Автор Тема: XIV Конкурс Вана Клиберна в Форт-Уорте (май 2013 года)  (Прочитано 195635 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 774
... а теперь на кого рассчитывать? Наши главные силы - это Спиваков, Гергиев, Мацуев - каким образом все формируется? ...
Ну, в Москве есть замечательные Наталья Рубинштейн и Яна Тифбенкель и их фестиваль "Арт-Ноябрь", на которых гораздо больше, чем на вышеуказанных товарищей, следует рассчитывать, поскольку у них есть и прекрасный эстетический вкус, и музыкальное чутье, и интересные идеи - гораздо более интересные, чем у вышеназванной тройки, которая ориентируется, если я не ошибаюсь, исключительно на премии, связи и западную раскрученность тех или иных исполнителей. Ну, либо это те, кого они сами "открыли" и, как водится, лучше бы не открывали :) - вроде Абросимова и Холоденко :D
А еще есть зимний фестиваль "Возвращение" (кто его устраивает, увы, не знаю) - тоже обычно очень интересный.
Ну, и не следует забывать о bubaleh'e - ведь именно он, если не ошибаюсь, привозил в Москву Амлена!.. :)

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 155
В продолжение моего предыдущего поста:
Тут нашла на нашем ФОРУМе в этом разделе КОНКУРСЫ тред, открытый в июле 2011 года Muusika "Какие фортепианные конкурсы котируются и почему?"
Так там упоминаются только Варшавский, Брюссельский конкурсы,  им. Маргариты Лонг, чуть-чуть им. Ван Клайберна и им. П.И. Чайковского. И то все рассматривается только применительно к интересам  японцев в участии в разных конкурсах.
Как-то тема начата и брошена, а лично мне она очень интересна...
Часто пишут, что многие пианисты прыгают с конкурса на конкурс, завоёвывают по 15-20 наград в разных местах, а куда прыгают? :)
Я, конечно, могу перечислить многие конкурсы, но меня интересуют московские.... Их что - всего 2 + Щелкунчик? Ах да - в этом году проводилися по-моему конкурсы им. Рубинштейна и Нейгауза, но даже на нашем ФОРУМе их совсем не рассматривали... Потом фестиваль "Арт-ноябрь" и "Возвращение", но именно конкурсы?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И затих огорченно народ...

ожно ли Рану, Дельявана и Лина как-то завлечь в Москву?

Не знаю наколько это Вас воодушевит, но в январе в Москве с Моцартом будет Тайсон

Любопытно:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8156.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
... а теперь на кого рассчитывать? Наши главные силы - это Спиваков, Гергиев, Мацуев - каким образом все формируется? ...
Ну, в Москве есть замечательные Наталья Рубинштейн и Яна Тифбенкель и их фестиваль "Арт-Ноябрь", на которых гораздо больше, чем на вышеуказанных товарищей, следует рассчитывать, поскольку у них есть и прекрасный эстетический вкус, и музыкальное чутье, и интересные идеи - гораздо более интересные, чем у вышеназванной тройки, которая ориентируется, если я не ошибаюсь, исключительно на премии, связи и западную раскрученность тех или иных исполнителей. Ну, либо это те, кого они сами "открыли" и, как водится, лучше бы не открывали :) - вроде Абросимова и Холоденко :D

Вы бы сначала полюбопытствовали, чем, собственно, занимается вышеназванная тройка, а потом бы писали.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 155
Я ни коем образом не умаляю огромной работы, которую проводят Спиваков, Мацуев - считаю ее очень значимой и уважаю их за этот труд, просто мне интересно, кто привлекает зарубежных исполнителей на наши сцены?
Или у всех менеджеры, как у Бориса Березовского?  Цитирую из одного интервью с ним: "У меня очень хороший агент, Марина Бауэр, из агентства «Сарфати». Волевая, умная женщина, знающая этот бизнес вдоль и поперек, и у нее огромные связи. Она действительно делает то, что агенты сейчас уже не делают. Сегодня многие сидят в офисе и ждут звонков. А она постоянно ездит, бывает в залах, общается с устроителями концертов. Впервые, глядя на нее, я понял, что это огромная работа. У меня благодаря ей очень много концертов в Европе, меньше в Америке."

Оффлайн bubaleh

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 225

Ну, и не следует забывать о bubaleh'e - ведь именно он, если не ошибаюсь, привозил в Москву Амлена!.. :)

точно не он! он лишь имеет некоторую причастность к концерту-посвящению Амлену пару лет назад.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.rg.ru/2013/06/11/konkurs-site.html
11.06.2013, 07:42

Вадим Холоденко: Больше я не буду играть на конкурсах


--------------------------


http://www.rg.ru/2013/06/10/rodzinskiy-site.html
11.06.2013

Отметивший в прошлом году свое 50-летие один из самых престижных музыкальных конкурсов в мире Cliburn Competition собрал в Форт-Уорте 30 пианистов из 12 стран мира.

============================


У нас на форуме обе статьи здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8241.msg111695#msg111695
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
--------------
* Регардс, ау! Помнится, в 2010-м на Елизавете Вам пришлась по душе Клэр с этим же концертом. Любопытно, что скажете на игру Беатриче :)
Что бы ни сказал, мы не услышим.
А вот и нет :)
 
Мятежный Регги, дух изгнанья
Витал над форумной средой
И чрез фольклорное созданье
Вот что поведал дорогой
:))


Цитата:  Регадрс
"послушал часть первой части, и сказал, что это бабская игра с полным отказом от решения принципиальных проблем и просит прощения, что не мог сказать чего-то хорошего"

Стало быть:
1) "бабская игра" суть "(полный) отказ от решения принципиальных проблем"
2) Клэр оные проблемы решать, по меньшей мере не отказывалась.

Это то, что извлекается независимо от конкретики содержания регардсова концепта "принципиальных проблем".

Ежели кому интересно, вот ссылка на Клэр Хуаньси (Claire Huangci)  на конкурсе Елизаветы в 2010. Со Вторым концертом Прокофьева (ССП-2):
http://clck.ru/8gz2h

Переслушала ее игру. А заодно - и тогдашнего победителя.
Готова признать, что таки да, Клэр этот концерт играла по качеству чуть лучше Беатриче.
И обе они, имхо, играли лучше Кожухина :)
http://clck.ru/8gz2d

За сим закругляюсь на эту тему, ибо ее продолжение уже выходит за рамки текущего потока.
(По сути это уже разговор об ССП-2)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"бабская игра" суть "(полный) отказ от решения принципиальных проблем"

Ну я не думаю, что игра Rana оказалась более "бабской" в этом плане, чем игра Yuja Wang:

Yuja Wang / Ван Юйцзя (р.1987), китайская пианистка
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4385.0

По поводу Кожухина я лучше вообще помолчу - "обе оне" играют значительно мужественнее, чем он, но дело не только в этом. Можно быть вполне женственной, но играть интересно, а можно быть мужественным, но играть неинтересно :))
Кстати, я завёл о Беатриче Рана именной поток:

Беатриче Рана / Beatrice Rana (р.1993, Италия), пианистка
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8299.0

Есть у нас и поток о Холоденко:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=7348.0

Заметьте, не я его заводил :)))
И знаете, по поводу Холоденко у меня имеется одно предположение, но оно довольно смелое, но в наши дни многое возможно, особенно в Америке. Весьма странно, что он НИКОГДА не играл так ровно и технично, как на этом конкурсе, а я ведь за ним несколько последних лет наблюдал. Да что там я - вы сами можете посмотреть его записи прошлых лет, среди которых немало не то что плохих, а просто убогих. Но чтобы я мог сформулировать свои предположения и чтобы они переросли в нечто большее, нужно будет понаблюдать за его послеконкурсной деятельностью. Он ведь уже заявил, что никогда больше не будет принимать участие в конкурсах - в его возрасте это немного необычно, не правда ли ? :)) С чего бы это ? Да и побед у него было не так уж много. Он сказал в интервью, что очень устал, что это большое напряжение и оповестил всех, что больше это не повторится.
Всё это весьма любопытно не столько по отдельности, сколько в комплексе.
Если отвлечься от этого конкретного конкурса, то, я думаю, со временем мы ещё узнаем много интересного, и возможно, многие результаты на разных конкурсах придётся переоценивать - если не формально, то фактически. Хотя искусство - это не спорт, где всё строго поставлено и где можно отменить результат и даже отобрать медаль, но всё же - любопытная информация может всплыть с годами и здесь.
Подождём.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Намёки, намёки... Конечо же, всё очень просто!

Наконец это искусство игры на рояле "перестаёт быть томным"!
Нас ждут допинг-тестирования победителей фортепианных конкурсов и последующие громкие скандалы! УРА!
"Пианист Иван Петров лишён золотой медали конкурса К (или Ч?) и дисквалифицирован на 4 года, в течение которых он не сможет участвовать в международных конкурсах. Его будущее через 4 года решит очередной комплексный анализ мочи и крови."
Пианисты будут прибывать на крупные конкурсы не только в сопровождении массажистов, но также и специалистов по спортивному питанию.
А то всё лыжники да велосипедисты...
Наверняка, это привлечёт к классическому искусству внимание журналистов и широкую публику, всё ещё недоверчиво смотрящую на огни БЗК, ММДМ и аналогичных скучных заведений.
Это было бы бумом, настоящим прорывом. Филипп Киркоров и Стас Михайлов кусают кулаки... оба сразу.

Оффлайн apple

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Он ведь уже заявил, что никогда больше не будет принимать участие в конкурсах - в его возрасте это немного необычно, не правда ли ? :)) С чего бы это ? Да и побед у него было не так уж много. Он сказал в интервью, что очень устал, что это большое напряжение и оповестил всех, что больше это не повторится.
ну а какой смысл после золота на таком конкурсе, продолжать конкурсную карьеру? это вполне логично. Трифонов после КЧ тоже вроде что-то подобное говорил, если не ошибаюсь. хоть тот и моложе :)
В Париже все хотят быть актёрами. Участь зрителя никого не устраивает. (c) Жан Кокто

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Трифонов после КЧ тоже вроде что-то подобное говорил, если не ошибаюсь. хоть тот и моложе :)

Ну Трифонова очень удачно подватил поток мировой конъюнктуры: когда вас несёт такая волна, вы можете вообще ничем не заниматься, кроме своего ремесла - успевай только нужные клавиши нажимать вовремя.
А если и не успеешь все нажать - не беда, ибо это уже не имеет никакого значения. На конкурсах он играл не лучше и не хуже, а на своём обычном техническом уровне.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Ну в общем...
Кто-то не сознаётся.
Кто-то нашёл силы в слабых дозах алкоголя...  ;D

Но я бы на месте конкурсантов будущего подружился с каким-нибудь "грамотным" тренером по лыжному спорту, бегу на длинные дистанции или велоспорту. А вообще, подобные конкурсы - это какие-то "голодные игры", проверка на выносливость.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
подобные конкурсы - это какие-то "голодные игры", проверка на выносливость.

Вот это ближе к тому, что я имел в виду. И каждого конкурсанта будет сопровождать "группа поддержки", как спортсмена, в которую будет входить множество специалистов, причём, наставники-музыканты тут будут отнюдь не на первых ролях, а аналогия со спортом уже сегодня является гораздо более яркой, чем вы это себе сейчас представляете. Выигрывать будет именно группа поддержки, а не конкретный человек, который будет лишь инструментом - примерно таким же, как рояль. И существует множество способов вовремя достигнуть пика формы и некоторое время удержать его.
Да, на конкурсе можно прорваться, как на Олимпиаде, но в таком сфокусированном состоянии невозможно находиться вечно. Отличие искусства от спорта в том и заключается, что после конкурса приходится тянуть ежедневную лямку, а спортсмен блистает лишь на соревнованиях, причём, отнюдь не таких частых, как регулярная концертная жизнь. Его будничная жизнь нам не видна да и не интересна, хотя понятно, чем он занимается :))
А вот "будни" конкурсанта - это, простите, его выступления перед публикой :)) Вот поэтому и говорю, что именно ЭТО самое интересное, а не выигрыш на конкурсах.
Но конкурсы специально фетишизируют их устроители, приближая их ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ к спортивным соревнованиям - быстрее, дольше, сильнее (применительно к инструменталистам).
Ну я же говорю, не будем спешить, давайте понаблюдаем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Да, и это объясняет также то, что конкурсы часто выигрывают молодые 20-25 летние пианисты, находящиеся на пике своей ФИЗИЧЕСКОЙ формы, но вряд ли музыкальной.
И Родзинский говорит об этом же:

"Я вижу сегодня тенденцию в том, что совсем молодые люди, почти дети играют на конкурсах и побеждают. Они еще ничего не пережили, даже любовь, не пропустили культуру через свое сердце, несут все в голове. И они побеждают, выступают перед публикой, вдохновляют ее. Тот же Даниил Трифонов, победитель Конкурса Чайковского, очень-очень молод. Я вспоминаю, как мы делали программы в Метрополитен-опера, где пели молодые певцы. Все было хорошо: техника, голос, языки. Но чего-то нам не хватало: мы не испытывали любви. Именно это сейчас ощущается в конкурсах."

И что делать, если пианист, которому, скажем, УЖЕ 30, после трёх-четырёх нереально насыщенных туров просто физически устаёт?
Разумеется, всё идёт к тому, чтобы найти нужную "витаминку" и наесться ими досыта. И идти играть легко и непринуждённо третий Рахманинова с Прокофьевым после парочки сольников с 10 Ор. Шопена, Трансцендентными этюдами, Ночным Гаспаром, Картинками с Выставки и Исламеем.

Но, возможно, эти конкурсы и задуманы как способ найти выносливого спортсмена, хорошую скаковую лошадь, который сможет потом осилить живенький гастрольный темп по горячим следам к удовольствию агентов и концертных залов, на нём зарабатывающих. И не скопытиться.
Так что... Возможно, так оно уже и есть. И так будет.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.rg.ru/2013/06/19/kliburn-site.html

В Форт-Уорте прошел ХIV конкурс Вана Клиберна
Текст: Ирина Муравьева
19.06.2013, 17:12



В 50-летней истории конкурса Клиберна нынешний ХIV оказался заметным и результативным для конкурсантов из России. Причем большинство российских участников представляли Московскую консерваторию, в том числе победитель - Вадим Холоденко (Украина), что, безусловно, свидетельствует о прочных позициях и уровне отечественной музыкальной школы. По окончании конкурса его участники, а также член жюри - известный пианист, профессор лондонского Королевского колледжа музыки Дмитрий Алексеев дали комментарии специально для "Российской газеты":


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.rg.ru/2013/06/19/kliburn-site.html

В Форт-Уорте прошел ХIV конкурс Вана Клиберна
Текст: Ирина Муравьева
19.06.2013, 17:12

В 50-летней истории конкурса Клиберна нынешний ХIV оказался заметным и результативным для конкурсантов из России. Причем большинство российских участников представляли Московскую консерваторию, в том числе победитель - Вадим Холоденко (Украина), что, безусловно, свидетельствует о прочных позициях и уровне отечественной музыкальной школы. По окончании конкурса его участники, а также член жюри - известный пианист, профессор лондонского Королевского колледжа музыки Дмитрий Алексеев дали комментарии специально для "Российской газеты":
 
Дмитрий Алексеев: В мире сейчас сотни, тысячи конкурсов, но среди этого огромного количества выделяются несколько, значительных для начала карьеры молодых пианистов: это конкурс Чайковского, конкурс в Лидсе в Англии, конкурс Шопена в Варшаве, конкурс Клиберна в Форт-Уорте. Если говорить о последнем, то здесь, в Форт-Уорте создана очень мощная организация, здесь много волонтеров, работающих бесплатно, многие оказывают колоссальную финансовую поддержку конкурсу.
 
- Главное, у конкурса Клиберна есть стабильная аудитория в мире, поскольку его лауреатам гарантируются трехлетние ангажементы. Для музыкантов эти возможности конкурса оказываются решающими?
 
Дмитрий Алексеев: Да, молодые пианисты приезжают сюда потому, что хотят играть концерты, хотят в итоге получить концертную карьеру. А это сегодня очень трудно: в мире много прекрасных пианистов, и все они надеются на успех. Хотя победа на конкурсе - не гарантия прочной концертной карьеры. Таких случаев много, когда пианисты, получившие первые премии на конкурсе, не становились известными. И наоборот: хрестоматийный пример - один из величайших пианистов Бенедетти Микеладжели получил 7-ю премию на конкурсе Елизаветы в Брюсселе. Эмиль Гилельс получал в Вене вторую премию. Все непредсказуемо: и в конкурсах, и в концертной практике. Если взять последний конкурс Чайковского, то его победитель Даниил Трифонов очень успешен сейчас.
 
- Сегодня лауреаты попадают в жесточайший концертный конвейер, и это, по сути, ведет к "тиражированию".
 
Дмитрий Алексеев: Это проблема неразрешимая на мой взгляд: чем дальше, тем больше музыкальный мир превращается в музыкальный бизнес. Конвейер действительно может погубить музыканта, и не только молодого. С другой стороны, если не попасть в эту мясорубку, то вообще ничего не происходит. Поэтому молодому музыканту, которому выпала удача попасть в этот конвейер, можно только пожелать выдержать эти колоссальные нагрузки.
 
- Если вернуться к Конкурсу Клиберна, то какова его специфика в соотношении с другими?

Дмитрий Алексеев: Правила здесь меняются. Я могу говорить об этом в сравнении с прошлым конкурсом, где я тоже был в жюри. И это касается не столько репертуара (он здесь достаточно свободный), сколько расписания. Первый тур состоит из двух сольных программ по 45-50 минут. Это очень сложно, практически полноценная сольная программа. Второй тур состоит тоже из двух частей: из камерной музыки - квинтет со струнным квартетом, и сольной программы на час. Наконец, в финале исполняются два концерта с симфоническим оркестром. Это огромная программа.
 
- Конкурс впервые прошел без Вана Клиберна. И хотя он почти не бывал на конкурсных прослушиваниях, атмосфера во многом определялась его присутствием в Форт-Уорте. Он ведь и для Америки был "живой легендой"?
 
Дмитрий Алексеев: Тема Клиберна - очень многообразная и широкая. Действительно, это легенда: и в России, и в Америке. А для меня это очень личная тема, потому что сейчас уже осталось не так много людей, которые слышали его игру в Москве на конкурсе Чайковского. А я это очень хорошо помню. Мне было 10 лет, я учился тогда в ЦМШ и ходил вместе с моими родителями на конкурс. И помню это потрясающее впечатление, которое испытали все без исключения, кто был в зале и слушали его игру. Потом он приходил в ЦМШ, и это был праздник, сенсация! А потом я несколько раз слышал его в концертах, когда он приезжал в Москву уже после конкурса - в 1959-м, в 1960-м. Когда выступления Клиберна передавали по телевидению, улицы пустели, потому что все шли смотреть телевизор. В фильме Никиты Михалкова "Пять вечеров" есть маленький эпизод, где соседи по коммунальной квартире приходят к героине, которую играла Людмила Гурченко, включают телевизор и смотрят выступление Клиберна. Это действительно был какой-то удивительно трогательный и уникальный случай. Других таких примеров я не знаю. Его музыка, его человеческое обаяние, человеческое существо были настолько притягательны! Все были влюблены в него - и стар, и мал! Это поразительное явление, которое никогда больше не повторилось на моей памяти. Я успел это сказать ему четыре года назад, когда мы с членами жюри были в его доме. И он с трудом мог поверить, что я слышал его в 58-м году. Его музыкальное влияние на музыкальную жизнь в Советском союзе было огромным. И вся его последующая исполнительская судьба была, конечно, трагичной. Потому что тот пик вдохновения, которого он достиг в те годы (ему было 22-23 года), он никогда больше не смог повторить. Я помню его концерт в Москве в 1980-м. Я смотрел его по телевизору: это было хорошее исполнение, но все-таки не то, что вспоминается на Конкурсе. Но, несмотря на то, что его карьера продолжалась всего лет 10 - 15, он оставил совершенно незабываемую память. Есть замечательные пианисты, вероятно, более великие, чем Ван Клиберн, но такого проникновения в дух особенно русской музыки и такого человеческого обаяния действительно трудно даже представить.
 
- Клиберн участвовал работе жюри, в обсуждениях?
 
Дмитрий Алексеев: Никогда. Я помню, как он сказал мягко: это понравилось, то понравилось. Кстати, я был с ним согласен в этом. Но никаких нажимов, никаких действий с его стороны не было. Как я понимаю, он доверял своему жюри.
 
- В этом году в конкурсе Клиберна участвовало рекордное число музыкантов из России: Алексей Чернов, Никита Мндоянц, Никита Абросимов, Николай Хозяинов, Юрий Фаворин, Вадим Холоденко из Московской консерватории, представляющий Украину. Почти все прошли в полуфинал.
 
Дмитрий Алексеев: Это был действительно большой успех, что столько наших музыкантов вышло в полуфинал. В основном, это московская школа. Никита Абросимов из Нижнего Новгорода, учился в Америке, сейчас учится у меня в Лондоне. Он очень удачно выступил на первых турах, и неплохо сыграл во втором туре квинтет Дворжака. Но сольная программа в полуфинале прозвучала неудачно, поэтому он в финал не попал. Никита - очень талантливый человек, и я уверен, что он еще продемонстрирует свои достижения. Хочу также особо отметить участника из России Юрия Фаворина, который не прошел на второй тур. Он очень необычный музыкант - со своим лицом, со своим репертуаром. Но, к сожалению, его репертуар не вполне подошел к конкурсу Клиберна. И видимо этим объясняется его не такой удачный итог. Он играл Сонату Шуберта, авангардную французскую пьесу (Orion 3 Boucourechliev). Репертуар, в общем, не стандартный. Мне кажется, его ниша немножко в стороне от главной концертной дороги, и я ему желаю всевозможных успехов. Он очень интересный музыкант. Должен заметить, что не все решения жюри были единогласны. Мы не дискутировали: по регламенту не имели права на это. Но я знаю, что мнения иногда полярно расходились. И это нормальное положение вещей. Чего не хватило российским исполнителям, не прошедшим в финал? Николай Хозяинов - блестящий, совершенно феноменальный виртуоз и очень музыкальный человек, который выиграл уже несколько конкурсов. Он очень молодой, и эта молодость иногда чувствуется слишком сильно. Ему не хватило драматизма, какой-то настоящей глубины. Тем не менее, его исполнение произвело на меня большое впечатление, и я буду с интересом ждать других его выступлений. Алексея Чернова я уже знаю, как исполнителя: я слышал его на Конкурсе Чайковского и на других конкурсах. Он очень зрелый человек, сложившийся музыкант - очень интересный, со своими идеями. У меня, честно говоря, были достаточно большие претензии к его выступлению на Конкурсе Чайковского. Но здесь его выступление произвело впечатление на порядок выше. К сожалению, его выступление в Квинтете Дворжака оставило неблагоприятное впечатление у всех. Фактически он подставил сам себя. Он играл против музыки: не пытался проявить ее красоту. Этот квинтет в чем-то наивный, полный фольклорных мотивов, его музыка проста и трудна одновременно. И хотя Алексей, на мой взгляд, очень хорошо играл в последующей сольной программе, впечатление, которое он оставил квинтетом, не дало ему возможности выйти в финал. Очень жаль: он талантливый человек и серьезная личность.
 
- В финале выступал от России только Никита Мндоянц, но, как показалось, не в полную силу своих возможностей?
 
Дмитрий Алексеев: Он очень талантливый человек. Я слышал его раньше. Но в третьем туре у него все звучало слишком осторожно и от этого - слишком бледно. Дирижер Леонард Слаткин заметил, что и темпы были слишком медленные. Никита почему-то не произвел того впечатления, какое мог бы. Он композитор и пианист, и я уверен, что он найдет свою дорогу. Я желаю ему этого.
 
- А общий уровень конкурсантов отражает какие-то современные концертные реалии?
 
Дмитрий Алексеев: Уровень был очень высокий, за исключением отдельных выступлений. Умение играть на рояле не у одного-двух, а у многих просто исключительное. Уже с первого на второй тур не прошли просто феноменальные виртуозы. Например, корейский участник Yekwon Sunwoo. Это блестящий пианист и просто выдающийся виртуоз. Я не удивлюсь, если мы услышим о нем в будущем.
 
- Вы были членом жюри предыдущего Конкурса Чайковского: видите какую-то содержательную разницу, исполнительские преференции в этих двух крупнейших конкурсах?
 
Дмитрий Алексеев: Разница, конечно, есть. Но как раз эти конкурсы, пожалуй, более близки друг к другу, чем любые другие. Это связано и с историей: мы ведь знаем, что конкурс Клиберна создавался непосредственно в связи с победой Клиберна на Конкурсе Чайковского и по образцу Чайковского. Теперь, конечно, конкурсы разошлись в плане программ и организации туров. Но они остаются близкими по своей направленности на крупный пианизм, на яркое дарование. Есть конкурсы в Европе, где, пожалуй, наоборот, побеждают люди более камерного исполнительского типа, с ориентацией на классический репертуар.
 
- В этот раз с абсолютным триумфом победил Вадим Холоденко. Вы предполагали такой результат?
 
Дмитрий Алексеев: Я предполагал это с самой первой ноты, когда его услышал. Но поскольку мнения бывают различные, никто не может гарантировать результат. Между тем, я хочу сказать то, что сказал бы при любом исходе. Иногда на конкурсах происходит открытие, и на этот раз открытие произошло. Я очень счастлив, что при этом присутствовал и принимал в этом участие. Я абсолютно убежден, что новый победитель конкурса Клиберна - уже сложившийся яркий артист, в лучших своих исполнениях достигающий вершин, сравнимых с настоящими большими великими пианистами.
 
- На третьем туре он был абсолютно убедительным и в Концерте Прокофьева (№3), и в Концерте Моцарта (№21).
 
Дмитрий Алексеев: Да, но он оказался еще и прекрасным камерным музыкантом. А это нечасто случается. Тот факт, что он получил премию и за камерное исполнение, и за современную пьесу, специально написанную, говорит о многом. Я ожидаю от него больших свершений. Если же говорить о каких-то специальных вещах, то на меня, пожалуй, самое большое впечатление произвело его выступление в 1 туре с Сонатой Рахманинова. Это сочинение, может быть, не самое удачное у Рахманинова, но он сыграл так, будто это великое произведение. И играл он, как великий большой пианист. Это настоящий прирожденный музыкант. И я рад, что победило что-то подлинное, что-то настоящее и что-то, действительно имеющее отношение к большой музыке. На всех турах были хорошие музыканты, много было прекрасных пианистов, больших виртуозов. Но настоящий музыкант и настоящий художник - это, пожалуй, Вадим Холоденко.
 
(продолжение следует)
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2013, 19:32:12 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
(продолжение статьи)

Алексей Чернов - пианист, композитор. Выпускник Московской консерватории и Лондонского королевского колледжа музыки, лауреат Международных конкурсов, в том числе, обладатель V премии XIV Конкурса Чайковского. На Конкурсе Клиберна прошел первые два тура.
 
- Почему решили принимать участие в конкурсе Клиберна? Вы не так давно участвовали в "Чайковском". Зачем еще?
 
Алексей Чернов: Конкурс Клиберна среди пианистов - конкурс № 1. Даже если ты просто участвуешь в нем, это уже открывает многие возможности. И вообще, надо напоминать о себе. Для пианиста важно, чтобы у него была публика, чтобы то, что ты хочешь сказать, было услышано. Я считаю, что в какой-то степени здесь своей цели достиг, потому что приобрел новую публику. А что еще ценнее для музыканта?
 
- Что-то специфическое было в подготовке к этому конкурсу? Известно, что здесь очень сложные программы.

Алексей Чернов: Это далеко не первый мой конкурс, а программы в общем-то везде похожи. Поэтому я нового здесь почти не готовил: обыграл какие-то вещи, переслушал себя со стороны, переосмыслил. Поменял что-то точечно: например, на том же Конкурсе Чайковского я не играл Грига "Три вальса", "Гаспара" Равеля. Здесь свободная программа, можно даже крупную форму не играть, хотя я играл в первом туре 32-ю Сонату Бетховена, на полуфинале - 5-ю Сонату Скрябина, Симфонические этюды Шумана. В финал здесь прошли шесть человек, пять из которых не играли на крупных конкурсах, не получали премий. Они, наверное, учили что-то новое. А я опытный: уже после Конкурса Чайковского выиграл несколько конкурсов.
 
- На полуфинале все играли новое сочинение Birichinо Кристофера Теофанидиса. Что скажите об этом опусе?
 
Алексей Чернов: Как пианисту мне было интересно, потому что любое специальное сочинение на конкурсе пишется так, чтобы пианист мог продемонстрировать разные пианистические навыки. Это, конечно, творческий процесс. Композитор остался доволен, даже подошел ко мне, поблагодарил. А про саму музыку я не буду говорить, поскольку я сам композитор. У меня есть определенные взгляды, и они могут с чем-то не совпадать. Технически Щедрин на Конкурсе Чайковского был сложнее.
 
- Чем, на ваш взгляд, конкурс Клиберна отличается от других конкурсов?
 
Алексей Чернов: По престижу, этот конкурс номер 1 в мире. Кроме того, здесь хорошая приятная атмосфера, великолепная организация, создаются все условия для нормальной работы. Я приехал с женой, а очень мало конкурсов могут себе это позволить. И когда я не прошел в финал, нам рекомендовали оставаться здесь до конца. Я выступал на пьяно-ланче, общался с менеджерами. То, что касается самого конкурса, то это не секрет, что четверо участников финала имели отношения к членам жюри. Это не афишируется естественно, но многие обсуждают тему "мафии Джульярда", которая лоббируют своих учеников. Если посмотреть на резюме финалистов, то по крупным конкурсам премии есть только у Вадима Холоденко. А остальные - студенты.
 
- Известно, что Конкурс Клиберна активно "крутит" на концертном рынке своих лауреатов. А ваша карьера после конкурса Чайковского как-то изменилась?
 
Алексей Чернов: Непосредственно от Оргкомитета конкурса Чайковского, несмотря на обещания, не было предложено ничего. Но само выступление на конкурсе сработало в положительную сторону: у меня появились концерты и по России, приглашения выступить за рубежом. На будущий год буду сотрудничать с Московской филармонией, планируется концерт в Нью-Йорке. Но с Конкурсом Чайковского никаких договоров, контрактов мы не подписывали. Это все громкие слова для прессы. Валерий Гергиев пригласил меня, и я играл с его оркестром в замечательном Концертном зале Мариинки. Дирижировал Николай Цнайдер. Конечно, мне нужно больше концертов. Мне есть, что сказать, есть, что сыграть.
 
- Этот Конкурс Клиберна станет последним в вашей карьере?
 
Алексей Чернов: Я играл около сорока конкурсов и, думаю, что завершу конкурсную карьеру. К сожалению, конкурсы сегодня - необходимая часть карьеры, но это зло для музыки. Требования способствуют деградации музыкантов. Цель - пройти на следующий тур, а о музыке речи нет. Некоторые даже музыку не любят. Спросишь, какое любимое сочинение, отвечают - соната Листа. Ни опера, ни симфония. Их просто ничего не интересует. А на конкурсах реально играется только 2 процента фортепианного репертуара. Естественно, что концертный репертуар у меня другой.
 
Никита Мндоянц - пианист, композитор. Аспирант Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, финалист ХIV Конкурса Клиберна
 
- Почему выбрали для себя конкурс Клиберна, а не "Чайковского"?
 
Никита Мндоянц: На конкурсе Чайковского морально тяжелее играть, потому что находишься у себя дома, кругом знакомые лица - психологическое давление гораздо сильнее. Но оба эти конкурса очень высокого уровня.
 
- Как так сложилось, что из России целая команда приехала?
 
Никита Мндоянц: Мы все узнали об этом в последний момент, когда стали известны результаты отборочного прослушивания. Меня поразило, какая сильная команда едет, и это стало стимулом лучше подготовиться к конкурсу. Все ребята, которые ехали из Москвы, сложившиеся музыканты.
 
- В чем сложность и специфичность выступления на этом конкурсе?
 
Никита Мндоянц: Здесь идет чреда достаточно больших сольных концертов: два в первом туре, потом в полуфинале часовая сольная программа и квинтет. Два концерта с симфоническим оркестром в финале. Тяжело физически выдержать такую программу. Поэтому в процессе подготовки акцент делался на том, чтобы как можно больше обыгрывать программу на публике. Я, например, когда играл концерт в Орловской филармонии, а там замечательная публика, поставил в афишу большую часть своей конкурсной программы. Мне надо было привыкнуть к ощущениям, попытаться правильно распределить физические и эмоциональные силы, чтобы не выложиться с самого начала и не передерживать, чтобы найти баланс.
 
- С кем готовили конкурсную программу?
 
Никита Мндоянц: В основном готовился со своим отцом, профессором Московской консерватории Александром Мндоянцем. Он в 1977 году стал лауреатом этого конкурса, получил 5 премию. Большую часть программы я показывал ему, а некоторую часть сочинений проходил со своим профессором Николаем Петровым, к сожалению, ушедшим из жизни. Что касается камерной музыки, то Квинтета Брамса я репетировал с нашим консерваторским ансамблем "Rusquartet". Они мне очень помогли.
 
- Ваш отец Александр Мндоянц принимал участие в конкурсе 36 лет назад. С того времени, по общим впечатлениям, Конкурс Клиберна изменился?
 
Никита Мндоянц: Что касается программы, то почти нет. Однако число участников первого тура стало меньше - всего 30. Когда мой отец участвовал, на первый тур приехало 90 участников, соответственно, программы были короче - не позволяло время. Но и тогда был камерный ансамбль - квинтет, два концерта с симфоническим оркестром в финале. Как рассказывал отец, они ехали из Советского Союза командой: он, Александр Торадзе и Евгений Крушевский. А мы сейчас из России обособлено ехали. Вообще, на конкурсе созданы очень комфортные условия: мы жили в семье, в бытовом плане никаких проблем, каждому участнику предоставили рояль Steinway.
 
- Все отмечают, что на этом конкурсе был очень высокий технический уровень. Этот акцент на виртуозном типе игры отчасти диктует азиатская школа.
 
Никита Мндоянц: Да, и в последнее время даже сложился стереотип в отношении музыкантов из Азии. Но Конкурс Клиберна полностью опровергает этот стереотип, потому что участники из Азии - их, кстати, было немного на этом конкурсе - показали не только очень высокий технический уровень, но и артистическое начало, свой индивидуальный подход к интерпретациям. На Конкурсе Клиберна в жюри сидят действительно большие музыканты, и они в первую очередь уделяют внимание именно художественной стороне. Тем более они относятся к тому поколению музыкантов, которые являются наследниками старой школы. У них другой слух, память - историческая, музыкальная.
 
- Конкурс Клиберна со всеми финалистами заключает контракты. Что вам предложили?

Никита Мндоянц: В правилах конкурса написано, что все шесть финалистов считаются его лауреатами, но у последних трех финалистов нет дифференциации по местам. Всем финалистам предоставляются трехлетние ангажементы: первая премия ездит по всему миру, а остальные лауреаты - по Соединенным Штатам. В данный момент в офисе Конкурса для нас составляют расписание на ближайший сезон. Из того, что намечается лично для меня, это концерт в августе в Форт-Уорте на Фестивале русской музыки. Там будут исполняться концерты Рахманинова, симфонии Чайковского. Я буду играть либо Четвертый концерт, либо "Рапсодию на тему Паганини" Рахманинова. Сейчас все уточняется. Кроме этого, обещают не менее двух туров по Соединенным Штатам в сезон. В каждом туре будет по несколько концертов, может быть, шесть-семь.
 
- А в России какие перспективы?
 
Никита Мндоянц: В России у меня уже запланированы концерты на этот сезон. В сентябре от консерватории у меня будет сольный концерт в Рахманиновском зале. Дальше Александр Гиндин пригласил меня на замечательный проект, который он курирует: программа для четырех фортепиано, где мы будем играть вместе с ним, Алексеем Курбатовым и Славой Грязновым. Он предложил всем нам сделать несколько транскрипций для четырех фортепиано. Этот концерт состоится 28 февраля в зале Чайковского. Намечены у меня и несколько концертов по городам России: в Орле, в Воронеже. В августе предстоит большой фестиваль во Франции, где я буду играть сольный концерт и камерную музыку. В общем, предстоит очень интересный год.
 
- Вы сами композитор: фортепианную музыку пишите?
 
Никита Мндоянц: В основном, у меня камерная музыка, потому что у меня очень много друзей и коллег-инструменталистов, которые заинтересованы в современной музыке. Они очень отзывчиво относятся к тому, что я пишу. Есть у меня и оркестровые сочинения, но для фортепиано, так сложилось, я пишу мало,
 
- По классу композиции вы занимаетесь у Александра Чайковского, худрука Московской филармонии. Он вам помогает с исполнением сочинений?
 
Никита Мндоянц: Александр Владимирович очень помогает, и не только мне. Он - заведующий кафедрой в консерватории и знает цену всем талантливым студентам, неважно у кого они учатся. Если он видит талант, он помогает, чем может. К тому же у него есть молодые инструменталисты, которым он что-то может предложить для исполнения. В Филармонии при его участии проводится фестиваль современной музыки.
 
- И консерватория располагает большими возможностями: столько залов. Можно было бы регулярно фестивали композиторские проводить.
 
Никита Мндоянц: У нас есть кафедральные концерты. Но, конечно, необходимо, еще будучи студентом, выходить за рамки консерватории. Потом что, когда оканчиваешь консерваторию, и так и не вышел за рамки кафедральных концертов, начинается депрессивное чувство. Я знаю многих, окончивших консерваторию, которые теряются потом, либо преподают в музыкальных школах, либо занимаются аранжировками. Это грустная ситуация. Мне повезло: мне и Александр Владимирович Чайковский помогает, и наш заведующий кафедрой инструментовки Валерий Григорьевич Кикта, который тоже всем студентам старается помочь. В этом году я вступил в Союз композиторов. Сейчас там активная деятельность началась благодаря молодым, вновь пришедшим членам Союза. Вероятно, появятся новые фестивали под эгидой Союза композиторов. Эта организация набирает обороты и, может, еще будет помогать московским композиторам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Продолжение темы участия пианистов в конкурсах здесь:

"Зачем музыканты участвуют в конкурсах?"
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8359.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
"бабская игра" суть "(полный) отказ от решения принципиальных проблем"

Ну я не думаю, что игра Rana оказалась более "бабской" в этом плане, чем игра Yuja Wang:

Yuja Wang / Ван Юйцзя (р.1987), китайская пианистка
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4385.0

По поводу Кожухина я лучше вообще помолчу - "обе оне" играют значительно мужественнее, чем он, но дело не только в этом. Можно быть вполне женственной, но играть интересно, а можно быть мужественным, но играть неинтересно :))

Регардс   определенно не о противопоставлении мужественной игры - игре женской. Метафоричность характеристики у него отсылает к разнице в интеллекте. :)

Чаще, однако, если не ошибаюсь, под «бабской игрой», подразумевают  специфическую манеру интонирования музыкальных мыслей. (Что-то в этом духе, имхо,  сооружают в лирическом эпизоде листовской сонаты Си минор Гильтбург и Трифонов).

Предлогофф, а почему Вы ссылку на  именной поток Ван, Юйцзи-Юджи-ЖуЖи, здесь дали? Прямое обсуждение ее Второго концерта Прокофьева, вроде, в нем отсутствует. Или я прошляпила?..
Зато касательно Хуаньси со Вторым, Регардс точно высказывался и отнюдь не уничижительно, как о Ране.
И мне действительно интересно, какие такие принципиальные проблемы (хотя бы частично) решила Хуаньси. Я – честно не слышу! Ни без нот, ни с нотами. По-моему, они обе играют в рамках одного подхода. Вплоть до темпа. У Хуаньси каденция получилась на йоту лучше технически. Больше я ничего не улавливаю. :(
В же чем же все-таки принципиальная разница? Предлогофф, может быть, Вы объясните, раз уж Мятежный Дух изгнанья отмалчивается?
Интелллект-то у Вас, в отличие от моего, уж никак не бабский! :)))
(Уточняю на всякий. Речь при этом идет только о первой части. Дальше Регардс слушать вообще не стал.)

И позволю себе пару ремарок касательно Юджи, уж коль речь все равно о ней зашла.
Ремака номер раз. О "единстве формы и содержания".

Западный мир, конечно, под  Юджу и ее менеджеров прогнется, но Скрябина-то зачем прогибать? :)))
Фигуру высшей размерности свели в плоскую  проекцию,  а результат проекции объявлили… самой аутентичной фигурой.  :P)))

Скрябин – скорее о пробуждении и поднятии вверх энергии Кундалини. Понимание Регардса застревает внизу, в Муладхаре.
Ну, ок, допустим, охота ему толковать томление чисто в сексуальной плоскости, а загадка-то где? Мечты?
Вместо света далекой звезды – мечта о звезде из кабаре, что ли?  :))

Как ни крути, а Скрябин куда ближе к русскому космизму, нежели к постмодернистскому Западу с его рынком, подменами понятий и низведением всего высокого до несуществующего.

Ремарка номер два. По поводу Юджиных феноменальных октав.
Показываю.  (Ежели умеющий читать ноты и не слышит, то воочию может увидеть :))
http://clck.ru/8hjLD

Упражнения в риторике ради, подобные фокусы можно попытаться отнести на проявления не бабского интеллекта.  :)
Аналогичные проявления интеллекта демонстрируют Трифонов с Мефисто-вальсе, Хозяинов во втором этюде Шопена*. (Все ссылки ведут в записях аккурат на места проявления интеллекта):
Трифонов – Мефисто-вальс, конк. Чайковского;
Трифонов – Мефисто-вальс, конк. Рубинштейна;
Хозяинов – Шопен, op.10, n.2, конк. Шопена

---------------------
* Кто бы мне внятно объяснил, почему в проф. кругах  решение технических проблем в этом этюде за счет легких рубато считается вещью недопустимой для этюда, кастрация же нот текста при этом считается совершенно приемлемым решением  ::)

 

Баба Яга

  • Гость
* Кто бы мне внятно объяснил, почему в проф. кругах  решение технических проблем в этом этюде за счет легких рубато считается вещью недопустимой для этюда, кастрация же нот текста при этом считается совершенно приемлемым решением  ::)
Все зависит от того, кто играет и кто оценивает.))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Предлогофф, а почему Вы ссылку на  именной поток Ван, Юйцзи-Юджи-ЖуЖи, здесь дали?

Ну как почему - чтобы спросить, почему игра одной женщины является более "бабской", чем игра другой, во многом на неё похожей стилистически?

Скрябин – скорее о пробуждении и поднятии вверх энергии Кундалини. Понимание Регардса застревает внизу, в Муладхаре

Ну это не для моего ума :))))))
И вообще, мало ли что у кого застревает, особенно если это зависит от того, с какой ноги утром встанешь.
Я так думаю, разговоры о "бабстве" являются беспредметными, потому что если разобраться, то многие мужики в плане манер играют хуже баб. На это, кстати, не так давно жаловался Мацуев, но теперь он, оказывается, нашёл-таки на своих конкурсах настоящих мужиков :))
Так что не нужно бы нам использовать выдуманную кем-то на ходу "терминологию".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица