Автор Тема: Обсуждение композиторской технологии Скрябина  (Прочитано 102113 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Тьфу, я и не говорю про то, что я с чем-то не согласен. Напротив, идея весьма интересна и ценна! Просто иногда возникает такое ощущение, что вот автор только что сделал открытие, сам еще толком ничего не проверил, а уже написал книжку. Я не говорю, что так оно и есть, просто создается такое ощущение. И не прямо такое яркое, что прямо заслоняет все остальное, просто некоторая нотка.
Вы про тягомотину - так я и не требую тягомотины, зачем кидаться в крайность? Просто немного поубавить такого рода интонаций.
Muusika, вот вам не кажется, а мне немного кажется. Ну что тут поделаешь? И я ничего не требую, но ведь должно быть автору статей интересно впечатление читателя, я его предоставил.
И, опять же, повторяю, я не читал книг, а только те материалы, на которые ув. Predlogoff кинул ссылки в этом потоке. А то и другое, как замечено здесь же, немного различается и в обсуждаемом нами аспекте.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
автор только что сделал открытие, сам еще толком ничего не проверил, а уже написал книжку

Автор всё проверил, а книжку его заставили написать, потому что иначе автор до конца жизни ленился бы изложить всё это более-менее методично ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Re: Обсуждение композиторской технологии С
« Ответ #152 : Ноябрь 18, 2011, 03:11:53 »
автор только что сделал открытие, сам еще толком ничего не проверил, а уже написал книжку

Автор всё проверил, а книжку его заставили написать, потому что иначе автор до конца жизни ленился бы изложить всё это более-менее методично ! :))

Ну, окей, окей :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
140 лет Скрябину
« Ответ #153 : Декабрь 28, 2011, 22:30:25 »
Вот тут сюжет про выставку к 140-летию Скрябина:

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=889890&cid=178

Поскольку у нас везде царит бестолковщина, про выставку сказали и написали, но не сказали и не написали, где она проводится ! :)))))))))
Просто умора.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Вот тут сюжет про выставку к 140-летию Скрябина:
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=889890&cid=178
Поскольку у нас везде царит бестолковщина, про выставку сказали и написали, но не сказали и не написали, где она проводится ! :))))))))).

http://www.muzcentrum.ru/news/2011/12/item5754.html
В Новом Манеже в Москве Музей А.Н.Скрябина с 27 декабря по 10 января проводит выставку «Гений русской музыки» к 140-летию композитора.

6 января 2012 года по новому стилю (25 декабря 2011 года – по старому стилю) исполняется 140 лет со дня рождения Александра Николаевича Скрябина. Его дарование было поистине уникально: гениальный композитор, великолепный концертирующий пианист, он очень серьезно увлекался философией, пробовал себя на поэтическом поприще. Эта выставка будет играть роль презентации «Года А.Н. Скрябина в России».

Три зала выставочной площадки МГВЗ «Новый Манеж» отведены под три тематических раздела. Ежедневно в Зале №1 в 16.00 и в 19.00 часов будут проходить творческие встречи и концерты.

Зал №1. «Жизнь и творчество А. Н. Скрябина на материалах мемориальных интерьеров и фондов музея А. Н. Скрябина». В этом зале зрители узнают об учебных заведениях имени А.Н. Скрябина, имени его учителя В.И. Сафонова, Фондах А.Н. Скрябина и П.И. Юргенсона, Издательстве «Музыка».

Зал №2. «А.Н. Скрябин и эпоха Серебряного века». Экспозиция этого зала основана на материалах коллекций музеев и библиотек, где хранятся уникальные материалы, связанные с жизнью современников Александра Николаевича. Здесь же будет представлено до 40 гравюр — «Москва Серебряного века».

Зал №3. «А.Н. Скрябин и современность». В этом зале представлены эксперименты современных художников, продолжающих и развивающих идеи А.Н. Скрябина. Видео-инсталляция «Innerlichkeit» («Искренность, Сокровенность») композитора, члена Союза московских композиторов Павла Карманова продолжает скрябинскую идею синтеза искусств. Анатолий Васильев создал имитацию цветосветомузыки «Прометея» А. Скрябина. В этом зале выставлены работы художника-космиста Виктора Черноволенко, художников Наталии Брагиной и Федора Платова (он брал уроки музыки у А.Н. Скрябина). Здесь же экспонируются работы учащихся Школы С. Андрияки и скульптурные портреты А.Н. Скрябина, выполненные В. Вахрамеевым
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
выставка Скрябина
« Ответ #155 : Декабрь 29, 2011, 01:02:35 »
В Новом Манеже в Москве Музей А.Н.Скрябина с 27 декабря по 10 января проводит выставку «Гений русской музыки» к 140-летию композитора.

Да уж, даты они подобрали просто супер: я туда никак не попадаю ! :)))))) Если только случайно как-нибудь. И ещё что у меня в голове не укладывается: зачем туда тащить мебель-то из музея Скрябина ??
Я сначала даже не поверил.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
фестиваль Скрябина
« Ответ #156 : Январь 02, 2012, 21:26:38 »
даты они подобрали просто супер: я туда никак не попадаю ! :)))))) Если только случайно как-нибудь. И ещё что у меня в голове не укладывается: зачем туда тащить мебель-то из музея Скрябина ??
Я сначала даже не поверил.

И всё же я туда попал ! :)
Хотя, честно говоря, делать там особо нечего: если только посещать концерты фестиваля к 140-летию Скрябина, который проводится в этом же помещении. В зале висят афиши скрябинских времён и первых советских лет, кое-какие материалы размещены на стендах, а также на стенах развешаны картины, в основном, современные. Для тех, кто в курсе дела, материалы вряд ли будут интересны, но, быть может, послужат напоминанием о былом, а для тех, кто не в курсе, всё это малопрезентабельно, на мой взгляд.
Поэтому размещу расписание муз. событий фестиваля (начиная с завтрашнего дня - 3 января) - быть может, он кого-нибудь заинтересует:

----------------------------
3 января

16:00 Творческая встреча «Новогодняя музыка»
Композитор и пианист Иван СОКОЛОВ
В программе: произведения Скрябина и собственные произведения.

19:00 Концерт фортепианной музыки
Лауреаты международных конкурсов Алексей КУДРЯШОВ и Роман МАРТЫНОВ
В программе: Скрябин, Лист, Метнер.

4 января

16:00 Концерт лауреатов и участников прослушивания на стипендию им. А. Н. Скрябина
Концерт учащихся и студентов учебных заведений им. А. Н. Скрябина

19:00 Музыка для терменвокса
Член Союза композиторов России, органист, композитор Олеся РОСТОВСКАЯ

5 января

16:00 Творческая встреча. Видеопрограмма «Слышать и видеть»
Композитор Сергей ЗАГНИЙ

19:00 Концерт камерной музыки
Лауреаты международных конкурсов Михаил МОРДВИНОВ (фортепиано) и Борис ЛИФАНОВСКИЙ (виолончель)
В программе: Скрябин, Рахманинов, Чайковский.

6 января

19:00 «Посвящение А.Н.Скрябину»
Молодые композиторы Московской консерватории им. П. И. Чайковского и молодые режиссеры ВГИКа


7 января

19:00 Концерт фортепианной музыки
Заслуженный артист РФ Юрий БОГДАНОВ
В программе: Скрябин, Шопен, Лист

8 января

16:00 Концерт фортепианной музыки
Лауреат международных конкурсов Алексей ЧЕРНОВ
В программе: Скрябин, Шуман.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Заглянула напоследок в программку с концерта Четуева. Критик А. Булычева комментирует фортепианный концерт Скрябина следующим образом:

"Музыка первой части концерта окрашена глубоким пессимизмом. Скрябин выбрал для своего концерта ту же тональность, что и Рахманинов для своего первого концерта - фа-диез минор,  тональность ариозо Германа "Прости небесное созданье" из "Пиковой дамы" Чайковского. В финале слышится "польский акцент", отзвуки блестящих страниц музыки Шопена. А в пессимистических зпизодах Скрябин вдохновляется секвенцией Татьяны, которой открывается "Евгений Онегин" Чайковского".

Комментарий несуразный и вызывает недоумение. Во-первых, не слышу "глубокого пессимизма" в первой части. Во-вторых, если параллель с Рахманиновым представляется возможной, то отсылка к ариозо Германа кажется странной и нелепой. И в данном случае не имеет значения тональность. Тем более что семантика тональностей у Скрябина другая - хотя это и потом вырисовалось. Насчет Шопена - ну, справедливо.
А вот что касается "секвенции Татьяны". Хотя и есть эта интонация - но кажется, что это случайность, скорее "общее", которое можно здесь усмотреть, состоит просто в романтической лирике, а от Татьяны Скрябин был все-таки далек, чтобы так прямо обыгрывать мотив. Или есть какие-то сведения, что мог вдохновляться?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
технология Скрябина
« Ответ #158 : Июнь 13, 2013, 15:53:31 »
Любопытно высказался о технологии и об оркестровке Скрябина дирижёр Понькин:

http://www.belcanto.ru/13061301.html
13.06.2013


Понькин:
- ... в ноябре я делал «Поэму экстаза» в Красноярске с РНО.


Юсова:
— Вот и сегодня вы дирижируете у нас произведениями Скрябина. Какую идею вы проводите, исполняя в одном концерте симфоническую поэму «Мечты» и «Божественную поэму»?

Понькин:
— Александр Николаевич не успел до конца реализовать себя как оркестратор. Хронология нижегородского выступления показывает, что он практически одинаков как в партитуре раннего, небольшого по объему и незначительного по своей образности сочинения до масштабной Третьей симфонии, относящейся к расцвету его творчества. Ни в технологии оркестровки, ни в уровне мастерства мы не увидим у него прогресса. Геннадий Николаевич Рождественский тоже так считает, это не только мое мнение. Эволюция оркестровки свелась у него лишь к усилению мощности, не более того. Если сравнивать его, например, с Равелем, он явно проигрывает. Можно провести аналогию с Шопеном. Возьмем музыку Шопена для рояля: в ней он как лебедь на воде – красивый, грациозный, стройный. Какие гармонии, боже мой! А вот Шопен в оркестре – это лебедь на суше, косолапое хромающее существо, шагающий экскаватор, в сравнении с которым даже гусь – балерина.
Вот так же невыгодно в оркестровке выглядит и Александр Николаевич. Тем не менее, в Третьей симфонии он преподнес нам идею удивительного состояния нашего духа, когда мы ощущаем себя центром мироздания, причем каждый человек имеет на это право. Его идеи дают каждому повод для субъективных рассуждений и ощущений. Вот, скажем, божественный полет – ведь у каждого этот образ будет свой, в соответствии с индивидуальными особенностями психологии и философии любого слушателя. Вот этот его субъективный идеализм, несмотря на просчеты в оркестровке, ярко преподнесен в этой симфонии. Ну, что ж, приходится иногда хромоту в балансе как-то нивелировать. Я бы сказал, при неправильном, грубом, формальном исполнении он выглядит примитивным философом, и тогда его идеи становятся навязчивыми.


Юсова:
— Идею Скрябина о преображении мироздания в результате исполнения его музыки вы тоже считаете навязчивой?

Понькин:
— Она абсолютно утопична. Я вообще хочу сказать, что восторженно-угорелое состояние поклонников и последователей Скрябина, делание из него идола, преклонение перед этим человеком как перед пророком наносят вред и ему, и его апологетам. Те композиторы, которые попытались доделать то, что недоделал Скрябин, это идолопоклонники. И их работа исчезнет, как исчезают любые примеры подражательства, поскольку никогда и никто не считал это творческим подходом к наследию композитора.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
технология Скрябина
« Ответ #159 : Январь 06, 2014, 16:17:00 »
Тут у меня была любопытная переписка с зарубежными исследователями Скрябина, и, в частности, мне был задан вопрос о 8-й сонате. И вот что я ответил - цитирую себя, потому что это может быть интересно ещё кому-то:

-----------------------
На мой взгляд, интерес к Скрябину у нас иссяк в том смысле, что ничего нового давно уже никто не печатает. Все пережёвывают то, что было известно раньше.
Я с тех пор опубликовал вторую книгу о Скрябине - о 6-й сонате и её окружении. В моих планах книги о 8-й, 9-й и 10-й сонатах и их окружении, а также о самых поздних сочинениях Скрябина.
Я не знаю, что здесь можно исследовать, потому что, на мой взгляд, ответы на все вопросы уже даны. Если Вам интересно, то я могу поделиться соображениями о гармониях и структуре 8-й сонаты, которая в этом смысле абсолютно прозрачна и ясна мне. Это один из самых простых образцов скрябинской гармонии, применённой, как и в "Прометее", в своём чистом виде.
А вот гармонии 7-й и 6-й сонат были сильно модифицированы. Это были искусственные построения, эксперименты Скрябина. Ничего подобного у него больше не было, если иметь в виду гармонию.
Основная тональность 8-й сонаты - A (ля). Это тоника, вокруг которой всё крутится, начиная со вступления. Вступление 8-й сонаты проводится в A, и заканчивается соната тоже в A (прометеево созвучие - a-cis-e-g-h-dis-fis).
Главная партия (Allegro agitato) - es-moll (минорная модификация скрябинской гармонии), Molto piu vivo - в A (через C), далее Allegro - в a-moll, побочная партия (Tragique) - в F-f (мажор-минор-мажор), заключительная партия (с трелями) начинается в тональности H. Разработка начинается в as-moll, далее Tragique - в g-moll, заканчивается разработка в g-moll. Вы понимаете, что минор здесь скрябинский, а не диатонический, т.е. он имеет не темперированную, а скрябинскую частотную настройку. Реприза начинается в тональности g-moll, которая подготовлена в разработке, побочная (Tragique) идёт в тональности A-a, кода начинаетс в c-moll, а заключительное Presto  проводится в тональности начала сонаты - A. В ней же она и заканчивается.
Не понимаю, что здесь исследовать?? Всё предельно ясно.
Тональность 9-й сонаты - G (ею начинается, в ней же реприза, в ней же последние такты), тональность 10-й - F. Вступление и первый раздел 10-й - в тональности As, тональность главной партии - F. Кода - тоже в тональности F.
Ну и так далее. По-моему, вопрос скрябинских тональностей уже решён.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
технология Скрябина
« Ответ #160 : Январь 13, 2014, 17:04:40 »
Не помню, выкладывал или нет. Здесь электронный вариант уникального журнального издания 1919 года, в котором были целиком изданы поэтические комментарии и философские записки Скрябина:

http://files.mail.ru/B07D2549C85F44FC878421715CB423E4

Это журнал "Русские пропилеи" (том 6 под ред.Гершензона), целиком посвящённый Пушкину и Скрябину - любопытное сближение, не правда ли? :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Соната #9 в оркестровке Г. Хааса
http://youtu.be/IzWsuEjvRNc

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: технология Скрябина
« Ответ #162 : Апрель 29, 2014, 11:53:00 »
Соната #9 в оркестровке Г. Хааса
http://youtu.be/IzWsuEjvRNc

:))))) Они сделали из камерной 9-й сонаты смесь "Поэмы экстаза" с "Прометеем"!
Зловещие завывания, вскрики медных, "ветер" струнных и т.п., в общем, как шутил Голованов - играют, как на пожаре :))
Тем не менее, эксперимент любопытный. На этом примере можно убедиться, насколько всё созданное Скрябиным имманентно сущности применённого инструментария и что будет, если нарушить этот принцип.
Забавно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн mzk

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: технология Скрябина
« Ответ #163 : Январь 24, 2015, 15:16:39 »
Тут у меня была любопытная переписка с зарубежными исследователями Скрябина, и, в частности, мне был задан вопрос о 8-й сонате. И вот что я ответил - цитирую себя, потому что это может быть интересно ещё кому-то:

-----------------------
На мой взгляд, интерес к Скрябину у нас иссяк в том смысле, что ничего нового давно уже никто не печатает. Все пережёвывают то, что было известно раньше.
Я с тех пор опубликовал вторую книгу о Скрябине - о 6-й сонате и её окружении. В моих планах книги о 8-й, 9-й и 10-й сонатах и их окружении, а также о самых поздних сочинениях Скрябина.
Я не знаю, что здесь можно исследовать, потому что, на мой взгляд, ответы на все вопросы уже даны. Если Вам интересно, то я могу поделиться соображениями о гармониях и структуре 8-й сонаты, которая в этом смысле абсолютно прозрачна и ясна мне. Это один из самых простых образцов скрябинской гармонии, применённой, как и в "Прометее", в своём чистом виде.
А вот гармонии 7-й и 6-й сонат были сильно модифицированы. Это были искусственные построения, эксперименты Скрябина. Ничего подобного у него больше не было, если иметь в виду гармонию.
Основная тональность 8-й сонаты - A (ля). Это тоника, вокруг которой всё крутится, начиная со вступления. Вступление 8-й сонаты проводится в A, и заканчивается соната тоже в A (прометеево созвучие - a-cis-e-g-h-dis-fis).
Главная партия (Allegro agitato) - es-moll (минорная модификация скрябинской гармонии), Molto piu vivo - в A (через C), далее Allegro - в a-moll, побочная партия (Tragique) - в F-f (мажор-минор-мажор), заключительная партия (с трелями) начинается в тональности H. Разработка начинается в as-moll, далее Tragique - в g-moll, заканчивается разработка в g-moll. Вы понимаете, что минор здесь скрябинский, а не диатонический, т.е. он имеет не темперированную, а скрябинскую частотную настройку. Реприза начинается в тональности g-moll, которая подготовлена в разработке, побочная (Tragique) идёт в тональности A-a, кода начинаетс в c-moll, а заключительное Presto  проводится в тональности начала сонаты - A. В ней же она и заканчивается.
Не понимаю, что здесь исследовать?? Всё предельно ясно.
Тональность 9-й сонаты - G (ею начинается, в ней же реприза, в ней же последние такты), тональность 10-й - F. Вступление и первый раздел 10-й - в тональности As, тональность главной партии - F. Кода - тоже в тональности F.
Ну и так далее. По-моему, вопрос скрябинских тональностей уже решён.

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, о каких публикациях, упоминавшихся в этом тексте, идет речь?
  В приведенном выше тексте говорится о второй опубликованной книге, касающейся тематики сонат Скрябина.  Что это за книги, где, когда и каким издательством они опубликованы и каким образом можно с ними ознакомиться?

Благодарю заранее за ответ!

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Все статьи В. Предлогова о позднем Скрябине здесь: http://scriabin.ru/articles.html