Автор Тема: Гендель "Геркулес" в КЗЧ 16 января 2013 г.  (Прочитано 3094 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
16 января в КЗЧ нам всем преподнесли такой подарок – первое исполнение в России оперы Генделя «Геркулес»! Вот состав:

Анн Халленберг (меццо-сопрано) /Швеция/
Айвон Ладлоу (бас-баритон) /Великобритания/
Люси Кроу (сопрано) /Великобритания/
Ромина Бассо (контральто) /Италия/
Николас Пан (тенор) /США/
Олег Цыбулько (бас)

Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель – Александр Рудин
Вокальный ансамбль «Интрада»
Художественный руководитель — Екатерина Антоненко
Дирижер — Кристофер Мулдс /Великобритания/
Многие исполнители к нам приезжают уже не в первый раз. В частности, разве можно забыть прошлое выступление прекрасной Анн Халленберг в «Ариоданте»?  Но и на этот раз зрелище и «слушалище», действительно получилось крайне интересным и, самое главное, весьма стильным. Чудесный дирижер Кристофер Мулдс прекрасно знает, как надо исполнять Генделя! Он опять успевал не только дирижировать, но и играть на клавесине. Правда, сама опера произвела на меня не такое сильное впечатление, как «Ариодант» в прошлом году, который я потом по-моему месяца два вообще не выключал. Но,возможно, она просто менее эффектная, но более глубокая, и я оценю ее позже. Вообще, хочется поблагодарить организаторов концерта за прекрасно изданный буклет (на бумаге самого высшего качества!) и не менее ценный вкладыш к нему, где был полный текст оперы на русском языке (правда, конечно, без бесконечных генделевских повторов фраз!). И там, в буклете очень подробно, с предысторией излагалось содержание оперы -  прекрасный древний миф о Геркулесе и его ревнивой жене Деянире. Кстати, именно она и является главной героиней этой оперы, несмотря на название. Пожалуй, в этой опере все-таки меньше эффектных арий для нее, чем в «Ариоданте», но две из них – сцену ревности и потрясающую сцену сумасшествия – я не забуду никогда! Халленберг завораживала не только своим голосом, но и своей артистической харизмой. Она пела очень выразительно, разнообразно и очень красиво. Надо сказать, что на ее ярком фоне исполнитель заглавной партии Айвон Ладлоу показался мне гораздо более бледной фигурой. Во всяком случае, тембр у него был совершенно обыкновенный, да и техникой он меня не поразил, особенно сначала.  Но Кстати, он очень хорошо играл, особенно во время этой самой сцены ревности. Голос контральто Ромины Бассо показался мне интересным, но слишком матовым и глуховатым. А голос сопрано Люси Кроу – чистым по тембру, но с проблемами в самом верхнем регистре и недостаточной звучностью, особенно внизу. Тенор Николас Пан был весьма аккуратен и добросовестен, но тембр тоже весьма обыкновенный, на мой взгляд. Больше всего он мне понравился в дуэтах с сопрано. В принципе, все исполнители за исключением Халленберг не могли похвастаться большой звучностью, но у них была достаточно хорошая техника,  музыкальность, продуманная фразировка и, главное, прекрасное владение генделевским стилем. Поэтому исполнение шло по нарастающей. И если в первом действии (я бы назвал его экспозицией событий) некоторые зрители, как я заметил, даже задремали под медленные и печальные мелодии, во втором и, особенно, в третьем исполнители уже крепко держали зал в своих руках. А потом получили заслуженную стоячую овацию!

Я на этот раз не буду долго распространяться, ибо сейчас технические средства позволяют посмотреть и послушать это всем!
На сайте филармонии можно посмотреть и послушать то, что было вчера.
ВИДЕОЗАПИСЬ КОНЦЕРТА | LIVE VIDEO
http://meloman.ru/?id=5373&full=Y#1


Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Гендель "Геркулес" в КЗЧ 16 января 2013 г.
« Ответ #1 : Январь 18, 2013, 02:23:01 »
16 января я впервые услышал живьем оперу Генделя «Геркулес» (а если называть её ораторией, то вообще впервые посетил исполнение оратории). Но только вот по воле судьбы я услышал эту оперу (или ораторию) не с начала. Дело в том, что я попал в оооооочень большую пробку, простоял в ней больше двух часов и поэтому опоздал минут на 45, и мне было очень обидно, что мне пришлось слушать первое исполнение в России такого интересного произведения не с начала. Меня в партер не пустили. Пришлось дослушивать первый акт в дверях второго амфитеатра. Хор понравился уже тогда, а от сопраны не долетали многие звуки, и от баса, хоть и в меньшей степени, тоже. И только после первого антракта я занял своё место в партере, где ни у кого, кроме сопраны, не было заметно недостатка звучности. Хоть и музыка Генделя не похожа на различные оперы более позднего времени, она очень хорошо подходит к сюжету оратории. Сначала (точнее, волею случая – с начала второго акта), конечно, казалось, что музыка оперы очень непривычна, но потом (уже к середине второго акта) прямо все фрагменты стали казаться очень интересными, ничуть не хуже, чем в операх более поздних авторов. Всех участвовавших вокалистов, кроме жреца Юпитера Олега Цыбулько, я слышал впервые. Больше всех понравилась, естественно, Анн Халленберг, которую я наконец-то услышал живьём. Фрагменты партии Деяниры из второго и третьего актов, которые мне посчастливилось услышать, стали самыми яркими номерами исполнения. Совершенно уникальное меццо, невероятно глубокий голос, а тембр вообще какой-то неземной! И это особенно заметно в дуэте с писклявой сопраной в конце второго акта, голос которой, не отличающийся красотой и объемом, смотрелся (точнее, слушался) очень тускло на фоне чарующего и обволакивающего звука, которым заполняла зал Анн Халленберг. Очень ярко и одновременно мягко прозвучали пассажи с мелкими нотами, и тянулся голос тоже потрясающе, везде удивительно ровно. Как я уже слышал у ещё одной очень яркой колоратурной меццо, в этот раз очень восхищала способность певицы сразу после колоратур делать уже гораздо более плотный звук. Вообще, разнообразие различных оттенков голоса у Анн Халленберг впечатляет, примерно такого я и ожидал, начитавшись отзывов об «Ариоданте». Я даже не могу сказать, какая ария Деяниры (из тех, которые я услышал) понравилась больше всего – все прозвучали просто изумительно, несмотря на то, что они настоько разные. Очень интересна была и вторая меццо (точнее, контральто) Ромина Бассо. Темным и ровным голосом и без заметных недостатков она спела партию Лихаса, продемонстрировав в конце одной из арий владение pianissimo. В главной партии (хотя вопреки названию, мне кажется, это всё-таки Деянира) выступил Айвон Ладлоу. В сравнении с фактически-главной-героиней формально-главный-герой выступил менее ярко, но притом, что я не придирчив к басам, во втором-третьем акте его пение показалось достаточно интересным. Баса Олега Цыбулько я уже слушал в одной из мелких партий в одной из недавних «Травиат» в Большом. Его голос был более плотным и темным и очень понравился. Тенор Николас Пан (Гилл) также был очень хорош, у него тоже не было заметных недостатков, и он показал некоторое разнообразие оттенков. Но на фоне ярких выступлений неприятно удивила сопрана Люси Кроу, исполнившая партию Иолы. Голос очень небольшой, верх писклявый, при ходе наверх всегда проскакивает барашек, а концы фраз проваливаются. И это, согласно программе, одна из ведущих певиц Великобритании! Ужас тихий! Конечно, при всём перечисленном имеющиеся у британки достоинства нельзя не отметить. Низ и середина вполне нормальные, как кажется из партера, голос, кроме верха, очень хорошо отделанный (не знаю, как точнее выразиться), и, естественно, техника на высоте. И верх в самом конце стал уже не столь ужасным. Я уже слышал нескольких сопрано, у которых с колоратурной техникой всё в порядке, а голос красотой не отличается, особенно на краях диапазона. В их исполнении очень приятно слушать фразы, в которых много мелких нот, но длинные ноты они еле вытягивают (даже если нормально слышно, то красота звука оставляет желать лучшего). Конечно, исполнение колоратур было ярким и даже восхитительным, но и в них такой бедный (несмотря на чистоту) тембр является существенным недостатком. И к Люси Кроу это относится в первую очередь. Не зря сказала уже почти 10 лет назад великая Галина Вишневская (вечная ей память), что на Западе голоса средние и приветствуется в первую очередь техника. Вот мы и наблюдаем яркий пример такого явления. Хотя на одной технике тоже далеко не уехать, если голос не красив и, тем более, не всегда слышен.
Выкладываю фотографии с поклонов, которые, естественно, можно увеличить щелчком мыши.





« Последнее редактирование: Январь 18, 2013, 02:35:37 от Вольфрам »

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 421
Re: Гендель "Геркулес" в КЗЧ 16 января 2013 г.
« Ответ #2 : Январь 18, 2013, 13:21:29 »
Странно слышать такое про Люси Кроу!
Вот кто действительно удивил со знаком минус - Ромина Бассо, в записях звучащая густым, тёмным, округлым и крайне подвижным маскулинным меццо. Тут же мы услышали тихое, весьма осторожное пение и , уж совершенно точно, этому меццо далеко до контральто!
Кроу восхитительно пела! Этот голос идеален для Генделя и Баха: инструментален, полётен, колоратурен.
В целом, девушки звучали на много порядков лучше мужчин.
Про Анн Халленберг, которая уже второй раз демонстрирует нам свой уникальный дар, можно добавить то, что она её и актриса. Её полностью поглощает материал и задачи партии. У меня было ощущение, что я слушаю оперный спектакль. Сцена сумасшествия Деяниры - пробный камень для всех меццо, которые поют центральные партии в операх Генделя (да и вообще, барокко). Это как ария Леоноры из Фиделио для драматических сопрано: спела - значит состоялась.
К Анн Халленберг никаких вопросов НЕТ!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Гендель "Геркулес" в КЗЧ 16 января 2013 г.
« Ответ #3 : Январь 18, 2013, 13:55:13 »
Странно слышать такое про Люси Кроу!
Вот кто действительно удивил со знаком минус - Ромина Бассо, в записях звучащая густым, тёмным, округлым и крайне подвижным маскулинным меццо. Тут же мы услышали тихое, весьма осторожное пение и , уж совершенно точно, этому меццо далеко до контральто!
Кроу восхитительно пела! Этот голос идеален для Генделя и Баха: инструментален, полётен, колоратурен.
В целом, девушки звучали на много порядков лучше мужчин.
Про Анн Халленберг, которая уже второй раз демонстрирует нам свой уникальный дар, можно добавить то, что она её и актриса. Её полностью поглощает материал и задачи партии. У меня было ощущение, что я слушаю оперный спектакль. Сцена сумасшествия Деяниры - пробный камень для всех меццо, которые поют центральные партии в операх Генделя (да и вообще, барокко). Это как ария Леоноры из Фиделио для драматических сопрано: спела - значит состоялась.
К Анн Халленберг никаких вопросов НЕТ!
Да, конечно, если с Анн Халленберг сравнивать, то Ромина Бассо пела так себе. Осторожно - очень метко сказано. Но значительных недостатков не было. А мне странно слышать "восхитительно пела" про певицу, которую во многих местах не было или почти не было слышно, не говоря обо всём остальном. В прошлый раз в вечере абонемента "Оперные шедевры" участвовала очень яркая колоратурная сопрана, но в этот - с точностью до наоборот. Да, многие любят писклявых - это я уже давно понял. Было бы неинтересно, если бы у всех слушателей было одинаковое восприятие.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 421
Re: Гендель "Геркулес" в КЗЧ 16 января 2013 г.
« Ответ #4 : Январь 18, 2013, 14:25:16 »
Если мы вспомним "Ариоданта", то там пела Розмари Джошуа. Это дама с большим опытом, но по голосу - у Кроу голос побольше и покрасивее (она гораздо моложе).
Я , честно говоря, не знаю, чем вызвана разница мнений. И есть у меня ощущение, простите за банальность, что всё дело в конкретном месте прослушивания.
Сейчас, если судить по трансляции, слышно, что да - у Бассо и не так много, и не так глубоко, и не так колоратурно. Халленберг - ноу квесченс. Кроу - отлично. Мужики - даже если громко, то по-разному))).
Большой респект всем тем, кто организовал трансляцию и запись!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Гендель "Геркулес" в КЗЧ 16 января 2013 г.
« Ответ #5 : Январь 18, 2013, 14:32:11 »
Если мы вспомним "Ариоданта", то там пела Розмари Джошуа. Это дама с большим опытом, но по голосу - у Кроу голос побольше и покрасивее (она гораздо моложе).
Так получилось, что я из двух мест слушал - сначала меня в партер не пустили, и я стоял в дверях второго амфитеатра. Когда я вошел, как раз Кроу пела - тоже концы фраз проваливались. И баса там было слышно хуже, чем позже в партере.