Автор Тема: Вебер, "Оберон". Первое исполнение в Москве (22-03-2013, КЗЧ)  (Прочитано 20857 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.meloman.ru/?id=5463&full=Y
http://germanyinrussia.ru/projects/cities/14/385
Первое исполнение в Москве оперы Карла Марии фон Вебера "Оберон"
22 марта 2013 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского (Москва) впервые за последние полтора века в России исполняется волшебная романтическая опера Карла Марии фон Вебера «ОБЕРОН, или Клятва короля эльфов». Историческая премьера посвящается Году Германии в России.
 Композитор из плеяды первых немецких романтиков, Карл Мария фон Вебер не только создал национальную оперу, но и оставил глубокий след в истории европейской музыки. Его «Оберон» стал первой немецкой романтической оперой, написанной на сказочный сюжет.
 Чрезвычайно сложная для сценической постановки, опера содержит массу прекраснейших музыкальных страниц. Каждая постановка оперы в мире является грандиозным событием. В России опера исполнялась в последний раз ровно 150 лет назад в Санкт-Петербурге. Поэтому в художественном и общественном аспекте запланированная премьера станет одним из ключевых событий музыкального сезона 2012-2013 в России и одним из значимых культурных проектов в рамках Года Германии в России.
 В концертном исполнении оперы «Оберон» в Москве принимают участие яркие и харизматичные певцы нового поколения: восходящая звезда мировой оперной сцены, солистка Венской государственной оперы Алиса Колосова (меццо-сопрано); выдающийся немецкий бас-баритон Кристиан Иммлер; солист-стажер Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко - тенор Артём Сафронов; молодой российский тенор - Тигран Матинян и лауреат всероссийских вокальных конкурсов, солистка Белорусского Государственного оперного театра, сопрано Александра Москвина.



Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 452
Это действительно интригует!
Опера с труднейшими вокальными партиями, виртуозным оркестровым сопровождением (одна увертюра вкупе со "сценой бури" чего стоят!), - всё это заставляет с вниманием отнестись к премьере.
Не думаю, чтобы мы услышали немецкие диалоги (а их там очень много) во всей полноте, но всё-равно... Хотя, вдруг, мы услышим первоначальный вариант, на английском?
Среди исполнителей вызывают интерес. конечно же, исполнители главных партий - Гюона и Реции. Кто есть кто догадаться , в принципе, можно. Я так понимаю, что обозначенное сопрано Анастасия Москвина будет петь дочь Гарун Аль Рашида Рецию (партию, которую пели Нильссон, Войт, т.е. большие героические сопрано, а арию про океан включали в свой репертуар практически все настоящие драматические сопрано: от Каллас, Варнай, Ризанек, Леонтин Прайс до Кариты Маттиллы, Кристин Брювер, Инге Нильсен).
Рыцарь Гюон - вообще пробный камень для крепких теноров с виртуозной "начинкой". К ней обращаются крайне редко. По напряжённости я бы сравнил её с парией Флорестана в Фиделио с той разницей, что у Флорестана лишь одна ответственнейшая ария и "Фиделио" далеко не такая "протяжённая" опера, как "Оберон".
Остальные партии "проходными" ну никак не назовёшь: виртуозная партия служанки Фатьмы  - задача для меццо-сопрано, Пук- маленькая, но очень трудная (с мелодекламацией) партия тоже для меццо, Оберон - вторая по значимости теноровая партия в опере для голоса с героической закваской и Шеразмин - слуга Гюона, кторый традиционно поёт баритоном, но в достаточно высокой тесситуре. Есть ещё маленькие партии Русалок (их обычно исполняют певицы первого положения) имеют свои сольные номера... Про оркестр я уже сказал.
Короче, это событие. И надо постараться это услышать. В Москве Вебер не частый гость!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, коллеги, незаметно подкралась дата исполнения "Оберона": в пятницу 22 марта его дадут в КЗЧ. Без преувеличения, историческое событие. Поразительно, какие громадные круги делает история ! Исполнительская эстафета передаётся из XIX века в XXI, ибо в XX довлели другие взгляды и царствовала другая стилистика. Так и хочется сказать, что всё возвращается на круги своя.
Идёт ли кто, помимо уже обозначившихся, на это представление ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 713
Я иду и с удовольствием поделюсь своими (непрофессиональными) впечатлениями.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 452

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Я тоже собираюсь.

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Добрый вечер! Я тоже собираюсь пойти.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Ну, а у меня надежда на meloman.ru , и на ваши отзывы,друзья :)
« Последнее редактирование: Март 21, 2013, 10:34:28 от Porgolovo »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я рад, что от нашего форума будет такая представительная делегация ! :) Событие и впрямь уникальное.
Кстати, коллеги, раз уж об этом зашла речь, быть может, кто-нибудь порекомендует хорошую фонограмму "Оберона" Вебера ? Какой коллектив, оркестр, дирижёр и какие солисты наиболее, на ваш взгляд, удачно записали эту вещь ? Прошу высказаться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Оберон , оркестр Баварского радио, Кубелик. Нильссон, Доминго

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Я как-то забыл про это исполнение или не почти не обратил на него внимание, когда смотрел афишу, потому что пока не знаком почти с творчеством Вебера, поэтому не был обилечен. Вроде говорят, что билеты есть, и много. Только если я и смогу приехать, то только перед самым началом (особенно в условиях пробок последних дней), когда все "лишние билетики", наверно, уже  разойдутся, и при отсутствии билетов в кассе будет уже не попасть, так что не планирую пока ехать, однако раз столько участников форума на "Оберон" собирается, значит, это наверняка очень интересно.

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Опера была написана по заказу Лондонского театра “Ковент-Гарден” (либретто Дж. Планше по поэме К. М. Виланда в английском переводе У. Сосби). Этапы работы над оперой отмечены в партитуре записями композитора. В конце 1-го номера Вебер написал: “кончен 11-го ноября 1825, в Козельском Саду (близ Дрездена)”, после финала 1-го акта - “кончен 18 ноября 1825, в Дрездене”, а после завершения увертюры - “Окончена в Лондоне, 9 апреля 1826, утром в 3/4 одиннадцатого, и с нею вся опера Оберон. Soli Deo gloria (Единому Богу слава)”. Последняя запись свидетельствует о том, что работа над рукописью была закончена за три дня до представления, состоявшегося 12 апреля 1826 г.

Почти 30 лет спустя, рукопись была поднесена сыном композитора Максом фон Вебером императору Александру II вскоре после его вступления на престол, состоявшегося 19 февраля 1855 г. Для преподнесения и хранения рукописи по специальному заказу был изготовлен роскошный красный картонный футляр с узорным тиснением, покрытом золотистой, синей и зеленой красками. В том же 1855 году она была передана императором на хранение в Публичную библиотеку (ныне РНБ), где ныне и находится. Это был первый дар Александра II Императорской Публичной Библиотеке. Причем день, избранный для передачи рукописи в Библиотеку, был приурочен к дате завершения оперы композитором - 9 апреля.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вебер обидно мало прожил - ну что такое 40 лет для композитора ?? Это же только самое начало, как и у Моцарта, у Шопена, как у Скрябина .... Обидно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 452

Отличная запись Марека Яновского с тенорами в виде Петера Зайфферта и Деона Ван Дер Вальта.

Классика Кубелика с Нильссон и Доминго. Идеал.

Аутентичный Гардинер с Кауфманом. Хорошая запись, но сомнительная Мартинпельто - Реция. Оригинальный английский!

Малеровская редакция, концертное исполнение, Дебора Войт, Хеппнер и Гэри Лейкс - молодые и робкие.
« Последнее редактирование: Март 22, 2013, 00:47:08 от Sasha E. Zhur »

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Вебер обидно мало прожил - ну что такое 40 лет для композитора ?? Это же только самое начало, как и у Моцарта, у Шопена, как у Скрябина .... Обидно.
И Беллини. Ещё Шуберт. И не только.

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Каллас исполняет знаменитую арию про океан:

http://www.youtube.com/watch?v=4tGZYWsaGLs

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
 Carl Maria von Weber - Oberon

 Oberon: Donald Grobe
 Puck: Marga Schiml
 Rezia: Birgit Nilsson
 Fatime: Julia Hamari
 Huon: Placido Domingo

 Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks
 Rafael Kubelik

 http://files.mail.ru/E1AF3FBA3D3043EE85235B82897818A2

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)

Аутентичный Гардинер с Кауфманом. Хорошая запись, но сомнительная Мартинпельто - Реция. Оригинальный английский!

http://intoclassics.net/news/2012-11-01-7320

Carl Maria von Weber
Oberon, or The Elf King's Oath

Oberon - Steve Davislim
Reiza - Hillevi Martinpelto
Fatima - Marina Comparato
Sir Huon - Jonas Kaufmann
Sherasmin - William Dazeley
First Mermaid - Katharine Fuge
Second Mermaid / Elf - Charlotte Mobbs
Puck - Frances Bourne
Narrator - Roger Allam
Elves - Lindsay Wagstaff, Mark Dobell

Monteverdi Choir
Orchestre Révolutionnaire et Romantique

John Eliot Gardiner

2002
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Тоже еду на "Оберона". Надеюсь,что билет найдётся - ведь вчера в кассе говорили, что билетов очень много.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 452
Мне очень понравилось!
Удивительно - это при отсутствии звёзд! Ровный, качественный и запоминающийся вечер.
Оркестр - замечательный.
Это вкратце.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Да, исполнение было весьма добротным, причем, удалось обойтись практически своими силами! Мне только показалось, что мы услышали весьма краткую версию оперы, правда, я очень смутно помню единственную имеющуюся у меня запись этой оперы с участием Доминго, так как в последний раз слышал ее достаточно давно. А здесь получилась такая своеобразная литературно-музыкальная композиция. Артист Борис Плотников читал фрагменты содержания оперы, что было совсем не лишним, во-первых, потому что часть музыкального текста явно была пропущена, и он восполнял эти пробелы, чтобы сделать действие более понятным, а во-вторых, либретто «Оберона» отличается большим количеством действующих лиц и крайней запутанностью, причем, численность персонажей резко возрастает именно к концу!
Очень понравился оркестр «Musica viva» и дирижер Рудин, я его самого, кажется, впервые живьем видел дирижирующего именно оперой, до этого его замечательным оркестром дирижировали другие дирижеры…Он сегодня так внимательно относился к певцам, так старался. Чтобы они не разошлись с оркестром, например, в сложном квартете! И его старания, безусловно, были вознаграждены! Хор «Интрада» опять понравился, вот и по-немецки пел очень неплохо, ну, пару раз проскочил какой-то «цурУк». Да и певцы постарались овладеть произношением, ну, язык всем по-разному дается, конечно…
Да, теперь, наконец, о певцах. Сразу скажу, что самым большим открытием для меня стала исполнительница партии Реции Анастасия Москвина. И поразила она меня, прежде всего, замечательным тембром своего очень интересного голоса. А сам голос, пожалуй, все-таки лирико-драматический. Но ближе все-таки к драматическому сопрано, потому что он достаточно крепкий и плотный, но при этом очень звонкий, чистый и очень певучий. Но тембр отличается не только красотой, но и, если так можно выразиться, необыкновенной женственностью. Голос весьма ровный, только самый-самый низ немного «выпадает», там звук глухой. И, пожалуй, если придираться, то сначала наверху было заметно крупноватое вибрато. Но потом оно пропало. Еще я обратил внимание на то, что при очень хорошем легато и отличном исполнении кантиленных фрагментов, пассажи с мелкими нотами, например, в завершающем первой действие оперы речитативе, певица исполняла далеко не так уверенно, как хотелось бы. Ну, и, пожалуй, для Реции, звук у Анастасии пока был все-таки слишком однообразным. Правда, он был однообразно очень красивым…Но у Анастасии очень важное качество: она – яркая индивидуальность и очень красивая женщина.
То же самое можно сказать и об очаровательной Алисе Колосовой, которая пела партию служанки Реции Фатимы. Она сразу обратила на себя внимание очень красивым, светлым и чистым тембром своего меццо (ее голос отличается какой-то особой свежестью), высокой культурой исполнения, очень продуманной фразировкой и музыкальностью. И еще она пела очень-очень мягко, слушать было одно удовольствие. В дуэтах их с Анастасией голоса прекрасно сливались.
Моя любимица Юлия Мазурова в роли Пака вновь порадовала своим тембром – более темным по сравнению с Колосовой, но тоже очень красивым. Вот только сначала я никак не мог понять, на каком же языке поет Юлия? Потому что вначале произношение было вообще больше на английское похоже. Ни стабильных гласных, ни четких, напряженных согласных, и вообще, вместо «t»  с твердым приступом звук там был больше похож на межзубное английское «the». Потом, вроде, стало получше, но все равно, немецкий у Юлии был, увы, хуже всех…Впрочем, это же не вокал, это можно достаточно быстро исправить, нужно только поработать с коучем. А с вокалом у Юлии как раз все в порядке – она пела очень хорошо, чуть скованно вначале, правда. Может, из-за этого и были такие проблемы с произношением? Может, это обыкновенный зажим?
Зато хороший немецкий продемонстрировал исполнитель заглавной партии тенор Тигран Матинян. У него голос достаточно легкий и прозрачный, но умелый и приятного тембра. И еще мне понравилось, что он совершенно не нажимал. Правда, иногда все-таки на фоне оркестра звучал немного жидковато, особенно по сравнению с другим тенором – Артёмом Сафроновым, который пел партию Гюона – на самом деле и являющуюся главной в этой опере. Я услышал Артёма впервые примерно полтора года назад на концерте вокального факультета в МЗК. С тех пор он сделал большой шаг вперед. И за его успехами в МАМТ СНД я тоже внимательно наблюдаю. Молодец, Артём! Если сравнить, как верх звучал тогда, и как он звучит сейчас, так это, как говорят в Одессе, две большие разницы! Голос окреп, звук стал более ровным, а пение – более уверенным. Абсолютно все фразы допеваются до самого конца, звук плотный, надежный. Правда, мне в пении Артёма по-прежнему не очень нравится его артикуляция. Мне даже кажется, что именно из-за нее у него в голосе все-таки заметен небольшой лишний призвук, кажется, носовой. И на дикции это сказывается, и на произношении. Правда, это мое дилетантское предположение. Сегодня Артём справился с трудной партией очень хорошо, прекрасно вытянул все верхи, продемонстрировал широкое дыхание, хорошую атаку на верхние ноты, одну из которых он взял очень красивым фальцетом, упорство в выпевании сложных длинных фраз. Пожалуй, иногда это выглядело слишком старательно и немного однообразно по звуку, но, думаю, Артёма можно поздравить с очень успешным выступлением в такой сложной партии.
 Единственный иностранец и  носитель языка баритон Кристиан Иммлер очень понравился приятным тембром, хотя голос у него не сильный, но поет он очень стильно и музыкально. Н-да, все-таки его немецкий, несмотря на все старания наших певцов, заметно выделялся на их фоне (даже на фоне очень хорошего немецкого у Матиняна и просто хорошего произношения Колосовой и Москвиной).
С удовольствием послушал я и сопрано Лилию Гайсину, также хорошо знакомую мне по концертам вокального факультета в МЗК и теперь уже по выступлениям в МАМТ СНД. Она исполняла небольшую партию Русалки. Так чистенько и трогательно спела!
В общем, музыканты подарили нам очень хороший вечер, выучив достаточно редко исполняемую оперу, которая в Москве прозвучала впервые! Спасибо! С нетерпением жду впечатлений от других участников форума!
« Последнее редактирование: Март 23, 2013, 01:44:08 от Schwarzenstein »

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 452
Вот как раз подурезали партию Шеразмина (Иммлер)!
Мне тоже понравилась Москвина. Тембр, сила, фокусировка - всё отлично! Могу посоветовать всё-таки разрабатывать верх. В знаменитой (и очень сложной) арии про "Океан" были шероховатости именно в верхнем регистре. Техника у певицы очень хорошая. Во всяком случае, звучала она не хуже замечательной Нильссон, если бы не пара самых высоких нот! Как бы хотелось услышать её Маршальшу, Эльзу, Елизавету, Фьордилиджи...
Алиса Колосова тоже очень была хороша. Вторая ария Фатьмы и дуэт с Шеразмином прозвучали просто замечательно! У певицы неплохо развита колоратура. Это даёт надежду на то, что мы ещё услышим её в виртуозном репертуаре.
Очень понравился Тигран Матинян - Оберон! Это вообще одно из главных открытий вечера! Эту партию поют тенора сверх-виртуозного характера с драматической "начинкой": Гэри Лэйкс, например, и Доналд Гроуб. Хоть эта партия по объёму и уступает главным и основным в опере, но является настоящим испытанием для тенора.
Пэк - партия для меццо вагнеровского толка. Взывание к духам - труднейший номер. И Юлия Мазурова, по-моему, прекрасно справилась. Голос тёмный, хорошо управляемый, красивый + хорошее дыхание.
Русалка была тоже на уровне, очаровательно спев свою колыбельную.
Безумно сложная партия Гюона досталась совсем молодому Сафронову. При том, что голос у него явно лирический и матовый по тембру (в отличие от блестящего голоса Матиняна), владеет Артём им прекрасно. Да, не так уверенно, как хотелось бы, прозвучали высокие ноты и колоратуры могли бы быть чётче, но певец спел достойно! (Пожелание №1 для него - следить за выражением лица и позой. Это очень смешно, когда лицо выражает почти дурашливую отстранённость, а поза напоминает позу футболиста, стоящего в защитной "стенке"!)
Оркестр был замечателен! Оркестровые партии написаны Вебером для музыкантов исключительных виртуозных качеств. Именно поэтому потрясающая увертюра к опере звучит с одной стороны редко, а с другой - в исполнении оркестров самой высшей категории. Трудно это сыграть слаженно, внятно, красиво и технично. И всё это оркестру Музыка Вива сегодня вечером удалось!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 452
Да! И Иммлер, при том, что его голос мы слышали не в таком объёме, как хотелось бы, был стилен и очень музыкален. Его Шеразмин мне показался интереснее того, которого запечатлел в записи знаменитый Герман Прей!

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
У меня сложные отношения с немецкой оперой((( Конечно , я послушала несколько вариантов исполнения «Оберона», но ближе она мне не стала. Музыка  «прихотливая», временами мрачноватая , загадочная и безумно красивая, либретто  симпатичное. Но все-таки это не «мое» .  Вернусь к ней через некоторое время, пожалуй.
 Исполнители порадовали, искренне порадовали.
Очень понравился Оберон -Матинян.  Девушки оставили прекрасное впечатление, но истины  ради,  стоит отметить, что  сценически более убедительной  была Колосова. Одна их немногих, она  реже других смотрела в ноты, органична и непосредственна была в дуэтах.
Страшно завидовала вам, сидящим в зале, поскольку картинка по трансляции была расплывчатой, временами «зависала». Спасибо большое за интересные отзывы.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 452
Знаете, у Москвиной (Реция) благородная и благодарная внешность настоящей романтической героини! Ей особо не надо было что-то играть. Задачи другие.
К сожалению, её герою - Гюону де Бордо - именно этого сдержанно благородного облика и не хватало.
Колосова и Иммлер были замечательны и органичны в партиях типичных слуг. Вот им и поиграть надо было и попеть! И она справились замечательно!