается в нескольких сценах и «не может» зазвучать в финале. Символом являются и любимые духи Герцогини под названием «Удовольствие», которые возвращают её в чувство в первой сцене и заканчиваются в последней сцене (Герцогиня разбивает флакончик). Очень интересны образы Электрика и Горничной. Это, несомненно, отрицательные персонажи, в которых заключены и лакейская природа, и психология мелких обывателей; простодушие и изощренность; что-то очень низменное и земное и в то же время мистическое (по ходу они приоткрывают и выносят наружу тайное, сокрытое). Таким образом, с первого просмотра остаётся  много вопросов.

Музыка оперы в целом не мелодична, но в яркости и образности  ей не откажешь. В оркестре на первый план выходит медь.  Очень часто используется глиссандо медных и струнных, что придает звучанию саркастический характер. Музыкальный язык достаточно жесткий – это воспринимается и как некоторый вызов автора музыкальной традиции, и как сознательное упрощенно-карикатурное отражение актуального сюжета. Мне показалось, что в музыке есть что-то от Стравинского (на следующий день прозвучали его «Свадебка» и концерт, и мне послышались какие-то аналогии, но, поскольку не являюсь профессиональным музыкантом, пишу это с осторожностью). Видится также что-то общее с Бриттеном. (Кстати, прочитала в буклете, что исполнитель партии Электрика завоевал успех в роли Куинта, - мне кажется, что действительно хороший должен быть Куинт и в том, что касается внешнего облика, и по части манеры исполнения. Может быть, это обстоятельство заставило меня искать параллели). Герои также карикатурны, композитор более сосредоточен на их внешних поступках, чем на внутренней жизни, поэтому психологический портрет можно построить в большей степени на основании реплик и интонаций, с которыми они были пропеты. Герои не мучаются, не рассуждают, не анализируют… Положительных персонажей нет.

Вокальные партии своеобразны. Местами пение переходит в выкрики и визги. В партии Горничной практически все пение должно сопровождаться «колоратурным» смехом. Понравилась исполнительница этой роли, которая оказалась в ней весьма живой и естественной. Графиня мне показалось более тусклой. «Электрик» был замечательный в плане актерской передачи образа, но голос, на мой взгляд, небольшой. Герцог меньше поёт в этой опере, но  спел свою роль, на мой взгляд, неплохо.
В буклете написано, что все участники спектакля в основном специализируются на исполнении современной музыки. Более широкий репертуар у певицы, исполнявшей Герцогиню (Мойра О’Брайн). Сказано, что она во многих театрах успешно исполняет партии Виолетты, Дездемоны, Донны Анны, Адальджизы.   

Вот такие остались впечатления. Повторюсь, что это субъективный и поверхностный взгляд.
В целом очень интересно. И хотя бы из целей ознакомления стоило послушать.
Странно, что критика молчит…
Надеюсь, фестиваль в МТ, как обещает ВГ,  действительно станет ежегодным.

Кантилена:
В завершение разговора (вернее, мой монолог получается, но надеюсь, что кому-нибудь это будет интересно) приведу статью, предваряющую показ, в которой охарактеризована историческая канва сюжета и рассказывается о прототипе главной героини оперы:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=817664

Правда, такая статья, скорее привлечет в театр не любителей музыки, а любителей скандалов. Постановка, но мой взгляд, вполне пристойная.

И интервью Т. Адеса (тоже "Коммерсант"):
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=820181&NodesID=8

Quasimodo:
Кантилена, спасибо!!!
Надеюсь, что у меня хватит сил и времени осилить такой объем и переварить

Кантилена:
Нашла музыкальный фрагмент оперы Т. Адеса Powder her Face на youtube (странно, что раньше не додумалась там поискать). Здесь вступительное танго и первая картина:

http://ru.youtube.com/watch?v=WpiY6SxEyZY

А вот тут, если кому-то интересно, аудиофайл передачи «Спорная музыка» на радио «Маяк». Тема «Современная академическая музыка» (вед. А. Варгафтик, 22.11.2007).
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=114049

Там, по ходу дела, говорится о фестивале «Новые горизонты». Звучат фрагменты скрипичного концерта Адеса (лучше бы Asyla, мне она показалась интереснее), симфонии Тищенко «Марина», последней симфонии Слонимского, посвященной Гергиеву, и оперы Powder her Face  (тоже первая сцена), а также еще ряда современных произведений, уже не связанных с фестивалем. Фрагменты, правда, совсем микроскопические, более или менее уделено время только скрипичному концерту. Однако это практически единственный материал в СМИ, посвященный прошедшему в МТ фестивалю. Первую треть передачи можно пропустить, там предлагается идиотское голосование, долго объясняется про призы и пр. Вообще, тон и стиль передачи, на мой взгляд, более чем странный :-\, в избытке ненужные отступления и комментарии не по делу, много болтовни, зато представления о произведениях практически не создается. Повод порассуждать, какими должны быть передачи о классической музыке. 

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии